[image: image1.png]ENDOWMENT § DEMOCRACY



[image: image2.jpg]





КОМИТЕТ ПО ЗАЩИТЕ                                                

СВОБОДЫ СЛОВА              
О СОСТОЯНИИ СВОБОДЫ СЛОВА И НАРУШЕНИЯХ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ В АРМЕНИИ 

Доклад( Комитета по защите свободы слова за третий квартал 2014
Комитет по защите свободы слова (КЗСС) отслеживает события и проблемы, касающиеся деятельности армянских медиа и их сотрудников, и периодически публикует доклады о состоянии свободы слова и нарушениях прав журналистов и СМИ. Настоящий доклад касается третьего квартала 2014.

КРАТКОЕ ОБОБЩЕНИЕ

В течение третьего квартала 2014, как и в первом полугодии, Комитетом зафиксированы попытки необоснованного ограничения свободы слова со стороны различных структур власти, оказания давления на СМИ и журналистов. 
Основной причиной обеспокоенности журналистского сообщества стали решения судебных инстанций, которые обязали СМИ раскрыть источник информации. Начало этому процессу было положено в первом полугодии 2014, когда Прокуратура РА опубликовала сообщение о том, что СМИ, без санкции опубликовавшие данные предварительного следствия, могут быть привлечены к ответственности. Еще 26 июня суд первой инстанции, проигнорировав ряд положений Закона РА “О массовой информации”, обязал газету “Рапарак” и интернет-издание “iLur.am” раскрыть источник информации публикаций на криминальную тему. Оба СМИ обжаловали это решение в вышестоящей инстанции, однако Апелляционный уголовный суд жалобу отклонил. “Рапарак” и “iLur.am” заявили о намерении подать кассационную жалобу.
Важным событием в правовом поле деятельности СМИ стал представленный в Национальное Собрание РА новый законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон РА “О телевидении и радио”, разработанный тремя журналистскими организациями - Комитетом по защите свободы слова, Ереванским пресс-клубом и Центром медиа-инициатив. Законопроект нацелен на то, чтобы при переходе на цифровое вещание в корне реформировать отношения в этой сфере, модернизировать их, способствовать развитию свободной и справедливой конкуренции, создать правовые основы для обеспечения плюрализма и многообразия телерадиопрограмм. В октябре документ будет представлен в Национальное Собрание РА.

Еще один законопроект, касающийся телевидения и радио, предусматривает изменения в Законе РА “О рекламе”. Документ, предполагающий упорядочить объем рекламы из расчета на каждый час эфирного вещания, был разработан и представлен в парламент Правительством РА. 
Отслеживая ситуацию в области свободы слова и изучая условия деятельности СМИ и журналистов, КЗСС продолжал фиксировать случаи нарушений их прав. Общее количество таких фактов в третьем квартале 2014, по сравнению с тем же периодом 2013, уменьшилось - соответственно 10 против 18. Тем не менее эти факты не могут не вызывать обеспокоенности: в третьем квартале 2014 Комитетом зафиксированы 2 случая физического насилия, 7 фактов давления на СМИ и их сотрудников, 1 нарушение права на получение и распространение информации. 
В третьем квартале 2014 зафиксировано 5 новых судебных дел, связанных с клеветой и оскорблением в СМИ. Помимо этого, получен еще один сигнал о предъявлении незаконного требования раскрыть источник информации.
Подробности представлены в соответствующих разделах доклада.
СРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ
В третьем квартале 2014 условия деятельности армянских СМИ были достаточно напряженными. Медиа пришлось преодолевать попытки ограничить их права и свободу слова в целом. Как и в предыдущие  периоды, угрозы исходили, в основном, от различных структур власти. 
Серьезным вызовом для СМИ и журналистского сообщества стало постановление Апелляционного уголовного суда РА от 22 сентября, которым отклонена жалоба газеты “Рапарак” и интернет-издания “iLur.am” на решение суда первой инстанции, обязывающее их раскрыть источник информации. Этот судебный спор, инициированный по требованию Особой следственной службы РА, связан с публикациями упомянутых СМИ об одном криминальном инциденте. В связи с постановлением Апелляционного уголовного суда “iLur.am” выступило с заявлением, в котором говорится: “Мы считаем этот судебный акт вызовом не только справедливости, но и независимым СМИ и основополагающим демократическим принципам. Как суд первой инстанции, так и апелляционный суд в очередной раз доказали, что продолжают оставаться придатком прокуратуры... и что в Армении нет справедливости как таковой”. И “Рапарак”, и “iLur.am” заявили о намерении обжаловать постановление апелляционной инстанции. 
Это был не единственный случай скрытой цензуры: еще одно требование о раскрытии источника информации было предъявлено газете “Рапарак” со стороны Управления  полиции города Еревана. В письме в редакцию было предложено в сжатые сроки представить полиции все имеющиеся материалы, касающиеся опубликованной в номере за 16 августа информации. 
В ответ на это 29 августа “Рапарак” опубликовала статью “Журналист - не агент полиции”,  в которой отметила, что по вопросу раскрытия источника информации канцелярия Защитника прав человека РА представила в Министерство юстиции четкое предложение о необходимости внести изменение в законодательство. В частности, предлагается включить журналистов в перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетелей, за исключением оговоренных в законе случаев. Из министерства был получен ответ, что это предложение обсуждается рабочей группой по уголовно-процессуальному законодательству. 
Неблагоприятную политическую атмосферу для СМИ и их сотрудников создавали необоснованные и несправедливые обвинения в их адрес со стороны депутатов парламента, министров и других известных лиц. 
Даже недовольные законопроектом “О налоге с прибыли” торговцы, проводившие акцию протеста, предпочли обсуждать свои проблемы с премьер-министром РА без журналистов, объяснив это тем, что присутствие представителей СМИ негативно отразится на решении поднятых ими вопросов.

С точки зрения совершенствования законодательства, регулирующего деятельность СМИ, в третьем квартале 2014 важными были две инициативы. В Национальное Собрание РА был представлен законопроект о внесении изменений в Закон РА “О рекламе”, одобренный Правительством РА. В законопроекте предлагается, чтобы армянские радио- и телекомпании соблюдали действующее ограничение рекламного времени - не более 14 минут в час эфира - не в среднем за день, а ежечасно.

Помимо этого, три журналистские организации - Комитет по защите свободы слова, Ереванский пресс-клуб и Центр медиа-инициатив (бывший “Интерньюс-Армения”) разработали пакет изменений и дополнений в вещательное законодательство, который в октябре предусматривается представить в постоянную комиссию НС РА по вопросам науки, образования, культуры, молодежи и спорта. Пакет включает законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон РА “О телевидении и радио” и его обоснование, а также два предложения о внесении поправок в законы РА “О лицензировании” и “О государственной пошлине”. Законопроект предусматривает коренные изменения отношений в сфере вещания.

Что касается нарушений прав журналистов и СМИ, то в третьем квартале 2014 был зафиксирован ряд тревожных фактов. В частности, при исполнении профессиональных обязанностей подверглись нападению и физическому насилию корреспондент телекомпании “А1+” Марине Хачатрян и корреспондент газеты “Айкакан жаманак” Тагуи Ованнисян. В обоих случаях журналистские организации, по инициативе Комитета по защите свободы слова, выступили с осуждающими насилие заявлениями, потребовав возбудить уголовные дела и привлечь виновных к ответственности. 

Однако Особая следственная служба РА отказала в возбуждении уголовного дела по инциденту, связанному с воспрепятствованием профессиональной деятельности корреспондента телекомпании “А1+” у входа в Национальное Собрание РА, мотивируя свое решение отсутствием состава преступления. А ранее прекратила уголовное дело, возбужденное в первом полугодии 2014 в связи с применением насилия со стороны полицейских в отношении корреспондента газеты “Чоррорд ишханутюн” Ани Геворгян. 

