[image: image1.jpg]


[image: image2.jpg]@ Open Society Foundations - Armenia



  КОМИТЕТ ПО ЗАЩИТЕ                                                

  СВОБОДЫ СЛОВА              
Мониторинг деятельности общественного вещателя и частных телекомпаний Армении в период агитационной кампании по референдуму относительно изменений в Конституции РА 6 декабря 2015
С 26 октября по 4 декабря 2015 Комитет по защите свободы слова осуществил два мониторинга вещательных СМИ для изучения их деятельности в период агитационной кампании, связанной с референдумом по изменениям в Конституции РА. Первый из этих исследований был нацелен на анализ освещения общенациональными и столичными телеканалами пресс-конференций представителей политических сил и общественных деятелей. Второй - на отслеживание деятельности Общественной телерадиокомпании Армении по обеспечению равных условий для политических сил, представленных в парламенте, при предоставлении им бесплатного и платного эфирного времени для проведения агитации. Ниже представляем результаты обоих исследований.
Освещение общенациональными и столичными телекомпаниями  пресс-конференций представителей политических сил и общественных деятелей 
С 26 октября по 4 декабря 2015 Комитет по защите свободы слова осуществил мониторинг освещения в эфире телекомпаний Армении пресс-конференций, проведенных в ереванских пресс-центрах и клубах политическими и общественными деятелями в ходе агитационной кампании по поводу конституционных изменений и назначенного в связи с этим референдума.
Исследование было нацелено: а) на выявление уровня интереса/внимания общенациональных и столичных телекомпаний к пресс-конференциям представителей различных политических сил, а также общественных деятелей (экспертов, аналитиков и др.) в период агитационной кампании по референдуму относительно проекта конституционных изменений; б) на изучение и оценку адекватности и беспристрастности освещения этих пресс-конференций непосредственно в эфире.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МОНИТОРИНГЕ
Мониторинг проводился на 10 общенациональных и столичных телеканалах, имеющих общественно-политические информационные программы и освещавших в них пресс-конференции, посвященные референдуму 6 декабря: “Ар”, “Арарат”, “Армньюс”, “Армения”, Второй армянский телеканал (“h2”), “Еркир-медиа”, “Кентрон”, Первый канал Общественного телевидения Армении (“h1”), “h3”, “Шант”. В ходе мониторинга были исследованы все связанные с конституционными изменениями и референдумом пресс-конференции, состоявшиеся в 13 столичных пресс-клубах и пресс-центрах - “Айацк”, “Айели”, “Аналитик”, “Андрадарц”, “Блиц инфо”, “Ерку ерес”, “Заркерак”, “Медиа-центр”, “Ноян Тапан”, “Пастарк”, “Постскриптум”, “Тесакет”, “Энаран”. В отдельных случаях (их было 5) некоторые партии организовывали пресс-конференции в своих офисах, и эти встречи с журналистами тоже включались в мониторинг. В целом, количество пресс-конференций, согласно местам их проведения (пресс-центрам, клубам, партийным офисам), представлено в приложении 1.
В соответствии с методологией исследования, члены мониторинговой группы, посещая столичные пресс-клубы, фиксировали факты присутствия на данной пресс-конференции съемочных групп телекомпаний. Затем отслеживалось наличие или отсутствие материалов с исследуемых пресс-конференций в основных (вечерних) выпусках информационных программ этих телекомпаний. При наличии - по специально разработанной анкете - фиксировалась также форма освещения: с синхронными аудиовизуальными цитатами главных действующих лиц или без них (“немое” цитирование, посредством авторского закадрового текста), с авторскими (или иными) комментариями или без них.

Вместе с тем, анализировалось содержание сюжетов и репортажей, а именно: отношение выступающего на пресс-конференции к конституционным изменениям, чье мнение он выражает - свое (личное) или коллективное (партии, организации), отношение автора репортажа/сюжета к позиции выступающего на пресс-конференции - позитивное (+), негативное (-), нейтральное (0), наличие или отсутствие в материале другого (противоположного) мнения.
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА
В течение 40 дней мониторинга было исследовано 110 пресс-конференций, посвященных конституционным изменениям и референдуму 6 декабря. В 55 из этих пресс-конференций участвовало 2 и более политических и общественных деятеля, поэтому в приведенных ниже таблицах и в тексте будет видно, что общее число участников превышает количество пресс-конференций.
Из этих 55 пресс-конференций 34 были дискуссионными, то есть в них участвовали представители различных по взглядам политических сил, общественных движений или организаций, а в остальном 21 случае участники выражали одинаковые или, по крайней мере, близкие мнения и позиции. В целом же, на 110 пресс-конференциях выступили 172 представителя политических сил и движений, а также общественных деятелей (экспертов, аналитиков и др.). 
Уровень активности участия политических сил и общественных деятелей в пресс-конференциях
Особенностью данного мониторинга является то, что он позволяет не только изучить и оценить деятельность телекомпаний по освещению пресс-конференций представителей различных партий, движений и блоков, но и выявить уровень активности самих политических сил в период агитационной кампании. Это важно, если учесть характерные для таких кампаний взаимные упреки политических деятелей и СМИ: первые часто выражают недовольство недостаточным вниманием к ним со стороны медиа, а последние жалуются, что политики избегают общения с журналистами, особенно если существует риск каверзных вопросов.
Итак, количественные данные об участии представителей различных политических сил, а также общественных деятелей в пресс-конференциях, посвященных конституционным изменениям и референдуму 6 декабря, выглядят следующим образом:
Таблица 1

