О СОСТОЯНИИ СВОБОДЫ СЛОВА И НАРУШЕНИЯХ 

ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ В АРМЕНИИ

Квартальный доклад Комитета по защите свободы слова

(январь - март 2011)
СРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ
Начиная с 2010, Комитет по защите свободы слова (КЗСС) готовит и публикует, помимо годовых, промежуточные квартальные доклады о состоянии свободы слова и нарушениях прав журналистов и СМИ в Армении, представляющие: а) инициативы по внесению изменений и дополнений в законодательство, касающееся СМИ; б) экономические условия и их воздействие на медиа; в) политическую среду и ее влияние на деятельность СМИ; г) нарушения прав журналистов и СМИ.
В первом квартале среди инициатив по совершенствованию медиа-законодательства был примечателен разработанный Ереванским пресс-клубом и общественной организацией “Интерньюс” и введенный в обращение 14 марта законопроект по внесению изменений и дополнений в Закон РА “О телевидении и радио”. Обе журналистские организации были вовлечены в созданную в сентябре 2010 под руководством Защитника прав человека РА рабочую группу по совершенствованию вещательного законодательства. Напомним, что 21 декабря 2010 КЗСС опубликовал подготовленные своей рабочей группой предложения по внесению изменений в этот закон. Оба документа содержат общие подходы, направлены на либерализацию вещательной сферы и решение имеющихся проблем. Поэтому становится возможным работать над одним единым законопроектом, привести его в окончательный вид и представить в соответствующие государственные структуры.
Первый квартал 2011 был беспрецедентным по обилию судебных исков против СМИ. КЗСС зафиксировал 10 новых судебных дел, которые напрямую связаны с принятым 18 мая 2010 года пакетом законов по декриминализации клеветы и оскорбления. Причем, еще три аналогичных иска были поданы еще в прошлом году, и в нынешнем квартале КЗСС отслеживал развитие событий вокруг них.
Однако тенденция решения возникающих со СМИ проблем непременно посредством судебных процессов обусловлена не столько несовершенством новых положений закона, сколько нетерпимостью политических деятелей и высокопоставленных должностных лиц к публикуемой в СМИ критике. Напомним, что авторами законопроектов по декриминализации клеветы и оскорбления явились представители трех партий правящей коалиции. Многие из истцов, требующих наказания СМИ, также являются деятелями правящей Республиканской партии. В этом процессе заметную активность проявили также второй президент РА Роберт Кочарян и члены его семьи.
Кроме того, в Армении пока еще не сформировалась независимая судебная система, и на практике по искам против СМИ редко выносятся беспристрастные и справедливые решения.
Фактически статья 1087.1 Гражданского кодекса РА (“Порядок и условия возмещения ущерба, причиненного чести, достоинству или деловой репутации”) в последнее время превратилась в правовой и, одновременно, политический и экономический инструмент давления на неугодные СМИ. Кстати, 1 марта пять журналистских организаций, в том числе КЗСС, в связи с резким увеличением числа исков против СМИ выступили с заявлением, обратившись с соответствующими призывами к Национальному Собранию РА, судебным инстанциям и СМИ.
В целом, в первом квартале 2011 отмечен количественный рост фактов давления на журналистов и СМИ, что не может не вызывать озабоченности. Ниже представляем нарушения прав журналистов и СМИ по следующей классификации КЗСС:
1) физическое насилие над журналистами;
2) давление на СМИ и их сотрудников;

3) нарушения права на получение и распространение информации.

Используемая КЗСС классификация видов нарушений прав журналистов и СМИ несколько условна. В частности, бывают инциденты, в которых, например, препятствование получению и распространению информации сопровождается насилием над журналистом. Каждый из таких фактов отнесен к тому виду нарушений, которому, по мнению авторов доклада, он больше соответствует. Тем не менее, несмотря на эту условность, применяемая классификация позволяет более конкретно и наглядно представить общую картину нарушений прав журналистов и СМИ. 

НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ
Первый квартал 2011, по сравнению с тем же периодом 2010, можно охарактеризовать как вызывающий тревогу - по количеству зафиксированных КЗСС фактов давления на СМИ и журналистов. Однако сопоставление статистики аналогичных периодов двух лет указывает и на позитивную тенденцию - в плане отсутствия новых случаев физического насилия в отношении журналистов. Кроме того, несколько снизилось число правонарушений, связанных с получением и распространением информации.
Представим сравнительную таблицу данных относительно нарушений прав журналистов и СМИ в первых кварталах 2010 и 2011 годов:
	Виды нарушений


	         2010 г.  

     1-й квартал                   
	       2011 г.
    1-й квартал

	Физическое насилие над журналистами


	              5

	            0

	Давление на СМИ и их сотрудников


	              4
	            15

	Нарушения права на получение и распространение информации
	              6
	             4


Как и в прошлые годы, Комитет по защите свободы слова отмечает, что приведенные в таблице данные не претендуют на абсолютную точность. Известно, что представители СМИ нередко воздерживаются от предания гласности фактов препятствования их профессиональной деятельности, игнорируют различного рода угрозы в свой адрес или предпочитают самостоятельно преодолевать возникающие проблемы и незаконные ограничения. Поэтому КЗСС уверен, что реальное число нарушений прав журналистов и СМИ намного больше зафиксированного. В настоящем докладе мы представляем наиболее значительные факты таких правонарушений, которые вызвали широкий общественный резонанс.
Физическое насилие над журналистами