КЗСС вместе с шестью другими журналистскими организациями выступил с новым заявлением, в котором отмечалось: “По сути, формируется порочная традиция: после получения сообщения о воспрепятствовании деятельности журналиста либо о насилии в его отношении Прокуратура РА поручает ОСС заняться инцидентом, а последняя заминает дело со стандартной формулировкой - “ввиду отсутствия состава преступления”. И это происходит в случаях, когда факты насилия и воспрепятствования сняты и размещены в интернете и в многочисленных СМИ”. Осудив подобный стиль работы, авторы заявления, в частности, потребовали от Прокуратуры РА “осуществить надлежащий надзор за деятельностью Особой следственной службы и вынесенными ею решениями и обеспечить тщательное расследование каждого случая насилия и воспрепятствования профессиональной деятельности журналистов для выявления виновных и привлечения их к ответственности”.
В связи с этими инцидентами последовала также реакция Представителя ОБСЕ по свободе СМИ Дуньи Миятович. Она призвала власти РА привлечь к ответственности лиц, напавших на журналистов, и положить конец атмосфере безнаказанности. “Я призываю власти адекватно и своевременно заняться этими преступлениями. Безнаказанность рискует повлечь за собой рост насилия и оказывает негативное воздействие на свободу слова и СМИ”, - заявила Дунья Миятович.

В третьем квартале 2014, помимо 2 фактов применения насилия в отношении журналистов, были зафиксированы 7 случаев давления на СМИ и их сотрудников, а также 1 нарушение права на получение и распространение информации.

НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ

Зафиксированные в течение третьего квартала 2014 нарушения прав журналистов и СМИ представляем по следующей классификации КЗСС:
1) физическое насилие над журналистами;

2) давление на СМИ и их сотрудников;

3) нарушения права на получение и распространение информации.

Используемая Комитетом по защите свободы слова классификация видов нарушений прав журналистов и СМИ несколько условна. В частности, бывают инциденты, в которых, к примеру, препятствование получению и распространению информации сопровождается насилием над журналистом. Каждый из таких фактов отнесен к тому виду нарушений, которому, по мнению авторов доклада, он больше соответствует. Тем не менее, несмотря на эту условность, применяемая классификация позволяет более конкретно и наглядно представить общую картину нарушений прав журналистов и СМИ. 

В третьем квартале 2014 Комитетом было зафиксировано 2 случая физического насилия в отношении журналистов, что на 1 больше, чем за тот же период 2013.

За эти три месяца выявлено 7 фактов давления на СМИ и их сотрудников, что на 8 случаев меньше, чем за тот же период 2013. 

Что же касается нарушений права на получение и распространение информации, то в третьем квартале 2014 КЗСС зафиксировал 1 такой факт, на 1 случай меньше по сравнению с тем же периодом 2013. 

Таким образом, общее количество нарушений прав СМИ и журналистов в третьем квартале 2014 составило 10, что на 8 меньше, чем за тот же период 2013.

Сравнительная таблица данных за третьи кварталы 2013 и 2014 годов

	Виды нарушений


	Третий квартал 2013
	Третий квартал 2014

	Физическое насилие над журналистами
	1
	2

	Давление на СМИ и их сотрудников
	15
	7

	Нарушения права на получение и распространение информации
	2
	1


За первые 9 месяцев 2014 выявилась следующая картина: 7 случаев физического насилия в отношении журналистов, 36 фактов различного рода давления на СМИ и их сотрудников, 11 нарушений права на получение и распространение информации. В третьем квартале 2013 те же данные были 7, 49 и 8 соответственно.

Сравнительная таблица общих данных за 9 месяцев 2013 и 2014 годов

	Виды нарушений


	9 месяцев 2013
	9 месяцев 2014

	Физическое насилие над журналистами
	7
	7

	Давление на СМИ и их сотрудников
	49
	36

	Нарушения права на получение и распространение информации
	8
	11


Как и в предыдущих докладах, Комитет по защите свободы слова отмечает, что приведенные в таблицах данные не претендуют на абсолютную точность. Известно, что представители СМИ нередко воздерживаются от предания гласности фактов препятствования их профессиональной деятельности, игнорируют различного рода угрозы в свой адрес или предпочитают самостоятельно преодолевать возникающие проблемы и незаконные ограничения. Поэтому КЗСС выражает уверенность в том, что реальное число нарушений прав журналистов и СМИ намного больше зафиксированного. В настоящем докладе мы представляем наиболее значительные факты таких правонарушений.
1. Физическое насилие над журналистами

В течение третьего квартала 2014 Комитетом по защите свободы слова были зафиксированы 2 случая насилия над журналистами. Представляем эти инциденты, как и развитие событий по 3 инцидентам, зафиксированным в первом полугодии 2014, в хронологическом порядке. 

1 июля на основании заявлений корреспондента газеты “Чоррорд ишханутюн” Ани Геворгян и оператора интернет-издания “iLur.am” Саргиса Геворгяна Особая следственная служба РА возбудила уголовное дело по части 3 статьи 164 (“Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста”) и части 2 статьи 309 (“Превышение должностных полномочий”).

Напомним, что 23 июня в Ереване, у здания отдела полиции Кентрон произошел инцидент между полицейскими и группой граждан, среди которых были также журналисты. Граждане собрались у здания отдела полиции, узнав о том, что подвергнуты приводу 27 участников акции протеста против подорожания тарифов на электроэнергию у здания Комиссии по регулированию общественных услуг РА.

По свидетельству Ани Геворгян, заместитель начальника отдела полиции Кентрон Вардан Геворгян приказал “очистить” прилегающую к зданию территорию от журналистов. Полицейские, выстроившись в линию, двинулись на собравшихся людей и стали бить их по ногам. В результате стычки пострадали журналисты. Ани Геворгян получила удары по лицу и по ногам. Пострадали также корреспондент информационного портала “СivilNet” Арпи Махсудян, оператор телекомпании “ГАЛА” Пайлак Фахрадян, оператор “iLur.am” Саргис Геворгян (подробности читайте в Докладе КЗСС за первое полугодие 2014, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).

Ани Геворгян, Саргис Геворгян и другие участники инцидента признаны потерпевшими. Проводится расследование.
18 августа следственный отдел Гегаркуникской области Главного следственного управления Полиции РА - с мотивировкой “ввиду отсутствия состава преступления” - прекратил уголовное дело против Армена Гевондяна, возбужденное 18 мая по части 1 статьи 258 (“Хулиганство”) на основании заявления корреспондента интернет-издания “Hetq.am” Ани Ованнисян. 

Напомним, что воспрепятствование исполнению профессиональных обязанностей корреспондентом “Hetq.am” Ани Ованнисян имело место 7 мая в Гаваре перед канцелярией суда общей юрисдикции Гегаркуникской области (подробности читайте в Докладе КЗСС за первое полугодие 2014, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).

Журналистка не обжаловала решение о прекращении уголовного дела, поскольку, по ее словам, не доверяет полиции и правоохранительной системе в целом. 
9 сентября у входа в Национальное Собрание РА со стороны проспекта Баграмяна было применено насилие в отношении корреспондента телекомпании “А1+” Марине Хачатрян, освещавшей акцию протеста группы гражданских активистов “Контрудар”. 

Начальник службы безопасности НС Карен Айрапетян напал на журналистку, выбив из ее рук планшет. Организаторы акции, повесив на ворота парламента плакат с надписью “Привет, Роб”, преследовали цель напомнить о произошедшем 13 лет тому назад в кафе “Поплавок” убийстве гражданина Погоса Погосяна, подобным образом приветствовавшего второго президента Армении Роберта Кочаряна. 

Комитет по защите свободы слова вместе с рядом журналистских организаций выступил с заявлением, в котором резко осудил насилие и расценил действия начальника службы безопасности парламента как уголовно наказуемые. Авторы документа потребовали от Национального Собрания привлечь к ответственности лицо, воспрепятствовавшее профессиональной деятельности журналиста, а от Прокуратуры РА - считать заявление сообщением о преступлении. 12 сентября Прокуратура РА известила о том, что по поручению генерального прокурора Геворга Костаняна все публикации СМИ об инциденте были направлены в Особую следственную службу.

Особая следственная служба письмом, датированным 22 сентября, известила журналистку, что уголовное дело решено не возбуждать “ввиду отсутствия состава преступления” в действиях Карена Айрапетяна.

30 сентября учредитель телекомпании “А1+” ООО “Мелтекс” направил в прокуратуру жалобу на решение Особой следственной службы.

19 сентября в Национальном театре оперы и балета им. Ал. Спендиаряна, где проходил форум “Армения - диаспора”, а затем на прилегающей к театру территории произошел инцидент с корреспондентом газеты “Айкакан жаманак” Тагуи Ованнисян. Руководитель ассоциации “Наири” армянской общины Казахстана Артюша Карапетян, к которому журналистка подошла, чтобы задать интересующие ее вопросы, отобрал у нее диктофон и отбросил его, а затем приказал сопровождавшим его лицам “убрать” журналистку подальше.

