О СОСТОЯНИИ СВОБОДЫ СЛОВА И НАРУШЕНИЯХ

ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ В АРМЕНИИ

Квартальный доклад Комитета по защите свободы слова

(июль - сентябрь 2011)

СРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ

Начиная с 2010, Комитет по защите свободы слова (КЗСС) готовит и публикует, помимо годовых, промежуточные квартальные доклады о состоянии свободы слова и нарушениях прав журналистов и СМИ в Армении, представляющие: а) инициативы по внесению изменений и дополнений в законодательство, касающееся СМИ; б) экономические условия и их воздействие на медиа; в) политическую среду и ее влияние на деятельность СМИ; г) нарушения прав журналистов и СМИ.

В третьем квартале 2011 в сфере законодательства, касающегося СМИ и свободы слова, произошло два заметных события. Одно из них касалось законопроекта о внесении изменения и дополнения в Закон РА “О телевидении и радио”, другое - нормы Гражданского процессуального кодекса РА, использованной Кассационным судом РА для отклонения жалобы учредителя телекомпании “А1+” - ООО “Мелтекс”.
В докладе КЗСС за первый квартал 2011 нами отмечалось, что в январе нынешнего года председатель общественной организации “Журналисты во имя будущего” Сурен Дегерян обратился к председателю Национальной комиссии по телевидению и радио Григору Амаляну с открытым письмом от имени группы “Голос тишины”, выразив озабоченность в связи с тем, что после того, как число вещающих в Ереване телекомпаний сократилось с 22 до 18, из армянского телеэфира исчезли информационные передачи с сурдопереводом. В результате этого, как отмечалось в документе, нарушено право 3500 граждан РА, имеющих проблемы со слухом, на получение информации, а также принцип равноправия граждан.
В ответном письме председатель НКТР попытался обосновать, что право глухонемых граждан на получение информации не нарушено, поскольку информационные выпуски телеканалов сопровождаются титрами на армянском языке. Между тем, лица, имеющие проблемы со слухом, и сурдопереводчики отметили, что использование титров не является решением вопроса, поскольку, помимо необходимости излишне напрягать зрение, “бегущая строка” зачастую не соответствует изображению на экранах телевизоров и тем самым вводит телеаудиторию в заблуждение.  
Позже НПО “Журналисты во имя будущего” в письме аналогичного содержания, адресованном Защитнику прав человека РА, под эгидой которого была создана рабочая группа по реформированию вещательного законодательства, предложила внести изменения в разрабатываемый законопроект “О телевидении и радио” с целью обеспечить право на получение информации для людей, имеющих проблемы со слухом. Это письмо было переслано в правительство РА, которое после прошедших в июле обсуждений одобрило законопроект о внесении изменения и дополнения в Закон РА “О телевидении и радио”. Согласно документу, предлагается дополнить закон новой статьей 5.1, обязывающей телекомпании транслировать, как минимум, одну детскую и/или информационную передачу с сурдопереводом (на языке жестов) или с титрами на армянском языке. Это требование распространяется на Общественную телерадиокомпанию и частные телеканалы, имеющие детские и/или информационные передачи. Ожидается, что законопроект будет обсужден на осенней сессии Национального Собрания. 
15 июля Конституционный суд РА, рассмотрев заявление учредителя телекомпании “А1+” ООО “Мелтекс” о соответствии Основному Закону РА статьи 204.38 Гражданского процессуального кодекса РА (о правилах пересмотра судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам), принял постановление, согласно которому эта норма признана противоречащей Конституции. Это дает “А1+” возможность еще раз обратиться в Кассационный суд с требованием пересмотреть вынесенные в 2004 решения об отклонении ее исков против НКТР по вновь открывшимся обстоятельствам (имеется в виду постановление Европейского суда по правам человека от 17 июня 2008) и признать факт нарушения прав, гарантированных статьей 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также обязать НКТР восстановить ситуацию, предшествовавшую нарушению.   
Что касается влияния политических и экономических факторов на деятельность медиа, то в третьем квартале 2011, как и в предыдущие периоды нынешнего года, в первую очередь, привлекают внимание судебные дела против СМИ. Опасная тенденция вовлечения медиа в судебные процессы, что зачастую становится следствием нетерпимости различных слоев общества, особенно политической элиты, к звучащей в их адрес критике, особенно усилилась в сентябре.
Почти все факты давления на СМИ и их сотрудников, нашедшие место в соответствующем разделе настоящего доклада, представляют собой судебные дела, принятые в производство по статье 1087.1 Гражданского кодекса РА, регулирующей порядок и условия возмещения ущерба, причиненного чести, достоинству и деловой репутации. В их числе 11 новых исков - наибольшее количество, по сравнению с показателями двух предыдущих кварталов текущего года. 

