	[image: image1.jpg]



	   ÊáëùÇ ³½³ïáõÃÛ³Ý å³ßïå³ÝáõÃÛ³Ý ÏáÙÇï»

 Committee to Protect Freedom of Expression

Êîìèòåò ïî çàùèòå ñâîáîäû ñëîâà


КОМИТЕТ ПО ЗАЩИТЕ СВОБОДЫ  СЛОВА

ГОДОВОЙ ДОКЛАД-2008

О НАРУШЕНИЯХ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ В АРМЕНИИ

2008 год стал периодом тяжелых испытаний для армянских СМИ. Регрессивные тенденции, наблюдавшиеся в информационной сфере за последние 6 лет, особенно усилились в условиях противостояния между властью и оппозицией, связанного с прошедшими в стране президентскими выборами. Так бывало не раз в постсоветской Армении, и это подтверждается предыдущими исследованиями Комитета по защите свободы слова: при обострении внутриполитической ситуации, как правило, активизируются и атаки на свободу СМИ. Однако 2008 беспрецедентен не только по числу нарушений прав журналистов и медиа, но и по фактам применения цензуры в отношении средств массовой информации.
По оценкам журналистских объединений страны, крайне предвзятое освещение политических процессов большинством телекомпаний в канун и во время выборов 2008, а также в поствыборный период стало прямым следствием усилившегося давления властей, прежде всего, на вещательные СМИ. А объявленное с 1 по 20 марта в Ереване чрезвычайное положение сопровождалось противозаконным введением предварительной цензуры в отношении печатных изданий, блокированием интернет-порталов, преследованием за инакомыслие.
Практически каждое серьезное нарушение прав журналистов и СМИ, случаи насилия над представителями медиа, меры по ограничению свободы слова в Армении получали соответствующий резонанс со стороны международных организаций. В частности, 21 февраля "Репортеры без границ" (RSF) призвали наказать виновных в атаках на журналистов, освещавших выборы президента Армении. "Власти должны серьезно отнестись к этим инцидентам, - заявила организация. - Журналисты всего лишь выполняли свою работу". 22 февраля с заявлением по поводу случаев насилия и запугивания на избирательных участках выступила международная правозащитная организация "Хьюман Райтс Уотч", которая призвала власти Армении провести расследование правонарушений, совершенных против наблюдателей и журналистов в день президентских выборов. 30 мая был обнародован заключительный отчет Миссии наблюдателей ОБСЕ/БДИПЧ на выборах президента РА, состоявшихся 19 февраля 2008. В разделе, посвященном СМИ, Миссия выразила “давно существующую обеспокоенность” относительно контролируемости вещательных медиа: высокая степень зависимости решений, принимаемых редакциями, от политических и бизнес-интересов; финансовая уязвимость СМИ; отсутствие реальной независимости Национальной комиссии по телевидению и радио и неадекватное регулирование ею вещательной сферы; акции против журналистов и СМИ. 

17 апреля Парламентская Ассамблея Совета Европы на основании отчета специальной наблюдательной комиссии ПАСЕ на президентских выборах в Армении приняла Резолюцию 1609 (2008) "Функционирование демократических институтов в Армении". В разделе отчета, посвященном СМИ, отмечается, что несмотря на большое количество вещателей в Армении, в том числе общенациональных, вызывают озабоченность уровень плюрализма СМИ, формы контроля и влияния на них. В частности, пункт 8.3 Резолюции гласит: “Должна быть гарантирована независимость Национальной Комиссии по телевидению и радио и Совета Общественной телерадиокомпании от каких-либо политических интересов. Кроме того, составы этих органов должны быть пересмотрены таким образом, чтобы они по-настоящему обеспечили репрезентативность армянского общества. Для этого должны быть, наконец, учтены рекомендации экспертов Венецианской Комиссии и Совета Европы. Ассамблея напоминает, что, помимо реформирования законодательства, власти должны предпринять меры для обеспечения свободы и плюрализма в повседневном освещении общественного телевидения и радио. Должно быть также прекращено преследование оппозиционных электронных и печатных СМИ со стороны налоговых органов”.
Важным событием года стало рассмотрение Европейским судом по правам человека иска учредителя телекомпании “А1+” ООО “Мелтекс” и его президента Месропа Мовсесяна против Республики Армения. В своем постановлении, обнародованном 17 июня, Европейский суд признал, что отказы предоставить ООО “Мелтекс” лицензию на вещание явились нарушением статьи 10 Европейской Конвенции, т. е. права заявителя на свободное распространение информации и идей. По мнению Европейского суда, процедура лицензирования, не предусматривающая обоснования решения, вынесенного лицензирующим органом, не может обеспечить адекватной защиты от произвольного вмешательства государственной власти в фундаментальное право на свободу выражения. В своем постановлении Европейский суд также ссылается на рекомендации Комитета министров Совета Европы в сфере вещательного законодательства, которые оговаривают необходимость открытого и прозрачного применения законодательных положений о лицензировании и особо подчеркивают, что “все решения, принимаемые (...) регулирующими органами (...), должны быть (...) надлежащим образом аргументированы”. Европейский суд обязал Республику Армения выплатить ООО “Мелтекс” в течение трех месяцев после вступления постановления в силу 30 тысяч евро: 20 тысяч в качестве компенсации нематериального ущерба и 10 тысяч - в качестве компенсации судебных издержек. 
25 июня в Страсбурге на пленарной сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы была принята Резолюция 1620 (2008) "Выполнение Арменией Резолюции ПАСЕ 1609 (2008)". Пункт 6 Резолюции 1620 (2008) гласит: “Ассамблея напоминает о необходимости создания в Армении плюралистичной электронной медиа-среды и, обращаясь к постановлению Европейского суда по правам человека относительно отказа предоставить лицензию на вещание “А1+”, призывает лицензирующий орган отныне обеспечить открытую, справедливую и прозрачную процедуру лицензирования - в соответствии с рекомендациями, принятыми 26 марта 2008 Комитетом Министров Совета Европы, и с прецедентным правом Европейского суда по правам человека.” 

Резонанс со стороны международных организаций, несомненно, очень важен. Однако становление и развитие такого демократического института, как свободные и независимые СМИ, необходимо, прежде всего, для самой Армении, для будущего страны. Положение в этой сфере не может не тревожить. Как свидетельствует статистика (за основу взяты данные Комитета по защите свободы слова), по сравнению с 2003 - годом предыдущих президентских выборов - в 2008 число случаев физического насилия над журналистами, давления на СМИ и их сотрудников, нарушений права на получение и распространение информации значительно увеличилось (см. таблицу). Вместе с тем, в отличие от 2003 в нынешнем году Комитетом фиксировались и факты цензуры - как скрытой, так и явной, о чем говорилось выше. Они представлены в соответствующем разделе доклада.
	Годы
	2003
	2008

	Физическое насилие над журналистами
	7
	18

	Давление на СМИ и их сотрудников
	13
	16

	Нарушение права на получение и распространение информации
	5
	14


Приведенная дифференциация видов нарушений прав журналистов и СМИ несколько условна. (К примеру, препятствование получению и распространению информации может сопровождаться насилием над журналистом. Такие факты также зафиксированы Комитетом, и каждый из них отнесен к тому виду нарушений, к которому, по мнению авторов доклада, больше тяготеет.) Однако эта дифференциация позволяет более конкретно и наглядно представить общую картину правонарушений против журналистов и СМИ.
В настоящем докладе мы не ставим задачу рассмотреть все случаи нарушений прав журналистов и СМИ за 2008. Тем более, что Комитет уверен: реальное количество таких фактов существенно превышает зафиксированное (нередко сотрудники СМИ игнорируют различного рода угрозы в свой адрес, предпочитают самостоятельно, так сказать, без “лишнего шума” преодолевать препятствия в своей профессиональной деятельности, либо не придают серьезного значения тем или иным противозаконным ограничениям в области свободы слова и СМИ). Чтобы охарактеризовать ситуацию, представим наиболее значительные факты, получившие широкий общественный резонанс.    
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ НАД ЖУРНАЛИСТАМИ