	N


	Участники пресс-конференций
	Количество участия в пресс-конференциях

	1. 
	Республиканская партия Армении
	39

	2.
	Партия “Жарангутюн” (“Наследие”)
	7

	3.
	АРФ “Дашнакцутюн”
	6

	4.
	Партия “Баргавач Айастан” (“Процветающая Армения”) 
	5

	5.
	Армянский национальный конгресс
	4

	6.
	Партия  “Оринац еркир” (“Страна законности”)
	0

	7.
	Демократическая партия Армении
	4

	8.
	Коммунистическая партия Армении
	3

	9.
	Социал-демократическая Гнчакская партия
	3

	10.
	Объединение “Национальное самоопределение”
	3

	11.
	Партия “Христианско-народное возрождение”
	3

	12.
	Партия “Свободные демократы”
	2

	13.
	Партия “Национальное согласие” 
	2

	14.
	Партия “Новые времена”
	2

	15.
	Партия “Альянс”
	2

	16.
	Фронт “Новая Армения”
	2

	17.
	Движение “Не проведете!”
	2

	18.
	Партия “Аракелутюн” (“Миссия”)
	2

	19.
	Армянское общенациональное движение 
	1

	20. 
	Объединенный штаб оппозиции 
	1

	21.
	Партия “Амерашхутюн” (“Солидарность”)
	1

	22.
	Партия “Арменакан-Рамкавар” 
	1

	23.
	Партия “Айазн” 
	1

	24.
	Либерально-демократический союз Армении 
	1

	25.
	Партия “Зеленые”
	1

	26.
	Общественные деятели (руководители НПО, эксперты, аналитики и др.)
	66

	27.
	Объединения национальных меньшинств
	5

	28.
	Другие (начальник паспортно-визового управления Полиции РА, организаторы реалити-шоу “Да” и “Нет”, командир отряда ополченцев “Талин”)
	4


Отраженные в таблице данные мониторинга показывают, что из политических сил правящая Республиканская партия в период агитационной кампании оказалась лидером по числу участия в пресс-конференциях, организованных в столичных пресс-центрах и клубах. Представленные в парламенте РА остальные политические силы (их данные отражены во 2-6 строках таблицы), вместе взятые, более чем в 1,5 раза отстают от РПА. Примечательно, что показатель правящей партии превышает также участие в пресс-конференциях всех внепарламентских политических сил и движений вместе взятых (39 против 37).
Обращает на себя внимание активное участие в пресс-конференциях общественных деятелей (в эту условную группу включены руководители НПО, эксперты, аналитики, представители науки и культуры). Но при этом лишь менее половины ораторов (28 из 66) выразили четкое отношение к проекту конституционных изменений. Остальные либо воздержались от этого, либо посвятили свои выступления темам организации референдума, участия в нем различных слоев общества, либо представляли свои исследования, связанные с конституционными изменениями.
Отношение к конституционным изменениям:
 “за” и “против”
Анализ данных мониторинга свидетельствует, что в ходе пресс-конференций, организованных в период агитационной кампании, сторонники конституционных изменений, в целом, достигли небольшого перевеса по сравнению с противниками. Так, 67 выступающих на различных пресс-конференциях высказывались в пользу этих изменений, 59 - призывали сказать “нет”, остальные 46 не выразили четкого отношения (“да” или “нет”) к проекту, представляя различные проблемы процесса организации референдума, агитационной кампании и т. д. В процентах это выглядит следующим образом: 39% - “да”, 34,3% - “нет”, 26,7% - не выразили отношения. При этом из 126 сказавших на пресс-конференциях “да” или “нет” проекту конституционных изменений 28 выразили личное мнение, 98 - коллективное (партии, объединения, движения и проч.).
Если участников пресс-конференций, представленных в таблице 1, разделить на 5 условных групп - политические силы, представленные в Национальном Собрании РА; внепарламентские партии, движения и объединения; представители общественных организаций; объединения национальных меньшинств; другие участники(, - то по отдельности отношение этих групп к конституционным изменениям будет выглядеть следующим образом:

Парламентские фракции: РПА - 39 (“да”), “Жарангутюн” - 7 (“нет”), АРФ “Дашнакцутюн” - 6 (“да”), “Баргавач Айастан” - 5 (“да”), Армянский национальный конгресс - 4 (“нет”), “Оринац еркир” - 0.
Внепарламентские силы: “Да” - 9 - Социал-демократическая Гнчакская партия (3), Коммунистическая партия Армении (3), Армянское общенациональное движение (1), Либерально-демократический союз Армении (1), партия “Арменакан-Рамкавар”(1).
“Нет” - 28 - Демократическая партия Армении (4), Объединение “Национальное самоопределение” (3), Христианско-народное возрождение (3), партия “Новые времена” (2), партия “Аракелутюн” (2), партия “Альянс” (2), партия “Свободные демократы” (2), партия “Национальное согласие” (2), Движение “Не проведете!” (2), Фронт “Новая Армения” (2), партия “Айазн” (1), партия “Амерашхутюн” (1),Объединенный штаб оппозиции – (1), партия “Зеленые” – (1). 
НПО/Общественные деятели: “да” – 5, “нет” – 23, не выразили отношения – 38.
Объединения национальных меньшинств: “Да” – 3 (Езидская община Армении, Греческая община Еревана, Ассирийская община “Атур”), не выразили отношения – 2 (Федерация ассирийских организаций Армении “Хаядта” и общественная организация понтийских греков).  
В группе политических сил, имеющих парламентские фракции, очевидны, прежде всего, перевес Республиканской партии и полное отсутствие пресс-конференций с участием “Оринац еркир”, представители которой, по сути, отказались выразить посредством пресс-конференций свое отношение к конституционным изменениям и референдуму. И хотя представители остальных фракций выразили свои позиции от 4 до 7 раз, тем не менее, прежде всего за счет показателя РПА преимущество агитации в пользу изменений (“да!”) оказалось значительным по сравнению с противниками (“нет!”).
Что касается внепарламентских политических сил, то они в течение агитационной кампании дали, в основном, по 1-2 пресс-конференции (исключение здесь составили Демократическая партия с 4 пресс-конференциями, а также Компартия Армении, “Христианско-народное возрождение”, Объединение “Национальное самоопределение” и Социал-демократическая Гнчакская партия, у которых по 3 выступления). На наш взгляд, пресс-конференции внепарламентских партий в большинстве своем были нацелены не столько на агитацию, сколько на представление общественности своих позиций. Как бы то ни было, в данной группе голоса противников конституционных изменений (“нет!”) оказались в 3 раза больше, чем сторонников (“да!”).
Еще более значительно преимущество числа противников конституционных изменений над сторонниками в группе общественных деятелей (руководители НПО, эксперты, аналитики, представители науки и культуры и т. д.) – более 4 раз. Но при этом число тех, кто в ходе пресс-конференций не выразил своего отношения к конституционным изменениям, оказалось больше, чем число сторонников и противников вместе взятых - соответственно 38 и 28.
В группе национальных меньшинств представители 3-х объединений - Езидской общины Армении, Греческой общины Еревана, Ассирийской общины “Атур” - поддержали (“да!”) конституционные изменения, а 2-х - Федерации ассирийских организаций Армении “Хаядта” и Общественной организации понтийских греков - не выразили своего отношения.
Присутствие на пресс-конференциях 
и факты их освещения и игнорирования
В целом, в период агитационной кампании общенациональные и столичные телекомпании проявили недостаточное внимание к пресс-конференциям, посвященным столь судьбоносному для страны общественно-политическому событию, как референдум по поводу конституционных изменений. Если составить рейтинг вовлеченных в мониторинг вещателей по числу отснятых и освещенных в эфире пресс-конференций, состоявшихся с 26 октября по 4 декабря 2015, то выявится следующая картина:

Таблица 2
	Телекомпания
	Съемка
	Освещение

	 1. “Кентрон”
	62
	55

	2. “Ар”
	38
	36

	3. Первый канал Общественного телевидения (“h1”)
	38
	35

	4. “Арарат”
	36
	34

	5. “h3”
	23
	19

	6. “Шант”
	21
	13

	7. Второй армянский телеканал  (“h2”)
	12
	11

	8. “Еркир-медиа”
	14
	9

	9. “Армения”
	8
	8

	10. “Армньюс”
	1
	1


Как видно из таблицы, пресс-конференциям, посвященным конституционным изменениям, больше всех уделила внимание телекомпания “Кентрон”. Но если учесть общее число этих пресс-конференций (110), то получится, что она осветила лишь половину из них. Остальные телеканалы проявили к этим мероприятиям еще меньший интерес.
Занявшие последние строчки таблицы телекомпании “Армения” и “Армньюс”, которые входят в холдинг “ПанАрмениан медиа груп”, в период агитационной кампании почти не уделили внимания пресс-конференциям политических и общественных деятелей. Съемочная группа “Армньюс” лишь однажды присутствовала на пресс-конференции, связанной с референдумом, да и то, когда ее давали организаторы транслировавшегося на этом канале реалити-шоу “Да и Нет” - директор телекомпании Грач Кешишян и продюсер Карен Кочарян. Кстати, еще одна телекомпания, входящая в “ПанАрмениан медиа груп”, - “ATV” - за рассматриваемый период не побывала ни на одной из пресс-конференций, посвященных конституционным изменениям, хотя в сетке вещания имеет общественно-политические информационные программы.
Примечательно, что телекомпания “Армения” (наряду с “Шант”) объявила самую высокую цену на политическую рекламу в своем эфире в период нынешней агитационной кампании - 110 000 драмов за 1 минуту. Это всерьез сузило возможности небольших партий и объединений представить обществу свои позиции относительно конституционных изменений. А если учесть игнорирование “Арменией” подавляющего большинства пресс-конференций, то получается, что здесь были весьма неблагоприятные условия для агитации. То же самое касается и “Шант”, но справедливости ради нужно отметить, что эта телекомпания осветила больше пресс-конференций, чем “Армения”.
Впрочем, как показывают данные мониторинга, факт присутствия сотрудников ряда телеканалов на той или иной пресс-конференции еще не означает, что она обязательно будет освещена. Так, большинство исследуемых телекомпаний (8 из 10) в ряде случаев, хотя и присутствовали на пресс-конференциях, все же не дали в эфир отснятый материал. В частности, телекомпания “Шант” не осветила 8 из 21 пресс-конференций, на которых присутствовали ее съемочные группы, “Кентрон” - 7 из 62, “Еркир-медиа” - 5 из 14, “h3” - 4 из 23, Первый канал Общественного телевидения (“h1”) – 3 из 38, “Ар” – 2 из 38, “Арарат” - 2 из 36, Второй армянский телеканал  (“h2”) - 1 из 12.
Например, в эфире “Шант” не появились пресс-конференции лидера партии “Жарангутюн” Раффи Ованисяна; депутата от РПА Мкртича Минасяна; тройки – Арам Карапетян (“Новые времена”), Ованес Саакян (РПА), Агаси Енокян (политолог); дискуссионной пары - лидера Объединения “Национальное самоопределение” Паруйра Айрикяна и депутата фракции РПА Сукиаса Аветисяна и т. д. “Кентрон” не представила зрителям пресс-конференции заместителя председателя парламента и спикера РПА Эдуарда Шармазанова; дискуссионной пары - Лерник Алексанян (депутат от РПА) и Сос Гимишян (лидер партии “Христианско-народное возрождение”); депутата парламентской фракции РПА Хосрова Арутюняна; депутатов от АРФ “Дашнакцутюн” Агвана Варданяна и Армена Рустамяна и др. “Еркир-медиа” не дала в эфир пресс-конференции заместителя председателя партии “Свободные демократы” Ануш Седракян; дискуссионной пары Левон Барсегян (председатель Совета Клуба журналистов “Аспарез”) и Ваан Бабаян (депутат от “Баргавач Айастан”); заместителя председателя партии “Жарангутюн” Армена Мартиросяна и др. Телекомпания “h3” не представила зрителю пресс-конференции председателя Совета Клуба журналистов “Аспарез” Левона Барсегяна; депутатов от АРФ “Дашнакцутюн” Агвана Варданяна и Армена Рустамяна и др. В эфире телекомпании “Арарат” не появились пресс-конференции первого Защитника прав человека РА, руководителя Фонда “Против правового произвола” Ларисы Алавердян; дискуссионной пары - Андриас Гукасян (Фронт “Новая Армения”) и Хосров Арутюнян (депутат парламентской фракции РПА) и др. Кстати, пресс-конференцию Ларисы Алавердян не осветил и Второй армянский телеканал  (“h2”). В целом, перечень отснятых, но не освещенных пресс-конференций - с указанием телекомпаний - представлен в приложении 2. 
В контексте рассматриваемых вопросов особого внимания заслуживает деятельность Первого канала (“h1”), поскольку статьей 27 действующей Конституции РА (и статьей 42 нового проекта Основного Закона), а также статьей 19 Избирательного кодекса РА и статьей 20 Закона РА “О референдуме” предусматриваются специальные требования к общественному вещателю по обеспечению свободной агитации, объективности и недискриминационных условий. С этой точки зрения совершенно непонятным выглядит игнорирование Первым каналом подавляющего большинства пресс-конференций, посвященных конституционным изменениям и референдуму 6 декабря 2015. Еще более неприемлемым является то, что на общественном телеканале зафиксированы факты присутствия, но не освещения пресс-конференций - в частности, депутата фракции “Жарангутюн” Заруи Постанджян, а также руководителя Фонда “Против правового произвола” Ларисы Алавердян. 
Из исследованных в ходе мониторинга 110 пресс-конференций на 15-ти не было ни одной телекомпании. При этом в 10 случаях проигнорированы пресс-конференции политических и общественных деятелей, выступающих против конституционных изменений или критикующих процесс организации и проведения референдума; в 2-х - сторонников реформы; в 2-х – экспертов, анализирующих содержание изменений; в 1 - дискуссионной пары, состоящей из сторонника и противника проекта конституционных изменений. Например, среди проигнорированных оказались пресс-конференции лидера ОНС Паруйра Айрикяна (кстати, когда этот деятель дал пресс-конференцию в паре с депутатом от правящей РПА Артаком Давтяном, а позже - с другим депутатом-республиканцем Сукиасом Аветисяном, то в обоих случаях телекомпании присутствовали и осветили), члена Комитета “Карабах” Ашота Манучаряна, депутатов от “Баргавач Айастан” Ваана Бабаяна и Ваге Энфиаджян, трех общественных деятелей - Соны Айвазян (заместитель председателя антикоррупционного центра “Трансперенси интернэшнл”), Заруи Ованесян (публицист) и Вардине Григорян (эксперт Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи). В целом, пресс-конференции, на которых не было съемочной группы ни одной из телекомпаний, представлены в приложении 3.
Содержание освещения пресс-конференций
В целом, освещение общенациональными и столичными телеканалами пресс-конференций представителей политических сил и общественных деятелей в период агитационной кампании, посвященной референдуму по конституционным изменениям, было нейтральным. Авторы сюжетов и репортажей, как правило, беспристрастно представляли мнения и позиции как сторонников, так и противников этих изменений, воздерживаясь от собственных комментариев.
Примечательно, что все без исключения пресс-конференции освещены с прямым цитированием выступавших - с синхронами, что придавало репортажам и сюжетам больше достоверности и доверия.

