[image: image1.jpg]


 ԽՈՍՔԻ ԱԶԱՏՈՒԹՅԱՆ     

       ՊԱՇՏՊԱՆՈՒԹՅԱՆ ԿՈՄԻՏԵ                   
[image: image2.jpg]


 ԲԱՑ ՀԱՍԱՐԱԿՈՒԹՅԱՆ  

     ՀԻՄՆԱԴՐԱՄՆԵՐ - ՀԱՅԱՍՏԱՆ
О СОСТОЯНИИ СВОБОДЫ СЛОВА И НАРУШЕНИЯХ

ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ В АРМЕНИИ

Квартальный доклад Комитета по защите свободы слова

 (июль - сентябрь 2012)

КРАТКОЕ ОБОБЩЕНИЕ

Комитет по защите свободы слова (КЗСС) отслеживает события и проблемы, касающиеся деятельности армянских медиа, и публикует ежеквартальные и годовые доклады о состоянии свободы слова и нарушениях прав журналистов и СМИ в Армении. В этих документах представляются также инициативы по внесению изменений и дополнений в медиа-законодательство страны, рассматривается воздействие политических и экономических факторов на СМИ.

В третьем квартале 2012 состоялись выборы в органы местного самоуправления. И  поскольку в период обострения внутриполитической ситуации, как правило, усиливаются атаки на СМИ и журналистов, в смысле влияния на деятельность СМИ политических факторов особое внимание привлекли события, происходящие как в предвыборный период, так и в дни выборов (9 и 23 сентября). 

В ходе нынешних выборов в органы местного самоуправления было зафиксировано 5 инцидентов: 1 случай физического насилия и 4 нарушения права на получение и распространение информации. Хотя по сравнению с периодом парламентских выборов (7 инцидентов) ситуация была не столь напряженной, тем не менее за счет этих инцидентов произошло увеличение общего количества нарушений прав журналистов и СМИ по сравнению с третьим кварталом 2011. 
Заслуживает внимания тот факт, что в третьем квартале 2012 количество исков, связанных с клеветой и оскорблением в СМИ, сократилось по сравнению с тем же периодом 2011. Эта позитивная тенденция отмечается с начала 2012.  
В третьем квартале 2012, как и в тот же период 2011, был зафиксирован 1 факт насилия, на 3 уменьшилось количество случаев давления, а число нарушений права на получение и распространение информации, по сравнению с третьим периодом 2011, возросло на 6.
Примечательно, что с 10 сентября в эфире телекомпании “Армньюс” началась трансляция 20-минутных выпусков информационно-аналитической программы  “Айб-Фэ” телекомпании “А1+”. Соглашение о сотрудничестве между двумя телекомпаниями подписан на 1 год, и стороны договорились, что “Армньюс” не будет вмешиваться в редакционную политику “А1+”.
СРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ

В третьем квартале 2012 состоялись выборы в органы местного самоуправления. Поэтому в смысле влияния политических факторов на деятельность СМИ в центре внимания были события, происходящие как в предвыборный период, так и в дни выборов (9 и 23 сентября).  
И на сей раз подтвердилась закономерность, неоднократно отмеченная КЗСС в предыдущие годы: в напряженной атмосфере, формирующейся в периоды важных внутриполитических событий, в особенности во время выборов - как общенациональных, так и в органы местного самоуправления, журналисты и СМИ оказываются в неблагоприятных условиях. В результате этого отмечается рост правонарушений, представляющих  угрозу свободе слова. 
В сентябре 2012 в связи с выборами в органы местного самоуправления было зафиксировано 5 инцидентов: 1 случай физического насилия и 4 нарушения права на получение и распространение информации (подробности см. в разделе “Физическое насилие над журналистами” и подразделе “Другие формы препятствования профессиональной деятельности журналистов в период выборов в органы местного самоуправления” настоящего доклада).

Заметным событием третьего квартала стало подписание договора о сотрудничестве между телекомпаниями “Армньюс” и “А1+”, согласно которому с 10 сентября еженедельно с понедельника по пятницу в эфире “Армньюс” началась трансляция 20-минутных выпусков информационно-аналитической программы  “Айб-Фэ” телекомпании “А1+”. Договор подписан сроком на 1 год, и стороны договорились, что “Армньюс” не будет вмешиваться в редакционную политику “А1+”. Об этом заявили исполнительный директор телекомпании “Армньюс” Артак Алексанян и руководитель телекомпании “А1+” Месроп Мовсесян. Хотя власти расценивают этот шаг как проявление толерантности по отношению к критике, в смысле обеспечения плюрализма в армянском телеэфире его вряд ли можно считать достаточным. 
Напомним, что эти компании конкурировали в конкурсе №11 на цифровое вещание,  проведенном Национальной комиссией по телевидению и радио 16 декабря 2010, и в нем победительницей была признана “Армньюс”. 21 февраля 2011 учредитель “А1+” - ООО “Мелтекс” оспорил результаты конкурса, подав иск в Административный суд РА (“Армньюс” был привлечен в качестве третьего лица). 3 октября 2011 иск “Мелтекс” был отклонен.  9 февраля 2012 жалоба учредителя “А1+” была отклонена Апелляционным административным судом РА. 28 марта 2012 Кассационный суд РА, в свою очередь, вернул жалобу “Мелтекс”. Последний обратился в Европейский суд по правам человека.   
Особо стоит отметить тот факт, что в третьем квартале 2012 количество исков, касающихся клеветы и оскорбления в СМИ, сократилось по сравнению с тем же периодом 2011. Аналогичная картина наблюдалась и в предыдущем квартале, и в целом на протяжении 2012. Так, в январе-сентябре 2011 КЗСС зафиксировал 25 судебных дел, а за тот же период 2012 - всего 10 дел (два из которых были приняты в производство в конце 2011).  
В третьем квартале 2012 КЗСС продолжал фиксировать и анализировать нарушения прав журналистов и СМИ. Ниже представляем их по следующей классификации:

1) физическое насилие над журналистами;

2) давление на СМИ и их сотрудников;

3) нарушения права на получение и распространение информации.

Используемая КЗСС классификация видов нарушений прав журналистов и СМИ несколько условна. В частности, бывают инциденты, в которых, к примеру, препятствование получению и распространению информации сопровождается насилием над журналистом. Каждый из таких фактов отнесен к тому виду нарушений, которому, по мнению авторов доклада, он больше соответствует. Тем не менее, несмотря на эту условность, применяемая классификация позволяет более конкретно и наглядно представить общую картину нарушений прав журналистов и СМИ. 

НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ

Третий квартал 2012 оказался весьма напряженным периодом для СМИ и журналистов Армении. В частности, это было связано с выборами в органы местного самоуправления. Как отмечалось выше, в период этих выборов было зафиксировано 5 инцидентов: 1 случай физического насилия и 4 нарушения права на получение и распространение информации. 
Что касается судебных дел, возбужденных на основании статьи 1087.1 Гражданского кодекса РА (ответственность за оскорбление и клевету) против журналистов и СМИ, в том числе в качестве третьих лиц, то в рассматриваемый период начались разбирательства по 4 делам, принятым в производство соответственно в мае, июне, июле и сентябре. В одном случае 9 учредителей СМИ и организаций привлечены в качестве третьих лиц, а в 3 случаях СМИ выступают ответчиками. Один из истцов - бывший премьер-министр РА, другой - бывший военный летчик, третий - блогер. 

Ниже представлены две таблицы, содержащие сравнительные количественные показатели нарушений прав СМИ и их сотрудников. 

Если в первом квартале нынешнего года не было зафиксировано ни одного случая физического насилия в отношении журналистов, то во втором квартале произошло 3 таких инцидента, а в третьем - 1. Число фактов различного рода давления на СМИ и их сотрудников в третьем квартале было на 3 больше, чем в первом квартале, и на 1 меньше, чем во втором квартале. А случаев нарушения права на получение и распространение информации было на 1 больше, чем в первом квартале, и на 4 меньше, чем во втором квартале. По сравнению с тем же периодом 2011, увеличение общего числа нарушений прав журналистов и СМИ в третьем квартале 2012 объясняется, в основном, именно количественным ростом случаев препятствования получению и распространению информации. 

Сравнительная таблица данных относительно нарушений прав журналистов и СМИ в течение третьих кварталов 2011 и 2012 годов

	Виды нарушений


	2011 г.

3-й квартал
	2012 г.

3-й квартал

	Физическое насилие над журналистами
	1
	1

	Давление на СМИ и их 

сотрудников
	12
	9

	Нарушения права на получение и распространение информации
	0
	6


Сравнительная таблица данных относительно нарушений прав журналистов и СМИ в первом, втором и третьем кварталах 2012 года

	Виды нарушений


	2012 г.

