[image: image1.png]ENDOWMENT § DEMOCRACY







ԽՈՍՔԻ ԱԶԱՏՈՒԹՅԱՆ                                                   ՊԱՇՏՊԱՆՈՒԹՅԱՆ ԿՈՄԻՏԵ              
[image: image2.jpg]



О СОСТОЯНИИ СВОБОДЫ СЛОВА И НАРУШЕНИЯХ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ В АРМЕНИИ 

Доклад Комитета по защите свободы слова за первое полугодие 2014(
Комитет по защите свободы слова (КЗСС) отслеживает события и проблемы, касающиеся деятельности армянских медиа и их сотрудников, и периодически публикует доклады о состоянии свободы слова и нарушениях прав журналистов и СМИ. Настоящий доклад касается первого полугодия 2014.

КРАТКОЕ ОБОБЩЕНИЕ
Первое полугодие 2014 стало периодом жестких атак различных структур власти на свободу слова и СМИ. Так, 4 марта Национальное Собрание РА ввело в обращение законопроект о дополнениях в Гражданский кодекс РА, предусматривающий ответственность медиа за распространение публикаций и комментариев, взятых от “фейков” - анонимных или скрывающихся под псевдонимами пользователей социальных сетей. По сути, авторы документа решили регулировать интернет посредством ограничения свободы слова и оказания давления на СМИ. Это вызвало серьезные протесты со стороны журналистского сообщества страны, свою озабоченность выразили правозащитные организации и международные структуры. 14 марта 9 журналистских объединений, в том числе Комитет по защите свободы слова, выступили с заявлением, требующим вывести законопроект из обращения и выработать новые концептуальные подходы к сфере современных коммуникаций на основе европейских стандартов. Эта проблема была обсуждена на парламентских слушаниях 31 марта, но они не привели к принятию принципиальных решений.

Еще одним тревожным сигналом для СМИ стало размещенное 22 мая на сайте Прокуратуры РА сообщение, напоминающее медиа об уголовной ответственности за несанкционированную публикацию данных предварительного следствия. В этих случаях, как отмечалось в документе, будут осуществлены следственные и судебные действия для раскрытия источника информации. Многие СМИ и журналистские организации подчеркнули, что в подходах Прокуратуры РА к данной проблеме содержатся угрозы свободе слова и необоснованные ограничения деятельности медиа. Однако уже 26 июня появился первый судебный акт, обязавший ежедневную газету “Рапарак” и интернет-издание “iLur.am” раскрыть источник информации по поводу публикации на криминальную тему. При этом проигнорирован ряд положений Закона РА “О массовой информации”. Оба издания выразили намерение обжаловать решения суда в вышестоящей инстанции. 

В течение первого полугодия были инициированы два важных изменения в законодательстве, регулирующем деятельность медиа. В частности, 12 марта НС РА приняло в первом чтении взаимосвязанные законопроекты о внесении изменений и дополнений в Законы РА “О телевидении и радио” и “О рекламе”, которыми предполагается запретить рекламу на Общественном телевидении, за исключением специально оговоренных случаев. А 21 июня парламент принял изменения и дополнения в те же законы, в результате чего частным телекомпаниям разрешается рекламировать крепкие спиртные напитки с 22:00 до 6:00 часов. До этого реклама таких напитков (за исключением армянского коньяка) была полностью запрещена.

Важным новшеством в законодательстве, касающемся СМИ, стало и то, что 19 мая НС РА приняло изменения и дополнения в Гражданский кодекс РА, устанавливающие институт морального ущерба и предусматривающие компенсацию в случае его причинения. Ранее, когда этот вопрос никак не регулировался, в судебных делах, связанных с оскорблением и клеветой в СМИ, возникали серьезные проблемы.

Отслеживая ситуацию в области свободы слова и изучая условия деятельности СМИ и журналистов, КЗСС продолжал фиксировать случаи нарушений их прав. Общее число таких фактов, по сравнению с первым полугодием 2013, в 2014 снизилось: 46 и 44 соответственно. Однако и нынешние данные не могут не вызывать тревогу: за 6 месяцев 2014 Комитетом по защите свободы слова зафиксировано 5 случаев физического насилия в отношении журналистов, 29 фактов давления на СМИ и их сотрудников, 10 нарушений права на получение и распространение информации.

В первом полугодии судами общей юрисдикции принято в производство 12 новых исков, связанных с деятельностью СМИ. Из них 8 касаются оскорбления и клеветы, 3 - защиты авторских прав, 1 - раскрытия источника информации.

Подробности - в соответствующих разделах настоящего доклада.

СРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ
Армянские СМИ в первом полугодии 2014 действовали в весьма сложных условиях. Им приходилось противостоять многочисленным вызовам, попыткам ограничения их прав и свободы слова в целом. Причем, в основном, эти угрозы исходили от различных ветвей власти.

В частности, введенный в обращение 4 марта законопроект о внесении изменений и дополнений в статью 1087.1 Гражданского кодекса РА, касающуюся ответственности за оскорбление и клевету, в журналистском сообществе расценили как явную атаку на СМИ, попытку “приструнить” их. Этот документ предполагал возложить ответственность на медиа, если они воспользуются материалами или комментариями фейковых аккаунтов, т. е. анонимных или скрывающихся под псевдонимами пользователей интернета. По замыслу авторов законопроекта, если в таких публикациях содержится оскорбление или клевета, то по требованию лица, посчитавшего себя оскорбленным или оклеветанным, редакция должна в течение 12 часов удалить материал со своего сайта или выявить и представить точные (а не анонимные) сведения об источнике. В противном случае само СМИ будет нести судебную ответственность. Примечательно, что законопроект подписали представители от всех фракций Национального Собрания - как правящих, так и оппозиционных.

В принятом в связи с этим заявлении 9 журналистских организаций, в том числе КЗСС, отмечалось, что большая часть тех конфликтных ситуаций, регулированию которых призваны способствовать предлагаемые изменения, могут найти разрешение как в рамках действующего законодательства, судебных прецедентов, соответствующих комментариев Кассационного суда РА, так и посредством механизмов опротестования, существующих в социальных сетях. “В то же время эта законодательная инициатива несет в себе серьезные риски для свободы слова, реализации права граждан на получение и распространение информации, а также для защиты персональных данных”, - говорилось в заявлении. На законопроект о “фейках” отреагировала и международная организация “Репортеры без границ”, которая в своем заявлении подчеркнула, что “ СМИ не могут нести ответственность за контент, не созданный ими, а анонимность - один из основополагающих принципов интернета как площадки для дискуссий и свободно распространяемой информации”.

На состоявшихся 31 марта парламентских слушаниях по этому вопросу руководителям ряда журналистских организаций, в том числе КЗСС, известным блогерам и независимым экспертам была предоставлена возможность представить свое отношение к законопроекту и обосновать необходимость его изъятия из обращения. Хотя авторы документа от правящей Республиканской партии Армении заявили, что будут продолжать работать над законопроектом, вскоре стало известно, что его дальнейшее рассмотрение отложено на год, а по некоторым сведениям - на неопределенный срок.

Еще более серьезным вызовом для СМИ и журналистского сообщества стало сообщение Прокуратуры РА, размещенное на ее сайте 22 мая. В документе содержалось напоминание об уголовной ответственности за несанкционированную публикацию данных предварительного следствия и предупреждение о том, что в случае нарушения этого требования виновные будут наказаны в установленном законом порядке.

Однако сообщение Прокуратуры РА, по оценкам журналистских объединений страны, противоречит статьям 5 и 9 Закона РА “О массовой информации”. Так, Центр свободы информации расценил этот документ как крайне проблематичный и ставящий под угрозу надлежащее исполнение журналистами своих профессиональных обязанностей, а также, как следствие, право общества на получение информации.

Вскоре подходы прокуратуры нашли практическое применение. 30 мая редакция газеты “Аравот” получила письмо от начальника Горисского отдела полиции с просьбой предоставить сведения об источнике информации, на основе которой была подготовлена публикация на криминальную тему в интернет-версии издания - “Aravot.am”. Издание отказалось раскрыть источник информации, ссылаясь на Закон РА “О массовой информации”. Но если эта история не получила продолжения, то уже 26 июня суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана удовлетворил ходатайство Особой следственной службы, обязав газету “Рапарак” и интернет-издание “iLur.am” раскрыть источник информации, по которой эти СМИ независимо друг от друга подготовили публикации об инциденте, произошедшем 7 мая в Гюмри между начальником городской полиции полковником Варданом Надаряном и братьями Артуром и Рафаэлом Алексанянами (оба они спортсмены, первый - известный борец). Кстати, сначала Особая следственная служба попыталась сама получить от СМИ интересующие ее сведения, но, получив отказ, обратилась в суд.

Комитет по защите свободы слова считает, что эти действия правоохранительных органов и суда являются “классическим” примером скрытой цензуры, незаконного ограничения деятельности СМИ, оказания на них давления с применением правовых механизмов.

Неблагоприятную политическую среду для работы СМИ и их сотрудников создавали также адресованные им необоснованные и неоправданно обобщенные обвинения со стороны депутатов парламента, министров, других известных лиц. Примечательно, что касающиеся медиа и журналистов выражения ненависти и оскорбительные суждения, как правило, озвучивались после критических публикаций или разоблачений, в которых фигурировали эти лица.

Экономические условия деятельности СМИ, по оценке Комитета по защите свободы слова, также нельзя считать благоприятными. Финансовые трудности стали хронической болезнью для подавляющего большинства армянских медиа. Так, в начале года ряд общенациональных газет вынужден был поднять свои цены. Это стало следствием “цепной реакции”, вызванной подорожанием электроэнергии в июле 2013, после чего возросли цены на типографские услуги, что и повысило себестоимость печатных изданий. Если учесть, что с 1 августа электроэнергия в Армении вновь подорожает, то можно предположить, что цены на периодику еще больше возрастут. А это, в свою очередь, снизит и без того низкий спрос на печатные медиа.

С начала 2014 из-за финансовых проблем не выходила в свет газета “Азг”, а с 28 февраля это ежедневное издание стало выпускаться как еженедельник. С мая месяца Второй Армянский телеканал (“h2”) сократил охват своего вещания, исключив районы со сложным рельефом. Впрочем, как заверяют в телекомпании, после перехода на цифровое вещание (оно намечено на 1 июля 2015) эта проблема будет решена. С 1 июня в Армении перестала действовать существовавшая с советских времен проводная радиосеть, по которой тогда передавались программы государственного радио, а в постсоветский период, когда сформировалась Общественная телерадиокомпания, - общественного радио. Телевизионная и радиовещательная сеть Армении объяснила отключение проводного радиовещания финансовой нерентабельностью. Конечно, общественное радио будет продолжать эфирное вещание, но это СМИ потеряло более 2,5 тысяч абонентов проводной сети, а последние (в основном, люди пожилого возраста) лишились привычного источника информации.  
Что касается вопросов законодательного регулирования деятельности медиа, то здесь в течение первого полугодия были примечательны следующие события. 12 марта парламент страны принял в первом чтении законопроекты о внесении изменений и дополнений в Законы РА “О телевидении и радио” и “О рекламе”, которыми предполагается запретить рекламу на Общественном телевидении, за исключением специально оговоренных случаев. А 21 июня Национальное Собрание приняло изменения и дополнения в те же законы, в результате чего частным телекомпаниям разрешается рекламировать крепкие спиртные напитки с 22:00 до 6:00 часов. До этого реклама таких напитков (за исключением армянского коньяка) была полностью запрещена.

