О СОСТОЯНИИ СВОБОДЫ СЛОВА И НАРУШЕНИЯХ 

ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ В АРМЕНИИ

Квартальный доклад Комитета по защите свободы слова

(январь - март 2010)

Начиная с 2010 года, Комитет по защите свободы слова будет готовить и публиковать, помимо годовых, также промежуточные квартальные отчеты, представляющие:

1) законодательство в области свободы слова и СМИ и инициативы по внесению в него изменений и дополнений;

2) экономические условия и их воздействие на СМИ;

3) политическая среда и ее влияние на деятельность СМИ;

4) нарушения прав журналистов и СМИ.

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ СВОБОДЫ СЛОВА И СМИ
В первом квартале 2010 зафиксирован ряд правовых инициатив, касающихся свободы слова и СМИ.
В частности, 4 февраля Национальная комиссия по телевидению и радио разместила на своем сайте проект документа под названием “Критерии телерадиопередач эротического характера, фильмов, содержащих сцены ужаса и явного насилия, а также передач, могущих оказать негативное воздействие на здоровье, умственное и физическое развитие, воспитание несовершеннолетних” - для обсуждения и представления предложений. После внесения некоторых изменений комиссия 15 февраля утвердила эти критерии. Соответствующее постановление было опубликовано в Бюллетене ведомственных нормативных актов РА (№6 от 2 марта 2010) и вступило в силу 12 марта. По мнению экспертов, даже после внесения изменений документ остался крайне недоработанным, он дает возможности для волюнтаризма и принятия субъективных решений, поскольку критерии сформулированы нечетко, и они неизмеряемы.
24 февраля Национальное Собрание РА отклонила законопроект членов фракции “Жарангутюн” (“Наследие”) Анаит Бахшян и Армена Мартиросяна “О внесении изменений в Закон РА “О телевидении и радио””. Документ предусматривал считать недействительным принятое 10 сентября 2008 года дополнение в упомянутый закон, по которому были прекращены конкурсы на лицензирование телерадиовещания до 20 июля 2010. Напомним, что, по оценке независимых экспертов, этот шаг преследовал цель еще на два года отложить предоставление телекомпании ”А1+” возможности вернуться в эфир.
17 марта Национальное Собрание приняло во втором чтении и полностью законопроект ”О внесении дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс РА”, согласно чему часть 2 статьи 16 УПК дополнена новым пунктом. Он ликвидирует противоречие, существовавшее между УПК и Законом РА ”О массовой информации”. Теперь, если суд обяжет журналиста или СМИ раскрыть источник информации, то и в соответствии с Законом РА ”О массовой информации”, и согласно УПК РА предусматривается проведение, по ходатайству журналиста или СМИ, закрытого судебного заседания.
В тот же день, 17 марта, Национальное Собрание РА приняло во втором чтении и полностью законопроект ”О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Армения”. В соответствии с этим в статье 164 УК РА ужесточается наказание за препятствование законной профессиональной деятельности журналиста. Так, штраф от 50-кратного до 150-кратного размера минимальной заработной платы повышен и теперь будет составлять от 200-кратного до 400-кратного размера минимальной зарплаты. Кроме того, статья дополнена новым положением, согласно которому предусматривается наказание в виде лишения свободы от трех до семи лет, если те же деяния ”совершены с применением опасного для жизни или здоровья журналиста или его близких насилия или с угрозой его применения”.
