КОМИТЕТ ПО ЗАЩИТЕ СВОБОДЫ  СЛОВА

ГОДОВОЙ ДОКЛАД-2011
О СОСТОЯНИИ СВОБОДЫ СЛОВА И НАРУШЕНИЯХ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ В АРМЕНИИ(
СРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ

В 2011 Комитет по защите свободы слова подготовил и опубликовал три квартальных отчета о ситуации в области свободы слова и зафиксированных нарушениях прав журналистов и СМИ за периоды январь-март, апрель-июнь, июль-сентябрь. Настоящий доклад охватывает весь 2011 и представляет изменения и дополнения в медиа-законодательстве и связанные с ними инициативы, политическую среду и ее влияние на СМИ, экономические условия и их воздействие на медиа, нарушения прав журналистов и СМИ.

В области законодательства, регулирующего деятельность медиа, особое внимание привлекли следующие события.
26 мая Национальное Собрание РА приняло пакет изменений и дополнений в законы РА “О телевидении и радио” и “О рекламе”. В результате этого был упразднен запрет на так называемую “зонтичную” (скрытую) рекламу, а также увеличен допустимый объем коммерческой рекламы в расчете на 1 час эфирного времени: с 10 он доведен до 14 минут. По сути, осуществленными изменениями было узаконено имевшее место превышение установленной нормы, о чем неоднократно заявляли организации, проводившие мониторинг вещательных СМИ.
Согласно внесенным изменениям, в эфире ретранслирующих телекомпаний реклама запрещена. Запрет на рекламу распространяется и на духовно-культурный канал Общественной телекомпании Армении (“Шогакат”).

Поспешность, с которой был принят пакет изменений и дополнений, вызвала обеспокоенность и критическую реакцию со стороны журналистских организаций. Прежде всего потому, что созданная под эгидой Защитника прав человека РА рабочая группа по совершенствованию Закона РА “О телевидении и радио” тогда еще не завершила свою работу.
30 мая Защитник прав человека РА обратился с письмом к председателю постоянной парламентской комиссии по вопросам науки, образования, культуры, молодежи и спорта, представив ему законопроект, касающийся вещательной сферы, и приложив к нему изложенные членами рабочей группы особые мнения по поводу ряда положений документа.
15 июня руководители Ереванского пресс-клуба, общественной организации содействия СМИ “Интерньюс” и ассоциации журналистов “Аудио-визуал” распространили заявление о том, что они, являясь членами упомянутой рабочей группы и соавторами предварительного варианта законопроекта, пока еще продолжают работы по его совершенствованию и, обращаясь в профильную парламентскую комиссию, просят отложить возможные обсуждения документа. В заявлении отмечалось также, что в законопроекте остается ряд важных вопросов, нуждающихся в дальнейшем серьезном рассмотрении и анализе, не в полной мере учтены предложения экспертов, в том числе рекомендации Совета Европы и ОБСЕ.

Незадолго до этого, 2 июня, Комитет по защите свободы слова направил вовлеченным в рабочую группу журналистским организациям пакет изменений и дополнений, касающихся разработанного ими законопроекта. Этот документ основывался на принципах и подходах опубликованного Комитетом в декабре 2010 аналитического доклада “Процесс перехода Армении на цифровую систему телерадиовещания”, содержащего также пакет предложений по реформированию вещательного законодательства.
24 октября Ереванский пресс-клуб, “Интерньюс” и Комитет по защите свободы слова представили в постоянную парламентскую комиссию по вопросам науки, образования, культуры, молодежи и спорта совместно разработанный законопроект. 15 декабря комиссия организовала первое рабочее обсуждение документа, где присутствовали представители государственных органов, общественных организаций и международных структур. Как отметил, председатель парламентской комиссии, представленный законопроект может быть принят за основу для дальнейшей работы, которая, согласно достигнутой договоренности, будет продолжена в 2012.
18 января общественная организация “Журналисты во имя будущего” обратилась к председателю Национальной комиссии по телевидению и радио Григору Амаляну с открытым письмом - от имени имеющих нарушения слуха молодых людей из группы “Голос тишины”. В письме выражалась озабоченность в связи с тем, что после сокращения числа вещающих в Ереване телекомпаний с 22 до 18 с армянского телеэфира исчезли информационные передачи, сопровождавшиеся сурдопереводом. В результате этого, как отмечала журналистская организация, нарушается право 3500 человек, имеющих проблемы со слухом, на получение информации, а также не соблюдается принцип правового равенства граждан РА.   
В ответном письме председатель НКТР изложил свои возражения: право глухонемых граждан на получение информации не нарушено, поскольку информационные выпуски телеканалов сопровождаются титрами (“бегущей строкой”) на армянском языке. Между тем, глухонемые люди утверждают, что для них получение сведений посредством “бегущей строки” крайне неудобно, так как, помимо излишнего напряжения зрения, это еще и вызывает путаницу, поскольку титры зачастую не соответствуют демонстрируемому в данный момент изображению.

Позже “Журналисты во имя будущего” с аналогичным письмом обратились также к Защитнику прав человека РА. Последний переслал письмо в правительство РА, которое 7 июля приняло проект о внесении изменения и дополнения в Закон РА “О телевидении и радио”. Документ содержал предложение - дополнить закон новой статьей 5.1, обязывающей телекомпании транслировать, как минимум, одну детскую и/или информационную передачу с сурдопереводом или с титрами на армянском языке. Это требование распространялось на Общественную телерадиокомпанию и частные телеканалы, имеющие детские и/или информационные передачи.
8 декабря Национальное Собрание приняло предлагаемое дополнение в Закон РА “О телевидении и радио”. Однако “Журналисты во имя будущего” считают, что в принципиальном плане вопрос не решен, так как выбор - готовить передачи с сурдопереводом или представлять текст титрами/”бегущей строкой”? - остается за телекомпаниями. Между тем, для лиц, имеющих проблемы со слухом, телепередачи доступны только посредством сурдоперевода.

15 июля Конституционный суд РА, рассмотрев заявление учредителя телекомпании “А1+” ООО “Мелтекс” о соответствии Основному Закону РА статьи 204.38 Гражданского процессуального кодекса РА (о правилах пересмотра судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам), принял постановление, согласно которому эта норма признана противоречащей Конституции. Это дает “А1+” возможность еще раз обратиться в Кассационный суд с требованием пересмотреть вынесенные в 2004 решения об отклонении ее исков против НКТР по вновь открывшимся обстоятельствам (имеется в виду постановление Европейского суда по правам человека от 17 июня 2008) и признать факт нарушения прав, гарантированных статьей 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также обязать НКТР восстановить ситуацию, предшествовавшую нарушению.

13 октября Защитник прав человека РА обратился в Конституционный суд РА с просьбой рассмотреть вопрос о соответствии статьи 1087.1 Гражданского кодекса РА (о порядке и условиях возмещения ущерба, причиненного чести, достоинству или деловой репутации) статье 14, частям 1, 2, 3 статьи 27, а также статье 43 Конституции РА.
19 октября главные редактора 8 издающихся в Армении газет обратились с совместным заявлением в КС РА, призывая суд до принятия решения по этому вопросу приостановить действие оспариваемой статьи Гражданского кодекса. 
15 ноября Конституционный суд, рассмотрев заявление Защитника прав человека РА, пришел к выводу, что статья 1087.1 Гражданского кодекса соответствует Конституции РА. Вместе с тем, в 37-страничном постановлении были представлены те правовые подходы, которые могут обеспечить применение данной статьи в соответствии с ее содержанием. 
КЗСС считает, что постановление КС РА, в целом, может сыграть позитивную роль при решении информационных споров, касающихся оскорбления и клеветы. При этом, конечно, не следует и переоценивать его значение. Документ может стать важным ориентиром как для тех, кто предъявляет иски против СМИ, так и для самих судебных инстанций. А коренное решение проблемы представляется лишь посредством комплексных реформ в политической и судебно-правовой сферах.
Что касается политической среды, а также экономических условий деятельности СМИ, то 2011 год оказался беспрецедентным по обилию судебных исков против медиа. Применяемая при этом статья 1087.1 Гражданского кодекса РА превратилась в правовой и, одновременно, политический и экономический инструмент давления на СМИ - прежде всего, оппозиционные.
Уже в первые месяцы года ситуация обострилась, и 1 марта пять журналистских организаций, в том числе КЗСС, выступили с заявлением, обратившись с соответствующими призывами к Национальному Собранию РА, судебным инстанциям и СМИ (см. архив сайта www.khosq.am).

Поток судебных исков против СМИ вызвал серьезную озабоченность не только в журналистском сообществе страны, но и среди представителей различных международных организаций. В ходе состоявшихся семинаров, встреч и обсуждений неоднократно отмечалось, что сложившаяся ситуация обусловлена не столько несовершенством статьи 1087.1 Гражданского кодекса РА, сколько нетерпимостью представителей различных слоев общества, особенно политических кругов, к публикуемой в СМИ критике. Положение усугубляется и тем, что в стране еще не сформировалась независимая судебная система, в результате чего решения по упомянутым искам в подавляющем большинстве случаев принимались в пользу тех, кто обладал более весомыми политическими и финансовыми рычагами.

Реагируя на тревожную ситуацию, когда иски против СМИ содержали также требования о возмещении расходов на адвокатские услуги, размер которых в начале года составлял в среднем 2 миллиона драмов, совет Палаты адвокатов РА 15 апреля утвердил порядок определения разумных пределов оплаты по гражданским делам, связанным с возмещением ущерба, причиненного чести, достоинству и деловой репутации. Актуальность этого документа, по мнению Палаты, состоит в том, что судебные органы, не имея каких-либо критериев определения разумности оплаты адвокатских услуг, могут оказать неадекватное воздействие на имущественное состояние СМИ. Поэтому, в соответствии с порядком, устанавливается верхний предел оплаты, а именно: 200 тысяч драмов - при защите чести и достоинства, ущемленных посредством оскорбления и/или клеветы, 300 тысяч драмов - при защите деловой репутации. В апелляционной и кассационной инстанциях установленные по таким делам тарифы применяются с коэффициентом 0,8. В то же время совет Палаты адвокатов отметил, что этот порядок имеет консультативный характер и может использоваться лишь самими судебными органами. 

Отметим, что из зафиксированных в 2011 году 49 случаев давления на СМИ и их сотрудников 36 - это судебные дела по статье 1087.1 Гражданского кодекса РА - в основном, с требованием возмещения ущерба в несколько миллионов драмов. Эти процессы чреваты тревожными финансовыми последствиями для медиа.  Например, одно из ведущих печатных СМИ в результате решения, принятого судом общей юрисдикции, и отклонения жалоб в двух вышестоящих инстанциях оказалось в столь сложной ситуации, что вынуждено было обратиться к общественности для сбора пожертвований - с тем, чтобы выплатить истцу требуемую сумму (подробности см. в разделе “Давление на СМИ и их сотрудников”).
Как отмечалось в докладах и других публикациях КЗСС, судебные процессы против СМИ в большинстве своем преследуют цель довести до финансового коллапса редакции, действующие и без того в тяжелых условиях, и заставить замолчать неугодные медиа. Помимо этого, в подобной ситуации сильно возрастает опасность усиления самоцензуры в СМИ, не говоря уже о том, что в ряде случаев отчетливо проявляются элементы скрытой цензуры. Например, когда высокопоставленное должностное лицо, предъявив иск против СМИ, одновременно в качестве меры по обеспечению иска требует запретить редакции публиковать информацию о возникшем споре, а суд, игнорируя гарантированное Конституцией право, удовлетворяет это требование, - такое вмешательство представляет собой проявление завуалированной цензуры.
Говоря об условиях деятельности СМИ, считаем необходимым также вкратце представить результаты проведенного КЗСС в июле-октябре 2011 исследования, нацеленного на выявление мнений и оценок журналистов относительно наличия (или отсутствия) скрытой цензуры, методов ее применения против СМИ, а также возможностей выработки защитных механизмов.

Исследование осуществлено методом проведения опроса в журналистских фокус-группах, сформированных по видам СМИ - представители газет, телекомпаний, он-лайн медиа, радиокомпаний и информационных агентств. Еще одна группа состояла из руководителей и экспертов журналистских организаций. Всего в обсуждениях приняли участие 39 человек.
КЗСС опубликовал результаты исследования в декабре 2001 в докладе “Проявления скрытой цензуры в сфере массовой информации Армении” (см. в разделе “Исследования” сайта www.khosq.am). 

На основе анализа проведенных обсуждений были сделаны следующие выводы.
Большинство журналистов, не отрицая наличия скрытой цензуры, считает, что для медиа-сферы Армении более характерны самоцензура и внутренняя (внутриредакционная) цензура. По их мнению, в большинстве СМИ определены границы между “можно” и “нельзя”. При этом представители всех СМИ, в том числе тележурналисты, считают, что упомянутые границы наиболее четко “прочерчены” в телекомпаниях.

Относительно скрытой цензуры, применяемой в отношении медиа посредством финансовых механизмов, участники обсуждений подчеркнули, что прослеживается сильная взаимосвязь между источниками финансирования и направленностью СМИ. Практика размещения рекламы в СМИ основывается не на принципе экономической эффективности, а на политических пристрастиях и целесообразности.
В некоторых редакциях имеются списки людей и/или организаций, о которых в данном СМИ могут публиковаться только материалы позитивного содержания или вообще ничего. В СМИ и, в частности, на телевидении сложилась также практика замалчивания, уклонения от освещения определенных тем и событий. Существует круг вопросов, которые либо должны игнорироваться, либо представляться исключительно в позитивном свете.

По мнению большинства журналистов, государственные структуры могут оказать давление на СМИ и препятствовать их деятельности посредством злоупотребления регулирующими и контрольными функциями. В связи с этим была упомянута Национальная комиссия по телевидению и радио (НКТР). Представители СМИ усматривают проявления скрытой цензуры в деятельности НКТР и проводимых ею конкурсах.