Позже, уже на прилегающей к театру территории, Тагуи Ованнисян попыталась сфотографировать Артюшу Карапетяна при помощи мобильного телефона, однако сопровождавшие его люди отобрали телефон, пригрозив бросить его в воду. Один из них стер отснятые кадры и вернул телефон.

По свидетельству журналистки, Артюшу Карапетяна разгневал вопрос о настроениях в армянской общине Казахстана, в частности, о недовольстве рядовых членов деятельностью руководителя общины, о чем в СМИ были опубликованы многочисленные материалы.

22 сентября Комитет по защите свободы слова вместе с рядом журналистских организаций выступил с заявлением, в котором резко осуждалась проявленная по отношению к журналистке агрессия. Авторы потребовали от Прокуратуры РА считать заявление и другие публикации СМИ об инциденте сообщением о преступлении и предпринять необходимые шаги для привлечения виновных к ответственности.

25 сентября “News.am” со ссылкой на пресс-службу Прокуратуры РА сообщил, что публикации СМИ об инциденте были направлены в прокуратуру административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана.   
30 сентября суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана отклонил жалобу корреспондента газеты “Чоррорд ишханутюн” Ани Геворгян на постановление Особой следственной службы РА от 24 июня о прекращении уголовного дела, возбужденного 25 февраля по части 2 статьи 164 (“Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста”)  и части 2 статьи 309 (“Превышение должностных полномочий”) на основании заявления журналистки о применении против нее насилия со стороны полицейских.

Постановление Особой следственной службы Ани Геворгян обжаловала в Прокуратуре РА, однако оно было оставлено в силе, после чего журналистка подала жалобу в суд первой инстанции. 

Напомним, что 12 февраля, около 19:00, на проспекте Маштоца в Ереване группа полицейских воспрепятствовала профессиональной деятельности корреспондента газеты “Чоррорд ишханутюн” Ани Геворгян и оператора информационного портала 

“iLur.am” Саргиса Геворгяна и, применив грубую силу, доставила их в отдел полиции Кентрон. По словам Ани Геворгян, в машине полицейские продолжали бить по ее рукам. А уже в полицейском отделе некто в гражданской одежде (по свидетельству журналистки, это был начальник Отдела полиции Кентрон Артак Погосян), заметив, что она что-то сообщает по телефону, дал ей пощечину и приказал подчиненным отобрать у нее телефон (подробности читайте в Докладе КЗСС за первое полугодие 2014, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).
Ани Геворгян намеревается обжаловать решение суда общей юрисдикции в вышестоящей инстанции.

2. Давление на СМИ и их сотрудников
В третьем квартале 2014 Комитет по защите свободы слова зафиксировал 7 фактов различных форм давления на СМИ и их сотрудников, что на 8 случаев меньше, чем за тот же период 2013. Пять из этих семи фактов - судебные дела, возбужденные по статье 1087.1 Гражданского кодекса РА в связи с клеветой и оскорблением в СМИ, еще 1 факт - незаконное требование раскрыть источник информации, еще 1 - иная форма давления.

В этом разделе доклада отражено также развитие событий по судебным делам, начавшимся в предыдущие годы.  

Ниже в хронологической последовательности представлены подробности.
1 июля в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана прошло предварительное судебное заседание по иску Лили и Лусине Киракосянов против учредителя веб-сайта “iLur.am” - ООО “Старт медиа”. Поводом для иска стали публикации “iLur.am” “Директор библиотеки угрожает сотруднице: будет уволена, если не выполнит требование” (16 апреля, 2014) и “Источник: под покровительством губернатора Арагацотна директор библиотеки и ее сестра унижают своих работников” (19 апреля, 2014). Истицы требуют опровергнуть сведения, порочащие их честь, достоинство и репутацию, и выплатить возмещение в размере 6 624 000 драмов. 
Слушания продолжились 5 августа и 9 сентября. Следующее судебное заседание назначено на 23 октября. 
1 и 15 июля в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана продолжились слушания по иску партии “Оринац еркир” против ООО “Редакция газеты “Жоговурд”. 
Напомним, что истец оспаривал ряд опубликованных в “Жоговурд” в ноябре 2013
материалов, порочащих, по его мнению, репутацию партии. Истец требует принести ему извинения, опубликовать опровержение недостоверных сведений и выплатить возмещение за клевету и оскорбление в размере 3 500 000 драмов. Иск был принят в производство 9 декабря 2013.  

Судебные слушания проходили 10 и 27 февраля, 3 марта, 30 апреля, 21 мая, 1 июля 2014. На заседании 15 июля истец отказался от иска, и судопроизводство было прекращено.

3 июля корреспондент онлайн издания “Аraratnews.am” Грайр Манукян обнародовал аудиозапись разговора с человеком, представившимся сотрудником Службы национальной безопасности (СНБ) Армении и пытавшимся завербовать его - сначала “по-хорошему”, а потом уже - с помощью угроз. По словам журналиста, беседа состоялась 30 июня в одном из ереванских кафе.
8 июля Грайр Манукян направил сообщение о преступлении генпрокурору Армении Геворгу Костаняну и Защитнику прав человека Армении Карену Андреасяну. “В июне 2014 Влад Акопян, представившийся сотрудником Службы национальной безопасности Армении, предложил мне, Грайру Манукяну, сотрудничать с СНБ”, -  говорится, в частности, в заявлении журналиста. В ответ на отказ Влад Акопян пригрозил “негативными последствиями” для профессиональной и политической деятельности Грайра Манукяна.

3 июля в суде общей юрисдикции административных округов Арабкир и Канакер-Зейтун Еревана продолжились слушания по иску Нарине Саркисян и Гранта Суваряна о защите чести, достоинства и деловой репутации против Сусанны Давтян и Лемберика Хачатряна. В качестве третьей стороны к делу привлечен учредитель газеты “Аравот” - ООО “Аравот оратерт”.  
Напомним, что исковое заявление было представлено в суд 18 февраля 2014. Нарине Саркисян - дочь действовавшего в тот период премьер-министра Тиграна Саркисяна, а начальник Управления финансового контроля Центрального банка РА Грант Суварян - его кум. Поводом для иска стали две статьи: “Дочь и кум премьер-министра завладели моим имуществом”, опубликованная на “Aravot.am” 7 февраля, и “Кум премьер-министра отнял участок земли?”, напечатанная в газете “Аравот” 8 февраля 2014. 

20 февраля иск был принят в производство. 18 апреля прошло предварительное судебное заседание. На заседании 25 апреля ответчики представили ходатайство о приостановлении судебного производства, но оно было отклонено. Судебные слушания продолжились 30 мая и 18 июня. 26 июня суд вновь отклонил ходатайство ответчиков о приостановлении производства.

На заседании 7 июля суд отклонил ходатайство ответчиков об отводе судьи. Очередное судебное заседание прошло 2 сентября, следующее - назначено на 8 октября.

4 июля главный редактор газеты “Сюняц еркир” Самвел Алексанян подал в суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана иск против организации “Арцах - Армянский пресс-клуб”. Истец требует принести ему извинения, опровергнуть клеветнические сведения и возместить ущерб в размере 1 лумы (самая мелкая монета Армении). Назначенное на 25 сентября судебное заседание было перенесено на 4 декабря.
4 июля в Административном суде РА прошло очередное заседание по иску 

директора ООО “Сирак” - учредителя телекомпании “Раздан” Мнацакана Арутюняна против Комитета по госдоходам при правительстве РА (после структурных изменений в правительстве и вхождения Комитета в состав Министерства финансов РА ответчиком признана налоговая инспекция Раздана). 