18 марта Национальное Собрание РА приняло в первом чтении пакет законопроектов ”О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РА”, ”О внесении изменений в Уголовный кодекс РА” и ”О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РА”. Согласно законопроектам, предполагается упразднить две статьи УК РА - 135 (“Клевета”) и 136 (“Оскорбление”) и вместо них порядок и условия возмещения ущерба чести, достоинства и деловой репутации установить в Гражданском кодексе. Этот пакет документов, обсуждаемый еще с 2009, был подвергнут критике со стороны экспертов в области СМИ и журналистского сообщества. В частности, эксперты, положительно оценивая декриминализацию оскорбления и клеветы, тем не менее отмечали, что, например, законопроект ”О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РА” не дает четкого определения оскорбления и клеветы, не предлагает механизмов, исключающих произвольное определение размеров возмещения морального ущерба. Поэтому в случае принятия этот пакет будет таить в себе угрозу не только для СМИ, но и для свободы слова в целом.
Обобщая эти факты, отметим, что в первом квартале 2010 в правовых инициативах, касающихся свободы слова и СМИ, содержались и позитивные, и негативные тенденции. По мнению экспертов КЗСС, внесенные в статью 164 Уголовного кодекса РА позитивные изменения стали для медиа тем самым ”пряником”, за которым последовал ”кнут” в виде пакета законопроектов ”О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РА”, ”О внесении изменений в Уголовный кодекс РА” и ”О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РА”.
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СМИ
Международные правозащитные организации при оценке в различных странах влияния экономической среды на деятельность СМИ учитывают, в частности, насколько медиа принадлежат или контролируются правительством и как это воздействует на плюрализм? Прозрачна ли собственность СМИ? Существует ли контроль над медиа со стороны государства или других субъектов посредством рекламных поступлений или прямой финансовой поддержки? Монополизированы ли СМИ и влияет ли это на многообразие содержания? Насколько экономическое положение страны усиливает зависимость медиа от государства, партий, крупного бизнеса или других влиятельных политических субъектов?
Чтобы не быть голословным, Комитет в нынешнем квартале воздерживается от ответов и оценок по приведенным выше и другим, относящимся к данному разделу, вопросам. Это будет сделано позже, когда КЗСС проведет соответствующее исследование. А здесь мы считаем необходимым лишь констатировать, что печатные СМИ во исполнение статьи 12 Закона РА ”О массовой информации” до 31 марта опубликовали свои годовые финансовые отчеты, тем самым и лишь таким образом демонстрируя прозрачность источников финансирования.
В первом квартале о негативном воздействии экономической среды на деятельность СМИ свидетельствовало заявление, распространенное 23 марта гюмрийской телекомпанией ”ГАЛА”. В нем отмечается: ”Вследствие прямого давления со стороны государственных, некоторых силовых ведомств рекламодатели телекомпании ”ГАЛА” с середины февраля воздерживаются от размещения своей рекламы в эфире телекомпании … За последний месяц 26 организаций сняли с эфира ”ГАЛА” свою рекламу, и на этот момент телекомпания имеет только 3 рекламодателя”. Далее в документе подчеркивалось, что, учитывая явное давление, телекомпания в 10 раз снижает тариф на рекламу, ограничивая его символическими 960 драмами. А 25 марта ”ГАЛА” объявила акцию, согласно которой первый обратившийся в телекомпанию рекламодатель получит премию - 10 дней бесплатной рекламы и 1 бутылку водки ”Мужское достоинство”.
Этот и другие подобные сигналы, поступившие от СМИ (в частности, от некоторых информационных интернет-изданий) относительно нежелания деловых кругов размещать у них рекламу и даже расторжения ими уже заключенных договоров, позволяют предположить, что политическая элита и сращенный с нею бизнес посредством экономических рычагов пытаются оказать давление на неугодные СМИ.
3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СМИ
В докладах предыдущих лет Комитет по защите свободы слова отмечал, что нарушения прав журналистов и СМИ, атаки на представителей медиа особенно активизируются при обострении внутриполитической ситуации. Это в очередной раз подтвердилось 10 января, в день дополнительных выборов на вакантное место депутата НС РА по избирательному округу №10 города Еревана. 

