Мониторинг освещения телекомпаниями пресс-конференций политических и общественных деятелей

С 1 мая по 30 сентября Комитет по защите свободы слова осуществил мониторинг
 освещения телекомпаниями пресс-конференций, проведенных политическими и общественными деятелями в различных пресс-клубах Еревана. При этом преследовалась цель выявить, насколько общенациональные и столичные телеканалы проявляют интерес к пресс-конференциям представителей различных политических сил и, соответственно, как обеспечивается в эфире многообразие мнений и позиций по актуальным общественным проблемам.
Исследование проводилось на основе фиксирования факта присутствия (или отсутствия) телекомпаний на конкретной пресс-конференции, а затем отслеживания ее освещения в эфире.

Присутствие телекомпаний. Монитор посещал пресс-клубы и вел учет присутствовавших на пресс-конференциях съемочных групп телекомпаний.
Освещение. Монитор отслеживал наличие или отсутствие материалов с исследуемых пресс-конференций в основных выпусках информационных программ телекомпаний. При наличии - по специально разработанной анкете - фиксировалась также форма освещения: с синхронным цитированием главных действующих лиц или без (“немое” цитирование, посредством авторского закадрового текста), с авторскими (или иными) комментариями или без них, а также оценивалась эмоциональная окрашенность материалов - позитивная (+), негативная (-), нейтральная (0).

В целом, в период мониторинга исследовано 67 пресс-конференций, в том числе дискуссионных, в которых участвовали и оппонировали друг другу представители различных политических сил.
 Участниками исследованных пресс-конференций стали:
	1.
	Общественные деятели (руководители НПО, эксперты, аналитики и т. д.)
	17

	2.
	представители Армянского Национального Конгресса
	15

	3.
	представители партии ”Жарангутюн” (“Наследие”)
	14

	4.
	представители Республиканской партии Армении
	9

	5.
	представители АРФ ”Дашнакцутюн”
	5

	6.
	представители Демократической партии Армении
	3

	7.
	представители народно-патриотических сил
	2

	8.
	представитель партии Рамкавар-Азатакан
	1

	9.
	представитель социал-дем. Гнчакской партии
	1

	10.
	представитель Народной партии 
	1

	11.
	представитель Коммунистической партии Армении
	1

	12.
	представитель Марксистской партии
	1

	13.
	представитель партии ”Оринац еркир” (“Страна законности”)
	1


Приведенные данные не претендуют на статистическую точность, так как мониторингом были охвачены не все пресс-конференции указанного периода. Согласно разработанной методике, за день исследовалось не более двух пресс-конференций, одна из которых, по возможности, с участием оппозиционного деятеля или эксперта, критически настроенного в отношении властей.
В этом смысле, по сравнению с другими политическими силами, более активными были представители двух оппозиционных сил - Армянского Национального Конгресса и партии “Наследие”. Это, наверное, естественно: они имеют меньше возможностей представления своих позиций и идей в телеэфире, и поэтому стремятся довести свое слово до общественности не только с помощью газет (а аудитория печатных изданий, как известно, несравненно меньше, чем телекомпаний), но и посредством пресс-конференций.

Представим данные относительно того, какими телекомпаниями сколько пресс-конференций отснято и сколько освещено за весь период исследования.

	Телекомпании
	Присутствие/съемки
	Освещение

	1. ”Еркир медиа”
	28
	27

	2. “АЛМ”
	27
	26

	3. ”Армения”
	22
	17

	4. ”Ереван”
	21
	19

	5. ”Кентрон”
	20
	19

	6. ”Ар”
	18
	18

	7. ”Ай TV”
	18
	17

	8. “h2”
	17
	16

	9. “h1”
	16
	15

	10. “Шант”
	10
	9


Таким образом, с точки зрения освещения пресс-конференций представителей различных политических сил, а также общественных деятелей наиболее активны 2 телекомпании - ”Еркир медиа” и “АЛМ”, съемочные группы которых присутствовали почти в 40 процентах охваченных мониторингом пресс-конференций. За ними следует ”Армения”, которая присутствовала в 33 процентах пресс-конференций. Однако здесь следует учесть, что в 5 случаях отснятые пресс-конференции не были освещены.