Большинство представителей СМИ считает, что после декриминализации в армянском законодательстве клеветы и оскорбления деятельность СМИ значительно осложнилась. Хотя, по мнению журналистов, само по себе содержание соответствующих положений Гражданского кодекса не противоречит свободе слова, судебно-правовая практика их применения становится средством скрытой цензуры, а также усиливает самоцензуру, порождая в журналистской среде осторожность и страх.
Тревожная ситуация усугубляется также нарушениями прав журналистов и СМИ. Ниже представляем эти правонарушения по следующей классификации КЗСС: 
1) физическое насилие над журналистами;

2) давление на СМИ и их сотрудников;
3) нарушения права на получение и распространение информации.
  Используемая классификация видов нарушений прав журналистов и СМИ несколько условна. В частности, бывают инциденты, в которых, например, препятствование получению и распространению информации сопровождается насилием над журналистом. Каждый из таких фактов отнесен к тому виду нарушений, которому, по мнению авторов доклада, он больше соответствует. Тем не менее, несмотря на эту условность, применяемая классификация позволяет более конкретно и наглядно представить общую картину нарушений прав журналистов и СМИ.

НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ

В 2011 году, по сравнению с 2010, существенно увеличилось число нарушений прав журналистов и медиа. Как уже отмечалось, значительно возросло количество зафиксированных КЗСС фактов давления на СМИ и их сотрудников. В этом смысле особенно напряженными оказались первый и четвертый кварталы 2011. Однако, по сравнению с 2010, сократилось число случаев физического насилия в отношении представителей СМИ, а также нарушений права на получение и распространение информации.
Ниже представляем две таблицы с количественными показателями правонарушений против журналистов и СМИ. В первой - по кварталам 2011, во второй - по 2010 и 2011 годам.
Сравнительная таблица данных по нарушениям прав журналистов и СМИ по кварталам 2011 года 
	Виды нарушений
	1-й квартал
	2-й 
квартал
	3-й квартал
	4-й квартал
	Всего

	Физическое насилие над журналистами
	0
	2
	1
	2
	5

	Давление на СМИ и их сотрудников
	15
	6
	12
	16
	49

	Нарушения права на получение и распространение информации
	4
	2
	0
	1
	7


Сравнительная таблица данных за 2010 и 2011

	Виды нарушений


	         2010 г.  

                       
	       2011 г.

   

	Физическое насилие над журналистами
	9
	5

	Давление на СМИ и их 

сотрудников
	19
	49

	Нарушения права на получение и распространение информации
	18
	7


Как и в прошлые годы, Комитет по защите свободы слова отмечает, что приведенные в таблице данные не претендуют на абсолютную точность. Известно, что представители СМИ нередко воздерживаются от предания гласности фактов препятствования их профессиональной деятельности, игнорируют различного рода угрозы в свой адрес или предпочитают самостоятельно преодолевать возникающие проблемы и незаконные ограничения. Поэтому КЗСС уверен, что реальное число нарушений прав журналистов и СМИ намного больше зафиксированного. В настоящем докладе мы представляем наиболее значительные факты таких правонарушений, которые вызвали широкий общественный резонанс.

Физическое насилие над журналистами
По случаям насилия в отношении журналистов 2011, по сравнению с предыдущими тремя годами, был менее напряженным: КЗСС зафиксировал 5 инцидентов. Отметим, что в 2008 было 18 случаев физического насилия над представителями СМИ, в 2009 - 11, в 2010 - 9. 

Ниже в хронологической последовательности представляем факты, зафиксированные в 2011, и развитие событий по одному инциденту, произошедшему в 2010.
1 марта стало известно, что решением генерального прокурора РА Агвана Овсепяна возбуждено уголовное дело по заявлению главного редактора газеты “Айкакан жаманак” Никола Пашиняна о том, что 4 ноября 2010 года в уголовно-исправительном учреждении “Кош” неизвестные лица совершили на него нападение и избили.
Напомним, что Никол Пашинян был лишен свободы по обвинению в организации массовых беспорядков 1 марта 2008 года.

Согласно Николу Пашиняну, нападение было совершено одетыми в форму спецназа лицами, основным требованием которых был отказ с его стороны от написания статей. Все заявления журналиста об этом были опровергнуты Управлением УИУ и пресс-службой Министерства юстиции РА. Однако позже было возбуждено уголовное дело, о ходе которого ничего не сообщалось.
21 апреля газета “Рапарак” сообщила, что пришедшая в редакцию в сопровождении трех человек председатель координационного совета правозащитных НПО “Зинвор” (“Солдат”) Маргарита Хачатрян в крайне агрессивной форме решила призвать к ответу руководство издания в связи с опубликованной в тот же день заметкой “Была драка?”, которая касалась ее организации. В частности, Хачатрян разбила находящиеся на столе стаканы, разорвала газеты и, с проклятиями напав на главного редактора Армине Оганян, нанесла ей телесные повреждения. 
Полиция отреагировала на вызов из редакции, но прибыла с опозданием, уже после окончания инцидента. Руководитель издания направила в полицию сообщение о преступлении, надеясь, что против Маргариты Хачатрян будет возбуждено уголовное дело по факту хулиганства. Однако 27 мая стало известно, что Ереванский центральный следственный отдел Главного следственного управления Полиции РА решил не осуществлять уголовное преследование в отношении Маргариты Хачатрян - ввиду “отсутствия состава преступления”. 
Редакция обратилась в суд для обжалования этого решения. 25 июля суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш удовлетворил жалобу ООО “Рапарак оратерт”. Следственный отдел обратился в апелляционную инстанцию с требованием пересмотреть постановление суда общей юрисдикции, однако на заседании 1 сентября жалоба была отклонена, а решение от 25 июля оставлено в силе.
Согласно сообщению “Рапарак”, 27 сентября редакция получила письмо от старшего прокурора столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш, из которого стало известно, что в связи с хулиганским деянием Маргариты Хачатрян возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 258 Уголовного кодекса РА. Иными словами, Ереванским центральным следственным отделом Главного следственного управления Полиции РА возобновлено расследование этого дела.
Маргарита Хачатрян, в свою очередь, предъявила в суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш иск против ООО “Рапарак оратерт” (об этом читайте в разделе “Давление на СМИ и их сотрудников”).

23 апреля на стадионе “Раздан”, во время перерыва матча 6-го тура чемпионата Армении по футболу между командами “Арарат” и “Пюник”, было совершено насилие над журналистом. По сообщению сайта “Totalfootball.am”, фотокорреспондент этого электронного издания Ашот Арушанян подвергся нападению, когда снимал направлявшихся в раздевалки футболистов и тренеров. Заметив, что фотокамера направлена в его сторону, старший тренер “Арарата” Аркадий Андреасян, закричав “Это ты кого снимаешь!”, ударил журналиста. Затем на Ашота Арушаняна набросились сопровождавшие тренера люди, требуя, чтобы он стер кадры. Журналист с повреждениями лица был доставлен в больницу, откуда его выписали на следующий день. Пресс-служба Полиции РА сообщила, что готовятся материалы для возбуждения уголовного дела.

23 мая на заседании исполкома Федерации футбола Армении было принято решение о дисквалификации старшего тренера за недостойное поведение и отстранении от 10 матчей в высшей лиге, а также о наложении на клуб “Арарат” штрафа в размере 250 000 драмов. В тот же день Аркадий Андреасян встретился с фотожурналистом и его родителями и извинился за произошедший инцидент.

28 июля, около 23.30, на Площади Республики произошел инцидент между корреспондентом газеты “Айкакан жаманак” Ани Геворгян и полицейскими. Когда журналистка попыталась сфотографировать убегающую от полицейских и оказавшуюся в бассейне женщину, один из полицейских воспрепятствовал ее работе, ударив по руке и попытавшись отнять фотоаппарат.  
30 июля "Айкакан жаманак" опубликовала заметку под заголовком “Нападение на журналиста”, представив ее как сообщение о преступлении. 3 августа стало известно, что в отделе полиции административного округа Кентрон города Еревана подготавливаются материалы в связи с нападением полицейского Ашота Саргсяна на журналистку Ани Геворгян. Однако 25 августа выяснилось, что полиция не нашла достаточных оснований для возбуждения уголовного дела в связи с воспрепятствованием профессиональной деятельности Ани Геворгян. Согласно следователю, когда журналистка фотографировала, полицейский не бил ее по руке, а оттолкнул фотоаппарат, находящийся слишком близко к его лицу.
17 октября по информационной программе телекомпании “Шант” было передано сообщение, что в этот день, примерно в 21:00, около дома 35 по 3-й улице Давидашена города Еревана, неизвестные лица напали на оператора этой телекомпании Эдуарда Нерсисяна и его друга Самвела Оганяна, когда они возвращались со съемок, и, затеяв драку, нанесли им телесные повреждения. 19 октября оператор “Шант” обратился в Маштоцский отдел полиции Еревана. Пострадавшим были выданы заключения судебно-медицинской экспертизы. Ведется расследование.
9 декабря, вечером, на месте крупного дорожно-транспортного происшествия в тоннеле, соединяющем столичные улицы Ханджяна и Гераци, подвергся насилию фотожурналист Гагик Шамшян. Пассажиры одной из попавших в аварию машин напали на журналиста, когда он выполнял свои профессиональные обязанности, попытались вырвать из его рук фотокамеру, а затем, ругаясь нецензурными выражениями, нанесли ему удары по лицу. 

13 декабря стало известно, что один из нападавших на Шамшяна лиц задержан, другой - отпущен под залог. В связи с инцидентом возбуждено уголовное дело по статьям 164 и 258 Уголовного кодекса РА - воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста и хулиганство.
Давление на СМИ и их сотрудников

В течение всего года, в отличие от предыдущих лет, показатели по этой группе правонарушений, постоянно оставались высокими. В 2011 КЗСС зафиксировал 49 фактов давления на СМИ и их сотрудников. Для сравнения отметим, что в 2008 было зарегистрировано 16 таких случаев, в 2009 - 14, в 2010 - 19.
Как уже отмечалось, из указанных 49 фактов 36 - это судебные процессы, касающиеся оскорбления и клеветы. Из них 10 инициированы в первом квартале 2011 года, 4 - во втором, 11 - в третьем, 9 - в четвертом. А с даты декриминализации клеветы и оскорбления, 18 мая 2010, до конца 2011 года в общей сложности Комитетом зафиксировано 38 судебных дел против СМИ и журналистов. Несколько судебных споров, возникших в начале года, завершились мировым соглашением (часть дел, касавшихся газет “Аравот” и “Чоррорд инкнишханутюн”). Однако подавляющее большинство разбирательств, в которые вовлечены медиа, продолжатся в различных судебных инстанциях в 2012.

Ниже в хронологическом порядке представляем все 49 фактов давления на СМИ, а также развитие событий по 5 судебным процессам, начавшимся в предыдущие годы.
В ночь с 16 на 17 января был подожжен автомобиль главного редактора телекомпании “Лори” (Ванадзор) Нарине Аветисян. По этому поводу 17 января с заявлением выступил Ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи, расценив происшедшее как очередное посягательство на журналиста и потребовав найти и наказать виновных. В ванадзорском отделе Лорийского областного управления Полиции РА в связи с этим инцидентом было возбуждено уголовное дело по статье 185 УК РА (“Преднамеренное уничтожение либо порча имущества”). Однако виновные так и не были выявлены. Согласно Нарине Аветисян, в случившемся нет личных мотивов. Это обстоятельство позволяет главному редактору телекомпании заключить, что факт поджога ее машины больше похож на месть, связанную с ее профессиональной деятельностью.

Напомним, что подобные инциденты случались с Нарине Аветисян и прежде (за последние 5 лет это уже третий случай), однако и тогда правоохранительные органы не выявили виновных.

17 января в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана состоялось первое судебное заседание по иску депутатов Национального Собрания РА и известных предпринимателей Рубена Айрапетяна, Левона Саргсяна и Самвела Алексаняна против издателя газеты “Айкакан жаманак” ООО “Дарескизб”. Иск касается публикации в газете статьи “Семь из восьми - в списке” (14 октября 2010). Издание напечатало сообщение председателя действующего в Москве клуба “Миабанутюн” Смбата Караханяна о том, что правоохранительные органы России составили и обсудили с ним список должностных лиц из Армении, имена которых значатся в уголовных делах, касающихся наркобизнеса, незаконной продажи оружия, отмывания денег. В этой связи были отмечены и имена трех упомянутых депутатов.

Истцы потребовали опровержения опубликованных сведений, ущемляющих их честь, достоинство и деловую репутацию, и возмещения ущерба - по 2 миллиона драмов и еще по 500 тысяч драмов на судебные расходы, то есть в целом 7,5 миллиона драмов.
Слушания по делу продолжились 24 января. А 7 февраля суд огласил решение - требование истцов удовлетворить частично: обязать издателя газеты “Айкакан жаманак” ООО “Дарескизб” выплатить каждому из истцов - депутатам НС РА Рубену Айрапетяну, Левону Саргсяну и Самвелу Алексаняну - по 2 миллиона 44 тысячи драмов (в целом - 6 миллионов 132 тысячи драмов) и в недельный срок после вступления решения в силу напечатать опровержение сведений, содержащихся в публикации “Семь из восьми - в списке”.
Издатель “Айкакан жаманак” обжаловал это решение в Апелляционном гражданском суде РА, где слушания начались 12 мая и завершились 27 мая. 9 июня было оглашено постановление, согласно которому жалоба издания была отклонена. А 3 августа Кассационный суд РА отклонил жалобу издателя газеты.

Таким образом, осталось в силе решение суда общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш. Для выплаты суммы, требуемой в качестве возмещения ущерба, редакция “Айкакан жаманак” обратилась за поддержкой к общественности страны и открыла расчетный счет с целью сбора пожертвований. Необходимая сумма была собрана и отправлена истцам.
В то же время издатель газеты заявил о намерении обратиться в Европейский суд по правам человека.
20 января в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш должен был рассматриваться иск супруги второго президента Армении Роберта Кочаряна - Беллы и старшего сына - Седрака Кочарянов против учредителя и издателя газеты “Жаманак” - ООО “Скизб Медиа Кентрон”, однако истцы в суд не явились.

Напомним, что 9 декабря 2010 Белла и Седрак Кочаряны представили в суд иск против ежедневной газеты “Жаманак” по поводу трех публикаций, а именно: “Кровь - от Кочарянов, кайф - от Царукяна, а антипотрясение - от Лфика” (25.09.2010), “Бриллиантовый Роб” (29.09.2010), “Volvo + Spayka = Седрак Кочарян” (07.10.2010).

Кочаряны потребовали обязать газету опубликовать опровержение и возместить ущерб, нанесенный посредством оскорбления и клеветы, в размере 6 миллионов драмов.