Как отмечалось выше, важным новшеством в законодательстве, касающемся СМИ, стало и то, что 19 мая НС РА приняло изменения и дополнения в Гражданский кодекс РА, устанавливающие институт морального ущерба и предусматривающие компенсацию в случае его причинения. Независимые медиа-эксперты и юристы неоднократно подчеркивали, что этот пробел в законодательстве часто препятствовал справедливому решению судебных споров, в частности, связанных с оскорблением и клеветой в СМИ.

В первом полугодии 2014, по сравнению с тем же периодом 2013, заметно сократилось число судебных исков, связанных с деятельностью СМИ: 12 и 16 соответственно. Но если в прошлом году все 16 конфликтов касались оскорбления и клеветы в публикациях медиа, то теперь только 8 судебных дел связаны с этим. 3 иска касаются защиты авторских прав при использовании публикаций СМИ, что может создать судебные прецеденты решения таких конфликтов после внесенных в сентябре 2013 изменений и дополнений в Закон РА “Об авторском праве и смежных правах” (подробности читайте в Годовом докладе КЗСС за 2013, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”). Одно судебное дело связано с требованием раскрыть источник информации.
По сравнению с тем же периодом 2013, в первом полугодии 2014 сократилось и общее число нарушений прав журналистов и СМИ - 46 против 44 соответственно. Тем не менее рассматриваемый период оказался весьма тревожным: за 6 месяцев зафиксировано 5 случаев физического насилия в отношении журналистов (причем в ходе этих инцидентов пострадали 8 сотрудников различных СМИ), 29 фактов давления на медиа и их сотрудников, 10 нарушений права на получение и распространение информации. 
НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ
Зафиксированные в течение первого полугодия 2014 нарушения прав журналистов и СМИ представляем по следующей классификации Комитета по защите свободы слова:
1) физическое насилие над журналистами;

2) давление на СМИ и их сотрудников;

3) нарушения права на получение и распространение информации.

Используемая Комитетом классификация видов нарушений прав журналистов и СМИ несколько условна. В частности, бывают инциденты, в которых, к примеру, препятствование получению и распространению информации сопровождается насилием над журналистом. Каждый из таких фактов отнесен к тому виду нарушений, которому, по мнению авторов доклада, он больше соответствует. Тем не менее, несмотря на эту условность, применяемая классификация позволяет более конкретно и наглядно представить общую картину нарушений прав журналистов и СМИ. 

В первом полугодии 2014 КЗСС зафиксировал 5 фактов физического насилия над журналистами, что на 1 меньше по сравнению с тем же периодом 2013.

Число случаев разных форм давления на СМИ и их сотрудников за 6 месяцев составило 29. Что же касается нарушений права на получение и распространение информации, то за 6 месяцев текущего года Комитет по защите свободы слова зафиксировал 10 фактов, что на 4 больше, чем в первом полугодии 2013.
Таким образом, общее количество нарушений прав СМИ и журналистов в первом полугодии 2014 составило 44, что на 2 меньше по сравнению с тем же периодом 2013.
Сравнительная таблица данныхза первые полугодия 2013 и 2014 годов

	Виды нарушений


	Первое полугодие 2013
	Первое полугодие 2014

	Физическое насилие над журналистами


	6
	5

	Давление на СМИ и их сотрудников

	34
	29

	Нарушения права на получение и распространение информации
	6
	10



Как и в прошлые годы, Комитет по защите свободы слова отмечает, что приведенные в таблицах данные не претендуют на абсолютную точность. Известно, что представители СМИ нередко воздерживаются от предания гласности фактов препятствования их профессиональной деятельности, игнорируют различного рода угрозы в свой адрес или предпочитают самостоятельно преодолевать возникающие проблемы и незаконные ограничения. Поэтому КЗСС выражает уверенность в том, что реальное число нарушений прав журналистов и СМИ намного больше зафиксированного. В настоящем докладе мы представляем наиболее значительные факты таких правонарушений.

1. Физическое насилие над журналистами
В течение первого полугодия 2014 Комитетом по защите свободы слова было зафиксировано 5 случаев физического насилия над журналистами. Представляем эти инциденты в хронологическом порядке. 

12 февраля, около 19:00, на столичном проспекте Маштоца группа полицейских воспрепятствовала профессиональной деятельности корреспондента газеты “Чоррорд ишханутюн” Ани Геворкян и оператора информационного портала 

“iLur.am” Саркиса Геворкяна и, применив грубую силу, доставила их в отдел полиции Кентрон.
Журналистка и оператор освещали распространение активистами Армянского национального конгресса листовок, оповещающих о предстоящем 1 марта митинге. После столкновения между активистами и препятствующей им группой молодых людей (в их числе были молодые члены Республиканской партии Армении, председатель и члены студенческого совета Национального аграрного университета Армении) прибывшие на место происшествия полицейские при задержании участников инцидента пытались отобрать видеокамеры у Ани Геворкян и Саркиса Геворкяна. Последние проявили упорство, видеокамеры не отдали, и их также задержали и доставили в отдел полиции.  
 По словам Ани Геворкян, в машине полицейские продолжали бить по ее рукам. А уже в полицейском отделе некто в гражданской одежде (по свидетельству журналистки, это был начальник отдела полиции Кентрон Артак Погосян), заметив, что она дает интервью по телефону, дал ей пощечину и приказал подчиненным отобрать у нее телефон.  
В  другом помещении отдела несколько полицейских, ругаясь нецензурными выражениями, применили насилие в отношении оператора Саркиса Геворкяна. Позднее и журналистку, и оператора обыскали. У обоих отобрали видеокамеры и возвратили со стертыми кадрами. При этом было проигнорировано требование пригласить адвоката. Ани и Саркис Геворкяны были отпущены из полиции примерно в 22:30. 
13 февраля Комитет по защите свободы слова вместе с четырьмя партнерскими журналистскими и правозащитными организациями распространили заявление, осуждающее насилие со стороны полицейских, и потребовали провести служебное расследование для выяснения правомерности действий начальника отдела полиции Кентрон и его подчиненных, а также целесообразности дальнейшего исполнения ими должностных обязанностей. 14 февраля Представитель ОБСЕ по свободе СМИ Дунья Миятович также выразила обеспокоенность в связи с воспрепятствованием полицейскими работе журналистов, освещавших публичную акцию в Ереване 12 февраля.
25 февраля на основании сообщения Ани Геворкян о преступлении Особая следственная служба возбудила уголовное дело по признакам части 2 статьи 164 (“воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста, совершенное должностным лицом с использованием должностного положения”) и по части 2 статьи 309 (“превышение должностных полномочий с применением насилия, оружия или специальных средств”) УК РА.
В беседе с “Epress.am” журналистка сообщила, что в ходе очной ставки, проведенной 29 мая и продлившейся около 4 часов, все трое участвовавших в ней полицейских дали смехотворные показания. Они единодушно утверждали, что начальник отдела полиции Кентрон Артак Погосян в тот день вообще не заходил в помещение, где находилась журналистка, и что она добровольно отдала свой мобильный телефон.  
4 июня Ани Геворкян представила заявление на имя руководителя Особой следственной службы относительно привлечения к ответственности следователя Аршалуйса Минасяна, допустившего нарушение в ходе расследования дела: во время очной ставки с Артаком Погосяном следователь, записывая ответ начальника отдела полиции Кентрон, умышленно исказил, неправильно запротоколировал его слова, вследствие чего показания оказались сфальсифицированы. 
24 июня Особая следственная служба постановила прекратить уголовное дело -  ввиду отсутствия состава преступления. Ани Геворкян обжаловала это постановление в Прокуратуре РА.
7 мая в Гаваре, перед канцелярией суда общей юрисдикции Гегаркуникской области, воспрепятствовали профессиональной деятельности корреспондента онлайн-издания “Hetq.am” Ани Ованнисян. Журналистка находилась в Гаваре с целью освещения очередного заседания по делу Саркиса Акопяна, обвиняемого в пытках своей жены. Работе журналиста препятствовал Армен Гевондян, водитель такси, на котором из Еревана в Гавар приехал руководитель Социалистического движения “Суть времени” Роберт Агаронян, поддерживающий обвиняемого.  
По окончании судебного заседания началась словесная перепалка между Робертом Агароняном и группой активистов - защитников прав женщин. Ани Ованнисян снимала происходящее, когда ее атаковал Армен Гевондян и несколько раз ударил по находящейся в ее руках видеокамере. Он и приехавшая с ним еще одна пассажирка такси также угрожали по возвращении в Ереван найти журналистку и “прибить”. 
В тот же день, 7 мая, Ани Ованнисян представила в полицию сообщение о преступлении. 8 мая в связи с инцидентом Ани Ованнисян была допрошена в отделе полиции Гавара, а 20 мая - в следственном отделе Гегаркуникской области Главного следственного управления Полиции РА. Несмотря на то, что журналистка обратилась в полицию в связи с фактом воспрепятствования ее деятельности, уголовное дело было возбуждено по части 1 статьи 258 (“Хулиганство”).
В ходе расследования дела на допросы были вызваны также Армен Гевондян и Роберт Агаронян. Была проведена очная ставка между водителем такси и журналисткой. Следствие по делу продолжается.
23 июня в Ереване, около здания отдела полиции Кентрон, произошел инцидент между полицейскими и группой граждан, среди которых были и журналисты. Последние собрались здесь, узнав о том, что в отдел доставлены около трех десятков участников проходившей в тот же день перед зданием Комиссии по регулированию общественных услуг РА гражданской акции против подорожания тарифов на электроэнергию.  

По свидетельству корреспондента газеты “Чоррорд ишханутюн” Ани Геворкян, заместитель начальника отдела полиции Кентрон Вардан Геворкян приказал “очистить” двор от журналистов. Полицейские, выстроившись в линию, двинулись на собравшихся и стали бить их по ногам. В результате столкновений пострадали  журналисты. Ани Геворкян получила удары не только по ногам, но и по лицу. Полицейские ударили также корреспондента “СivilNet” Арпи Махсудян, снимавшую происходящее на сотовый телефон. Был атакован и оператор телекомпании “ГАЛА” Пайлак Фахрадян, его ноутбук был раздавлен. Полицейские силой затащили в здание оператора “iLur.am” Саркиса Геворкяна. Последний по мобильному телефону сообщил коллегам, что его ударили и сбили с ног. 
В тот же день, 23 июня, Ани и Саркис Геворкяны представили в полицию  сообщение о преступлении. 24 июня Ани Геворкян была приглашена в полицию для разъяснений, однако ей не было предоставлено возможности пройти судмедэкспертизу. 
26 июня международная организация “Репортеры без границ” выразила обеспокоенность в связи с применением насилия в отношении журналистов в Армении. “Мы решительно критикуем насилие полицейских в отношении журналистов, которые всего лишь в законном порядке выполняют свою работу. Действия полиции не должны остаться безнаказанными, иначе их агрессивное поведение может повториться и стать нормой. Атаковавших журналистов полицейских следует привлечь к ответственности”, - заявил руководитель отдела Восточной Европы и Центральной Азии “Репортеров без границ” Йохан Бихр.
24 июня во время акции протеста у здания Африкянов в Ереване один из охраняющих порядок полицейских грубо оттолкнул и сбил с ног корреспондента информационного портала “Yerkir.am” Каринэ Арутюнян, причинив ей легкие телесные повреждения. Журналистка находилась среди участников акции, исполняя свои профессиональные обязанности.   