В течение первого квартала 2011 не было зарегистрировано новых фактов физического насилия в отношении журналистов, что, безусловно, является позитивной тенденцией - на фоне произошедших в последние годы инцидентов. В этом плане можно упомянуть и третий квартал 2010, также прошедший без таких случаев. А в течение четвертого квартала того же года зафиксирован один случай - нападение в уголовно-исполнительном учреждении “Кош” на главного редактора ежедневной газеты “Айкакан жаманак” Никола Пашиняна. 
В связи с этим инцидентом в первом квартале 2011 произошли новые события. В частности, 1 марта стало известно, что решением генерального прокурора РА Агвана Овсепяна возбуждено уголовное дело по поводу заявления Никола Пашиняна о том, что 4 ноября 2010 года в УИУ “Кош” неизвестные лица совершили на него нападение и избили.
Согласно Николу Пашиняну, нападение было совершено одетыми в форму спецназа лицами, основным требованием которых был отказ с его стороны от написания статей. Все заявления журналиста об этом были опровергнуты Управлением УИУ и пресс-службой Министерства юстиции РА.
Напомним, что Никол Пашинян лишен свободы по обвинению в организации массовых беспорядков 1 марта 2008 года. 
Давление на СМИ и их сотрудников
Как уже было отмечено, в первом квартале 2011 показатель по этому виду правонарушений довольно высок - за счет беспрецедентного количества представленных против СМИ судебных исков. Из зарегистрированных Комитетом 15 инцидентов 10 - это судебные процессы по статье 1087.1 Гражданского кодекса РА относительно порядка компенсации за нанесение ущерба чести и достоинству гражданина посредством клеветы и оскорбления. Кроме того, отслеживалось развитие событий по еще 3 судебным искам.
Представим факты давления на СМИ и их сотрудников в хронологической последовательности.
В ночь с 16 на 17 января был подожжен автомобиль главного редактора телекомпании “Лори” (Ванадзор) Нарине Аветисян. По этому поводу 17 января с заявлением выступил Ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи, расценив происшедшее как очередное посягательство на журналиста и потребовав найти и наказать виновных. В ванадзорском отделе Лорийского областного управления Полиции РА в связи с этим инцидентом было возбуждено уголовное дело по статье 185 УК РА (“Преднамеренное уничтожение либо порча имущества”). Однако по сей день виновные не выявлены. Согласно Нарине Аветисян, в мотивах произошедшего отсутствуют личные проблемы. Это обстоятельство позволяет главному редактору телекомпании заключить, что факт поджога ее машины больше похож на месть, связанную с ее профессиональной деятельностью.

Напомним, что подобные инциденты случались с Нарине Аветисян и прежде (за последние 5 лет это уже третий случай), однако и тогда правоохранительные органы не выявили виновных.
17 января в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана состоялось первое судебное заседание по делу депутатов Национального Собрания РА и известных предпринимателей Рубена Айрапетяна, Левона Саргсяна и Самвела Алексаняна против издателя газеты “Айкакан жаманак” ООО “Дарескизб”. Иск касается публикации в газете статьи “Семь из восьми - в списке” (14 октября 2010). Издание напечатало сообщение председателя действующего в Москве клуба “Миабанутюн” Смбата Караханяна о том, что правоохранительные органы России составили и обсудили с клубом “Миабанутюн” список должностных лиц из Армении, имена которых значатся в уголовных делах, касающихся наркобизнеса, незаконной продажи оружия, отмывания денег. В этой связи были отмечены и имена трех упомянутых депутатов.
Последние требуют опровержения опубликованных сведений, порочащих их честь, достоинство и деловую репутацию, и компенсации ущерба - по 2 миллиона драмов и еще по 500 тысяч драмов  на судебные расходы, то есть в целом 7,5 миллиона драмов.
Слушания по делу продолжились 24 января. А 7 февраля суд огласил решение - требование истцов удовлетворить частично: обязать издателя газеты “Айкакан жаманак” ООО “Дарескизб” выплатить каждому из истцов - депутатам НС РА Рубену Айрапетяну, Левону Саргсяну и Самвелу Алексаняну - по 2 миллиона 44 тысячи драмов (в целом - 6 миллионов 132 тысячи драмов) и в недельный срок после вступления приговора в силу напечатать опровержение сведений, содержащихся в публикации “Семь из восьми - в списке”. Решение вынесено на основании статьи 1087.1 Гражданского кодекса (“Порядок и условия возмещения ущерба, причиненного чести, достоинству или деловой репутации”).