19 февраля, в день президентских выборов, на территории избирательного участка 13/16 общины Эребуни Еревана корреспондент газеты "Айкакан жаманак" Лусинэ Барсегян стала свидетельницей спора между одним из наблюдателей и председателем участковой избирательной комиссии. По словам Лусинэ Барсегян, она попыталась получить разъяснения у председателя комиссии, который в ответ попросил представителей полиции вывести ее с участка. Когда наблюдатель, депутат Национального Собрания РА от партии "Наследие" Армен Мартиросян попытался объяснить, что недопустимо препятствовать исполнению журналистом своих профессиональных обязанностей, его также выдворили с участка. Какой-то молодой мужчина отобрал у журналистки цифровой фотоаппарат и диктофон и на требование вернуть их, по словам Лусинэ Барсегян, “дал волю своим рукам и ногам”. Присутствующие при этом представители правоохранительных органов никак не реагировали на происходящее. В связи с инцидентом было возбуждено уголовное дело по статье 149 УК РА ("Препятствование осуществлению избирательного права, работе избирательных комиссий либо осуществлению полномочий участвующих в выборах лиц"). Следствие вела Особая следственная служба РА. Генпрокуратура РА 27 июня сообщила, что председателю комиссии избирательного участка 13/16 общины Эребуни Еревана Василу Афьяну предъявлено обвинение по указанной выше статье УК РА. 28 июля суд общей юрисдикции общин Эребуни и Нубарашен Еревана признал Афяна виновным и наложил на него штраф в размере 300,000 драмов.
В 2008 нередко насилие в отношении журналистов осуществлялось либо руками самих представителей власти, либо в их присутствии, либо при их молчаливом согласии. Приведем конкретные примеры. 23 февраля, около 17:00, во время пересчета голосов на избирательном участке 5/21 общины Давидашен Еревана произошел инцидент, получивший широкий резонанс. По словам фотожурналиста газет “Аравот” и “Чоррорд ишханутюн” Гагика Шамшяна, представителей СМИ поначалу не пропускали в помещение, где должен был проходить пересчет голосов, однако к концу рабочего дня им удалось попасть внутрь. В помещении, помимо членов Центральной избирательной комиссии, находились представители полиции, несколько депутатов Национального Собрания РА, в том числе член парламентской фракции Республиканской партии Армении Левон Саркисян с примерно десятком своих телохранителей. Когда Гагик Шамшян начал фотографировать, Левон Саркисян запустил в него пластиковую бутылку, после чего его охранники атаковали журналистов. По свидетельству Гагика Шамшяна, телохранители, ругаясь, угрожая, применяя силу, вытолкнули из помещения его самого и других журналистов - корреспондента газеты "Аравот" Наиру Мамиконян, корреспондента новостного портала Panorama.am Артура Хемчяна и корреспондента газеты "Чоррорд ишханутюн" Такуи Товмасян. Во время атаки был сломан фотоаппарат Гагика Шамшяна. Была также повреждена видеокамера оператора телекомпании "А1+" Севака Григоряна, у него отобрали кассету с записью. При этом никто из нападавших не понес наказания.
Утром 29 февраля на Площади Свободы Еревана, где проходила акция протеста сторонников кандидата в президенты Армении Левона Тер-Петросяна, полицейские атаковали свободного фотожурналиста Гагика Шамшяна. По словам последнего, заметив, что он начал их фотографировать, несколько сотрудников полиции с ругательствами набросились на него и начали бить. Расправа над журналистом прекратилась лишь благодаря вмешательству находящихся на площади людей. Нападавшие порвали куртку журналиста, повредили его фотоаппарат. На следующий день, утром 1 марта, Гагик Шамшян был задержан на Площади Свободы во время проводимой правоохранительными органами операции по разгону сторонников Левона Тер-Петросяна. По свидетельству журналиста, у него отобрали фотоаппарат, избили, надели наручники и доставили в полицию Еревана. Оттуда он был переправлен в полицию общины Кентрон, а позже - в полицию общины Канакер-Зейтун Еревана. Согласно Гагику Шамшяну, о своем местонахождении ему удалось поставить в известность адвоката, нескольких журналистов и Защитника прав человека РА. Во время нахождения в отделении полиции Гагику Шамшяну потребовалась медицинская помощь, его отвезли в больницу и вновь вернули обратно. Только к полуночи, после вмешательства сотрудников аппарата Защитника прав человека РА, журналист был отпущен на свободу. 

Как сообщила газета "Жаманак Ереван" от 21 мая 2008, днем 18 мая был задержан и доставлен в отдел полиции города Масис (Араратская область) внештатный корреспондент "Жаманак Ереван" Роберт Саркисян. Он фотографировал на мобильный телефон проходящую в городе акцию протеста, когда к нему подошли полицейские, силой посадили в машину и доставили в отдел полиции. У журналиста отобрали телефон, стерли фотографии, его били по пути и в полицейском участке. Спустя примерно час Роберт Саркисян был переведен в отдел полиции города Арташат и выпущен на свободу лишь вечером, около 22.00.

27 мая во время заседания суда общей юрисдикции общин Кентрон и Норк-Мараш Еревана произошел инцидент между сотрудником полиции Эдгаром Петросяном и корреспондентом газеты “Тарегир” Гаянэ Арустамян. В суде проходили слушания по делу Мисака Овакимяна, обвиняемого в применении насилия против представителя власти во время событий 1 марта 2008 в Ереване. По словам Гаянэ Арустамян, во время допроса Эдгара Петросяна, проходящего по делу в качестве потерпевшего, она положила перед ним диктофон. Полицейский его выключил. Заметив это, Гаянэ Арустамян снова включила диктофон и предупредила Эдгара Петросяна, чтобы он его не выключал. Когда журналистка поворачивалась, чтобы вернуться на место, она, по ее словам, случайно задела ручкой сорочку полицейского. Последний в ответ ударил ее в плечо. Завязалась перепалка, и в итоге судья удалил Гаянэ Арустамян из зала заседаний.
20 июня, около 17.00 у Площади Свободы в Ереване произошел конфликт между представителем правоохранительных органов и фотожурналистом Гагиком Шамшяном. По словам Гагика Шамшяна, он фотографировал полицейских, выгружавших из машины щиты, каски, резиновые дубинки и другое спецснаряжение, когда к нему с ругательствами подошел начальник полиции общины Канакер-Зейтун Еревана Гагик Варданян и начал бить его. Согласно Шамшяну, насилие по отношению к нему прекратилось лишь после вмешательства другого представителя органов правопорядка. Как сказал Гагик Шамшян, в тот же день чуть позже он вновь столкнулся с Гагиком Варданяном на митинге оппозиции возле Матенадарана, и полицейский попытался продолжить "выяснение отношений". Однако последнему помешали участники митинга и другие журналисты. 

1 августа в городе Аштарак сотрудник ежедневной газеты "Айкакан жаманак" Гагик Овакимян был подвергнут приводу в отделение полиции, где его продержали около полутора часов. Гагик Овакимян на редакционной машине привез в Аштарак корреспондента газеты Анну Захарян с целью освещения ситуации в городе (в частности, перебоев в работе транспорта) в день, когда в Ереване должен был проходить митинг оппозиции. Несмотря на требования редакции, полицейские, незаконно применившие насилие в отношении сотрудника СМИ, не были привлечены к ответственности. 

5 августа по распоряжению судьи суда общей юрисдикции общин Кентрон и Норк-Мараш Еревана Гагика Аветисяна фотожурналист Гагик Шамшян на несколько часов был лишен свободы. Шамшяна, намеревавшегося снимать судебное заседание по делу члена Политсовета партии "Республика" Смбата Айвазяна, продержали взаперти в подвальном этаже здания суда, после чего переправили в отдел полиции Кентрон. 6 августа корреспондент газеты "Чоррорд ишханутюн" Гоар Везирян, освещавшая судебный процесс по тому же делу, по распоряжению судьи была выведена судебными распорядителями из зала заседаний. Последние, применив силу и нанося удары, препроводили Везирян в комнату, предназначенную для содержания подсудимых. Там журналистку продержали около полутора часов вместе с лицами, обвиняемыми в совершении различных преступлений, после чего переправили в отдел полиции Кентрон. Здесь возбудили уголовное дело против фотожурналиста Гагика Шамшяна и корреспондента газеты "Чоррорд ишханутюн" Гоар Везирян по части 1 статьи 343 УК РА ("Неуважительное отношение к суду"), предусматривающей штраф в размере от 100 до 300 минимальных зарплат либо лишение свободы на срок от одного до двух месяцев. 24 декабря полиция предъявила журналистам обвинение по этой статье. Как сообщил адвокат Овик Арсенян, журналисты свою вину не признают и считают, что судья Гагик Аветисян превысил свои полномочия. 
11 августа, выйдя из дома, подверглась побоям корреспондент газеты "Айкакан жаманак" Лусинэ Барсегян. Журналистка была доставлена в медицинский центр "Сурб Григор Лусаворич", где обследовавшие ее врачи диагностировали ушиб головы и гематому. Было возбуждено уголовное дело, однако преступники не найдены. 