1-й квартал
	2012 г.

2-й квартал
	2012 г.

3-й квартал

	Физическое насилие над журналистами
	0
	3
	1

	Давление на СМИ и их

сотрудников
	6
	10
	9

	Нарушения права на получение и распространение информации
	5
	10
	6


 Таким образом, в третьем квартале 2012 Комитетом зафиксировано 16 новых нарушений прав журналистов и СМИ. В предыдущем квартале нарушений было 23.
Как и в прошлые годы, КЗСС отмечает, что приведенные в таблице данные не претендуют на абсолютную точность. Известно, что представители СМИ нередко воздерживаются от предания гласности фактов препятствования их профессиональной деятельности, игнорируют различного рода угрозы в свой адрес или предпочитают самостоятельно преодолевать возникающие проблемы и незаконные ограничения. Поэтому КЗСС уверен, что реальное число нарушений прав журналистов и СМИ намного больше зафиксированного. В настоящем докладе мы представляем наиболее значительные факты таких правонарушений, которые вызвали широкий общественный резонанс.

Физическое насилие над журналистами

9 сентября 2012, в день выборов в органы местного самоуправления был зафиксирован 1 случай физического насилия. А следствие по другому подобному инциденту, имевшему место 6 мая, в день выборов в Национальное Собрание РА, было прекращено.

Ниже представляем эти факты в хронологическом порядке.

12 июля Эребунийский следственный отдел Полиции Еревана прекратил производство уголовного дела, возбужденного по факту воспрепятствования профессиональной деятельности корреспондента Армянской службы Радио “Свобода”/Радио “Свободная Европа” Элины Чилингарян, ввиду отсутствия состава преступления.  
Напомним, что инцидент произошел 6 мая, в день выборов в Национальное Собрание РА. Когда Элина Чилингарян проводила видеосъемку во дворе избирательного участка 12/32, расположенного в школе № 178 Еревана, неизвестный молодой человек, попавший в кадр, подошел и ударил ее по руке, пытаясь отнять видеокамеру. Камера упала на землю, между ними начался спор. Журналистке с трудом удалось отстоять видеокамеру, после чего она покинула участок и обратилась в полицию с заявлением об инциденте. Эребунийским отделом полиции было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 164 УК РА (“Препятствование законной профессиональной деятельности журналиста”). 
В постановлении о прекращении производства дела приводится обоснование, что “при ведении съемки журналистка не представилась, не имела на себе идентификационного знака журналиста, не было такого знака и на ее видеокамере”. Сделанная Элиной Чилингарян видеосъемка, где запечатлено развитие инцидента, не была признана доказательством. Относительно доказательств в постановлении отмечается, что “об ударе по руке третьим лицом дала показание одна лишь Э.Чилингарян. По этому эпизоду других доказательств не было получено”.
И на этот раз лицо, применившее насилие в отношении журналиста, осталось безнаказанным.
9 сентября, в день выборов в органы местного самоуправления, на избирательном участке 34/73, расположенном в здании дошкольного учреждения № 12 Гюмри, неизвестные лица воспрепятствовали работе съемочной группы телекомпании “Цайг”, применили насилие в отношении оператора Андраника Барбаряна. 
Когда сотрудники телекомпании, корреспонденты Назели Багдасарян, Арменуи Минасян и операторы Андраник Барбарян, Ара Кюрегян, получив сведения о подкупе избирателей, прибыли на участок, один из доверенных лиц и некоторые из присутствующих, ругаясь, напали на них. Произошла потасовка, Андраника Барбаряна ударили, попытались отобрать камеру. Оператор обратился в полицию с сообщением об инциденте. В связи с происшедшим Следственный отдел полиции Ширакской области приступил к сбору материалов.     
Другие факты препятствования профессиональной деятельности

журналистов в день выборов в органы местного самоуправления
Приведенные ниже 4 инцидента отнесены нами к нарушениям права на получение и распространение информации, однако здесь они выделены в отдельный раздел - с тем, чтобы представить общую картину правонарушений в отношении журналистов и СМИ в период выборов в органы местного самоуправления.

28 августа редакция издающейся в Капане газеты “Сюняц еркир” распространила заявление о том, что накануне ночью хакеры атаковали интернет-версию газеты www.syuniacyerkir.am. Помимо этого, редакция получала звонки с угрозами. Подвергшийся атаке выпуск (№ 21) был полностью посвящен деятельности и предвыборной программе кандидата в мэры Капана (действующего руководителя города) Артура Атаяна. Редакция призвала координаторов предвыборных штабов кандидатов в мэры воздержаться от подобных действий и продолжать политическую борьбу в цивилизованной форме.  
9 сентября, в день выборов в органы местного самоуправления, на избирательном участке 34/63 Гюмри неизвестный мужчина угрожал активисту гюмрийского Клуба журналистов “Аспарез” Карену Арутюняну. Когда Карен Арутюнян проводил съемку группы избирателей, приведенных на участок одним из кандидатов в Совет старейшин, неизвестный мужчина из этой группы угрожал сломать ему челюсть. Активист “Аспарез” обратился в Гюмрийский отдел Полиции РА с сообщением об инциденте. Его заставили прождать более получаса, пока придет следователь. Однако встреча со следователем так и не состоялась.  
В тот же день, 9 сентября, члены избирательной комиссии участка 36/7 города Артик воспрепятствовали работе корреспондента телекомпании “Цайг” Кимы Аревшатян и оператора Артура Маргаряна. Сначала им в грубой форме отказался дать интервью председатель участковой избирательной комиссии. Затем пришедшие голосовать жители города обвинили их в получении взятки за съемку. Позже, когда съемочная группа попыталась получить от главы избирательной комиссии разъяснения относительно полученных от доверенных лиц сведений о нарушениях, председатель и другие члены комиссии в грубой форме велели им покинуть участок. Напоминание об ответственности за препятствование профессиональной журналистской деятельности вызвало у членов участковой комиссии еще более грубую реакцию.
21 сентября газета “Рапарак” сообщила, что тремя днями ранее неизвестные лица скупили весь тираж издания из трех киосков города Ехегнадзора. По мнению “Рапарак”, причиной этой акции стала публикация “На выборах мэра Ехегнадзора Республиканская партия Армении использует все рычаги”. Согласно “Рапарак”, подобное произошло и с газетой “Аравот”, опубликовавшей критические материалы в адрес кандидата в мэры Ехегнадзора от РПА Сирекана Бабаяна.
Давление на СМИ и их сотрудников

Как отмечалось выше, по сравнению с предыдущим кварталом, в третьем квартале 2012 уменьшилось число фактов оказания давления на СМИ и журналистов. За отчетный период Комитетом по защите свободы слова зафиксировано 9 новых инцидентов, 4 из которых - судебные дела о клевете и оскорблении (два из них были приняты в производство во втором квартале, однако слушания начались в третьем квартале), а остальные - иные формы давления.   

В этом разделе доклада отражено также развитие событий в судебных спорах с участием СМИ и журналистов, начавшихся в 2010 и 2011. 

Представим зафиксированные во втором квартале 9 новых случаев давления на СМИ и развитие событий в продолжавшихся судебных делах в хронологической последовательности.
2  июля главный редактор газеты “Айкакан жаманак” Айк Геворкян получил постановление следователя Отдела по расследованию дорожно-транспортных происшествий Полиции РА о прекращении возбужденного против него уголовного дела.
Напомним, что 3 февраля Айк Геворкян был задержан и направлен в уголовно-исправительное учреждение “Нубарашен”, ему было предъявлено обвинение в нарушении правил дорожного движения, причинении по неосторожности вреда здоровью, оставлении места дорожного происшествия (часть 1 статьи 242 и статья 244 УК РА). Постановление об аресте журналиста было вынесено судом общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана.

Журналистское сообщество отреагировало на происшедшее, выразив озабоченность и возмущение. В частности, 4 февраля Комитет по защите свободы слова и Ереванский пресс-клуб выступили с заявлением, в котором избрание ареста в качестве меры пресечения Айку Геворкяну было расценено как не имеющее достаточных законных оснований, и содержался призыв незамедлительно освободить журналиста и обеспечить беспристрастное, прозрачное расследование инцидента. 

6 февраля, по решению Прокуратуры РА, мера пресечения в отношении Айка Геворкяна была изменена на подписку о невыезде. В полдень журналист был выпущен на свободу.