“Айкакан жаманак” обжаловала это решение в Апелляционном суде РА.
20 января в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш должен был слушаться иск супруги второго президента Армении Роберта Кочаряна - Беллы и старшего сына - Седрака Кочарянов против учредителя и издателя газеты “Жаманак” - ООО “Скизб Медиа Кентрон”, однако истцы в суд не явились. 25 февраля состоялось очередное заседание по этому иску. По ходатайству ответчика, было решено на две недели отложить рассмотрение дела, а истцы за это время должны были представить четко сформулированный текст опровержения.
Напомним, что 9 декабря 2010 Белла и Седрак Кочаряны представили в суд иск против ежедневной газеты “Жаманак” по поводу трех публикаций, а именно: “Кровь - от Кочарянов, кайф - от Царукяна, а антипотрясение - от Лфика” (25.09.2010), “Бриллиантовый Роб” (29.09.2010), “Volvo + Spayka = Седрак Кочарян” (07.10.2010). В них сообщалось, что Белла Кочарян вовлечена в лекарственный бизнес, семье Кочарянов принадлежит сеть аптек “911”, и именно они спонсируют действующие на рынке лекарств компании “Комстар”, “Ликвор” и “Фарматекс”. Кроме того, Кочаряны имеют алмазные рудники в Намибии, а в последнее время Седрак Кочарян приобрел подобный рудник в Индии. Газета также написала, что в реальности “за спиной” занимающейся грузоперевозками компании “Спайка” стоит Седрак Кочарян.
По сообщению веб-сайта “1in.am”, представитель Беллы и Седрака Кочарянов вначале написал письмо редакции “Жаманак”, отметив, что в упомянутых публикациях содержатся “неточные сведения”, и попросил опровергнуть “фактические неточности”. Публикация в связи с этим появилась, но, не удовлетворившись ею, Кочаряны обратились в суд и потребовали обязать газету напечатать новое опровержение и возместить нанесенный посредством оскорбления и клеветы ущерб в размере 6 млн драмов.
10 марта газета напечатала второй текст опровержения, а 14 марта состоялось очередное судебное заседание, в ходе которого ожидалось достижение мирового соглашения, однако истцы не отказались от своих требований. Разбирательства продолжились 23 марта. В ходе заседания представители Кочарянов предъявили суду свои обоснования того, что семья второго президента РА не имеет доли в указанных газетой компаниях. А по мнению представителя “Жаманак”, в публикациях нет оскорбления и клеветы; кроме того, истцы нарушили срок давности для обращения в суд. Представители Кочарянов возражают.

Суд дал газете двухнедельный срок для доказательства напечатанных ею сведений. Рассмотрение дела продолжается.
Вечером 29 января, приблизительно с 21:00 до 3 февраля веб-сайт “7or.am” был недоступен в интернете. По сообщению сайта от 3 февраля, первоначально редакция предполагала, что причиной сбоя стали связанные с хостингом технические проблемы, однако в подобных случаях нормальная деятельность веб-сайта обычно быстро восстанавливалась, чего в этом случае не произошло. Поскольку недоступность “7or.am” совпала с периодом атаки турецких хакеров на 295 армянских сайтов, предполагалось также, что причину следует искать в этом. Однако турецкие хакеры повредили сайты, имеющие серверы в “Смартсистемс”, а обособленный сервер “7or.am” располагается в компании «Армения Дейтаком Компани» (ADC).
Проанализировав различные обстоятельства, персонал “7or.am” пришел к выводу, что деятельности сайта воспрепятствовали власти, причем редакция расценила это как своеобразную форму цензуры. Последние на этот комментарий не отреагировали.
2 февраля сайта “Hetq.am” сообщил об инциденте между корреспондентом ежедневной газеты “Этк” Гришей Баласаняном и депутатом НС РА, предпринимателем Рубеном Айрапетяном. Когда журналист позвонил последнему, чтобы узнать, какой моральный ущерб он понес после публикации в газете “Айкакан жаманак” статьи “Семь из восьми - в списке”, депутат оскорбил корреспондента и отключил телефон. Когда журналист повторно позвонил депутату, чтобы выяснить, почему он оскорбляет его, называя “невеждой” только за то, что он выполняет свои профессиональные обязанности, Рубен Айрапетян, даже уточнив, что разговор записывается на диктофон, обрушил на журналиста нецензурные ругательства, добавив - “хорошо я сделал”.
На следующий день, 3 февраля, “Этк” направила генеральному прокурору РА Агвану Овсепяну заказное письмо за подписями главного редактора, председателя общественной организации “Журналисты-расследователи” Эдика Багдасаряна и журналиста Гриши Баласаняна, сообщив об инциденте и расценив его как преступление. К письму была приложена также запись телефонного разговора с депутатом НС Рубеном Айрапетяном. Авторы письма просили генерального прокурора РА предпринять меры для привлечения депутата к уголовной ответственности за препятствование законной профессиональной деятельности журналиста (статья 164 Уголовного кодекса РА).
4 февраля редакция “Этк” направила также письмо того же содержания президенту РА и руководителю Республиканской партии Армении (РПА) Сержу Саркисяну с просьбой обсудить в совете партии поведение депутата парламента, члена РПА Рубена Айрапетяна и предпринять необходимые меры - с тем, чтобы последний не чувствовал себя безнаказанным.
27 февраля стало известно, что Особая следственная служба отклонила заявление о возбуждении уголовного дела в отношении Рубена Айрапетяна - “ввиду отсутствия состава преступления”. В тексте решения отмечалось, что выдвинутые, по сообщению Гриши Баласаняна, вопросы носят гражданско-правовой характер и подлежат решению в судебном порядке.
1 марта корреспондент “Этк” Гриша Баласанян представил иск против депутата НС РА Рубена Айрапетяна в суд общей юрисдикции столичных административных округов Аван и Нор Норк. Журналист требует обязать депутата извиниться перед ним и выплатить компенсацию. Суд принял иск в производство. Первое заседание назначено на 6 апреля.
4 февраля в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш началось слушание дела по иску ООО “Аритмологический кардиологический центр Армении” против информационно-аналитического агентства “News.am”. Иск касается опубликованной 23 ноября 2010 в “News.am” статьи “Больного с сердечным пороком  в аритмологическом кардиологическом центре “накололи” и установили другое устройство” - о проблемах гражданина РА Ованеса Катрджяна. Последний обвинил медицинский центр в том, что его обманули и вместо имеющего 10-летний срок эксплуатации электрокардиостимулятора установили операционным путем другое, дешевое устройство. ООО “Аритмологический кардиологический центр Армении” посчитало, что агентство “News.am” опорочило его честь, достоинство и деловую репутацию, и потребовало от СМИ опровержения и компенсации в размере 2 миллионов драмов. Поскольку иск был предъявлен против не являющегося юридическим лицом агентства, а не против его учредителя - ООО “Медиа Консалт”, судебное заседание было прервано, и судья дал время представителю ООО “Аритмологический кардиологический центр Армении” для исправления ошибки.
Кстати, в вышеуказанной статье отмечено, что полученные от Ованеса Катрджяна сведения корреспондент “News.am” пытался уточнить у директора Аритмологического кардиологического центра Армении Смбата Джамаляна, однако последний отказался отвечать на конкретные вопросы, одновременно отрицая представленные их бывшим больным сведения, назвав их клеветой. На вопрос журналиста, готовятся ли они за клевету предъявить судебный иск против Ованеса Катрджяна, Смбат Джамалян дал положительный ответ, но фактически в дальнейшем обвинение в клевете было направлено не против источника информации, а против агентства.
11 марта продолжилось рассмотрение дела. Истец ходатайствовал о продолжении слушаний без участия его представителя, а также о замене суда, так как ООО “Медиа Консалт” зарегистрировано в другом административном округе столицы. Ходатайство было удовлетворено, и решено направить дело в суд общей юрисдикции административных округов Ачапняк и Давидашен.
ООО “Аритмологический кардиологический центр Армении” представило также два иска в суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана против ежедневной газеты “Аравот” - в связи со статьями “Заплатил за 10 лет жизни, получил на 7 лет. Врачи обманули и больного, и государство?” (13.11.2010) и “А где осталась клятва Гиппократа?” (01.12.2010). Истец требует напечатать опровержение и возместить ущерб - по 2 миллиона драмов за каждую публикацию, а также по 300 тысяч драмов - на оплату адвокатских услуг.
10 февраля прошло предварительное судебное заседание по иску в связи с первой статьей. Слушание по этому делу было отложено до 14 апреля. А заседание по иску в связи со второй статьей было назначено на 17 марта, но не состоялось и перенесено на 21 апреля.