Напомним, что истец требует признать недействительным акт Комитета по госдоходам, составленный в результате проведенной в мае 2012 налоговой проверки, согласно чему ООО “Сирак” должно выплатить в госбюджет 1 960 000 драмов штрафа (подробности читайте в Годовом докладе КЗСС за 2013 и Докладе КЗСС за первое полугодие 2014, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).
На заседании 4 июля было оглашено решение. Иск ООО “Сирак” был удовлетворен частично, акт территориальной налоговой инспекции Раздана был признан частично недействительным, а постановление ее руководителя от 4 июня 2012 - полностью недействительным. Помимо этого, суд обязал взыскать с территориальной налоговой инспекции Раздана 8 000 драмов в пользу ООО “Сирак” в качестве компенсации за уплаченную ранее госпошлину.
ООО “Сирак” обжаловало это решение в Апелляционном административном суде. Судебные слушания назначены на 6 ноября.
 8 июля в суде общей юрисдикции административных округов Арабкир и Канакер-Зейтун Еревана продолжились слушания по иску проживающего в России бизнесмена армянского происхождения Арама Кочаряна против учредителя газеты “Иравунк” - ООО “Иравунк медиа”. Истец требует обязать ответчика опровергнуть сведения, ущемляющие его честь и достоинство, публично извиниться и выплатить возмещение за клевету в размере 2 млн драмов.

Напомним, что поводом для иска стала статья “Вероятные мотивы московской версии убийства брата Тевосика”, опубликованная 11 февраля 2014 в газете “Иравунк” и на веб-сайте издания. В публикации были представлены подробности убийства брата известного криминального авторитета Тевосика, и обсуждался вопрос возможной причастности к этому проживающего в России Арама Кочаряна. 

Иск был принят в производство 18 февраля. Судебные слушания проходили 28 марта, 28 апреля, 3 и 17 июня, 8 июля. Следующее судебное заседание назначено на 17 ноября.

9 июля гражданка Лилит Ованнисян представила в суд общей юрисдикции столичных административных округов Арабкир и Канакер-Зейтун иск против главного редактора информационного портала “ВlogNews.am” Арама Антиняна с требованием опровергнуть сведения, ущемляющие ее честь, достоинство и репутацию, принести ей извинения и предоставить возможность для ответа. Поводом для иска стала статья “Лилит Ованнисян и Арамэ сильно обидели армян Владивостока”, опубликованная на “ВlogNews.am” 5 июня.
Предварительное судебное заседание состоялось 10 сентября. Следующее заседание назначено на 28 октября. 

15 июля в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана продолжились слушания по иску общественной организации “Журналисты-расследователи” о защите авторского права против учредителя информационного портала “1in.am” - ООО “Скизб медиа кентрон”. Истец требует удалить с “1in.am” опубликованные без надлежащих ссылок материалы “Hetq.am”, онлайн-издания “Журналистов-расследователей”, и выплатить в качестве возмещения 200 000 драмов.  

Отметим, что этот судебный спор стал первым после того, как 9 ноября 2013 вступили в силу  изменения и дополнения в Закон РА “Об авторском праве и смежных правах”, касающиеся онлайн СМИ.    

Напомним, что иск был представлен в суд 16 января и принят в производство 20 января 2014. 9 апреля состоялось предварительное заседание, на которое ответчик не явился, хотя был надлежащим образом извещен. На момент представления иска на “blog.1in.am” были опубликованы без ссылок 2 статьи из “Hetq.am”, однако в дальнейшем там же и таким же образом были опубликованы еще 6 статей. Поэтому истец изменил требования иска и настаивает на удалении всех восьми статей. 9 июня состоялось еще одно судебное заседание. 

Следующее заседание назначено на 8 октября.
18 июля, а затем 15 и 21 августа в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана продолжились слушания по иску адвоката Карине Аванесян против учредителя информационного агентства “Пастинфо” - ООО “Си-Эм-Джи”.

Напомним, что исковое заявление Карине Аванесян, осужденной за мошенничество, было представлено 26 апреля и принято в производство 29 апреля 2013. Впоследствии, 7 и 23 мая 2013, тот же суд принял в производство еще 2 иска Карине Аванесян против учредителя “Пастинфо”. Предметом спора в этих делах стали статьи “Адвокат за хищение суммы в особо крупном размере оказалась на скамье подсудимых” (23 января 2013), “Адвокат приговорена к лишению свободы за обман доверенного лица” (24 марта 2013), “Осужденная “призывает к порядку” дисциплинарную комиссию Совета правосудия” (6 мая 2013). Истица требует опровергнуть сведения, ущемляющие ее честь, достоинство и репутацию, и возместить ущерб за клевету и оскорбление в размере 3 млн драмов по каждому из исков. Таким образом, общая сумма ее финансовых требований к информагентству составила 9 млн драмов. 

Следующее заседание назначено на 11 ноября. 

18 июля, а затем 6 и 11 августа в суде общей юрисдикции Котайкской области (канцелярия Раздана) продолжились слушания по иску жителя Раздана Гагика Атасяна против директора ООО “Сирак” - учредителя телекомпании “Раздан” Мнацакана Арутюняна. Начиная с этого заседания, интересы Арутюняна в суде представляет юрист Комитета по защите свободы слова Ольга Сафарян.
Напомним, что судебные слушания начались 22 мая 2013. Истец требует признать тот факт, что он до 30 сентября 2011 работал в телекомпании “Раздан”, хотя без надлежащего оформления трудовых отношений. В иске содержалось требование о возмещении зарплаты, упущенной выгоды и понесенного ущерба (подробности читайте в Докладе КЗСС за первое полугодие 2014, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).

Следующее судебное заседание назначено на 20 октября

21 июля Апелляционный гражданский суд РА принял в производство жалобы учредителя телекомпании “Шант” - ООО “Шант” и учредителя газеты “Иравунк” - ООО “Иравунк медиа” на решение суда общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш от 23 мая по спору между ними. 

Напомним, что истец ООО “Шант” требовал публично извиниться и опровергнуть не соответствующие действительности сведения из статьи “Очередная “кидаловка” “Шант” и судебный процесс”, опубликованной в номере газеты “Иравунк” от 5-6 июня 2013, а также на веб-сайте, и выплатить возмещение в размере 3 миллиона драмов, из которых 1 миллион - за оскорбление и 2 миллиона - за клевету. Судебные слушания начались 12 февраля. 23 мая было оглашено решение, согласно которому иск был удовлетворен частично (подробности читайте в Докладе КЗСС за первое полугодие 2014, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”). 
Как истец, так и ответчик обжаловали решение суда общей юрисдикции в вышестоящей инстанции. Заседания Апелляционного гражданского суда РА состоялись 14 августа и 18 сентября. Следующее судебное заседание назначено на 10 октября.

Та же телекомпания представила в тот же суд еще один иск о защите деловой репутации против той же газеты (требования - публично извиниться, опубликовать опровержение, выплатить 1 млн драмов возмещения), который был принят в производство 23 августа 2013. Истец оспаривает сведения, содержащиеся в статье “Требуя у “Иравунк” 3 миллиона драмов, “Шант” хочет закрыть рот неоплаченным актерам?”. 

Предварительное судебное заседание состоялось 15 ноября 2013. 30 января 2014 началось судебное разбирательство, которое продолжилось 3 марта, 16 и 23 апреля. На заседании 23 апреля это дело было объединено с другим делом о защите деловой репутации, поводом для которого была статья “Иравунк” должен поблагодарить “Шант” за 10 минут рекламирования газеты”. В этом случае истец потребовал от ответчика публично извиниться, опубликовать опровержение и выплатить уже 3 млн драмов возмещения. Иск был принят в производство 8 января 2014.   

Объединенное дело рассматривалось 31 июля и 12 августа. Следующее судебное заседание назначено на 24 ноября. 

23 июля и 6 августа Апелляционный гражданский суд РА рассмотрел жалобу  главного редактора газеты “Сюняц еркир” (“Сюникская страна”) Самвела Алексаняна на  решение суда общей юрисдикции Сюникской области (канцелярия Капана) от 2 апреля, частично удовлетворившего представленный против него иск главного редактора газеты “Капанян лрату” (“Капанский вестник”) Гагика Каграманяна.

Напомним, что предметом спора была статья Самвела Алексаняна “Отверженный. Известный в областном центре арлекин - вновь перед проблемой самоутверждения”, опубликованная в номере “Сюняц еркир” от 3 сентября 2013. Истец требовал публично извиниться за оскорбление, опровергнуть клевету и выплатить возмещение за ущемление чести, достоинства и деловой репутации в размере 3 млн драмов. 2 апреля было оглашено судебное решение, согласно которому иск был удовлетворен частично. Суд обязал Самвела Алексаняна через свою газету извиниться перед Гагиком Каграманяном и опровергнуть клеветнические сведения, содержащиеся в упомянутой выше статье. Требование истца опубликовать опровержение на веб-сайте “Сюняц еркир” суд отклонил. Суд обязал также Самвела Алексаняна выплатить Гагику Каграманяну 80 000 драмов в качестве возмещения за оскорбление и 100 000 драмов - за клевету, а также 30 000 драмов - за адвокатские услуги и 9 600 драмов - как компенсацию за уплаченную истцом госпошлину. 