2 июля уголовное дело было прекращено из-за отсутствия состава преступления. Айк Геворкян обжаловал это постановление. По его словам, поскольку выдвинутое против него обвинение оказалось ложным (инцидент был сфальсифицирован), он требует раскрыть фальсификацию и прекратить дело на основании отсутствия события преступления, а не состава преступления.    

Айк Геворкян обжаловал законность постановления суда общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана о его аресте. Так как 13 марта Апелляционный гражданский суд, а 7 мая Кассационный суд РА не удовлетворили его жалобу, журналист выразил намерение обратиться в Европейский суд по правам человека (подробности читайте в докладе КЗСС за второй квартал 2012 на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).
4 июля Апелляционный гражданский суд РА удовлетворил жалобу ЗАО “Иджеванское дорожное строительство и эксплуатация” на решение суда общей юрисдикции Тавушской области (канцелярия Иджевана) от 27 апреля 2012 по его иску против учредителя телеканала “Иджеван” - ООО “Студия Иджеван” и корреспондента (ныне - директора) одноименного телеканала Наиры Хачикян. 
 Напомним, что истец оспаривал критиковавший его репортаж, транслированный 21 июня 2011 на Втором армянском телеканале, а также на телеканале “Еркир-медиа”. Истец потребовал принести публичные извинения и возместить причиненный его деловой репутации ущерб на сумму 3 264 000 драмов, включая судебные расходы и госпошлину. 
27 апреля суд общей юрисдикции Тавушской области удовлетворил иск частично, признав надлежащим ответчиком лишь Наиру Хачикян, и обязал ее возместить ущерб за ущемление деловой репутации “Иджеванское ДСЭ” в размере 50 000 драмов. При определении размера возмещения суд принял во внимание, что та же информационная программа “Лрабер” Второго армянского телеканала в выпуске от 27 июня 2011 представила ответ директора и сотрудников “Иджеванское ДСЭ” на видеоматериал, ставший предметом спора. Согласно решению суда, с Наиры Хачикян должны быть взысканы также 20 000 драмов в качестве оплаты услуг адвоката истца и госпошлина в размере 15 000 драмов.     

23 мая истец обжаловал решение в вышестоящей судебной инстанции.

4 июля Апелляционный гражданский суд полностью отменил решение суда общей юрисдикции и постановил вернуть дело в тот же суд на новое рассмотрение.
22 августа дело было передано на новое рассмотрение в канцелярию Дилижана суда общей юрисдикции Тавушской области. Назначенное на 26 сентября судебное заседание было перенесено из-за отсутствия сторон.

 Как уже отмечалось в докладе КЗСС за второй квартал, с этим делом связано одно странное обстоятельство. По словам Наиры Хачикян, в качестве меры по обеспечению иска с августа 2011 наложен запрет не только на банковские счета, но и на ее паспорт, тем самым ограничивается даже ее право на свободное передвижение. КЗСС обратился с запросом к начальнику Тавушского областного управления Полиции РА и начальнику Тавушского областного отдела Службы принудительного исполнения судебных актов Министерства юстиции РА для уточнения обстоятельств, получения разъяснений и поиска путей разрешения этой проблемы. В установленный законодательством срок ответа из полиции не было получено. А руководитель Тавушского областного отдела Службы принудительного исполнения судебных актов в ответном письме от 25 сентября отказался предоставить необходимые сведения. КЗСС предпринимает меры для защиты своего права на получение информации.

9 июля в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана начались слушания по иску председателя Совета директоров института “Армгидроэнергопроект” Сеника Джулакяна против руководителя Ассоциации политологов Армении Амаяка Ованнисяна. К делу в качестве третьих привлечены также 9 субъектов, не заявляющих самостоятельных требований, в том числе ряд учредителей СМИ: ООО “Ежедневная газета “Рапарак”, ООО “Медиа стайл”, общественная организация содействия демократии “Клуб “Зеркало”, ЗАО “Армения ТV”, ЗАО “Мульти Медиа Кентрон ТV”, ЗАО “Армньюс”, общественная организация “Армянский экспертный центр “Диалог”, общественная организация “Социально-правовая гуманитарная организация “Энаран”. Иск принят в производство 18 мая.  
Истец считает оскорбительными ряд заявлений Амаяка Ованнисяна и требует обязать ответчика принести ему публичные извинения,  опровергнуть сведения, ущемляющие его честь, достоинство и деловую репутацию, а также возместить моральный ущерб - по 1 000 000 драмов за клевету и оскорбление.   
Судебные разбирательства по делу состоялись 25, 31 июля, 10 и 27 сентября. Следующее заседание назначено на 17 октября. 
10 июля суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш утвердил мировое соглашение между сотрудниками Общественного телевидения Армении и религиозной организацией “Свидетели Иеговы”. 
Напомним, что “Свидетели Иеговы” оспаривали сведение о том, что обвиняемый в убийстве своих родителей в Севане Арман Торосян является членом этой организации. Это сведение прозвучало в эфире ОТА 9, 10 и 11 ноября 2010 в информационной передаче “Айлур” (ныне - “Первый информационный”) и аналитической передаче “Тесанкюн”. Дело находилось в судебном производстве с декабря 2010. 5 июня Общественное телевидение Армении, во исполнение подписанного 15 мая мирового соглашения, опровергло это сведение в выпуске программы “Первый информационный” (бывший “Айлур”).
11 июля суд общей юрисдикции Ширакской области (канцелярия Гюмри) отклонил иск председателя Совета попечителей благотворительного фонда “Минас Аветисян” Армана Аветисяна против председателя Совета гюмрийского Клуба журналистов “Аспарез” Левона Барсегяна. 
Напомним, что истец считал оскорбительными сведения, содержащиеся в опубликованных в июне 2011 на веб-сайте www.asparez.am статьях “Есть вещи, которые не прощаются”, “Арман Аветисян лжет по непонятным причинам” и “Наносили удар по семейному капиталу?”, касающихся перевозки фресок Минаса Аветисяна в Ереван. В иске требовалось обязать Левона Барсегяна принести публичные извинения за клевету и оскорбление, опубликовать решение суда на веб-сайте клуба и взыскать с ответчика 2 млн драмов (500 000 в качестве возмещения ущерба за оскорбление, 1 500 000 - за клевету), а также 200 000 драмов в качестве компенсации судебных расходов.

Иск был подан 9 августа 2011. Слушания начались 9 сентября 2011.

Основанием для решения суда первой инстанции об отклонении требований Армана Аветисяна стал истекший срок давности для подачи искового заявления. Истец обжаловал это решение в вышестоящей судебной инстанции. Слушания в Апелляционном гражданском суде РА назначены на 7 ноября. 
11 июля веб-сайт газеты “Аравот” сообщил, что корреспондент издания Рузан Минасян была приглашена в Службу национальной безопасности, однако ей не было известно, по поводу какой именно публикации. Несколько часов спустя выяснилось, что журналистка была допрошена в качестве свидетельницы по делу бывшего начальника Управления уголовно-исправительных учреждений Самвела Ованнисяна, подозреваемого в подготовке покушения на убийство одним заключенным - другого. Об этом инциденте Рузан Минасян написала в статье “Убийство с корыстной целью”, опубликованной в “Аравот” от 30 июня 2006. Когда журналистке стала известна причина ее вызова в СНБ, она пригласила адвоката, в присутствии которого прошел 4-часовой допрос. С Рузан Минасян и ее адвоката была взята подписка о неразглашении тайны следствия.   
12 июля суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш частично удовлетворил иск жительницы города Арташата Маргариты Мартиросян против ее невестки Рипсиме Карапетян, на основе свидетельств которой газета “168 жам” опубликовала статью “Не могу так жить, осужден невинный человек” (в номере от 4 ноября 2010), в связи с чем в качестве третьего лица оказалась вовлеченной в судебный процесс.
Напомним, что дело находится в судебном производстве с 3 декабря 2010. Начиная с октября 2010, газета опубликовала цикл статей об убийстве в городе Арташате, одна из которых, упомянутая выше, стала предметом спора. Истица требовала опровергнуть сведения, ущемляющие ее честь и достоинство. 

20 июня 2012 суд объявил о возобновлении слушаний со 2 июля, поскольку на стадии предъявления доказательств истекли полномочия представителя истицы (подробности читайте в докладе КЗСС за второй квартал 2012 на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”). 
Согласно вынесенному 12 июля решению, “168 жам” обязана опубликовать опровержение сведений, ущемляющих честь и достоинство истицы. 
13 августа решение вступило в законную силу. 

12 июля в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш начались слушания по иску кандидата в депутаты на парламентских выборах 2012 Анушавана Никогосяна против учредителя информационного портала “Slaq.am” - ООО “Виртуал медиа”. 