Как проинформировали КЗСС из редакции “Аравот”, между сторонами проходят переговоры относительно решения проблемы путем мирового соглашения.
16 февраля в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш слушалось дело по иску бывшего советника председателя НС РА Татула Манасеряна против учредителя газеты “Жаманак” - “Скизб Медиа Кентрон”. Истец считает опубликованную в номере от 29 сентября 2010 заметку под заголовком “Уголовное дело против советника  председателя НС?” клеветой, которой опорочены его честь и достоинство. Он требует напечатать опровержение и возместить ущерб в размере 2,5 млн драмов, из которых 500 000 драмов - на оплату адвокатских услуг.
Кстати, учредитель газеты получил извещение о представленном Татулом Манасеряном судебном иске 20 декабря 2010, в то время как иск был принят к производству 1 октября 2010. Разбирательства по этому делу продолжаются.
17 февраля суд общей юрисдикции Ширакской области удовлетворил иск мэрии Гюмри и обязал учредителя телекомпании “ГАЛА” - ООО “ЧАП” - в месячный срок демонтировать размещенные в верхней части старой городской телевышки, находящейся по адресу В.Саргсяна 6/1, передающую антенну и кабель. Учредитель телекомпании заявил, что намерен обжаловать это решение в Апелляционном суде РА.
В тот же день Комитет по защите свободы слова, Ереванский пресс-клуб и Гюмрийский Клуб журналистов “Аспарез” выступили с совместным заявлением, в котором расценили решение суда первой инстанции как продолжение инициированных с 2007 года со стороны различных звеньев власти мер по оказанию давления на телекомпанию и как новую угрозу свободе слова и СМИ. В документе содержался призыв к компетентным государственным структурам предпринять шаги для прекращения преследований в отношении телекомпании “ГАЛА”, и отмечалось, что в канун предстоящих выборов огромную важность приобретает предотвращение фактов давления на СМИ в целях обеспечения в информационной сфере здоровой атмосферы.
Напомним, что этот конфликт начался еще в ноябре 2007 г. Мэрия Гюмри обратилась в Хозяйственный суд РА, требуя обязать ООО “ЧАП” прекратить эксплуатацию старой городской телевышки и демонтировать размещенные там устройства. Апелляционный суд РА 31 октября 2008 года отменил вынесенное в пользу мэрии Гюмри решение Экономического суда и направил дело в суд общей юрисдикции Ширакской области. Разбирательства по этому делу в различных судебных инстанциях продолжались в 2009 и 2010 годах. Кассационный суд РА отменил вынесенное в пользу мэрии Гюмри решение Апелляционного суда и вновь направил дело в суд общей юрисдикции Ширакской области - на новое рассмотрение и в новом составе. Но и на этот раз решение оказалось против телекомпании.
25 февраля в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана состоялось заседание по иску компании “Глендейл Хилз” против учредителя газеты “Жаманак” - ООО “Скизб Медиа Кентрон”. Предметом спора стала публикация “1000 долларов за молчание” (в номере от 26 августа 2010), которая, по мнению истца, является клеветой. По ходатайству нового защитника учредителя газеты “Жаманак” рассмотрение дела было отложено, чтобы он успел ознакомиться с материалами.