Вечером 18 августа в центре Еревана подвергся нападению и был избит исполняющий обязанности руководителя Ереванского офиса Армянской службы Радио “Свободная Европа”/Радио “Свобода” Грач Мелкумян. Виновные не выявлены.
21 августа Ереванский пресс-клуб, Комитет по защите свободы слова, Институт многообразия СМИ-Армения, гюмрийский Клуб журналистов "Аспарез", Ванадзорский Офис Хельсинкской Гражданской Ассамблеи, Ванадзорский пресс-клуб и антикоррупционный центр Трансперенси Интернэшнл распространили заявление в связи с происшедшими в августе инцидентами с представителями СМИ Армении. В документе, в частности, отмечается, что “общество, надеющееся после трагических событий 1 марта 2008 на установление атмосферы терпимости, становится очевидцем новой волны насилия в отношении представителей СМИ.”
20 октября интернет-издание "Этк" сообщило, что полицией города Варденис (Гегаркуникская область) возбуждено уголовное дело по статье 164 УК РА ("Препятствование законной профессиональной деятельности журналиста") в связи с инцидентом, происшедшим 29 июля 2008 в селе Гегамабак. В этот день корреспондент "Этк" Сара Петросян и оператор телекомпании "Кявар" (Гавар, Гегаркуникская область) Вардгес Хачатрян приехали в Гегамабак для подготовки материала о ситуации в общине после прошедших 22 июня 2008 выборов сельского старосты, на которых вновь победил Гагик Барсегян, занимающий эту должность на протяжении последних 9 лет. После встречи с главой сельской администрации журналисты побеседовали с жителями общины, а затем сели в машину, намереваясь повторно встретиться со старостой и получить его комментарии на жалобы сельчан. Однако дорогу автомобилю перекрыла группа жителей общины во главе с отцом старосты Виктором Барсегяном, который, по словам журналистки, стал угрожать и пытался вытащить ее и оператора через открытые окна автомобиля. Журналисты были вынуждены прервать работу и покинуть село. Их отъезжающая машина была заброшена камнями. 12 декабря Сара Петросян получила от полиции Вардениса извещение о прекращении уголовного дела - ввиду отсутствия состава преступления. Журналист в связи с этим направила жалобу в прокуратуру Гегаркуникской области.
17 ноября около 20.00 в центре Еревана было совершено нападение на председателя общественной организации "Журналисты-расследователи", главного редактора интернет-издания "Этк" Эдика Багдасаряна. Выйдя из здания, где размещается офис "Журналистов-расследователей", Эдик Багдасарян направлялся к своему автомобилю, когда на него набросились трое неизвестных мужчин. Злоумышленники избили журналиста, нанесли ему удар камнем по голове. Затем нападавшие скрылись, прихватив с собой фотокамеру Багдасаряна. В больнице, куда был госпитализирован журналист, ему наложили швы на голову и поставили диагноз - сотрясение мозга. По этому факту следственным отделом полиции Кентрон Еревана было возбуждено уголовное дело по статье 113 УК РА “Умышленное нанесение здоровью вреда средней тяжести”. 18 ноября ряд журналистских объединений и других общественных организаций выступил с заявлением, в котором осуждалось совершенное насилие и содержался призыв к властям “воздержаться от очередных пустых обещаний, на деле раскрыть преступление и наказать виновных”. 19 ноября в Ереване перед зданием генпрокуратуры РА и резиденцией президента РА состоялась акция протеста, направленная против бездеятельности властей и требующая раскрыть и наказать виновных в нападении на Эдика Багдасаряна. В заявлении инициативной группы по организации акции протеста подчеркивалось: “В Армении уже стали привычными физические расправы над журналистами и активистами гражданского общества. Происшедшее с Эдиком Багдасаряном - всего лишь очередной случай. (...) Кто следующий?..”
ДАВЛЕНИЕ НА СМИ И ИХ СОТРУДНИКОВ

Помимо физического насилия над журналистами, зафиксированы и другие формы давления на СМИ и их сотрудников - с применением экономических, политических, правовых и прочих рычагов. Рассмотрим факты в хронологической последовательности.
9 января 2008 суд первой инстанции общин Арабкир и Канакер-Зейтун Еревана огласил решение по иску Армянского общенационального движения (АОД) против телекомпании “Шант”. Истец требовал обязать телекомпанию опровергнуть дискредитирующие партию сведения, переданные 30 ноября 2007 в информационной программе "Горизонт". В новостном выпуске сообщалось об анонимном звонке в редакцию с угрозами взорвать телекомпанию, если в ее эфире еще хотя бы раз прозвучит клевета в адрес первого президента Армении Левона Тер-Петросяна. Информация сопровождалась комментарием ведущего программы: "Мы осуждаем любой террористический шаг, угрозу - будь то со стороны АОД или другой политической силы." По мнению истца, в сообщении "Шант" анонимная телефонная угроза была неуместно связана с АОД, и это дискредитировало репутацию, достоинство партии и ее членов. Судебные слушания начались 13 декабря 2007. На заседании 9 января иск АОД был отклонен. По мнению суда, распространенная телекомпанией "Шант" информация не содержала элементов, дискредитирующих АОД. 

В ночь с 18 на 19 января, около 5.00, совершена попытка поджога гюмрийского Клуба журналистов "Аспарез". Пропитанная бензином тряпка была подожжена и брошена на одно из окон офиса "Аспарез". В результате обгорела часть окна и треснули стекла. В сообщении об инциденте, размещенном 22 января на веб-сайте "Аспарез", говорится, что Клуб принял решение не обращаться в полицию (исходя из того, что расследования происшедших в 2002-2006 случаев посягательств на имущество организации и ее сотрудников не дали результата). Тем не менее 25 января Ширакский областной следственный отдел Главного следственного управления Полиции РА возбудил уголовное дело по статье 185 УК РА ("Преднамеренное уничтожение или порча имущества"). В свою очередь, председатель Совета "Аспарез" Левон Барсегян заявил, что лицо, сообщившее достоверную информацию о заказчике поджога, получит денежное вознаграждение. 

7 февраля в Административном суде РА началось рассмотрение иска Налоговой инспекции Гюмри против учредителя телекомпании "ГАЛА" - ООО "ЧАП". Конфликт вокруг телекомпании разгорелся после того, как 22 октября 2007 владелец ООО "ЧАП" Ваган Хачатрян распространил заявление в связи с попытками различных звеньев власти оказать давление на “ГАЛА”. В документе подчеркивалась неизменность позиции телеканала и готовность пресекать любую попытку вмешательства в его редакционную политику. Через неделю после этого заявления в "ЧАП" началась налоговая проверка, по окончании которой Государственная налоговая служба РА сообщила о выявленных нарушениях. В частности, речь шла о сокрытии объемов телерекламы, в результате чего "ЧАП" должно дополнительно уплатить в бюджет около 26 млн драмов. Владелец "ЧАП" Ваган Хачатрян, в свою очередь, заявил, что "ГАЛА" не могла иметь того объема рекламы, который был положен в основу расчетов налоговых инспекторов. 27 ноября 2007 Хозяйственный суд РА принял в производство иск Налоговой службы Гюмри с требованием взыскать с "ЧАП" налоговые обязательства на сумму 25.2 млн драмов (с учетом штрафов и пени и за вычетом уже уплаченных налогов). 3 декабря по ходатайству Госналогслужбы на имущество и финансовые средства "ЧАП" был наложен арест. 17 декабря начались судебные слушания, которые прервались 18 декабря - после того, как суд принял встречный иск "ЧАП" с требованием признать недействительным акт о результатах налоговой проверки и постановил объединить оба иска в одно дело. В дальнейшем дело было принято в производство Административным судом РА (согласно судебной реформе, с 2008 Хозяйственный суд упразднен). 

На заседании 19 марта 2008 Административный суд постановил обязать ООО "ЧАП" уплатить в бюджет налоговую задолженность и штрафы на сумму 25.2 млн драмов. Утром 19 марта по инициативе Штаба в защиту свободы слова и телекомпании “ГАЛА” начался телемарафон для сбора средств в поддержку телекомпании и покрытия налоговой задолженности. Телемарафон продлился до 25 марта. Общая сумма, которую должен был выплатить учредитель “ГАЛА” с учетом судебных издержек и расходов по исполнению, составила 26 млн 899 тысяч драмов. В ходе телемарафона было собрано и передано принудительным исполнителям судебных актов 26 млн 458 тысяч драмов, а недостающая сумма была покрыта с банковского счета "ЧАП".
Учредитель телекомпании “ГАЛА” обжаловал постановление Административного суда в Кассационном суде РА. Однако жалоба не была принята в производство.