В частности, зафиксированы следующие инциденты.
На избирательном участке 10/19 примерно в 10 часов 30 минут по поручению председателя участковой избирательной комиссии Гагика Багдасаряна полицейские и неизвестные лица воспрепятствовали работе журналистов, освещавших ход выборов. Среди них корреспондент радиостанции “Свобода” Ануш Мартиросян, фотожурналист Гагик Шамшян, корреспондент газеты ”Чоррорд инкнишханутюн” Гоар Везирян, исполняющий обязанности главного редактора газеты ”Айкакан жаманак” Айк Геворкян. Так, стремясь вывести журналистов за пределы участка, неизвестные лица попытались разбить микрофон радиостанции ”Свобода”. Завязалась потасовка, в ходе которой были нанесены удары фотожурналисту Гагику Шамшяну. Председатель комиссии незаконно требовал от представителей СМИ предъявить, помимо редакционного удостоверения, еще и паспорт. Айк Геворкян и Гоар Везирян из-за оказываемого на них давления вынуждены были покинуть участок. Согласно сообщению, распространенному Прокуратурой РА, подготовленные материалы, касающиеся нарушений, зафиксированных на избирательном участке 10/19, по указанию генерального прокурора РА 13 января отправлены в Особую следственную службу РА для возбуждения уголовного дела и проведения расследования. А 15 января тот же источник проинформировал, что возбуждено уголовное дело по фактам препятствования, с применением насилия, осуществлению полномочий участников выборов. Тем не менее, как позже сообщила Особая следственная служба РА, дело прекращено в связи с отсутствием доказательств.
В день выборов на избирательном участке 10/24 воспрепятствовали работе корреспондента газеты ”Жаманак” Марине Харатян. Здесь также, помимо редакционного удостоверения, от журналиста потребовали предъявить паспорт. Причем требование исходило от председателя участковой комиссии. Когда Марине Харатян заявила, что Избирательный кодекс РА не предусматривает этого, председатель и члены комиссии попытались вывести ее с территории участка. Тем не менее, позже, ознакомившись с соответствующим законодательным положением, председатель участковой избирательной комиссии все же позволил журналисту выполнить профессиональные обязанности.
На избирательном участке 10/14 воспрепятствовали также деятельности другого корреспондента того же издания - Кристине Ханумян. Здесь ”отличился” зарегистрированный в качестве наблюдателя представитель общественной организации ”Институт свободного общества”, который угрожал журналисту - ”разобью тебе голову, разобью телефон, отрежу уши”.

Во всех этих случаях виновные не выявлены и не наказаны.

Примером воздействия политической среды на деятельность СМИ явилось и то, что ни одна из армянских телекомпаний не осветила предвыборную кампанию и сами выборы на вакантное место депутата НС РА по избирательному округу №10 города Еревана.  Это может быть расценено как проявление скрытой цензуры в отношении вещательных СМИ.
4. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ
Первый квартал 2010, по сравнению с тем же периодом прошлого года, с точки зрения соблюдения прав журналистов и СМИ был более неблагоприятным. Как отмечалось выше, это было обусловлено, прежде всего, выборами на вакантное место депутата НС РА по избирательному округу №10 города Еревана, в которых участвовал в качестве кандидата и находящийся под арестом главный редактор газеты ”Айкакан жаманак”, известный оппозиционный деятель Никол Пашинян.
Представим для сравнения данные нарушений прав журналистов и СМИ в первых кварталах 2009 и 2010 годов в таблице:

	Виды нарушений / годы
	2009,

первый квартал
	2010,

первый квартал

	Физическое насилие над журналистами
	3
	5

	Давление на СМИ и их сотрудников
	8
	4

	Нарушение права на получение и распространение информации
	2
	6


Физическое насилие над журналистами
Кроме инцидентов 10 января, в первом квартале зафиксирован еще один факт физического насилия над журналистом, а по одному случаю, произошедшему в прошлом году, наступила внезапная развязка.
Так, 10 февраля начальник Полиции РА Алик Саркисян на своей пресс-конференции сообщил, что прекращено уголовное дело, возбужденное по факту нападения на обозревателя телекомпании ”Шант” Нвера Мнацаканяна. Напомним, что вечером 6 мая 2009 двое неизвестных, поджидавших журналиста у его дома, напали на него, нанесли удары, свалили на землю и убежали. Нвер Мнацаканян уверен, что злоумышленники имеют отношение к компании ”Гранд Кенди”. Полиция же прекратила дело в связи с тем, что не удалось установить личность нападавших.
Утром 24 февраля у здания Прокуратуры РА совершено насилие в отношении фотокорреспондента газет ”Аравот” и ”Чоррорд инкнишханутюн” Гагика Шамшяна. Журналист фотографировал прибывавших на коллегию прокуратуры высокопоставленных чиновников правоохранительных органов, когда к нему подошел мужчина лет 30 и потребовал прекратить съемки. Шамшян заявил, что выполняет свои профессиональные обязанности, и предъявил редакционное удостоверение. Но мужчина, ругаясь нецензурными словами, нанес журналисту удары по голове, после чего беспрепятственно вошел в здание прокуратуры. Шамшян получил ранения, ему была оказана медицинская помощь. В тот же день Комитет по защите свободы слова вместе с партнерскими организациями выступил с заявлением, осуждающим это насилие. В документе, в частности, отмечается, что ”общественность вправе ожидать, что этот очередной случай насилия против журналиста не останется без последствий. И если виновный и на сей раз не будет выявлен и наказан, мы будем иметь все основания полагать, что правоохранительные органы попросту избегают раскрытия подобных преступлений”. Насилие было осуждено и Прокуратурой РА, которая 26 февраля разместила на своем сайте видеозапись инцидента. На основании письменного заявления журналиста возбуждено уголовное дело по двум статьям Уголовного кодекса РА - 118 (избиение) и 164 (препятствование законной профессиональной деятельности).
Давление на СМИ и их сотрудников

11 февраля учредитель газеты “Айкакан жаманак” - ООО “Дарескизб” - по требованию Службы принудительного исполнения судебных актов, а также для снятия запрета на пользование своими банковскими счетами и продолжения выпуска издания вынужден был заплатить штраф в размере 3 миллионов драмов. Напомним, что в номере от 6 февраля 2009 газета опубликовала материал “Приключения Робертыча в Дубае”, после чего младший сын второго президента РА Левон Кочарян обратился в суд с требованием опровергнуть сведения, порочащие его честь и достоинство. Суд первой инстанции удовлетворил иск, обязав ООО “Дарескизб” заплатить штраф в размере 3 миллионов 620 тысяч драмов, а апелляционная инстанция снизила эту сумму до 3 миллионов. Кассационный суд не принял к рассмотрению жалобу учредителя газеты и еще в декабре 2009 вернул ее. Однако даже после того, как “Дарескизб” заплатил штраф, с его банковских счетов арест не был снят. Запрет на пользование счетами ликвидировали лишь после того, как 3 марта газета “Айкакан жаманак” опубликовала опровержение.

19 февраля Апелляционный гражданский суд рассмотрел жалобу Центра стратегических исследований “Арарат”, в которой содержалось требование отменить постановление суда общей юрисдикции административных районов Кентрон и Норк-Мараш города Еревана и отправить дело на новое рассмотрение. Упомянутый Центр обратился в суд против Фонда “Кавказский институт” по поводу изданного последним в 2008 сборника “Кавказское соседство: Турция и Южный Кавказ”. В иске требовалось обязать ответчика опровергнуть опубликованную в книге статью турецкого автора, где подвергается сомнению факт геноцида армян, запретить использование в кавычках слова геноцид и возместить моральный ущерб. Суд общей юрисдикции прекратил производство гражданского дела, мотивировав свое решение тем, что данный спор не подлежит судебному рассмотрению. Постановлением от 5 марта Апелляционный гражданский суд оставил в силе решение суда общей юрисдикции административных районов Кентрон и Норк-Мараш города Еревана.