Напомним, что дело находится в производстве с сентября  2010 года, и до последнего времени слушания откладывались ходатайствами представителя ответчика. Очередное судебное заседание назначено на 5 апреля.
25 февраля стало известно, что в суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш предъявлен иск против ежедневной газеты “Еркир”. Истец - депутат НС РА Тигран Арзаканцян - считает, что сведения о нем, содержащиеся в публикации под рубрикой “131 лицо и маска” (в номере от 13 января 2011) являются клеветой и оскорбляют его честь и достоинство, поэтому требует возмещения в размере 3 миллионов драмов и еще 568 000 драмов - для оплаты адвокатских и судебных расходов.
Предварительное судебное заседание состоялось 25 марта. Здесь представитель истца более четко сформулировал, какие из содержащихся в статье выражений считает оскорблением, а какие - клеветой. А отвечающая сторона возразила, отметив, что в качестве источника информации воспользовалась напечатанными в различных местных и российских СМИ материалами и одно из воспринятых как оскорбление выражений цитирует со слов других.

Суд предоставил сторонам время до 11 апреля - для подготовки и представления надлежащим образом обоснований и доказательств.
14 марта СМИ сообщили о том, что председатель Союза “Конституционное право” Айк Бабуханян и ООО “Иравунк медиа” подали исковое заявление в суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана против ООО “Хмбагир” и журналиста Эдика Андреасяна. Поводом для этого послужила опубликованная 31 августа 2010 на веб-сайте “Report.am” статья “Право “Иравунка” на кончике меча Айка Бабуханяна”.
Каждый из истцов требует от ответчиков посредством того же сайта опровергнуть опорочившие их честь, достоинство и деловую репутацию сведения, публично извиниться, опубликовать решение суда, возместить ущерб - по 2 миллиона (в целом - 8 миллионов) драмов, а также судебные расходы. Назначенное на 21 марта предварительное судебное заседание по причине неявки в суд истцов было отложено на один месяц.
28 марта стало известно, что депутат НС РА Тигран Арзаканцян предъявил в суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана иск против еженедельной газеты “Иравунк”. Депутат оспаривает сведения, содержащиеся в публикации “Кругленькую сумму проиграл” (в номере от 22 февраля 2011), считает их клеветой и оскорблением и требует возмещения в размере 3 миллионов драмов.
28 марта в суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана поступил иск второго президента РА Роберта Кочаряна против ежедневной газеты “Рапарак”. В документе содержится три пункта требований: опровергнуть сведения, опубликованные газетой 12 февраля в статье “Кочаряна уничтожают, Царукяну - объясняют?”, выплатить в качестве компенсации 6 млн драмов и наложить запрет на имущество и банковские счета газеты. В тот же день суд удовлетворил требование о запрете. Предварительное судебное заседание назначили на 10 мая.
Отметим, что в номерах “Рапарак” от 22 февраля и 12 марта сообщалось, что газета в ответ на письма истца, содержащие требование опровергнуть опубликованные сведения, выразила готовность напечатать опровержение, если редакция в установленный законом месячный срок получит от правомочного лица касающийся неточностей статьи текст.
29 марта газета “Рапарак” известила о полученном из столичной мэрии извещении о том, что последняя желает пересмотреть заключенный с ООО “Рапарак оратерт” договор относительно аренды территории и в 2 раза поднять цену предоставляемых услуг.
По словам главного редактора газеты Армине Оганян, указанный договор заключен сроком на 5 лет, и арендная плата в нем установлена. Более того, другие СМИ также занимают территории в том же здании, пользуясь бессрочной поддержкой, предусмотренной для медиа по специальному постановлению правительства. Эта ситуация позволяет Армине Оганян сделать вывод, что от полученного ими извещения “пахнет давлением, преследованием, нетерпимостью”.
29 марта при освещении в ванадзорском офисе общественной организации “Объединение слепых Армении” созванной здесь конференции воспрепятствовали профессиональной деятельности журналиста областной телекомпании “9-ая волна” Эрмине Зарманян и областного корреспондента газеты “Еркир” Анны Печеневской.
Конференция была организована для проведения выборов нового состава правления Лорийского областного подразделения “Объединения слепых Армении”. Когда выступление одного из членов объединения перешло в полемику относительно предполагаемых при проведении выборов нарушений, заместитель председателя организации Мартун Саркисян, а потом и кандидат в председатели областного правления Ованес Цатурян грубо вывели журналистов из зала, не позволив им продолжить работу. Кроме того, Ованнес Цатурян угрожал им. 30 марта, после выпуска в эфире “9-ой волны” видеоматериала об этом, в телекомпанию пришли отправленные Ованесом Цатуряном люди и потребовали запись сюжета о конференции.
30 марта находящийся в уголовно-исполнительном учреждении “Нубарашен” Геворк Айрапетян подал судебный иск против телекомпании “Кентрон”. Согласно нему, сведения, опубликованные в выпуске передачи “Расследование” от 14 ноября 2010, не соответствуют вынесенному 25 октября того же года приговору по выдвинутому против него обвинению, и содержащиеся в видеоматериале фактические неточности порочат его честь и достоинство - тем более, что вышеуказанный приговор пока находится в стадии обжалования. Истец требует предоставить ему в эфире той же телекомпании бесплатное время, чтобы опровергнуть несоответствующие действительности сведения.
В отличие от представленных в настоящем докладе других судебных дел, касающихся ущемления чести и достоинства гражданина, в этом случае истец не требует денежной компенсации. 
Нарушения права на получение и распространение информации