Необходимо отметить, что с момента декриминализации клеветы и оскорбления, то есть с 18 мая 2010, до 30 сентября 2011 КЗСС зафиксировал в общей сложности 29 исков, поданных против СМИ и их сотрудников с требованием возмещения ущерба, размеры которого достигают, как правило, нескольких миллионов драмов. 
Эти процессы, фактически, приводят к такой тревожной ситуации, когда, например, после решения суда общей юрисдикции и отклонения жалоб двумя вышестоящими инстанциями СМИ оказывается в настолько тяжелом положении, что для сбора необходимой суммы вынуждено обращаться за поддержкой к общественности страны. 
 В другом случае СМИ, осуществляя свою законную деятельность, предоставило на своих страницах равные условия политическим деятелям с противоположными взглядами и невольно оказалось вовлеченным в судебный процесс в качестве третьей стороны. Или, к примеру, должностное лицо, подав иск против СМИ, требует в то же время применить в качестве меры по его обеспечению запрет на распространение данной редакцией информации о судебном споре, игнорируя гарантированное Конституцией право. (Подробности смотрите ниже, в разделе “Давление на СМИ и их сотрудников”.) 
Как неоднократно отмечалось в докладах КЗСС, судебные процессы против оппозиционных СМИ в большинстве своем преследуют цель довести до  финансового коллапса редакции, действующие и без того в тяжелых условиях, и заставить замолчать неугодные медиа. Помимо этого, в подобной ситуации сильно возрастает опасность усиления самоцензуры в СМИ. 
По нарушениям прав журналистов и СМИ третий квартал (в большей степени июль и сентябрь) можно охарактеризовать как напряженный период.    

Ниже представляем нарушения прав журналистов и СМИ по следующей классификации КЗСС:

1) физическое насилие над журналистами;

2) давление на СМИ и их сотрудников;

3) нарушения права на получение и распространение информации.

Используемая классификация видов нарушений прав журналистов и СМИ несколько условна. В частности, бывают инциденты, в которых, например, препятствование получению и распространению информации сопровождается насилием над журналистом. Каждый из таких фактов отнесен к тому виду нарушений, которому, по мнению авторов доклада, он больше соответствует. Тем не менее, несмотря на эту условность, применяемая классификация позволяет более конкретно и наглядно представить общую картину нарушений прав журналистов и СМИ.

НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ

Третий квартал 2011 для армянских СМИ и журналистов оказался тревожным. 
Ниже представлены две таблицы, содержащие сравнительные количественные показатели правонарушений против СМИ и их сотрудников. В целом, меньше стало случаев насилия в отношении журналистов: в этом квартале зафиксирован 1 такой инцидент. Однако по-прежнему вызывает тревогу усиление давления на журналистов и СМИ посредством судов. В частности, в течение третьего квартала против медиа было подано 11 новых судебных исков, что превышает даже показатель первого квартала, расцененный нами тогда как беспрецедентно высокий. За счет этих исков отмечен рост числа фактов давления на СМИ - как по сравнению с предыдущими кварталами текущего года, так и по сравнению с тем же периодом 2010. Что же касается нарушений права на получение и распространение информации, то таких случаев за отчетный период не было зарегистрировано.     
Сравнительная таблица данных относительно нарушений прав журналистов и СМИ в первом, втором и третьем кварталах 2011 года

	Виды нарушений


	2011 г.

1-й квартал квартал
	2011 г.

2-й квартал квартал
	2011 г.

3-й квартал

	Физическое насилие над               журналистами
	0
	2
	1

	Давление на СМИ и их сотрудников
	15
	6
	12

	Нарушения права на получение и распространение информации
	4
	2
	0


Сравнительная таблица данных относительно нарушений прав журналистов и СМИ в течение третьих кварталов 2010 и 2011 годов

	  Виды нарушений


	2010 г.

3-й квартал
	2011 г.

3-й квартал

	Физическое насилие над журналистами
	0
	1

	Давление на СМИ и их сотрудников
	5
	12

	Нарушения права на получение и распространение информации
	3
	0


Таким образом, в третьем квартале 2011 КЗСС зарегистрировал 13 новых фактов нарушений прав журналистов и СМИ. Как и в прошлые годы, Комитет по защите свободы слова отмечает, что приведенные в таблице данные не претендуют на абсолютную точность. Известно, что представители СМИ нередко воздерживаются от предания гласности фактов препятствования их профессиональной деятельности, игнорируют различного рода угрозы в свой адрес или предпочитают самостоятельно преодолевать возникающие проблемы и незаконные ограничения. Поэтому КЗСС уверен, что реальное число нарушений прав журналистов и СМИ намного больше зафиксированного. В настоящем докладе мы представляем наиболее значительные факты таких правонарушений, которые вызвали широкий общественный резонанс.

Физическое насилие над журналистами

В третьем квартале 2011 КЗСС зарегистрировал 1 новый факт физического насилия над журналистом и развитие событий по инциденту, имевшему место во втором квартале. 
Представляем их ниже.
25 июля суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш удовлетворил жалобу ООО “Рапарак оратерт” по поводу постановления Главного следственного управления Полиции РА, отказавшего в уголовном преследовании председателя координационного совета правозащитных НПО “Зинвор” (“Солдат”) Маргариты Хачатрян - ввиду отсутствия состава преступления.    
Напомним, что 21 апреля Маргарита Хачатрян в сопровождении трех человек явилась в редакцию “Рапарак” и в агрессивной форме, причинив телесные повреждения главному редактору, решила призвать к ответу руководство издания в связи с опубликованной в тот же день заметкой “Была драка?”, которая касалась ее организации (см. доклад КЗСС за второй квартал 2011). 

Вышеупомянутое решение суда общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш в пользу ООО “Рапарак оратерт” было обжаловано в Уголовном апелляционном суде РА, однако на заседании 1 сентября жалоба была отклонена, а решение от 25 июля было оставлено в силе. Согласно сообщению “Рапарак”, 27 сентября редакция получила письмо от старшего прокурора административных округов Кентрон и Норк-Мараш, из которого стало известно, что в связи с хулиганским деянием Маргариты Хачатрян возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 258 Уголовного кодекса РА. Иными словами, Ереванский центральный следственный отдел Главного следственного управления Полиции РА должен возобновить расследование этого дела. 
Как отмечалось в докладе КЗСС за второй квартал, Маргарита Хачатрян предъявила в суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш иск против ООО “Рапарак оратерт” (об этом читайте в разделе “Давление на СМИ и их сотрудников”).