27 февраля гюмрийский Клуб журналистов "Аспарез" обратился в Генпрокуратуру РА и прокуратуру Ширакской области с требованием возбудить уголовное дело против мэра Гюмри Вардана Гукасяна по обвинению в клевете, оскорблении и угрозе расправы. Поводом для обращения в правоохранительные органы стали высказывания Вардана Гукасяна, прозвучавшие 25 февраля на городском митинге, организованном в связи с избранием президента Армении. Выступая перед участниками митинга, мэр Гюмри, в частности, сказал: "В нашем городе осталась пара участков, которые вызывают отвращение народа. Это "участок ГАЛА" и еще "участок Аспарез", которые целый день (...) нахваливают Левона Тер-Петросяна за деньги АОД, пусть и они, наконец, образумятся". "Клуб журналистов "Аспарез" считает, что одним из своих высказываний Вардан Гукасян оклеветал Клуб, оскорбил нас, а другим - угрожал в присутствии нескольких тысяч человек", - говорилось, в частности, в распространенном 25 февраля заявлении журналистской организации. В документе обращалось также внимание правоохранительных органов на перманентные телефонные звонки с угрозами в адрес председателя Совета "Аспарез" Левона Барсегяна и других сотрудников организации на протяжении последних лет.
Утром 28 февраля из своей квартиры в полицию общины Нор Норк Еревана были доставлены корреспондент газеты "Айк" Артак Егиазарян и его отец - руководитель одного из территориальных отделений партии "Республика" Лева Егиазарян. По словам Артака Егиазаряна, их обвинили в нарушении статьи 180.1 Кодекса об административных правонарушениях РА ("Нарушение порядка проведения собраний, демонстраций, шествий и митингов"). Журналист был отпущен спустя примерно два часа - лишь после того, как в объяснительной записке написал, что присутствовал на митингах различных политических сил, выполняя свои профессиональные обязанности. 

29 февраля суд общей юрисдикции Ширакской области огласил решение по спору между учредителем телекомпании "ГАЛА" - ООО "ЧАП" и мэрией Гюмри. Государственная налоговая служба РА после проведенной в октябре-ноябре 2007 проверки деятельности ООО "ЧАП" сообщила о выявленных нарушениях, в том числе о незаконном, с точки зрения инспекторов, использовании старой городской телевышки, являющейся собственностью мэрии Гюмри. Владелец "ЧАП" Ваган Хачатрян, в свою очередь, заявил, что свидетельство о собственности было получено мэрией Гюмри лишь 5 ноября 2007, а до этого, в 2004-2005, он обращался в различные инстанции, но так и не смог выяснить, кто хозяин вышки. По словам Вагана Хачатряна, он начал эксплуатировать бесхозную телевышку с 2005, предварительно проведя ремонт и усилив передатчик. В ноябре 2007 мэрия Гюмри обратилась в Хозяйственный суд РА с требованием обязать ООО "ЧАП" прекратить эксплуатацию телевышки и демонтировать размещенную на ней аппаратуру. Попытки телекомпании решить вопрос путем переговоров ни к чему не привели. На начавшихся 10 декабря 2007 слушаниях Хозяйственный суд РА отклонил встречный иск ответчика с требованием принудительно установить его право на ограниченное использование телевышки (принудительный сервитут). Это решение было обжаловано "ЧАП" в Кассационном суде РА, а чуть позже - в вышестоящей инстанции Хозяйственного суда. 13 декабря в слушаниях был объявлен перерыв до получения ответа из этой инстанции. В середине декабря 2007 еще одна попытка "ЧАП" достичь компромисса с мэрией не достигла цели из-за того, что городская администрация запросила слишком высокую цену за аренду вышки.

С требованием установить принудительный сервитут ООО "ЧАП" обращалось также в суд первой инстанции Ширакской области, который 19 декабря 2007 отказался принять иск в производство. Однако 12 января 2008 это решение было отменено Гражданским Апелляционным судом РА (здесь и ниже названия судебных инстанций приводятся в соответствии с осуществленной в Армении в 2008 судебной реформой - прим. КЗСС). В итоге оба иска были объединены в одно дело, которое было передано на рассмотрение суда общей юрисдикции Ширакской области. 

На заседаниях 25, 26 и 28 февраля суд отклонил ряд ходатайств ООО "ЧАП", в том числе о проведении строительно-технической экспертизы и обнародовании документов, подтверждающих право собственности мэрии на телевышку. В то же время были удовлетворены ходатайства об осмотре телевышки и ее месторасположения (осмотр был проведен 27 февраля), а также о приобщении к материалам дела переписки между ООО "ЧАП" и городской администрацией об условиях аренды вышки. 

29 февраля суд общей юрисдикции Ширакской области обязал ООО "ЧАП" прекратить эксплуатацию городской телевышки и демонтировать размещенную на ней аппаратуру. ООО “ЧАП” обжаловал это решение в вышестоящей судебной инстанции. Однако 14 апреля Гражданский апелляционный суд РА оставил в силе постановление суда общей юрисдикции Ширакской области. 

16 апреля представители Службы принудительного исполнения судебных актов РА явились в редакцию телекомпании "ГАЛА" и потребовали прекратить эксплуатацию телевышки. Руководитель ООО "ЧАП" Ваган Хачатрян попросил у принудительных исполнителей время для выполнения судебного решения, поскольку демонтаж аппаратуры может быть осуществлен только специалистами, однако получил отказ. В тот же день, электрические кабели, соединяющие телеаппаратуру с антенной, были отключены и опломбированы, а "ГАЛА" лишилась эфира. 17 апреля - в соответствии с заранее достигнутой договоренностью - телекомпанию посетил временный поверенный в делах США в Армении Джозеф Пеннингтон. Вскоре после его отъезда в редакцию вновь пришли принудительные исполнители: поставленные накануне пломбы были сняты, и после полудня “ГАЛА” вышла в эфир. Глава Службы принудительного исполнения судебных актов РА Гагик Айвазян охарактеризовал действия своих сотрудников в отношении гюмрийской телекомпании как "предупредительное отключение".

31 октября Кассационный суд РА отменил решение суда общей юрисдикции Ширакской области по спору между мэрией Гюмри и учредителем телекомпании "ГАЛА" относительно эксплуатации телевышки.

2 марта в Гюмри полицией был задержан председатель Совета гюмрийского Клуба журналистов "Аспарез" Левон Барсегян. Руководитель "Аспарез" провел в отделении полиции более пяти часов. При этом Левон Барсегян был извещен, что отделение полиции Гюмри обратилось в суд с требованием привлечь его к ответственности по статье 182 Кодекса об административных правонарушениях РА ("Злонамеренное неподчинение законному распоряжению либо требованию сотрудника полиции или военнослужащего"). В свою очередь, Левон Барсегян предъявил встречный иск, в котором потребовал отклонить иск полиции и признать недействительным акт о его задержании. 11 апреля в Административном суде РА начались слушания по спору между председателем Совета гюмрийского Клуба журналистов "Аспарез" Левоном Барсегяном и отделом полиции Гюмри. Обе стороны заявили ходатайства о вызове нескольких сотрудников полиции в качестве свидетелей. Левон Барсегян предложил также заключить мировое соглашение: стороны отзывают свои иски, а заместитель начальника Ширакского областного управления Полиции РА, отдавший приказ задержать журналиста, приносит ему публичные извинения. Судья предоставил сторонам время для предъявления списка свидетелей, после чего в слушаниях был объявлен перерыв. На заседании 10 июня суд признал журналиста виновным и обязал выплатить штраф в размере 50,000 драмов. Левон Барсегян обратился с жалобой в Кассационный суд, однако эта инстанция оставила в силе решение Административного суда. По словам руководителя журналистской организации, он попросил своего адвоката подготовить дело для обращения в Европейский суд по правам человека.
В Гюмри в ночь на 21 марта 2008, в 01.05 был подожжен автомобиль марки “Опель-Вектра” президента гюмрийского Клуба журналистов “Аспарез” Надежды Акопян, который на тот момент находился в распоряжении председателя Совета Клуба Левона Барсегяна. В связи с этим ряд общественных, в том числе журналистских, организаций и СМИ выступил с заявлением, в котором, в частности, говорилось: “По убеждению Левона Барсегяна, этот инцидент напрямую связан с защитой телекомпании “ГАЛА”, озвучиваемой им по этому и другим поводам жесткой критикой властей, попыткой поджога офиса “Аспарез” в ночь с 18 на 19 января 2008 и неоднократными телефонными угрозами в адрес Клуба и его лично... Мы заявляем, что посягательство в Гюмри на независимую журналистскую организацию является прямым следствием, с одной стороны, запрета на любое инакомыслие, политических преследований, препятствования деятельности оппозиционных и независимых организаций и средств массовой информации, с другой - поощрения вседозволенности угодных власти лиц и структур. В подобной ситуации беспрецедентная активность граждан в защиту свободы слова и телекомпании “ГАЛА”, по-видимому, не понравилась кому-то, и в особенности мэру Гюмри, который 20 марта по другому телеканалу призвал граждан не оказывать поддержку “ГАЛА”. 5 сентября гюмрийский Клуб журналистов "Аспарез" распространил заявление, в котором говорилось, что Ширакский областной следственный отдел Главного следственного управления Полиции РА не в состоянии раскрыть преступления, совершенные против журналистской организации.
24 марта редакция оппозиционной газеты “Чоррорд ишханутюн” получила извещение от Государственной налоговой службы РА о проведении с 28 марта проверки. По мнению главного редактора газеты Шогер Матевосян, не исключено, что “власти ищут способы закрыть издание”. Извещения о проведении налоговых проверок получил и ряд других газет, в частности “Аравот”, “Жаманак Ереван”, “Айкакан жаманак”. Все они не издавались в период действия чрезвычайного положения, введенного в Ереване с 1 по 20 марта.
25 марта представители дорожной полиции преследовали и остановили редакционную машину газеты “Жаманак Ереван”, на которой корреспондент издания Карине Арутюнян приехала в город Раздан для освещения проходившей здесь акции протеста. Журналист и шофер были доставлены в полицию Котайкской области. По словам Карине Арутюнян, в пути и в здании полиции ей не разрешали пользоваться мобильным телефоном, выворачивали руки, когда она пыталась отвечать на звонки. В полиции Карине Арутюнян угрожали. Как выяснилось, высокопоставленных сотрудников местной полиции возмутили фотографии, опубликованные в одном из номеров "Чоррорд ишханутюн". Как сказала Карине Арутюнян, по неизвестным ей причинам вскоре отношение сотрудников полиции смягчилось, и через час ее вместе с шофером выпустили на свободу.

