КОМИТЕТ ПО ЗАЩИТЕ СВОБОДЫ  СЛОВА

ГОДОВОЙ ДОКЛАД-2009
О НАРУШЕНИЯХ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ В АРМЕНИИ(
По интенсивности атак на свободу слова и числу нарушений прав журналистов и СМИ 2009-й можно условно разделить на два непохожих друг на друга периода: первая половина года характеризовалась теми же негативными тенденциями, которыми особенно отличился предыдущий, 2008-й, вторая - стала периодом относительного затишья.
В начале 2009 влиятельные международные организации публиковали годовые доклады о ситуации с правами человека в различных странах мира за 2008, где обстановка в Армении представлялась в острых критических тонах. В частности, “Хьюман Райтс Уотч”, “Фридом Хауз”, Комитет защиты журналистов (CPJ) и другие в своих заключениях констатировали, что в 2008 правоохранительные органы РА препятствовали профессиональной деятельности журналистов, что остающиеся безнаказанными случаи запугивания и насилия над представителями СМИ приводят к самоцензуре и ограничению свободы слова. 
Между тем, в первой половине 2009 подобного рода правонарушений в стране происходило не меньше, чем в 2008, который с этой точки зрения стал беспрецедентным, по крайней мере, за последнее десятилетие. 20 октября 2009 международная  организация "Репортеры без границ" (RSF) обнародовала свой очередной рейтинг свободы СМИ в мире. Исследование проводилось в 175 странах и основывалось на оценке событий, происшедших в области свободы медиа в период с 1 сентября 2008 по 31 августа 2009. Продолжающееся ухудшение рейтинга Армении (111 место), спустившейся на 9 позиций по сравнению с предыдущим исследованием, "Репортеры без границ" объясняют фактами физического насилия над журналистами и политической напряженностью, неблагоприятно отражающейся на СМИ и обществе в целом.
Пик насилия и других форм давления на журналистов и СМИ пришелся на период выборов в Совет старейшин Еревана, состоявшихся 31 мая 2009. В этом смысле ситуация во многом напоминала президентскую избирательную кампанию 2008. Вновь подтвердилась печальная закономерность: при обострении внутриполитической ситуации активизируются атаки на свободу СМИ.
В целом, в 2009 зафиксировано меньше нарушений прав журналистов и СМИ, чем в 2008. Тем не менее общая ситуация и тенденции не могут не вызывать тревогу. Как свидетельствует статистика (за основу взяты данные Комитета по защите свободы слова), даже в относительно спокойный год в стране наблюдался достаточно высокий количественный уровень правонарушений против журналистов и СМИ. Ниже приводим сравнительную таблицу данных за 2008 и 2009 годы: 
	Виды нарушений / годы
	2008
	2009

	Физическое насилие над журналистами
	18
	11

	Давление на СМИ и их сотрудников
	16
	14

	Нарушение права на получение и распространение информации
	14
	13


Используемая Комитетом дифференциация видов нарушений прав журналистов и СМИ несколько условна. В частности, бывают инциденты, в которых, например, препятствование получению и распространению информации сопровождается насилием над журналистом. Каждый из таких фактов отнесен к тому виду нарушений, которому, по мнению авторов доклада, он больше соответствует. Тем не менее, несмотря на эту условность, применяемая дифференциация позволяет более конкретно и наглядно представить общую картину нарушений прав журналистов и СМИ. Кроме указанных выше правонарушений, нами зафиксированы и факты завуалированного давления и/или незаконного ограничения свободы медиа, которые могут квалифицироваться также как проявления скрытой цензуры.
Как и в предыдущие годы, Комитет по защите свободы слова констатирует, что приведенные в таблице данные не являются исчерпывающими и не претендуют на абсолютную точность. В силу сложившихся в стране условий представители СМИ нередко воздерживаются от предания гласности фактов препятствования их профессиональной деятельности, игнорируют различного рода угрозы в свой адрес или предпочитают самостоятельно преодолевать возникающие проблемы и незаконные ограничения. Поэтому КЗСС уверен, что реальное число нарушений прав журналистов и СМИ намного больше зафиксированного. В настоящем докладе мы представляем наиболее значительные факты таких правонарушений, которые вызвали широкий общественный резонанс. 
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ НАД ЖУРНАЛИСТАМИ

16 января у здания суда общей юрисдикции общины Шенгавит Еревана произошел инцидент, в котором пострадал фотокорреспондент газет “Аравот” и “Чоррорд ишханутюн” Гагик Шамшян. Журналист делал фотоснимки проводившейся здесь акции в поддержку подсудимых по так называемому "Делу семи" (суд над семью сторонниками первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, которые обвинялись в организации массовых беспорядков и попытке насильственного захвата государственной власти), когда заметивший это полицейский ударом сбил его с ног. При падении Шамшян ударился головой о столб. После возвращения в редакцию "Чоррорд ишханутюн" журналист почувствовал себя плохо и был доставлен в больницу, где, по результатам рентгеновского обследования, установлен диагноз - сотрясение мозга. Гагик Шамшян сообщил также, что у него есть фотография ударившего его полицейского. 19 января журналист был вызван в полицию общины Шенгавит для дачи показаний. По словам пострадавшего, было возбуждено уголовное дело, которое впоследствии прекращено - “ввиду отсутствия состава преступления”.
11 февраля в суде общей юрисдикции общин Кентрон и Норк-Мараш Еревана произошел инцидент между судебными распорядителями и журналистами. Во время заседания по делу бывшего заместителя генерального прокурора РА Гагика Джангиряна, обвиняемого в применении насилия по отношению к представителю власти, судебные распорядители, по указанию судьи Жоры Варданяна, предложили журналистам покинуть зал заседаний. В связи с этим между журналистами и судебными распорядителями возник спор, переросший в потасовку, в ходе которой была порвана куртка фотокорреспондента газет “Аравот” и “Чоррорд ишханутюн” Гагика Шамшяна. Последний сообщил КЗСС, что в тот же день он дал письменные разъяснения в полиции общины Кентрон. Было возбуждено уголовное дело, а куртку отправили на экспертизу для определения величины ущерба. Однако вскоре это дело прекратили из-за отсутствия состава преступления. Ущерб был определен в размере 2,000 драмов, от которых Гагик Шамшян отказался.
13 марта в Ереванском государственном лингвистическом университете им. В. Брюсова был жестоко избит фотокорреспондент газет “Аравот” и “Чоррорд ишханутюн” Гагик Шамшян. В этот день студенты вуза проводили у офиса молодежной общественной организации "Миасин" акцию протеста, для освещения которой здесь находились и представители ряда СМИ. Когда участники акции вернулись в университет, журналисты также решили зайти в здание и взять интервью у руководителей учебного заведения, однако в вестибюле были остановлены сотрудниками охраны вуза. Тем не менее фотожурналисту Гагику Шамшяну удалось вместе со студентами пройти через турникет и начать снимать. Вследствие этого между ним и одним из охранников возник конфликт, в результате чего сотрудники безопасности вуза жестоко избили журналиста. Находящимся здесь представителям других СМИ, студентам и работникам университета удалось остановить насилие. А спустившийся в вестибюль ректор вуза Сурен Золян попросил журналистов выйти из помещения и уже на улице ответил на их вопросы относительно студенческой акции. После этого интервью Гагик Шамшян почувствовал себя плохо, и коллеги из других СМИ помогли ему добраться до расположенного неподалеку офиса Армянской службы радио "Свобода". Там состояние журналиста еще более ухудшилось, у него началось кровотечение. Была вызвана "Скорая помощь", которая отвезла Шамшяна в медицинский центр "Наири". Врачи диагностировали у него повреждение мочеполовых путей и внутреннее кровотечение. Журналиста направили в реанимационное отделение, затем перевели на стационарное лечение. 19 марта Гагик Шамшян был выписан из больницы.
В связи с этим инцидентом Комитет по защите свободы слова, Ереванский пресс-клуб, Институт многообразия СМИ-Армения, общественная организация содействия СМИ "Интерньюс" и Антикоррупционный центр "Трансперенси Интернэшнл", Хельсинкский комитет Армении выступили с заявлением, в котором, в частности, отмечалось: “Независимо от обстоятельств, при которых произошел конфликт между журналистом и сотрудниками внутренней безопасности университета, жестокость, проявленная последними, не может быть оправдана.” 