28 июля, около 23.30, на Площади Республики произошел инцидент между корреспондентом газеты “Айкакан жаманак” Ани Геворгян и полицейскими. Когда журналистка попыталась сфотографировать убегающую от полицейских и оказавшуюся в бассейне женщину, один из полицейских воспрепятствовал ее работе, ударив по руке и попытавшись отнять фотоаппарат.  
30 июля "Айкакан жаманак" опубликовала заметку под заголовком “Нападение на журналиста”, представив ее как сообщение о преступлении. 3 августа стало известно, что в отделе полиции административного округа Кентрон города Еревана подготавливаются материалы в связи с нападением полицейского Ашота Саргсяна на журналистку Ани Геворгян. Однако 25 августа выяснилось, что полиция не нашла достаточных оснований для возбуждения уголовного дела в связи с воспрепятствованием профессиональной деятельности Ани Геворгян. Согласно следователю, когда журналистка фотографировала, полицейский не бил ее по руке, а оттолкнул фотоаппарат, находящийся слишком близко к его лицу.  
Давление на СМИ и их сотрудников

В течение третьего квартала очевиден количественный рост фактов давления на журналистов и СМИ: КЗСС зарегистрировал 12 таких случаев против 6 во втором квартале. Как уже отмечалось, 11 из них - новые судебные дела против СМИ, к трем из которых медиа привлечены в качестве третьего лица.    
В этом разделе представлено также развитие событий по инициированным ранее другим судебным делам против СМИ - с тем, чтобы наиболее полно отразить существующую ситуацию.  

Представляем факты в хронологическом порядке.

1 июля Кассационный суд РА отклонил жалобу учредителя телекомпании “ГАЛА” - ООО “ЧАП”. Таким образом, оставлено в силе вынесенное в пользу мэрии Гюмри решение Апелляционного гражданского суда РА от 26 апреля, которое обязывает телекомпанию в течение одного месяца демонтировать свое оборудование со старой городской телевышки.  
Напомним, что судебные разбирательства между мэрией Гюмри и учредителем “ГАЛА” - ООО “ЧАП” относительно эксплуатации старой городской телевышки началась в ноябре 2007. Еще 14 апреля 2008 суд первой инстанции Ширакской области вынес решение в пользу мэрии. Апелляционный суд РА оставил его в силе, однако Кассационный суд РА отменил это решение.

В последующем судебные процессы продолжались, и 26 апреля Апелляционный гражданский суд РА оставил в силе решение суда общей юрисдикции Ширакской области, обязывающее телекомпанию “ГАЛА” демонтировать свое оборудование со старой городской телевышки.  
В распространенном 16 июля заявлении “ГАЛА” говорится, что телекомпания продолжит борьбу за свои права и обратится в Европейский суд по правам человека.

18 июля ряд журналистских организаций, в том числе КЗСС, выступил с  заявлением по поводу постановления Кассационного суда РА от 1 июля 2011. 
8 июля в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш продолжились слушания по иску строительной компании “Глендейл Хилз” против учредителя ежедневной газеты “Жаманак” - ООО “Скизб Медиа Кентрон”. Напомним, что предметом спора стала опубликованная 26 августа 2010 информация “1000 долларов за молчание”, которая касалась некачественного, по мнению жильцов, строительства зданий квартала Муш-2 в Гюмри, предназначенного для пострадавших от землетрясения горожан. Истец требует от учредителя издания возмещения в размере 2,5 миллиона драмов за ущерб, нанесенный деловой репутации компании посредством публикации не соответствующих действительности сведений.  
Слушания продолжились 8 и 16 сентября. Ответчик представил два ходатайства: пригласить в суд свидетелей и отложить слушания. Следующее заседание назначено на 11 октября. 

8 июля в Административном суде РА продолжилось рассмотрение иска учредителя телекомпании “А1+” - ООО “Мелтекс” против Национальной комиссии по телевидению и радио. 

Напомним, “Мелтекс” требует признать недействительным решение НКТР №96-А от 16 декабря 2010 (о признании телекомпании “Армньюс” победителем в конкурсе №11 на цифровое вещание), а также подтвердить факт нарушения права “А1+” на справедливую конкуренцию в этом конкурсе. Судопроизводство по делу началось 21 февраля 2011 (см. доклад КЗСС за первый квартал 2011).    

На предыдущих заседаниях суд принял ходатайство представителя “А1+” о вовлечении в процесс ЗАО “Армньюс” в качестве третьей стороны. 

8 июля учредитель “А1+” дополнил основания иска. Суд предоставил ответчику время для ознакомления с ними. В тот же день стало известно, что ЗАО “Армньюс” письменно попросил суд продолжать процесс в его отсутствие. 11 августа завершились предварительные слушания, а заседанием 16 сентября закончилось рассмотрение дела. Поскольку решение НКТР №96-А от 16 декабря 2010 было основано на том, что часть представленных “А1+” документов, касающихся финансовых средств, была фальшива и необоснованна, на заседании 16 сентября рассматривалась именно эта сторона проблемы. 