По сути, в период нынешней агитационной кампании продолжилась тенденция, сформировавшаяся во время нескольких предыдущих общенациональных выборов, когда телекомпании, сознавая, что находятся под мониторингом местных и международных организаций, стремятся демонстрировать объективность и беспристрастность, обеспечивать плюрализм, который далеко не всегда характерен для армянского телеэфира.
Тем не менее, несмотря на общее нейтральное освещение пресс-конференций, в ходе мониторинга был выявлен ряд случаев, когда телекомпании проявляли тенденциозный подход. В частности, это зафиксировано 2 ноября на канале “Арарат”, когда в информационной программе представлялась дискуссионная пресс-конференция депутата от Республиканской партии Армении, председателя постоянной парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам Ованеса Саакяна и эксперта антикоррупционного центра “Трансперенси интернэшнл” Эрикназ Тигранян, которые говорили о проблемах допуска граждан к голосованию на основании идентификационных карточек. При этом в течение всего сюжета в титре демонстрировалась цитата из слов депутата - “Чтобы граждане прибегли к фальсификации, 6 членов комиссии и доверенные лица должны закрыть глаза”, - даже когда свое отношение выражала его оппонент. Таким образом создавался фон, будто доводы представителя правящей партии весомее, чем аргументы эксперта известной общественной организации.

Другой такой пример выявлен в эфире Первого канала общественного телевидения (“h1”) . На состоявшейся 17 ноября пресс-конференции группы деятелей науки и культуры скульптор Фердинанд Аракелян задал по одному острому вопросу как сторонникам, так и противникам конституционных изменений. Однако в сюжете прозвучал только вопрос, содержащий обвинение в адрес тех, кто говорит “нет” предлагаемому проекту реформ.
Еще один пример зафиксирован 11 ноября в эфире телекомпании “Ар”, когда автор репортажа о дискуссионной пресс-конференции, в которой выступали и сторонники, и противники конституционных изменений, рассказывала об этом на фоне большого плаката, призывающего сказать “да!” преобразованиям.
Однако такие факты носили единичный характер, и их, очевидно, можно считать исключениями из общей картины нейтрального освещения выступлений. Во всяком случае, как свидетельствуют данные мониторинга, в эфире упомянутых 3 телекомпаний больше не встречались подобного рода проявления тенденциозности, и все остальные сюжеты и репортажи оценены как нейтральные. Что же касается остальных 7 телеканалов, включенных в мониторинг, то у них по этой категории содержания недостатков не выявлено. 
Особенностью нынешней агитационной кампании стало то, что пресс-центры и клубы, организовавшие у себя пресс-конференции представителей политических сил и общественных деятелей, стремились придать этим мероприятиям дискуссионный характер и приглашали на них представителей разных лагерей. Это во многом облегчило задачу телекомпаний по обеспечению плюрализма при освещении агитационной кампании. Даже в тех случаях, когда дискуссия не предполагалась и когда, например, руководители общественных организаций, эксперты, аналитики должны были представить результаты своих исследований по конституционной тематике или проблемам организации референдума, пресс-центры все равно приглашали нескольких ораторов.     
Именно этим обусловлено то, что по большинству пресс-конференций, освещенных телекомпаниями, зритель получал 2 и более мнения относительно обсуждаемых вопросов. Такой подход стал настолько распространенным, что нередко, когда та или иная пресс-конференция проходила с одним оратором, журналисты или редактора телеканалов совмещали несколько таких выступлений в одном сюжете, создавая таким образом заочную дискуссию и пытаясь сопоставить ряд мнений и позиций по конституционным изменениям и проведению референдума. Данные этого аспекта мониторинга наглядно представлены в следующей таблице:
Таблица 3
	Телекомпании
	Количество освещений
	Пресс-конференции с 2 и более участниками
	Дискусси-онные пресс-конферен-ции
	Совмещен-ные сюжеты