По уровню интереса к пресс-конференциям первый канал Общественного телевидения Армении - ”h1” (целью создания которого, согласно статье 27 Конституции РА, является также обеспечение плюрализма), находится на 9 месте среди 10 исследованных телекомпаний. Но при этом телекомпания уделила почти равное внимание различным политическим силам.

Так, съемочные группы ”h1” присутствовали на пресс-конференциях:

- Армянского Национального Конгресса - 5 раз (освещены 4),

- Республиканской партии Армении - 3 раза,

- партии ”Наследие” - 3 раза,

- АРФ ”Дашнакцутюн” - 3 раза,

- независимых экспертов и аналитиков - 2 раза.
В частных телекомпаниях внимание к политическим и общественным деятелям распределилось следующим образом(:      

	
	РПА
	АРФД
	Насле-дие
	АНК
	Эксперты, аналитики /общ. деятели
	Народ-но-патри-от. силы
	ДПА
	Рамка-вар – Азата-кан
	НП
	КПА

	”Ай TV”
	4
	2
	5 (1)
	
	5
	
	
	
	1
	1

	“АЛМ”
	5
	3
	3
	7
	6
	1 (1)
	
	
	1
	1

	”Ар” 
	3
	4
	3
	
	7
	
	
	1
	
	

	”Армения”
	4
	2
	6 (2)
	2 (1)
	6
	1 (1)
	1 (1)
	
	
	

	Второй канал - “h2”
	4
	3
	4
	1
	3
	
	1 (1)
	
	
	1

	”Ереван”
	3
	1
	6
	2 (1)
	9 (1)
	
	
	
	1
	

	”Еркир медиа”
	6
	5
	5
	3
	9 (1)
	
	
	
	
	

	”Кентрон”
	3
	3
	5
	3
	5 (1)
	1
	
	
	
	

	“Шант”
	2
	1
	2
	1
	4 (1)
	
	
	
	
	


Если судить по тому, какое внимание уделяется правящим партиям и оппозиции, телекомпании далеки от того, чтобы быть беспристрастными. Так, из находящихся у власти политических сил только представитель ”Страны законности” (Арцруни Агаджанян, давший пресс-конференцию в клубе ”Аздак” 5 мая 2010) не удостоился внимания телекомпаний. Между тем, в ходе мониторинга зафиксировано 7 случаев, когда на пресс-конференциях оппозиционных деятелей не было ни одной телекомпании.

В целом, данные сравнительного анализа освещения пресс-конференций представителей правящей коалиции и оппозиционных деятелей явно не в пользу последних. Так, на охваченных мониторингом пресс-конференциях членов РПА присутствовало в среднем 7 телекомпаний. Это самый высокий показатель.

Данные относительно других политических сил таковы:  
	Участники пресс-конференций
	Среднее число присутствующих телекомпаний

	АРФ ”Дашнакцутюн”
	5

	Общественные деятели (руководители НПО, эксперты, аналитики и т. д.)
	4

	партия ”Наследие”
	3

	Армянский Национальный Конгресс
	2


На двух пресс-конференциях РПА присутствовали все 10 исследуемых телекомпаний. На пресс-конференциях же других политических сил максимальные числа присутствия ТВ составили: ”Наследие” - 8, АРФД - 6, АНК - 5.
Впрочем, более четко пристрастность телекомпаний проявляется при сопоставлении освещения пресс-конференций различных политических сил по поводу одних и тех же тем, в одни и те же дни (или с разницей в несколько дней). Приведем несколько примеров.

Произошедшее 18 июня вооруженное столкновение в зоне конфликта, близ села Чайлу, превратило в главную тему недели армяно-азербайджанские отношения и возможное развитие событий в переговорах по карабахской проблеме. Этому были посвящены пресс-конференции различных политических сил. Так, 22 июня в клубе ”Пастарк” с журналистами встретился представитель партии ”Наследие” Степан Сафарян. Здесь присутствовали съемочные группы 5 телекомпаний. 24 июня  в клубе ”Иратес de facto” по той же теме выступал бывший министр иностранных дел РА, один из лидеров АНК Александр Арзуманян. Эту пресс-конференцию сняла и осветила лишь 1 телекомпания. 28 июня в клубе ”Урбат” председатель демократической партии Арам Саркисян представлял свою позицию относительно карабахской проблемы и армяно-азербайджанских отношений. Здесь присутствовала лишь 1 телекомпания, которая не осветила пресс-конференцию в своем основном информационном выпуске. А 29 июня в клубе ”Де-факто” перед представителями СМИ выступал представитель РПА Эдуард Шармазанов. Присутствовали и осветили пресс-конференцию все 10 исследуемых телекомпаний. В тот же день, 29 июня, в клубе ”Айацк” на пресс-конференции члена парламентской фракции ”Наследие” Заруи Постанджян присутствовала съемочная группа лишь одной телекомпании.