С осуждением происшедшего выступили также Защитник прав человека РА Армен Арутюнян, ряд политических объединений и общественных организаций.

14 марта на заседании ректората Ереванского государственного лингвистического университета им. В. Брюсова было принято заявление, в котором, действия Гагика Шамшяна были расценены как “циничные, не подобающие журналисту”. Согласно заявлению, Гагик Шамшян “проник в университет, нарушив учебный процесс”, и “во время совершения им незаконных действий произошел инцидент”, в результате которого журналист получил телесные повреждения. 

Согласно сообщению Полиции РА от 16 марта 2009, полиция общины Кентрон Еревана возбудила уголовное дело по статьям 164 ("Препятствование законной профессиональной деятельности журналиста") и 118 ("Побои") УК РА. В частности, отмечалось, что были задержаны и впоследствии отпущены под подписку о невыезде руководитель и два сотрудника охраны лингвистического университета. 14 июля уголовное преследование прекратилось в связи с принятым 19 июня 2009 постановлением Национального Собрания РА об амнистии.
Вечером 8 апреля, во время акции протеста оппозиции на Северном проспекте Еревана совершено нападение на корреспондента телекомпании "А1+" Давида Джалаляна. Последний сообщил Комитету по защите свободы слова, что полицейские напали и избили его, когда он пытался сфотографировать их действия против демонстрантов. По возвращении в редакцию "А1+" состояние Давида Джалаляна ухудшилось. Он был доставлен в больницу, где ему оказали медицинскую помощь. В связи с инцидентом журналистские организации (Комитет по защите свободы слова, Ереванский пресс-клуб, Институт многообразия СМИ-Армения, общественная организация содействия СМИ "Интерньюс", Клуб журналистов “Аспарез”) приняли заявление, в котором, в частности, отмечалось: “Это не первый случай, когда работе представителей СМИ незаконно препятствуют именно сотрудники правоохранительных органов, будучи уверенными, что не понесут наказания”. В документе содержалось также требование к Полиции РА “назначить служебное расследование и привлечь к ответственности лиц, совершивших это насилие”. 
30 апреля примерно в 5 часов утра в Ереване, в подъезде своего дома, был жестоко избит координатор информационного агентства “Armenia Today” Аргишти Кивирян. Неизвестные с битами напали на него, когда он шел домой из офиса, расположенного в том же здании. Аргишти Кивирян в тяжелом состоянии, с многочисленными травмами, в том числе головы, был доставлен в медицинский центр "Эребуни". 
В тот же день 11 журналистских и правозащитных общественных организаций выступили с заявлением, в котором отмечалось, что решение вопросов посредством насилия становится уже серьезной угрозой для общества и что “государственные органы не предпринимают эффективных шагов для противодействия этой угрозе”. В документе подчеркивалось также, что “лица, совершившие нападения на журналистов, по сей день не предстали перед судом”. Авторы заявления призвали правоохранительные органы как можно быстрее раскрыть преступление против Аргишти Кивиряна и привлечь виновных к ответственности.
С осуждением этого насилия выступили Защитник прав человека РА Армен Арутюнян, депутаты парламента страны, ряд политических партий. Представитель ОБСЕ по свободе СМИ Миклош Харашти направил письмо министру иностранных дел РА Эдуарду Налбандяну и генеральному прокурору РА Агвану Овсепяну, в котором отметил, что “отсутствие результатов в делах о применении насилия против журналистов создает атмосферу безнаказанности для преступников и может провоцировать новые случаи насилия в отношении представителей СМИ”.
Пресс-секретарь президента РА Самвел Фарманян распространил сообщение, что глава государства отдал соответствующие распоряжения правоохранительным органам. Между тем, по факту нападения на Аргишти Кивиряна полиция возбудила дело по статье 117 УК РА - "Умышленное нанесение легкого вреда здоровью". Это вызвало резкую критику юристов и правозащитных организаций, которые отмечали, что нанесение битами многочисленных травм, потребовавших недельной госпитализации, и прочие обстоятельства происшедшего не могут быть квалифицированы всего лишь как “легкий вред здоровью”. 

Впоследствии дело передали в Следственное управление Службы национальной безопасности РА, где оно было переквалифицировано на статью 34-104 УК РА - покушение на убийство. 11 июля суд общей юрисдикции общин Кентрон и Норк-Мараш Еревана избрал арест в качестве меры пресечения в отношении двух лиц, которым было предъявлено обвинение в покушении на убийство Аргишти Кивирян.
Вечером 6 мая было совершено насилие в отношении обозревателя телекомпании "Шант" Нвера Мнацаканяна. Двое неизвестных, поджидавших журналиста у подъезда его дома, напали на него, нанося удары, сбили с ног и скрылись с места происшествия. Нвер Мнацаканян был доставлен в больницу, где диагностировали “легкие телесные повреждения” и оказали необходимую медицинскую помощь. Журналист выразил уверенность, что этот инцидент связан с его профессиональной деятельностью. 

7 мая Комитет по защите свободы слова, Ереванский пресс-клуб, общественная организация содействия СМИ "Интерньюс", Институт многообразия СМИ-Армения, НПО "Фемида", Центр исследований "ТИМ", Клуб журналистов "Аспарез", Ванадзорский пресс-клуб, Антикоррупционный центр "Трансперенси Интернэшнл", Хельсинкский комитет Армении, Институт гражданского общества, Ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи выступили с заявлением. В нем отмечалось, что "запугивание и побои журналистов становятся в Армении общественным бедствием". Осудив преступление в отношении Нвера Мнацаканяна, 12 НПО подчеркнули, что их заявление не должно восприниматься лишь как очередной призыв выявить и наказать виновных: “Одними призывами волну насилия не остановишь - необходимы коренные и эффективные шаги. И эти шаги должны предпринять, в первую очередь, власти, правоохранительные органы, чье бездействие, неспособность раскрыть все предыдущие инциденты дают возможность преступникам, взявшим под прицел свободу слова, действовать еще более нагло и разнузданно”. 
Маштоцское отделение полиции Еревана по факту нападения на Нвера Мнацаканяна возбудило уголовное дело по пункту 3 части 2 статьи 113 УК РА ("Умышленное причинение здоровью вреда средней тяжести со стороны группы лиц или организованной группы"). В связи с этим делом 21 августа начальник Полиции РА Алик Саркисян на своей пресс-конференции сообщил, что журналист пострадал случайно, произошло недоразумение - нападавшие на него молодые люди, мол, приняли Нвера Мнацаканяна за преследуемого ими отца некоей девушки, и инцидент не имеет никакого отношения к сыну бизнесмена Гранта Варданяна, хозяина компании “Гранд Кенди”. Это, по словам начальника Полиции, якобы подтвердил и Нвер Мнацаканян. Однако сам журналист опроверг сообщение начальника Полиции, заявив в интервью “Report.am”: “Я сожалею, что наши стражи порядка находятся в таком состоянии. Если не публично, то при каждом удобном случае я неоднократно говорил, что это были они (выследившие его люди - прим. КЗСС), а преследовавшая меня “Нива” принадлежала “Гранд Кенди”.