	1. “Кентрон”
	55
	45
	29
	16

	2. “Ар”
	36
	34
	21
	13

	3. Первый канал Общественного телевидения (“h1”)
	35
	26
	22
	4

	4. “Арарат”
	34
	32
	22
	10

	5. “h3”
	19
	15
	14
	1

	6. “Шант”
	13
	10
	7
	3

	7. Второй армянский телеканал  (“h2”)
	11
	5
	5
	0

	8. “Еркир-медиа”
	9
	7
	5
	2

	9. “Армения”
	8
	5
	2
	0

	10. “Армньюс”
	1
	1
	0
	0


Впрочем, в ходе мониторинга были выявлены случаи, когда телекомпании явно переусердствовали с совмещением нескольких пресс-конференций, что приводило к неадекватному освещению каждой из них. В частности, 16 ноября в основной информационной программе телеканала “Арарат” была предпринята попытка объединить четыре дискуссионные пресс-конференции, в которых участвовали следующие пары: заместитель председателя партии “Свободные демократы” Ануш Седракян и депутат от Республиканской партии Армении, председатель постоянной парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам Ованес Саакян; секретарь парламентской фракции Армянского национального конгресса Арам Манукян и депутат от РПА Левон Мартиросян, депутат от АРФ “Дашнакцутюн” Арцвик Минасян и председатель Демократической партии Армении Арам Саркисян, пресс-секретарь объединения “Армянское возрождение” Ваге Мосинян и лидер Социал-демократической Гнчакской партии Нарек Галстян. Неумело сопоставляя мнения участников различных пресс-конференций и перебегая с одной из них на другую, авторы сюжета так и не сумели представить телезрителю суть дискуссии и адекватно осветить каждую из этих пресс-конференций. Аналогичный недостаток зафиксирован и на Втором армянском телеканале (“h2”).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В целом, в период агитационной кампании общенациональные и столичные телекомпании проявили недостаточно внимания к пресс-конференциям, посвященным столь судьбоносному для страны общественно-политическому событию, как референдум по поводу конституционных изменений. Наиболее активной была телекомпания “Кентрон”, которая осветила лишь половину из 110 пресс-конференций. Остальные вещатели проявили к ним еще меньший интерес. Кроме того, большинство исследуемых телекомпаний (8 из 10) в ряде случаев, хотя и присутствовали на пресс-конференциях, все же не дали в эфир отснятый материал.
2. Освещение общенациональными и столичными телеканалами пресс-конференций представителей политических сил и общественных деятелей в период агитационной кампании, посвященной референдуму по конституционным изменениям, в основном, было нейтральным. Однако, несмотря на это, в ходе мониторинга выявлено несколько случаев, когда телекомпании проявляли тенденциозный подход.
3. Особенностью нынешней агитационной кампании стало то, что пресс-центры и клубы, организовавшие у себя пресс-конференции представителей политических сил и общественных деятелей, стремились придать этим мероприятиям дискуссионный характер и приглашали на них представителей разных лагерей. Это во многом облегчило задачу телекомпаний по обеспечению плюрализма при освещении агитационной кампании.
4. Как свидетельствуют данные мониторинга, в ходе пресс-конференций, организованных в период агитационной кампании, сторонники конституционных изменений, в целом, достигли перевеса по сравнению с противниками.
5. Из политических сил правящая Республиканская партия Армении  в период агитационной кампании оказалась лидером по числу участия в пресс-конференциях, организованных в столичных пресс-центрах и клубах. Представленные в парламенте РА другие политические силы, вместе взятые, более чем в 1,5 раза отстают от РПА. А представители “Оринац еркир” не дали ни одной пресс-конференции.
6. Пресс-конференции внепарламентских партий в большинстве своем были нацелены не столько на агитацию, сколько на представление общественности своих позиций.

7. Обращает на себя внимание активное участие в пресс-конференциях общественных деятелей - руководителей НПО, экспертов, аналитиков, представителей науки и культуры. Но при этом лишь менее половины из них выразили четкое отношение к проекту конституционных изменений.
Мониторинг бесплатного и платного эфира Общественной телерадиокомпании Армении в период агитационной кампании по референдуму относительно конституционных изменений 
Комитетом по защите свободы слова мониторинг проводился с 6 ноября по 4 декабря 2015. Период исследования обусловлен тем, что, согласно законодательству РА о выборах и референдумах, Общественная телерадиокомпания Армении за 30 дней до всенародного голосования должна предоставить политическим силам, имеющим фракции в Национальном Собрании, бесплатное и платное эфирное время для ведения агитации, обеспечив при этом равные возможности. График и порядок предоставления эфирного времени на общественном телевидении и общественном радио был установлен постановлением №69-А от 29 октября 2015 Центральной комиссии по референдуму РА. 
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МОНИТОРИНГЕ

Мониторинг был нацелен: а) на отслеживание деятельности Общественной телерадиокомпании Армении по обеспечению представленным в Национальном Собрании РА политическим силам равных условий для агитации; б) на выявление уровня активности самих парламентских фракций в период агитационной кампании.

Исследование проводилось с учетом упомянутого выше постановления Центральной комиссии по референдуму РА, в котором указаны время начала агитации (на общественном телевидении с 18:00, на общественном радио - днем с 13:30, вечером с 21:40) и очередность предоставления эфира на каждый день. В связи с этим Комитетом была организована запись эфира во время агитационных выступлений представителей парламентских фракций - как на общественном телевидении, так и на общественном радио - с тем, чтобы проследить соответствие кампании требованиям закона и постановления ЦКР, а также проанализировать, как использовалось политическими силами бесплатное и платное эфирное время, предоставленное общественным вещателем. 

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА
В течение 30 дней мониторинга в эфире Общественной телерадиокомпании Армении прозвучало в общей сложности 555 агитационных выступлений, совокупная продолжительность которых составила 55077 секунд. Сюда входит бесплатная и платная агитация всех парламентских фракций и на Первом канале общественного телевидения (“h1”), и в эфире Общественного радио. А если представить по отдельности, то 225 выступлений (или 24 792 сек.) приходится на долю Первого канала общественного телевидения (“h1”), а 330 (или 30 285 сек.) - Общественного радио(. Поскольку измерения по времени более точно отражают соотношение данных мониторинга, в дальнейшем мы будем оперировать секундами. 
Как свидетельствуют результаты исследования, Республиканская партия Армении в течение всего агитационного периода была безоговорочным лидером по объему использования бесплатного и платного эфира как на Первом канале общественного телевидения (“h1”), так и в эфире Общественного радио. Данные по другим политическим силам, представленным в Национальном Собрании, сопоставимы с показателями РПА только по уровню использования бесплатного эфирного времени на “h1”. Этот канал агитации оказался самым востребованным почти для всех парламентских фракций. Некоторым исключением стала АРФ “Дашнакцутюн”, которая на 1/3 меньше возможного воспользовалась бесплатным эфиром. Что же касается платного эфирного времени, то здесь у РПА показатель в 1,5 раза больше, чем у всех остальных фракций, вместе взятых. При этом обращает на себя внимание то, что партии “Жарангутюн” и “Оринац еркир” совершенно не воспользовались платным эфиром Первого канала. Все это наглядно видно в представленной ниже таблице.