Дело слушалось с 25 февраля по 20 мая 2011 (подробности читайте в докладах КЗСС за первый, второй и третий кварталы, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”). 6 июня было оглашено судебное решение, согласно которому иск был удовлетворен частично: газету обязали опровергнуть сведения, ущемляющие честь, достоинство и деловую репутацию членов семьи второго президента Армении, и возместить ущерб за оскорбление и клевету в размере 3 миллионов драмов. Требование о выплате еще 3 миллионов драмов в качестве компенсации расходов за адвокатские услуги было отклонено.

Учредитель газеты обжаловал это решение в вышестоящей судебной инстанции. В Апелляционном гражданском суде разбирательства начались 15 сентября и продолжились до 6 октября. А 11 октября было оглашено решение, согласно которому суд отклонил жалобу.

Учредитель газеты “Жаманак” обратился в Кассационный суд РА. По состоянию на 30 декабря дата заседания по этой жалобе не была назначена.

Вечером 29 января, приблизительно с 21:00 до 3 февраля веб-сайт “7or.am” был недоступен в интернете. По сообщению сайта от 3 февраля, первоначально редакция предполагала, что причиной сбоя стали связанные с хостингом технические проблемы, однако в подобных случаях нормальная деятельность веб-сайта обычно быстро восстанавливалась, чего в этом случае не произошло. 

Проанализировав различные обстоятельства, редакция “7or.am” пришла к выводу, что деятельности сайта воспрепятствовали власти, причем редакция расценила это как своеобразную форму цензуры. Последние на этот комментарий не отреагировали.
2 февраля сайт “Hetq.am” сообщил об инциденте между корреспондентом ежедневной газеты “Этк” Гришей Баласаняном и депутатом НС РА, предпринимателем Рубеном Айрапетяном. Когда журналист позвонил последнему, чтобы узнать, какой моральный ущерб он понес после публикации в газете “Айкакан жаманак” статьи “Семь из восьми - в списке”, депутат оскорбил корреспондента и отключил телефон. Когда журналист повторно позвонил депутату, чтобы выяснить, почему он оскорбляет его, называя “невеждой” только за то, что он выполняет свои профессиональные обязанности, Рубен Айрапетян, даже уточнив, что разговор записывается на диктофон, обрушил на журналиста нецензурные ругательства, добавив - “хорошо я сделал”.

3 февраля “Этк” направила генеральному прокурору РА Агвану Овсепяну письмо, сообщив об инциденте и расценив его как преступление. К письму была приложена также запись телефонного разговора с депутатом НС Рубеном Айрапетяном.

27 февраля стало известно, что Особая следственная служба отклонила заявление о возбуждении уголовного дела в отношении Рубена Айрапетяна - “ввиду отсутствия состава преступления”.

1 марта корреспондент “Этк” Гриша Баласанян представил иск против депутата НС РА Рубена Айрапетяна в суд общей юрисдикции столичных административных округов Аван и Нор Норк. Журналист потребовал обязать депутата извиниться перед ним, возместить ущерб в размере 1 миллиона драмов, а также компенсировать судебные расходы. 
Иск был принят в производство. Предварительное судебное заседание состоялось 6 апреля. В ходе разбирательств 27 апреля представитель ответчика, ссылаясь на статьи 19 и 1087.1 Гражданского кодекса РА, отметил, что ответственность предусматривается за публичное оскорбление, тогда как беседа журналиста и депутата была не публичной, а телефонной.
7 июня было оглашено решение, согласно которому суд отклонил иск журналиста против депутата. Гриша Баласанян обратился с жалобой в вышестоящую инстанцию. 5 октября состоялось заседание Апелляционного гражданского суда РА по этому делу. А 12 октября оглашен судебный акт, по которому жалоба журналиста была отклонена. Гриша Баласанян направил жалобу в Кассационный суд РА. По состоянию на 30 декабря дата заседания не была назначена.
4 февраля в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш началось слушание дела по иску ООО “Аритмологический кардиологический центр Армении” против информационно-аналитического агентства “News.am”. Иск касается опубликованной 23 ноября 2010 в “News.am” статьи “Больного с сердечным пороком  в аритмологическом кардиологическом центре “накололи” и установили другое устройство” - о проблемах гражданина РА Ованеса Катрджяна. Последний обвинил медицинский центр в том, что его обманули и вместо имеющего 10-летний срок эксплуатации электрокардиостимулятора установили операционным путем другое, дешевое устройство. ООО “Аритмологический кардиологический центр Армении” посчитало, что агентство “News.am” опорочило его честь, достоинство и деловую репутацию, и потребовало от СМИ опровержения и возмещения ущерба в размере 2 млн драмов (подробности читайте в докладе КЗСС за первый квартал 2011, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).

На заседании 11 марта истец ходатайствовал о замене суда, так как учредитель “News.am” - ООО “Медиа Консалт” - зарегистрирован в другом административном округе столицы. Ходатайство было удовлетворено, и решено направить дело в суд общей юрисдикции административных округов Ачапняк и Давидашен. Начиная с 7 октября, все назначенные судебные заседания были отложены.
ООО “Аритмологический кардиологический центр Армении” представило также два иска в суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана против ежедневной газеты “Аравот” - в связи со статьями “Заплатил за 10 лет жизни, получил на 7 лет. Врачи обманули и больного, и государство?” (13.11.2010) и “А где осталась клятва Гиппократа?” (01.12.2010). Истец требовал напечатать опровержение и возместить ущерб - по 2 миллиона драмов за каждую публикацию, а также по 300 тысяч драмов - на оплату адвокатских услуг.
10 февраля прошло предварительное судебное заседание по иску в связи с первой статьей. Слушание по этому делу было отложено до 14 апреля. В то же время, как проинформировали КЗСС из редакции “Аравот”, стороны начали вести переговоры относительно заключения мирового соглашения.

14 октября газета опубликовала опровержение, отметив, в частности, что в статье “Заплатил за 10 лет жизни, получил на 7 лет. Врачи обманули и больного, и государство?” были представлены сведения, не соответствующие действительности. В ходе судебных разбирательств 21 октября стороны заключили мировое соглашение. Суд утвердил этот акт 3 ноября, и дело было прекращено.
По второму иску, который касался статьи “А где осталась клятва Гиппократа?”, предварительное судебное заседание, начиная с 17 марта, откладывалось, поскольку и в этом случае стороны вели переговоры о достижении мирового соглашения. 

8 сентября состоялось судебное заседание по этому делу, в ходе которого представитель “Аравот” выступил с ходатайством о приглашении в суд, в качестве свидетеля, автора статьи, жителя Капана Каро Аванесяна. Представитель истца высказался против, и суд отложил заседание, чтобы дать истцу возможность представить возражения в письменном виде.
10 декабря “Аравот” напечатала опровержение статьи “А где осталась клятва Гиппократа?”, признав, что она ущемляет честь, достоинство и деловую репутацию персонала Аритмологического кардиологического центра и что содержащиеся в публикации сведения не соответствуют действительности. 

Стороны ведут переговоры о заключении мирового соглашения. Следующее судебное заседание состоится в 2012 году.
16 февраля в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш слушалось дело по иску бывшего советника председателя НС РА Татула Манасеряна против учредителя газеты “Жаманак” - “Скизб Медиа Кентрон”. Истец счел опубликованную в номере от 29 сентября 2010 заметку под заголовком “Уголовное дело против советника  председателя НС?” клеветой, которой опорочены его честь и достоинство. Он потребовал напечатать опровержение и возместить ущерб в размере 2,5 млн драмов, из которых 500 000 драмов - на оплату адвокатских услуг. Это дело находилось в производстве с 1 октября 2010.
Слушание дела продолжилось 21 июля 2011, затем - 2 и 5 сентября. Суд отклонил ходатайство ответчика о вызове в качестве свидетеля лица, предоставившего информацию, на основании которой газета опубликовала материал о том, что против Татула Манасеряна возбуждено уголовное дело по обвинению в ростовщичестве. 
6 сентября судебные разбирательства закончились, а 20 сентября суд огласил решение о частичном удовлетворении иска: газета “Жаманак” обязана опубликовать опровержение, а ее учредитель - выплатить истцу 510 000 драмов, из которых 300 000 как возмещение за клевету, 200 000 - оплата адвокатских услуг, а 10 000 - госпошлина за судопроизводство. 

Учредитель газеты, не согласившись с этим решением, обратился в вышестоящую инстанцию. 7 декабря Апелляционный гражданский суд РА рассмотрел жалобу издания, а 15 декабря огласил свое решение о ее отклонении.
17 февраля суд общей юрисдикции Ширакской области удовлетворил иск мэрии Гюмри и обязал учредителя телекомпании “ГАЛА” - ООО “ЧАП” - в месячный срок демонтировать размещенные в верхней части старой городской телевышки, находящейся по адресу В.Саргсяна 6/1, передающую антенну и кабель. 

В тот же день Комитет по защите свободы слова, Ереванский пресс-клуб и Гюмрийский Клуб журналистов “Аспарез” выступили с совместным заявлением, в котором расценили решение суда первой инстанции как продолжение инициированных с 2007 года со стороны различных звеньев власти мер по оказанию давления на телекомпанию и как новую угрозу свободе слова и СМИ (см. архив сайта www.khosq.am).      

Учредитель телекомпании обратился с жалобой в вышестоящую судебную инстанцию. 26 апреля Апелляционный гражданский суд РА оставил в силе решение суда общей юрисдикции Ширакской области. Учредитель “ГАЛА” обратился в Кассационный суд РА, который 1 июля отклонил жалобу. Таким образом, было оставлено в силе вынесенное в пользу мэрии Гюмри решение, которое обязывало телекомпанию в течение одного месяца демонтировать свое оборудование со старой городской телевышки.  
18 июля ряд журналистских организаций, в том числе КЗСС, выступил с  заявлением по поводу постановления Кассационного суда РА (см. архив сайта www.khosq.am).

25 октября “ГАЛА” выполнила судебное решение: оборудование было демонтировано и затем установлено на центральной городской телевышке - с договорной арендной платой в размере 180 000 драмов в месяц.
25 февраля в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана состоялось заседание по иску компании “Глендейл Хилз” против учредителя газеты “Жаманак” - ООО “Скизб Медиа Кентрон”.

Дело находится в производстве с сентября  2010 года. Предметом спора стала публикация “1000 долларов за молчание” (в номере газеты от 26 августа 2010), которая касалась некачественного, по мнению жильцов, строительства зданий квартала Муш-2 в Гюмри, предназначенного для пострадавших от землетрясения горожан. Истец потребовал от учредителя издания возмещения в размере 2,5 млн драмов за ущерб, нанесенный деловой репутации компании посредством публикации не соответствующих действительности сведений.

Слушания продолжились 8 июля, затем 8 и 16 сентября 2011. На последнем из этих заседаний ответчик представил два ходатайства: пригласить в суд свидетелей и отложить слушания, что было удовлетворено судом. Разбирательства продолжились 4 и 22 ноября. На заседании 14 декабря представитель газеты, подчеркнув, что в оспариваемой публикации содержатся оценочные суждения журналиста, основанные на фактах, попросил суд отклонить иск и добавил, что его доверители желают достичь мирового соглашения. Очередное заседание назначено на 16 января.

25 февраля стало известно, что в суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш предъявлен иск против ежедневной газеты “Еркир”. Истец - депутат НС РА Тигран Арзаканцян - считает, что сведения о нем, содержащиеся в публикации под рубрикой “131 лицо и маска” (в номере от 13 января 2011), являются клеветой и оскорбляют его честь и достоинство, поэтому требует возмещения в размере 3 миллионов драмов и еще 568 000 драмов - для оплаты адвокатских и судебных расходов.

Предварительное судебное заседание состоялось 25 марта. Здесь представитель истца более четко сформулировал, какие из содержащихся в статье выражений считает оскорблением, а какие - клеветой. А отвечающая сторона возразила, отметив, что в качестве источника информации воспользовалась напечатанными в различных местных и российских СМИ материалами, и одно из воспринятых как оскорбление выражений цитирует со слов других. Разбирательства продолжились на заседаниях 21 апреля и 24 мая.
8 июня суд огласил решение, согласно которому иск Тиграна Арзаканцяна был удовлетворен частично: за оскорбление газета должна выплатить компенсацию в размере 200 000 драмов, а также 80 000 драмов - за адвокатские услуги и 8 000 драмов - в качестве госпошлины.

И газета, и депутат обжаловали это решение в вышестоящей инстанции.
17 августа Апелляционный гражданский суд РА рассмотрел жалобы сторон и 24 августа отклонил их, оставив в силе постановление суда общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш. “Еркир” и Арзаканцян обратились в Кассационный суд РА, но он 22 ноября вернул сторонам полученные от них жалобы.
21 марта в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш должно было состояться предварительное заседание по иску председателя Союза “Конституционное право” Айка Бабуханяна и ООО “Иравунк медиа” против ООО “Хмбагир” и журналиста Эдика Андреасяна. Из-за неявки истцов в суд заседание было отложено.

Напомним, что поводом для обращения в суд послужила опубликованная 31 августа 2010 в интернет-издании “Report.am” статья “Право “Иравунк” на кончике меча Айка Бабуханяна”. Каждый из истцов требует от ответчиков посредством того же сайта опровергнуть опорочившие их честь, достоинство и деловую репутацию сведения, публично извиниться, опубликовать решение суда, возместить ущерб - по 2 миллиона (в целом - 8 миллионов) драмов, а также судебные расходы.

На заседании 27 апреля истцы изменили размер требуемой в качестве возмещения суммы: вместо 2-х запросили уже по 3 миллиона драмов от каждого ответчика. Суд обязал истцов письменно представить, что именно в публикации они считают оскорблением и что - клеветой.

Очередное предварительное заседание по этому делу состоялось 2 ноября. Судебные разбирательства назначены на 10 февраля 2012.
28 марта стало известно, что депутат НС РА Тигран Арзаканцян предъявил в суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана иск против еженедельной газеты “Иравунк”. Депутат оспаривает сведения, содержащиеся в публикации “Кругленькую сумму проиграл” (в номере от 22 февраля 2011), считает их клеветой и оскорблением и требует возмещения ущерба в размере 3 миллионов драмов, компенсации расходов за адвокатские услуги - 586 000 драмов, а также за оплаченную государственную пошлину - 68000 драмов.
18 мая состоялось судебное заседание по этому делу, а 24 июня было оглашено решение: иск полностью отклонен ввиду его безосновательности. Истцу Тиграну Арзаканцяну была вменена в обязанность выплата в бюджет РА 10 000 драмов как государственной пошлины за судопроизводство.