2. Давление на СМИ и их сотрудников

В первом полугодии 2014 Комитетом по защите свободы слова зафиксировано 29 фактов применения различных форм давления на СМИ и их сотрудников, что на 5 меньше по сравнению с тем же периодом 2013.

В течение первого полугодия 2014 КЗСС зафиксировал 12 новых судебных дел против учредителей СМИ и журналистов (в том числе привлеченных в качестве третьего лица), 8 из которых были возбуждены на основании статьи 1087.1 Гражданского кодекса РА, касающейся клеветы и оскорбления, 3 - в связи с защитой авторского права, 1 - по поводу требования раскрыть источник информации. Для сравнения отметим, что в первом полугодии 2013 судебных дел было 16, и все они были связаны с клеветой и оскорблением в СМИ. 

В этом разделе доклада отражено также развитие событий по начавшимся в предыдущие годы судебным делам с участием СМИ и журналистов. 
Эти инциденты представлены ниже в хронологическом порядке.
9 января Рустам Саакян подал кассационную жалобу на постановление Апелляционного уголовного суда РА, оставившего в силе приговор, вынесенный ему судом первой инстанции. Напомним, что 13 сентября 2013 суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана признал Рустама Саакяна виновным в воспрепятствовании исполнению своих профессиональных обязанностей фотожурналистом Гагиком Шамшяном (инцидент произошел 30 января 2013) и хулиганстве и приговорил его к 1 году лишения свободы и штрафу в размере 800 000 драмов. 20 ноября Апелляционный уголовный суд РА, рассмотрев протест прокуратуры и жалобу осужденного, оставил приговор в силе (подробности читайте в Годовом докладе КЗСС за 2013, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).   

24 января 2014 Кассационный суд РА решил вернуть жалобу. 
15 января в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш продолжились слушания по иску граждан Гургена Мушегяна, Рубена Аревшатяна, Саро Галенца, Анны Ерзнкян, Маргариты Рухкян и Тарона Мурадяна против театрального критика Левона Мутафяна. В качестве третьего лица к делу были привлечены учредители “Pressing.am” и “Blognews.am”. Истцы требовали посредством упомянутых веб-сайтов опровергнуть клеветнические сведения, ущемляющие их честь, достоинство и деловую репутацию, публично извиниться за оскорбление, а также выплатить возмещение в размере 3 млн драмов. 
Рассмотрение дела продолжилось 25 февраля, 18 апреля, 5 и 30 мая. 16 июня суд огласил решение о частичном удовлетворении иска. Суд обязал ответчика публично извиниться через интернет-издания “Pressing.am” и “Blognews.am”, а также выплатить истцам возмещение за оскорбление в размере 50 000 драмов. Помимо этого, с ответчика должно быть взыщено 15 000 драмов в качестве компенсации за выплаченную истцами госпошлину. В остальной части требования истцов были отклонены. 
Это исковое заявление было принято в производство судом общей юрисдикции Ширакской области, однако затем по территориальной подсудности было передано в суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана. 

15 января Кассационный суд РА вернул жалобу Андраника Ованнисяна на постановление Апелляционного гражданского суда от 8 ноября 2013 по его иску против ЗАО “Армения Ти-Ви”.   

Напомним, что 26 июня 2013 суд общей юрисдикции столичных административных округов Ачапняк и Давидашен частично удовлетворил иск Андраника Ованнисяна против “Армения Ти-Ви”. Предметом спора стали  переданные в основном выпуске информационной программы “Жам” от 23 марта 2012 сведения о принадлежащем Андранику Ованнисяну веб-сайте “Armgirls.am” и прозвучавшее в его адрес выражение - “онлайн-сутенер”. Истец потребовал опровергнуть порочащие его сведения и выплатить возмещение за клевету и оскорбление в размере 3 млн драмов. Суд первой инстанции обязал ответчика опровергнуть сведения о причастности Андраника Ованнисяна к сутенерству, выплатить ему 50 000 драмов возмещения за оскорбление и 5 000 драмов - в качестве компенсации за уплаченную истцом госпошлину. Истец обжаловал это решение в вышестоящей  судебной инстанции.
8 ноября 2013 Апелляционный гражданский суд частично удовлетворил жалобу, постановив взыскать с “Армения Ти-Ви” в пользу Андраника Ованнисяна 250 000 драмов, из которых 150 000 драмов в качестве возмещения за оскорбление и 100 000 - за клевету. Помимо этого, “Армения Ти-Ви” должна внести в госбюджет 5 000 драмов и выплатить истцу еще 4 000 драмов (итого - 9 000 драмов) в счет уплаченной ранее госпошлины.  

16 января суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш принял в производство исковое заявление руководителя телекомпании “Шант” Артура Езекяна против учредителя газеты “Иравунк” - ООО “Иравунк медиа”. Истец требует компенсации за ущемление его чести, достоинства и деловой репутации. 
Предварительные судебные слушания начались 15 апреля. На заседании 8 мая суд постановил объединить это дело в одно судебное производство с делом Артура Езекяна против Вардана Казаряна и ООО “Иравунк медиа”, принятым в производство ранее, 25 декабря 2013, поскольку оба спора касаются чести,  достоинства и деловой репутации руководителя “Шанта”, а оспариваемая информация в обоих случаях была распространена газетой “Иравунк”.   
10 июня состоялось судебное заседание по объединенному делу. Следующее заседание назначено на 14 октября.
16 января общественная организация “Журналисты-расследователи” представила в суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана иск против учредителя информационного портала “1in.am” - ООО “Скизб медиа кентрон” о защите авторского права. Истец потребовал удалить с “1in.am” опубликованные без надлежащих ссылок материалы “Hetq.am”, онлайн-издания “Журналистов-расследователей”, и выплатить в качестве возмещения 200 000 драмов.  

Этот судебный спор стал первым после того, как 9 ноября 2013 вступили в силу  изменения и дополнения в Закон РА “Об авторском праве и смежных правах”, касающиеся онлайн СМИ.    
Дело было принято в производство 20 января. 9 апреля состоялось предварительное заседание, на которое ответчик не явился, хотя был надлежащим образом извещен. Истец изменил требования, поскольку на момент представления  иска, на “blog.1in.am” были опубликованы без ссылок 2 статьи из “Hetq.am”, однако за прошедшее с тех пор время там же и таким же образом были опубликованы еще 6 статей. Теперь истец потребовал удалить все 8 статей.  
9 июня состоялось еще одно судебное заседание. Следующее заседание назначено на 15 июля.
16 января общественная организация “Журналисты-расследователи” представила в суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана исковое заявление о защите авторского права против учредителя информационного портала “Pressident.am” - ООО “Ани Кочар продакшн”. Истец потребовал удалить с “Pressident.am” опубликованные без надлежащих ссылок материалы “Hetq.am”, онлайн-издания “Журналистов-расследователей”, и выплатить в качестве возмещения 200 000 драмов. 

Впрочем, на первом же судебном заседании 26 июня истец отказался  от финансовых требований. На том же заседании суд предложил сторонам заключить мировое соглашение. Следующее судебное заседание назначено на 11 июля.  

22 января в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш продолжились слушания по иску председателя Совета директоров института “Армгидроэнергопроект” Сеника Джулакяна против председателя Ассоциации политологов Армении Амаяка Ованнисяна (в качестве третьего лица привлечен учредитель газеты “Аравот” - ООО “Аравот оратерт”). 

Напомним, что дело было принято в производство 9 июля 2013. Истец оспаривает сведения, содержащиеся в статье “Сурен Хачатрян, не будучи губернатором, продолжает де-факто оставаться губернатором Сюника”, опубликованной на “Aravot.am” 10 июня 2013. Он требует опровергнуть сведения, ущемляющие его честь, достоинство и деловую репутацию, публично извиниться за оскорбление и выплатить возмещение в размере 600 000 драмов. 
Судебные слушания продолжились 8 апреля. 13 мая суд изменил правовое положение ООО “Аравот оратерт”, признав его соответчиком по делу. На заседании 17 июня адвокат, которого вынужден был пригласить учредитель “Аравот”, представила возражения в связи с изменением статуса.  

Следующее судебное заседание назначено на 18 сентября. 
22 января в суде общей юрисдикции Сюникской области (канцелярия Капана) продолжилось рассмотрение иска главного редактора газеты “Капанян лрату” (“Капанский вестник”)  Гагика Каграманяна против главного редактора газеты “Сюняц еркир” (“Сюникская страна”) Самвела Алексаняна с требованием публично извиниться за оскорбление, опровергнуть клевету и выплатить возмещение за ущемление чести, достоинства и деловой репутации в размере 3 млн драмов. 

Назначенное на 26 февраля заседание не состоялось и было перенесено на 10 марта. Затем слушания продолжились 13 и 17 марта. 2 апреля было опубликовано судебное решение, согласно которому иск был удовлетворен частично. Суд обязал Самвела Алексаняна через свою газету извиниться перед Гагиком Каграманяном и опровергнуть клеветнические сведения, содержащиеся в статье “Отверженный. Известный в областном центре арлекин - вновь перед проблемой самоутверждения” (“Сюняц еркир” от 3 сентября 2013), ставшей предметом спора. Требование истца опубликовать опровержение на веб-сайте “Сюняц еркир” суд отклонил. Суд обязал также Самвела Алексаняна выплатить Гагику Каграманяну 80 000 драмов в качестве возмещения за оскорбление и 100 000 драмов - за клевету, а также 30 000 драмов - за адвокатские услуги и 9 600 драмов - как компенсацию за уплаченную ранее истцом госпошлину. 
5 июня Самвел Алексанян представил апелляционную жалобу. Заседание Апелляционного гражданского суда назначено на 23 июля.  
22 января в суде общей юрисдикции административных округов Ачапняк и Давидашен Еревана начались слушания по иску гражданки Наринэ Казарян против учредителя телекомпании “Армньюс” - ЗАО “Армньюс”. Истица требует опровергнуть порочащие ее сведения, прозвучавшие в эфире, принести ей извинения и выплатить возмещение за клевету и оскорбление. 

Судебные слушания прошли также 20 февраля, 8 апреля и 18 июня. Следующее судебное заседание назначено на 23 октября.

Напомним, что 16 августа 2013 Апелляционный гражданский суд РА удовлетворил жалобу Наринэ Казарян на решение суда общей юрисдикции административных округов Ачапняк и Давидашен Еревана от 22 июля 2013, отклонившего ходатайство истицы о предоставлении рассрочки в уплате госпошлины и вернувшего иск против учредителя “Армньюс”. Исковое заявление было представлено в суд 11 июня 2013 и с того дня считается принятым в производство.