Напомним, что истец оспаривает публикацию “Причина обиды Анушавана Никогосяна” и требует принести извинения за оскорбления и клевету, опровергнуть не соответствующие действительности сведения через тот же интернет-сайт и возместить ущерб в размере 3 млн драмов.   

Как сообщил редактор “Slaq.am” Карен Варданян, ответчик согласен с тем, что на веб-сайте были опубликованы непроверенные сведения, и готов опубликовать опровержение и заключить мировое соглашение. Однако истец настаивает на своих требованиях. Судебные слушания состоялись 31 июля и 13 сентября. Очередное заседание назначено на 26 октября.

13 июля в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана завершилось разбирательство по иску председателя координационного совета правозащитных НПО “Зинвор” (“Солдат”) Маргариты Хачатрян против учредителя газеты “Рапарак” - ООО “Ежедневная газета “Рапарак”.  
Напомним, что истица требовала опровергнуть информацию, содержащуюся в опубликованной в номере “Рапарак” от 21 апреля 2011 заметке “Была драка?”, и возместить ущерб в размере 2 миллионов 40 тысяч драмов (включая судебные расходы), поскольку этой публикацией, как считает Хачатрян, опорочены ее честь и достоинство. Слушания дела начались 6 сентября 2011.
На заседании 13 июля истица отказалась от финансовых претензий, оставив лишь требование об опровержении. 
30 июля суд общей юрисдикции отклонил иск полностью.
Суд счел, что при публикации статьи издание в разумных пределах предприняло меры, чтобы определить истинность ставших ему известных сведений, то есть не  вынашивало умысла и не преследовало цели ущемить честь, достоинство и деловую репутацию Маргариты Хачатрян.
 6 сентября Маргарита Хачатрян обжаловала это решение в вышестоящей судебной инстанции. 11 сентября Апелляционный гражданский суд принял жалобу в производство. Ее рассмотрение назначено на 9 ноября.
13 июля учредитель газеты “Жаманак” - ООО “Скизб Медиа Кентрон” подал кассационную жалобу на постановление Апелляционного гражданского суда РА от 14 июня, оставившего в силе решение суда первой инстанции по иску строительной компании “Глендейл Хилз”. 
Напомним, что дело находится в судебном производстве с 24 сентября 2010. Предметом спора стала публикация “1000 долларов за молчание” (в номере газеты от 26 августа 2010), которая касалась некачественного, по мнению жильцов, строительства зданий квартала Муш-2 в Гюмри, предназначенного для пострадавших от землетрясения горожан. Истец потребовал от учредителя издания возмещения в размере 2,5 млн драмов за ущерб, нанесенный деловой репутации компании посредством публикации не соответствующих действительности сведений. 30 мая суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана частично удовлетворил требования истца и обязал учредителя “Жаманак” выплатить компании “Глендейл Хилз” в качестве возмещения за клевету 200 000 драмов, 300 000 драмов - за адвокатские услуги, а также 10 000 драмов - в качестве госпошлины. Суд также обязал издание опровергнуть сведения, содержащиеся в статье “1000 долларов за молчание”.

14 июня Апелляционный гражданский суд РА отклонил жалобу “Скизб Медиа Кентрон” и оставил в силе решение суда первой инстанции.

1 августа Кассационный суд РА вернул жалобу “Скизб Медиа Кентрон”. Таким образом, решение суда общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана осталось в силе.
20 июля суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана принял в производство иск блогера Тиграна Кочаряна (известного под никнеймом “Слон”) против учредителя газеты “Чоррорд инкнишханутюн” - ООО “Посторонним В”. Истец расценил как клеветнические и оскорбительные сведения из статьи “Фашист и слон: в защиту слонов”, опубликованной “Чоррорд инкнишханутюн” 13 июля 2012. Он требует обязать ответчика опубликовать опровержение и принести публичное извинение, а также возместить 3 000 000 драмов за клевету и оскорбление.   
Ранее, 26 мая, “Чоррорд инкнишханутюн” опубликовала материал “Фашистик-фашуля-фашя: о слонах”, в котором, по мнению Тиграна Кочаряна, содержались оскорбительные выражения в его адрес. Последний обратился в редакцию с просьбой удалить этот материал с веб-сайта, однако издание ответило публикацией “Фашист и слон: в защиту слонов”, ставшей поводом для предъявления иска. 

Назначенное на 5 сентября предварительное заседание по делу было отложено из-за того, что ответчик был извещен об иске с опозданием и не успел подготовиться к заседанию. 24 сентября состоялось очередное судебное заседание, следующее назначено на 16 октября.   
20 июля, а затем 3 августа в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш прошли предварительные судебные заседания по иску гражданина Гургена Агаджаняна против ООО “Редакция газеты “Жоговурд”.
Напомним, что 30 августа 2011 газета “Жоговурд” опубликовала материал “От сына Галуста требуют”, подготовленный на основе письма, полученного от имени Гургена Агаджаняна, и содержащий негативные сведения о бывшем начальнике Управления по госимуществу РА Каринэ Киракосян и заместителе начальника этого ведомства Ашоте Маркосяне. Истец отрицает, что он является автором упомянутого письма, и требует в том же издании опровергнуть сведения, которые, по его мнению, являются клеветой, и возместить ущерб в размере 804 000 драмов.

3 августа предварительные слушания по делу завершились. Рассмотрение дела по существу начнется 2 октября. 
25 июля в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана состоялось предварительное заседание по иску руководителя Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи Артура Сакунца против президента Федерации футбола Армении Рубена Айрапетяна. В качестве третьего лица к делу привлечено Общественное телевидение Армении.
Напомним, что поводом для иска стало высказывание президента Федерации футбола Армении Рубена Айрапетяна, прозвучавшее 26 мая во время спортивной передачи “Дополнительное время” на ОТА: “Когда я хотел построить в Ванадзоре футбольную школу на горе, где нет ни дерева, ни листочка, непонятно почему появился какой-то хельсинкский, с какими-то непонятными кольцами сукин сын, и подал на нас в суд...”.
Истец потребовал обязать ответчика принести ему публичные извинения и выплатить 10 драмов как возмещение ущерба за ущемление его чести и достоинства.
На заседании 25 июля истец сократил  финансовые требования к ответчику с 10 драмов до 1 лумы. Ответчик заявил суду, что выражение, расцененное как оскорбительное, не было адресовано Артуру Сакунцу. Исходя из того, что истец сам отнес на свой счет оспоренное им выражение, суд на него и возложил бремя доказывания. 
Отметим, что привлеченное к делу в качестве третьего лица Общественное телевидение Армении не представило суду письменный ответ на иск, а его представитель на протяжении всего судебного процесса не выразил какой-либо позиции.  

Слушания продолжились 8 и 17 августа. 29 августа суд отклонил иск. 

25 июля Кассационный суд РА вернул жалобу председателя Союза “Конституционное право” Айка Бабуханяна и ООО “Иравунк медиа” на решения нижестоящих судебных инстанций по иску против ООО “Хмбагир” и журналиста Эдика Андреасяна.
Напомним, что в этом деле предметом спора стала опубликованная 31 августа 2010 в учрежденном ООО “Хмбагир” интернет-издании “Report.am” статья “Право “Иравунк” на кончике меча Айка Бабуханяна”. Каждый из истцов потребовал от ответчиков опровергнуть посредством того же сайта сведения, опорочившие их честь, достоинство и деловую репутацию, публично извиниться, опубликовать решение суда, возместить ущерб, а также судебные расходы. В общей сложности требуемая сумма составила более 7 000 000 драмов.

27 февраля 2012 суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш отклонил иск председателя Союза “Конституционное право” Айка Бабуханяна и ООО “Иравунк медиа”, обязав их уплатить госпошлину в размере 236 000 драмов. Основанием для решения суда стал истекший срок давности для подачи искового заявления. 31 мая Апелляционный гражданский суд РА, в свою очередь,  отклонил жалобу Айка Бабуханяна и ООО “Иравунк медиа” как необоснованную, обязав их выплатить 390 000 драмов как госпошлину за судопроизводство во второй судебной инстанции.
28 июля директор учредителя телекомпании “Раздан” - ООО “Сирак” Мнацакан Арутюнян подал в Административный суд РА иск против Комитета по госдоходам при Правительстве РА. 
Напомним, что с 8 мая по 12 июня в телекомпании “Раздан” были осуществлены налоговые проверки с участием оперуполномоченных Комитета по госдоходам при Правительстве РА. 22 июня проводившая проверки комиссия представила проект акта, согласно которому на телекомпанию накладывался штраф в размере 2 300 000 драмов. С учетом возражений учредителя телекомпании “Раздан” сумма штрафов была снижена до 1 960 000 драмов (подробности читайте в докладе КЗСС за второй квартал 2012 на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).