28 марта в суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана поступил иск второго президента РА Роберта Кочаряна против ежедневной газеты “Рапарак”. В документе содержится три пункта требований: опровергнуть сведения, опубликованные газетой 12 февраля в статье “Кочаряна уничтожают, Царукяну - объясняют?”, выплатить в качестве компенсации 6 млн драмов и наложить запрет на имущество и банковские счета газеты. В тот же день суд удовлетворил требование о запрете. Лишь 11 апреля, по ходатайству издания, эта мера была отменена.
Предварительное судебное заседание по этому делу состоялось 10 мая. Слушания продолжились 7 и 30 июня. Суд удовлетворил ходатайство истца о приглашении на заседание в качестве свидетеля автора публикации Лусине Петросян. В ходе слушаний 15 сентября было решено, что Лусине Петросян примет участие в заседаниях на стадии судебных разбирательств (подробности читайте в докладах КЗСС за первый и третий кварталы 2011, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).

Заседания, назначенные на 28 октября и 14 декабря, были отложены.
29 марта газета “Рапарак” известила о полученном из столичной мэрии извещении о том, что последняя желает пересмотреть заключенный с ООО “Рапарак оратерт” договор относительно аренды территории и в 2 раза поднять цену предоставляемых услуг.

По словам главного редактора газеты Армине Оганян, указанный договор заключен сроком на 5 лет, и арендная плата в нем установлена. Более того, другие СМИ также занимают территории в том же здании, пользуясь бессрочной поддержкой, предусмотренной для медиа по специальному постановлению правительства. Эта ситуация позволяет Армине Оганян сделать вывод, что от полученного ими извещения “пахнет давлением, преследованием, нетерпимостью”.

29 марта в ванадзорском офисе общественной организации “Объединение слепых Армении”, где была созвана конференция, воспрепятствовали профессиональной деятельности журналиста областной телекомпании “9-ая волна” Эрмине Зарманян и областного корреспондента газеты “Еркир” Анны Печеневской.

Конференция была организована для проведения выборов нового состава правления Лорийского областного подразделения “Объединения слепых Армении”. Когда выступление одного из членов объединения перешло в полемику относительно предполагаемых при проведении выборов нарушений, заместитель председателя организации Мартун Саркисян, а потом и кандидат в председатели областного правления Ованес Цатурян грубо вывели журналистов из зала, не позволив им продолжить работу. Кроме того, Ованес Цатурян угрожал им. 30 марта, после выпуска в эфире “9-й волны” видеоматериала об этом, в телекомпанию пришли отправленные Ованесом Цатуряном люди и потребовали запись сюжета о конференции.

30 марта стало известно, что находящиеся в уголовно-исправительном учреждении “Нубарашен” Министерства юстиции РА Геворк Айрапетян и Ашот Арутюнян, обвиняемые по уголовному делу, направили в суд общей юрисдикции столичных административных округов Ачапняк и Давидашен иски против ЗАО “Мультимедиа - Кентрон ТВ”. В них выдвигалось требование привлечь к ответственности телекомпанию “Кентрон” за два сюжета, транслированных в ноябре 2010 по программе “Расследование”. Согласно истцам, содержащиеся в этих материалах фактические неточности ущемляют их честь и достоинство, вводят общественность в заблуждение. Кроме того, пока приговор находится в стадии обжалования, такие сюжеты могут способствовать формированию предвзятого отношения и в апелляционной инстанции. К тому же, материалы транслировались до вступления в силу приговоров по уголовному делу, и тем самым была нарушена презумпция невиновности Айрапетяна и Арутюняна. Истцы потребовали подтвердить это в судебном порядке и предоставить им в эфире той же телекомпании бесплатное время для опровержения несоответствующих действительности сведений. В исках содержались также требования денежной компенсации, но сами истцы не придавали этому первостепенного значения. 
16 июня суд огласил решения по обоим делам, согласно чему иски, предъявленные против ЗАО “Мультимедиа - Кентрон ТВ” для привлечения его к ответственности за оскорбление и клевету, были отклонены.

Истцы обратились в вышестоящую инстанцию. 15 сентября Апелляционный гражданский суд РА отклонил жалобы Геворга Айрапетяна и Ашота Арутюняна. А 15 ноября Кассационный суд РА вернул истцам жалобы, предъявленные ими в эту инстанцию. Таким образом, решения суда общей юрисдикции столичных административных округов Ачапняк и Давидашен остались в силе.

5 апреля газета “Аравот” сообщила, что корреспондент газеты “Иравунк” Гаяне Заргарян 1 апреля в разные часы, даже после полуночи, когда возвращалась домой, чувствовала за собой слежку, которую вел неизвестный на машине марки “Мерседес”. В связи с этим журналист обратилась с заявлением в отдел полиции административного округа Кентрон города Еревана.

31 мая газета “Иравунк” сообщила, что 30 мая примерно в 22 часа корреспондент Гаяне Заргарян, приближаясь к подъезду своего дома, заметила припаркованный поблизости черный “Мерседес” и молодого человека лет 30, который попытался скрыться за уличным столбом. При входе в подъезд она увидела, что этот человек быстрыми шагами направляется к ней, и услышала характерный звук заряжаемого оружия. Журналист сразу же постучалась в двери соседей на первом этаже, с появлением последних на лестничной площадке молодой человек скрылся. Как утверждала газета, это не первый случай слежки за Гаяне Заргарян, поэтому издание попросило правоохранительные органы рассматривать опубликованную информацию о случившемся как сообщение о преступлении.

18 апреля в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш начались слушания дела по иску религиозной организации “Свидетели Иеговы” против Общественной телекомпании Армении. Истец требует опровергнуть прозвучавшее 9, 10 и 11 ноября 2010 в передачах “Айлур” и “Тесанкюн” сведение о том, что Арман Торосян, обвиняемый в совершенном в городе Севане убийстве своих родителей, является членом этой организации.

В ходе судебного заседания представитель ответчика попросил конкретизировать требование иска об опровержении сведений, ущемляющих честь и достоинство, поскольку признаки “честь и достоинство” не являются характерными для юридического лица. В результате этого истец внес в свое требование поправку о защите деловой репутации.

23 сентября слушания продолжились. Представитель истца ходатайствовал отложить судебное заседание, поскольку ответчик выразил готовность опровергнуть переданное сведение и принести извинения. Суд удовлетворил ходатайство. Заседания, назначенные на 9 ноября и 21 декабря, были отложены. Разбирательства продолжатся в 2012 году.
18 апреля общественная организация “Журналисты-расследователи” получила постановление Кассационного суда РА о возвращении ее жалобы, касающейся решения Апелляционного суда РА по спору между мэрией Иджевана и мэром Варужаном Нерсисяном, с одной стороны, и журналистской организацией - с другой. 

Напомним, что первое судебное заседание по этому делу состоялось еще 29 сентября 2008. Истец требовал опровергнуть сведения, порочащие, по его мнению, честь, достоинство и деловую репутацию мэра Иджевана Варужана Нерсисяна. По мнению городской администрации, такие сведения содержались в статьях "В чей карман идут деньги от песчаного карьера?" и "Увидят ли три комиссии незаконное использование песка?", которые были опубликованы в издаваемой “Журналистами-расследователями” газете “Этк” 5 мая 2008 и 23 июня 2008 соответственно, а также в приложении к газете “Азг” “Прозрачное местное самоуправление” 20 мая 2008 и 9 июля 2008 соответственно. (Подробности - в годовых докладах КЗСС за 2008, 2009 и 2010). В дальнейшем, в связи с проведенной в стране судебной реформой, дело было передано в суд общей юрисдикции общин Кентрон и Норк-Мараш Еревана, который 10 июля вынес решение и признал требования истца необоснованными. Однако мэрия Иджевана обратилась с жалобой в вышестоящую судебную инстанцию, и 13 ноября Апелляционный гражданский суд отменил решение суда общин Кентрон и Норк-Мараш и направил дело на новое рассмотрение.

25 июня 2010 суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш завершил повторное рассмотрение дела, а 9 июля огласил решение, согласно которому удовлетворил иск мэрии Иджевана против НПО “Журналисты-расследователи” и обязал общественную организацию опровергнуть через газету “Азг” и интернет-издание “Hetq.am” опубликованные в двух статьях Воскана Саркисяна “необоснованные сведения, порочащие деловую репутацию мэрии Иджевана и честь, достоинство и деловую репутацию мэра В. Нерсисяна, и подтвердить, что эти сведения не соответствуют действительности”. Суд решил также с “Журналистов-расследователей” взыскать в пользу мэрии Иджевана 930 тысяч драмов в качестве компенсации адвокатских расходов, а также 22 600 драмов - государственной пошлины. “Журналисты-расследователи” обратились в Апелляционный суд РА для пересмотра этого решения, однако здесь на заседании 27 декабря жалоба общественной организации была удовлетворена частично: требуемую мэрией Иджевана сумму за адвокатские услуги суд снизил до 450 тысяч драмов. “Журналисты-расследователи” обратились с жалобой в Кассационный суд, но позитивного для себя результата не добились.

Постановление Кассационного суда РА от 18 апреля, по сути, оставляет в силе решение Апелляционного суда, согласно которому общественная организация “Журналисты-расследователи” должна опровергнуть сведения, порочащие деловую репутацию мэрии Иджевана, а также честь, достоинство и деловую репутацию мэра Варужана Нерсисяна, и компенсировать истцу адвокатские расходы в размере 450 000 драмов. Журналистская организация обратилась в Европейский суд по правам человека.

29 апреля СМИ сообщили, что председатель координационного совета правозащитных НПО “Зинвор” (“Солдат”) Маргарита Хачатрян предъявила в суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш иск против газеты “Рапарак”. Истица требует опровергнуть информацию, содержащуюся в опубликованной в номере от 21 апреля заметке “Была драка?”, и возместить ущерб в размере 2 миллионов 40 тысяч драмов (включая судебные расходы), поскольку этой публикацией, как считает Хачатрян, опорочены ее честь и достоинство. Извещение об иске поступило в редакцию “Рапарак” 23 мая.

Слушание дела началось 6 сентября. Назначенное на 10 ноября заседание было отложено. Разбирательства продолжились 23 декабря. В ходе этого заседания суд предложил сторонам заключить мировое соглашение. Рассмотрение дела продолжается, следующее заседание назначено на 9 марта 2012.
11 мая в Административном суде РА состоялось предварительное заседание по иску учредителя телекомпании “А1+” ООО “Мелтекс” против Национальной комиссии по телевидению и радио. Напомним, что учредитель “А1+” требует признать недействительным решение НКТР № 96-А от 16 декабря 2010 (о признании телекомпании “Армньюс” победителем в конкурсе №11 на цифровое вещание), а также подтвердить факт лишения “А1+” права на справедливую конкуренцию в этом конкурсе.

Суд принял ходатайство представителя истца о вовлечении в судебный процесс ЗАО “Армньюс” в качестве третьей стороны.

Слушания дела продолжились 10 июня, 8июля и 11 августа. А заседанием 16 сентября завершились судебные разбирательства. Поскольку решение НКТР № 96-А от 16 декабря 2010 было основано на том, что часть представленных “А1+” документов, касающихся финансовых средств, была фальшивой и необоснованной, на заседании 16 сентября рассматривалась именно эта сторона проблемы (подробности - в докладах КЗСС за второй и третий кварталы 2011, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).

3 октября было оглашено судебное решение, по которому иск отклонен. 2 ноября учредитель “А1+” обратился с жалобой в Апелляционный суд РА. Ее рассмотрение назначено на 19 января 2012.
16 мая в Национальном собрании РА был зафиксирован факт давления и нетерпимого отношения к журналисту. Когда в коридоре парламента к депутату Сашику Саркисяну (брату президента РА Сержа Саркисяна) подошла корреспондент газеты “Рапарак” Марине Харатян и спросила, собирается ли он выдвинуть свою кандидатуру на предстоящих выборах, депутат выхватил микрофон из рук журналистки и возмущенно спросил: “Какое ты имеешь право задавать мне вопросы?” Разъяснения корреспондента, похоже, еще более разозлили депутата, и он стал ругаться нецензурными выражениями. Лишь вмешательство сотрудников Национального собрания позволило разрядить обстановку. Марине Харатян удалось записать ругательства депутата на диктофон, и журналистка заявила о своем намерении отправить эту запись в администрацию президента страны. Редакция не обратилась в суд по поводу этого факта, поскольку, как призналась главный редактор газеты, не видит возможностей решения проблемы таким путем.

23 мая СМИ сообщили, что председатель Союза “Конституционное право” Айк Бабуханян представил в суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш еще один иск против учредителя сайта “Report.am” - ООО “Хмбагир”. Теперь поводом стала опубликованная 25 марта в этом интернет-издании статья Карена Андреасяна “Когда насильно подсказывают о неподсказываемом”, а также читательские отклики на нее. Помимо требований публичного извинения и возмещения расходов за адвокатские услуги, истец предъявил также ходатайство - запретить публикацию в “Report.am” любых материалов, содержащих клеветнические и оскорбительные выражения, касающиеся его чести, достоинства и деловой репутации. Суд удовлетворил это ходатайство в качестве средства обеспечения иска.

15 июня состоялось предварительное судебное заседание. На нем иск был дополнен новым требованием - о возмещении ущерба в размере 1 миллиона драмов за оскорбление, нанесенное в публикованной статье. При этом представитель истца выразил готовность заключить мировое соглашение. Но ответчик отказался, мотивировав свое решение тем, что на его аналогичное предложение Айк Бабуханян ответил, что пойдет на такой шаг лишь после того, как будет опубликовано опровержение и возмещены адвокатские и судебные расходы. А это, как считает ответчик, неприемлемые условия.

Слушания продолжились 30 июня. А заседанием 3 октября завершился предварительный этап процесса.

Судебные разбирательства начались 25 октября и продолжились 9 ноября и 9 декабря. Представитель ответчика на последнем заседании заявил, что истцу направлено предложение о заключении мирового соглашения. Но поскольку представитель истца не явился в суд, невозможно было выяснить, каков ответ на это предложение. Заседание отложили до 27 января 2012.  