Вечером 27 марта во время прогулки по Северному проспекту Еревана был задержан и доставлен в Шенгавитский отдел полиции Тигран Паскевичян, обозреватель интернет-издания “Этк” и сценарист телекомпании “Шогакат”. По словам Тиграна Паскевичяна, сотрудники полиции схватили его за руки и повели к полицейской машине. На вопрос журналиста, почему его задерживают, один из полицейских ответил: "Не знаю, нам так сказали". Находившиеся рядом коллеги из других СМИ безуспешно пытались объяснить представителям правоохранительных органов, что Паскевичян - журналист. Проведя некоторое время в Шенгавитском отделе полиции, Тигран Паскевичян был переведен в Маштоцкий отдел, откуда его вскоре выпустили, так и не назвав причину задержания и лишь извинившись за то, что ”обознались”.
7 апреля в Гюмри была предпринята попытка поджога старой городской телевышки, с которой осуществляется вещание телекомпании “ГАЛА”. Около 05.00 утра житель одного из близлежащих домов заметил дым. Прибывшие на место пожарники обнаружили на одной из площадок вышки, расположенной на высоте около 25 метров, горящую автомобильную шину. Находящиеся вблизи источника огня аппаратура и кабели "ГАЛА" и нескольких интернет-компаний по счастливой случайности не пострадали. В распространенном в тот же день пресс-релизе Штаба в защиту свободы слова и телекомпании "ГАЛА" выражалось сомнение в том, что это преступление будет раскрыто.
8 мая на заседании правительства Армении были заслушаны результаты служебного расследования, проведенного по публикации газеты "Аравот" от 23 апреля 2008. Согласно информации "Аравот", в городе Горисе губернатор Сюникской области Сурен Хачатрян избил несовершеннолетнего подростка, сломав ему челюсть. На заседании правительства вице-премьер Армен Геворкян доложил, что факт избиения губернатором подростка не соответствует действительности. После новой публикации в газете от 29 апреля, отметил Армен Геворкян, был послан запрос главному редактору, из ответа которого выяснилось, что инцидент произошел с другим подростком. Дальнейшее расследование показало, что между последним и сыном губернатора произошла "бытовая ссора", после чего их отцы встретились и уладили конфликт. Согласно вице-премьеру, председатель комиссии по расследованию, заместитель министра территориального управления Ованес Овсепян во время встречи с подростком "не заметил невооруженным глазом перелома челюсти или какого-либо серьезного повреждения". 14 мая в интервью газете "Жаманак Ереван" главный редактор "Аравот" Арам Абрамян выразил свое отношение к результатам служебного расследования, подчеркнув, что “это расследование было проведено не для выявления истины, а для выставления "Аравот" неправой”.

7 июля интернет-издание "Этк" сообщило об иске мэрии города Иджевана (Тавушская область) против общественной организации "Журналисты-расследователи", являющейся учредителем этого издания. Согласно информации "Этк", в заявлении, поданном 18 июня в Гражданский суд Еревана, истец требует опровергнуть сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию мэра Иджевана Варужана Нерсисяна. Такие сведения, по мнению городской администрации, содержались в статье корреспондента "Этк" в Тавушской области Воскана Саркисяна "В чей карман идут деньги от песчаного карьера?". Статья была опубликована в "Этк" 5 мая 2008, а позже - 20 мая 2008 - в приложении к газете “Азг” "Прозрачное местное самоуправление", издаваемом "Журналистами-расследователями". 29 сентября в Гражданском суде Еревана начались слушания по иску мэрии города Иджевана против общественной организации "Журналисты-расследователи". Помимо опровержения, истец потребовал также от ответчика возместить расходы на оплату адвокатских услуг в размере 930 тысяч драмов. Кроме того, мэрия Иджевана представила суду новый иск с дополнительным требованием - опровергнуть также сведения, содержащиеся в статье "Увидят ли три комиссии незаконное использование песка?" (опубликована 23 июня 2008 в "Этк" и 9 июля 2008 - в приложении к газете “Азг” "Прозрачное местное самоуправление"). На заседании 11 декабря истец представил ходатайство о привлечении автора публикаций в качестве ответчика. Судебные разбирательства продолжатся в 2009.

Между тем "Журналисты-расследователи", в свою очередь, обратились в Административный суд РА с иском против мэрии Иджевана. В сентябре иск был принят в производство. По мнению истца, мэрия нарушила Закон РА “О свободе информации”. 2 июля 2008 "Журналисты-расследователи" запросили у иджеванской городской администрации копии протокола заседания Совета старейшин от 23 мая 2008 и решения последнего выделить из городского бюджета 930 тысяч драмов на оплату услуг адвоката по упомянутому выше иску, поданному против "Журналистов-расследователей". В ответе мэра Иджевана от 8 июля 2008 говорилось, что запрашиваемая информация может быть предоставлена лишь по окончании судебного процесса. "Журналисты-расследователи" потребовали обязать администрацию Иджевана предоставить запрашиваемую информацию и возместить их расходы на адвокатские услуги в размере 114,000 драмов. На заседании 26 ноября суд частично удовлетворил иск "Журналистов-расследователей". Согласно судебному решению, мэрия обязана предоставить запрошенную информацию журналистской организации. Возмещение же расходов последней должно быть осуществлено из городского бюджета Иджевана, но лишь частично - на сумму в 8,000 драмов. 

10 октября в Административном суде РА начались слушания по иску учредителя газеты "Айкакан жаманак" - ООО "Дарескизб" против Совета старейшин общины Кентрон Еревана. Истец требует признать недействительным постановление Совета старейшин общины Кентрон от 28 марта 2008, согласно которому дальнейшая аренда занимаемого редакцией "Айкакан жаманак" помещения (ул. Исраеляна, 37) признана нецелесообразной, и оно должно быть передано в пользование другой организации. Адвокат ООО "Дарескизб" Тигран Атанесян сообщил, что, в соответствии с договором, редакция "Айкакан жаманак" безвозмездно занимает упомянутое выше помещение с 2003, и в августе 2007 договор об аренде был продлен на неопределенный срок. 17 октября Административный суд РА отклонил иск учредителя газеты "Айкакан жаманак" - ООО "Дарескизб" против Совета старейшин общины Кентрон Еревана. Редакция оппозиционного издания считает эти действия властей политически мотивированными. 
21 октября в Гражданском суде Еревана начались слушания по иску Артура Гевондяна, сотрудника полиции РА, против газеты "Аравот". Истец требует обязать издание опровергнуть сведения, содержащиеся в статье корреспондента газеты Рузан Минасян "Если твой сосед - полицейский" ("Аравот" от 25 июня 2008) и порочащие, по мнению Артура Гевондяна, его честь и достоинство. Публикация посвящена спору между Артуром Гевондяном и его соседями относительно построенного последними чердака. На судебном заседании ответчик выступил с ходатайством, чтобы истец указал конкретные слова или выражения, которые он расценивает как порочащие его честь и достоинство. 22 октября Артур Гевондян представил необходимые уточнения. 24 октября автор публикации, в свою очередь, обратилась в Наблюдательный Совет по этике СМИ с просьбой дать экспертное заключение относительно указанных выражений и публикации в целом. Получив заключение, Рузан Минасян представила документ суду. Артур Гевондян заявил, что если “Аравот” опубликует его, то он отзовет иск. На следующий день, 15 ноября, газета напечатала текст экспертного заключения Наблюдательного Совета. На заседании 18 ноября суд удовлетворил ходатайство Артура Гевондяна об отзыве иска, а 26 ноября огласил соответствующее решение о прекращении разбирательств по этому делу. Таким образом, в Армении создан важный и очень интересный прецедент - впервые по просьбе одной стороны орган по саморегулированию выносит заключение по предмету судебного разбирательства, и противоположная сторона, удовлетворившись содержанием и обнародованием документа, отзывает иск.
НАРУШЕНИЕ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Здесь, как и по другим видам нарушений прав журналистов и СМИ, зафиксирован ряд инцидентов, произошедших в день выборов президента Армении, а также в ходе поствыборных событий. 