Таблица 4

Использование парламентскими фракциями платного и бесплатного эфирного времени на Первом канале общественного телевидения (“h1”)

	Парламентские фракции
	Эфир (платный/бесплатный)
	Использованное время (в секундах)

	Республиканская партия
	платный
	3327

	
	бесплатный
	3600

	Армянский национальный конгресс
	платный
	839

	
	бесплатный
	3522

	“Баргавач Айастан”
	платный
	419

	
	бесплатный
	3434

	“Жарангутюн”
	платный
	0

	
	бесплатный
	3422

	“Оринац еркир”
	платный
	0

	
	бесплатный
	3269

	АРФ “Дашнакцутюн”
	платный
	858

	
	бесплатный
	2102


Еще более значительна разница между РПА и другими парламентскими фракциями в использовании эфирного времени для агитации на Общественном радио. Это видно в следующей таблице.

Таблица 5

Использование парламентскими фракциями платного и бесплатного эфирного времени на Общественном радио Армении
	Парламентские фракции
	Эфир (платный/бесплатный,

дневной/вечерний)
	Использованное время (в секундах)

	РПА
	платный
	927

	
	бесплатный
	3548

	
	платный
	926

	
	бесплатный
	3548

	“Баргавач Айастан”
	платный
	0

	
	бесплатный
	3255

	
	платный
	0

	
	бесплатный
	3257

	“Жарангутюн”
	платный
	0

	
	бесплатный
	3335

	
	платный
	0

	
	бесплатный
	3043

	Армянский национальный конгресс
	платный
	0

	
	бесплатный
	2822

	
	платный
	0

	
	бесплатный
	3178

	АРФ “Дашнакцутюн”
	платный
	0

	
	бесплатный
	1223

	
	платный
	0

	
	бесплатный
	1223

	“Оринац еркир”
	платный
	0

	
	бесплатный
	0

	
	платный
	0

	
	бесплатный
	0


Фактически, кроме Республиканской партии, ни одна другая парламентская фракция не захотела (или не сочла нецелесообразным, или просто оказалась не в состоянии) заплатить за эфирное время общественного радио для своей агитации. В результате этого РПА здесь имело огромное преимущество, несмотря на то, что показатели пользования бесплатным эфиром, как и в случае с Первым каналом общественного телевидения, в основном, сопоставимы с данными других политических сил, представленных в НС. Исключение для такой оценки составляют АРФ “Дашнакцутюн” и “Оринац еркир”. Первая из них использовала лишь 1/3 бесплатного радиоэфира. А что касается “Оринац еркир”, то она, по сути, вообще отказалась от агитации по общественному радио, что весьма странно для партии, которая еще недавно имела весьма значительные политические амбиции.

Если учесть, что 6 парламентских фракций изначально разделились поровну на сторонников конституционных изменений и противников, то отказ от агитации на общественном радио партии “Оринац еркир”, причисляющей себя ко второй группе политических сил, во многом предопределил доминирование здесь тех партий, которые призывали сказать “да” реформированию Основного Закона. 

Однако решающую роль в этой конкуренции, очевидно, сыграли ресурсы Республиканской партии, позволившие ей воспользоваться возможностями не только бесплатной, но и платной агитации в эфире общественного телевидения и общественного радио. Вместе с другими партиями лагеря сторонников конституционных изменений РПА, по сути, обеспечила свое значительное преимущество в агитационной кампании в эфире Общественной телерадиокомпании Армении.

В частности, в общем потоке агитации, осуществленной как на общественном телевидении, так и на общественном радио, вместе взятым, - доля сторонников конституционных изменений (РПА, “Баргавач Айастан”, АРФД) составила 31647 секунд, противников (АНК, “Жарангутюн”, “Оринац еркир”) - 23430 секунд. 

Соотношение “да” и “нет” в потоке агитации отдельно на Первом канале общественного телевидения выглядит следующим образом: 13740 сек : 11052 сек. (или 55,4% : 44,6%). На Общественном радио это соотношение составило: 17907 сек : 12378 сек. (или 59,1% : 40,9%).