31 мая в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана должно было состояться предварительное заседание по иску члена Палаты адвокатов РА Мурада Асряна против газеты “Аравот”. Предметом спора послужил опубликованный в номере от 5 февраля материал “”Аравот” и “News.am” судят за одно и то же”, которым, по мнению истца, ущемлены его честь, достоинство и деловая репутация. Публикация касалась исков ООО “Аритмологический кардиологический центр Армении” против информационно-аналитического агентства “News.am” и газеты “Аравот” по одному и тому же поводу (см. соответствующие эпизоды настоящего Доклада), причем один из этих исков подан не против учредителя “News.am” - ООО “Медиа Консалт”, а против самого агентства, которое не является юридическим лицом. Газета в своем материале обратила внимание на этот судебно-процессуальный казус. Позже, в номере от 28 апреля, “Аравот” представила комментарии Мурада Асряна - как отвечающей стороны - о том, что он пытался выяснить у информационного агентства, какое юридическое лицо его представляет, но ответа не последовало. И для того, чтобы предъявить иск в предусмотренный законом месячный срок, Мурад Асрян, не теряя времени, указал “News.am”. Затем истец ходатайствовал о замене ненадлежащего ответчика надлежащим. А суд, считая, что произошло нарушение процессуальных канонов, передал дело в суд общей юрисдикции столичных административных округов Ачапняк и Давидашен.

10 июня газета опубликовала опровержение, подчеркнув, что материал был написан односторонне, в нем не была представлена позиция Мурада Асряна, а выраженное журналистом мнение опорочило честь, достоинство и деловую репутацию адвоката, за что издание извинилось перед ним. Отметим, что редакция “Аравот” предварительно договорилась с Мурадом Асряном разрешить спор мировым соглашением. На этом основании судебное дело было прекращено.
9 июня в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш состоялось заседание по иску против бывшего корреспондента газеты “Айк” (в настоящее время она не издается), а ныне сотрудника интернет-издания “Lragir.am” Армана Галояна в связи со статьей “По следам убийства”, опубликованной более двух лет назад, 8 февраля 2008, в газете “Айк”. Истица - жительница села Арени (область Вайоц Дзор) Сусанна Багдасарян - жалуется, что Арман Галоян в нарушение статьи 19 Гражданского кодекса РА осквернил память и добрую репутацию ее сына, представив его наркоманом, и требует возбудить против журналиста уголовное дело. Суд принял этот иск в производство частично - лишь относительно требования опровергнуть сведения, оскверняющие память, порочащие имя и добрую репутацию покойного.

Этот конфликт возник после того, как Арман Галоян опубликовал статью об убийстве в селе Арени, совершенном супругом Сусанны Багдасарян, Гамлетом, который осужден к 10 годам лишения свободы и сейчас отбывает наказание. Журналист встретился с вдовой убитого Карена Манукяна и представил в статье то, о чем она рассказала, в том числе жалобы, содержащие некоторые оценки о покойном сыне истицы. (Подробности - в годовом докладе КЗСС за 2010, а также в докладах за второй и третий кварталы 2011, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”). 

На заседании 9 июня истец ходатайствовал, чтобы в качестве ответчика в процесс была вовлечена и сообщившая журналисту сведения Светлана Аракелян.

23 августа слушания продолжились. Суд признал соответчицей вдову убитого - Светлану Аракелян, являвшуюся источником сведений, а также счел доказанным, что предоставленные ею сведения в оспариваемой публикации процитированы дословно, как прямая речь. 

27 сентября было оглашено судебное решение, согласно которому иск удовлетворен, то есть должно быть напечатано опровержение. Однако как это решение будет реализовано, трудно сказать. Проблема в том, что суд обязал Светлану Аракелян опровергнуть упомянутые выше сведения из статьи “По следам убийства” в той же газете “Айк”, которая не издается с июля 2010. В связи с этим истица вновь обратилась в суд с требованием принять дополнительное решение.
13 июля суд общей юрисдикции Гегаркуникской области (канцелярия г. Севана) огласил приговор по делу о воспрепятствовании законной профессиональной деятельности  журналиста телекомпании “Шант”. Руководитель севанской общины религиозной организации “Единство христиан Веры Евангельской” Владимир Багдасарян признан виновным по части 1 статьи 164 УК РА и приговорен к штрафу в размере 200 000 драмов. Вместе с тем, суд применил амнистию, освободив его от уплаты штрафа. 

Инцидент, ставший поводом для судебных разбирательств, произошел 10 ноября 2010, когда журналист телекомпании “Шант” Арпи Сукиасян и оператор Эдуард Петросян находились в Севане для подготовки репортажа. Они зашли в здание бывшего кинотеатра, на котором не было вывесок. Как выяснилось, это было место собраний членов упомянутой выше религиозной организации, а один этаж здания является частной собственностью. Когда съемочная группа приступила к работе, один из находившихся в помещении людей подошел и, потребовав прекратить съемку и покинуть здание, ударил оператора в лицо. Как выяснилось, это был руководитель организации Владимир Багдасарян. В тот же день в вечернем выпуске информационной программы “Горизонт” телеканала “Шант” был показан репортаж об инциденте, представленный как сообщение о преступлении. 

24 декабря 2010 было возбуждено уголовное дело. Последовавшие затем судебные заседания продлились до 13 июля 2011. Несмотря на амнистию, Владимир  Багдасарян обжаловал приговор, расценив его как проявление религиозной дискриминации. 

Разбирательства в Апелляционном уголовном суде РА продлились с 19 октября по 9 декабря 2011. 12 декабря жалоба была отклонена.

20 декабря суд общей юрисдикции столичных административных округов Арабкир и Канакер-Зейтун отклонил иск Владимира Багдасаряна, требовавшего от телекомпании “Шант” опровержения переданных в эфир сведений об этом конфликте.
20 июля интернет-издание “Hetq.am” сообщило, что по исковому заявлению ректора Ванадзорского государственного педагогического института Гургена Хачатряна против бывшей преподавательницы того же вуза Лусинэ Ашугян в качестве третьей стороны привлечены ежедневная газета “Этк” и телекомпания “АТV”. Причастность упомянутых СМИ к делу, содержащему требование возместить ущерб, причиненный чести, достоинству и деловой репутации, обосновывается тем, что “Этк” 13 мая опубликовала статью “Нездоровые страсти в Ванадзорском педагогическом институте”, а телекомпания “АТV” 15 июня выпустила передачу на эту тему в программе “Полуоткрытые окна”. Истец требует от ответчика опровергнуть в тех же СМИ сведения, являющиеся, по его мнению, клеветой, и возместить ущерб в размере 2 млн. драмов.

Первое судебное заседание было назначено на 23 августа в суде общей юрисдикции Лорийской области в Алаверди. Однако, поскольку фактическим местом проживания ответчицы является Ванадзор, то, в соответствии с ее заявлением, рассмотрение дела было продолжено 6 сентября в суде Ванадзора. Очередное заседание назначено на 19 января 2012.
23 июля газета “168 жам” сообщила, что бывший директор старшей школы №2 города Эчмиадзина Сусанна Назарян и ее несовершеннолетний сын, ученик той же школы Тигран Тертерян, обратились в суд общей юрисдикции  административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана с исками против учредителя издания - ООО “168 жам” и корреспондента Марины Мартиросян. Первый из истцов, бывший директор, требует обязать ответчиков опровергнуть сведения о том, что в школе ею была создана нездоровая морально-психологическая обстановка, и взыскать с них 2 миллиона драмов в качестве возмещения за клевету. Второй истец, сын бывшего директора (представителем которого является отец), требует обязать ответчиков опровергнуть сведения о том, что он поджег школьный архив документов, в качестве возмещения за клевету взыскать в его пользу 2 миллиона драмов, а также в размере требуемой суммы наложить запрет на принадлежащие ООО “168 жам” имущество или денежные средства. 

Первые судебные заседания по обоим искам были назначены на 26 сентября, однако были перенесены на 18 октября, а затем на 8 ноября. 
На состоявшемся 15 ноября заседании, по ходатайству представителя ответчика, суд прекратил рассмотрение иска Сусанны Назарян против учредителя издания до окончания расследования уголовного дела, возбужденного против истицы именно на основе публикации газеты “168 жам”.
Что же касается иска Тиграна Тертеряна, то его рассмотрение было отложено до 30 ноября, а затем - до 8 и 14 декабря. Очередное судебное заседание назначено на 24 января 2012.
26 июля газета “Чоррорд инкнишханутюн” сообщила, что суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш принял в производство иск директора Национальной картинной галереи Фараона Мирзояна против учредителя этого издания - ООО “Посторонним В”. Основанием для спора послужила статья “Узнать Фараона”, опубликованная в “ЧИ” 9 апреля 2011. Истец требует опровергнуть сведения, ущемляющие его честь и достоинство, взыскать в его пользу 3 360 000 драмов - для возмещения ущерба, нанесенного посредством оскорбления и клеветы, и компенсации судебных расходов.

Адвокаты “Посторонним В”, отвечая на иск, отметили, что газета сослалась на материалы интернет-издания “Hetq.am” от 8 ноября и 20 декабря 2010, которые были использованы автором статьи, и что публикация тех же сведений год тому назад не была расценена истцом как клевета и оскорбление.

Судебные слушания, назначенные на октябрь, были отложены. Разбирательства начнутся 24 января 2012.
30 июля интернет-издание “Hetq.am” сообщило, что дорожно-строительное ЗАО “ДСЭ Иджевана” обратилось в суд общей юрисдикции Тавушской области с иском против ООО “Студия Иджеван” и ее корреспондента Наиры Хачикян. Поводом для иска стал репортаж, подготовленный журналисткой и 21 июня выпущенный также в эфире информационной программы “Лрабер” Второго армянского телеканала и телекомпании “Еркир-медиа”. В этом материале дорожно-строительная компания была охарактеризована как разорительная, присваивающая бюджетные средства и т. п. Истец требует принести публичные извинения и возместить ущерб в размере 3 264 000 драмов за опороченную деловую репутацию. 

Судебный процесс начался 18 августа. Ряд заседаний был отложен. Слушания продолжатся 20 января 2012.  

17 августа Гюмрийский клуб журналистов “Аспарез” распространил пресс-релиз, в котором сообщалось, что председатель Совета попечителей благотворительного фонда “Минас Аветисян” Арман Аветисян предъявил иск в суд общей юрисдикции Ширакской области против председателя Совета “Аспарез” Левона Барсегяна. 

Истец требует обязать Левона Барсегяна принести публичные извинения за клевету и оскорбление, опубликовать решение суда на веб-сайте клуба и взыскать с ответчика 2 миллиона драмов (500 000 в качестве возмещения ущерба за оскорбление,1 500 000 - за клевету), а также 200 000 драмов для компенсации судебных расходов. Истец считает оскорбительными сведения, содержащиеся в статьях “Есть вещи, которые не прощаются”, “Арман Аветисян лжет по непонятным причинам” и “Наносили удар по семейному капиталу?”, которые касаются перевозки фресок Минаса Аветисяна в Ереван. Эти материалы были опубликованы в июне 2011 на веб-сайте “Аспарез”. До обращения в суд Арман Аветисян прислал в клуб письмо с требованием разместить на том же сайте опровержение. 30 июня на веб-сайте было размещено упомянутое письмо Армана Аветисяна, однако 4 августа последний обратился в суд.

9 сентября в суде общей юрисдикции Ширакской области прошло предварительное заседание, на котором представитель истца разъяснил, что именно расценивается как клевета и оскорбление и что подлежит доказыванию. 22 сентября слушания продолжились. Суд уточнил обстоятельства, которые должны доказать обе стороны. Заседанием 11 октября завершились предварительные слушания. Судебные разбирательства назначены на 11 января 2012.
17 сентября КЗСС стало известно, что ежедневная газета “Аравот” признана третьим лицом в находящемся в производстве суда общей юрисдикции Лорийской области деле о причинении ущерба чести, достоинству и деловой репутации. Староста села Лернапат Вано Егиазарян предъявил иски против односельчан Бориса Ашрафяна и Геворга Мелконяна. Спор касается статьи “Кто на кого клевещет” (автор - Арпинэ Симонян), опубликованной изданием 19 августа. Истец считает, что некоторые высказывания, приведенные в статье, оскорбительны, и требует с каждого по 500 000 драмов возмещения.

Судебные заседания состоялись 31 октября, 2 и 14 ноября. Слушания продолжатся 13 января 2012.
21 сентября КЗСС стало известно, что учредитель газеты “Рапарак” - ООО “Рапарак оратерт” привлечен в качестве третьего лица к судебному спору между лидером Объединения “Национальное самоопределение” Паруйром Айрикяном и коммунистами Гегамом Галстяном и Нориком Петросяном. 
Напомним, что 7 июля газета “Рапарак” опубликовала статью упомянутых выше коммунистов “Ничтожен, как камень, брошенный в Арарат”. Это, по сути, было ответом на точку зрения Паруйра Айрикяна о революционере Степане Шаумяне, высказанную в выпуске передачи Общественного телевидения “Армянский вопрос” от 12 июня. В дальнейшем газета поочередно предоставляла свои страницы обеим сторонам - до тех пор, пока не сочла целесообразным прекратить дискуссию.

Иск предъявлен Паруйром Айрикяном, который требует опровергнуть сведения, ущемляющие его честь, достоинство и деловую репутацию, а также опубликовать заключительную часть судебного решения. 

Согласно “Рапарак”, Паруйр Айрикян в беседе с корреспондентом газеты сказал: “... С вами у меня нет никаких проблем. Если вдруг, не дай Бог, вам что-либо предъявят, будьте уверены, что я пойду в суд и скажу, что к вам не имею и не могу иметь претензий. Это (привлечение в качестве третьего лица - прим. КЗСС), наверное, обусловлено стилем адвокатской работы”.

На предварительном судебном заседании, состоявшемся 6 декабря, представитель истца предъявил ходатайство об отказе от иска против ООО “Рапарак оратерт” относительно его вовлечения в дело в качестве третьего лица. Поскольку два других ответчика не возразили, суд удовлетворил это ходатайство.
28 сентября газета “Чоррорд инкнишханутюн” сообщила, что 17 сентября компания “Армавиа” предъявила иск в суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш против учредителя издания - ООО “Посторонним В”. Поводом для этого послужил материал “Армавиа продавала оружие?”, опубликованный в “ЧИ” 15 сентября 2011. Истец требует опровергнуть сведения, содержащиеся в этом материале, и возместить ущерб за клевету в размере 2 млн. драмов. Кстати, согласно газете, в иске она фигурирует не как “Чоррорд инкнишханутюн”, а как “Чоррорд ишханутюн”, а под таким названием она давно не издается. 