23 января Апелляционный гражданский суд РА приступил к рассмотрению жалобы по делу Хачика Хачатряна и руководимого им ОАО “Ереванская птицефабрика” против учредителя газеты “Жоговурд” - ООО “Редакция газеты “Жоговурд” - и корреспондента этого издания Соны Григорян. 
Напомним, что 10 января 2013 президент компании “X груп” Хачик Хачатрян и “Ереванская птицефабрика” представили в суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш исковое заявление, в котором оспаривался материал “Известного олигарха оштрафовали за просроченные яйца”, опубликованный в газете “Жоговурд” 11 декабря 2012. Истцы требовали обязать ответчиков опровергнуть сведения, ущемляющие их честь, достоинство и деловую репутацию, и выплатить возмещение в размере 3 млн драмов. 14 октября иск был полностью отклонен. Суд не счел доказанным, что в упомянутой публикации содержались клевета или оскорбление. Истцы обжаловали это решение в вышестоящей судебной инстанции. Жалоба была принята в производство 25 ноября 2013 (подробности читайте в Годовом докладе КЗСС за 2013, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).   
Рассмотрение апелляционной жалобы продолжилось 6 февраля и 3 апреля. 5 мая Апелляционный гражданский суд постановил внести изменения в судебный акт нижестоящей судебной инстанции. В части, касающейся “Ереванской птицефабрики”, жалоба была отклонена, а в части, касающейся Хачика Хачатряна, - удовлетворена частично. А именно: Апелляционный гражданский суд отменил часть постановления суда общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана, касающуюся клеветы в отношении Хачика Хачатряна, и обязал “Редакцию газеты “Жоговурд” и Сону Григорян опровергнуть сведения, порочащие деловую репутацию Хачика Хачатряна, в газете и на веб-сайте. Помимо этого, решено взыскать с ответчиков в пользу Хачика Хачатряна 10 000 драмов в качестве компенсации за уплаченную им госпошлину.
Постановление Апелляционного гражданского суда РА вступило в силу спустя 1 месяц после опубликования.
29 января Кассационный суд РА вернул жалобу кларнетиста-саксофониста Седрака Ованнисяна на постановление Апелляционного гражданского суда от 21 ноября 2013 относительно дела по его иску против композитора Асмик Манасерян и ее сына Ашота Овнаняна (в качестве третьего лица привлечено ООО “Аравот оратерт”).  
Напомним, что 7 марта 2013 дело было принято в производство судом общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш. Согласно истцу, его честь и достоинство были ущемлены выражением “лишившийся разума”, распространенным посредством публикации газеты “Аравот” от 14 февраля 2013 “Представитель истца назвал Манасерян плагиатором”. Истец требовал обязать ответчиков опровергнуть сведения, которые он считает клеветническими и оскорбительными, выплатить ему возмещение в размере 1,5 млн драмов и оплатить адвокатские услуги. 28 июня иск был отклонен на том основании, что ответчики не имели цели и умысла опорочить истца, а оспоренные выражения были оценочными суждениями. Помимо этого, суд обязал Седрака Ованнисяна оплатить госпошлину в размере 30 000 драмов и компенсировать расходы Ашота Овнаняна на адвокатские услуги в размере 100 000 драмов. 
Седрак Ованнисян обжаловал это решение в вышестоящей инстанции. 21 ноября Апелляционный гражданский суд удовлетворил жалобу частично, освободив Седрака Ованнисяна от выплаты 30 000 драмов. В остальной части решение суда общей юрисдикции было оставлено без изменений. На это постановление Апелляционного гражданского суда Седрак Ованнисян представил кассационную жалобу.
29 января Апелляционный гражданский суд РА рассмотрел жалобу на решение суда общей юрисдикции Тавушской области (канцелярия Дилижана) от 4 октября 2013 по делу граждан Сейрана Агаджаняна, Арамаиса Агаджаняна, Каринэ Кохликян, Марго Агаджанян против граждан Соны и Мехака Петросянов (в качестве третьего лица вовлечен учредитель телекомпании “АTV” - OOO “АTV”). 

Напомним, что 26 марта суд общей юрисдикции Тавушской области (канцелярия Дилижана) принял в производство иск четырех упомянутых выше истцов против Соны и Мехака Петросянов. Предметом спора были сведения, озвученные Соной и Мехаком Петросянами в эфире передачи из цикла “Полуоткрытые окна” от 23 января 2013 и расцененные истцами как ущемляющие их честь и достоинство. Последние требовали опровержения этих сведений в эфире того же телеканала, возмещения за клевету и оскорбление, а также оплаты судебных расходов. Общая сумма финансовых требований составила 3 934 000 драмов. 
 4 октября 2013 суд частично удовлетворил иск, обязав ответчиков опровергнуть оспоренные сведения в одной из передач и оплатить судебные расходы истцов. Остальные их требования были отклонены. 
Ответчики обжаловали это решение в вышестоящей судебной инстанции. Жалоба была принята в производство 9 декабря 2013. 11 февраля Апелляционный гражданский суд РА оставил решение суда общей юрисдикции в силе.
28 марта Сона Петросян представила кассационную жалобу. 7 мая Кассационный суд РА принял решение вернуть жалобу. 
29 января в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана продолжились слушания по иску адвоката Каринэ Аванесян против учредителя информационного агентства “Пастинфо” - ООО “Си-Эм-Джи”.

Напомним, что исковое заявление Каринэ Аванесян, осужденной за мошенничество, было представлено 26 апреля и принято в производство 29 апреля 2013. Впоследствии, 7 и 23 мая 2013, тот же суд принял в производство еще 2 иска Каринэ Аванесян против учредителя “Пастинфо”. Предметом спора в этих делах стали статьи “Адвокат за хищение суммы в особо крупном размере оказалась на скамье подсудимых” (23 января 2013), “Адвокат приговорена к лишению свободы за обман доверенного лица” (24 марта 2013), “Осужденная “призывает к порядку” дисциплинарную комиссию Совета правосудия” (6 мая 2013). Истица потребовала опровергнуть сведения, ущемляющие ее честь, достоинство и репутацию, и возместить ущерб за клевету и оскорбление в размере 3 млн драмов в каждом из исков. Таким образом, общая сумма ее финансовых требований к информагентству составила 9 млн драмов.
В 2014 судебные заседания прошли 26 февраля, 2 апреля и 3 июня. Следующее заседание назначено на 18 июля. 
Отметим также, что 26 апреля 2013 Каринэ Аванесян представила в суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш ряд аналогичных исков: против корреспондента “Hetq.am” Арарата Давтяна, а также учредителей 4-х СМИ - телекомпании “А1+”, веб-сайта “Iravaban.net”, информационного портала “Golosarmenii.am”, интернет-издания “Lragir.am”. 
За исключением иска против учредителя “Lragir.am”, все остальные были отклонены в 2013. А судебные разбирательства с учредителем “Lragir.am” продолжились 17 января 2014, после чего 31 января был отклонен и этот иск.
30 января Апелляционный гражданский суд РА рассмотрел жалобу учредителя газеты “Жаманак” - ООО “Скизб медиа кентрон” на решение суда общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана от 21 октября 2013 по иску второго президента РА Роберта Кочаряна и его сына Седрака Кочаряна. 
Напомним, что иск Роберта и Седрака Кочарянов был принят в производство 15 января 2013. Истцы оспорили статьи “Какое отношение к “Наириту” имеют Кочарян и Царукян?” и “Поминутная оплата Кочарянов”, опубликованные соответственно 27 и 29 ноября 2012 в газете “Жаманак” и на веб-сайте “1in.am”. 21 октября 2013 суд удовлетворил иск частично (подробности читайте в Годовом докладе КЗСС за 2013, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).  
13 февраля Апелляционный гражданский суд РА отклонил жалобу, при этом постановив взыскать со “Скизб медиа кентрон” 25 000 драмов в качестве госпошлины. 
30 января в суде общей юрисдикции Котайкской области (канцелярия Раздана) продолжились слушания по иску жителя Раздана Гагика Атасяна против директора ООО “Сирак” - учредителя телекомпании “Раздан”.  
Напомним, что судебные слушания начались 22 мая 2013. Истец требует признать тот факт, что он до 30 сентября 2011 работал на телекомпании “Раздан”, хотя без надлежащего оформления трудовых отношений. В иске содержалось требование о возмещении зарплаты, упущенной выгоды и понесенного ущерба (подробности читайте в Годовом докладе КЗСС за 2013, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).
В 2014 судебные заседания состоялись 18 марта, 17 апреля, 14 мая, 9 и 19 июня. Следующее судебное заседание назначено на 18 июля.

6 февраля в суде общей юрисдикции Ширакской области (канцелярия Гюмри) продолжились слушания по иску Арутюна Саркисяна, обвиняемого в убийстве Карена Есаяна, жениха дочери бывшего мэра Гюмри Вардана Гукасяна, против телекомпании “Цайг”. 

 Напомним, что 23 января 2013 Арутюн Саркисян представил исковое заявление, поводом которого послужил сюжет, вышедший в эфир в выпуске информационной программы “Аздарар” от 27 декабря 2012, где, частности, сообщалось: “...Арутюн Саркисян на территории мемориального комплекса “Майр Айастан” с особой жестокостью убил Карена Есаяна, жениха дочери бывшего мэра Гюмри...”. Согласно истцу, назвав его убийцей, телекомпания нарушила презумпцию невиновности и оскорбила его. В связи с этим он требовал принести ему публичные извинения и выплатить 300 000 драмов в качестве возмещения за клевету и оскорбление. 
На заседании 6 марта суд постановил отложить рассмотрение дела на неопределенный срок.
10 февраля в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш начались слушания по иску депутата Национального Собрания РА от фракции “Оринац еркир” Левона Дохоляна против учредителя газеты “Жоговурд” - ООО “Редакция газеты “Жоговурд”. Истец оспаривает ряд статей, опубликованных изданием в ноябре 2013, в которых его называли “сестричка Левон”, и требует принести ему извинения, опубликовать опровержение недостоверных сведений о нем и возместить ущерб за клевету и оскорбление в размере 3,5 млн драмов. Дело было принято в производство 5 декабря 2013.
Судебные слушания состоялись 27 февраля, 27 марта, 15 мая. 29 мая суд огласил решение, согласно которому иск Левона Дохоляна был удовлетворен частично. Суд обязал ответчика опубликовать опровержение порочащих Левона Дохоляна сведений в газете и на веб-сайте www.armlur.am, а также взыскать в пользу депутата НС 150 000 драмов, из которых 100 000 - в качестве возмещения за клевету, 50 000 - за оскорбление. Остальные требования иска были отклонены. 
10 февраля в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш начались слушания по иску партии “Оринац еркир” против учредителя газеты “Жоговурд” - ООО “Редакция газеты “Жоговурд”. Истец оспаривает ряд статей, опубликованных изданием в ноябре 2013, и требует публичного извинения, опровержения недостоверных сведений и возмещения за клевету и оскорбление в размере 3,5 млн драмов. Иск был принят в производство 9 декабря 2013.  

Судебные слушания состоялись 27 февраля, 3 марта, 30 апреля и 21 мая. Следующее заседание назначено на 1 июля.
 12 февраля в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана прошло очередное заседание по иску учредителя телекомпании “Шант” - ООО “Шант” против учредителя газеты “Иравунк” - ООО “Иравунк медиа”. 
Истец требует публично принести ему извинения и опровергнуть не соответствующие действительности сведения, а также выплатить возмещение в размере 3 миллиона драмов, из которых 1 миллион - за оскорбление и 2 миллиона - за клевету. 
Судебные слушания продолжились 12 марта, 4 и 18 апреля, 8 мая. 23 мая было оглашено решение, согласно которому иск удовлетворен частично. Суд расценил слова “кидаловка” и “кинуть” из статьи “Очередная “кидаловка” “Шант” и судебный процесс”, опубликованной в номере газеты “Иравунк” от 5-6 июня 2013, а также на веб-сайте, как оскорбление и обязал ответчика опубликовать соответствующую часть судебного постановления и в печатной, и в онлайн версии издания.  
Помимо этого, суд постановил взыскать с ООО “Иравунк медиа” в пользу “Шант” 60000 драмов как возмещение за оскорбление, 100 000 драмов - за адвокатские услуги и 1500 драмов - в качестве компенсации за уплаченную истцом госпошлину. В то же время суд обязал истца заплатить 170 000 драмов за услуги адвоката ООО “Иравунк медиа”. Остальные требования иска были отклонены. 