Так, 19 февраля, около полудня, неподалеку от одного из избирательных участков столичной общины Кентрон несколько молодых людей устроили перебранку с оператором телекомпании "А1+" Овсепом Овсепяном и попытались отобрать у него видеокамеру. В итоге им удалось отнять видеокассету и привести ее в негодность.

В тот же день на одном из центральных рынков Еревана произошел инцидент с корреспондентом газеты "Айк" Самвелом Авакяном. Журналист отправился туда проверять полученные редакцией сведения о том, что на рынке организованы выдача справок, позволяющих голосовать не по месту жительства, и транспортировка граждан на избирательные участки. Согласно статье, опубликованной в "Айк" от 20 февраля, директор рынка предложил Самвелу Авакяну побеседовать в его кабинете, где находился представитель полиции. По словам журналиста, во время интервью с полицейским директор рынка отобрал у него диктофон, начал угрожать ему, затем вернул диктофон, предварительно стерев запись.
Вечером 27 февраля в Ереване группа мужчин в гражданской одежде воспрепятствовала работе корреспондента Армянской службы Радио "Свободная Европа"/Радио "Свобода" Эрика Казаряна. Журналист сопровождал депутатов Национального Собрания РА от партии "Наследие" Заруи Постанджян и Степана Сафаряна, вместе с представителями общественных организаций прибывших в полицию общины Кентрон Еревана для выяснения причин задержания двух молодых людей во время проходившей в тот же день акции протеста сторонников кандидата в президенты Армении Левона Тер-Петросяна. В беседе с сотрудниками полиции депутаты попытались также выяснить, с какой целью в здании уже долгое время находятся упомянутые выше мужчины. Последним это не понравилось, и они силой вытолкали парламентариев и сопровождающих их лиц из здания, отобрав у Эрика Казаряна и выбросив в окно микрофон. 

1 марта во время митинга оппозиции у посольства Франции в РА сотрудники правоохранительных органов воспрепятствовали работе корреспондента Радио “Свобода” Рузанны Степанян и избили шофера служебной машины, несмотря на то, что последний представился сотрудником СМИ.
2 марта во время митинга в Гюмри представители правоохранительных органов воспрепятствовали работе съемочной группы телекомпании “ГАЛА”. Согласно информации гюмрийского Клуба журналистов “Аспарез”, все три члена съемочной группы, в том числе корреспондент “ГАЛА” Армине Варданян, были доставлены в полицию города Гюмри и отпущены лишь спустя 3 часа. На том же митинге у корреспондента газеты “Аравот” в Гюмри Нуне Аревшатян представители правоохранительных органов отобрали фотоаппарат, который был возвращен ей только после вмешательства находящихся рядом граждан. Сотрудники полиции угрожали и оскорбляли корреспондента Армянской службы Радио “Свобода” в Гюмри Сатеник Ванцян до тех пор, пока не поняли, что она ведет прямой репортаж с места событий.

25 марта в городе Раздан (Котайкская область) представители правоохранительных органов воспрепятствовали работе корреспондента газеты "Чоррорд ишханутюн" Такуи Товмасян, фотожурналиста Гагика Шамшяна и корреспондента газеты "Жаманак-Ереван" Карине Арутюнян. Журналисты прибыли в Раздан для освещения акций протеста в защиту депутата Национального Собрания РА Сасуна Микаеляна и других оппозиционных деятелей, арестованных в связи с событиями 1 марта в Ереване. 

Во время митинга представители правоохранительных органов попытались отобрать диктофон Такуи Товмасян и фотоаппарат Гагика Шамшяна. По словам Гагика Шамшяна, полицейские попытались также силой усадить его в служебную машину. Журналиста спасло лишь вмешательство местных жителей, которые затем помогли ему и Такуи Товмасян скрыться. По утверждению Гагика Шамшяна, сотрудники правоохранительных органов организовали слежку за ними, и в Ереван они смогли вернуться на машине Группы быстрого реагирования аппарата Защитника прав человека РА.

27 марта газета "Жаманак Ереван" сообщила, что, по ее сведениям, накануне в Котайкской области неизвестные лица собрали из газетных киосков номера "Жаманак Ереван" и "Чоррорд ишханутюн" от 26 марта 2008, в которых были опубликованы репортажи о происходящих в Раздане событиях.

3 мая организация по распространению периодики "Пресс-стенд" не доставила в газетные киоски газету “Рапарак”. В опубликованной в следующем номере редакционной заметке “Армения - страна цензоров” (“Рапарак” от 6 мая 2008) говорилось, что руководству организации не понравилась одна из публикаций, в которой упоминалась компания “Соврано”, принадлежащая владельцам “Пресс-стенда”. Напомнив, что, согласно договору, в обязанности “Пресс-стенда” входит только лишь доставка “Рапарак” в киоски, а не “исполнение роли цензора, решившего - после ознакомления с содержанием номера - предотвратить его распространение”, редакция расценила происшедшее как “классический пример препятствования свободе прессы, работе журналистов”, т.е. уголовно наказуемое деяние. Газета заявила также о готовности защищать свои права и читателей всеми не запрещенными законом средствами. В номере от 6 мая вновь была опубликована статья, которая, по мнению редакции, не понравилась распространителю периодики. 

16 мая, примерно в 16.00, водитель служебной машины начальника Налоговой инспекции города Гюмри Артак Арутюнян воспрепятствовал исполнению корреспондентом гюмрийской телекомпании "ГАЛА" Армине Варданян и оператором Артемом Адамяном своих профессиональных обязанностей. Водитель дважды ударил по видеокамере оператора, проводившего съемку перед зданием налоговой инспекции, а затем выдворил из фойе корреспондента телекомпании.  Сотрудники "ГАЛА" готовили репортаж о смещении начальника Налоговой инспекции Гюмри с занимаемой должности. Заявление об инциденте журналистами было подано в отдел полиции Гюмри, здесь начали проводить следственные мероприятия, однако и в этом случае наказания не последовало. Происшедшее также было показано в выпусках новостей “ГАЛА”. 

Согласно сообщению газеты "Айкакан жаманак" от 25 июня 2008, ранним утром 24 июня из газетных киосков города Арташат (Араратская область) был собран очередной номер издания. По предположению редакции, причиной могла стать опубликованная в газете информация "На полном серьезе" ("Айкакан жаманак" от 24 июня 2008), дискредитирующая президента РА Сержа Саркисяна и руководителя аппарата президента Овика Абрамяна (уроженца одного из сел Араратской области, в 1995-2000 занимавшего руководящие посты городского и областного масштаба). 