Отметим, что “Чоррорд инкнишханутюн” опубликовала оспариваемые сведения со ссылкой на веб-сайт www.epress.am, а последний, в свою очередь,  сослался на другой источник - информагентство “Интерфакс”. 15 сентября веб-сайт www.epress.am опубликовал предоставленное пресс-службой “Армавиа” опровержение, в котором, в частности, говорилось, что авиакомпания осуществляет исключительно пассажирские, а не грузовые перевозки. Кроме того, она никогда не имела упомянутого в публикации самолета марки “ИЛ-76”. Тот же текст опровержения 16 сентября был опубликован и в “Чоррорд инкнишханутюн”. 

Предварительное судебное заседание состоялось 1 ноября. Слушания продолжились 28 ноября. Разбирательства по делу состоялись 14 декабря. В ходе этого заседания стороны договорились о заключении мирового соглашения - при условии, что издание напечатает опровержение без комментариев (или дополнительного напоминания содержания упомянутой публикации). Опровержение было опубликовано в номере “Чоррорд инкнишханутюн” от 16 декабря 2011. На заседании, состоявшемся 28 декабря, суд утвердил мировое соглашение.   

5 октября интернет-издание “Hetq.am” сообщило, что корреспондента газеты “Этк” Ани Ованесян во время телефонной беседы оскорбил предводитель Котайкской епархии Армянской Апостольской Церкви епископ Аракел Карамян. Поводом спора послужил опубликованный в номере газеты от 4 октября материал “Католикос так не договаривался”, где приводились слова епископа о том, что он не был в курсе визита Католикоса в церковный комплекс Кечарис. На следующий день после этой публикации предводитель епархии позвонил в редакцию газеты и в беседе с журналистом в грубых и оскорбительных выражениях отрицал все, о чем говорил ранее.
7 октября отдел информации и по связям с общественностью администрации Гегаркуникской области распространил сообщение о том, что глава областной администрации (марзпет) Нвер Погосян намерен предъявить судебный иск против газеты “Жоговурд” по поводу опубликованной в тот же день статьи “Марзпет, представляющий партию “Процветающая Армения”, получил взятку $3000”. Издание сообщало, что взятка была передана через водителя главы администрации для того, чтобы признать “победителем” объявленного ранее конкурса на замещение вакантного места учителя истории в школе села Ттуджур этой области.
17 ноября в суде общей юрисдикции Гегаркуникской области началось рассмотрение иска, предъявленного Нвером Погосяном. Истец требует обязать газету “Жоговурд” публично извиниться перед ним и возместить ущерб за клевету в размере 2 млн драмов, а также компенсировать 500 000 драмов для оплаты адвокатских услуг. В ходе судебных разбирательств представитель издания отметил, что газета стала лишь трибуной, опубликовав сведения, переданные основным источником информации - другой участницей конкурса Анной Торосян, аудиозапись беседы с которой редакция сохранила. 28 ноября газета распространила сообщение о предъявлении встречного иска, подчеркнув при этом, что, в отличие от главы областной администрации, “Жоговурд” требует от последнего всего лишь одну луму (одну сотую часть 1 драма) - за ущемление чести, достоинства и деловой репутации редактора и редакции. Причем требования о компенсации судебных расходов издание не выдвинуло.

Разбирательства продолжатся 17 января 2012. 
12 октября газета “Жоговурд” распространила сообщение, что получила из суда общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш извещение об иске, предъявленном гражданином Гургеном Агаджаняном. 

Предметом спора стал опубликованный 30 августа материал “От сына Галуста требуют”, подготовленный на основе письма, полученного от имени Гургена Агаджаняна и содержащего негативные сведения о бывшем начальнике Управления по госимуществу РА Карине Киракосян и заместителе начальника этого ведомства Ашоте Маркосяне. Истец отрицает, что он является автором упомянутого письма, и требует в том же издании опровергнуть сведения, которые, по его мнению, являются клеветой, и возместить ущерб в размере 804 000 драмов.

Судебные заседания, назначенные на 24 октября и 8 декабря, были отложены. Слушания дела продолжатся в 2012 году.
14 октября газета “Аравот” опубликовала материал “Что опровергать?”, в котором сообщалось о полученном 2 октября по электронной почте письме, озаглавленном “Суд обязывает опровергнуть” и подписанном тремя бывшими учителями ереванской школы №11. 10 октября редакция получила другое письмо, теперь уже за подписью адвоката этих учителей Маргара Махсудяна, где говорилось, что 10 февраля вступило в силу принятое судом общей юрисдикции столичного административного округа Малатия-Себастия решение, обязывающее газету напечатать опровержение. Однако из этих писем не было понятно, какой именно публикации касается требование об опровержении.
По сути, газета не была вовлечена в судебное дело и ее не известили должным образом о предмете спора. Между тем, адвокат предложил “Аравот” текст опровержения и попросил напечатать его, причем обязательно с его комментариями, на что редакция ответила отказом.

10 ноября газета опубликовала статью “СПИСА (Служба принудительного исполнения судебных актов – прим. КЗСС) постучалась в двери ”Аравот””, где сообщила о дальнейшем развитии событий по этому делу. В частности, 8 ноября редакция получила от начальника отдела Службы принудительного исполнения судебных актов по столичному округу Малатия-Себастия извещение, в котором говорилось, что Апелляционный гражданский суд РА постановил обязать трех учителей школы №11 через газету ”Аравот” опровергнуть сведения, ущемляющие честь, достоинство и деловую репутацию упомянутой школы и проходящего по делу третьего лица. В документе говорилось также, что адвокат Маргар Махсудян отправил в редакцию текст опровержения и попросил опубликовать его. В связи с этим в публикации “Что опровергать?” отмечалось, что предъявляемые газете требования противоречат Закону РА “О массовой информации”.
17 октября газета “Жоговурд” сообщила, что 12 октября в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш принят в производство иск директора Научно-исследовательского центра курортологии и физической медицины РА Беника Арутюняна против учредителя этого издания по поводу опубликованной 9 сентября статьи “Приключения доктора, профессора в золотых рудниках”. Истец требует 2 млн драмов в качестве возмещения за оскорбление и клевету и 244 000 драмов для оплаты адвокатских услуг.

Судебные заседания, назначенные на 15 и 29 ноября, были отложены. 16 декабря суд удовлетворил ходатайство представителя ответчика о переносе слушаний на более поздний срок, так как редакция газеты готовится представить те документы, на основе которых была подготовлена упомянутая публикация. Следующее заседание назначено на 31 января 2012.
19 октября в Апелляционном суде РА рассмотрена жалоба жителя села Лернапат Лорийской области Геворга Мелконяна по поводу принятого 8 июля областным судом общей юрисдикции (канцелярия Ванадзора) решения, по которому удовлетворен иск сельского старосты Вано Егиазаряна против односельчанина Геворга Мелконяна. 

Это дело, касающееся ущемления чести, достоинства и деловой репутации, находится в судебном производстве с 2010. Предметом спора стала опубликованная 1 сентября в газете “Жаманак” статья “Этого турка уведите от нас подальше”, содержащая сведения, которые сообщил Геворг Мелконян. Истец потребовал публичных извинений, публикации в том же СМИ опровержения и 3 млн драмов в качестве возмещения ущерба (1млн - за оскорбление, 2 млн - за клевету). 8 июля 2011 суд частично удовлетворил иск, обязав Геворга Мелконяна выплатить 8 000 драмов в качестве госпошлины, а также публично извиниться и в той же газете “Жаманак” опубликовать опровержение. 

26 октября Апелляционный суд РА отклонил жалобу Геворга Мелконяна. Последний обратился в Кассационный суд РА, который, по состоянию на 30 декабря 2011, еще не назначил день заседания по этому делу.
В связи с упомянутой публикацией в “Жаманак” сельский староста Вано Егиазарян с аналогичными требованиями предъявил иски и против других односельчан, сообщивших о нем сведения, содержащиеся в материале, - Камсара Тамаряна, Гариба Митичяна и Бориса Ашрафяна. Суд общей юрисдикции Лорийской области своими решениями частично удовлетворил также иски против Камсара Тамаряна и Гариба Митичяна, а вышестоящие судебные инстанции отклонили жалобы последних. Что же касается Бориса Ашрафяна, то он ожидает рассмотрения своей жалобы в Кассационном суде РА. 
20 октября суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш принял в производство иск адвоката Артура Григоряна против ООО “Рапарак оратерт”. Истец воспринял как оскорбление и клевету размещенные 10 августа в электронной версии издания - веб-сайте “Hraparak.am” - комментарии читателей на статью “Граждане - жертвы недобросовестных адвокатов?”. Общая сумма требуемого возмещения ущерба, согласно иску, составила 18 миллионов драмов из следующего расчета: за каждое оскорбление - 1 миллион, а за каждую клевету - 2 миллиона драмов, причем, по мнению истца, каждый из 6 комментариев содержал и оскорбление, и клевету.

В качестве средства обеспечения иска Артур Григорян потребовал применить запрет на имущество и денежные средства ответчика, а также на право распространения информации, касающейся этого спора. Получив 7 ноября соответствующее судебное решение, газета сразу представила ходатайство об отмене средства обеспечения иска. Однако суд снял только запрет на пользование денежными средствами и оставил в силе запрет на имущество.
Судебные заседания, назначенные на 16 ноября и 16 декабря, были отложены, после чего слушания запланированы на 13 января 2012. 

Кстати, 18 ноября Совет Палаты адвокатов РА, обсудив публикации СМИ о деятельности адвоката Артура Григоряна, инициировал в отношении него процесс дисциплинарного производства. 
22 октября газета “Айкакан жаманак” сообщила, что корреспондента издания Сюзанну Погосян во время телефонной беседы оскорбил начальник управления информации МИД Нагорного Карабаха Марсель Петросян. Журналиста интересовало, когда будет назначен новый министр иностранных дел НКР и ожидается ли это в ближайшее время? В ответ начальник управления сначала проявил неосведомленность, после чего завершил разговор уличным, нецензурным выражением.

29 октября та же газета проинформировала, что в связи с этим инцидентом, по приказу исполняющего обязанности министра иностранных дел НКР Василия Атаджаняна, Марсель Петросян получил дисциплинарное взыскание - строгий выговор.
26 октября председатель общественной организации “Журналисты во имя прав человека” Жанна Алексанян распространила сообщение, что следственная служба Министерства обороны РА оказывает психологическое давление на нее лично и на журналистов руководимой ею организации, в частности, на Сюзан Симонян.

В связи с публикациями о различных уголовных делах, касающихся применения насилия в отношении военнослужащих, без должного извещения - по телефонным звонкам или посредством отправки полицейских по адресу проживания - авторы статей вызываются на допрос. По мнению Жанны Алексанян, “Минобороны и его следственная служба хотят, чтобы публикации соответствовали по духу их стилю работы и расследуемым ими уголовным делам, не вызывающим доверия”.
11 ноября в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш должно было состояться заседание по делу, в котором в качестве третьего лица вовлечена газета “168 жам”. Истицей является жительница города Арташата Маргарита Мартиросян, требующая опровергнуть сведения, ущемляющие ее честь и достоинство.
Начиная с октября 2010, газета опубликовала цикл статей об убийстве в городе Арташате Араратской области, одна из которых стала предметом спора. Публикации были подготовлены на основе сведений, содержащихся в материалах уголовного дела и в обвинительном заключении прокуратуры. В частности, спорная статья, озаглавленная “Не могу так жить, осужден невинный человек”, была написана журналистом на основе свидетельств невестки истицы - Рипсиме Карапетян.
Предварительные судебные заседания, назначенные на 24 марта и 3 июня, были отложены. Поскольку параллельно с этим в Арташатском следственном отделе в отношении истицы велось уголовное дело по обвинению в краже, суд общей юрисдикции приостановил производство гражданского дела до окончания уголовного дела. Однако Апелляционный суд РА, получив жалобу, отменил это решение.

Назначенное на 11 ноября судебное заседание вновь было отложено - на неопределенный срок.     
14 ноября в суде общей юрисдикции Лорийской области должно было начаться слушание дела по иску старосты села Лернапат Вано Егиазаряна против корреспондента газеты “Этк” Адрине Торосян.
Истец считает, что некоторые сведения, содержащиеся в опубликованной 23 августа в “Этк” статье “Адресованное сельскому старосте слово “пастись” стоит 1 миллион драмов”, ущемляют его честь, достоинство и деловую репутацию. Поэтому он требует в том же СМИ опровергнуть эти сведения, принести извинения и взыскать с издания возмещение ущерба в размере 1 млн. драмов, а также компенсировать судебные расходы.
В этом деле в качестве третьей стороны вовлечен учредитель газеты “Этк”. Предварительное судебное заседание отложено до 13 января 2012.
16 ноября в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш должно было состояться судебное заседание по иску кафедры уголовного права юридического факультета ЕГУ и преподавателя этой кафедры Ара Габузяна против ООО “Банадзев” и Сирекана (Сирака) Егиазаряна. Истцы оспаривают сведения, представленные в сюжете “Правовед-правонарушитель” передачи “Аканатес” (“Очевидец”), вышедшей в эфире Общественной телекомпании.
Согласно телепередаче, письменная работа студента юридического факультета ЕГУ Сирекана Егиазаряна получила неудовлетворительную оценку без проверки ее содержания, только с учетом объема. Протесты студента привели к тому, что преподаватель Ара Габузян попытался сдать его полиции. В передаче прозвучал вывод Егиазаряна о том, что в этой истории видны коррупционные риски. 

Истцы требуют опровергнуть сведения, ущемляющие их честь, достоинство и деловую репутацию, публично извиниться и возместить нанесенный ущерб.

Судебные заседания, назначенные на 16 ноября и 21 декабря, были отложены, после чего слушания перенесены на 29 февраля 2012.
18 ноября газета “Этк” получила из суда общей юрисдикции Лорийской области извещение относительно иска декана факультета педагогики Ванадзорского педагогического института им. О. Туманяна Терезы Шахвердян против корреспондента этого издания Адрине Торосян. “Этк” вовлечена в дело в качестве третьего лица.
Истица сочла клеветой ряд выражений в ее адрес, которые содержатся в материале “Болезненные страсти в Ванадзорском педагогическом институте”, опубликованном в “Этк” 13 мая. Она требует опровергнуть в том же издании сведения, являющиеся, по ее мнению, клеветой, возместить ущерб в размере 2 млн. драмов за ущемление чести, достоинства и деловой репутации, а также оплатить судебные расходы.
7 декабря интернет-издание “Hetq.am” сообщило, что Тереза Шахвердян, представив дополнение к иску, по-новому сформулировала его: сумму возмещения ущерба она сократила с 2 млн. до 200 000 драмов, отказалась от взыскания с журналиста судебных расходов, но потребовала обязать автора статьи извиниться в газете “Этк” и представить истице текст опровержения клеветы. Кстати, эти изменения были внесены в иск с учетом известного постановления Конституционного суда РА от 15 ноября 2011 по поводу судебных дел, касающихся оскорбления и клеветы в публикациях СМИ.
Судебное заседание назначено на 26 января 2012.