Как уже отмечалось, наибольшее число инцидентов, в том числе фактов насилия над журналистами, зафиксировано 31 мая, в день выборов Совета старейшин мэрии Еревана. 
Так, примерно в 10.30 утра на избирательном участке 9/01 произошел конфликт между прибывшим сюда с охраной депутатом Национального собрания РА Левоном Саркисяном и корреспондентами оппозиционных газет “Чоррорд ишханутюн”, “Айк”, “Жаманак”. Парламентарий велел своим телохранителям вывести журналистов Гоар Везирян, Татев Месропян и Марине Харатян из участка. В результате конфликта, сопровождавшегося взаимными оскорблениями и руганью, корреспондент “ЧИ” Гоар Везирян была избита, причем ей наносили удары по лицу и животу. У корреспондента газеты “Жаманак” Марине Харатян отобрали диктофон и мобильный телефон. Все трое журналистов были вынуждены покинуть территорию участка. 
Примерно в 15 часов на избирательном участке 8/01 совершено насилие в отношении внештатного корреспондента газеты “Айкакан жаманак” Артура Овакимяна. Последний, увидев, что группа молодых людей атлетического телосложения пытается вбросить в урну для голосования кипу бюллетеней, начал фотографировать. Заметив это, молодые люди подошли к корреспонденту, сорвали с его шеи редакционное удостоверение, вырвали из рук фотокамеру и в оскорбительных выражениях потребовали покинуть участок. Когда Артур Овакимян сказал, что он выполняет свою работу, один из этой группы лиц ответил: “А моя работа - разбивать тебе голову”. Как и в предыдущем эпизоде, журналист был вынужден покинуть избирательный участок. Артуру Овакимяну вернули фотокамеру, предварительно стерев все снятые кадры.  
На избирательном участке 8/05 примерно в 16.20 подверглись нападению корреспондент газеты “168 жам” Армине Аветян, журналист интернет-издания “Терт. am” Лилит Тадевосян и наблюдатель от Антикоррупционного центра “Трансперенси Интернэшнл” Сона Айвазян. Они заметили, что пришедшая на участок группа людей намеревается вбросить в урну для голосования кипу бюллетеней. Сона Айвазян попыталась воспрепятствовать этому, а журналисты - сфотографировать происходящее. Тогда эти люди, скручивая руки журналистов и наблюдателя, стали отталкивать их от урны, после чего вбросили в нее кипу бюллетеней. По словам Армине Аветян, у нее отобрали фотоаппарат и диктофон, но, не заметив ничего компрометирующего, вернули. В ходе стычки журналистка получила легкое ранение. В свою очередь, корреспондент “Терт.am” Лилит Тадевосян сообщила, что когда она все же попыталась сфотографировать “сцену” у урны для голосования, ее оттолкнули и не позволили сделать это.
В тот же день, примерно в 17.30, на избирательном участке 7/25 один из находившихся здесь молодых людей совершил нападение на корреспондента газеты “Аравот” Нелли Григорян, когда она пыталась сфотографировать сцену, как этот человек угрожал доверенному лицу кандидата от оппозиции. Заметив, что его снимают, он набросился на журналиста, схватил за одежду и начал трясти, спрашивая “кто тебе позволил тут фотографировать?”, потом выхватил из рук Нелли Григорян фотокамеру и скрылся. Когда журналист заявила находящимся рядом молодым людям, что здесь воспрепятствовали ее работе и что это уголовно наказуемое деяние, некоторые из них побежали в ту сторону, где скрылся злоумышленник. Вскоре фотокамеру вернули Нелли Григорян, но без карты памяти.  
1 июня, на следующий день после выборов, в распространенном Генеральной прокуратурой РА пресс-релизе сообщалось о возбуждении уголовного дела в связи с фактами насилия в отношении журналистов и наблюдателей, а также вброса бюллетеней на избирательных участках общины Малатия-Себастия. Однако никто из тех, кто совершил правонарушения против представителей СМИ, не понес наказания. 
4 июня в суде общей юрисдикции общин Кентрон и Норк-Мараш Еревана начались слушания по делу о нападении на руководителя общественной организации "Журналисты-расследователи" Эдика Багдасаряна, совершенном 17 ноября 2008. В тот день трое злоумышленников, поджидавших журналиста у здания, где располагается организация, нанесли ему удар камнем по голове и избили. Эдик Багдасарян был госпитализирован с диагнозом сотрясение мозга. По этому факту отделом полиции Кентрон Еревана было возбуждено уголовное дело по статье 258 УК РА (“Хулиганство”), которое впоследствии было переквалифицировано на статью 113 (часть 2, п. 3) УК РА ("Умышленное причинение здоровью вреда средней тяжести со стороны группы лиц или организованной группы"). Следствие предъявило обвинение Карену Арутюняну, который предстал перед судом как один из нападавших на Эдика Багдасаряна. 
Между тем, в информации о начале судебного разбирательства, опубликованной в тот же день в интернет-издании "Журналистов-расследователей" “Этк”, подчеркивалось: “Правоохранительные органы так и не выявили тех двоих, кто вместе с 20-летним Кареном Арутюняном совершил нападение ..., и кто был заказчиком этого преступления. К. Арутюнян не только отрицал свою причастность к инциденту, но и отказывался от дачи показаний. Тем не менее, следствие сочло доказанным выдвинутое против него обвинение”. 
23 июня суд приговорил Карена Арутюняна к 5 годам лишения свободы.

7 августа, во время посещения первого президента РА Левона Тер-Петросяна Ширакской области, где были намечены встречи с родственниками заключенных по делу “1 марта 2008”, произошел инцидент с фотокорреспондентом газет “Аравот” и “Чоррорд ишханутюн”  Гагиком Шамшяном. На журналиста напал с ругательствами председатель правления Армянского общенационального движения (АОД) Арарат Зурабян, который попытался вырвать из его рук фотокамеру. Завязалась потасовка, которая прекратилась лишь после вмешательства сопровождавших Тер-Петросяна членов Армянского национального конгресса (АНК), а также представителей различных СМИ. По предположению Гагика Шамшяна, Зурабяна возмутило либо то, что он не попал в кадр с первым президентом, либо то, что фотокорреспондент попросил одного из присутствовавших сфотографироваться с Левоном Тер-Петросяном на фоне ворот Ширакской области. На следующий день журналист бойкотировал приглашение АНК сопровождать его представителей и осветить аналогичную поездку в Ванадзор. Об этом инциденте Гагик Шамшян сообщил Комитету по защите свободы слова по телефону “горячей линии”. Чтобы ознакомиться и с позицией другой стороны конфликта, КЗСС направил официальное письмо на имя Арарата Зурабяна с просьбой дать разъяснения относительно причин случившегося. Однако руководитель АОД не ответил на это письмо, как и на аналогичные запросы ряда СМИ.
ДАВЛЕНИЕ НА СМИ И ИХ СОТРУДНИКОВ