14 октября в Административном суде РА начались слушания по иску Центра свободы информации против мэрии Раздана (Котайкская область). Общественная организация обратилась в суд с требованием обязать городскую администрацию Раздана предоставить копии постановлений Совета старейшин и мэра Раздана за второй квартал 2007, а также в установленном законом порядке и в доступной для общества форме обнародовать правовые акты и решения, принимаемые руководством общины. Помимо этого, Центр свободы информации потребовал наложить на мэрию Раздана штраф в размере 50,000 драмов за нарушение статьи 189.7 Кодекса об административных нарушениях РА ("Невыполнение обязанности предоставлять информацию"). Копии упомянутых выше документов Центр свободы информации запросил у мэрии Раздана 2 ноября 2007. Не получив ответа, 22 ноября организация обратилась за содействием к Защитнику прав человека РА. 17 декабря 2007 и 14 февраля 2008 омбудсман, в свою очередь, обратился в городскую администрацию Раздана, однако безрезультатно. Для получения запрошенных документов Центр свободы информации обратился в суд. На заседании 14 октября ответчик предоставил запрошенные документы, и, таким образом, одно из требований истца было удовлетворено. Однако организация не отказалась от двух других требований - об обнародовании правовых актов и наложении штрафа на мэрию Раздана. 25 ноября Административный суд РА отклонил оба эти требования общественной организации. По первому из них суд обосновал свое решение тем, что НПО не вправе предъявлять иск о наложении административного штрафа; по второму - тем, что изначально в адресованном мэрии обращении общественной организации не содержалось такого запроса. 
23 октября в Научно-учебном центре экологического права юридического факультета Ереванского госуниверситета состоялось обсуждение законопроекта "О свободе предоставления информации", разработанного Министерством юстиции РА. В обсуждении приняли участие также представители журналистских объединений Армении, а также международных организаций.  Представлявший законопроект начальник государственно-правового отдела Управления экспертизы правовых актов Министерства юстиции РА Артак Геворкян отметил, что новый законопроект призван заменить действующий Закон РА "О свободе информации". По словам Артака Геворкяна, эта инициатива обусловлена необходимостью привести законодательство в соответствие с обновленной Конституцией. Подобный подход вызвал возражения участников обсуждения. Последние подчеркнули, что действующий Закон "О свободе информации", принятый в 2003, получил высокую оценку международных экспертов и доказал свою прогрессивную роль на практике. О необходимости же разработать и утвердить подзаконные акты в соответствии с требованиями статей 5 и 10 Закона - эта обязанность была возложена на правительство - журналистская общественность постоянно напоминала на протяжении последних пяти лет. И нет никаких препятствий для того, чтобы при участии заинтересованных сторон разработать необходимые законодательные поправки и порядок, которые не противоречили бы Конституции. Что же касается предлагаемого законопроекта, то в нем, по мнению представителей журналистских организаций, для граждан больше стало запретов на получение информации и меньше прав.
19 декабря в Административном суде РА был рассмотрен иск Центра свободы информации против администрации общины Арабкир Еревана. Общественная организация обратилась в суд с требованием обязать общинную администрацию предоставить запрошенную информацию. 30 июля 2008 Центр свободы информации направил запрос о количестве квартир, принадлежащих общине Арабкир по праву собственности, попросив указать их адреса, а также привести судебную статистику по делам, связанным с выселением жильцов из неприватизированных квартир. В письме от 6 августа общинная администрация ответила лишь на последнюю часть запроса, при этом не предоставив информацию о принадлежащих ей квартирах. На судебном заседании 19 декабря ответчик заявил, что учет неприватизированных квартир ранее не велся и их регистрация началась лишь недавно, по поручению руководителя общины. По мнению судьи, администрация в любом случае должна была дать ответ - даже при отсутствии необходимых сведений. На заседании 30 декабря было оглашено судебное решение, согласно которому требования, содержащиеся в иске Центра свободы информации, полностью удовлетворены. 

21 декабря съемочной группе информационной программы "Айлур" Первого канала Общественного телевидения Армении было отказано в возможности освещения съезда Армянского Национального конгресса (оппозиционное политическое объединение, лидером которого является первый президент РА Левон Тер-Петросян). Как сообщила корреспондент "Айлур" Анна Вартанян, ответственный за внешние связи Конгресса Владимир Карапетян попросил журналистов Общественного телевидения покинуть помещение, в котором проходил съезд. Карапетян, по словам журналиста, мотивировал этот запрет на освещение отношением Армянского Национального конгресса к действующей власти. Координатор Конгресса Левон Зурабян охарактеризовал происшедшее как ответ на то, что власти не предоставили Армянскому Национальному конгрессу зал для проведения съезда.

ЦЕНЗУРА

По оценкам журналистских объединений страны, если в предыдущие годы в отношении СМИ применялись различные методы скрытой цензуры, то в 2008, особенно в период острого противостояния между властью и оппозицией, цензура осуществлялась вполне открыто. Это проявилось, в частности, при освещении президентской избирательной кампании и последующих событий.  
Миссия наблюдателей ОБСЕ/БДИПЧ на выборах президента Армении в своем первом промежуточном отчете от 30 января отметила, что в период, предшествующий началу официальной избирательной кампании, "большинство вещательных СМИ, в том числе общественное телевидение, продемонстрировало очевидную несбалансированность в освещении кандидатов". Подчеркнув, что законодательство РА запрещает цензуру, Миссия напомнила о письме Представителя ОБСЕ по свободе СМИ Миклоша Харашти, направленном в декабре 2007 министру иностранных дел Армении Вардану Осканяну, в котором говорилось, что "случаи преследования и насилия в отношении независимых и оппозиционных СМИ способствуют атмосфере запугивания и страха в журналистском сообществе Армении." О тенденциозности освещения избирательной кампании говорилось и во втором промежуточном отчете Миссии, представленном общественности 14 февраля.
20 февраля Миссия наблюдателей ОБСЕ/БДИПЧ обнародовала заявление о предварительных выводах и заключениях по президентским выборам в Армении, состоявшимся 19 февраля 2008. В документе содержится ссылка на слова генерального секретаря Совета Европы о том, что ситуация в армянских СМИ в целом не соответствует стандартам Совета Европы. 7 марта был обнародован промежуточный поствыборный отчет Миссии наблюдателей ОБСЕ/БДИПЧ на выборах президента Армении. Относительно деятельности СМИ в документе отмечается, что в период с 20 февраля по 3 марта 2008 “ведущие вещательные СМИ, в том числе общественное телевидение и радио, широко представляли позицию властей, однако редко озвучивали в эфире точки зрения тех, кто выражал обеспокоенность процессом голосования 19 февраля”.

С 1 марта 2008 сроком на 20 дней в Ереване было введено чрезвычайное положение. Указ президента РА о чрезвычайном положении, в частности, предусматривал, что “публикации СМИ по государственным и внутриполитическим вопросам могут осуществляться исключительно в рамках официальной информации государственных органов”. 13 марта в Указ были внесены изменения. В частности, приведенный выше подпункт, относящийся к деятельности СМИ, был изложен в новой редакции: “Средствам массовой информации запрещается публикация или распространение заведомо ложной или дестабилизирующей ситуацию информации по государственным и внутриполитическим вопросам либо призывов к участию в проводимых без уведомления (незаконных) мероприятиях, а также публикация или распространение подобной информации либо призывов каким-либо иным способом и в иной форме.” Внесенные в Указ поправки вступили в силу с 14 марта 2008.
На практике эти ограничения обернулись введением цензуры, которая не только запрещена законодательством РА, но и не предусматривалась президентским Указом от 1 марта. В условиях чрезвычайного положения прекратилось издание газет "Аравот", "Айкакан жаманак", "Жаманак Ереван", "Рапарак", "Тарегир", "Пакагиц", "Чоррорд ишханутюн", "Айк" и "168 жам". По свидетельству журналистов, запрет на печать осуществлялся представителями Службы национальной безопасности РА. Был перекрыт доступ и к веб-сайтам этих изданий. Заблокированы интернет-порталы Lragir.am, Armenia Today, закрыт домен "А1+". Была прекращена ретрансляция программ Армянской службы Радио "Свободная Европа"/Радио "Свобода" на волнах “АрРадиоИнтерконтиненталь” и перекрыты веб-сайты радиостанции. 
4 марта Представитель ОБСЕ по свободе СМИ Миклош Харашти распространил заявление, в котором, в частности, подчеркивалось: “Чрезвычайное положение не должно использоваться властями для отмены права общества получать информацию из различных источников. Плюралистичное освещение способствует прозрачности деятельности властей даже в трудные времена”. Согласно пресс-релизу ОБСЕ, Миклош Харашти также отметил, что после введения чрезвычайного положения обществу преподносится лишь односторонний взгляд на события, вещание частных СМИ ограничивается официальной информацией, некоторые независимые и оппозиционные интернет-сайты блокированы, лимитируется информация зарубежных теле-, радиокомпаний о событиях в Армении. “Протестуя против ограничений, некоторые ведущие армянские газеты приостановили свой выход... Несмотря на волну несанкционированных демонстраций и даже насилия, независимое информирование о событиях является законным правом медиа и одним из обязательств Армении перед ОБСЕ. Существующих законодательных норм против подстрекательства к насилию достаточно для преодоления возможных злоупотреблений свободой выражения, и они не должны быть замещены на предварительную цензуру", - подчеркнул Миклош Харашти.

5 марта Европейский Союз выступил с заявлением, в котором призвал власти Армении воздержаться от ограничений ряда гражданских свобод, в том числе свободы СМИ. Обеспокоенность в связи с ситуацией с армянскими СМИ выразили и другие международные организации, в частности, "Артикль 19", "Репортеры без границ" (RSF), Комитет по защите журналистов (CPJ), организация международных вещателей США (BBG), а также сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайза, представитель Отдела по связям с общественностью Государственного департамента США Том Кейси, генеральный директор Корпорации “Вызовы тысячелетия” Джон Данилович.