Напомним, что по поводу упомянутой публикации “Этк” в судебном производстве находится еще одно дело - по иску ректора того же института Гургена Хачатряна (см. страницу 21 настоящего доклада).
26 ноября газета “Аравот” сообщила, что из суда общей юрисдикции столичных административных округов Арабкир и Канакер-Зейтун фотожурналист Гагик Шамшян получил извещение, согласно которому последний 7 декабря должен явиться в суд. Однако из этого извещения не было понятно, по какому поводу журналист приглашается в суд, и в чем суть иска? Позже выяснилось, что истцом является некто Арам Чатинян, который требует от Гагика Шамшяша опровержения сведений, ущемляющих его честь и достоинство. Но в иске не было уточнено, в каком материале содержатся эти сведения и где они опубликованы?
На судебное заседание, назначенное на 7 декабря, обе стороны не явились. Слушания перенесены на 23 января 2012.
13 декабря газета “Рапарак” в постскриптуме к публикации “Немец, Чап, Суро и “Бжни”” сообщила, что когда этот материал уже был готов к печати, в редакцию позвонил депутат парламента Рубен Айрапетян и с угрозами предупредил, чтобы о бренде “Бжни” не публиковались “всякие домыслы”. В противном случае, заверял депутат, он обратится в суд против газеты - за ущемление его чести и деловой репутации.
26 декабря газета “Аравот” сообщила, что она вовлечена в качестве третьего лица в еще одно судебное дело, находящееся в производстве суда общей юрисдикции Лорийской области. Истец - староста села Лернапат Вано Егиазарян - требует от своего односельчанина Фахрада Восканяна опровергнуть сведения, содержащиеся в статье “Кто на кого клевещет?” (автор - Арпине Симонян), опубликованной в “Аравот” 19 августа.

Судебное заседание назначено на 9 января 2012.       
Нарушения права на получение и распространение информации

В отличие от беспрецедентного роста числа фактов давления на СМИ и их сотрудников, количество нарушений, касающихся права на получение и распространение информации, в 2011, по сравнению с предыдущими годами, заметно сократилось. Это, безусловно, является позитивной тенденцией.
Так, в 2011 КЗСС зафиксировал 7 новых случаев нарушения права на получение и распространение информации, тогда как в 2008 их было 14, в 2009 - 13, в 2010 - 18. 

Ниже - вновь по хронологической последовательности - представляем зарегистрированные в 2011 факты, а также развитие событий по нарушениям, имевшим место в предыдущие годы.
17 января председатель ООО “Мелтекс” - учредитель телекомпании “А1+” - Месроп Мовсесян направил письма членам Национальной комиссии по телевидению и радио (НКТР) Симавону Андреасяну, Корюну Аракеляну, Жирайру Дадасяну, Ара Тадевосяну, Араму Мелконяну, Армену Мкртчяну и Айку Котаняну, попросив их ответить на 8 вопросов, касающихся всего процесса изучения представленных ООО “Мелтекс” и ЗАО “Армньюс” конкурсных заявок для получения лицензии на вещание по государственным каналам цифровой сети.

3 февраля Месроп Мовсесян, не удовлетворившись ответом из Национальной комиссии, обратился в Административный суд РА, требуя обязать семерых из восьми членов НКТР (за исключением председателя Григора Амаляна) ответить на адресованные каждому из них лично 8 конкретных вопросов - с тем, чтобы выяснить, насколько указанные члены НКТР были беспристрастны при оценке конкурсных заявок. 

24 февраля представитель компании “Мелтекс” Александр Саакян обратился в Административный суд РА с просьбой прекратить производство дела о требовании ответа от семи членов НКТР, поскольку затягивание начала процесса сделало нецелесообразным судебное разбирательство этого конфликта (подробности - в Докладе КЗСС за первый квартал 2011, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).

1 февраля газета “Айкакан жаманак” сообщила, что письма-статьи находящегося с 30 ноября 2010 в уголовно-исправительном учреждении “Артик” главного редактора “АЖ” Никола Пашиняна, врученные им администрации УИУ в присутствии Комиссара по правам человека Совета Европы Томаса Хаммарберга, 31 января 2011 дошли до редакции. Они были отправлены Министерством юстиции РА почтой. Одно из этих писем было адресовано министру юстиции РА и касалось нарушений со стороны УИУ “Артик” права Пашиняна на переписку в течение декабря 2010 (из отправленных 15 писем до редакции дошло лишь одно). В том же письме Пашинян предлагал, чтобы написанные им с 10 по 17 января письма-статьи были переданы редакции именно через министра юстиции. Фактически только таким образом было восстановлено право Никола Пашиняна на профессиональную деятельность, и с 1 февраля в газете продолжилась публикация ранее написанных статей (подробности - в Докладе КЗСС за первый квартал 2011, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).

25 февраля в гюмрийской канцелярии Административного суда РА состоялось первое судебное заседание по иску общественной организации “Журналисты-расследователи” против мэра Гюмри Вардана Гукасяна. Заявление с требованием обязать мэра предоставить информацию было подано в Административный суд РА еще в ноябре 2010.

Журналист-расследователь Ерануи Согоян для подготовки цикла статей в июле 2010 направила ряд письменных запросов в мэрию, чтобы уточнить, принадлежит ли Вардану Гукасяну здание, находящееся по адресу: Гюмри, улица Абовяна, 262 (оно является историко-архитектурным памятником и располагается в заповеднике Кумайри). Вице-мэр города ответил на запрос спустя пять месяцев (значительно позже установленного срока) и неполноценно. По мнению “Журналистов-расследователей”, были нарушены положения статьи 12 Закона РА “О свободе информации”.

В результате прошедших 25 февраля слушаний дела суд дал истцу 10 дней для представления дополнительных доказательств. Разбирательства продолжились 28 марта.

22 апреля газета “Этк” сообщила, что Административный суд РА отклонил иск общественной организации “Журналисты-расследователи” против мэра Гюмри Вардана Гукасяна по поводу предоставления запрашиваемой информации. При вынесении решения суд пришел к выводу, что “запрос был направлен в орган местного самоуправления, который, согласно полученным по делу доказательствам, не владеет и не распоряжается такого рода информацией”.  Как отмечает “Этк”, суд не сделал каких-либо ссылок на конкретные доказательства, приведшие к принятию такого заключения. “Журналисты-расследователи” направили жалобу по поводу этого решения в вышестоящую судебную инстанцию. 
11 марта в Административном суде РА состоялось судебное заседание по иску Центра свободы информации (ЦСИ) против ГНКО “Офис по застройке Еревана и осуществлению инвестиционных программ”. Этим заседанием завершился подготовительный этап дела, и 26 мая начался процесс судебных разбирательств. 

Напомним, что ЦСИ обратился в Административный суд РА с требованием признать неправомерными действия или бездействие ГНКО “Офис по застройке Еревана и осуществлению инвестиционных программ”, в результате которых не было дано исчерпывающего ответа на запрошенную информацию, и обязать ГНКО в пятидневный срок предоставить требуемые сведения. Административный суд РА 7 декабря 2009 отклонил иск ЦСИ. Однако Центр в кассационном порядке обжаловал решение Административного суда, и 3 июня 2010 Кассационный суд РА полностью удовлетворил эту жалобу. Вынесенное Административным судом РА решение было отменено, и дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение. Первое судебное заседание нового этапа разбирательств состоялось 5 октября 2010, второе - 1 ноября того же года, после чего слушание дела было отложено на неопределенное время.

20 июня Административный суд РА удовлетворил иск Центра свободы информации против государственной некоммерческой организации “Офис по застройке Еревана и осуществлению инвестиционных программ”, обязав последнюю в пятидневный срок предоставить запрошенные ЦСИ сведения и возместить государственную пошлину в размере 24 000 драмов. Ответчик обратился в вышестоящую инстанцию. Однако 8 ноября Апелляционный суд РА отклонил его жалобу.
25 марта Комитет по защите свободы слова обратился в Административный суд РА с иском против Министерства здравоохранения РА, в котором требовалось признать действия (бездействие) последнего неправомерными и обязать предоставить запрошенную информацию.

11 февраля КЗСС направил запрос министру здравоохранения РА Арутюну Кушкяну с просьбой предоставить сведения относительно того, проведена ли в министерстве аккредитация журналистов на 2011 год, представители каких СМИ аккредитованы, кому и по какой причине отказано в аккредитации. Основанием для такого запроса послужили соответствующие положения Закона РА ”О массовой информации”, а также постановление Правительства РА №333-Н от 4 марта 2010 года об образцовом порядке аккредитации журналистов в органах государственного управления РА.

Министерство предоставило КЗСС требуемые сведения 5 апреля, нарушив установленный законом срок, и только после того, как получило исковое заявление. 

Судебное заседание, назначенное на 31 мая, было дважды отложено.

26 сентября состоялись предварительные слушания, после чего судебные разбирательства были назначены на 15 ноября.

30 ноября Административный суд РА удовлетворил иск КЗСС, признав действия Министерства здравоохранения РА неправомерными. В ходе разбирательств истец отказался от своего требования о предоставлении информации, так как после обращения в суд она была получена.
27 декабря Минздрав обратился с жалобой на принятое решение в Апелляционный административный суд РА.

8 апреля Гюмрийский клуб журналистов “Аспарез” распространил заявление по поводу начавшегося еще в январе 2010 спора между председателем совета этой общественной организации Левоном Барсегяном, с одной стороны, и бывшим и нынешним руководителями администрации Ширакской области - с другой.

Напомним, что 18 и 29 января 2010 Левон Барсегян обратился с запросом к занимавшей тогда пост марзпета (главы областной администрации) Лиде Нанян с просьбой предоставить информацию об осуществленных областной администрацией затратах по статьям “Другие пособия из госбюджета” и “Представительские расходы” за 2005-2009 годы. Администрация, отвечая на запрос, непредоставление информации пыталась мотивировать тем, что сведения по статье “Другие пособия из госбюджета” содержат тайну частной жизни, а “Представительские расходы” - коммерческую тайну. В связи с этим руководитель журналистской организации обратился в Административный суд.

Новый глава областной администрации Ашот Гизирян 16 июня заключил с истцом мировое соглашение. Согласно документу, глава администрации выражает Левону Барсегяну сожаление по поводу неудобств при реализации права на свободу информации и обязуется до 1 июля 2010 предоставить запрошенные сведения, а Левон Барсегян отказывается от дальнейших судебных претензий и жалоб по этому делу. Однако, поскольку областная администрация лишь частично предоставила информацию, руководитель “Аспарез” обратился в Службу принудительного исполнения судебных актов с требованием получить и предоставить ему информацию в полном объеме.

В распространенном 8 апреля заявлении “Аспарез” говорится, что 30 марта руководитель клуба вновь обратился в Ширакский областной отдел Службы принудительного исполнения судебных актов Министерства юстиции РА с просьбой осуществить собственные функции и обязать главу администрации области выполнить взятые на себя мировым соглашением обязательства. Кроме того, с 30 марта по 8 апреля Левон Барсегян пытался встретиться с Ашотом Гизиряном, но сотрудники администрации препятствовали этому под разными предлогами.

Исходя из всего этого, Клуб журналистов “Аспарез” приходит к выводу, что Ширакская областная администрация, во главе с бывшим и нынешним руководителями, упорно скрывала от общественности информацию о почти 70 миллионах драмов, выделенных из средств налогоплательщиков на нужды необеспеченных граждан. Как утверждает “Аспарез”, препятствование распространению запрошенной информации обусловлено серьезными злоупотреблениями, имевшими место при расходовании в 2007-2009 годах в Ширакской области средств по статье “Другие пособия из госбюджета”.

11 апреля Комитет по защите свободы слова обратился в Административный суд РА с иском против Национальной комиссии по телевидению и радио, содержащим требование полностью предоставить запрошенную информацию.

21 февраля КЗСС направил НКТР официальный запрос для получения копий заявок и прилагаемых к ним документов, представленных на конкурсы по лицензированию телекомпаний на осуществление эфирного вещания посредством цифровой вещательной сети. В ответном письме сообщалось, что запрашиваемые документы могут быть предоставлены, за исключением тех, которые содержат коммерческую и личную тайну. К таковым, по мнению НКТР, относятся приложенные к конкурсным заявкам договоры о ретрансляции, а также личные листки (CV) сотрудников телекомпаний. Не согласившись с этим, КЗСС обратился в суд с требованием обязать Национальную комиссию предоставить запрошенную информацию в полном объеме.

18 апреля Административный суд РА принял в производство иск КЗСС. Предварительные слушания прошли 22 июня. Судебные разбирательства состоялись на заседании 13 сентября.

На 27 сентября было назначено оглашение решения. Однако этого не произошло. Текст судебного постановления был вручен юристу КЗСС Ольге Сафарян с нарушениями процессуальных норм. По ее словам, судья не явился в зал заседаний, а текст постановления был передан представителям истца и ответчика в коридоре здания. Таким образом, стало известно, что иск КЗСС, требующий предоставления запрошенной информации и признания действий (бездействия) НКТР неправомерными, был отклонен. 
25 октября КЗСС обратился с жалобой в вышестоящую судебную инстанцию. В Апелляционном административном суде РА рассмотрение этой жалобы назначено на 10 января 2012 года.
13 апреля газета “Аравот” сообщила, что накануне, примерно в 10:30 утра, неизвестные люди выкупили из киосков города Гюмри весь имевшийся в наличии тираж издания. По мнению киоскеров, это было связано с опубликованным в газете материалом “Наказывают известных женщин Гюмри”. Публикация касалась уголовных дел, возбужденных против директора итальянской поликлиники Татевик Паносян и директора школы №1 Джеммы Амирханян. Последние обвиняются в злоупотреблении служебным положением и присвоении средств в крупных размерах. По предположениям киоскеров, все номера газеты выкупили родственники Джеммы Амирханян.

22 июня Административный суд РА удовлетворил иск председателя совета Гюмрийского клуба журналистов “Аспарез” Левона Барсегяна против Комитета по государственным доходам при Правительстве РА.