Оглашение решения было назначено на 3 октября. 

13 июля суд общей юрисдикции города Севана огласил приговор по иску о воспрепятствовании законной профессиональной деятельности истца - журналиста телекомпании “Шант” против священнослужителя севанской общины Церкви “Единство” Христиан Веры Евангельской Владимира Багдасаряна. Последний был признан виновным по части 1 статьи 164 УК РА и приговорен к штрафу в размере 200 000 драмов. Вместе с тем, суд применил амнистию, освободив его от уплаты штрафа. 
Инцидент, ставший поводом для судебных разбирательств, произошел 10 ноября 2010, когда журналист телекомпании “Шант” Арпи Сукиасян и оператор Эдуард Петросян находились в Севане для подготовки репортажа. Они зашли в здание бывшего кинотеатра, на котором не было вывесок. Как выяснилось, это было место собраний членов упомянутой выше религиозной организации, а один этаж здания является частной собственностью. Когда съемочная группа приступила к работе, один из находившихся в помещении людей подошел и, потребовав прекратить съемку и покинуть здание, ударил оператора в лицо. Как выяснилось, это был руководитель организации Владимир Багдасарян. В тот же день в вечернем выпуске информационной программы “Горизонт” телеканала “Шант” был показан репортаж об инциденте, представленный как сообщение о преступлении. 

24 декабря 2010 было возбуждено уголовное дело, последовавшие затем судебные заседания продлились до 13 июля  2011. Несмотря на амнистию, Владимир  Багдасарян обжаловал приговор, расценив его как проявление религиозной дискриминации. 

Разбирательства в Апелляционном уголовном суде РА продолжаются. Очередное заседание назначено на 19 октября.

20 июля интернет-издание www.hetq.am сообщило, что по исковому заявлению ректора Ванадзорского государственного педагогического института Гургена Хачатряна против бывшей преподавательницы того же вуза Лусинэ Ашугян в качестве третьей стороны привлечены ежедневная газета “Этк” и телекомпания “АТV”. Причастность упомянутых СМИ к делу, содержащему требование возместить ущерб, причиненный чести, достоинству и деловой репутации, обосновывается тем, что “Этк” 13 мая опубликовала статью “Нездоровые страсти в Ванадзорском педагогическом институте”, а телекомпания “АТV” 15 июня выпустила передачу на эту тему в программе “Полуоткрытые окна”. Истец требует от ответчика опровергнуть в тех же СМИ сведения, являющиеся, по его мнению, клеветой, и выплатить 2 миллиона драмов компенсации. 
Первое судебное заседание было назначено на 23 августа в суде общей юрисдикции Лорийской области в Алаверди. Однако, поскольку фактическим местом проживания ответчицы является Ванадзор, то, в соответствии с ее заявлением, рассмотрение дела было продолжено 6 сентября в суде Ванадзора. Разбирательства по делу продолжаются.
21 июля в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш состоялось очередное заседание по иску бывшего советника председателя Национального Собрания РА Татула Манасеряна против учредителя ежедневной газеты “Жаманак” - ООО “Скизб Медиа Кентрон”. Напомним, что истец считает опубликованную в номере от 29 сентября 2010 заметку под заголовком “Уголовное дело против советника  председателя НС?” клеветой, ущемляющей его честь и достоинство. Он требует напечатать опровержение и возместить ущерб в размере 2,5 миллиона драмов, из которых 500 000 драмов - на оплату адвокатских услуг.

Слушания дела продолжились 2 и 5 сентября. Суд отклонил ходатайство ответчика о вызове в суд в качестве свидетеля лица, на основании свидетельств и показаний которого газета опубликовала сведения о том, что против Татула Манасеряна возбуждено уголовное дело по обвинению в ростовщичестве. 6 сентября судебные разбирательства закончились, а 20 сентября суд огласил решение о частичном удовлетворении иска: газета “Жаманак” обязана опубликовать опровержение, а ее учредитель - выплатить истцу 510 000 драмов, из которых 300 000 как возмещение за клевету, 200 000 - оплата адвокатских услуг, а 10 000 - госпошлина за судопроизводство. Представитель газеты заявил, что решение будет обжаловано в вышестоящей судебной инстанции.    
23 июля газета “168 жам” сообщила, что бывший директор старшей школы №2 города Эчмиадзина Сусанна Назарян и ее несовершеннолетний сын, ученик той же школы Тигран Тертерян, обратились в суд общей юрисдикции  административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана с исками против учредителя издания - ООО “168 жам” и корреспондента Марины Мартиросян. Первый из истцов, бывший директор, требует обязать ответчиков опровергнуть сведения о том, что в школе ею была создана нездоровая морально-психологическая обстановка, и взыскать с них 2 миллиона драмов в качестве возмещения за клевету. Второй истец, сын бывшего директора (представителем которого является отец), требует обязать ответчиков опровергнуть сведения о том, что он поджег школьный архив документов, в качестве возмещения за клевету взыскать в его пользу 2 миллиона драмов, а также в размере требуемой суммы наложить запрет на принадлежащие ООО “168 жам” имущество или денежные средства. 
Первые судебные заседания по обоим искам были назначены на 26 сентября, однако были перенесены на 18 октября.