23 февраля в Конституционном суде РА началось рассмотрение заявления представителей учредителя телекомпании “А1+” - ООО “Мелтекс” - Артака Зейналяна, Ара Казаряна и Карена Межлумяна. По мнению последних, необходимо признать противоречащим Конституции подпункт 1 статьи 204/28 Гражданского процессуального кодекса РА, согласно которому при пересмотре судебного акта по новым обстоятельствам суд вправе оставлять в силе прежний судебный акт, а заявление - без удовлетворения.

После известного решения Европейского суда ООО “Мелтекс”, на основе нового обстоятельства, обратился в Кассационный суд РА, требуя признать недействительными принятые им же решения от 23 февраля и 23 апреля 2004 по делам относительно отказа Национальной комиссии по телевидению и радио предоставить лицензию на вещание по 7 частотам, подтвердить факт нарушения прав, гарантированных 10-й статьей Европейской конвенции по правам человека и основным свободам, обязать НКТР - с целью восстановления ситуации, которая была до нарушения этих прав, - объявить конкурс на те же 7 частот.

В тот же день, 23 февраля, Конституционный суд огласил свое постановление, которым, по сути, признал незаконным решение Кассационного суда.

18 марта в Апелляционном гражданском суде РА началось рассмотрение жалобы учредителя газеты “Чоррорд ишханутюн” - агентства “Огостос” - и ООО “Посторонним В” против типографии “Гинд”. Напомним, что суд общей юрисдикции административных районов Кентрон и Норк-Мараш города Еревана, частично удовлетворив иск “Гинд” против “Чоррорд ишханутюн”, постановил, что агентство “Огостос” должно выплатить типографии 2,6 миллиона драмов. До исполнения постановления, то есть выплаты суммы, судья оставил в силе ранее принятое решение о запрете печатать газету.

На заседании 25 марта Апелляционный гражданский суд огласил постановление, которым отменил решение первой инстанции и отправил дело в суд общей юрисдикции административных районов Кентрон и Норк-Мараш города Еревана - на новое рассмотрение в полном объеме. Представители типографии “Гинд” заявили, что намерены обжаловать это решение в Кассационном суде РА.

19 марта в суде общей юрисдикции административных районов Кентрон и Норк-Мараш города Еревана, перед началом заседания по делу о разбойном нападении на дом бывшего начальника Таможенного комитета Армении Армена Аветисяна, один из подсудимых внезапно стал ругаться нецензурными словами и угрожать фотожурналисту Гагику Шамшяну. По словам последнего, вскоре так же стал вести себя и родной брат подсудимого, который, к тому же, швырнул зажигалку в сторону журналиста. По этим фактам Гагик Шамшян дал показания в отделе полиции административного района Кентрон, откуда позже сообщили о начале расследования.

Нарушения права на получение и распространение информации
13 января группы неизвестных людей в различных районах Еревана выкупали из киосков весь наличный тираж газеты “Айкакан жаманак”. Информируя об этом в номере от 14 января и публикуя соответствующие снимки, издание предположило, что причиной произошедшего могла стать напечатанная 13 января заметка, в которой содержались сведения о стычке между сторонниками депутатов Сейрана Сарояна и Левона Саркисяна в комплексе “Джиани”.

27 января газета “Аравот” опубликовала снимок, на котором был изображен прикрепленный у входа в Особый полк по охране важнейших объектов Полиции РА государственный флаг Армении в потрепанном виде. На следующий же день флаг был заменен. Но заметив снимавшего этот “процесс” фотокорреспондента газет “Аравот” и “Чоррорд инкнишханутюн” Гагика Шамшяна, старший инспектор дежурной части полка Саро Мирзоян воспрепятствовал работе журналиста, угрожая и оскорбляя его. Шамшян сообщил о случившемся и в Комитет по защите свободы слова, который для получения разъяснений 5 февраля направил письмо на имя начальника управления объединения “Охрана” Полиции РА генерал-майора С. Закаряна. Полученный ответ был более чем странным: он, по сути, 

оправдывал дежурного полицейского и даже перекладывал вину на журналиста. Позже КЗСС стало известно, что Саро Мирзоян освобожден от занимаемой должности.