Руководитель телекомпании “Раздан” считает штрафные санкции незаконными и требует признать налоговый акт недействительным.    

Судебные слушания назначены на 8 ноября. 

30 июля суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш частично удовлетворил иск Ереванского государственного университета и преподавателя ЕГУ Ара Габузяна против ООО “Банадзев”, жителя Гюмри Сирекана (Сирака) Егиазаряна и юриста Соны Арутюнян.

Напомним, что истцы оспаривали сведения, представленные в сюжете “Правовед-правонарушитель” передачи “Аканатес” (“Очевидец”), вышедшей в эфире Общественной телекомпании Армении. Согласно телепередаче, письменная работа студента юридического факультета ЕГУ Сирекана Егиазаряна получила неудовлетворительную оценку без проверки ее содержания, только с учетом объема. Протесты студента привели к тому, что преподаватель Ара Габузян попытался сдать его полиции. В передаче прозвучал вывод Егиазаряна о том, что в этой истории видны коррупционные риски. В передаче был представлен также комментарий эксперта-юриста Соны Арутюнян.

 Истцы требовали от всех трех ответчиков принести публичные извинения. Помимо этого,  от ООО “Банадзев” и Сирекана Егиазаряна они требовали опровергнуть сведения, ущемляющие их честь, достоинство и деловую репутацию, публично извиниться в какой-либо другой передаче Общественной телекомпании Армении, поскольку материалы ООО “Банадзев” больше не выпускаются в эфир ОТА. Еще одним требованием истцов было обязать “Банадзев” разместить заключительный судебный акт на веб-сайте http://akanates.banadzev.com.

Иск был принят в производство 27 июня 2011. Рассмотрение дела завершилось 13 июля 2012.
Согласно решению суда общей юрисдикции от 30 июля 2012, Ереванский госуниверситет, как юридическое лицо, не может требовать защиты чести и достоинства  и, следовательно, не является надлежащим ответчиком. Поэтому в этой части иск был отклонен. В части, касающейся юриста Соны Арутюнян, иск также был отклонен, поскольку требование к ней было предъявлено позже, с нарушением срока давности. Все остальные требования были удовлетворены. Помимо этого, суд обязал ответчиков разместить извинения и опровержение не только в упомянутых выше СМИ, но и на www.youtube.com. 
5 сентября истец обжаловал решение суда общей юрисдикции в вышестоящей инстанции. Жалоба была принята Апелляционным гражданским судом в производство 11 сентября, ее рассмотрение назначено на 9 ноября.
31 июля суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана отклонил иск религиозной организации “Слово жизни” и ее руководителя Артура Симоняна против ООО “Иравунк медиа”, учредителя еженедельного приложения газеты “Иравунк” - “Иравунк-Расследование” и  еженедельника “Аргументы недели в Армении”.
Напомним, что истец требовал опровергнуть публикации, в которых “Слово жизни” характеризуется как сектантская организация, принести публичные извинения, а также компенсировать судебные расходы. Руководителя организации особенно возмутили сведения, содержащиеся в статье “Тема сектантских порнофотографий “зацвела” обвинением в растлении малолетних”, опубликованной в № 39 “Иравунк- расследование” (19-25 октября 2011) вместе с двумя коллажами. Дело находилось в судопроизводстве с 23 ноября 2011, слушания завершились 17 июля 2012.  

Суд общей юрисдикции решил взыскать с истцов в пользу ООО “Иравунк медиа” по 150 000 драмов в качестве судебных расходов, а также госпошлину в размере 1 500 драмов. 
Истцы обжаловали это решение в вышестоящей судебной инстанции. Жалоба принята Апелляционным гражданским судом в производство 29 сентября, ее рассмотрение назначено на 25 октября.
2 августа суд общей юрисдикции Лорийской области (канцелярия Ванадзора) прекратил производство по иску старосты села Лернапат Вано Егиазаряна против его односельчанина Фахрада Восканяна, в котором в качестве третьего лица привлечено ООО “Ежедневная газета Аравот”.  
Напомним, что истец Вано Егиазарян тремя исками (против односельчан Бориса Ашрафяна, Геворга Мелконяна, Фахрада Восканяна) оспаривал сведения, содержащиеся в статье “Кто на кого клевещет”, опубликованной в газете “Аравот” 19 августа 2011, и потребовал возместить ущерб, причиненный его чести, достоинству и деловой репутации. Статья, ставшая предметом спора, касалась проходившей в августе 2011 у здания правительства РА акции протеста, участвовавшие в которой лернапатцы выразили журналисту недовольство по поводу деятельности сельского старосты Вано Егиазаряна (подробности читайте в докладе КЗСС за второй квартал 2012 на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”). 

Основанием для прекращения судопроизводства стал отказ сельского старосты от иска. Таким образом, все три судебных спора, в которые учредитель газеты “Аравот” был вовлечен в качестве третьего лица, завершились не в пользу истца. 
10 августа суд общей юрисдикции столичного административного округа Шенгавит 

прекратил производство по иску директора школы № 11 Еревана Рузанны Азизян против учредителя информационного портала “7or.am” - ООО “Теванян”. Основанием для прекращения судопроизводства стал отказ директора школы от иска.

Напомним, что истица оспаривала опубликованную 16 апреля 2012 на “7or.am” информацию “Директор - однокурсница Сержа Саргсяна требует с учителей 100 долларов?”, подготовленную на основе сведений, полученных по электронной почте от родителей учеников школы № 11. Несмотря на то, что 17 апреля это интернет-издание под рубрикой “Опровержение” опубликовало ответ за подписью адвоката директора школы № 11, 26 апреля Рузанна Азизян обратилась в суд. Истица требовала опровергнуть сведения, ущемляющие ее честь и достоинство, принести извинения через то же СМИ и возместить ее расходы на услуги адвоката в размере 100 000 драмов. В ходе разбирательств Азизян дополнила иск требованием возмещения за оскорбление в размере 300 000 драмов, но впоследствии отказалась от иска.
29 августа в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана начались слушания по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации бывшего военного летчика Микаэла Андреасяна против учредителя газеты “Новое время” - ООО “Редакция газеты “Новое время”. В иске Микаэла Андреасяна оспаривается статья “Ну а тем, кому выпало жить...”, опубликованная в “Новом времени” 7 февраля 2012. По мнению истца, в публикации искаженно представлен один из эпизодов карабахской войны с его участием. Истец требует принести публичные извинения и опубликовать опровержение. Следующее судебное заседание назначено на 1 ноября.   
3 сентября в суде общей юрисдикции административных округов Ачапняк и Давидашен Еревана продолжились слушания по иску ООО “Аритмологический кардиологический центр Армении” против информационно-аналитического агентства “News.am”.
Напомним, что дело находится в судебном производстве с декабря 2010. Иск касается опубликованной 23 ноября 2010 в “News.am” статьи “Больного с сердечным пороком  в Аритмологическом кардиологическом центре “накололи” и установили другое устройство” - о проблемах гражданина РА Ованеса Катрджяна. Последний обвинил медицинский центр в том, что его обманули и вместо имеющего 10-летний срок эксплуатации электрокардиостимулятора установили хирургическим путем другое, дешевое устройство. ООО “Аритмологический кардиологический центр Армении” сочло, что агентство “News.am” опорочило его честь, достоинство и деловую репутацию, и потребовало от СМИ опровержения и возмещения ущерба в размере 2 млн драмов. 1 марта 2012 завершилась стадия предварительных слушаний дела (подробности читайте в докладе КЗСС за первый квартал 2012, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).

На заседании 3 сентября было обсуждено содержание статьи. Очередное судебное заседание назначено на 9 октября. 
4 сентября суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана отклонил иск гражданина Юрия Мнацаканяна против ГЗАО “Национальный институт здравоохранения им. академика НАН РА С. Авдалбекяна” и руководителя его администрации Вигена Шагиняна. В качестве третьего лица к делу привлечен учредитель информационно-аналитического агентства “News.am” - OOO “Ньюс эй эм”.