Как истец, так и ответчик обжаловали решение суда общей юрисдикции в вышестоящей инстанции. Заседание Апелляционного гражданского суда назначено на 14 августа.
Та же телекомпания представила в тот же суд еще один иск о защите деловой репутации против той же газеты (принести публичные извинения, опубликовать опровержение, выплатить 1 млн драмов возмещения), который был принят в производство 23 августа 2013. Предварительное судебное заседание состоялось 15 ноября 2013. 30 января 2014 началось судебное разбирательство, которое продолжилось 3 марта, 16 и 23 апреля. Следующее судебное заседание назначено на 31 июля. 
12 февраля, после инцидента, когда члены молодежного крыла Республиканской партии Армении препятствовали распространению листовок, извещающих о намечающемся митинге Армянского национального конгресса, и полиция задержала раздающих листовки активистов, в социальной сети Facebook  началась акция против молодых республиканцев. Одной из участниц акции, распространявших фотографии членов молодежного крыла РПА в Facebook, была корреспондент “Lragir.am” Техминэ Енокян. Вскоре она начала получать электронные письма с угрозами. В частности, член РПА Аркадий Восканян требовал немедленно стереть те фотографии, на которых запечатлены он и его друзья, затем стал угрожать тем, что посредством “фотошопа” придаст фотографиям журналистки непристойный вид и распространит их в сети.
Техминэ Енокян представила в полицию сообщение о преступлении, сопроводив его “скриншотами” электронных писем, содержащих угрозы. Около полутора месяцев полиция не давала ход расследованию, объяснив это тем, что не может найти журналистку. Поскольку Аркадий Восканян сам явился в редакцию “Lragir.am” и попросил извинения у журналистки, последняя сообщила полиции, что отказывается от своего требования привлечь его к ответственности. 
13 февраля в суде общей юрисдикции Ширакской области (канцелярия Гюмри) состоялись слушания по иску Арутюна Саркисяна, обвиняемого в убийстве, против бывшего мэра Гюмри Вардана Гукасяна и его канцелярии. В качестве третьего лица к делу привлечены учредитель “Panorama.am” - OOO “Panorama Эй Эм”, учредитель “Aravot.am” - ООО “Аравот оратерт” и журналистка Анжела Товмасян. 
Иск был принят в производство 2 сентября 2013. Истец оспаривает сведения, нарушившие презумпцию невиновности и, тем самым, ущемившие его честь и достоинство, которые были распространены канцелярией бывшего мэра и опубликованы на “Panorama.am”, “Aravot.am”, “Hayeli.am” и “Aysor.am”. Истец потребовал принести ему публичные извинения на “Panorama.am”, “Aravot.am”, “Hayeli.am”. Отметим, что учредители “Hayeli.am” и “Aysor.am” к этому делу не привлечены.   

На заседании 3 марта суд решил отложить рассмотрение дела на неопределенный срок - ввиду того, что находящемуся под арестом истцу не разрешено присутствовать на судебных слушаниях.
14 февраля проживающий в России бизнесмен армянского происхождения Арам Кочарян представил в суд общей юрисдикции административных округов Арабкир и Канакер-Зейтун Еревана иск против учредителя газеты “Иравунк” - ООО “Иравунк медиа”. Истец требует обязать ответчика опровергнуть сведения, ущемляющие его честь и достоинство, публично извиниться и выплатить возмещение за клевету в размере 2 млн драмов.
Поводом для иска стала статья “Вероятные мотивы московской версии убийства брата Тевосика”, опубликованная 11 февраля 2014 в газете “Иравунк” и на веб-сайте издания. В публикации были представлены подробности убийства брата известного криминального авторитета Тевосика, и обсуждался вопрос возможной причастности к этому проживающего в России Арама Кочаряна. 
Иск был принят в производство 18 февраля. Судебные слушания проходили 28 марта, 28 апреля, 3 и 17 июня. Следующее судебное заседание назначено на 8 июля.
14 февраля Апелляционный гражданский суд РА принял в производство жалобу бизнесмена Хачика Хачатряна на решение суда общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш от 13 декабря 2013, отклонившего его иск против учредителя газеты “Жоговурд” - “Редакция газеты “Жоговурд” и корреспондента издания Соны Григорян. 

 Напомним, что Хачик Хачатрян оспаривал статью “Бациллы бизнес-элиты”, опубликованную в газете “Жоговурд” 12 декабря 2012, требуя обязать ответчиков опровергнуть сведения, которые он считает клеветническими, публично извиниться за оскорбление, выплатить возмещение за клевету и оскорбление в размере 3 млн драмов, а также 200 000 драмов - за адвокатские услуги. 13 декабря 2013 суд общей юрисдикции полностью отклонил иск (подробности читайте в Годовых докладах КЗСС за 2012 и 2013, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).  
Жалоба истца рассматривалась Апелляционным гражданским судом РА 6 и 20 мая, 17 июня. Оглашение судебного постановления назначено на 31 июля.
18 февраля Наринэ Саркисян и Грант Суварян представили в суд общей юрисдикции административных округов Арабкир и Канакер-Зейтун Еревана иск о защите чести, достоинства и деловой репутации против Сусанны Давтян и Лемберика Хачатряна.  В качестве третьей стороны к делу привлечен учредитель газеты “Аравот” - ООО “Аравот оратерт”. Наринэ Саркисян - дочь действующего на тот период премьер-министра Тиграна Саркисяна, а начальник Управления финансового контроля Центрального банка РА Грант Суварян - его кум. Поводом для иска стали статьи “Дочь и кум премьер-министра завладели моим имуществом”, опубликованная на “Aravot.am” 7 февраля, и “Кум премьер-министра отнял участок земли?”, опубликованная в газете “Аравот” 8 февраля 2014. Исковое заявление было принято в судебное производство 20 февраля. Истцы требуют опубликовать опровержение, обязать ответчиков выплатить возмещение в размере 300000 драмов каждому, а также оплатить адвокатские услуги.

18 апреля прошло предварительное судебное заседание. На заседании 25 апреля ответчики представили ходатайство о приостановлении судебного производства, но оно было отклонено. Судебные слушания продолжились 30 мая и 18 июня. 26 июня суд вновь отклонил ходатайство ответчиков о приостановлении производства.
Следующее судебное заседание назначено на 7 июля.

18 февраля в Административном суде РА прошло очередное заседание по иску 

директора ООО “Сирак” - учредителя телекомпании “Раздан” Мнацакана Арутюняна против Комитета по госдоходам при правительстве РА (после структурных изменений в правительстве и вхождения Комитета в состав Министерства финансов ответчиком признана налоговая инспекция Раздана). 

Напомним, что истец требовал признать недействительным решение Комитета по госдоходам, согласно которому ООО “Сирак”, в результате проведенной в мае 2012 налоговой проверки, должно выплатить в бюджет 1 960 000 драмов штрафа (подробности читайте в Годовом докладе КЗСС за 2013, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).
Рассмотрение дела продолжилось 21 марта и 5 июня. Оглашение решения назначено на 4 июля.
26 февраля газета “Айкакан жаманак” сообщила об угрозах в адрес журналиста. Согласно изданию, накануне корреспондент “Айкакан жаманак” Мкртыч Карапетян, который является также студентом Ереванском госуниверситета, был приглашен в действующий в ЕГУ отдел военного комиссариата якобы по вопросу прохождения воинской службы. Однако на самом деле журналист был подвергнут допросу двумя неизвестными лицами. Издание опубликовало запись беседы, из которой становится ясным, что эти люди были сотрудниками Службы национальной безопасности, которые пытались завербовать журналиста. Если это не так, прокомментировало издание, то публикацию следует считать сообщением о преступлении, и соответствующие органы должны выяснить, кто же эти люди, угрожавшие журналисту. 
4 марта ряд депутатов Национального Собрания РА, представляющих все парламентские фракции, выступили с законодательной инициативой по внесению дополнений в Гражданский кодекс РА, которые предусматривают ответственность СМИ за распространение взятых с “фейковых” аккаунтов (анонимных либо скрывающихся под псевдонимами пользователей) публикаций или комментариев, содержащих оскорбление или клевету. 
14 марта Комитет по защите свободы слова и еще восемь журналистских организаций выступили с заявлением, в котором, в частности, говорилось: “...Эта законодательная инициатива несет в себе серьезные риски для свободы слова, реализации права граждан на получение и распространение информации, а также для защиты персональных данных. Она не сможет оказать существенного влияния на информационные потоки, содержащие клевету, оскорбление, вмешательство в частную жизнь”. 
Авторы заявления призвали изъять законопроект из обращения, предложив посвятить предстоящие 31 марта парламентские слушания концептуальным подходам к регулированию интернета, а органы законодательной и исполнительной власти РА - формировать законодательство, затрагивающее сферу современных коммуникаций, исключительно в контексте и полном соответствии с нормами, разрабатываемыми и принимаемыми европейскими институтами.
После парламентских слушаний 31 марта выяснилось, что дальнейшее обсуждение законопроекта отложено на 1 год, а согласно закулисной информации из властных кругов - на неопределенный срок.

14 марта в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана прошло очередное заседание по иску гражданина Гургена Агаджаняна против учредителя газеты “Жоговурд” - ООО “Редакция газеты “Жоговурд”.  
Напомним, что дело рассматривается в первой судебной инстанции повторно. Истец оспаривает статью “От сына Галуста требуют”, опубликованную в 
“Жоговурд” 9 августа 2011. В публикации на основании письма, полученного по почте и подписанного Гургеном Агаджаняном, критиковалась деятельность бывшего руководителя Управления госимуществом Каринэ Киракосян и ее заместителя Ашота Маркосяна. Гурген Агаджанян отрицает, что он является автором этого письма, и требует опровергнуть клевету и выплатить возмещение в размере 804 000 драмов. 19 марта 2013 суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш отклонил иск Гургена Агаджаняна против учредителя “Жоговурд” как необоснованный. 22 апреля 2013 истец обжаловал это решение в вышестоящей инстанции. 2 августа 2013 Апелляционный гражданский суд РА удовлетворил жалобу, отменил решение суда общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана от 19 марта 2013 и направил дело в тот же суд на новое рассмотрение. Дело вновь было принято в производство 20 сентября 2013. Повторное рассмотрение дела началось 21 ноября 2013 (подробности читайте в Годовых докладах КЗСС за 2011, 2012 и 2013, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).
Слушания продолжились 13 июня. Следующее судебное заседание назначено на 31 июля.
17 марта Административный суд РА приступил к рассмотрению иска руководителя ООО “Радио Ай” Андриаса Гукасяна против Комитета по госдоходам при правительстве РА. 