26 июля газета “Чоррорд инкишханутюн” сообщила, что суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш принял в производство иск директора Национальной картинной галереи Фараона Мирзояна против учредителя этого издания - ООО “Посторонним В”. Основанием для спора послужила статья “Узнать Фараона”, опубликованная в “ЧИ” 9 апреля 2011. Истец требует опровергнуть сведения, порочащие его честь и достоинство, взыскать в его пользу 3 360 000 драмов - для возмещения ущерба, нанесенного посредством оскорбления и клеветы, и компенсации судебных расходов.
Адвокаты “Посторонним В”, отвечая на иск, отметили, что газета сослалась на материалы интернет-издания www.hetq.am от 8 ноября и 20 декабря 2010, которые были использованы автором статьи Каринэ Ашугян, и что публикация тех же сведений год тому назад, фактически, не была расценена истцом как клевета и оскорбление. 

30 июля интернет-издание www.hetq.am сообщило, что дорожно-строительное ЗАО “ДСЭ Иджевана” обратилось в суд общей юрисдикции Тавушской области с иском против ООО “Студия Иджеван” и ее корреспондента Наиры Хачикян. Поводом для иска стал репортаж, подготовленный журналисткой и 21 июня выпущенный также в эфире информационной программы “Лрабер” Второго армянского телеканала и телекомпании “Еркир-медиа”. В этом материале дорожно-строительная компания была охарактеризована как разорительная, присваивающая бюджетные средства и т. п. Истец требует принести публичные извинения и возместить ущерб в размере 3 264 000 драмов за опороченную деловую репутацию. 
Первое судебное заседание было назначено на 18 августа, но затем перенесено на 14 сентября. Следующее заседание назначено на 17 октября. 

3 августа Кассационный суд РА отклонил жалобу издателя газеты “Айкакан жаманак” - ООО “Дарескизб” на постановление Апелляционного гражданского суда РА от 9 июня, оставившего в силе решение суда общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш по иску депутатов НС и известных бизнесменов Рубена Айрапетяна, Самвела Алексаняна и Левона Саргсяна о выплате каждому из них 2 044 000 драмов (в общей сложности - 6 132 000 драмов) в качестве возмещения за клевету и оскорбление. 
Напомним, что упомянутые депутаты предъявили в суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана иск по поводу опубликованной 14 октября 2010 в “Айкакан жаманак” статьи “Семь из восьми - в списке”. В материале содержалось сообщение председателя действующего в Москве клуба “Миабанутюн” Смбата Караханяна о том, что правоохранительные органы России составили и обсудили с клубом “Миабанутюн” список должностных лиц из Армении, имена которых значатся в уголовных делах, касающихся наркобизнеса, незаконной продажи оружия, отмывания денег. В этой связи были отмечены и имена трех упомянутых депутатов. Истцы потребовали опровержения опубликованных сведений, порочащих их честь, достоинство и деловую репутацию, и возмещения ущерба в размере 2,5 миллиона драмов каждому (в общей сложности - 7,5 миллион драмов).  
7 февраля 2011 суд удовлетворил требования иска частично, обязав издание выплатить каждому из истцов по 2 044 000 драмов (в общей сложности - 6 132 000 др.) и в недельный срок после вступления приговора в силу напечатать опровержение. Постановление было вынесено на основании статьи 1087.1 Гражданского кодекса РА  и, фактически, осталось в силе. 
После отклонения кассационной жалобы было возбуждено исполнительное производство. Редакция “Айкакан жаманак” с целью сбора средств открыла расчетный счет и обратилась за поддержкой к общественности страны. 

В то же время учредитель издания намеревается обратиться в Европейский суд по правам человека.

17 августа Апелляционный гражданский суд РА рассмотрел жалобу депутата НС Тиграна Арзаканцяна на решение суда общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш от 8 июня по его иску против учредителя газеты “Еркир” - ООО “Еркир оратерт”. Иск был удовлетворен частично: суд обязал газету выплатить депутату 288 000 драмов. В поданной апелляции Тигран Арзаканцян потребовал отменить это решение. 

Напомним, что депутат оспаривал опубликованные о нем 13 января 2011 сведения, содержащиеся в публикации газеты под рубрикой “131 лицо и маска”, и в связи с оскорблением и клеветой потребовал возмещения в размере 3 568 000 драмов. Учредитель издания также подал апелляцию, считая, что судебное решение о возмещении ущерба в размере 200 000 драмов за слово “щенок” необоснованно (см. доклад КЗСС за второй квартал). 
24 августа Апелляционный гражданский суд РА отклонил обе жалобы, оставив в силе постановление суда общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш. 

23 сентября Тигран Арзаканцян подал кассационную жалобу.

17 августа из пресс-релиза Гюмрийского клуба журналистов “Аспарез” стало известно, что председатель Совета попечителей благотворительного фонда “Минас Аветисян” Арман Аветисян предъявил иск в суд общей юрисдикции Ширакской области против председателя Совета “Аспарез” Левона Барсегяна. 
Истец требует обязать Левона Барсегяна принести публичные извинения за клевету и оскорбление, опубликовать решение суда на веб-сайте клуба и взыскать с ответчика 2 миллиона драмов (500 000 в качестве возмещения ущерба за оскорбление,1 500 000 - за клевету), а также 200 000 драмов как компенсация судебных расходов. Истец считает оскорбительными сведения, содержащиеся в статьях “Есть вещи, которые не прощаются”, “Арман Аветисян лжет по непонятным причинам” и “Наносили удар по семейному капиталу?”, которые касаются перевоза фресок Минаса Аветисяна в Ереван. Эти материалы были опубликованы в июне 2011 на веб-сайте “Аспарез”. До обращения в суд Арман Аветисян прислал в клуб письмо с требованием разместить на том же сайте опровержение. 30 июня на веб-сайте было размещено упомянутое письмо Армана Аветисяна, однако 4 августа последний обратился в суд.
9 сентября в суде общей юрисдикции Ширакской области прошло предварительное заседание, на котором представитель истца разъяснил, что именно расценивается как клевета и оскорбление и что подлежит доказыванию. 22 сентября разбирательства продолжились. Суд уточнил обстоятельства, которые должны доказать обе стороны. Следующее заседание назначено на 11 октября.