Напомним, что истец оспаривал сведения из публикации “News.am” от 26 декабря 2011 “40-100 сотрудников Национального института здравоохранения пополнят ряды безработных”. Дело было принято в производство в тот же день, 26 декабря 2011. Слушания начались 5 апреля 2012. Помимо публичных извинений, истец в ходе слушаний потребовал возместить ущерб за оскорбление в размере 1 млн драмов, а также компенсировать его судебные расходы. 
Решением от 4 сентября суд обязал Юрия Мнацаканяна уплатить госпошлину в размере 200 000 драмов - пропорционально требованиям иска.  
4 сентября гюмрийский Клуб журналистов “Апарез” распространил заявление в связи с тем, что во время визита президента РА в Гюмри, состоявшегося в тот же день, представители аппарата главы государства не предоставили журналистам местных СМИ (ежедневной газеты “Гюмри-Аспарез”, еженедельника “Хингшабти”, информационного портала www.asparez.am, телекомпаний “Цайг” и ГАЛА, а также гюмрийским корреспондентам Армянской службы Радио “Свобода”/ Радио “Свободная Европа” и газеты “Аравот”) возможности принять участие в брифинге, организованном в здании больницы матери и ребенка. Происшедшее расценивалось в заявлении как ограничение свободы слова и дискриминация по отношению к различным группам представителей одной профессии.    
В распространенном в тот же день вечером через информационное агентство “Panorama.am” разъяснении Управление по связям с общественностью и СМИ аппарата президента РА отметило, что брифинг проходил в “маленьком вестибюле больницы, следовательно, для того, чтобы меньше беспокоить больных, и ввиду ограниченности территории, возможность задать несколько кратких вопросов имели лишь журналисты нескольких общенациональных телекомпаний”.
6 сентября Комитет по защите свободы слова вместе с партнерскими организациями выступили с заявлением, в котором призвали Управление по связям с общественностью и СМИ аппарата президента РА принести извинения аккредитованным журналистам, не получившими возможность выполнить профессиональный долг перед своими согражданами. В заявлении, в частности, говорилось: “...Разъяснения Управления по связям с общественностью и средствами массовой информации аппарата президента РА по поводу происшедшего не убедительны. Из них можно заключить, что аппарат выделяет определенную категорию СМИ, в эфире или на страницах которых освещение деятельности президента РА более желательно, чем в других. Подобный подход очевидным образом проявился именно в Гюмри, где функционируют местные СМИ с достаточно большой аудиторией. Между тем, посещая Гюмри, президент, казалось бы, должен быть в первую очередь заинтересован в общении с жителями города. Создается впечатление, что во властной элите действует неписаное правило, согласно которому в отношениях с журналистами предпочтение отдается зарубежным СМИ, затем - некоторым “избранным” общенациональным и столичным вещателям, и лишь в последнюю очередь - представителям областных СМИ. Это крайне порочная практика, в особенности в тех случаях, когда информация предназначается аудитории СМИ, не принадлежащих к числу “избранных”. Подобный образ действий государственных органов препятствует справедливой конкуренции на медийном поле, обеспечению права на получение и распространение информации, в связи с чем призываем пересмотреть его”. 
6 сентября Апелляционный гражданский суд РА отклонил жалобу ООО “Редакция газеты “Жоговурд” на решение суда общей юрисдикции Гегаркуникской области (канцелярия Гавара) от 19 марта 2012 по иску бывшего губернатора области Нвера Погосяна. 
Напомним, что истец оспаривает статью “Марзпет, представляющий партию “Процветающая Армения”, получил взятку $3000”, опубликованную в номере от 7 декабря 2011. Требования иска - обязать газету “Жоговурд” публично извиниться перед ним и возместить ущерб за клевету в размере 2 млн драмов, а также компенсировать 500 000 драмов для оплаты адвокатских услуг. 30 ноября 2011 учредитель газеты предъявил встречный иск, потребовав от губернатора 1 луму за ущемление чести, достоинства и деловой репутации редактора и редакции (подробности читайте в докладе КЗСС за первый квартал 2012, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).
Согласно решению суда первой инстанции, иск был удовлетворен частично. Суд обязал газету опровергнуть сведения, содержащиеся в статье “Марзпет, представляющий партию “Процветающая Армения”, получил взятку $3000”, взыскать в пользу Нвера Погосяна 200 000 драмов, 100 000 из которых - как возмещение ущерба и 100 000 - на оплату адвокатских услуг. Встречный иск был отклонен.

Учредитель издания заявил о намерении обжаловать решение Апелляционного гражданского суда РА от 6 сентября.

7 сентября Апелляционный уголовный суд РА во второй раз отклонил жалобы руководителя севанской общины религиозной организации “Единство христиан Веры Евангельской” Владимира Багдасаряна и его адвоката, в которых оспаривалось решение суда первой инстанции об отказе Севанского отделения Полиции РА возбудить уголовное дело против корреспондента телекомпании “Шант” Арпи Сукиасян и оператора Эдуарда Петросяна. 

Напомним, что судебный спор начался еще в декабре 2010. Инцидент, ставший поводом для судебных разбирательств, произошел 10 ноября 2010, когда журналист телекомпании “Шант” Арпи Сукиасян и оператор Эдуард Петросян находились в Севане для подготовки репортажа. Они зашли в здание без вывесок, оказавшееся местом собраний членов упомянутой выше религиозной организации (при этом один этаж здания находится в частной собственности). Увидев, что журналисты производят видеосъемки, Владимир Багдасарян потребовал выключить телекамеру и покинуть здание, затем ударил оператора по лицу. 

24 декабря 2010 в связи с этим инцидентом в отношении Владимира Багдасаряна было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 164 УК РА ("Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста"). 13 июля 2011 суд общей юрисдикции Гегаркуникской области (канцелярия Севана) признал Владимира Багдасаряна виновным и приговорил к штрафу в размере 200 000 драмов. Вместе с тем, суд применил к священнослужителю амнистию, освободив его от уплаты штрафа. Владимир Багдасарян и его адвокаты подали жалобу в вышестоящую инстанцию. 12 декабря 2011 Апелляционный уголовный суд РА оставил приговор в силе силе (подробности читайте в Годовом докладе КЗСС за 2011, на www.khosq.am, раздел “Доклады”). А 17 февраля 2012 Кассационный суд РА вернул жалобу священнослужителя на постановление Апелляционного уголовного суда.

В рамках того же уголовного дела Владимир Багдасарян, в свою очередь, обратился с заявлением в полицию, обвинив Арпи Сукиасян и Эдуарда Петросяна в противозаконном вторжении на территорию, являющуюся частной собственностью (по статье 147 УК РА "Нарушение неприкосновенности жилища").17 февраля 2011 Севанское отделение Полиции РА отказало в возбуждении уголовного дела ввиду отсутствия состава преступления. 25 февраля 2011 Владимир Багдасарян и его адвокат оспорили постановление полиции в суде общей юрисдикции Гегаркуникской области (канцелярия Севана). 13 июля 2011 суд отклонил их заявление. 12 декабря 2011 Апелляционный уголовный суд РА, в свою очередь, оставил решение суда общей юрисдикции в. 8 июня 2012 Кассационный суд РА отменил решение Апелляционного уголовного суда РА и направил дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение.   

3 июля 2012 суд общей юрисдикции Гегаркуникской области (канцелярия Мартуни) принял дело на новое рассмотрение. Согласно вынесенному 24 июля решению, в возбуждении уголовного дела против сотрудников телекомпании “Шант” вновь было отказано. 7 сентября решение суда первой инстанции повторно было оставлено в силе Апелляционным уголовным судом РА, что было обосновано тем, что заявление по поводу действий следователя необходимо было направить не в суд, а в прокуратуру. Суд также принял во внимание, что указанная территория, хотя и частная, не является квартирой, а служит местом общественного значения, где присутствие журналистов не могло быть запрещено. 

Представители религиозной организации вновь подали кассационную жалобу на постановление Апелляционного уголовного суда.

Отметим, что в июне 2011 Владимир Багдасарян потребовал от телекомпании “Шант” опровержения и, получив отказ, подал иск в суд общей юрисдикции столичных административных округов Арабкир и Канакер-Зейтун. Иск был отклонен 20 декабря 2011. Жалоба истца в Апелляционный гражданский суд РА была отклонена, а 6 июня 2012 Кассационный суд РА, в свою очередь, вернул жалобу Владимира Багдасаряна.

