Освещение в армянском телеэфире пресс-конференций политических сил в период, предшествующий выборам 
в Национальное Собрание РА 6 мая 2012 
(по данным мониторинга КЗСС
)

С 15 февраля по 4 мая 2012 Комитет по защите свободы слова осуществил мониторинг освещения в армянском телеэфире пресс-конференций, проведенных в ереванских клубах политическими и общественными деятелями в канун парламентских выборов-2012.
Целью исследования было выяснить степень интереса столичных и общенациональных телекомпаний к пресс-конференциям участвующих в выборах (а в некоторых случаях - и не участвующих, но желающих представить свои позиции обществу) представителей различных политических сил в период, предшествующий выборам в Национальное Собрание РА. Вместе с тем, мониторингом были охвачены и те пресс-конференции общественных деятелей (руководителей НПО, известных экспертов, аналитиков), темы которых касались выборов. Помимо выявления степени интереса телекомпаний к этим пресс-конференциям, предусматривалось также изучить и оценить адекватность и беспристрастность освещения непосредственно в эфире. 
Согласно методике, исследовались пресс-конференции, проходившие в 7-ми наиболее активно работающих столичных пресс-клубах - “Айацк”, “Айели”, “Иратес де-факто”, “Пастарк”, “Постскриптум”, “Энаран”, “Урбат”, в отдельных случаях - в Национальном пресс-клубе. Мониторинг проводился на 10 телеканалах, имеющих общественно-политические информационные программы: “Ар”, “Армения”, “Армньюс”, “ATV”, “Ереван”, “Еркир-медиа”, “Кентрон”, Первый канал Общественного телевидения Армении (Հ1), Второй армянский телеканал (Հ2), “Шант”. 
Исследование проводилось в два этапа: первый этап (с 15 февраля до 8 апреля) охватил период, предшествующий официальной предвыборной агитации, второй (с 8 апреля по 4 мая) - непосредственно период предвыборной агитации.
Присутствие телекомпаний на пресс-конференциях и освещение
Исследование осуществлялось по следующей методике. Сначала члены мониторинговой группы, посещая столичные пресс-клубы, фиксировали присутствие на данной пресс-конференции съемочных групп телекомпаний. Затем отслеживалось наличие или отсутствие материалов с исследуемых пресс-конференций в основных (вечерних) выпусках информационных программ этих телекомпаний. При наличии - по специально разработанной анкете - фиксировалась также форма освещения: с синхронными аудиоцитатами главных действующих лиц или без них (“немое” цитирование, посредством авторского закадрового текста), с авторскими (или иными) 
комментариями или без них, а также оценивалась эмоциональная окрашенность материалов - позитивная (+), негативная (-), нейтральная (0).

На первом этапе мониторинга, с 15 февраля по 8 апреля, были исследованы 43 пресс-конференции с участием политических и общественных деятелей, в том числе дискуссионные (участники представляли различные политические силы
), на втором этапе - 47 пресс-конференций. 
Количественные данные об участии представителей различных политических сил, а также общественных деятелей в пресс-конференциях, исследованных на обоих этапах мониторинга, представлены ниже.
Таблица 1

	
	Участники пресс-конференций
	1-й этап
	2-й этап

	1. 
	Представители Республиканской партии Армении
	14
	2

	2.
	Представители партий “Наследие” и “Свободные демократы”

	9
	12

	3.
	Представители Армянского национального конгресса
	8
	12

	4.
	Представители Коммунистической партии Армении и Объединенной прогрессивной компартии Армении
	3
	3