29 января в гюмрийской канцелярии Административного суда РА состоялось первое судебное заседание по делу газеты “Аравот” против марзпета (главы областной администрации) Ширака. 19 августа 2009 издание по электронной почте отправило запрос всем 10 областным администрациям РА для получения информации о том, как израсходованы полученные по строке госбюджета “другие пособия из бюджета” средства - по 20 миллионов драмов. Администрация Ширакской области оставило письмо без ответа. На заседании 29 января представитель ответчика утверждал, что областная администрация не получала запроса. Для прояснения этого вопроса адвокат Карен Межлумян, защищавший интересы “Аравот”, предъявил суду ходатайство об отправке письма на электронные адреса областной администрации, чтобы убедиться - действуют они или нет? По еще одному ходатайству предлагалось допросить журналиста газеты Арама Закаряна и проверить его почту - с тем, чтобы выяснить, был 19 августа отправлен запрос Ширакской администрации или нет? Судья удовлетворил оба ходатайства и отложил заседание. 18 февраля судебное заседание также было отложено.

29 января суд общей юрисдикции административных районов Кентрон и Норк-Мараш постановил полностью удовлетворить иск Центра свободы информации против государственной некоммерческой организации (ГНКО) “Национальный центр технической безопасности”, обязав ее в 5-дневный срок предоставить запрашиваемую информацию. Напомним, что еще 17 сентября 2009 Центр свободы информации обратился к директору этой ГКНО с просьбой сообщить, сколько частных компаний, осуществляющих экспертизу, зарегистрировано в реестре организации по состоянию на 1 августа 2009 и на чьи имена они зарегистрированы. Запрашивалась также информация о штатном персонале ГКНО за 2008 и 2009 и размере зарплат сотрудников за тот же период. Лишь спустя месяц после судебного решения, 5 марта 2010, Центр свободы информации получил от Национального центра технической безопасности ответное письмо, в котором содержались все требуемые сведения.

5 февраля в Конституционном суде РА было рассмотрено заявление Центра свободы информации о признании противоречащими Конституции страны статей 151 и 152 Административно-процессуального кодекса РА. Напомним, что при рассмотрении исков этой организации против администрации общины Нор Норк города Еревана и против ГКНО “Офис по застройке Еревана и осуществлению инвестиционных программ” суды отказали в требовании привлечь должностных лиц к административной ответственности. Обосновывалось это тем, что, согласно упомянутым статьям АПК РА, дела об административной ответственности могут быть возбуждены только на основе исков должностных лиц органов, имеющих законные полномочия составления актов об административных правонарушениях. А Центр свободы информации не является таким органом или лицом. 

Конституционный суд постановил, что статьи 151 и 152 Административно-процессуального кодекса РА не противоречат Конституции страны, но при этом констатировал, что в этой сфере законодательства существует пробел, для ликвидации которого Национальное собрание должно выступить с соответствующей инициативой. 

25 февраля в ванадзорской канцелярии Административного суда РА начались слушания по делу газеты “Аравот” против марзпета (главы областной администрации) Лори. 19 августа 2009 издание по электронной почте отправило запрос всем 10 областным администрациям РА для получения информации о том, как израсходованы полученные по строке госбюджета “другие пособия из бюджета” средства - по 20 миллионов драмов. От Лорийской областной администрации ответа не поступило. Первое судебное заседание было отложено и продолжилось 12 марта. Представляющий интересы газеты “Аравот” адвокат Карен Межлумян подтвердил исковое заявление. В свою очередь, юрист Лорийской областной администрации подтвердил получение запроса от издания, но заявил, что запрос по электронной почте не может считаться письменным. Судебные разбирательства решено было продолжить на заседании, назначенном на 9 апреля. КЗСС будет следить за развитием событий.