Как и в предыдущие годы, Комитетом по защите свободы слова зафиксированы многочисленные факты оказания давления на СМИ и журналистов с применением экономических, политических, правовых и других рычагов. При этом обращает на себя внимание обилие судебных дел, связанных с деятельностью медиа и их сотрудников.
14 января - в соответствии с постановлением Кассационного суда РА - в суде общей юрисдикции Ширакской области начался новый этап слушаний по спору между мэрией Гюмри и учредителем телекомпании "ГАЛА" - ООО "ЧАП" - относительно права на пользование городской телевышкой. Отметим, что разбирательства по этому делу начались еще в 2008 и стали составной частью тотального давления властей на частную региональную телекомпанию, выразившую готовность в период президентской избирательной кампании предоставить эфир всем кандидатам и их представителям и отказавшуюся подчиняться ультимативным требованиям и угрозам государственных структур и чиновников разного ранга. 
31 октября 2008 Кассационный суд отменил решение первой судебной инстанции от 29 февраля 2008, согласно которому учредитель “ГАЛА” должен был прекратить эксплуатацию городской телевышки и демонтировать размещенную на ней аппаратуру. Дело направили на новое рассмотрение суда общей юрисдикции Ширакской области. 
На заседании 14 января городская администрация предъявила суду постановление Совета старейшин Гюмри от 25 декабря 2008, разрешающее мэрии сдать городскую вышку в аренду телекомпании сроком на 1 год за ежемесячную плату 100,000 драмов. Представитель “ЧАП”, в свою очередь, отметил, что владелец компании не был приглашен на заседание Совета старейшин и что он извещен о принятом решении лишь 13 января 2009, то есть за день до судебного заседания. Кроме того, по мнению “ЧАП”, цена за аренду явно завышена (по имеющимся у учредителя “ГАЛА” данным, балансовая стоимость телевышки составляет 760,000 драмов, и получается, что годовая арендная плата превышает эту сумму почти на 60%). 
Представитель "ЧАП" предъявил суду два ходатайства: о получении справки от гюмрийского территориального подразделения Государственного кадастра РА относительно возможности для телекомпании "ГАЛА" эксплуатировать другую городскую телевышку и о проведении судебно-технической экспертизы телевышки, ставшей предметом тяжбы. Суд принял оба ходатайства. Разбирательства должны были продолжиться после получения соответствующих справок. Однако они так и не поступили в суд, и слушания дела не возобновились.
Между тем, 13 марта по другому делу, рассмотренному в 2008 и связанному с налоговыми проверками и наложением штрафа в размере 25 миллионов 212 тысяч драмов, учредитель “ГАЛА” представил иск в Европейский суд по правам человека. Напомним, что акт, составленный налоговой службой, компания попыталась оспорить в Административном и Апелляционном судах, но безуспешно. А Кассационный суд РА не принял жалобу в производство. Учредитель “ГАЛА” обосновывает свой иск в Европейский суд тем, что были нарушены его права на свободу слова, справедливое судопроизводство, а также право на собственность.    
5 февраля у входа в здание Правительства РА тогдашний министр сельского хозяйства РА Арамаис Григорян с угрозами набросился на фотокорреспондента газет “Аравот” и “Чоррорд ишханутюн” Гагика Шамшяна. Журналист делал снимки собравшихся здесь демонстрантов, а также министров, прибывающих на заседание правительства. Когда он увидел и начал фотографировать приближавшихся министров спорта и сельского хозяйства, последний внезапно возмутился и набросился на Шамшяна со словами: “Слушай, подонок, не хватит ли исподтишка снимать нас? Сейчас прибью тебя...”. Министра сельского хозяйства остановил министр спорта и по делам молодежи Армен Григорян, заявив, что журналист выполняет свою работу. Однако Арамаис Григорян не успокоился и пригрозил вернуться после заседания правительства и разобраться с Шамшяном. Журналист решил дождаться его, но тот позвал служебную машину к другому входу и уехал. Этот факт был освещен в газетах “Чоррорд ишханутюн” и “Аравот”. Однако каких-либо последствий для министра инцидент не имел.

19 февраля Кассационный суд РА отклонил заявление учредителя телекомпании "А1+" - ООО "Мелтекс" - о пересмотре двух постановлений Кассационного суда - от 27 февраля 2004 и 23 апреля 2004. Напомним, что 27 февраля 2004 Кассационный суд оставил без изменений постановление Хозяйственного суда РА от 21 января того же года, не удовлетворившего требование "Мелтекс" признать недействительным решение Национальной Комиссии о предоставлении ООО "Синемакс" лицензии на вещание на 63-й дециметровой частоте, на которую претендовала и телекомпания "А1+". А 23 апреля 2004 Кассационный суд оставил в силе постановление Хозяйственного суда от 23 марта, отклонившего требование "Мелтекс" о предоставлении ему со стороны Национальной Комиссии конкретных обоснований отказов в выдаче лицензий на вещание по итогам конкурсов, проведенных 11 июня и 18 июля 2003. 
Нынешнее обращение "Мелтекс" в Кассационный суд РА было обосновано новым обстоятельством - решением Европейского суда по правам человека от 17 июня 2008 по иску учредителя "А1+" против Республики Армения. Согласно этому решению, отказы предоставить "Мелтекс" лицензию на вещание были признаны нарушением статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, т. е. права истца на свободное распространение информации и идей. Однако Кассационный суд РА постановил, что оспариваемые ООО “Мелтекс” судебные решения были приняты в соответствии с действующим в 2004 законодательством и не подлежат пересмотру.
В связи с этим учредитель “А1+” обратился в Конституционный суд РА с требованием признать противоречащей Конституции страны часть 1 статьи 204/28 Гражданского процессуального кодекса РА, которая не позволяет гражданам пользоваться правом эффективной судебной защиты. Именно это положение и стало основой для принятого Кассационным судом решения. На состоявшемся 15 декабря заседании Конституционный суд отложил слушания дела до 23 февраля 2010. 
24 февраля газета "Айкакан жаманак" опубликовала статью “А теперь - ВП (военная полиция - прим. КЗСС). Ставили новый жучок?”, в которой сообщалось о задержании 21 февраля на одной из столичных улиц сотрудника редакции Грача Акопяна, ответственного за выпуск издания. Грач Акопян, отмечается в публикации, был доставлен в Военную полицию РА, где его продержали 9 часов, пытаясь выяснить, связан ли он с некой находящейся в розыске личностью. На время пребывания в полиции, как сообщается в статье, у Акопяна изъяли личные вещи, в том числе ключи от редакции и мобильный телефон. Приведя другие подробности происшедшего, "Айкакан жаманак" предположила, что против газеты "силовыми структурами была осуществлена некая спланированная операция".
25 февраля близ отдела полиции Нор Норк города Еревана произошел инцидент, в ходе которого начальник отделения уголовного розыска Тигран Мурадян попытался оказать давление на фотокорреспондента газет “Аравот” и “Чоррорд ишханутюн” Гагика Шамшяна. Журналист зафиксировал на фотокамере момент привода в полицию оппозиционного деятеля Левы Егиазаряна. Подъехавшим сюда депутатам НС РА Заруи Постанджян и Армену Мартиросяну, а также членам Группы быстрого реагирования Защитника прав человека РА, которые заинтересовались обстоятельствами задержания, полицейские заявили, что такого человека они в отдел не приводили. Когда Гагик Шамшян показал всем присутствовавшим отснятые кадры, начальник отделения уголовного розыска Тигран Мурадян с ругательствами набросился на него и угрожал разбить фотокамеру. Депутаты НС проинформировали о случившемся начальника отдела, который извинился перед журналистом за действия своего подчиненного.  

20 марта независимая комиссия по условно-досрочному освобождению осужденных лиц отклонила ходатайство уголовно-исполнительного учреждения "Эребуни" о досрочном освобождении главного редактора газеты "Жаманак" Армана Бабаджаняна, осужденного на 3,5 года лишения свободы за фальсификацию документов с целью уклонения от прохождения срочной воинской службы.
23 марта было обнародовано заявление руководителей газет "Аравот", "Айк", "Рапарак", "Тарегир", "Чоррорд ишханутюн", "168 жам", "Айкакан жаманак", "Жаманак", телекомпании "А1+", интернет-издания "Lragir.am", в котором ставилась под сомнение законность решения этой комиссии. 24 марта к заявлению присоединилась также газета “Азг”. Ходатайства о досрочном освобождении Армана Бабаджаняна отклонялись четыре раза. 4 августа упомянутая комиссия досрочно освободила главного редактора газеты "Жаманак" из уголовно-исполнительного учреждения.
24 марта в суде общей юрисдикции общин Кентрон и Норк-Мараш Еревана начались слушания по делу фотокорреспондента газет “Аравот” и “Чоррорд ишханутюн” Гагика Шамшяна, обвиняемого по статье 343 УК РА ("Неуважительное отношение к суду"). Напомним, что 5 августа 2008 в этом же суде, по распоряжению судьи Гагика Аветисяна, фотожурналист, намеревавшийся освещать дело в отношении оппозиционера Смбата Айвазяна, был выведен из зала заседаний. Шамшяна заперли в подвальном этаже здания суда, затем переправили в отдел полиции общины Кентрон, где продержали более двух часов. Уголовное дело против фотожурналиста было возбуждено в сентябре, а обвинение предъявлено 24 декабря 2008.
17 апреля 2009 суд огласил приговор, согласно которому Гагик Шамшян был признан виновным, и на него наложен штраф в размере 350,000 драмов. Фотожурналист обжаловал этот приговор в вышестоящей судебной инстанции, однако Апелляционный уголовный суд РА своим решением от 15 июня оставил его в силе.
Через месяц, 15 июля, Апелляционный уголовный суд пересмотрел дело Гагика Шамшяна и решил применить в отношении него постановление Национального Собрания РА от 19 июня 2009 “Об объявлении амнистии”. Фотожурналист, считающий себя невиновным, обратился с жалобой в Кассационный суд РА и Прокуратуру РА, требуя отменить решение о применении амнистии. 16 сентября 2009 на основе кассационной жалобы заместителя прокурора РА Уголовная палата Кассационного суда отменила решение Апелляционного суда и прекратила дело по части применения амнистии в отношении Гагика Шамшяна. Служба принудительного исполнения судебных актов потребовала от журналиста выплатить штраф. Шамшян двумя частями -200 тысяч и 150 тысяч драмов - оплатил всю сумму и начал готовить документы для обращения в Европейский суд по правам человека.
31 марта в суде общей юрисдикции общин Кентрон и Норк-Мараш Еревана начались слушания по делу корреспондента газеты "Чоррорд ишханутюн" Гоар Везирян, обвиняемой по статье 343 УК РА ("Неуважительное отношение к суду"). Напомним, что 6 августа 2008 в этом же суде, во время рассмотрения упомянутого выше дела оппозиционного деятеля Смбата Айвазяна, находившаяся здесь для освещения процесса Гоар Везирян, по распоряжению судьи Гагика Аветисяна, была выведена из зала заседаний. Журналистку около полутора часов продержали в комнате, предназначенной для подсудимых, а затем переправили в отдел полиции Кентрон. Проведя в полиции более двух часов, Гоар Везирян была отпущена на свободу. Уголовное дело против корреспондента "Чоррорд ишханутюн" было возбуждено в сентябре, а обвинение предъявлено 24 декабря 2008.
14 мая 2009 суд признал Гоар Везирян виновной по указанной выше статье УК РА и наложил на нее штраф в размере 350,000 драмов.