	5.
	Представители Демократической партии Армении
	2
	4

	6.
	Представители АРФ “Дашнакцутюн”
	2
	2

	7.
	Представители партии “Оринац еркир”
	1
	1

	8.
	Представители партии “Процветающая Армения”
	1
	2

	9.
	Представители партии “Объединенные армяне”
	0
	2

	10.
	Представители партии “Национальное согласие” 
	1
	1

	11.
	Представители Марксистской партии
	1
	1

	12.
	Представители Союза “Конституционное право”
	1
	1

	13.
	Народная партия (Тигран Карапетян)
	1
	0

	14.
	Общественные деятели (руководители НПО, эксперты, аналитики и др.)
	16
	10


Приведенные данные наглядно показывают уровень активности различных политических сил в плане представления обществу своих предвыборных программ и идей посредством пресс-конференций - параллельно с другими способами агитации. С этой точки зрения подходы участвовавших в избирательной кампании политических сил (прежде всего, тройки лидеров в приведенной таблице) на двух этапах мониторинга проявлялись по-разному. Так, если представители Республиканской партии Армении на первом этапе приняли участие в 14 пресс-конференциях, то на втором - всего в 2-х. Противоположная картина наблюдается у двух оппозиционных сил - Армянского национального конгресса и “Наследия” (вместе со “Свободными демократами”). На первом этапе представители АНК приняли участие в 8 пресс-конференциях, а “Наследие” - в 9. На втором этапе обе оппозиционные силы представили свои программные тезисы и позиции на 12 пресс-конференциях.
Следует отметить, что довольно активны были также общественные деятели - руководители НПО, эксперты, аналитики, которые на обоих этапах мониторинга давали пресс-конференции, касающиеся выборов.
Исследование показало, что хотя не все телекомпании проявляли высокую активность в плане освещения пресс-конференций, однако почти все стремились уделить внимание и эфирное время каждой из политических сил, участвовавших в выборах. Количественные данные, отражающие уровень интереса телекомпаний к пресс-конференциям, то есть сколько пресс-конференций было снято и сколько освещено, представлены в следующей таблице. 
Таблица 2
	Телекомпания
	1-й этап
	2-й этап

	
	Съемка
	Освещение
	Съемка
	Освещение

	1. Второй армянский телеканал  (Հ2)         
	31
	31
	19
	19

	2. “Еркир-медиа”
	27
	23
	17
	15

	3. “Армньюс”
	24
	20
	14
	5

	4. “Кентрон”
	20
	20
	13
	12

	5. “Армения”
	20
	20
	23
	21

	6. Первый канал ОТА (Հ1)
	17
	16
	12
	12

	7. “Ар”
	14
	14
	0
	0

	8. “Ереван”
	13
	10
	13
	13

	9. “ATV”
	10
	9
	11
	11

	10. “Шант” 
	7
	6
	11
	11


Как показывают результаты мониторинга, на первом этапе наибольший интерес к пресс-конференциям политических и общественных деятелей проявили Второй армянский телеканал, а также “Еркир-медиа” и “Армньюс”, присутствовавшие на 50% или более исследованных мероприятий. За ними следуют “Кентрон”, “Армения” и Первый канал ОТА, которые присутствовали на 35-45% пресс-конференций.

Однако, что касается освещения пресс-конференций, то здесь выявились некоторые особенности. В частности, 6 из 10 телекомпаний, за исключением Второго армянского телеканала, “Кентрон”, “Армения” и “Ар”, в ряде случае, хотя и присутствовали на пресс-конференциях, не выпускали в эфир отснятый материал. Так, “Еркир-медиа” и “Армньюс” не осветили 4 пресс-конференции, хотя присутствовали на них, телеканал “Ереван” не осветил 3, “Шант”, Первый канал ОТА и “ATV” - по 1 пресс-конференции. 
Был зафиксирован и противоположный подход, когда телекомпании не вели съемки той или иной пресс-конференции, однако освещали ее в основном выпуске новостей. В известном смысле это носило стихийный характер и, вероятно, было обусловлено техническими возможностями в данный момент. Такой подход к освещению пресс-конференций не был предметом данного исследования. Однако некоторые частные случаи представлены в настоящем отчете. 
На втором этапе мониторинга картина несколько изменилась. Как отмечалось выше, число исследуемых в этот период пресс-конференций было больше - 47, однако интерес телекомпаний к ним снизился. На наибольшем количестве пресс-конференций, 23-х, или почти 50%, присутствовали представители телекомпании “Армения”. Следующим по активности стал Второй армянский телеканал, съемочные группы которого присутствовали на 19 пресс-конференциях против 31 на первом этапе, третьим - “Еркир-медиа”. Примечательным было отношение телекомпании “Ар”. Как показывают данные мониторинга, на первом этапе "Ар" осветила 14 пресс-конференций, созванных различными политическими деятелями, а на втором - ни одной.
Освещение пресс-конференций на втором этапе также отличалось некоторыми особенностями. Второй армянский телеканал, как и “Шант”, "Ереван” и “ATV”, осветили столько пресс-конференций, на скольких присутствовали. “Армения” и “Еркир-медиа” не осветили по 2 пресс-конференции, хотя присутствовали на них, “Кентрон” - одну, а “Армньюс” проводил съемки на 14 пресс-конференциях, но осветил всего 5 из них. Вновь отметим, что объектом исследования были основные выпуски информационных программ телекомпаний, однако были и некоторые исключения, в том числе и в случае с “Армньюс”, когда уделялось внимание и другим вечерним выпускам новостей. 
Согласно статье 27 Конституции РА, обеспечение плюрализма является одной из целей создания Общественного телевидения Армении. А пункт 3 статьи 19 Избирательного кодекса РА устанавливает, что общественная телекомпания обязана обеспечить недискриминационные условия для кандидатов, а также партий и партийных блоков, участвующих в выборах по пропорциональной системе. 
Исходя из этого, отметим, что по уровню интереса, проявленного к пресс-конференциям, Общественный телеканал (Հ1) на первом этапе мониторинга был 6-м среди 10-и телекомпаний, на втором - 7-м.
Вот как распределилось внимание Первого канала ОТА к пресс-конференциям различных политических сил.
Таблица 3
	Участники пресс-конференций
	1-й этап
	2-й этап