Напомним, что 24 сентября 2013 председатель собрания учредителей “Радио Ай” Андриас Гукасян (бывший кандидат в президенты РА), руководящий одновременно радиостанцией “Ай FM”, распространил пресс-релиз в связи с намерением Комитета по госдоходам провести проверки на обоих радиостанциях. 
Он расценил действия налогового ведомства как противозаконные и направленные на ограничение свободы слова. Позже Комитет по госдоходам разъяснил, что предполагается осуществить  не проверку, а исследование с целью выяснить реальный объем оборота и оказываемых услуг (в том числе рекламных), указываемых в отчетности хозяйствующего субъекта, точность фактических цен (тарифов), а также доход, поученный от реализации товаров, услуг и активов. Сотрудники обеих радиостанций с 25 сентября по 4 октября провели забастовку, перейдя на автоматизированный режим вещания. Помимо этого, ООО “Радио Ай” запретило проводить проверку, в связи с чем Комитет по госдоходам оштрафовал руководителя радиостанции на 250 000 драмов. 

5 ноября 2013 Андриас Гукасян представил иск в Административный суд РА, потребовав полностью отменить постановление Комитета по госдоходам о наложении на него штрафа. 11 ноября 2013 иск был принят в производство (подробности читайте в Годовом докладе КЗСС за 2013, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).
Очередное судебное заседание состоялось 2 июня, следующее назначено на 16 сентября. 
20 марта суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш принял в производство иск писательницы Арпи Восканян против учредителя информационного портала “1in.am” - ООО “Скизб медиа кентрон”. Истица требует восстановить ее авторское право, удалить ее стихотворение с веб-сайта и возместить нанесенный ей ущерб на сумму 200 000 драмов. 

10 декабря Арпи Восканян представила жалобу на “1in.am” в Главное управление по борьбе с организованной преступностью в связи с тем, что без ее ведома, разрешения и предварительной договоренности о размере и форме оплаты из газеты “Айкакан жаманак” было перепечатано ее стихотворение “Политическая загадка”, объявив при этом конкурс песни на ее слова.
Арпи Восканян обратилась с жалобой на “1in.am” и в Наблюдательный Совет по этике СМИ. В совместном экспертном заключении Наблюдательный Совет и Совет по информационным спорам отметили, что перепечатка “1in.am” стихотворения Арпи Восканян, хотя и со ссылкой на источник, но без разрешения автора, противоречит нормам журналистской этики. Авторское право на стихотворение защищено Законом РА “Об авторском праве и смежных правах”, следовательно, для его законного использования необходимо разрешение автора.   
25 июня состоялось предварительное судебное заседание по делу. Следующее заседание назначено на 30 сентября. 
7 мая проживающая в Гленделе (США) Наринэ Исмаили представила в суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана исковое заявление против учредителя газеты “Аравот” - ООО “Аравот оратерт” и корреспондента издания Рузан Минасян, а также ответственного за выпуск информационного портала “Пастинфо” - ООО “PR-Ассоциация” и его корреспондента Соны Машурян.  
Истица оспаривает часть опубликованной 29 марта 2013 в газете “Аравот” и на “Аravot.am” статьи “В ЦИК отправлены видеозаписи личного характера”, в которой содержатся личные сведения о ней. Она требует обязать ответчиков публично извиниться и выплатить возмещение в размере 800 000 драмов (по 400 000 с каждого из двух ответчиков). Вместе с иском было представлено ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины. 13 мая суд отклонил это ходатайство и вернул иск. 
 3 июня исковое заявление было представлено снова, на сей раз с уплатой пошлины. Судебные слушания по делу назначены на 10 сентября. 
19-22 мая, в ходе очередного четырехдневного заседания Национального Собрания РА, ряд депутатов проявили неприкрыто агрессивное и непристойное отношение к журналистам.
19 мая когда корреспондент Армянской службы Радио “Свобода” попыталась узнать мнение депутата от правящей Республиканской партии Армении Шушан Петросян о происшедшей на днях на ереванском “Вернисаже” перестрелке, последняя, отвечая на вопрос, заявила собравшимся вокруг нее журналистам: “Все вы безнравственные”.

21 мая депутат от партии “Процветающая Армения” Мелик Манукян повел себя агрессивно, явно оказывая давление, в отношении корреспондента газеты “Рапарак”, поинтересовавшегося позицией народного избранника о программе недавно сформированного правительства, которая была представлена на рассмотрение парламента. 
22 мая еще один депутат от РПА, Мгер Седракян, осыпал площадной бранью корреспондента “Tert.am”, задавшего ему вопрос.

В тот же день, 22 мая, депутат Араик Григорян, находясь в нетрезвом состоянии, непристойно повел себя с корреспонденткой “Fnews.am”. Видеозапись инцидента размещена на “Armlur.am”. 
Из всех четырех депутатов лишь Шушан Петросян попыталась через СМИ представить разъяснения, однако они были неубедительными. А ее готовность принести извинения корреспонденту Радио “Свобода” была не адекватна оскорбительному высказыванию депутата в адрес журналистов. Остальные депутаты - Мелик Манукян, Араик Геворкян, Мгерц Седракян - даже не подумали извиниться. Кстати, в декабре 2012 последний также непристойно повел себя в отношении корреспондента телекомпании “А1+” Мгера Аршакяна.

26 мая Комитет по защите свободы слова и ряд общественных журналистских организаций выступили с заявлением, осуждающим оскорбительное поведение  депутатов во время парламентской четырехдневки.

20 мая в беседе с журналистами министр финансов РА Гагик Хачатрян заявил, что Армения не привлекательна для инвестиций, практически во всех секторах экономики существует “тень”, возложив всю вину за сложившуюся в стране ситуацию на журналистов. Министр выразил мнение, что своими “пустыми” статьями журналисты мешают работе правительства, затрудняют осуществление уже начатых программ, подрывают доверие малого и среднего бизнеса к власти. “Мы хотим предоставить льготы малому и среднему бизнесу, а вы своими статьям способствуете утрате доверия к нам”, - так, согласно “Арминфо”, укорял Гагик Хачатрян представителей СМИ.
22 мая Прокуратура РА распространила сообщение, в котором предупредила о том, что в случае несанкционированной публикации в СМИ доказательств или подлежащих проверке обстоятельств, полученных в ходе предварительного следствия, будут предприниматься предусмотренные законом меры уголовно-правового воздействия для выявления источников информации и обстоятельств, ставших известными СМИ. “Виновные будут наказаны в установленном законом порядке”, - пригрозила Прокуратура РА.
Это сообщение вызвало глубокую обеспокоенность журналистского сообщества. По оценке Комитета по защите свободы слова, тем самым оказывается неприкрытое давление на медиа и необоснованно ограничивается их деятельность. Этот документ игнорирует статьи 5 и 9 Закона РА “О массовой информации”. Статья 5, в частности, устанавливает:  “Лицо, осуществляющее информационную деятельность, или журналист могут быть принуждены к раскрытию источника информации решением суда по уголовному делу в целях раскрытия тяжкого или особо тяжкого преступления, если необходимость уголовно-правовой защиты интересов общества имеет более весомое значение, чем заинтересованность общества в нераскрытии источника информации, и исчерпаны все остальные способы защиты общественных интересов. В этом случае судебное разбирательство по ходатайству журналиста осуществляется на закрытом заседании”. А в статье 9 говорится: “Лицо, осуществляющее информационную деятельность, не несет ответственности за распространение информации, считающейся в установленном законом порядке секретной, если эта информация не была получена запрещенным законом способом либо не было очевидным то, что она считается секретной. Если лицо, осуществляющее информационную деятельность, распространило информацию, секретность которой была явной, однако распространение этой информации было обусловлено необходимостью защиты общественных интересов, то оно освобождается от ответственности”. 
29 мая генеральный прокурор Геворг Костанян счел необходимым еще раз предупредить журналистов: “Если журналист не раскроет свой источник, то он может быть принужден сделать это в судебном порядке”.
22 мая в перерыве 13-го съезда Республиканской партии Армении глава Араратской епархии Армянской Апостольской церкви архиепископ Навасард Кчоян, разгневанный вопросами  журналистов о его причастности к оффшорному скандалу, обвинил их в том, что они не пытаются узнать правду, а гонятся за сенсацией. На вопрос о том, кто же все-таки связал его имя с оффшорным скандалом, если он не имеет отношения к этому, Кчоян ответил: “Кто-то вроде вас”. Примечательно, что ни публичного разъяснения, ни каких-либо подробностей, могущих пролить свет на скандальную историю или опровергающих его причастность к ней, высокопоставленный священослужитель обществу так и не представил.
26 мая корреспондент “Аравот” Нелли Бабаян опубликовала материал “Когда у политического деятеля нет ответа, журналист становится “исполнителем заказов”, в которой приводится ее беседа с одним из видных в прошлом представителей партии “Процветающая Армения” Варданом Бостанджяном. На вопрос о выстрелах у ереванского “Вернисажа” Бардан Бостанджян в грубой форме обвинил журналистку  в исполнении заказа. 
27 мая Апелляционный гражданский суд принял в производство жалобу относительно решения суда общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана по иску ЗАО “Юнибанк” против владельца ООО “Хин Ереван холдинг” Манвела Тер-Аракеляна (в качестве третьего лица в дело вовлечено интернет-издание “News.am”). Судебные слушания были назначены на 16 июня, однако не состоялись ввиду изменения состава суда. Затем рассмотрение жалобы было назначено на 17 июля.
Напомним, что дело находится в судебном производстве с 15 июля 2011 и рассматривается повторно. В 2011-2012 суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана полностью удовлетворил иск, включая требование опубликовать опровержение, однако апелляционная инстанция отменила это решение, вернув на новое рассмотрение в тот же суд. 12 ноября 2012 дело было принято в производство для нового рассмотрения, однако вскоре судебное производство было приостановлено до вступления в силу судебного акта по другому гражданскому делу, выяснение обстоятельств которого имеет существенное значение для данного дела. 15 ноября 2013 в суде общей юрисдикции столичных общин Кентрон и Норк-Мараш возобновились слушания по иску “Юнибанка” против Манвела Тер-Аракеляна (подробности читайте в Годовых докладах КЗСС за 2011, 2012 и 2013, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”). 18 апреля 2014 иск снова был полностью удовлетворен, включая требование опубликовать в “News.am” опровержение. 
28 мая корреспонденты “Armlur.am” Кнар Манукян и Сюнэ Амбарцумян купили в супермаркете “Москвичка” пищевой продукт - рисовый плов, в котором обнаружили кусок стекла. Взяв кассовый чек, тару с едой и оказавшийся в ней кусок стекла, они вернулись в супермаркет, чтобы выяснить, почему продается пища с опасными для здоровья “ингредиентами”. При этом журналистки вели видеозапись своих бесед с продавцами, директором и другими работниками. Дирекция признала, что это могло случиться, и извинилась. Когда журналистки выходили из супермаркета, сотрудники безопасности перекрыли им путь, сказав, что съемки на территории супермаркета запрещены, и потребовали стереть отснятые кадры. 
В этот период журналистки 2 раза звонили в редакцию и сообщили, что им запрещают выходить из супермаркета, требуя стереть записи. Спустя 25 минут “Armlur.am” был вынужден отправить на подмогу вторую съемочную группу. В конце концов, журналистки смогли вернуться в редакцию. 
После этого руководители “Москвички” явились в редакцию “Armlur.am”, дали разъяснения по поводу происшедшего, сказав, что намерения препятствовать работе журналистов не было, и извинились за некорректное поведение охранников и работников супермаркета. Инцидент был исчерпан.
29 мая в беседе с журналистами после заседания правительства министр экономики РА Карен Чшмаритян выразил недовольство тем, что журналисты ищут “негатив”. Причиной стал интерес журналистов к одному из хозяйствующих субъектов, что вызвало недовольство министра. “К чему вы стремитесь, я с таким трудом понимаю вас... Например, вчера я был на празднике в Сардарапате, там один журналист постоянно задавал какие-то негативные вопросы. Я намереваюсь созвать пресс-конференцию и не знаю, давать ли совет, побуждать, просить или требовать, во всяком случае мне непонятно, почему в первой же строке пишется, что найден чей-то труп..., и это выдается за важную информацию”, - сказал министр. Согласно Чшмаритяну, это непосредственно отражается на инвестиционной атмосфере, бизнес-среде, на всем. На замечание журналистов о том, что в таком случае можно меньше читать или смотреть телевизор, министр ответил, что слушает непроизвольно, так как телевизор постоянно включен.
30 мая редакция газеты “Аравот” получила письмо за подписью начальника отдела полиции Гориса, в котором запрашивались сведения об источнике информации статьи “Поножовщина в Горисе: снова родственники Сурена Хачатряна?”, опубликованной на “Aravot.am” 26 мая. Редакция отказалась раскрыть источник и предложила обратиться в суд, как это предусматривается статьей 5 Закона РА “О массовой информации”.     