23 августа в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана продолжились слушания по иску жительницы села Арени (область Вайоц Дзор) Сусанны Багдасарян против уже не существующей редакции газеты “Айк” и ее бывшего сотрудника, ныне корреспондента газеты “Жоговурд” и интернет-портала “lragir.am” Армана Галояна. 

Напомним, что дело принято в производство с августа 2010, оно касается статьи “По следам убийства”, опубликованной 8 февраля 2008 в газете “Айк”. Истица требует опубликовать опровержение. По ее мнению, Арман Галоян в нарушение статьи 19 Гражданского кодекса РА осквернил память и добрую репутацию ее сына, представив его наркоманом (подробности читайте в докладе КЗСС за второй квартал 2011, а также в годовом докладе за 2010).

В ходе состоявшихся в нынешнем году разбирательств суд признал соответчицей вдову убитого - Светлану Аракелян, являвшуюся источником сведений, а также счел доказанным, что предоставленные ею сведения в оспариваемой публикации процитированы дословно, как прямая речь. 

27 сентября было оглашено судебное решение, согласно которому иск удовлетворен. Однако как это решение будет реализовано, трудно сказать. Проблема в том, что суд обязал Светлану Аракелян опровергнуть упомянутые выше сведения из статьи “По следам убийства” в той же газете “Айк”, которая не издается с июля 2010.

24 августа газета “Айкакан жаманак” сообщила, что заместитель председателя Комитета по госдоходам при правительстве РА Армен Алавердян накануне позвонил корреспонденту издания Ваагну Овакимяну и выразил свое возмущение по поводу приведенного в материале “Он пошел один?” (опубликован в номере от 23 августа) телефонного разговора с ним, а затем стал ругаться нецензурными словами. Свои действия он мотивировал тем, что, быть может, не желал, чтобы жена узнала о его местонахождении (в упомянутом выше телефонном разговоре высокопоставленный чиновник сказал, что находится в больнице). После этого Алавердян перешел к угрозам: “Я тебя прибью, разобью тебе голову”. Отметим, что корреспондент, в свою очередь, также непристойно ответил “собеседнику”. 

6 сентября в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш прошло первое заседание по иску председателя координационного совета правозащитных НПО “Зинвор” (“Солдат”) Маргариты Хачатрян против учредителя газеты “Рапарак” - ООО “Рапарак оратерт”. 
Напомним, что Маргарита Хачатрян оспаривает заметку “Была драка?”, опубликованную в “Рапарак” 21 апреля. Она требует опровергнуть опубликованные сведения и выплатить возмещение за клевету и оскорбление в размере 2 040 000 драмов, включая судебные расходы.

Разбирательства продолжаются. Очередное судебное заседание назначено на 10 ноября.
7 сентября Апелляционный гражданский суд РА рассмотрел жалобы обвиняемых по уголовному делу Геворга Айрапетяна и Ашота Арутюняна на два решения суда общей юрисдикции столичных административных округов Ачапняк и Давидашен от 16 июня, согласно которым были отклонены их иски против ЗАО “Мультимедиа-Кентрон ТВ”. 
Напомним, что оспаривались за два телесюжета, транслированных в ноябре 2010 в программе “Расследование” телеканала “Кентрон”. Согласно истцам, содержащиеся в этих материалах фактические неточности опорочили их честь и достоинство, ввели общественность в заблуждение. И поскольку эти сведения были выпущены в эфир прежде, чем приговор вступит в законную силу, было нарушено их право на презумпцию невиновности (см. доклад КЗСС за второй квартал 2011).
Представитель апеллянтов ходатайствовал об отмене решений первой инстанции и направлении дел на новое рассмотрение в тот же суд.

15 сентября Апелляционный гражданский суд РА огласил постановления, согласно которым жалобы Геворга Айрапетяна и Ашота Арутюняна были отклонены, а решения суда общей юрисдикции столичных административных округов Ачапняк и Давидашен оставлены в силе.
8 сентября газета “Рапарак” сообщила, что из Службы по исполнению судебных актов РА получено постановление о наложении запрета на имущество учредителя издания - ООО “Рапарак оратерт” на основании исполнительного листа, выданного 31 августа судом общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш, в размере требуемых в иске 3 миллионов драмов. Кроме того, в качестве меры по обеспечению иска газете запрещалось распространять информацию о данном гражданском споре до принятия заключительного судебного акта по этому делу. 
Но оставалось непонятным, кто истец, что является предметом спора, так как газета еще не получала ни иска, ни самого судебного решения. По словам главного редактора “Рапарак” Армине Оганян, редакция лишь высказала предположение о том, проблема связана с опубликованными в августе материалами, в которых речь шла о руководителе Судебного департамента РА Мисаке Мартиросяне и председателе Кассационного суда Армане Мкртумяне. В частности, в газетной публикации было представлено письмо сотрудников департамента, где они жаловались на происходящие нарушения в этом органе.  
По состоянию на 30 сентября проблема не получила решения.