3 июля Апелляционный уголовный суд РА, основываясь на поданное журналисткой заявление, отменил приговор суда общей юрисдикции общин Кентрон и Норк-Мараш Еревана и применил в отношении Гоар Везирян постановление Национального Собрания РА от 19 июня 2009 “Об объявлении амнистии”.
23 апреля в суде общей юрисдикции общин Кентрон и Норк-Мараш Еревана начались слушания по иску о защите чести и достоинства Левона Кочаряна, младшего сына второго президента РА Роберта Кочаряна, против газеты "Айкакан жаманак" (поскольку газета не является юридическим лицом и не может выступать ответчиком, впоследствии таковым был признан учредитель издания - ООО “Дарескизб”). Поводом для иска послужила заметка “Приключения Робертовича в Дубае”, опубликованная в "Айкакан жаманак" 6 февраля 2009. В ней речь шла о задержании в конце 2008 Левона Кочаряна полицией города Дубай (ОАЭ). Истец потребовал обязать газету опубликовать опровержение и возместить моральный ущерб в размере 16 миллионов 120 тысяч драмов.

5 июня суд огласил решение, согласно которому требования иска удовлетворены частично: газету обязали опубликовать опровержение, выплатить истцу сумму в размере 3 млн 620 тысяч драмов и возместить госпошлину за обращение в суд - 72 тысяч драмов.

Учредитель издания обратился с жалобой в вышестоящую судебную инстанцию для пересмотра этого решения. 11 сентября в Апелляционном гражданском суде РА начались, а 17 сентября продолжились слушания по жалобе ООО "Дарескизб". 2 октября было оглашено судебное решение, согласно которому жалоба учредителя “Айкакан жаманак” была частично удовлетворена: Апелляционный гражданский суд сократил сумму штрафа на 620 тысяч драмов. Однако учредитель газеты, добивающийся признания своей невиновности, 27 октября обратился с жалобой в Кассационный суд РА.  
10 июля суд общей юрисдикции общин Кентрон и Норк-Мараш Еревана огласил решение, которым отклонил иск мэрии Иджевана против общественной организации "Журналисты-расследователи", являющейся учредителем интернет-издания "Этк". Слушания по этому делу начались в Гражданском суде Еревана 29 сентября 2008. Истец требовал опровергнуть сведения, порочащие, по его мнению, честь, достоинство и деловую репутацию мэра Иджевана Варужана Нерсисяна. По мнению городской администрации, такие сведения содержались в статьях "В чей карман идут деньги от песчаного карьера?" и "Увидят ли три комиссии незаконное использование песка?", которые были опубликованы в "Этк" 5 мая 2008 и 23 июня 2008 соответственно, а также в приложении к газете "Азг" "Прозрачное местное самоуправление" 20 мая 2008 и 9 июля 2008 соответственно. Помимо этого, истец потребовал от ответчика возместить 930 тысяч драмов, затраченные на оплату адвокатских услуг. 
В дальнейшем, в связи с проведенной в стране судебной реформой, дело было передано в суд общей юрисдикции общин Кентрон и Норк-Мараш, который 10 июля вынес решение и признал требования истца необоснованными. Однако мэрия Иджевана обратилась с жалобой в вышестоящую судебную инстанцию, и 13 ноября Апелляционный гражданский суд отменил решение суда общин Кентрон и Норк-Мараш и направил дело на новое рассмотрение.

13 июля около тридцати руководителей СМИ, журналистских организаций Армении и Нагорного Карабаха выступили с заявлением в поддержку главного редактора газеты "Айкакан жаманак" Никола Пашиняна. Напомним, что в начале марта 2008 Никол Пашинян был объявлен в розыск в рамках уголовного дела, возбужденного в связи с событиями 1 марта 2008 в Ереване. 1 июля 2009 Никол Пашинян добровольно сдался правоохранительным органам. Ему было предъявлено обвинение по статьям 225 (“Массовые беспорядки”), 316 ("Применение насилия по отношению к представителю власти") и 225 прим. (“Организация, проведение незаконного публичного мероприятия...”) Уголовного кодекса РА. В качестве меры пресечения был избран арест. 
В заявлении подчеркивалось, что в отношении Никола Пашиняна должна быть применена амнистия, объявленная 19 июня 2009 постановлением Национального Собрания РА (согласно которому, находившиеся в розыске лица могли быть амнистированы, если они до 31 июля 2009 добровольно явились в правоохранительные органы). Руководители СМИ и журналистских объединений призвали власти выпустить журналиста на свободу, продолжив расследование в рамках предъявленного ему обвинения. Авторы заявления выразили также готовность в соответствии с законом выступить в качестве гарантов освобождения главного редактора "Айкакан жаманак".
Между тем, 28 августа суд общей юрисдикции общин Кентрон и Норк-Мараш Еревана продлил срок предварительного заключения Никола Пашиняна на два месяца. А 20 октября в суде общей юрисдикции общины Шенгавит Еревана начались слушания по делу главного редактора газеты "Айкакан жаманак". По состоянию на конец декабря 2009 судебный процесс не закончился. Причем суд не изменил меру пресечения в отношении Никола Пашиняна даже после того, как 5 декабря он был зарегистрирован кандидатом в депутаты парламента от избирательного округа №10. 
24 сентября в суде общей юрисдикции общин Аван и Нор Норк Еревана начались слушания по иску учредителя радио "HAY" - ООО “Радио “HAY” - против депутата Национального Собрания РА Степана Сафаряна (фракция "Наследие"). Истец требовал обязать ответчика опубликовать опровержение и извиниться за высказывание, порочащее деловую репутацию радио "HAY". Поводом для иска стала фраза из статьи Степана Сафаряна "Voyage, Voyage в Мадрид и Дагестан", опубликованной в газете "Рапарак" 20 августа 2009. Автор публикации, заочно полемизируя с одним из лидеров правящей Республиканской партии Армении, приводит цитаты из выступления последнего, которые прозвучали в одной из двух передач радио "HAY" “Армянский резонанс” (вышли в эфир 30 и 31 июля 2009). Сафарян охарактеризовал эти передачи как "двухсерийный концерт по заказу администрации президента". В ходе разбирательств стороны представили свои позиции и аргументы. Судебный процесс продолжится в 2010 году. 
13 октября в суде общей юрисдикции общин Кентрон и Норк-Мараш Еревана начались слушания по иску о защите чести и достоинства генерального продюсера Общественного телевидения Армении Грача Кешишяна против учредителя газеты "Рапарак" - ООО "Рапарак оратерт". Истец требовал обязать ответчика возместить моральный ущерб на сумму 5 млн драмов и оплатить расходы на услуги адвоката в размере 2 млн драмов. Поводом для иска стали опубликованные в "Рапарак" 18 июля статья "Же т’эм, же т’эм" и фотоснимки, взятые, как утверждает газета, из видеозаписи о частной жизни Грача Кешишяна, а также анонс к этой публикации, напечатанный 17 июля. Кешишян утверждает, что к интимным сценам, которые запечатлены в видеозаписи и на которые ссылается издание, он не имеет никакого отношения. 
На заседании 13 октября суд разделил бремя доказывания между обеими сторонами. Истец должен доказать, что публикации "Рапарак" опорочили его честь, и обосновать запрошенную сумму. А ответчик - соответствие опубликованной информации действительности. На заседании 6 ноября в закрытом режиме был проведен просмотр видеозаписи, после чего диск отправили на экспертизу, чтобы идентифицировать личность мужчины, фигурирующего в интимных кадрах. Разбирательства было решено продолжить после того, как государственная некоммерческая организация “Национальное бюро экспертиз” представит суду свое заключение.
3 и 4 декабря в суде административных районов Кентрон и Норк-Мараш Еревана состоялись слушания по иску Центра стратегических исследований "Арарат" против Фонда "Институт Кавказа". Поводом для иска послужила статья турецкого эксперта Айбарса Гергюлу “Отношения Турция-Армения: вечный тупик?”, опубликованная в русскоязычном сборнике "Кавказское соседство: Турция и Южный Кавказ", изданном Институтом Кавказа в 2008. Автор публикации, как отмечалось в иске, обращаясь к теме геноцида армян в Османской империи в 1893-1923 годах, посредством различных фраз и использования в кавычках слова геноцид, по сути, подверг сомнению и оспорил этот исторический факт. Центр “Арарат” потребовал обязать ответчика опубликовать опровержение в ряде армянских СМИ, запретить в дальнейшем употребление слова геноцид в кавычках и выплатить символическую компенсацию за моральный ущерб в размере 1 драма. 
Фонд “Институт Кавказа”, в свою очередь, представил ходатайство о прекращении дела в связи с отсутствием предмета разбирательства. На заседании 4 декабря суд удовлетворил это ходатайство.