В распространенном 12 марта заявлении руководителей двенадцати СМИ и двух журналистских организаций ситуация, сложившаяся после введения чрезвычайного положения, была расценена как запрет на деятельность медиа, неугодных властям. "В создавшейся ситуации попирается наше конституционное право на распространение и получение информации, нарушаются общепризнанные принципы свободы слова и прессы, средства массовой информации несут материальный ущерб, в Армении осуществляется цензура, и наша страна оказалась в полной информационной блокаде", - отмечалось в заявлении. 
В тот же день на пресс-конференции в Ереване Защитник прав человека РА Армен Арутюнян призвал власти страны снять ограничения на деятельность СМИ, предусмотренные Указом президента РА о чрезвычайном положении. “Обеспечение свободы, независимости и многообразия средств массовой информации имеет важное значение для реализации конституционного права граждан на получение информации”, - отметил, в частности, Армен Арутюнян.

14 марта руководители 10 армянских СМИ выступили с очередным заявлением, в котором говорилось: "13 марта был опубликован Указ Роберта Кочаряна, призванный, согласно его же комментариям, смягчить ограничения на деятельность средств массовой информации в условиях чрезвычайного положения. В тот же день в типографии были представлены газеты, по сути запрещенные известным Указом от 1 марта. Осуществляющие в типографиях цензуру сотрудники Службы национальной безопасности, тщательно ознакомившись с содержанием и, по их же свидетельству, доложив соответствующим лицам, без какого-либо обоснования заявили, что печатание представленных газет запрещается. Разъяснение было дано лишь представителю газеты "Аравот": сотрудники СНБ предложили отредактировать репортаж с пресс-конференции Левона Тер-Петросяна и сочли недопустимой публикацию интервью с пострадавшими во время событий 1 марта. Редакция не согласилась".  

В тот же день Ереванский пресс-клуб, Комитет по защите свободы слова, Институт многообразия СМИ-Армения, общественная организация содействия СМИ “Интерньюс”, Клуб журналистов “Аспарез”, Ванадзорский пресс-клуб,
Ванадзорский Офис Хельсинкской Гражданской Ассамблеи, антикоррупционный центр “Транспаренси Интернэшнл” обнародовали заявление в связи с ситуацией, сложившейся в СМИ Армении в период чрезвычайного положения. В документе, в частности, отмечалось: “Несмотря на то, что ограничения, введенные Указом, не предусматривали цензуру, которая к тому же запрещена статьей 4 Закона РА “О массовой информации”, в эти дни не только в Ереване, но и по всей стране фактически осуществлялась предварительная цензура. Вследствие этого выпуск некоторых общенациональных газет был запрещен из-за их содержания. Ряд изданий, столкнувшись с незаконными препятствиями, отказался работать, поскольку не имел возможности представлять оппозиционные и критические точки зрения, тогда как публикация дискредитирующих и оскорбляющих оппозицию, зачастую агрессивных высказываний в других газетах никоим образом не ограничивалась. По полученным от СМИ сведениям, предварительную цензуру осуществляли лица, представляющиеся как сотрудники Службы национальной безопасности”. 

Как пример цензуры, прикрываемой правовым регулированием вещательной сферы, можно рассматривать внесение в сентябре 2008 дополнения в Закон РА “О телевидении и радио”, предусматривающего не объявлять конкурсы по лицензированию телерадиовещания до 20 июля 2010. Соответствующий законопроект был подготовлен правительством и включен в повестку заседания Национального Собрания РА 8 сентября (лишь в этот день документ стал доступен общественности) и уже 10 сентября в ускоренном порядке был принят парламентом. Власти обосновывали необходимость этого дополнения в действующий закон ожидаемым в Армении переходом с аналоговой системы вещания на цифровую. По мнению же журналистских организаций, правительство продемонстрировало стремление сохранить существующее положение в вещательном поле, которое легко поддается контролю. Так, 9 сентября Ереванский пресс-клуб, Комитет по защите свободы слова, общественная организация содействия СМИ "Интерньюс", гюмрийский Клуб журналистов "Аспарез" и общественная организация "Фемида" выступили с заявлением, в котором, в частности, говорится: “Правительство Республики Армения в очередной раз доказало, что его инициативы в медиа-сфере направлены не на обеспечение конституционного права на свободное получение и распространение информации, не на совершенствование сферы, не на выполнение обязательств перед Советом Европы и рекомендаций, содержащихся в резолюциях ПАСЕ, а на сохранение и усиление ныне практикуемого тотального контроля над вещателями.” 
26 сентября Представитель ОБСЕ по свободе СМИ Миклош Харашти призвал власти Армении пересмотреть принятое 10 сентября Национальным Собранием Армении дополнение в Закон РА "О телевидении и радио". В письме на имя президента РА Сержа Саркисяна Миклош Харашти, в частности, отметил: "С перекрытием до 2010 возможности для потенциальных вещателей войти в рынок и без того лимитированного плюрализма в вещательном секторе Армении станет еще меньше. Приостановление лицензирования аналоговой трансляции не должно быть первым шагом при переходе на цифровое вещание. Дигитализация не должна приводить к сокращению уровня многообразия и плюрализма либо вообще к их отсутствию. Если вещательный ландшафт страны недостаточно многообразен и плюралистичен, то было бы правильнее отложить дигитализацию и осуществить в первую очередь иные реформы". 
6 октября международная правозащитная организация "Артикль 19" выразила озабоченность в связи с принятым 10 сентября 2008 Национальным Собранием РА дополнением в Закон РА "О телевидении и радио". Принятые поправки, отмечается в заявлении "Артикль 19", направлены против телекомпании “А1+”, противоречат постановлению Европейского суда по правам человека от 17 июня 2008 по делу “А1+”, а также статье 19 Международной конвенции по гражданским и политическим правам и статье 10 Европейской конвенции по правам человека и основным свободам (обе конвенции ратифицированы Арменией), которые гарантируют свободу выражения. "Артикль 19" призвала власти Армении отменить “мораторий на лицензирование вещания и предоставить телекомпании "А1+" возможность принять участие в открытом, прозрачном и справедливом конкурсе до начала запланированного перехода на цифровое вещание”.

Как примеры завуалированной цензуры можно рассматривать и два следующих факта.
За несколько дней до выборов главы администрации общины Кентрон Еревана (они состоялись 28 сентября 2008) один из двух баллотирующихся кандидатов, председатель правления Армянского общенационального движения Арарат Зурабян заявил, что ряд телекомпаний отказался транслировать агитационные материалы его избирательной кампании. По словам Арарата Зурабяна, согласились лишь две телекомпании - "Еркир-медиа" и "АЛМ". Однако ролик в эфире "Еркир-медиа" вышел лишь один раз, а на "АЛМ" - транслировался в течение только одного дня. Как сообщил член правления АОД Арам Манукян, согласно договоренности с "АЛМ", политическая реклама Арарата Зурабяна должна была выходить в эфир в течение двух дней, однако во второй день показана не была “из-за давления, оказанного на телекомпанию”. Что касается "Еркир-медиа", то, по словам Арама Манукяна, договор был расторгнут телекомпанией в одностороннем порядке. Директор информационных и общественно-политических программ "Еркир-медиа" Гегам Манукян в связи с этим заявил, что ролик Арарата Зурабяна был принят рекламным отделом телекомпании по ошибке. На этих выборах, сказал Гегам Манукян, "Еркир-медиа" решила не предоставлять эфир для агитационных материалов кандидатам в органы местного самоуправления. “Мы не предоставляли эфир другому кандидату, действующему руководителю общины Кентрон Гагику Бегларяну, и не собирались делать этого в отношении Арарата Зурабяна. Поэтому после первого же показа демонстрация ролика была прекращена, и Арарат Зурабян был поставлен об этом в известность”, - отметил Гегам Манукян.

Запланированная на 10 октября в столичном кинотеатре "Москва" премьера документального фильма "Отчуждение" не состоялась по решению руководства кинотеатра. По словам автора ленты, журналиста и публициста Тиграна Паскевичяна, утром 7 октября руководство кинотеатра попросило копию фильма для просмотра и вечером заявило, что не будет его показывать, поскольку фильм "политический". По мнению же Тиграна Паскевичяна, в фильме затрагивается исключительно социально-правовая тематика: 38-минутная лента повествует о проблемах жителей общины Кентрон Еревана, дома которых располагались на территориях, отчужденных с формулировкой "для нужд государства". Фильм был снят по заказу НПО "Жертвы государственных интересов" в рамках проекта, поддержанного Фондом Содействия-Армения Института открытого общества. 
***
В связи с участившимися в 2008 случаями насилия над журналистами, оказания различных форм давления на СМИ и их сотрудников Комитет по защите свободы слова решил в 2009 сформировать группу быстрого реагирования на правонарушения такого рода. Будет открыта “горячая линия”, которая позволит оперативно получать сигналы о таких фактах. Группа быстрого реагирования отправится на места, выяснит обстоятельства конфликтов и подготовит материалы для возможных последующих шагов: принятия и опубликования Заявления и/или проведения пресс-конференции, и/или инициирования судебных разбирательств. 

PAGE  
22