	“Наследие” и “Свободные демократы”
	6 раз
	3 раза

	АНК
	3 раза
	6 раз

	КПА и ОПКПА
	2 раза
	3 раза

	АРФ “Дашнакцутюн”
	2 раза
	1 раз

	РПА
	2 раза
	0

	“Процветающая Армения”
	1 раз
	0

	“Оринац еркир”
	1 раз
	0

	ДПА
	0
	2 раза

	“Объединенные армяне”
	0
	1 раз

	Общественные деятели
	2 раза
	4 раза


Отметим также, что на первом этапе мониторинга Первый канал ОТА 1 раз присутствовал на пресс-конференции руководителя Марксистской партии Давида Акопяна, но не осветил ее, и 1 раз не присутствовал на пресс-конференции представителя АНК Гранта Багратяна, но осветил ее. А на втором этапе мониторинга 1 раз не проводил съемку (присутствовал лишь корреспондент), но осветил пресс-конференцию руководителя Демократической партии Армении Арама Г. Саркисяна.
Таким образом, на обоих этапах мониторинга Первый канал ОТА в основных выпусках новостей осветил пресс-конференции каждой из 9 политических сил, участвовавших в парламентских выборах. При этом пресс-конференции представителей оппозиционных АНК и “Наследия” (вместе со “Свободными демократами”) Первый канал освещал по 9 раз. А к пресс-конференциям трех сил правящей коалиции (РПА, “Процветающая Армения” и “Оринац еркир”) большого внимания не было проявлено: на первом этапе освещено 2 мероприятия с участием представителей РПА и по одному - с участием двух других партий, а на втором этапе - ни одного. Безусловно, полученные данные обусловлены также тактикой проведения агитационной кампании, степенью активности самих партий, их готовностью и желанием общаться с представителями СМИ.
Что касается частных телекомпаний, то, как показывают результаты исследования, на обоих этапах мониторинга, вместе взятых, было проявлено примерно равное внимание к пресс-конференциям с участием  представителей АНК и “Наследия” (вместе со “Свободными демократами”), а на первом этапе - и РПА. На втором этапе, непосредственно в период предвыборной агитации, как отмечалось, было организовано чрезвычайно мало пресс-конференций с участием кандидатов в депутаты, выдвинутых по партийному списку РПА. Состоялись две такие пресс-конференции: 27 апреля в клубе “Пастарк” Айк Бабуханян встретился с журналистами, но здесь не было представителей телекомпаний, и 2 мая в клубе “Постскриптум” прошла пресс-конференция Галуста Саакяна, на которой присутствовали съемочные группы телекомпаний “Армньюс” и “Кентрон”, однако обе они это мероприятие не осветили. 
Между тем, интерес телекомпаний к наиболее известным представителям политических сил, занимавшим первые строчки партийных списков, был заметно выше.
Так, на пресс-конференции представителя АНК Никола Пашиняна (26 марта в Национальном пресс-клубе) присутствовали 9 из исследованных 10 телекомпаний. Пресс-конференцию члена Бюро АРФ “Дашнакцутюн” Ваана Ованнесяна осветили также 9 телекомпаний. Пресс-конференции председателя Армянского общенационального движения Арама Манукяна (30 апреля в клубе “Пастарк”), лидера “Наследия” Раффи Ованнисяна (22 марта в клубе “Урбат”), руководителя парламентской фракции “Оринац еркир” Эгине Бишарян (29 марта в клубе “Иратес де- факто”) осветили по 8 телекомпаний. Совместная пресс-конференция лидера Компартии Армении Рубена Товмасяна и председателя Объединенной прогрессивной компартии Армении Вазгена Сафаряна (24 марта, “Пастарк”) также вызвала интерес у 8 телекомпаний.
Следует отметить, что подобного внимания почти не удостаивались дискуссионные пресс-конференции с участием различных политических сил. Из исследованных 10-и таких пресс-конференций лишь в одном случае (3 марта в клубе “Айели” с участием представителя РПА Мкртыча Минасяна и представителя “Свободных демократов” Александра Арзуманяна) присутствовали съемочные группы  8 телекомпаний, из которых снятый материал осветили семь. Другие дискуссионные пресс-конференции освещали не более 4 телекомпаний, зафиксированы случаи, когда подобные мероприятия удостаивались внимания всего одной телекомпании. Так, 18 апреля пресс-конференция представительницы “Наследия” Изабеллы Саргсян и члена “Процветающей Армении” Левы Хачатряна в клубе “Айели” заинтересовала одну лишь телекомпанию “Армения”. 20 апреля пресс-конференцию председателя Объединенной прогрессивной компартии Вазгена Сафаряна и представителя Демократической партии Армена Овсепяна в том же клубе осветила лишь телекомпания “Ереван”. А 6 марта на пресс-конференции представителей РПА и “Наследия” Вардана Айвазяна и Армена Мартиросяна присутствовала лишь съемочная группа “Еркир-медиа”, однако не осветила ее. 