15 августа Апелляционный гражданский суд отклонил жалобу главного редактора газеты “Сюняц еркир”.

19 сентября Самвел Алексанян обратился с жалобой в Кассационный суд РА. 

24 июля суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана утвердил мировое соглашение между общественной организацией “Журналисты-расследователи” и учредителем информационного портала “Pressident.am” - ООО “Ани Кочар продакшн”.  

Напомним, что 16 января “Журналисты-расследователи” представили в суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана исковое заявление о защите авторского права против ООО “Ани Кочар продакшн”. Истец потребовал удалить с “Pressident.am” опубликованные без надлежащих ссылок 4 материала “Hetq.am”, онлайн-издания “Журналистов-расследователей”, и выплатить в качестве возмещения 200 000 драмов. Впрочем, на первом же судебном заседании 26 июня истец отказался от денежных требований, учитывая финансовое положение ответчика. 
На том же заседании 26 июня суд предложил сторонам заключить мировое соглашение. На следующем судебное заседании 11 июля было представлено мировое соглашение, согласно которому ООО “Ани Кочар продакшн” признает, что нарушило авторские права “Hetq.am” и обязуется привести перепечатанные материалы в соответствие с требованиями закона либо удалить их с www.pressident.am. 

24 июля учредитель газеты “Жоговурд” - ООО “Редакция газеты “Жоговурд” представил в Апелляционный гражданский суд РА жалобу на решение суда общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш от 29 мая по иску, поданному против него депутатом Национального Собрания РА от фракции “Оринац еркир” Левоном Дохоляном.  
Напомним, что Левон Дохолян оспаривал ряд статей, опубликованных изданием в ноябре 2013, в которых его называли “сестричка Левон”, и требовал публично извиниться, опубликовать опровержение недостоверных сведений и выплатить возмещение за клевету и оскорбление в размере 3,5 млн драмов.

Дело было принято в производство 5 декабря 2013. Судебные слушания проходили 10 и 27 февраля, 27 марта, 15 мая. 29 мая суд огласил решение, согласно которому иск Левона Дохоляна был удовлетворен частично. Суд обязал ответчика опубликовать опровержение порочащих Дохоляна сведений в газете и на веб-сайте www.armlur.am, а также взыскать в пользу депутата НС 150 000 драмов, из которых 100000 - в качестве возмещения за клевету, 50 000 - за оскорбление. 

Судебное заседание Апелляционного гражданского суда назначено на 1 октября.

31 июля Апелляционный гражданский суд РА постановил частично удовлетворить жалобу бизнесмена Хачика Хачатряна на решение суда общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш от 13 декабря 2013, отклонившего его иск против учредителя газеты “Жоговурд” - “Редакция газеты “Жоговурд” и корреспондента издания Соны Григорян.  

Напомним, что Хачик Хачатрян оспаривал статью “Бациллы бизнес-элиты”, опубликованную в газете “Жоговурд” 12 декабря 2012, требуя обязать ответчиков опровергнуть сведения, которые он считает клеветническими, публично извиниться за оскорбление, выплатить возмещение за клевету и оскорбление в размере 3 млн драмов, а также 200 000 драмов - за адвокатские услуги. 13 декабря 2013 суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш полностью отклонил иск (подробности читайте в Годовых докладах КЗСС за 2012 и 2013, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).  

Жалоба истца была принята в производство Апелляционным гражданским судом 14 февраля. Судебные слушания состоялись 6 и 20 мая, 17 июня. 

На заседании 31 июля Апелляционный гражданский суд РА постановил отменить решение суда общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана и направить дело в тот же суд на новое рассмотрение.

31 июля Апелляционный гражданский суд РА отклонил жалобу владельца ООО “Хин Ереван холдинг” Манвела Тер-Аракеляна на решение суда общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана от 18 апреля по иску, поданному против него ЗАО “Юнибанк” (в качестве третьего лица в дело вовлечено интернет-издание “News.am”). 
Напомним, что дело находится в судебном производстве с 15 июля 2011 и рассматривается повторно. В 2011-2012 суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана полностью удовлетворил иск, включая требование опубликовать опровержение. Однако апелляционная инстанция отменила это решение, вернув дело на новое рассмотрение в тот же суд. 12 ноября 2012 дело вновь было принято в производство, но вскоре слушания были приостановлены - до вступления в силу судебного акта по другому гражданскому делу, выяснение обстоятельств которого имеет существенное значение для данного дела. 15 ноября 2013 в суде общей юрисдикции столичных общин Кентрон и Норк-Мараш возобновились слушания по иску “Юнибанка” против Манвела Тер-Аракеляна (подробности читайте в Годовых докладах КЗСС за 2011, 2012 и 2013, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”). 18 апреля 2014 иск снова был полностью удовлетворен, включая требование опубликовать опровержение в “News.am”. 
21 августа в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана начались слушания по иску 16 представителей общественных организаций против газеты “Иравунк”. Истцы требуют опровергнуть порочащие их сведения, содержащиеся в статье “Они обслуживают интересы международного гомосексуального лоббинга: черный список врагов народа и государства”, опубликованной в газете “Иравунк” и на ее веб-сайте 17 мая 2014, извиниться за оскорбление и выплатить возмещение в размере 5 млн драмов. 
К упомянутой публикации прилагается “черный список” - ссылки на фейсбуковские странички примерно шести десятков людей, в отношении которых автор статьи призывает проявить “нулевую толерантность”, прекратить с ними общение, не принимать на работу и уволить с государственной службы.
Иск был принят в производство 18 июня. Судебные слушания прошли также 5 сентября. Следующее судебное заседание назначено на 20 октября.

В связи с той же статьей “Иравунк” в производстве того же суда находятся еще 2 иска. 20 июня гражданин Ирана Ромик Даниал представил исковое заявление против издания и автора статьи - редактора “Иравунк” Ованеса Галаджяна. Отметим, что в этом и предыдущем исках в качестве ответчика указан не учредитель, а само издание, не являющееся юридическим лицом. 
Истец требует опровергнуть порочащие его сведения и извиниться за оскорбление. Требование о материальном возмещении не представлено. Судебные слушания назначены на 4 ноября.  

4 сентября тот же суд приступил к рассмотрению иска граждан Григора Геворкяна, Армана Саакяна и Ованеса Мкртчяна против учредителя издания - ООО “Иравунк медиа”, редактора Ованеса Галаджяна и председателя редакционного совета Айка Бабуханяна. Истцы требуют опубликовать опровержение, извиниться за оскорбление и выплатить возмещение в размере 3 млн драмов.
Следующее судебное заседание назначено на 8 октября. 

21 августа и 18 сентября в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана начались слушания по иску руководителя Протестантской церкви Еревана Левона Бардакджяна против учредителя газеты “Иравунк” - ООО “Иравунк медиа”. Иск был принят в производство 27 июня. Истец требует опровергнуть опубликованные в “Иравунк” сведения, ущемляющие его честь и достоинство, извиниться за оскорбление и выплатить возмещение в размере 1 млн драмов. 

Следующее судебное заседание назначено на 4 декабря. 

25 августа суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана принял в производство иск адвоката Рубена Балояна против журналистки Жанны Алексанян. Общественная организация “Журналисты во имя прав человека”, руководителем которой является Жанна Алексанян, вовлечена в дело в качестве третьего лица. Истец требует обязать ответчика опровергнуть сведения, расцененные им как клевета.
Поводом для иска стала статья Жанны Алексанян “Эй, ты, я с тобой по-мужски разговариваю, а не как адвокат”, опубликованная 21 июля 2014 на веб-сайте “Журналистов во имя прав человека”. Темой статьи стал инцидент, происшедший 18 июля в Абовяне около здания суда общей юрисдикции Котайкской области, где проходят разбирательства по делу актера Вардана Петросяна. (Последний проходит по делу как обвиняемый, в дорожном происшествии с его участием погибли двое молодых людей.) Согласно публикации Жанны Алексанян, после очередного судебного заседания адвокат потерпевшей стороны Рубен Балоян повел себя агрессивно в отношении адвоката Вардана Петросяна Николая Багдасаряна, бросив последнему фразу, вынесенную в заголовок. Затем к Николаю Багдасаряну и родственникам актера подошли потерпевшие, осыпая их оскорблениями и нецензурной бранью. Словесную перепалку, чуть было не переросшую в драку, удалось прекратить лишь после вмешательства судебных приставов. 22 июля на веб-сайте общественной организации был размещен видеоматериал о происшедшем.