18 марта суд общей юрисдикции административных районов Кентрон и Норк-Мараш города Еревана полностью удовлетворил иск Центра свободы информации против Трудовой социалистической партии Армении. 

Ранее Центр направил председателю ТСПА Мовсесу Шахвердяну запрос с просьбой предоставить копию финансового отчета партии за 2008, а также информацию об источниках пожертвования, стоимость которого превышает установленный законом стократный размер минимальной заработной платы. Этот запрос  остался без ответа. Суд обязал ТСПА в 5-дневный срок предоставить Центру всю требуемую информацию.

5. ДРУГИЕ СОБЫТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СМИ
15 января Национальная комиссия по телевидению и радио приняла решение, что в ходе выборов на вакантное место депутата НС РА по избирательному округу №10 города Еревана телекомпании действовали в рамках закона. Этот вопрос рассматривался в НКТР на основе заявления председателя депутатского клуба “Верховный Совет” Рубена Торосяна. Согласно нему, “телекомпании не сообщали ни об агитации, ни о стоимости минуты платного эфирного времени, что, в свою очередь, означает отказ от какого-либо освещения предвыборной кампании”. Комментируя решение НКТР, Рубен Торосян заявил: “Грубые нарушения требований статьи 20 Избирательного кодекса РА и, по сути, бойкот выборов со стороны телекомпаний НКТР рассматривает как выполнение закона”. Комитет по защите свободы слова продолжает придерживаться позиции, что отказ СМИ от освещения выборов является следствием скрытой цензуры.

9 февраля суд общей юрисдикции административных районов Арабкир и Канакер-Зейтун города Еревана удовлетворил иск ООО “32 продакшн” о расторжении договора с телекомпанией “Шант” и запрещении трансляции юмористической передачи “32 зуба” в эфире “Шант”. В качестве причины указывалась задержка телекомпанией выплат за октябрь и ноябрь 2009. Со стороны “Шант” был предъявлен встречный иск - с требованием прекратить трансляцию передач “32 зуба” на другом телеканале. 
Представитель “Шант” заявил, что судебное решение будет обжаловано в вышестоящей инстанции.

15 февраля суд общей юрисдикции административных районов Аван и Нор Норк отклонил иск “Радио HAY” против депутата фракции “Жарангутюн” (“Наследие”) НС РА Степана Сафаряна. Радиостанция требовала обязать Сафаряна опровергнуть опубликованные им сведения о том, что “Радио HAY”, готовя и транслируя передачу “Армянский отклик”, выполняла заказ президента Сержа Саркисяна и/или его администрации. Суд пришел к выводу, что требование “Радио HAY” необоснованно. Напомним, что поводом для спора стало публичное обсуждение карабахской проблемы посредством открытых писем и выступлений в СМИ. Затем это переросло в судебные разбирательства.

26 марта суд общей юрисдикции административных районов Кентрон и Норк-Мараш города Еревана огласил решение по иску депутата фракции “Жарангутюн” НС РА Заруи Постанджян, которая обжаловала решение следователя Полиции РА о прекращении дела об оскорблении ее чести и достоинства в публикациях одной уже не издающейся газеты. Суд удовлетворил жалобу Заруи Постанджян и решил вернуть дело в следственный орган - на дополнительное расследование. По мнению депутата оппозиционной фракции, это судебное решение, скорее всего, было обусловлено нежеланием создавать опасный прецедент, поскольку очевидно, что отказ в удовлетворении жалобы означал бы фактическое разрешение подобных публикаций в отношении любого должностного лица или политического деятеля. 

Доклад подготовлен на основе данных Комитета по защите свободы слова, материалов Еженедельного электронного бюллетеня Ереванского пресс-клуба и веб-сайта Центра свободы информации, а также публикаций армянской прессы.  

� Доклад подготовлен в рамках проекта, осуществляемого при поддержке Фонда содействия - Армения Института открытого общества и Правительства Королевства Нидерландов.





PAGE  
2