В первом квартале 2011 зарегистрировано 4 случая правонарушений, связанных с получением и распространением информации, а также развитие событий по двум инцидентам предыдущего года.
17 января председатель ООО “Мелтекс” - учредитель телекомпании “А1+”  - Месроп Мовсесян направил письма членам Национальной комиссии по телевидению и радио (НКТР) Симавону Андреасяну, Корюну Аракеляну, Жирайру Дадасяну, Ара Тадевосяну, Араму Мелконяну, Армену Мкртчяну и Айку Котаняну, попросив их ответить на 8 вопросов, касающихся всего процесса изучения представленных ООО “Мелтекс” и ЗАО “Армньюс” конкурсных заявок для получения лицензии на вещание по государственным каналам цифровой сети.
Напомним, что ООО “Мелтекс” и ЗАО “Армньюс” в конкурсе номер 11 были конкурентами, и 16 декабря 2010 года, после обобщения результатов, представленный “А1+” пакет набрал всего 2 балла, а “Армньюс” - 44. В решении НКТР отмечалось, что финансовые возможности ООО “Мелтекс” не могут считаться удовлетворительными, поскольку часть документов, обосновывающих необходимые финансовые возможности, являются фальшивыми. Это и послужило основанием для непредоставления “А1+” лицензии на вещание.
В ответном письме от 21 января НКТР сообщила, что, по мнению семи членов комиссии, исчерпывающие ответы на отмеченные ООО “Мелтекс” 8 вопросов уже даны в ходе переписки между председателем ООО “Мелтекс” и председателем НКТР.
3 февраля Месроп Мовсесян, не удовлетворившись этим ответом, обратился в Административный суд РА, требуя обязать семерых из восьми членов НКТР (за исключением председателя Григора Амаляна) ответить на адресованные каждому из них лично 8 конкретных вопросов - с тем, чтобы выяснить, насколько указанные члены НКТР были беспристрастны при оценке конкурсных заявок. Одновременно с исковым заявлением было подано ходатайство об ускоренном судопроизводстве, так как, согласно истцу, полученные по данному делу доказательства и сведения могли иметь существенное значение для оспаривания решения НКТР номер 96-А от 16 декабря 2010 года. Крайним сроком для этого было установлено 22 февраля.

24 февраля представитель компании “Мелтекс” Александр Саакян обратился в Административный суд РА с просьбой прекратить производство дела о требовании ответа от семи членов НКТР, поскольку затягивание начала процесса сделало нецелесообразным судебное разбирательство этого конфликта.
18 января председатель общественной организации “Журналисты во имя будущего” Сурен Дегерян обратился к председателю Национальной комиссии по телевидению и радио Григору Амаляну с открытым письмом - от имени имеющих нарушения слуха молодых людей из группы “Голос тишины”. В письме выражена озабоченность в связи с тем, что с 21 января, после прекращения эфирного вещания телекомпании “АЛМ”, ограничивается возможность получения информации для глухих, поскольку эта телекомпания была единственной, кто представлял информационные передачи языком жестов, с синхронным переводом. По оценке автора письма, сложившаяся ситуация способствует отчуждению общины глухих от общественных событий, нарушается право этих людей на получение информации, а также принцип правового равенства граждан РА. Отмечалось также, что хотя информационные передачи других телекомпаний сопровождаются новостной “бегущей строкой”, все же она недоступна для большинства имеющих проблемы со слухом 3500 граждан страны. В письме содержалась просьба указать в ответном письме те получившие лицензию на цифровое вещание телекомпании, в чьих конкурсных заявках включены передачи с сурдопереводом.
4 февраля на созванной по этому поводу пресс-конференции Сурен Дегерян сообщил, что в полученном от Григора Амаляна письме не было ответа на вышеуказанный вопрос. Вместо этого председатель НКТР попытался обосновать, что право глухонемых граждан на получение информации не нарушено, поскольку информационные выпуски телеканалов сопровождаются титрами на армянском языке и “бегущей строкой”.

Присутствующие на пресс-конференции глухонемые молодые люди и сурдопереводчик, в свою очередь, обосновали, что получение сведений посредством “бегущей строки” крайне неудобно, так как, помимо излишнего напряжения зрения, она еще и не соответствует демонстрируемому в данный момент изображению и у глухих людей вызывает путаницу.
Напомним, что, согласно пункту “г” части 5 статьи 26 Закона РА “О телевидении и радио”, Общественное телевидение Армении обязано “в своих программах обеспечить для глухонемой общественности возможную доступность получения информации, в дневном эфире минимум по одной детской и информационной телепередаче транслировать с сурдопереводом или с титрами на армянском языке”.
1 февраля газета “Айкакан жаманак” сообщила, что письма-статьи находящегося с 30 ноября 2010 в уголовно-исполнительном учреждении “Артик” главного редактора “АЖ” Никола Пашиняна, врученные им администрации УИУ в присутствии Комиссара по правам человека Совета Европы Томаса Хаммарберга, 31 января дошли до редакции. Они были отправлены Министерством юстиции РА почтой. Одно из этих писем было адресовано министру юстиции РА и касалось нарушений со стороны УИУ “Артик” права Пашиняна на переписку в течение декабря 2010 (из отправленных 15 писем до редакции дошло лишь одно). В том же письме Пашинян предлагал, чтобы написанные им с 10 по 17 января письма-статьи были переданы редакции именно через министра юстиции. Фактически только таким образом было восстановлено право Никола Пашиняна продолжать профессиональную деятельность, и с 1 февраля в газете продолжилась публикация ранее написанных статей.
Однако 5 февраля была распространена информация, что руководство УИУ “Артик” вновь препятствует связям Никола Пашиняна с внешним миром, не позволяя передавать его письма и официальные послания.
17 февраля относительно нарушений права Никола Пашиняна на переписку  выступили руководитель наблюдательной группы, осуществляющей в УИУ общественный контроль, правозащитник Артур Сакунц и член этой группы Эдмон Марукян. Их исследования показали, что нарушения допускаются со стороны Министерства юстиции РА и администрации УИУ.
22 марта Никол Пашинян через своего адвоката направил послание журналистскому сообществу с просьбой каждый день запрашивать информацию в УИУ “Артик” - передавал ли он администрации учреждения конверт для отправки в редакцию “Айкакан жаманак”? По словам адвоката, Пашинян лишен возможности передавать свои статьи через родственников или адвоката.
25 февраля в гюмрийской канцелярии Административного суда РА состоялось первое судебное заседание по иску общественной организации “Журналисты-расследователи” против мэра Гюмри Вардана Гукасяна. Заявление с требованием обязать мэра предоставить информацию было подано в Административный суд РА еще в ноябре 2010.
Журналист-расследователь Ерануи Согоян для подготовки цикла статей в июле 2010 направила ряд письменных запросов в мэрию, чтобы уточнить, принадлежит ли Вардану Гукасяну здание, находящееся по адресу: Гюмри, улица Абовяна, 262 (оно является историко-архитектурным памятником и располагается в заповеднике Кумайри). Вице-мэр города ответил на запрос спустя пять месяцев (значительно позже установленного срока) и неполноценно. По мнению “Журналистов-расследователей”, были нарушены положения статьи 12 Закона РА “О свободе информации”.
В результате прошедших 25 февраля слушаний дела суд дал истцу 10 дней для представления дополнительных доказательств. Разбирательства продолжились 28 марта. Оглашение судебного решения назначено на 15 апреля.
11 марта в Административном суде РА состоялось судебное заседание по иску Центра свободы информации (ЦСИ) против ГНКО “Офис по застройке Еревана и осуществлению инвестиционных программ”. Этим заседанием завершился подготовительный этап дела и начался процесс судебного разбирательства. Слушания назначены на 26 мая.