1 июня во время церемонии открытия детского сада в приграничном селе Воскеван Тавушской области, на которой присутствовал президент Армении Серж Саркисян, корреспонденту газеты “Аравот” Воскану Саркисяну не позволили фотографировать здание, несмотря на то, что он предъявил журналистское удостоверение. Когда он попросил разрешить ему сфотографировать детский сад, сотрудник безопасности доложил по рации вышестоящему начальнику, который ответил: “Скажи журналисту, чтобы отстал”. Сделав 2 фотографии дальнего плана, корреспондент “Аравот” удалился. 
11 июня суд общей юрисдикции Котайкской области (канцелярия Раздана) принял в производство исковое заявление директора телекомпании “Раздан” Мнацакана Арутюняна об отмене постановления следователя Разданского отдела Котайкского областного управления Полиции РА от 24 апреля 2014. Этим постановлением было отклонено требование Мнацакана Арутюняна возбудить уголовное дело против Гагика Атасяна за осуществление на телекомпании незаконного тайного подслушивания и записи бесед. Этот судебный спор непосредственно связан с другим судебным делом с участием тех же лиц, в котором Гагик Атасян выступает истцом и пытается доказать, что он работал на телекомпании, хотя трудовые отношения не были надлежащим образом оформлены (см. стр.14).
Судебные слушания начались 24 июня. Ответчик и прокурор попросили предоставить им время для представления своих позиций. Следующее судебное заседание назначено на 5 августа.
16 июня суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана принял в производство иск ряда представителей общественных организаций против газеты “Иравунк”. 

Истцы требуют опровергнуть порочащие их сведения из статьи “Они обслуживают интересы международного гомосексуального лоббинга: черный список врагов народа и государства”, опубликованной в газете “Иравунк” и на веб-сайте 17 мая 2014, извиниться за оскорбление и выплатить возмещение в размере 5 млн драмов.  

К упомянутой публикации прилагается “черный список” - ссылки на фейсбуковские странички примерно шести десятков людей, в отношении которых автор статьи призывает проявить “нулевую толерантность”, прекратить с ними общение, не принимать на работу и уволить с государственной службы.
Судебные слушания назначены на 21 августа.
В связи с той же статьей “Иравунк” тот же суд принял в производство еще 3 иска. 20 июня гражданин Ирана Ромик Даниал представил исковое заявление против  издания и автора статьи - редактора “Иравунк” Ованеса Галаджяна. Отметим, что в этом и предыдущем исках в качестве ответчика указан не учредитель, а само издание, не являющееся юридическим лицом. 
Истец требует опровергнуть порочащие его сведения и извиниться за оскорбление. Требование о материальном возмещении не представлено. По состоянию на 30 июня дата начала судебных слушаний не была назначена.  

Следующий иск был принят в производство 24 июня. Истцами выступают граждане Григор Геворкян, Арман Саакян и Ованес Мкртчян, ответчиками - учредитель издания ООО “Иравунк медиа”, редактор Ованес Галаджян и председатель редакционного совета Айк Бабуханян. Истцы требуют опубликовать опровержение, извиниться за оскорбление и выплатить возмещение в размере 3 млн драмов. Судебные слушания назначены на 4 сентября. 

27 июня был принят в производство иск гражданина Левона Бардакджяна против учредителя газеты “Иравунк” - ООО “Иравунк медиа”. Истец требует опровергнуть сведения, порочащие его честь и достоинство, извиниться за оскорбление и выплатить возмещение в размере 1 млн драмов. Судебные слушания назначены на 21 августа. 

26 июня суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш принял решение, обязывающее газету “Рапарак” и интернет-издание “iLur.am” раскрыть источник информации, по которой эти СМИ независимо друг от друга подготовили публикации об инциденте, произошедшем 7 мая в Гюмри между начальником городской полиции полковником Варданом Надаряном и братьями Артуром и Рафаэлом Алексанянами (оба они спортсмены, первый - известный борец). Как сообщается в публикациях, руководителю гюмрийской полиции не понравилось, что у машины, в которой ехали братья, слишком ярко светили фары. Вардан Надарян выскочил из своей машины и рукояткой пистолета стал бить братьев, нанеся им телесные повреждения. 

Вскоре после инцидента, вызвавшего широкий общественный резонанс, в том числе и в социальных сетях, Прокуратура Армении поручила Особой следственной службе на основании публикаций СМИ подготовить материалы по поводу случившегося, после чего было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 309 УК РА (“Превышение должностных полномочий, сопровождаемое насилием, применением оружия либо специальных средств”). При этом Особая следственная служба, игнорируя статью 5 Закона РА “О массовой информации”, согласно которому требовать раскрытия источника информации может только суд,  сначала попробовала сама получить от редакции “Рапарак” интересующие ее сведения, затем, получив отказ, обратилась в суд.

В свою очередь, суд тоже не учел требование той же статьи упомянутого закона о том, что СМИ или журналист “могут быть принуждены к раскрытию источника информации решением суда по уголовному делу в целях раскрытия тяжкого или особо тяжкого преступления, если необходимость уголовно-правовой защиты интересов общества имеет более весомое значение, чем заинтересованность общества в нераскрытии источника информации, и исчерпаны все остальные способы защиты общественных интересов. В этом случае судебное разбирательство по ходатайству журналиста осуществляется на закрытом заседании”.

В связи с этим Комитет по защите свободы слова считает, что Особая следственная служба, квалифицировав данное преступление как тяжкое, создала лишь формальную базу для того, чтобы в судебном порядке принудить оба СМИ раскрыть источник информации, а на самом деле инцидент в Гюмри - совершенно не тот случай, чтобы применять заложенные в законе экстраординарные меры. К тому же, суд не привел убедительных аргументов относительно того, действительно ли в данном случае необходимость уголовно-правовой защиты интересов общества имеет более весомое значение, чем заинтересованность общества в нераскрытии источника информации, и исчерпаны ли все остальные способы защиты общественных интересов? И наконец, тот факт, что судебное слушание проходило без участия представителей “Рапарак” и “iLur.am”, поскольку они не были уведомлены о заседании, вызывает серьезные сомнения в объективности процесса принятия решения. 

Оба СМИ получили копии судебного решения от Особой следственной службы. Вскоре они заявили о намерении обратиться с жалобой в Апелляционный гражданский суд РА.
26 июня Комиссия по этике Национального Собрания РА на закрытом заседании сочла жалобу корреспондента журнала ”Ес ем“ (”Я“) Аревик Исаджанян на заместителя председателя парламента Эрмине Нагдалян недостаточно обоснованной. Журналистка обратилась в комиссию 12 июня, сообщив, что 10 июня она подошла к вице-спикеру НС РА Эрмине Нагдалян, чтобы задать несколько вопросов относительно ее предпринимательской деятельности. В ответ вице-спикер оскорбила журналистку, обозвав ее “невеждой”.
3. Нарушения права на получение и распространение информации
В первом полугодии 2014 Комитетом по защите свободы слова выявлено 10 случаев нарушений права на получение и распространение информации - на 4 больше по сравнению с тем же периодом 2013. Ниже представляем их, а также развитие событий по ранее зафиксированным фактам.

1 февраля суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана продолжил разбирательства по иску Центра свободы информации против госучреждения “Офис по осуществлению природоохранных программ” Министерства охраны природы РА. 
Напомним, что дело рассматривается тем же судом заново. 24 июля 2012 Центр свободы информации представил исковые заявления в суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш и в Административный суд РА. В первом из этих исков содержалось требование предоставить информацию о премировании сотрудников госучреждения в соответствии со штатным расписанием, во втором - оштрафовать работника, отказавшего в предоставлении информации. 23 ноября 2012 суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш признал факт нарушения права на получение информации и обязал ответчика предоставить запрошенные сведения полностью, а также возместить оплаченные Центром свободы информации госпошлину и половину расходов за адвокатские услуги. 12 декабря 2012 “Офис по осуществлению природоохранных программ” обжаловал это решение в вышестоящей судебной инстанции. 25 апреля 2013 Апелляционный гражданский суд удовлетворил жалобу и направил дело в тот же суд общей юрисдикции на новое рассмотрение. 28 июня 2013 это постановление было оставлено в силе Кассационным судом РА. Новые слушания по делу начались в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш 2 октября 2013 (подробности читайте в Годовых докладах КЗСС за 2012 и 2013, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).  

Слушания должны были продолжиться 26 февраля, однако 18 февраля был сменен судья, в связи с чем судебное заседание было перенесено на 14 апреля и продолжилось 9 июня. Следующее судебное заседание назначено на 19 сентября. 
3 марта в Административном суде РА состоялось предварительное судебное заседание по иску Центра свободы информации против Государственного комитета кадастра недвижимости РА. Истец требует предоставить сведения о праве на собственность или основания для аренды “Крытого рынка” на проспекте Маштоца в Ереване.   
Слушания продолжились 27 мая. 6 июня Административный суд РА отклонил иск. 

30 июня Центр свободы информации подготовил апелляционную жалобу.  

7 марта Клуб журналистов  “Аспарез” направил запрос мэру Гориса Нельсону Восканяну, попросив предоставить следующую информацию: копии решения Совета старейшин Гориса о приобретении машины для мэрии и протокола соответствующего заседания; сколько машин было приобретено мэрией за последние 7 лет, какой они марки и с какой целью используются; копии решения Совета старейшин Гориса о приобретении машин за это время; в каком техническом состоянии находится прежняя машина мэра, когда она была куплена, по какой цене, какой она модели и какого года выпуска; какой была процедура покупки машины; копии документов о приобретении машины.
После истечения срока, предусмотренного законом для ответа на запросы, информации от мэрии так и не было получено, и “Аспарез” заявил о намерении решить вопрос через суд. Однако в беседе с Комитетом по защите свободы слова руководитель клуба Левон Барсегян сообщил, что поскольку в тот период в Горисе шла предвыборная борьба, а затем был избран новый мэр, “Аспарез” воздержался от предъявления иска. 
31 марта “Hetq.am”, онлайн-издание НПО “Журналисты-расследователи”, обратилось к Защитнику прав человека РА Карену Андреасяну в связи с тем, что различные государственные органы не предоставляют запрошенных сведений, нарушая тем самым право СМИ на получение информации.  