Напомним, что 18 января 2010 Л. Барсегян направил запрос в Комитет по госдоходам с просьбой предоставить информацию об организованном этим ведомством в конце 2009 предновогоднем торжестве, а также перечень лиц, получивших в конце года в качестве поощрения дорогостоящие швейцарские часы. Ответа не последовало, и руководитель журналистской организации 8 февраля того же года обратился в Административный суд РА с требованием обязать председателя Комитета по госдоходам предоставить информацию и привлечь последнего к административной ответственности. 1 июля суд отклонил этот иск. Однако 27 декабря Кассационный суд РА отменил решение Административного суда и отправил дело на новое рассмотрение.

Разбирательства возобновились в 2011 и продолжались в течение марта - июня месяцев. А 22 июня было оглашено решение, согласно которому суд признал факт нарушения права Левона Барсегяна на свободу информации, обязал председателя Комитета по госдоходам Г. Хачатряна предоставить запрошенные сведения, а также выплатить истцу 24 000 драмов в качестве компенсации судебных расходов.

Комитет по госдоходам обжаловал это решение в вышестоящей судебной инстанции. 17 октября Апелляционный административный суд РА рассмотрел жалобу и 7 ноября вынес решение, которым частично удовлетворил и жалобу Комитета, и иск Левона Барсегяна. В соответствии с этим был признан факт нарушения права гражданина на свободу информации, и суд обязал Комитет по госдоходам предоставить запрошенные сведения относительно лиц, награжденных ценными часами, и выплатить Барсегяну 7000 драмов в качестве компенсации судебных расходов. Фактически было отклонено требование, касающееся предоставления информации о заказанных услугах - времени начала и окончания праздничного вечера и участвовавших в нем артистах. Истец заявил о намерении обжаловать это решение в Кассационном суде РА.
28 декабря в редакторской колонке газеты “Аравот” сообщалось, что накануне, 27 декабря, в Гюмри и Эчмиадзине неизвестные молодые люди выкупили из киосков весь имевшийся в наличии тираж издания. По предположению главного редактора газеты, это сделали те, кто имел какое-то отношение к лицу, подозреваемому в совершенном днем раньше убийстве. Издание в том номере опубликовало материал фотожурналиста Гагика Шамшяна об убийстве руководителя одного из столичных букмейкерских контор “Виваро”.  

Другие события, связанные с деятельностью СМИ

С 21 января 2011 года произошли изменения в армянском телеэфире. Прекращено эфирное вещание нескольких телекомпаний, что было обусловлено результатами проведенных Национальной комиссией по телевидению и радио конкурсов по предоставлению лицензий на телевещание посредством цифровой сети. Они были объявлены 16 и 23 декабря 2010 года.

Напомним, что лицензии на вещание не получили телекомпании “А1+”, “ГАЛА” (Гюмри) и “АЛМ”.

С 21 января вне эфира осталась также не принявшая участия в конкурсе телекомпания “TV 5”, а телекомпания “Айреник” объединилась с “Ар” (последние две принадлежат семье главы компании “Гранд-холдинг” Гранта Варданяна). Изменился также охват вещания телекомпании “Кайм”, в результате чего ретранслируемый последней “Первый канал” России сейчас доступен только в Ереване.

Те областные телекомпании, которые не участвовали в конкурсах или проиграли в них, до января 2015 года будут вещать в аналоговом режиме.

Принадлежащая Первопрестольному святому Эчмиадзину телекомпания “Шогакат” начала вещать на частоте культурно-просветительного телеканала “Арарат” Общественной телерадиокомпании. По сообщению директора “Шогакат” Мани Казарян, это изменение произошло согласно договору, заключенному между “Шогакат” и Общественной телерадиокомпанией.

24 февраля Правительство РА приняло постановление о создании ЗАО “Духовно-культурная общественная телекомпания” с уставным капиталом 100 000 драмов. Полномочия по управлению акциями компании, являющимися государственной собственностью, сохранено за Советом Общественной телерадиокомпании. Обеспечение бюджета компании на 2011 в размере 73 млн. 245 400 драмов будет осуществлено за счет средств программы “Телевизионные услуги” госбюджета 2011 года. Это постановление правительства, а также договор, заключенный между Общественной телерадиокомпанией и телекомпанией “Шогакат”, считаются правовой основой вещания последней на частоте телеканала “Арарат”.

26 января в Страсбурге в ходе зимней сессии ПАСЕ была принята резолюция номер 1787 (2001) относительно исполнения решений Европейского суда по правам человека. Поскольку ряд стран, в том числе Армения, не выполнили касающиеся их решения Европейского суда, то четвертым пунктом этой резолюции указанные страны призывались к тому, чтобы придать первоочередное значение принятым обязательствам и вопросам, связанным с невыполнением решений по важным проблемам. Руководящий орган СЕ настаивал, чтобы национальные парламенты разработали особые механизмы и процедуры с целью осуществления эффективного парламентского контроля над ходом выполнения решений Европейского суда.

Напомним, что постановлением от 17 июня 2008 года Европейский суд по правам человека признал отказ в предоставлении телекомпании “А1+” лицензии на вещание нарушением права на защиту прав и основных свобод человека, предусмотренную 10-й статьей Европейской конвенции, а также права на свободное распространение сведений и идей.

27 января на заседании постоянного совета ОБСЕ посол США Йен Келли выступил с заявлением от миссии Соединенных Штатов в ОБСЕ относительно свободы СМИ в Армении. Касаясь состоявшихся в декабре 2010 конкурсов по предоставлению лицензий на вещание посредством государственной цифровой сети, он выразил озабоченность в связи с тем, как результаты этих конкурсов повлияют на плюрализм СМИ, если учесть, что количество выданных лицензий (18) меньше числа действовавших ранее телевещателей (22). В заявлении миссии США в ОБСЕ содержались также предложения правительству РА, в частности: “…Внести поправки в Закон “О телевидении и радио” и провести процесс дигитализации таким образом, чтобы содействовать плюрализму СМИ в Армении и увеличить доступ армянского общества к информации из различных источников”.
3 апреля трансляция в прямом эфире телекомпании “Армения” церемонии вручения музыкальной премии “Ташир-2011” была прервана короткой рекламой в тот момент, когда ведущий Гарик Мартиросян начал рассказывать придуманную юмористическую историю о том, как он вместе с президентом России звонил президенту Армении, чтобы спросить, с кем вести эту церемонию. Чуть позже Гарик Мартиросян, ссылаясь на технические проблемы во время эфира, сказал, что он повторит историю сначала, и завершил ее тем, что глава Армении посоветовал ему вести вечер с Ксенией Собчак.

Хотя руководство телекомпании “Армения”, разъясняя случившееся, заверило, что причины срыва были чисто техническими, было явно заметно, что произошло вмешательство в содержание текста - своеобразное проявление скрытой цензуры для изменения юмористического выступления, содержавшего имена президентов РФ и РА.

4 апреля Министерство иностранных дел Великобритании опубликовало доклад “Права человека и демократия” за 2010 год, в котором говорилось и о ситуации в Армении. В частности, в документе содержалась ссылка на доклад представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, согласно которому изменения в Законе РА “О телевидении и радио” недостаточны для обеспечения плюрализма СМИ.

8 апреля Госдепартамент США опубликовал доклад “Права человека: Армения” за 2010 год. В разделе, касающемся ситуации со свободой слова и СМИ, отмечается, что хотя Конституция РА гарантирует эти свободы, тем не менее на практике власти не всегда соблюдают их, и на протяжении года продолжались случаи насилия, запугивания в отношении представителей медиа, а также самоцензуры в СМИ. В докладе подчеркивается, что в СМИ, особенно на телевидении, отсутствуют плюрализм и объективность освещения. 

Особое внимание уделено конкурсам по лицензированию вещания в цифровой сети, в частности, тому обстоятельству, что Национальная комиссия по телевидению и радио РА в 13-й раз отказала в выдаче лицензии телекомпании “А1+”, лишенной эфира с 2002. 
Среди изменений законодательства, касающегося информационной сферы, в докладе упомянута декриминализация оскорбления и клеветы, осуществленная 18 мая 2010. А изменения, внесенные в Закон РА “О телевидении и радио” в июне 2010, подвергнуты критике. 
Относительно печатных СМИ отмечается, что хотя они продолжают оставаться под влиянием групп или отдельных лиц, имеющих политические и/или экономические интересы, в целом, они без ограничений могут выражать различные взгляды.

Широкие возможности для плюрализма имеются в интернет-изданиях, однако их аудитория ограниченна, особенно за пределами Еревана. Крайне низки тиражи газет, незначительна и аудитория 20 радиостанций страны, из которых 3 являются общественными, а 2 вещают из-за рубежа.

14 апреля Мониторинговый комитет ПАСЕ одобрил представленный содокладчиками по вопросам Армении Джоном Прескотом и Акселем Фишером доклад, подготовленный по итогам визита последних в Ереван 11-17 марта 2011.

В пункте 22 отмечается, что “при принятии решения лицензирующий орган в недостаточной степени руководствовался критерием плюрализма”, в результате чего проведенные конкурсы не привели к формированию более плюралистичной медиа-среды, что является одной из рекомендаций ПАСЕ.

В следующем, 23-м, пункте отмечается, что порядок формирования состава Национальной комиссии по телевидению и радио является одной из ключевых аспектов регулирования проблем лицензирования вещания. Хотя изменения, внесенные в вещательное законодательство, должны были содействовать независимости членов регулирующего органа, в них нет положения о том, что состав Национальной Комиссии, в целом, должен представлять или отражать многообразие мнений, существующих в армянском обществе.

С 30 апреля по 1 мая, по инициативе Защитника прав человека РА и при содействии Совета Европы, в Цахкадзоре состоялся форум по проблемам свободы СМИ, во время которого было заявлено о создании Совета по информационным спорам. В его состав вошли: Шушан Дойдоян, руководитель Центра свободы информации; Борис Навасардян, президент Ереванского пресс-клуба; Арам Абрамян, главный редактор газеты “Аравот”; Ара Казарян, заместитель директора юридической компании “Арни Консалт”; Манана Асламазян, директор проекта “Альтернативные медиа-ресурсы”.
2 мая международная правозащитная организация “Фридом Хаус” опубликовала годовой доклад за 2010 относительно свободы СМИ в мире. В документе уровень свободы медиа оценивается по шкале от 1 до 100 баллов с разделением на 3 следующие группы: свободные (от 1 до 30 баллов), частично свободные (от 31 до 60 баллов), несвободные (от 61 до 100 баллов). Чем меньше балл, тем выше уровень свободы. Причем оценка осуществляется с учетом трех критериев: законодательных, политических и экономических условий деятельности СМИ.

Из постсоветских стран только в трех Балтийских государствах СМИ отнесены к категории свободных: Эстония (18 баллов), Литва (22 балла), Латвия (26 баллов). Частично свободны медиа в Грузии и Молдове (по 55 баллов), а также на Украине (56 баллов). Грузия и Украина уже седьмой год находятся в этой группе. Все остальные постсоветские страны находятся в категории несвободных. На один балл улучшилась оценка состояния армянских СМИ: 65 баллов в 2010, 66 - в 2009. Но все равно, начиная с 2002, медиа Армении остаются в категории несвободных.

9 мая опубликован доклад комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга, подготовленный по результатам его визита в Армению 18-21 января 2011. В документе содержится также оценка состояния свободы слова в стране.

В частности, комиссар по правам человека позитивно оценил принятые в мае 2010 законодательные изменения, декриминализировавшие клевету и оскорбление. Вместе с тем, Томас Хаммарберг выразил обеспокоенность по поводу установленных в Гражданском кодексе РА высоких сумм возмещения ущерба за клевету и оскорбление, а также увеличения числа судебных дел против СМИ в связи с диффамацией.

Что касается изменений, внесенных в Закон РА “О телевидении и радио”, то комиссар СЕ по правам человека призвал власти Армении принять во внимание рекомендации международных экспертов и предложения рабочей группы по реформированию законодательства, регулирующего процесс перехода в Армении с аналогового вещания на цифровое. 

Относительно применяемых различных форм давления на журналистов и СМИ и нападений на них комиссар СЕ по правам человека отметил, что подобные случаи должны строго осуждаться руководством страны, а виновники - привлекаться к ответственности, чтобы в будущем предотвратить такие инциденты.

8 июня на заседании Комитета министров Совета Европы было принято решение о том, что Армения выполнила постановление Европейского суда по делу телекомпании “А1+” и что данный процесс можно считать завершенным. Об этом сообщил полномочный представитель правительства Армении в Совете Европы, заместитель генерального прокурора РА, военный прокурор Геворг Костанян. Реагируя на слова последнего, руководитель “А1+” Месроп Мовсесян отметил обратное - в частности, что в постановлении Европейского суда четко говорится, что государство должно организовать прозрачный конкурс по предоставлению лицензий на вещание, что не было сделано, и сейчас по делам “А1+” судебные процессы продолжаются.

В связи с этим 27 июня с заявлением выступили 15 журналистских и других общественных организаций страны, в том числе и Комитет по защите свободы слова (см. в архиве сайта КЗСС www.khosq.am).
29 июля из сообщения пресс-центра Службы национальной безопасности РА стало известно, что в момент вымогательства арестована журналистка Элина Хачатурова, сотрудничавшая с газетой “Менк у менк”.

В следственном управлении СНБ по этому факту возбуждено уголовное дело, которое передано на рассмотрение суда общей юрисдикции Армавирской области (Эчмиадзинская канцелярия). 26 декабря состоялось судебное заседание по этому делу. Элине Хачатуровой предъявлено обвинение по части 1 статьи 182 (вымогательство) Уголовного кодекса РА. Как отмечено в деле, журналистка, угрожая старосте села Мердзаван Армавирской области Левону Григоряну опубликовать компрометирующие его сведения, потребовала от него 50 тысяч драмов.
В ходе следствия Хачатурова не приняла предъявленного ей обвинения, но впоследствии раскаялась и в суде полностью признала свою вину. Слушания по этому делу продолжатся 23 января 2012.
Доклад подготовлен на основе данных Комитета по защите свободы слова, материалов Еженедельного электронного бюллетеня Ереванского пресс-клуба и веб-сайта Центра свободы информации, а также публикаций СМИ. 
( Доклад подготовлен в рамках проекта КЗСС, осуществленного при поддержке организации “Фонды открытого общества - Армения”.








PAGE  
9