10 декабря в Национальном Собрании РА произошел инцидент между членом парламентской фракции правящей Республиканской партии Армении Гагиком Меликяном и корреспондентом газеты “Айк” Арманом Галояном. Депутата возмутила публикация журналиста “Откуда бедному знать?”, напечатанная в номере этой газеты от 3 декабря. Гагик Меликян позвал корреспондента в одну из комнат фракции для выяснения отношений, где, схватив за одежду и тряся его, ругался нецензурными словами и угрожал физической расправой. Инцидент прекратился лишь благодаря вмешательству других депутатов. 
НАРУШЕНИЕ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Спектр представленных в этом разделе нарушений прав журналистов и СМИ довольно широк - от непредоставления информации и/или препятствования профессиональной деятельности до скупки тиража газеты с целью недопущения ее распространения. 
9 января корреспонденты газет "Аравот", "Айкакан жаманак", "Чоррорд ишханутюн", "Тарегир", "Жаманак", телекомпании "А1+" (позже к ним присоединилась редакция газеты “Рапарак”) распространили заявление в связи с препятствиями, чинимыми им при освещении судебного процесса по так называемому “Делу семи” - оппозиционеров, обвиняемых в организации массовых беспорядков 1 марта 2008 и попытке насильственного захвата государственной власти. В документе подчеркивалось, что в день начала слушаний председательствующий судья “при согласии всех сторон вынес решение никоим образом не ограничивать деятельность представителей СМИ - освещать судебное заседание, присутствовать в зале суда, осуществлять аудиозапись, видео- и фотосъемку”. Однако, как отмечалось в заявлении, на трех последующих заседаниях судебные распорядители не допускали журналистов в зал, обосновывая это отсутствием там свободных мест и предлагая следить за процессом по мониторам в специально отведенном помещении. Между тем, по свидетельству журналистов, заседания нередко проходили в полупустом зале, а претензии представителей СМИ о том, что с мониторов невозможно делать качественные фото- и видеосъемки, а также воспринять атмосферу процесса, оставались без ответа. Расценив происходящее как препятствование журналистской деятельности, нарушение Конституции РА и Закона РА “О массовой информации”, авторы заявления призвали соответствующие органы обеспечить необходимые условия для их работы, не ограничивать право СМИ и общества на получение полноценной и разносторонней информации о ходе судебного процесса.

23 марта Административный суд РА огласил решение по иску Центра свободы информации против администрации общины Нор-Норк Еревана. В иске содержались требования признать действия общинной администрации при ответе на запрос Центра неправомерными, обязать ее предоставить необходимые сведения, наложить административный штраф в размере 50,000 драмов на руководителя общины Нор-Норк, а также возместить сумму в размере 4,000 драмов, заплаченную в качестве государственной пошлины за обращение в суд. 

1 августа 2008 Центр свободы информации направил администрации Нор-Норка запрос о количестве квартир, принадлежащих общине по праву собственности, попросив указать их адреса, а также привести судебную статистику по делам, связанным с выселением жильцов из неприватизированных квартир. Не получив ответа, Центр обратился в суд. Слушания по этому делу начались 26 января 2009. В феврале администрация Нор-Норка предоставила запрошенные сведения, и Центр свободы информации отказался от требования признать действия общины при ответе на запрос неправомерными. На заседании 6 марта рассматривались два других требования иска - о наложении штрафа на руководителя общины и возмещении расходов. 23 марта суд удовлетворил иск частично, обязав администрацию общины Нор-Норк Еревана возместить 4,000 драмов, заплаченные в качестве госпошлины за обращение в суд.
1 июня на автотрассе Аштарак - Ереван дорожная полиция задержала фотокорреспондента газет “Аравот” и “Чоррорд ишханутюн” Гагика Шамшяна, когда он пытался сфотографировать блок-посты, препятствующие проезду людей в столицу на митинг оппозиции. Об этом журналист сообщил по телефону “горячей линии” в Комитет по защите свободы слова, который, в свою очередь, проинформировал о случившемся сотрудников офиса Защитника прав человека РА. Было решено направить на место инцидента совместную группу быстрого реагирования, о чем репортер сообщил задержавшим его полицейским. Однако этого не потребовалось - Гагика Шамшяна отпустили, но так и не позволили сделать снимки. 
2 июля в Административном суде РА в Эчмиадзине началось рассмотрение иска Центра свободы информации против сельской общины Талворик Армавирской области относительно непредоставления информации. Центр запросил и не получил от сельской администрации копию бюджета за 2008 и отчет о его выполнении, а также копии постановлений Совета старейшин общины о выделении земель за второй квартал 2008. На заседании 9 июля староста села предоставил запрошенную информацию.
6 июля на заседании Административного суда РА в Веди рассматривался аналогичный иск Центра свободы информации против сельской общины Елпин (область Вайоц Дзор). Здесь также администрация села предоставила Центру запрошенные сведения - копию бюджета за 2008 и отчет о его выполнении. В то же время Административный суд постановил наложить штраф за непредоставление информации на сельского старосту Елпина Хорена Аветисяна в размере 50,000 драмов. Центр свободы информации расценил это решение как беспрецедентное в судебной практике Армении: впервые было наказано должностное лицо, нарушившее право на получение информации. 