7 сентября Лорийский областной отдел Службы принудительного исполнения судебных актов Министерства юстиции РА - на основании заявления корреспондента веб-сайта www.hetq.am Адрине Торосян - постановил возбудить принудительное производство против сельского старосты Лернапата Вано Егиазаряна, наложить запрет на его имущество и объявить его в розыск. Подобная мера в отношении Вано Егиазаряна была вызвана тем, что сельский староста добровольно не выполнил решение суда общей юрисдикции Лорийской области (канцелярия Ванадзора) от 29 мая, обязавшего его возместить расходы Адрине Торосян на адвокатские услуги в размере 150 000 драмов.
Напомним, что 29 мая суд общей юрисдикции Лорийской области (канцелярия Ванадзора) отклонил иск Вано Егиазаряна против Адрине Торосян. Предметом спора стали сведения, содержащиеся в опубликованной 23 августа 2011 в еженедельной газете “Этк” статье “Адресованное сельскому старосте слово “пастись” стоит 1 миллион драмов”. Согласно истцу, эти сведения ущемляли его честь, достоинство и деловую репутацию, поэтому он потребовал в том же СМИ опровергнуть их, принести извинения и взыскать с издания возмещение ущерба в размере 1 млн драмов. Во время предварительных судебных заседаний Вано Егиазарян изменил финансовое требование иска с 1 млн драмов на 1 луму.

10 сентября в суде общей юрисдикции Лорийской области (канцелярия Ванадзора) продолжились слушания по иску декана факультета педагогики Ванадзорского педагогического института им. О.Туманяна Терезы Шахвердян против корреспондента еженедельной газеты “Этк” (с 2012 ее издание прекращено) и веб-сайта www.hetq.am Адрине Торосян.
Напомним, что истица расценила как клевету ряд адресованных ей выражений, содержащихся в материале “Болезненные страсти в Ванадзорском педагогическом институте”, опубликованном в “Этк” 13 мая 2011. Она требует опровергнуть в том же издании сведения, являющиеся, по ее мнению, клеветой, публично извиниться и возместить ущерб в размере 200 000 драмов за ущемление чести, достоинства и деловой репутации, а также оплатить судебные расходы. Еженедельник “Этк” привлечен к делу в качестве третьего лица (подробности читайте в Годовом докладе КЗСС за 2011, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).

Судебное заседание 10 сентября прошло при отсутствии истицы. Очередное заседание назначено на 24 октября.
В связи с некоторыми выражениями, содержащимися в упомянутой публикации, в судебном производстве находится еще одно дело - по иску ректора того же института Гургена Хачатряна (подробности читайте в докладе КЗСС за второй квартал 2012, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).
19 сентября во время акции протеста у здания Национальной Академии наук фотожурналист Гагик Шамшян пытался задать вопросы новоизбранному директору Института биохимии НАН РА им. Буниатяна Самвелу Чаиляну. Последний в грубой форме заявил фотожурналисту: “Ты кто такой, что меня фотографируешь? Знаешь, что я сейчас сделаю? Ударю бутылкой по твоей голове!” Гагик Шамшян, в свою очередь, ответил непристойным выражением.
20 сентября интернет-версия газеты “Аравот” информировала, что корреспондент издания Рузан Минасян была приглашена на допрос в качестве свидетеля, на сей раз - в Следственное управление Еревана Полиции РА. Поводом для вызова на допрос стал инцидент на судебном заседании по делу против Ваграма Керобяна и Степана Овакимяна, обвиняемых в краже. Во время заседания Степан Овакимян перерезал себе вены. Журналистка представила следователю три публикации и шесть фотографий, связанных с инцидентом, а также письменное объяснение. 
24 сентября в суде общей юрисдикции Котайкской области (канцелярия Раздана) начались слушания по иску жителя Раздана Гагика Атасяна против директора ООО “Сирак”, учредителя телекомпании “Раздан”, Мнацакана Арутюняна. 
Напомним, что истец считает оскорбительными и клеветническими статьи Мнацакана Арутюняна “Истинное лицо человека года” и “Всемирно известный режиссер?”. Первая из них опубликована на интернет-сайтах “Aravot.am” (18 января 2012) и “Hraparak.am” (20 января 2012), вторая - на “Hetq.am” (29 февраля 2012) и “Mitq.am” (11 марта 2012). Оба материала размещены также на интернет-сайте телекомпании “Раздан”. По мнению истца, оскорбительны также комментарии к этим публикациям, в авторстве которых он подозревает Мнацакана Арутюняна. Истец требует обязать ответчика принести публичные извинения, возместить причиненный клеветой и оскорблением ущерб в размере 3 млн драмов и опубликовать судебное решение в тех же СМИ. Дело принято в производство 29 мая. Слушания начались 9 июня.

16 августа ответчик заявил суду ходатайство о прекращении дела, в связи с чем суд отложил два предстоящих заседания, чтобы принять решение. 24 сентября ходатайство было отклонено, после чего ответчик заявил отвод судье. Назначенное на 28 сентября заседание, на котором должен был решиться вопрос о самоотводе, было перенесено на 11 октября (см. также стр.11 настоящего доклада).

24 сентября суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана принял в производство иск бывшего премьер-министра РА Армена Дарбиняна против ООО “Центр политических исследований”, выпускающего онлайн-журнал “Национальная идея”. Истец считает клеветническими и оскорбительными ряд выражений из статьи  “Арменчик Дарбинян не любит платить, почему должен любить, если он защищен армянским государством?”, размещенной на www.n-idea.am 16 августа 2012. Он требует возместить ущерб, причиненный его чести и достоинству, в размере 4 миллионов драмов. В качестве меры по обеспечению иска наложен запрет на имущество и денежные средства издания. 
Предварительное судебное заседание назначено на 8 ноября.
26 сентября в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана продолжились разбирательства по иску директора Национальной картинной галереи Фараона Мирзояна против учредителя газеты “Чоррорд инкнишханутюн” - ООО “Посторонним В” и художника по стеклу Сергея Гаспаряна.
Напомним, что дело находится в судебном производстве с 20 апреля 2011. Требования иска - опровергнуть сведения, содержащиеся в статье “Узнать Фараона”, опубликованной в “ЧИ” 9 апреля 2011, и взыскать с ответчиков 3 360 000 драмов - для возмещения ущерба, нанесенного оскорблением и клеветой, и компенсации судебных расходов.

Несмотря на то, что на судебном заседании 27 августа разбирательство дела было сочтено завершенным и на 11 сентября было назначено оглашение решения, слушания возобновились и продолжились 14 и 26 сентября. Оглашение судебного решения назначено на 2 октября.
26 сентября веб-сайт www.henaran.am сообщил, что в тот же день в Национальном Собрании РА министр сельского хозяйства РА Серго Карапетян проявил неуважительное отношение к корреспонденту сайта Марианне Каграманян. Журналистка попросила оценить ситуацию в сельском хозяйстве, в частности, задала вопрос: “Чем объясняются позитивные сдвиги в сфере, эффективной работой или божьим благоволением?” В ответ министр закричал: “Нет, девочка, выключи свой телефон”, - имея в виду диктофон, который он выхватил из ее рук. В этот момент Марианна Каграманян напомнила министру, что после своего назначения он сам призвал надеяться на Бога, молиться за благоприятные природно-климатические условия и инициировал освящение сельскохозяйственных угодий. Разгневанный Серго Карапетян на это ответил: “Сначала нам следует молиться за тебя, чтобы ты немного одумалась, стала бы армянкой-христианкой”. 
Нарушения права на получение и распространение информации

В третьем квартале 2012 КЗСС зафиксировал 6 нарушений права на получение и распространение информации, против 10 случаев во втором квартале года. Четыре из шести инцидентов произошли в период выборов в органы местного самоуправления. Они были представлены выше в отдельном подразделе (“Другие формы препятствования профессиональной деятельности журналистов в период выборов в органы местного самоуправления”).

Ниже представляем новые факты, зафиксированные в третьем квартале нынешнего года, а также развитие событий по конфликтам, произошедшим ранее.

Особо отметим, что в итоге продлившегося более года судебного процесса был частично удовлетворен иск КЗСС против Национальной комиссии по телевидению и радио. Фактически, КЗСС лишь посредством суда смог доказать, что личные листки сотрудников телекомпаний (CV) не могут считаться документами, содержащими тайну. 
2 июля Центр свободы информации подал иск в суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана, требуя обязать Демократическую партию Армении предоставить запрошенную информацию. 
Напомним, что 25 апреля Центр свободы информации Армении направил Демократической партии Армении запрос относительно затраченной в ходе выборов в Национальное Собрание РА суммы. Ответа на запрос не было получено. 16 мая был направлен повторный запрос, который также остался без ответа. 
18 сентября в отсутствие ответчика прошло первое судебное заседание, на котором были представлены требования иска. Следующее судебное заседание назначено на 30 октября. 

2 июля Центр свободы информации подал иск в суд общей юрисдикции столичных административных округов Арабкир и Канакер-Зейтун, требуя обязать партию “Баргавач Айастан” (“Процветающая Армения”) предоставить запрошенную информацию. 
Напомним, что 25 апреля Центр свободы информации Армении направил “Баргавач Айастан” запрос относительно затраченной в ходе выборов в Национальное Собрание РА суммы. Ответа на запрос не было получено. 16 мая был направлен повторный запрос, который также остался без ответа. 