Среди исследованных на втором этапе мониторинга пресс-конференций были и такие, на которых не присутствовала ни одна телекомпания. Такими оказались пресс-конференции в клубе “Пастарк” кандидата-мажоритарника от АНК Гаянэ Арустамян (16 апреля), лидера Объединения “Национальное самоопределение” Паруйра Айрикяна (18 апреля), а также пресс-конференция руководителя партии “Национальное согласие” Арама Арутюняна в клубе “Урбат” (26 апреля).  
Тем не менее, хотя в некоторых случаях интерес к пресс-конференциям был очевидно низок, результаты мониторинга, в целом, позволяют сделать вывод о том, что в предвыборный период 2012, в отличие от предыдущих избирательных кампаний, исследуемые телекомпании уделили внимание представителям всех политических сил, участвовавших в выборах, и стремились сбалансировано освещать пресс-конференции провластных и оппозиционных деятелей. Иными словами, в исследованный период в армянском телеэфире плюрализм был заметен.
Что же касается посвященных выборам пресс-конференций общественных деятелей, экспертов и аналитиков, то и здесь уровень интереса к ним со стороны телекомпаний был различным. Так, на обоих этапах исследования большой интерес телекомпаний вызвали пресс-конференции президента Ереванского пресс-клуба Бориса Навасардяна, посвященные промежуточным результатам мониторинга освещения вещателями избирательной кампании-2012. В клубе “Урбат” на пресс-конференции 20 марта присутствовали съемочные группы 9-и, а 25 апреля - 7-и телекомпаний.
Однако в некоторых случаях подавляющее большинство телекомпаний не заинтересовалось пресс-конференциями экспертов и аналитиков. Например, 15 марта в клубе “Иратес де-факто” на пресс-конференции политолога Сурена Суренянца присутствовала всего одна телекомпания. То же самое было зафиксировано и 16 марта в клубе “Айели” на совместной пресс-конференции политолога Александра Маргарова и политтехнолога Карена Кочаряна, а также 10 апреля в том же “Айели” - на пресс-конференции Ашота Манучаряна. 
Относительно характера освещения пресс-конференций следует отметить, что подавляющее большинство телесюжетов и репортажей было нейтральным. Из исследованных 288 материалов, посвященных 90 пресс-конференциям, лишь в 9 случаях, что составляет 3,1% от общего числа, проявились определенные пристрастия. Тот же самый показатель получен и при изучении формы освещения пресс-конференций, а именно: с комментариями или без них. Как правило, материалы, рассказывающие о пресс-конференциях представителей политических сил, преподносились телезрителям без комментариев. Всего 9 из 288 сюжетов и репортажей содержали комментарии автора или других лиц.
В некоторых случаях, пожалуй, два обстоятельства позволяли делать выводы о предпочтениях телекомпаний: прежде всего, когда проводились съемки, но затем не освещались пресс-конференции представителей тех или иных политических сил, а также при тенденциозном, пристрастном освещении (что, как отмечалось выше, происходило редко). В частности, в ряде случаев сюжет о пресс-конференции оппозиционного деятеля содержал также комментарии представителя правящей партии, причем на этом и заканчивался материал. Но обратное, когда оппозиционный деятель комментировал бы высказанные на пресс-конференции слова представителя правящей коалиции, не было зафиксировано.
Приведем несколько примеров. 14 марта пресс-конференция Гранта Багратяна (АНК) в пресс-клубе “Айели” была представлена в эфире “Кентрон” с комментариями кандидата от РПА Артака Давтяна. В вечерней информационной программе той же телекомпании подобное наблюдалось и 5 апреля: в репортаже о пресс-конференции Ваагна Хачатряна (АНК) в пресс-клубе “Иратес де-факто” прозвучал комментарий другого члена РПА - Карена Авагяна. 