Напомним, что ЦСИ обратился в Административный суд РА с требованием признать неправомерными те действия или бездействие ГНКО “Офис по застройке Еревана и осуществлению инвестиционных программ”, в результате которых не было дано исчерпывающего ответа на запрошенную информацию, и обязать ГНКО в пятидневный срок предоставить требуемые сведения. Административный суд РА 7 декабря 2009 отклонил иск ЦСИ. Однако Центр в кассационном порядке обжаловал решение Административного суда, и 3 июня 2010 Кассационный суд РА полностью удовлетворил эту жалобу. Вынесенное Административным судом РА решение было отменено и дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение. Первое судебное заседание нового этапа разбирательств состоялось 5 октября 2010, второе - 1 ноября того же года, после чего слушание дела было отложено на неопределенное время.

 25 марта Комитет по защите свободы слова обратился в Административный суд РА с иском против Министерства здравоохранения РА, в котором требовалось признать действия (бездействие) последнего неправомерными и обязать предоставить запрошенную информацию.
11 февраля КЗСС направил запрос министру здравоохранения РА Арутюну Кушкяну с просьбой предоставить сведения относительно того, проведена ли в министерстве аккредитация журналистов на 2011 год, представители каких СМИ аккредитованы, кому и по какой причине отказано в аккредитации. Основанием для такого запроса послужили соответствующие положения Закона РА ”О массовой информации”, а также постановление Правительства РА №333-Н от 4 марта 2010 года об образцовом порядке аккредитации журналистов в органах государственного управления РА.
Министерство предоставило КЗСС требуемые сведения 5 апреля, нарушив установленный законом срок, и только после того, как получило исковое заявление. 