Первое судебное заседание было назначено на 12 сентября. Однако до этого, 4 сентября, “Баргавач Айастан” предоставила запрошенные сведения, а также подала в суд ходатайство о прекращении производства по делу. В свою очередь, Центр свободы информации заявил, что не возражает против прекращения судопроизводства, при условии, что суд решит вопрос об уплате госпошлины в его пользу или партия добровольно компенсирует уже уплаченную сумму пошлины. Назначенное на 12 сентября судебное заседание было перенесено, дата очередного заседания пока не определена.  
18 июля в Административном суде РА состоялось первое судебное заседание по иску Центра свободы информации о привлечении директора ООО “Дустр Марианна” к административной ответственности. 
Напомним, что 19 декабря 2011 Центр свободы информации обратился в Административный суд РА с требованием обязать ООО “Дустр Марианна” предоставить полную информацию на запрос о его молочной продукции, а также привлечь директора компании к административной ответственности. 26 января суд не принял иск в производство.

 Назначенное на 25 сентября очередное судебное заседание было отложено по ходатайству Центра свободы информации.

24 июля в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш прошло заседание по иску Центра свободы информации против кондоминиума “Амалсаранаканнер” (“Университетские”), на которое в очередной раз ответчик не явился.
Напомним, что 13 и 30 июня 2011 Центр свободы информации направил запросы председателю кондоминиума “Амалсаранаканнер”, однако они остались без ответа. Запрошенные сведения касались собрания кондоминиума, на котором были установлены цены на обслуживание жильцов дома по адресу Царав Ахбюри, 55/5. 11 ноября 2011 Центр свободы информации обратился в суд, потребовав обязать кондоминиум предоставить запрошенные сведения в пятидневный срок, а также разместить их в доступном для общества месте. Все судебные заседания, назначенные в период с 8 декабря 2011 по 28 июня 2012, были отложены из-за отсутствия ответчика, который, к тому же, не представил даже ответа на иск.
Известить председателя кондоминиума “Амалсаранаканнер” Армена Татевосяна о судебных заседаниях не удалось ни через аппарат административного округа, ни посредством почтовых отправлений суда, поэтому Центр свободы информации ходатайствовал об объявлении ответчика и его имущества в розыск. Ходатайство было удовлетворено, и производство по делу приостановлено на неопределенное время - до обнаружения Армена Татевосяна.
24 июля Центр свободы информации подал иск в Административный суд РА против Министерства финансов РА, Лицензионного агентства и Управления финансового контроля Минфина РА. Истец требует признать нарушение его права на получение информации и предоставить сведения о полученных сотрудниками Лицензионного агентства и Управления финансового контроля премиях в 2011, а также оштрафовать на 30 000 драмов трех ответственных работников Минфина.  
Прежде чем обратиться в суд, 29 мая Центр свободы информации направил в упомянутые выше учреждения соответствующий запрос. Полученный ответ был неполным, и 23 июня Центр свободы информации вновь направил запрос в Министерство финансов. В предоставлении сведений было отказано по той причине, что они касаются личных данных сотрудников.
Дата судебных заседаний пока не назначена.
24 июля Центр свободы информации подал иски против государственного учреждения “Офис по осуществлению природоохранных программ” Министерства экологии РА в суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана и Административный суд РА. 
В иске, поданном в суд общей юрисдикции, истец требует признать нарушение его права на получение информации и предоставить сведения о премиях, полученных штатными сотрудниками госучреждения в 2011. В иске, поданном в Административный суд, истец требует наложить штраф в размере 30 000 на ответственного сотрудника министерства, не предоставившего запрошенную информацию.   
Прежде чем обратиться в суд, 29 мая Центр свободы информации направил в упомянутое выше учреждение соответствующий запрос. Полученный ответ был неполным, и 20 июня был направлен повторный запрос. 2 июля “Офис по осуществлению природоохранных программ” предоставил информацию о полученных премиях, однако отказался сообщить о ее размерах в соответствии со штатным расписанием по той причине, что это касается личных данных сотрудников.
Предварительное заседание в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш назначено на 8 октября. Слушания в Административном суде назначены на 18 октября.
3 августа Административный суд РА частично удовлетворил иск Комитета по защите свободы слова против Национальной комиссии по телевидению и радио. Тем самым действия (бездействие) Национальной комиссии, отказавшейся предоставить КЗСС личные листки (CV) сотрудников телекомпаний были признаны неправомерными. Суд обязал предоставить информацию о сотрудниках, что же касается договоров телекомпаний с третьими лицами о ретрансляции, то в этой части требования иска были отклонены. 
Напомним, что 21 февраля КЗСС направил НКТР официальный запрос для получения копий заявок и прилагаемых к ним документов, представленных на конкурсы по лицензированию телекомпаний на осуществление эфирного вещания посредством цифровой вещательной сети. В ответном письме сообщалось, что запрашиваемые документы могут быть предоставлены, за исключением тех, которые содержат коммерческую и личную тайну. К таковым, по мнению НКТР, относятся приложенные к конкурсным заявкам договоры о ретрансляции, а также личные листки (CV) сотрудников телекомпаний. 11 апреля КЗСС обратился в Административный суд РА с иском против НКТР, требуя предоставить полную информацию. 27 сентября стало известно, что иск отклонен, причем имело место процессуальное нарушение (подробности читайте в Годовом докладе КЗСС за 2011, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).

2 февраля Апелляционный административный суд РА огласил решение, согласно которому жалоба КЗСС была удовлетворена. Постановление Административного суда РА от 27 сентября было отменено, и дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение. Дело вновь рассматривалось Административным судом 19 июля. 

3 сентября КЗСС подал жалобу в Апелляционный административный суд РА на решение нижестоящей инстанции от 3 августа в части отклоненных требований о предоставлении договоров телекомпаний. Жалоба была принята в производство 10 сентября. Судебное заседание назначено на 22 ноября. Национальная комиссия по телевидению и радио решение суда от 3 августа не обжаловала.
7 августа в Административном суде РА начались слушания по иску Центра свободы информации против ЗАО “Аштарак кат”.

Напомним, что 12 ноября 2011 Центр свободы информации направил запрос ЗАО “Аштарак кат” с просьбой сообщить, производится ли продукция компании из натурального молока, какая именно продукция производится из натурального молока, а какая - не из натурального, и каково содержание натурального молока в каждом виде продукции. Запрос был оставлен без ответа, и 6 декабря 2011 Центр свободы информации повторно обратился в компанию с теми же вопросами. Ответ был получен 12 января, после того как Центр свободы информации обратился в Административный суд РА с требованием обязать ЗАО “Аштарак кат” предоставить полную информацию, а также привлечь директора компании к административной ответственности. 23 января Административный суд РА отказал в приеме иска Центра свободы информации. 6 февраля Центр свободы информации обжаловал это решение. 5 марта Апелляционный административный суд РА частично удовлетворил жалобу: ЗАО “Аштарак кат” должно предоставить запрошенную информацию, а требование о привлечении директора к административной ответственности было отклонено.

Очередное судебное заседание назначено на 4 октября.

Другие события, связанные с деятельностью СМИ

23 августа газета “Айкакан жаманак” сообщила, что в Европейском суде по правам человека завершилось рассмотрение заявления ее издателя - ООО “Дарескизб” против правительства Армении и в ближайшие месяцы будет вынесено решение. 

Напомним, что в период введенного в Ереване с 1 по 20 марта 2008 чрезвычайного положения печатные издания, фактически, подвергались цензуре, применялись ограничения на освещение событий в интернете и т. д. Издатель “Айкакан жаманак” оспорил в Европейском суде по правам человека тот пункт подписанного тогдашним  президентом Армении Робертом Кочаряном Указа о введении чрезвычайного положения, на основании которого были введены ограничения на деятельность СМИ. ООО “Дарескизб” потребовало от властей РА 9 млн. драмов за 20-дневный запрет на издание выпускаемой им газеты, а также 20 000 евро в качестве возмещения за моральный ущерб и 10 000 евро - на адвокатские расходы.  
Доклад подготовлен на основе данных Комитета по защите свободы слова, материалов электронного Еженедельного бюллетеня Ереванского пресс-клуба и веб-сайта Центра свободы информации, а также публикаций СМИ.  
� Доклад подготовлен в рамках проекта КЗСС, осуществляемого при поддержке организации “Фонды открытого общества - Армения”.








PAGE  
11