22 июля было опубликовано решение Гаагского международного суда по вопросу независимости Косово. Эта тема тоже вызвала большой интерес в Армении - в контексте возможностей применения такого же подхода к карабахской проблеме. 23 июля в клубе ”Урбат” дал пресс-конференцию  АРФ ”Дашнакцутюн” Ваан Ованесян. На ней присутствовали и осветили 5 телекомпаний. 27 июля в клубе ”Де-факто” по той же теме выступил перед журналистами председатель НПО ”Европейская интеграция”, член Общественного Совета РА Карен Бекарян. Здесь присутствовали все 10 исследуемых телекомпаний. Через несколько дней, 2 августа, в клубе ”Пастарк” дал пресс-конференцию Степан Сафарян (партия “Наследие”), которой уделили внимание 5 телекомпаний.
19 - 21 августа состоялся государственный визит президента РФ Дмитрия Медведева в Армению, в ходе которого был подписан протокол о продлении срока размещения российской военной базы в РА. Затем состоялся неофициальный саммит ОДКБ. Понятно, что в связи с этим на первый план выдвинулись армяно-российские отношения и проблемы безопасности на Южном Кавказе. С 23 по 31 августа состоялось около 10 пресс-конференций по этим темам, 6 из них были включены в исследование.
Так, 23 августа в клубе ”Де-факто” прошла пресс-конференция оппозиционного деятеля, бывшего вице-спикера парламента страны Карапета Рубиняна, однако здесь не было представителя ни одной телекомпании. Спустя 30 минут после этой пресс-конференции в клубе ”Армат” с журналистами встречался заведующий кафедрой теоретической философии и логики ЕГУ, руководитель общественной организации ”Академия политических исследований” Александр Манасян. Здесь работали съемочные группы 4 телекомпаний. Столько же телеканалов уделили внимание представителям партии ”Наследие” Степану Сафаряну и Рубену Акопяну, которые дали пресс-конференцию 24 августа в клубе ”Де-факто”. Здесь же через полчаса по той же теме выступил председатель НПО ”Европейская интеграция”, член Общественного Совета РА Карен Бекарян. Съемки вели 7 телекомпаний. А 25 августа в клубе ”Энаран” на пресс-конференции руководителя парламентской фракции РПА Галуста Саакяна присутствовали все 10 исследуемых телекомпаний. И наконец, 31 августа пресс-конференцию представителя Верховного органа АРФ ”Дашнакцутюн” Армена Рустамяна в клубе ”Де-факто” отсняли и осветили 6 телекомпаний.

Таким образом, можно констатировать, что армянские телеканалы далеко не в равной степени уделяют внимание правящим и оппозиционным политическим силам. Партии власти, и без того не испытывающие проблем в представлении своих позиций по различным телеканалам, при проведении пресс-конференций получают значительно больше места в эфире, чем оппозиция.
Что касается содержания, то подавляющее большинство материалов авторами преподносилось в нейтральных тонах. Но иногда, особенно при освещении пресс-конференций оппозиционеров, игнорировались существенные вопросы и представлялась лояльная часть выступлений.

Зафиксировано несколько случаев, когда журналисты комментировали прозвучавшие на пресс-конференции мысли. Но эти случаи представляют собой исключения из общей картины нейтрального освещения выступлений. Большинство пресс-конференций освещалось с прямым цитированием выступавших - с синхронами. В 10 случаях освещение осуществлялось без таких цитат, лишь посредством закадровых текстов авторов этих сюжетов.       

� Мониторинг проведен в рамках проекта Комитета по защите свободы слова, осуществленного при поддержке организации “Фонды открытого общества - Армения”.


� Поскольку в дискуссионных пресс-конференциях было несколько участников, число деятелей, давших пресс-конференции, больше числа самих пресс-конференций.


( В скобках указано число отснятых, но не освещенных пресс-конференций.