8 сентября в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана прошло предварительное заседание по одному из исков по защите чести, достоинства и деловой репутации ООО “Аритмологический кардиологический центр Армении” против газеты “Аравот”. 
Напомним, что кардиологический центр представил два иска в суд против ежедневной газеты “Аравот” - в связи со статьями Рипсиме Джебеджян “Заплатил за 10 лет жизни, получил на 7 лет. Врачи обманули и больного, и государство?” (13.11.2010) и жителя Капана Каро Аванесяна “А где осталась клятва Гиппократа?” (01.12.2010). Предварительное заседание по иску в связи со второй статьей с марта месяца задерживалось, поскольку между сторонами проходят переговоры относительно возможности заключения мирового соглашения. Но каких-либо результатов еще не достигнуто. Истец требует напечатать опровержение и возместить ущерб в размере 2 млн. драмов, а также взыскать с ответчика 300 тысяч драмов на оплату адвокатских услуг.

На заседании 8 сентября представитель “Аравот” выступил с ходатайством о приглашении в суд, в качестве свидетеля, автора статьи, жителя Капана Каро Аванесяна. Последний в оспариваемой публикации отметил, что в Аритмологическом кардиологическом центре Армении за соответствующую плату его прооперировали и вживили регулирующий работу сердца прибор, который должен был бесперебойно прослужить 4-5 лет. Однако ухудшение состояния здоровья и последующая проверка показали, что прибор работает неполноценно. 

Представитель истца Мурад Асрян высказался против приглашения свидетеля, утверждая, что опубликованные сведения и мысли отражают позицию газеты “Аравот”, а не Каро Аванесяна. Суд отложил это заседание, чтобы дать истцу возможность представить возражения в письменном виде.   
15 сентября в Апелляционном гражданском суде РА начались слушания по жалобе учредителя и издателя ежедневной газеты “Жаманак” - ООО “Скизб Медиа Кентрон” на решение суда общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш от 6 июня. 
Напомним, что суд первой инстанции частично удовлетворил поданный против учредителя издания иск супруги и старшего сына второго президента РА Роберта Кочаряна - Беллы и Седрака Кочарянов: газету обязали опровергнуть сведения, ущемляющие честь, достоинство и деловую репутацию членов семьи второго президента Армении, и возместить ущерб за оскорбление и клевету в размере 3 миллионов драмов. Требование о выплате еще 3 миллионов драмов в качестве компенсации расходов за адвокатские услуги было отклонено (подробности см. в докладах КЗСС за первый и второй кварталы 2011).

29 сентября рассмотрение апелляции было продолжено. Представитель газеты заявил, что в материалах дела отсутствует справка, в которой объяснялось, на каком основании следует отклонять аргументы ответчика, и ходатайствовал о приобщении этого документа к делу.

Суд отложил слушания. Следующее заседание назначено на 6 октября.  
15 сентября в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана состоялось очередное заседание по иску второго президента РА Роберта Кочаряна против учредителя газеты “Рапарак” - ООО “Рапарак оратерт”. 
Напомним, что дело принято в производство 28 марта. Истец требует опровергнуть сведения, опубликованные 12 февраля в статье “Кочаряна уничтожают, Царукяну - объясняют?”, и выплатить возмещение в размере 6 миллионов драмов: 3 миллиона - за оскорбление и клевету и 3 миллиона - за адвокатские расходы (подробности читайте в докладе КЗСС за второй квартал 2011).

Несмотря на то, что на предыдущем заседании суд удовлетворил ходатайство истца о приглашении в качестве свидетеля автора публикации Лусине Петросян, она не явилась в суд, так как редакция не была извещена об этом. Было решено, что Лусине Петросян примет участие в заседаниях на стадии судебных разбирательств.  

17 сентября КЗСС стало известно, что ежедневная газета “Аравот” признана третьим лицом в деле о нанесении ущерба чести, достоинству и деловой репутации, которое находится в производстве суда общей юрисдикции Лорийской области. Сельский староста Лернапата Вано Егиазарян предъявил иски против односельчан Бориса Ашрафяна и Геворга Мелконяна. Спор касается статьи “Кто на кого клевещет” (автор - Арпинэ Симонян), опубликованной изданием 19 августа. Истец считает, что некоторые высказывания, приведенные в статье, оскорбительны, и требует с каждого по 500 000 драмов возмещения.

Судебные разбирательства назначены на 31 октября.

21 сентября КЗСС стало известно, что учредитель газеты “Рапарак” - ООО “Рапарак оратерт” привлечен в качестве третьего лица к судебному спору между лидером Объединения “Национальное самоопределение” Паруйром Айрикяном и коммунистами Гегамом Галстяном и Нориком Петросяном. 
Напомним, что 7 июля газета “Рапарак” опубликовала статью упомянутых выше коммунистов “Ничтожен, как камень, брошенный в Арарат”. Это, по сути, было ответом на точку зрения Паруйра Айрикяна о революционере Степане Шаумяне, высказанную в выпуске передачи Общественного телевидения “ Армянский вопрос” от 12 июня. В дальнейшем газета поочередно предоставляла свои страницы обеим сторонам - до тех пор, пока не сочла целесообразным прекратить дискуссию.

Иск предъявлен Паруйром Айрикяном, который требует опровергнуть сведения, ущемляющие его честь, достоинство и деловую репутацию, а также опубликовать заключительную часть судебного решения. 