Другие события, связанные с деятельностью СМИ
С 21 января 2011 года произошли изменения в армянском телеэфире. Прекращено эфирное вещание нескольких телекомпаний, что было обусловлено результатами проведенных Национальной комиссией по телевидению и радио конкурсов по предоставлению лицензий на телевещание посредством цифровой сети. Они были объявлены 16 и 23 декабря 2010 года.
Напомним, что лицензии на вещание не получили телекомпании “А1+”, “ГАЛА” (Гюмри) и “АЛМ”.
С 21 января вне эфира осталась также не принявшая участия в конкурсе телекомпания “TV 5”, а телекомпания “Айреник” объединилась с “Ар” (последние две принадлежат семье главы компании “Гранд-холдинг” Гранта Варданяна). Изменился также охват вещания телекомпании “Кайм”, в результате чего ретранслируемый последней “Первый канал” России сейчас доступен только в Ереване.
Те областные телекомпании, которые не участвовали в конкурсах или проиграли в них, до января 2015 года будут вещать в аналоговом режиме.
Принадлежащая Первопрестольному святому Эчмиадзину телекомпания “Шогакат” начала вещать на частоте культурно-просветительного телеканала “Арарат” Общественной телерадиокомпании. По сообщению директора “Шогакат” Мани Казарян, это изменение произошло согласно договору, заключенному между “Шогакат” и Общественной телерадиокомпанией.
24 февраля Правительство РА приняло постановление о создании ЗАО “Духовно-культурная общественная телекомпания” с уставным капиталом 100 000 драмов. Полномочие управления акциями компании, являющимися государственной собственностью, сохранено за Советом Общественной телерадиокомпании. Обеспечение бюджета компании на 2011 в размере 73 млн 245 400 драмов будет осуществлено за счет средств программы “Телевизионные услуги” госбюджета 2011 года. Это постановление правительства, по-видимому, считается правовой основой вещания “Шогакат” на частоте телеканала “Арарат”.
26 января в Страсбурге в ходе зимней сессии ПАСЕ была принята резолюция номер 1787 (2001) относительно исполнения решений Европейского суда по правам человека. Поскольку ряд стран, в том числе Албания, Армения, Грузия, Азербайджан, Босния и Герцеговина, Сербия, не выполнил касающиеся их решения Европейского суда, то четвертым пунктом этой резолюции указанные страны призываются к тому, чтобы придать первоочередное значение принятым обязательствам и вопросам, связанным с неисполнением решений по важным проблемам. По мнению ПАСЕ, основной причиной создавшейся ситуации является отсутствие внутренних механизмов контроля - следовательно, руководящий орган СЕ продолжает настаивать на своем предложении национальным парламентам разработать особые механизмы и процедуры с целью осуществления эффективного парламентского контроля за ходом исполнения решений Европейского суда.
Напомним, что постановлением от 17 июня 2008 года Европейский суд по правам человека признал отказ в предоставлении телекомпании “А1+” лицензии на вещание нарушением права на защиту прав и основных свобод человека, предусмотренную 10-й статьей Европейской конвенции, а также права на свободное распространение сведений и идей. В связи с этим требовалось создать благоприятные условия для возвращения телекомпании в эфир. Отметим, что данное решение до сего дня не реализовано.
27 января на заседании постоянного совета ОБСЕ посол США Йен Келли выступил с заявлением от миссии Соединенных Штатов в ОБСЕ относительно свободы СМИ в Армении. Касаясь результатов конкурсов на лицензирование телевещателей посредством государственной цифровой сети, он отметил, что опубликованные 16 декабря 2010 результаты определяют медиа-ландшафт Армении на предстоящее десятилетие, а указанный период времени охватит проведение в стране двух президентских и двух парламентских выборов. Учитывая, что количество выданных лицензий (18) меньше числа действовавших телевещателей (22), авторы заявления выразили озабоченность в связи с тем, как проведенные конкурсы повлияют на плюрализм СМИ. Поводом для озабоченности стало также то, что результаты аудита частот вещания так и не были опубликованы.
В заявлении миссии США в ОБСЕ содержались также предложения правительству РА, в частности: “…Внести поправки в Закон “О телевидении и радио” и провести процесс дигитализации таким образом, чтобы содействовать плюрализму СМИ в Армении и увеличить доступ армянского общества к информации из различных источников. Чтобы армянское законодательство соответствовало международным стандартам и требованиям ОБСЕ, мы призываем правительство Армении опубликовать результаты аудита частот и продвигать поправки в Закон "О телевидении и радио", учитывая рекомендации Совета Европы и ОБСЕ, в том числе ее представителя по свободе СМИ.”
15 февраля американская организация “Комитет защиты журналистов” (CPJ) опубликовала годовой доклад за 2010 относительно фактов давления и насилия в отношении представителей СМИ в более чем 100 странах мира.
В разделе, касающемся Армении, особо отмечены два события. Первое - принятие нового Закона РА “О телевидении и радио”, по поводу чего подчеркивается, что этот закон дает регулирующему органу слишком большие полномочия при предоставлении телекомпаниям лицензий. Второе - продолжающееся  давление со стороны властей на гюмрийскую телекомпанию “ГАЛА”, которая принадлежит к малочисленным телекомпаниям страны, критикующим власть.
Комитет отметил, что в Армении пока остается распространенным явлением самоцензура - вследствие правонарушений, ограничивающих деятельность журналистов, правозащитников и лидеров оппозиции. 
Возвращаясь к новому Закону РА “О телевидении и радио”, авторы доклада подчеркнули, что власти постарались отвлечь внимание общественности от ограничительного характера внесенных изменений, включив их в пакет законопроектов, касающихся перехода страны с аналогового на цифровое вещание, и обосновав необходимостью этого перехода.
Кроме этого, по мнению Комитета, эти законодательные изменения дают правительству возможность продолжать оставлять без эфира пользующуюся популярностью телекомпанию “А1+”. В докладе сказано, что власти страны, по сути, без надлежащих разъяснений проигнорировали принятое в июне 2008 Европейским судом по правам человека решение о незаконности лишения лицензии “А1+”. Авторы доклада единственным положительным законодательным изменением посчитали декриминализацию клеветы и оскорбления. В документе перечислены также различные факты нарушений прав журналистов в Армении в течение 2010 года.
17 февраля на пресс-конференции в Ереване руководитель телекомпании “А1+” Месроп Мовсесян и адвокаты Тигран Тер-Есаян и Александр Саакян заявили, что в результате изучения ими предоставленной со стороны Национальной комиссии по телевидению и радио конкурсной заявки телекомпании “Армньюс” выявлен очевидно пристрастный подход НКТР при оценке пакета документов.
В этой связи газета “Аравот” инициировала любопытный цикл статей, печатая, начиная с 17 февраля, анализ заявок победивших в конкурсах телекомпаний.
21 февраля учредитель “А1+” предъявил в Административный суд РА иск с двумя требованиями: признать недействительным решение НКТР номер 96-А (о признании победителем в конкурсе номер 11 телекомпанию “Армньюс”) и подтвердить факт лишения “А1+” в этом конкурсе права на справедливую конкуренцию. Судебное заседание по этому иску назначено на 11 мая.
  Доклад подготовлен на основе данных Комитета по защите свободы слова, материалов Еженедельного электронного бюллетеня Ереванского пресс-клуба и веб-сайта Центра свободы информации, а также публикаций СМИ.  

� Доклад подготовлен в рамках проекта КЗСС, осуществляемого при поддержке организации “Фонды открытого общества - Армения”.





PAGE  
9