В тот же день, 22 июля, Палата адвокатов РА возбудила дисциплинарное производство в отношении Рубена Балояна. 25 июля “Журналисты во имя прав человека” опубликовали письмо Рубена Балояна с требованием опровержения. Письмо сопровождалось редакционным комментарием, в котором Жанна Алексанян подтвердила, что не собирается отказываться от написанного ею.

Судебные слушания назначены на 24 ноября.

27 августа газета “Рапарак” получила письмо от Управления полиции Еревана, в котором содержалось требование в кратчайший срок представить в следственное отделение штаба столичной полиции все имеющиеся в распоряжении редакции материалы относительно опубликованной 16 августа информации.

Речь шла об информации “Журналист был жестоко избит царукяновской карательной бригадой”, в которой газета сообщила об избиении корреспондента телекомпании “Кентрон” Геворга Хачатряна “карательной бригадой” руководителя партии “Процветающая Армения” Гагика Царукяна, увольнении журналиста с работы, а также о том, что последний был запуган и решил хранить молчание по поводу инцидента. Согласно публикации, друзья журналиста сообщили, что он “сказал лишнее в адрес Царукяна” и это стало причиной его избиения. Позднее в редакцию позвонил сам Геворг Хачатрян и сообщил, что ничего подобного не было. 

“Рапарак” отказался представлять запрошенные материалы полиции. 

28 августа суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана принял в производство иск директора ООО “М. Геворгян” Сократа Геворгяна против газеты “Аравот” и ее корреспондента Нелли Бабаян. Истец требует возместить ему 3 млн драмов за ущемление чести, достоинства и деловой репутации.

Предметом судебного спора стали статьи “Подземный переход - мотель” и “Подземный переход - еще и рабочее место проституток”, опубликованные в газете “Аравот” 21 августа.
Судебные слушания назначены на 5 декабря.

Как сообщили Комитету по защите свободы слова в редакции “Аравот”, до подачи иска ООО “М. Геворгян” не обращалось к ним с требованием об опровержении, а после публикации статей в редакцию поступали звонки с угрозами.

8 сентября Апелляционный уголовный суд РА отклонил жалобу директора телекомпании “Раздан” Мнацакана Арутюняна на решение суда общей юрисдикции Котайкской области от 5 августа. 

Напомним, что 11 июня суд общей юрисдикции Котайкской области (канцелярия Раздана) принял в производство заявление директора телекомпании “Раздан” Мнацакана Арутюняна с требованием отменить постановление следователя Разданского отдела Котайкского областного управления Полиции РА от 24 апреля 2014. Этим постановлением было отклонено требование Мнацакана Арутюняна возбудить уголовное дело против гражданина Гагика Атасяна за осуществление в  телекомпании незаконного тайного подслушивания и записи бесед. Этот судебный спор непосредственно связан с другим судебным делом с участием тех же лиц, в котором Гагик Атасян является истцом и пытается доказать, что он работал на телекомпании, хотя трудовые отношения не были надлежащим образом оформлены (см. стр. 11).
Судебные слушания в суде первой инстанции начались 24 июня. 5 августа заявление Мнацакана Арутюняна было отклонено. Впоследствии интересы учредителя телекомпании “Раздан” по этому делу в судебных инстанциях стала представлять юрист КЗСС Ольга Сафарян. 15 августа была подана апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции. Поскольку 8 сентября она была отклонена, подготовлена жалоба для представления в Кассационный суд РА.

13 сентября Разданский отдел полиции отказал в возбуждении уголовного дела по еще одному заявлению Мнацакана Арутюняна, мотивировав свое решение “отсутствием состава преступления”. 

Директор телекомпании “Раздан” представил в полицию это заявление 3 сентября. В нем говорилось, что Гагик Атасян использует провокации и шантаж против него и сотрудников телекомпании. В частности, по ложному доносу Гагика Атасяна, подготовка материалов для уголовного дела продлилась в отделе полиции Раздана 11 месяцев и была прекращена ввиду отсутствия состава преступления, и 5 из 6 членов коллектива подали заявления об освобождении от работы, не выдержав допросов и психического давления со стороны полицейских. В заявлении Мнацакана Арутюняна говорилось также о других ложных доносах: о якобы имевшем место сокрытии от налогов рекламных доходов на сумму 600 000 долларов США, о содержании без надлежащего документального оформления 12 сотрудников и невыплате им зарплат и др. При допросах подтвердилось, что все эти сведения - не более чем вымысел.   

Как сообщил Мнацакан Арутюнян Комитету по защите свободы слова, он намеревается обратиться к надзирающему прокурору с жалобой на это постановление полиции.

10 сентября в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш начались слушания по иску проживающей в Глендейле (США) Нарине Исмаили против учредителя газеты “Аравот” - ООО “Аравот оратерт” и  корреспондента издания Рузан Минасян, а также ответственного за выпуск информационного портала “Пастинфо” - ООО “PR-Ассоциация” и его корреспондента Соны Машурян.  
Истица оспаривает часть опубликованной 29 марта 2013 в газете “Аравот” и на “Аravot.am” статьи “В ЦИК отправлены видеозаписи личного характера”, в которой содержатся личные сведения о ней. Она требует обязать ответчиков публично извиниться и - в качестве солидарной ответственности - выплатить возмещение в размере 800 000 драмов. Следующее судебное заседание назначено на 21 октября. 

13 сентября газета “Жоговурд” во исполнение решения Апелляционного гражданского суда РА напечатала опровержение сведений, содержащихся в статье “Известного олигарха оштрафовали за просроченные яйца”, опубликованной 11 декабря 2012. Опровержение было озаглавлено “Честь бизнесмена Хачика стоит 10 000 драмов”, в которой, в частности, говорилось: “… Мы больше не будем ходить в суд. Отныне третья, судебная, власть Армении для нас несуществующий орган, поскольку там побеждают деньги, влиятельный звонок и невоспитанный бизнесмен”. 

Напомним, что 10 января 2013 президент компании “X груп” Хачик Хачатрян и “Ереванская птицефабрика” представили в суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш исковое заявление, в котором оспаривался материал “Известного олигарха оштрафовали за просроченные яйца”, опубликованный в газете “Жоговурд” 11 декабря 2012. Истцы требовали обязать ответчиков опровергнуть сведения, ущемляющие их честь, достоинство и деловую репутацию, и выплатить возмещение в размере 3 млн драмов. 14 октября иск был полностью отклонен. Суд не счел доказанным, что в упомянутой публикации содержались клевета или оскорбление. 

Истцы обжаловали это решение в вышестоящей судебной инстанции. Жалоба была принята в производство 25 ноября 2013. Слушания в Апелляционном гражданском суде начались 23 января 2014. 5 мая Апелляционный гражданский суд постановил внести изменения в судебный акт нижестоящей судебной инстанции. В части, касающейся “Ереванской птицефабрики”, жалоба была отклонена, а в части, касающейся Хачика Хачатряна, - удовлетворена частично. А именно: Апелляционный гражданский суд отменил часть постановления суда общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана, касающуюся клеветы в отношении Хачика Хачатряна, и обязал “Редакцию газеты “Жоговурд” и Сону Григорян опровергнуть сведения, порочащие деловую репутацию Хачика Хачатряна. Помимо этого, решено взыскать с ответчиков в пользу Хачика Хачатряна 10 000 драмов в качестве компенсации за уплаченную им госпошлину (подробности читайте в Докладе КЗСС за первое полугодие 2014, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).   

16 сентября Административный суд РА продолжил рассмотрение иска руководителя ООО “Радио Ай” Андриаса Гукасяна против Комитета по госдоходам при Правительстве РА. 