В частности, “Hetq.am” пыталось выяснить, сколько раз в Армении основанием для прекращения уголовного преследования служила статья 42 УК РА (“Необходимая самооборона”). Напомним, что именно по этой статье было прекращено уголовное дело, возбужденное против сына бывшего губернатора Сюникской области Сурика Хачатряна и его телохранителя. Эта информация не была предоставлена по ставшей уже стандартной мотивировке - мол, такая статистика не ведется.

Однако после запроса омбудсмана в Главное следственное управление Полиции РА выяснилось, что в 2009-2013 на этом основании были прекращены 3 уголовных дела (по одному в 2009, 2010 и 2012). 
С помощью омбудсмана издание получило и другую информацию. Так, по поводу условно-досрочно освобожденных лиц Уголовно-исполнительное управление Министерства юстиции РА ответило “Hetq.am”, что статистики по отдельным статьям УК РА не ведется. Однако Карену Андреасяну то же управление сообщило, что, к примеру, 43 осужденных по статье 104 УК РА (“Убийство”) были освобождены досрочно в 2006, а один - в 2013.
С помощью Защитника прав человека издание получило также прежде недоступную информацию о том, что в Армении пожизненно осуждены 102 лица.

15 апреля общественная организация “Общество без насилия” и шведский фонд “Kvinna till Kvinna” организовали “круглый стол” в столичной гостинице “Конгресс”, однако мероприятие началось со скандала. Руководство упомянутой общественной организации проявило дискриминационное отношение к журналистам: в зал допускались только заранее приглашенные представители СМИ, для остальных вход был запрещен. Последние требовали уважать их права. Конфликт между организаторами и журналистами был улажен лишь благодаря вмешательству сотрудников безопасности гостиницы. В конце концов все журналисты были допущены в зал, однако происшедшее до начала мероприятия иначе, чем нарушение права на получение и распространение информации не назовешь.
16 апреля Центр свободы информации направил в Армянский государственный экономический университет запрос с просьбой предоставить список (имена и фамилии) выпускников вуза за 1990-1991. Девять дней спустя вуз ответил следующим образом: непонятно, от кого послан запрос - от физического или юридического лица. Центр свободы информации расценил этот ответ как необоснованный, поскольку запрос был составлен на бланке организации и содержал все необходимые исходные данные. Причем за 5 дней до этого тот же университет ответил на другой запрос Центра, оформленный таким же образом.

6 мая юрист Центра свободы информации Геворг Айрапетян, на сей раз от своего имени, вновь запросил ту же информацию о выпускниках. Две недели спустя вуз ответил, что не может ее предоставить, поскольку это требует огромного объема работы, а свободных сотрудников у него нет. Было отклонено также предложение юриста ознакомиться со списками выпускников на месте.

7 мая в Административном суде Армении состоялось предварительное заседание по иску общественной организации “Журналисты-расследователи” против Министерства охраны природы РА. Исковое заявление содержало требование предоставить запрошенную информацию.

“Журналисты-расследователи” запрашивали копии разрешений на импорт и экспорт животных, выданных министерством в соответствии с Конвенцией “О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения” в период с 2010 по 9 декабря 2013. Министерство отказалось предоставить копии, сославшись на коммерческую тайну. В ответе на запрос был приведен лишь перечень импортированных и экспортированных из Армении животных.
В следующем запросе “Журналисты-расследователи” предложили предоставить запрошенную информацию, закрыв сведения, содержащие тайну. Министерство вновь ответило отказом.
На судебном заседании представитель Министерства охраны природы заявил, что вся запрошенная информация, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, была предоставлена. Представитель же “Журналистов-расследователей” возразил, что объяснения министерства не имеют правовых оснований, поскольку названия компаний не могут считаться коммерческой тайной.

На следующем заседании 25 июня была продемонстрирована видеозапись, на которой ясно видно, как сотрудники министерства предоставляют копии запрошенных “Журналистами-расследователями” документов зарубежным журналистам.
Следующее судебное заседание назначено на 4 августа.
8 мая журналисты не были допущены на заседание постоянной комиссии по образованию, культуре и социальным вопросам Совета старейшин Еревана, обсуждавшей вопрос установления в столице памятника Анастасу Микояну. Между тем вопрос установления памятника деятелю советских времен вызвал широкий общественный резонанс. Члены Совета старейшин Еревана Анаит Бахшян и Степан Сафарян попытались получить разъяснения от руководства пресс-службы мэрии, где им сообщили, что такое решение приняла председатель комиссии Тамар Погосян. Чтобы получить от Тамар Погосян информацию о заседании, журналистам пришлось прождать более часа.   

27 мая Апелляционный административный суд РА отклонил жалобу Министерства транспорта и связи РА на решение Административного суда от 22 ноября 2013 по иску Комитета по защите свободы слова. 

Напомним, что 4 июня 2013 Комитет по защите свободы слова направил на имя министра транспорта и связи РА Гагика Бегларяна письменный запрос, чтобы получить информацию, связанную с переходом Армении с аналогового на цифровое вещание. 28 июня 2013, не получив ответа в установленный законом срок, КЗСС предъявил иск в Административный суд РА, потребовав признать действия (бездействие) Министерства транспорта и связи РА неправомерными и обязать его предоставить запрошенную информацию. После получения копии иска министерство предоставило запрошенные сведения, поэтому Комитет по защите свободы слова отказался от требования иска в этой части. 22 ноября 2013 Административный суд РА удовлетворил иск, признав действия (бездействие) Министерства транспорта и связи РА неправомерными.
13 января 2014 министерство обжаловало это решение в вышестоящей инстанции. Жалоба была рассмотрена 25 апреля, а 27 мая - отклонена.
10 июня корреспондент “Аравот” в Лорийской области Адринэ Торосян в публикации “Решение мэрии Ванадзора не вытекает из принципов открытости и свободы информации” сообщила, что мэрия Ванадзора запретила допуск журналистов на проводимые по понедельникам еженедельные рабочие совещания. 
Согласно разъяснению представителя пресс-службы мэрии, три из четырех рабочих совещаний, проводимых в течение одного месяца, будут закрытыми для журналистов, и об этом заранее предупреждены руководители СМИ. Журналисты смогут присутствовать лишь на одном, ежемесячном отчетном заседании. При этом СМИ смогут по желанию получать видеозаписи закрытых совещаний. Представитель мэрии также предупредил журналистов о том, что установленный мэрией порядок вступает в силу уже с ближайшего совещания. 
Вскоре после начавшихся бурных критических обсуждений в социальной сети Facebook помощник мэра, являющийся племянником главы городской администрации, вероятно пытаясь “выправить” ситуацию, дал журналистам иное разъяснение. Мол, представителям СМИ не запрещено присутствовать на совещаниях, решение было принято “для их же удобства”, и СМИ будут получать видеозаписи совещаний. При этом помощник мэра отметил, что видеозаписи будут не полными, а смонтированными. 
Решение ограничить доступ журналистов в мэрию последовало после критических публикаций в адрес мэра Ванадзора, в которых ряд СМИ сообщили, что без ведома и согласия Совета старейшин мэр использует городской бюджет для осуществления собственных бизнес-проектов.
ДРУГИЕ СОБЫТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СМИ
7 апреля Армянская Национальная платформа Форума гражданского общества  (ФГО) Восточного партнерства распространила заявление, в котором выражается глубокая обеспокоенность в связи с теми передачами и сюжетами ретранслируемых в Армении в соответствии с межгосударственными договорами российских телеканалов “Россия 1” и “Первый канал”, в которых откровенно пропагандируется ксенофобия и насаждается ненависть на национальной почве.

Армянская Национальная платформа ФГО считает, что распространение подобного рода российской пропаганды на территории Республики Армения противозаконно, поскольку противоречит Конституции РА (ст. 14.1), национальному законодательству (в частности, пунктам б, г, д, ж статьи 24 Закона “О телевидении и радио”), а также ряду международных конвенций, к которым присоединилась Армения. 

Армянская Национальная платформа ФГО потребовала от властей Армении: рассмотреть вопрос законности деятельности, осуществляемой российскими телеканалами “Россия 1” и “Первый канал” по соответствующим межгосударственным договорам; пересмотреть вышеупомянутые договоры, приостановить распространение двух названных телеканалов по национальной вещательной сети, если пропаганда ксенофобии и ненависти на национальной почве не будет прекращена, и выставить освободившиеся частоты на конкурс по лицензированию.

15 апреля Комиссия по этике Национального Собрания РА рассмотрела заявление аккредитованных в парламенте журналистов Гриши Баласаняна, Анны Егиазарян, Саркиса Ханданяна и Акопа Карапетяна относительно поведения депутата НС от фракции Республиканской партии Армении Аракела Мовсисяна.  

Напомним, что инцидент с участием этого депутата произошел 23 декабря 2013 во время обсуждения армяно-российских соглашений о поставках газа. В этот день ряд журналистов с рукописными плакатами вошли в зал заседаний Национального Собрания и потребовали проголосовать против соглашений. В это время депутат закричал: “Уберите этих обезьян отсюда!”
30 апреля Комиссия по этике решила отложить на 20 дней обсуждение заявления четырех журналистов против Аракела Мовсисяна, намереваясь выслушать разъяснения и комментарии самого депутата.

Журналисты требовали признать нарушение депутатской этики со стороны Аракела Мовсисяна. Они сообщили, что к своему заявлению они приложили видеокадры, подтверждающие их требование.
2 июня на заседании Комиссии по этике было принято решение, согласно которому Аракел Мовсисян, оскорбив журналистов, нарушил Кодекс депутатской этики.
С 1 июня в Армении перестала действовать проводная радиосеть. Это вызвало недовольство людей, привыкших с советских времен получать информацию из установленных дома радиоприемников. Директор Общественного радио Армении Армен Амирян разъяснил газете “Айкакан жаманак”, что причина финансовая: в госбюджете не было предусмотрено средств на расходы по содержанию проводной радиосети. По словам Армена Амиряна, велись переговоры с ЗАО “Телевизионная и радиопередающая сеть Армении”, и была достигнута предварительная договоренность о перечислении 3 млн драмов на обслуживание проводной сети в текущем году. Однако в конце мая от “Телевизионной и радиопередающей сети Армении” было получено письмо с предупреждением об отключении проводной сети с 1 июня. Согласно данным этой компании, в феврале у проводной радиосети было 7 000 абонентов, а перед отключением - 2 500. 
Фактически, по меньшей мере 2 500 семей лишились постоянного и привычного источника информации, не получив на то внятных разъяснений.
(((
  Доклад подготовлен на основе данных Комитета по защите свободы слова, материалов Еженедельного электронного бюллетеня Ереванского пресс-клуба и веб-сайта Центра свободы информации, а также публикаций СМИ.  

(((
Представленные в настоящем докладе мнения и оценки Комитета по защите свободы слова могут не совпадать с позицией донорской организации - Европейского фонда в поддержку демократии.

( Доклад подготовлен в рамках проекта Комитета по защите свободы слова, финансируемого Европейским фондом в поддержку демократии (European Endowment for Democracy).





PAGE  
23