4 июля представители ряда СМИ лишились возможности осветить работу съезда Союза писателей Армении. По инициативе руководителя этой организации Левона Ананяна была введена система аккредитации, которая никогда раньше здесь не применялась и которая не обеспечивала равные условия для всех медиа. По мнению журналистов, не получивших разрешения на вход в здание СПА, новый порядок был использован для того, чтобы не допустить на съезд представителей тех СМИ, которые критически освещали нездоровую ситуацию внутри Союза писателей, скандалы и дрязги, которые здесь происходили. Сам Левон Ананян в своих многочисленных интервью по поводу претензий журналистов отмечал, что ничего предосудительного не произошло - просто не все прошли аккредитацию. Однако в одной из телепередач глава СПА все же не сдержался и выразил свое возмущение относительно того, что некоторые СМИ “суют свой нос в дела организации”. 
9 июля в Административном суде РА началось слушание дела по иску председателя Совета Гюмрийского клуба журналистов “Аспарез” Левона Барсегяна против администрации президента РА. Истец требовал обязать администрацию главы государства предоставить ему копию письма бывшего президента РА Роберта Кочаряна, которым последний в марте 2008 ответил на письмо генерального директора американской корпорации “Вызовы тысячелетия” Джона Даниловича.
Напомним, что 4 июня 2008 Левон Барсегян в соответствии с Законом РА “О свободе информации” обратился с письменным запросом к тогдашнему руководителю аппарата президента РА Овику Абрамяну с просьбой предоставить ему копию упомянутого письма Роберта Кочаряна, однако не получил ответа. На второй аналогичный запрос, адресованный руководителю аппарата президента, последовал отказ. Отказ на предоставление информации поступил также из Службы контроля президентской администрации, куда Левон Барсегян обратился с жалобой.
На судебное заседание 9 июля никто из администрации президента РА не явился. В ответе на иск, отправленном суду, руководитель аппарата главы государства Карен Карапетян обосновал отказ от предоставления информации тем, что письмо Роберта Кочаряна Джону Даниловичу не является информацией. В послании Карен Карапетян просил также суд рассмотреть дело без участия представителя администрации президента.
9 октября Административный суд РА огласил решение об отклонении иска Левона Барсегяна против администрации президента РА. Истец направил жалобу в Кассационный суд РА, который решением от 25 ноября вернул ее Л. Барсегяну. Руководитель журналистской организации сообщил КЗСС, что для защиты своего права на получение информации собирается обратиться в Европейский суд по правам человека.
6 августа начальник отдела полиции Гюмри Ширак Шахназарян вопрепятствовал работе съемочной группы местной телестудии “Шант”, намеревавшейся осветить акцию протеста торговцев рынка, известного в городе под названием “Лачинский коридор”. Сюжет об этом инциденте был показан в вечернем выпуске информационной программы “Горизонт” ереванской студии телекомпании “Шант”. В частности, полковник Шахназарян закрыл ладонью объектив телекамеры, а затем, отобрав ее вместе со штативом у оператора, перенес в другую сторону.
Расценивая действия полицейского как нарушение статьи 4 Закона РА “О массовой информации” и 164 УК РА (“Препятствование законной профессиональной деятельности журналиста”), Комитет по защите свободы слова обратился к начальнику Полиции РА Алику Саркисяну с официальным письмом, чтобы выяснить, проведено ли по данному факту служебное расследование, и если да, то каковы его результаты? В свою очередь, Гюмрийский клуб журналистов “Аспарез” направил соответствующее сообщение в Прокуратуру РА. На запрос КЗСС был получен ответ начальника штаба Полиции РА Э. Казаряна, где сообщалось, что по поводу произошедшего инцидента будет принято решение после рассмотрения всех материалов, подготовленных Особой следственной службой РА. 29 октября в газете “Аравот” появилось сообщение, что начальник отдела полиции Гюмри Ширак Шахназарян освобожден от занимаемой должности.  

21 августа газета "Айкакан жаманак" сообщила, что ее номер от 20 августа 2009 был скуплен неизвестными лицами из газетных киосков, расположенных на территории общин Кентрон и Эребуни Еревана. Не получили этот выпуск и некоторые подписчики. По мнению издания, причиной акции стала статья об одном из высокопоставленных сотрудников Прокуратуры РА, опубликованная 20 августа в "Айкакан жаманак".
27 августа в Ванадзоре сотрудники Лорийского областного отдела Службы принудительного исполнения судебных актов РА воспрепятствовали работе корреспондента газеты "Аравот" и интернет-издания "Этк" Ларисы Паремузян. Журналистка прибыла в Ванадзор по сигналу местных жителей, сообщивших, что сотрудники этой службы прибегают к насильственным методам при выселении их из временных жилищ. Увидев, что Лариса Паремузян фотографирует и берет интервью у жителей, принудительные исполнители отобрали у нее диктофон и фотоаппарат и начали ее толкать. После того, как Лариса Паремузян предъявила журналистское удостоверение, ей вернули диктофон и фотоаппарат, но со стертыми кадрами. 31 августа Защитник прав человека РА Армен Арутюнян обратился с письмом к министру юстиции РА Геворгу Даниеляну, в котором предложил назначить служебное расследование по инциденту в Ванадзоре. Такое расследование было проведено, но виновные не были выявлены. 
13 ноября сотрудники ООО “Бизнес стайл” в Ереване воспрепятствовали работе съемочной группы телекомпании “А1+”. Журналист и оператор прибыли сюда, узнав о конфликте, возникшем в результате отказа фирмы выполнить заказ, принятый от депутата НС РА Заруи Постанджян. Заявив, что они не печатают политических плакатов и готовы вернуть деньги оппозиционному деятелю, работники “Бизнес стайл” потребовали, чтобы съемочная группа покинула территорию частной фирмы. При этом, стремясь не допустить проведения съемок, они набросились на оператора и повредили видеокамеру, а также пытались вытолкнуть журналиста Диану Маркосян из здания. Аргументы последней о том, что они снимают не территорию фирмы, а освещают конфликт, стороной которого является публичный политик-депутат, не возымели действия.
Помимо воспрепятствования работе журналиста, фирма, по сути, присвоила себе также функции цензора, решая - какого содержания плакаты можно печатать, а какого - нет. 
28 ноября состоялся съезд Республиканской партии Армении, для освещения которого СМИ были приглашены строго избирательно. В частности, вне списка приглашенных оказались корреспонденты ряда оппозиционных газет - "Айкакан жаманак",  “Чоррорд инкнишханутюн”, "Айк", "Рапарак", "Тарегир". По мнению независимых экспертов, это была дискриминационная мера, в которой отчетливо проявилось отношение правящих кругов к “не своим” СМИ. 
СКРЫТАЯ ЦЕНЗУРА

Применение завуалированных методов давления на СМИ и их сотрудников, различных приемов так называемой скрытой цензуры является сегодня самым серьезным вызовом для журналистского сообщества и информационной сферы в целом. Подобные ограничения свободы слова и СМИ могут осуществляться и посредством внесения регрессивных изменений и дополнений в действующее медиа-законодательство, и путем злоупотреблений регулирующими функциями государственных структур, и с использованием пристрастных решений судебных инстанций, и на основе разных неправовых мер. Ниже приводим факты, которые, на наш взгляд, содержат в себе угрозу скрытой цензуры или могут расцениваться как ее проявления.
6 июля в Национальном Собрании РА депутатом Виктором Даллакяном был введен в обращение законопроект “О внесении изменений и дополнений в Закон РА “О массовой информации”, несмотря на негативную оценку большинства журналистских организаций. Документ, в частности, предполагает дополнить действующий закон статьями, устанавливающими права и обязанности журналистов.
По оценкам независимых экспертов, ничего существенного не добавляя  к имеющимся правам, законопроект предусматривает введение ничем не оправданных ограничений. Как считает ряд журналистских объединений, это не что иное, как попытка завуалированного давления на СМИ и их представителей посредством изменения законодательства. В случае принятия законопроекта эти ограничения могут стать удобным инструментом для применения различных форм скрытой цензуры в отношении медиа.
22 июля Защитник прав человека РА Армен Арутюнян направил письмо на имя председателя Национального Собрания РА Овика Абрамяна в связи с законопроектом “О внесении изменений и дополнений в Закон РА "О массовой информации”. Отметив, что предложенные поправки “вызвали критическую реакцию со стороны ряда организаций информационной сферы”, Армен Арутюнян выразил мнение, что основные положения этого законопроекта противоречат статье 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также прецедентному праву Европейского суда по правам человека.
30 июля Правительство РА приняло отрицательное заключение относительно законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Закон РА "О массовой информации". Тем не менее документ включен в большую повестку парламента.  