Напомним, что 24 сентября 2013 председатель собрания учредителей “Радио Ай” Андриас Гукасян (бывший кандидат в президенты РА), руководящий одновременно радиостанцией “Ай FM”, распространил пресс-релиз в связи с намерением Комитета по госдоходам провести проверки на обоих радиостанциях. 

Он расценил действия налогового ведомства как противозаконные и направленные на ограничение свободы слова. Позже Комитет по госдоходам разъяснил, что предполагается осуществить не проверку, а исследование для выявления реального объем оборота средств и оказываемых услуг (в том числе рекламных), указываемых в отчетности хозяйствующего субъекта, точность фактических цен (тарифов), а также доход, поученный от реализации товаров, услуг и активов. Сотрудники обеих радиостанций с 25 сентября по 4 октября провели забастовку, перейдя на автоматизированный режим вещания. Помимо этого, ООО “Радио Ай” запретило проводить проверку, в связи с чем Комитет по госдоходам оштрафовал руководителя радиостанции на 250 000 драмов. 

5 ноября 2013 Андриас Гукасян представил иск в Административный суд РА, потребовав полностью отменить акт Комитета по госдоходам о наложении на него штрафа. 11 ноября 2013 иск был принят в производство (подробности читайте в Докладе КЗСС за первое полугодие 2014, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).

Судебные слушания начались 17 марта и продолжились 2 июня и 16 сентября 2014. 

Очередное судебное заседание назначено на 10 ноября.

18 сентября в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш продолжились слушания по иску председателя Совета директоров института “Армгидроэнергопроект” Сеника Джулакяна против председателя Ассоциации политологов Армении Амаяка Ованнисяна и учредителя газеты “Аравот” - ООО “Аравот оратерт”. 

Напомним, что дело было принято в производство 9 июля 2013. Истец оспаривает сведения, содержащиеся в статье “Сурен Хачатрян, не будучи губернатором, продолжает де-факто оставаться губернатором Сюника”, опубликованной на “Aravot.am” 10 июня 2013. Он требует опровергнуть сведения, ущемляющие его честь, достоинство и деловую репутацию, публично извиниться за оскорбление и выплатить возмещение в размере 600 000 драмов. 

Судебные слушания проходили 22 января, 8 апреля 2014. 13 мая суд изменил правовое положение ООО “Аравот оратерт”, сначала вовлеченного в дело в качестве третьего лица, признав его соответчиком. На заседании 17 июня адвокат, услугами которого вынужден был воспользоваться учредитель “Аравот”, представил возражения в связи с изменением статуса.  

Следующее судебное заседание назначено на 13 октября. 

22 сентября Апелляционный уголовный суд РА отклонил жалобу газеты “Рапарак” и интернет-издания “iLur.am” на решение суда общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана от 26 июня, обязавшее СМИ раскрыть источник информации.  
Напомним, что 9 мая “Рапарак” и “iLur.am” независимо друг от друга подготовили публикации об инциденте, произошедшем 7 мая в Гюмри между начальником городской полиции полковником Варданом Надаряном и братьями Артуром и Рафаэлом Алексанянами (оба они спортсмены, первый - известный борец). Как сообщается в публикациях, руководителю гюмрийской полиции не понравилось, что у машины, в которой ехали братья, слишком ярко светили фары. Вардан Надарян выскочил из своего автомобиля и рукояткой пистолета стал бить братьев, нанеся им телесные повреждения (подробности читайте в Докладе КЗСС за первое полугодие 2014, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”). 

Вскоре после инцидента Особая следственная служба, игнорируя статью 5 Закона РА “О массовой информации”, согласно которой требовать раскрытия источника информации может только суд, сначала попробовала сама получить от редакции “Рапарак” интересующие ее сведения, затем, получив отказ, обратилась в суд.

9 июля оба СМИ обжаловали решение первой судебной инстанции в Апелляционном уголовном суде РА. “Решение о раскрытии источников информации было вынесено без нас, журналистов. Нас поставили перед фактом посредством почтовой службы”, - сообщила “Рапарак” 10 июля 2014. Заседания апелляционной инстанции состоялись 20 августа и 9 сентября.

Решение Апелляционного уголовного суда от 22 сентября вызвало новую волну критики со стороны журналистского сообщества.

Оба СМИ заявили о намерении обратиться с жалобой в Кассационный суд РА.
26 сентября в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана начались слушания по иску гражданина Ваана Арутюняна против информационного агентства “Newsbook.am”. Поводом для иска стала публикация “Newsbook.am” от 7 мая “Еще один “кинутый” бизнесмен: упоминается брат министра”. Истец требует возместить ущерб за ущемление его чести, достоинства и деловой репутации.
Заседание было перенесено ввиду отсутствия ответчика, который не был извещен в надлежащем порядке. “Newsbook.am” попытался выяснить, почему не была предоставлена копия иска, и получил из суда ответ, что необходимо представить заявление на имя судьи. Между тем, согласно статье 93 Гражданско-процессуального кодекса РА, суд обязан в надлежащем порядке направить копии иска и прилагаемых к нему документов ответчику, чтобы последний имел возможность в течение двух недель представить в суд свою позицию. 

Следующее судебное заседание назначено на 12 декабря.
30 сентября в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш продолжились слушания по иску писательницы Арпи Восканян против учредителя информационного портала “1in.am” - ООО “Скизб медиа кентрон”. Истица требует восстановить ее авторское право, удалить ее стихотворение с веб-сайта и возместить нанесенный ей ущерб на сумму 200 000 драмов. 

Напомним, что 10 декабря Арпи Восканян представила жалобу на “1in.am” в Главное управление по борьбе с организованной преступностью в связи с тем, что без ее ведома, разрешения и предварительной договоренности о размере и форме оплаты из газеты “Айкакан жаманак” было перепечатано ее стихотворение “Политическая загадка”, объявив при этом конкурс песни на ее слова. 
Иск был принят в производство 20 марта 2014. 25 июня состоялось предварительное судебное заседание. На слушание дела 30 сентября ответчик не явился. Следующее судебное заседание назначено на 4 декабря. 

3. Нарушения права на получение и распространение информации

В третьем квартале 2014 КЗСС зафиксировал одно нарушение права на получение и распространение информации, что на 1 меньше, чем за тот же период 2013. Ниже представляем этот факт, а также развитие событий по ранее зафиксированным случаям.

4 августа Апелляционный административный суд РА принял в производство жалобу Центра свободы информации на решение Административного суда от 6 июня, отклонившего иск этой общественной организации против Государственного комитета кадастра недвижимости РА.

Напомним, что истец требовал предоставить в соответствии с Законом РА “О свободе информации” сведения о праве на собственность или основания для аренды “Крытого рынка” на проспекте Маштоца в Ереване. Слушания в Административном суде РА проходили 3 марта и 27 мая. 6 июня иск был отклонен. 

Слушания в Апелляционном административном суде назначены на 10 октября. 

4 августа в Административном суде РА продолжилось рассмотрение иска  общественной организации “Журналисты-расследователи” против Министерства охраны природы РА. Для обеспечения судебных расходов в дело в качестве третьего лица вовлечено Министерство финансов РА. Исковое заявление содержит требование предоставить запрошенную информацию.

“Журналисты-расследователи” запрашивали копии разрешений на импорт и экспорт животных, выданных министерством в соответствии с Конвенцией “О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения” в период с 2010 по 9 декабря 2013. Министерство отказалось предоставить копии, сославшись на коммерческую тайну. В ответе на запрос был приведен лишь перечень импортированных и экспортированных из Армении животных.
В следующем запросе “Журналисты-расследователи” предложили предоставить запрошенную информацию, закрыв сведения, содержащие тайну. Министерство вновь ответило отказом. 
В 2014 судебные заседания проходили 7 мая и 25 июня (подробности читайте в Докладе КЗСС за первое полугодие 2014, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”). 

Следующее судебное заседание назначено на 23 октября.

8 сентября в Административном суде РА должны были начаться слушания по иску Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи против Полиции РА, однако судебное заседание было перенесено в связи с участием судьи в курсе переподготовки. 

Руководитель Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи Артур Сакунц обращался к начальнику Полиции РА Владимиру Гаспаряну с просьбой предоставить информацию о личном составе полиции: сколько служащих работает в подразделениях полиции и их звания; сколько из них занимают руководящие должности и сколько рядовых; сколько из них мужского пола, сколько - женского. В предоставлении запрошенной информации было отказано: начальник штаба Полиции РА В. Егиазарян ответил, что сведения о личном составе, штатные или списочные, считаются секретными. 