Согласно “Рапарак”, Паруйр Айрикян в беседе с корреспондентом газеты сказал: “... С вами у меня нет никаких проблем. Если вдруг, не дай Бог, вам что-либо предъявят, будьте уверены, что я пойду в суд и скажу, что к вам не имею и не могу иметь претензий. Это (привлечение в качестве третьего лица - прим. КЗСС), наверное, обусловлено стилем адвокатской работы”.

23 сентября в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш продолжились разбирательства по иску религиозной организации “Свидетели Иеговы” против Общественного телевидения.  

Напомним, что истец оспаривает прозвучавшее 9, 10 и 11 ноября 2010 в передачах “Айлур” и “Тесанкюн” сведение о том, что Арман Торосян, обвиняемый в совершении убийства своих родителей в городе Севане, является членом организации “Свидетели Иеговы”.  

Истец ходатайствовал отложить судебное заседание, поскольку ответчик выразил готовность опровергнуть сведение и принести извинения. Суд удовлетворил ходатайство, предоставив сторонам время для заключения мирового соглашения. Следующее заседание назначено на 9 ноября.

 28 сентября газета “Чоррорд инкнишханутюн” сообщила, что 17 сентября компания “Армавиа” предъявила иск в суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш против учредителя издания - ООО “Посторонним В”. Поводом для этого послужил материал “Армавиа продавала оружие?”, опубликованный в “ЧИ” 15 сентября 2011. Истец требует опровергнуть сведения, содержащиеся в этом материале, и возместить ущерб за клевету в размере 2 млн. драмов. Кстати, согласно газете, в иске она фигурирует не как “Чоррорд инкнишханутюн”, а как “Чоррорд ишханутюн”, а под таким названием она давно не издается. 
Отметим, что “Чоррорд инкнишханутюн” опубликовала оспариваемые сведения со ссылкой на веб-сайт www.epress.am, а последний, в свою очередь,  сослался на другой источник - информагентство “Интерфакс”. 15 сентября веб-сайт www.epress.am опубликовал предоставленное пресс-службой “Армавиа” опровержение, в котором, в частности, говорилось, что авиакомпания осуществляет исключительно пассажирские, а не грузовые перевозки. Кроме того, она никогда не имела упомянутого в публикации самолета марки “ИЛ-76”. Тот же текст опровержения 16 сентября был опубликован и в “Чоррорд инкнишханутюн”. 

Предварительное судебное заседание назначено на 1 ноября.   

Нарушения права на получение и распространение информации

В третьем квартале не зарегистрировано новых фактов по этому виду правонарушений. Ниже представляем, как развивались события по двум судебным делам, инициированным Комитетом по защите свободы слова в первой половине 2011.
13 сентября в Административном суде РА состоялось очередное заседание по иску Комитета по защите свободы слова против Национальной комиссии по телевидению и радио. 
Напомним, что 21 февраля КЗСС направил официальный запрос председателю НКТР Григору Амаляну для получения копий заявок и прилагаемых к ним документов, представленных на конкурсы по лицензированию телекомпаний для эфирного вещания посредством цифровой сети на территории Армении, а также направленных в правомочные органы писем НКТР и ответов на них. В ответном письме сообщалось, что документы, содержащие коммерческую тайну, не могут быть предоставлены. К таковым, по мнению НКТР, относятся приложенные к конкурсным заявкам договоры о ретрансляции, а также личные листки (CV) сотрудников телекомпаний. Не согласившись с этим, КЗСС обратился в Административный суд с требованием обязать Национальную комиссию предоставить запрашиваемую информацию в полном объеме.
На 27 сентября было назначено оглашение решения. Однако этого не произошло. Текст судебного постановления был вручен юристу КЗСС Ольге Сафарян с нарушениями процессуальных норм. По ее словам, судья не явился в зал заседаний, а текст постановления был передан представителям истца и ответчика в коридоре здания. Таким образом стало известно, что иск КЗСС, требующий предоставления запрошенной информации и признания действий (бездействия) НКТР неправомерными, был отклонен. КЗСС намеревается обжаловать это решение в вышестоящей судебной инстанции. 

26 сентября в Административном суде РА прошло очередное заседание по иску Комитета по защите свободы слова против Министерства здравоохранения РА. 

Напомним, что 25 марта КЗСС обратился в Административный суд с требованием признать действия (бездействие) Министерства здравоохранения РА неправомерными и обязать предоставить запрошенную информацию. 11 февраля Комитетом было направлено письмо на имя министра здравоохранения РА с просьбой предоставить сведения относительно того, проведена ли в министерстве аккредитация журналистов на 2011 год, представители каких СМИ аккредитованы, кому и по какой причине отказано в аккредитации. Но ответа не последовало. Министерство предоставило требуемые сведения 5 апреля - лишь после того, как получило исковое заявление. При этом был нарушен предусмотренный законом срок. Первое судебное заседание, назначенное на 31 мая, дважды откладывалось. 
26 сентября завершился предварительный этап слушаний. Следующее судебное заседание назначено на 15 ноября. 
Доклад подготовлен на основе данных Комитета по защите свободы слова, материалов Еженедельного электронного бюллетеня Ереванского пресс-клуба, а также публикаций СМИ.  

� Доклад подготовлен в рамках проекта КЗСС, осуществляемого при поддержке организации “Фонды открытого общества - Армения”.





PAGE  
7