Для состоявшейся 1 марта в клубе “Айели” пресс-конференции Мкртыча Минасяна (РПА) и Александра Арзуманяна (“Свободные демократы”) была заявлена тема “Внутриполитические процессы. Активность бизнес-кругов в мажоритарных округах. Решение Конституционного Совета Франции”. В эфире “Еркир-медиа” были представлены лишь слова Александра Арзуманяна о его выходе из Армянского национального конгресса. А выступление его оппонента никак не было освещено, не содержалось каких-либо упоминаний и о других темах дискуссии. Телекомпания “Шант” осветила эту же пресс-конференцию, представив лишь точку зрения Мкртыча Минасяна о выборах, а мнение его оппонента не прозвучало. 

17 апреля в материале с пресс-конференции представителя АНК Гранта Багратяна в клубе “Айели”, посвященной ходу предвыборной агитации и экономической программе АНК, в эфире “Кентрон” был показан лишь фрагмент, в котором прозвучало позитивное мнение о “Процветающей Армении”, а сама суть темы была проигнорирована.
 Добавим, что материалы о пресс-конференциях представителей политических сил преподносились телезрителю преимущественно с “синхроном”. Так называемые “немые” репортажи (лишь с закадровым авторским текстом) были отмечены только в эфире “Армньюс” - 10 раз. 
Обобщая результаты мониторинга, можно констатировать, что в плане освещения пресс-конференций почти все телекомпании в период избирательной кампании проявили активность и уделили внимание каждой из политических сил, участвовавших в выборах.

Хотя данные по двум этапам исследования по некоторым показателям существенно отличаются, что обусловлено также уровнем активности самих партий и избранной ими тактикой использования пресс-конференций в агитационных целях, можно констатировать, что предвыборный эфир, в целом, был доступен для всех политических сил. Условия общения с электоратом посредством пресс-конференций в телеэфире, в основном, были равными. При этом телекомпании проявили несколько больший интерес к оппозиционным, чем к правящим силам. 

Освещение пресс-конференций в эфире телекомпаний было преимущественно нейтральным. Отснятые материалы, в большинстве своем, представлялись без комментариев авторов или других лиц. 

� Доклад подготовлен в рамках проекта КЗСС, осуществляемого при поддержке организации “Фонды открытого общества - Армения”.





� Поскольку на дискуссионных пресс-конференциях было более одного участника, то в представленных таблицах общее число участников превышает количество мероприятий.


� Подсчитывались и представляются суммарные данные о партиях "Наследие" и "Свободные демократы", а также о Компартии Армении и Объединенной прогрессивной компартии Армении, поскольку эти политические силы шли на выборы едиными списками.








PAGE  
8