Впоследствии Артур Сакунц направил повторный запрос, однако получил аналогичный ответ. Тогда Ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи предъявил судебный иск с требованием обязать Полицию РА предоставить запрошенную информацию.

Судебное заседание назначено на 13 октября.

19 сентября суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана продолжил рассмотрение дела по иску Центра свободы информации против госучреждения “Офис по осуществлению природоохранных программ” Министерства охраны природы РА. Оглашение судебного решения назначено на 2 октября.  

Слушания по этому иску проходили также 1 февраля, 14 апреля и 9 июня. 
Напомним, что дело рассматривается тем же судом повторно. 24 июля 2012 Центр свободы информации представил исковые заявления в суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш и в Административный суд РА. В первом из этих исков содержалось требование предоставить информацию о премировании сотрудников госучреждения в соответствии со штатным расписанием, во втором - оштрафовать на 30 000 драмов работника, отказавшего в предоставлении информации. 23 ноября 2012 суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш признал факт нарушения права на получение информации и обязал ответчика предоставить запрошенные сведения полностью, а также возместить оплаченные Центром свободы информации госпошлину и половину расходов за адвокатские услуги. 12 декабря 2012 “Офис по осуществлению природоохранных программ” обжаловал это решение в вышестоящей судебной инстанции. 25 апреля 2013 Апелляционный гражданский суд удовлетворил жалобу и направил дело в тот же суд общей юрисдикции на новое рассмотрение. 28 июня 2013 это постановление было оставлено в силе Кассационным судом РА. Новые слушания по делу начались в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш 2 октября 2013 (подробности читайте в Докладе КЗСС за первое полугодие 2014, а также в Годовых докладах КЗСС за 2012 и 2013, на сайте www.khosq.am, раздел “Доклады”).  
ДРУГИЕ СОБЫТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СМИ 

12 августа в суде общей юрисдикции Сюникской области (канцелярия Гориса) было оглашено решение по иску бывшего мэра Гориса Самвела Арутюняна против председателя Горисского территориального отделения Союза добровольцев “Еркрапа”, подполковника Сурика Багдасаряна.

 Самвел Арутюнян представил в суд иск в связи со статьей Сурика Багдасаряна “Кто ты, что ты за человек, из какой партии?”, опубликованной в онлайн издании “lurer.com”, потребовав опровергнуть посредством того же СМИ сведения, ущемляющие его честь и достоинство, публично извиниться и выплатить возмещение за клевету в размере 2 млн драмов, за оскорбление - 1 млн драмов. 

Суд отклонил требования истца и постановил взыскать с него 60 000 драмов в качестве госпошлины.

8 сентября, в первый рабочий день осенней сессии парламента, спикер Национального Собрания Армении Галуст Саакян после нескольких неудачных попыток пригласить шумящих в коридоре депутатов в зал и начать заседание напомнил, что в зале присутствуют журналисты. Спикер призвал депутатов пошуметь еще немного, “чтобы журналистам было о чем писать”.
Депутаты от правящей  Республиканской партии Армении, несмотря на прозвучавший накануне призыв президента страны активнее работать в парламенте, после первого заседания начали покидать зал. На вопросы журналистов некоторые из них ответили, что направляются в свои рабочие кабинеты поработать над законами, однако депутат от РПА Аракел Мовсесян сказал журналистам: “Давайте, проваливайте отсюда!” Другой депутат от РПА Мгер Седракян вообще не стал общаться с журналистами, заявив, что обижен на них: “Несуразные вещи пишете”. Еще один республиканец - Наапет Геворгян - на просьбу прокомментировать упомянутый выше призыв президента попросту пристыдил журналистов: “Вам не стыдно за свои поступки?!”

На заседании 10 сентября оппозиционные депутаты предложили спикеру парламента провести служебное расследование в отношении начальника службы безопасности НС, который накануне воспрепятствовал работе корреспондента телекомпании “А1+”. По мнению депутата от фракции Армянского национального конгресса Никола Пашиняна, имело место серьезное правонарушение, которым должны заняться правоохранительные органы. Член фракции “Наследие” Теван Погосян, расценив инцидент как проявление агрессии в отношении журналистки, предложил провести для сотрудников службы безопасности “курсы толерантности”. Галуст Саакян не отреагировал на эти выступления. Вместо него ответил вице-спикер Эдуард  Шармазанов: “Неприемлемо, чтобы в Армении попиралась свобода слова, ставились препятствия для работы журналистов”.
23 сентября в суде общей юрисдикции Сюникской области (канцелярия Капана) состоялось заседание по уголовному делу против директора ООО “Сисиани лрату” Армена Овакимяна и ответственной сотрудницы по финансовым вопросам Асмик Есаян, обвиняемых в подделке документов и мошенничестве.  
В качестве обвиняемых по уголовному делу проходят также мэр Сисиана Агаси Акопджанян, его бывший заместитель Ашот Григорян и начальник финансово-экономического отдела мэрии Карен Даниелян.

Следующее судебное заседание назначено на 17 октября.
25 сентября после заседания правительства министр юстиции Армении Ованес Манукян встретился с журналистами, чтобы представить ряд решений, одобренных кабинетом министров. Однако пресс-конференция не состоялась, поскольку журналисты в первую очередь попытались узнать мнение главы Минюста относительно Сурена Хачатряна, вновь назначенного в тот же день на должность губернатора Сюникской области.

Настойчивость журналистов во что бы то ни стало получить комментарий о повторном назначении Сурена Хачатряна на пост губернатора вызвала раздражение министра юстиции. Попытки последнего вернуть пресс-конференцию в запланированное русло провалились.

Ованес Манукян напомнил представителям СМИ, что их миссия заключается в доведении до общественности значимых вопросов, каковыми являются, в том числе, принятые решения правительства. На это журналисты возразили, что возвращение Сурена Хачатряна в кресло губернатора больше волнует общественность. Но министр был неумолим. “Раз вас не интересуют столь важные вещи, я найду способ проинформировать общество о решениях правительства иным способом”, - заявил министр и покинул пресс-конференцию.

30 сентября в парламенте началось обсуждение отчета о деятельности Общественной телерадиокомпании Армении за 2013, которое продолжилось на следующий день.

Председатель Совета ОТРК Рубен Джагинян отметил, что 2013 год для Общественной телерадиокомпании был примечателен изменениями сетки вещания, увеличением научных, просветительских, детско-юношеских программ. По словам Джагиняна, впервые за последние годы начался процесс приобретения новой цифровой техники, были отремонтированы аварийные здания, построены новые студии. В 2013 ЗАО “Общественное телевидение Армении” продолжало выполнять свою миссию, готовило и выпускало в эфир в круглосуточном режиме программы по “Первому” и спутниковому телеканалам. 

В ходе обсуждения прозвучали и позитивные оценки, и критика. “В последнее время информационная программа динамично развивается, дает разностороннюю и полную информацию”, - заявил вице-спикер Эдуард Шармазанов. Член фракции “Наследие” Хачатур Кокобелян выразил мнение, что стали показывать более качественные фильмы. Член фракции Армянского национального конгресса Никол Пашинян выразил удовлетворение содержанием программ Общественного радио Армении, а затем подверг острой критике телетрансляции “Первого” канала с чемпионата мира по футболу, назвав их одним словом - позор. “Весь народ вовлекли в орбиту азартных игр. Якобы власти проводят политику ограничения игорных домов, однако наши дома превратили в казино. Надо убрать всю рекламу с “Первого”, кажется, и вы были за это. Но что получается: мы убираем из эфира общественного вещателя рекламу пищевых продуктов, но внедряем азартные игры под видом спонсорства?” - заключил оппозиционный депутат.

 
(((
  Доклад подготовлен на основе данных Комитета по защите свободы слова, материалов электронного Еженедельного бюллетеня Ереванского пресс-клуба и веб-сайта Центра свободы информации, а также публикаций СМИ.  

(((
Представленные в настоящем докладе мнения и оценки Комитета по защите свободы слова могут не совпадать с позицией Европейского фонда за демократию (European Endowment for Democracy).

( Доклад подготовлен в рамках проекта Комитета по защите свободы слова, осуществляемого при поддержке Европейского фонда за демократию (European Endowment for Democracy).





17