21 августа был утвержден новый Порядок аккредитации журналистов в Национальном Собрании РА. Некоторые положения этого документа вызвали серьезную обеспокоенность в журналистских кругах, и, по оценке независимых экспертов, могут быть использованы против представителей СМИ. В частности, Порядок противоречит Закону РА “О массовой информации”, который предусматривает лишь одно условие прекращения аккредитации - согласно письму самого СМИ, представившего своего сотрудника для аккредитации (ст. 6). Между тем, парламентский Порядок устанавливает, что журналист лишается аккредитации, если он “распространил не соответствующие действительности сведения о деятельности Национального Собрания и его аппарата, что подтверждено решением суда” (подпункт “в” пункта 18 Порядка). При этом СМИ лишается права аккредитации другого журналиста (та же статья, подпункт “ж”) - крайне жесткое и ничем не оправданное ограничение. Эти положения особенно тревожны еще и потому, что в условиях отсутствия в стране независимой судебной системы трудно представить, чтобы в каком-либо суде не был удовлетворен иск парламента против неугодного ему журналиста или СМИ. В Порядке аккредитации содержатся и другие необоснованные ограничения (в частности, в пункте 23), которые могут быть использованы для скрытого давления на представителей медиа и оказания влияния на содержание публикаций.
22 октября на парламентских слушаниях на тему "Процесс дигитализации телерадиовещания и последствия ее внедрения в Армении" выступивший с докладом эксперт Совета Европы Алек Томас, в частности, заявил, что в Ереване есть неиспользованные частоты, и предложил провести соответствующие проверки. Из этого следует, что все утверждения официальных лиц о том, что конкурсы по лицензированию вещания не проводились из-за отсутствия свободных частот, не соответствовали действительности. По сути, аргумент, который использовался властями для невыполнения рекомендаций ряда международных структур о необходимости организации таких конкурсов, в которых могла бы принять участие телекомпания "А1+", перестал действовать. Вместе с тем, заявление эксперта Совета Европы может служить обоснованием мнения ряда журналистских объединений страны о том, что новые конкурсы по распределению частот не проводятся, прежде всего, чтобы сохранить существующую ситуацию в тотально контролируемой вещательной сфере и не допустить в нее других “игроков”. С этим созвучны и оценки, содержащиеся в опубликованном в конце октября 2009 Докладе ПАСЕ о свободе СМИ в странах - членах Совета Европы. В частности, в документе подчеркивается, что в Армении “менеджмент и деятельность национальных телекомпаний находится под жестким государственным контролем” и что на страну “оказывается сильное давление - с тем, чтобы популярный независимый телеканал "А1+" ... вернулся в эфир в соответствии с постановлением Европейского суда по правам человека”.
10 ноября не вышла в свет оппозиционная газета “Чоррорд ишханутюн” (“Четвертая власть”). Вместо нее в киосках появилось такое же по оформлению и содержательной направленности издание - “Чоррорд инкнишханутюн” (“Четвертое самовластие”). А газета с известным читателям названием перестала выходить по решению суда общей юрисдикции административных районов Кентрон и Норк-Мараш Еревана, где рассматривался иск типографии “Гинд” против учредителя этого издания - ООО “Огостос”, а позже (в качестве третьей стороны) и издателя - “Посторонним В”. Удовлетворив ходатайство истца, суд наложил запрет на печатание ежедневной газеты “Чоррорд ишханутюн” - как в ООО “Посторонним В”, так и в любой другой типографии. 
В тот же день Комитет по защите свободы слова совместно с партнерскими журналистскими и правозащитными организациями выступил с заявлением, в котором подчеркивалось, что принятое судебное решение, чем бы оно ни было обусловлено, противоречит статье 27 Конституции РА и статье 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В связи с этим авторы документа потребовали отменить противоречащее демократическим принципам судебное решение, прекратить преследование “Чоррорд ишханутюн” и решить возникшие финансовые проблемы в соответствующей плоскости.
Хотя, воспользовавшись возможностями, содержащимися в Законе РА “О массовой информации”, редакция сразу же начала выпускать газету “Чоррорд инкнишханутюн”, тем не менее, как считают независимые медиа-эксперты, в Армении создан опасный прецедент судебного преследования и запрещения оппозиционного издания.
16 ноября суд вынес решение, согласно которому запрет на выпуск газеты будет действовать до погашения задолженности в размере 2 млн 673 тыс. драмов. Учредитель “Чоррорд ишханутюн” выразил несогласие с этим решением и сообщил о намерении обжаловать его в вышестоящей судебной инстанции. По словам главного редактора газеты, никаких долгов перед типографией редакция не имеет, все оплачено согласно договору.
Между тем, это далеко не первый случай, когда “Гинд” обращается в суд с иском против оппозиционных изданий, причем выдвигая крайне жесткие требования, выходящие за рамки хозяйственного спора. Такое поведение руководства типографии, созданной при поддержке донорской организации и призванной преодолеть монополию в производстве печатных СМИ, расценивается этими газетами как выполнение политического заказа.
Кстати, власти не замедлили воспользоваться судебным решением против “ЧИ”. Уже 13 ноября корреспондент газеты Тагуи Товмасян по своему аккредитационному удостоверению не была допущена в здание Национального Собрания (ей выдали разовый пропуск), а 16 ноября ей запретили войти в зал заседаний парламента.
Комитет по защите свободы слова зафиксировал ряд случаев, когда на пресс-конференциях известных представителей оппозиционных сил не было ни одной телекамеры, т. е. все телекомпании одновременно, словно по указанию из одного “центра”, игнорировали эти пресс-конференции. Причем выступления касались актуальных проблем, которые не могли не интересовать общественность страны. В частности, 3 сентября в клубе “Айацк” (“Взгляд”) на пресс-конференции, посвященной армяно-турецким отношениям и проблемам подписания соответствующих протоколов, лидер парламентской фракции “Жарангутюн” Армен Мартиросян, заметив отсутствие телекамер, с сарказмом сказал: “Очень сильное начало публичных обсуждений!”. И далее подчеркнул: “Отсутствие телекамер свидетельствует, что власть не имеет никакого желания, чтобы состоялось открытое публичное обсуждение и чтобы голос общества был услышан”. 
10 октября в клубе “Айели” (“Зеркало”) на пресс-конференции бывшего премьер-министра, ныне члена Армянского национального конгресса Гранта Багратяна, который представлял подходы оппозиции относительно тех же проблем открытия армяно-турецкой границы и возможностей нормализации отношений двух стран, также не было ни одной телекамеры. На состоявшейся 4 ноября в клубе “Айацк” пресс-конференции нового руководителя парламентской фракции “Жарангутюн” Степана Сафаряна присутствовала съемочная группа лишь одной телекомпании, но и она не осветила позицию этой партии по поводу подписания армяно-турецких протоколов.
Эти и другие аналогичные факты позволяют говорить о наличии скрытой цензуры и контроле властей над вещательными медиа. Комитет по защите свободы слова намерен в предстоящие годы более детально изучить эту проблему и провести мониторинг пресс-конференций и их освещения в эфире телекомпаний страны. 
(((
Доклад подготовлен на основе данных Комитета по защите свободы слова, материалов Еженедельного электронного бюллетеня Ереванского пресс-клуба, интернет-сайта Центра свободы информации, а также публикаций СМИ.
( Доклад подготовлен в рамках проекта, осуществленного при поддержке Фонда содействия - Армения Института открытого общества и Правительства Королевства Нидерландов.





PAGE  
20