В рамках данного мониторинга исследовательская группа Комитета по защите свободы слова отслеживала также соблюдение очередности предоставления платного и бесплатного эфира парламентским фракциям для агитации - как на Общественном телевидении, так и на Общественном радио. Ориентиром для этого аспекта работы служил график, утвержденный постановлением Центральной комиссии по референдуму РА №69-А от 29 октября 2015. Согласно данным мониторинга, с точки зрения очередности предоставления эфира для агитации, нарушений практически не зафиксировано. Единственным исключением стало то, что 3 декабря в вечернем эфире Общественного радио после агитации Армянского национального конгресса должно было последовать выступление представителя “Жарангутюн”, но вместо этого вновь пошла запись АНК. Если даже предположить, что в этот день партия “Жарангутюн” не планировала вести агитацию, то ее место должна была занять следующая по очереди парламентская фракция.

Впрочем, в период агитационной кампании в эфире Общественного радио зафиксирован также ряд технических недостатков. В частности, 11 ноября в дневном эфире (в 13:30) после второго агитационного выступления по ошибке в эфир пошли слова: “В эфире Общественного радио ... час выборов в Национальное Собрание РА 6 мая 2012 года”.

Еще более серьезным недостатком стало то, что в течение первых 5 дней агитации не объявлялось, выступление какой фракции идет в эфир. Исключение составляли только записи “Баргавач Айастан”, которая по собственной инициативе включила в начале своего ролика упоминание партии. В остальных случаях выступления следовали друг за другом без представления ораторов, и потому создавали путаницу среди радиослушателей. Этот недостаток был устранен лишь 11 ноября.

29 ноября в дневном эфире раньше времени было объявлено, что час агитации завершен, но потом, заметив, что еще не все выступили, предоставили слово остальным.

В ходе агитационной кампании технические недостатки обнаружены и на Первом канале общественного телевидения. Так, 6 ноября во время политической рекламы АРФ “Дашнакцутюн” в правом нижнем углу экрана в титрах осталось название предыдущей фракции - “АНК”. А в ходе рекламы партии “Оринац еркир” появился титр АРФД, который вскоре заменили правильным упоминанием выступающей фракции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В период агитационной кампании по референдуму относительно конституционных изменений Республиканская партия Армении, по сравнению с другими политическими силами, представленными в парламенте, имела значительное преимущество по объему использования бесплатного и платного эфира на Первом канале общественного телевидения (“h1”) и в эфире Общественного радио.

2. В общем потоке агитации голоса сторонников конституционных изменений (РПА, “Баргавач Айастан”, АРФД) существенно преобладали над противниками (АНК, “Жарангутюн”, “Оринац еркир”). Соотношение “да” и “нет” в агитационной кампании парламентских фракций на Первом канале общественного телевидения составило 55,4% : 44,6%, на Общественном радио - 59,1% : 40,9%.

3. В целом, Общественная телерадиокомпания Армении в точности соблюдала порядок, утвержденный постановлением Центральной комиссии по референдуму РА №69-А от 29 октября 2015, и, за исключением одного случая, очередность предоставления парламентским фракциям бесплатного и платного эфирного времени для агитации не была нарушена.

4. В ходе мониторинга были выявлены отдельные технические недостатки - как на Первом канале общественного телевидения (“h1”), так и в эфире Общественного радио, но они не оказали существенного негативного воздействия на агитационную кампанию.
***
Подготовка этого доклада стала возможной благодаря  поддержке организации “Фонды открытого общества – Армения”  (грант N19270). Представленные в докладе мнения и оценки выражают позиции авторов и могут не совпадать с мнениями и позициями  организации “Фонды открытого общества – Армения”. 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Количество пресс-конференций - по местам их проведения*
	N
	Клубы/пресс-центры
	Количество пресс-конференций

	1
	“Аели”
	19

	2
	“Айацк”
	18

	3
	 “Медиа-центр”
	17

	4
	“Энаран”
	16

	5
	“Пастарк”
	10

	6
	“Ноян Тапан”
	8

	7
	“Постскриптум”
	6

	8
	“Аналитик”
	3

	9
	“Блиц инфо”
	2

	10
	“Андрадарц”
	2

	11
	“Тесакет”
	2

	12
	“Заркерак”
	1

	13
	“Ерку ерес”
	1


* Еще 5 пресс-конференций партии организовали в своих офисах: 

Коммунистическая партия - 2, АРФД - 1, “Жарангутюн” - 1,  
Социал-демократическая Гнчакская партия - 1.

Приложение 2
Перечень отснятых, но не освещенных пресс-конференций - по телекомпаниям

	 N
	Выступающие


	Партии, блоки, движения, организации
	Места (клуб, пресс-центр)
	Даты
	Телекомпании  

	1
	Эдгар Ованесян
Габриел Балаян
	историк
правовед
	“Энаран”
	29.10.2015
	“Еркир-медиа”

	2
	Мкртич Минасян
	РПА
	“Пост-скриптум”
	03.11.2015
	“Шант”

	3
	Левон Барсегян
	Руководитель Клуба журналистов “Аспарез”
	“Блиц инфо”
	10.11.2015
	“h3”

	4
	Андриас Гукасян
Хосров Арутюнян

	Член Совета фронта “Новая Армения”
РПА
	“Энаран”
	13.11.2015
	“Арарат”

	5
	Арарат Зурабян
	Председатель АОД
	“Энаран”
	20.11.2015
	“Шант”

	6
	Тачат Вардапетян
	РПА

	“Пастарк”
	20.11.2015
	“Шант”

	7
	Ануш Седракян
	Зампредседателя партии “Свободные демократы”
	“Пастарк”
	20.11.2015
	“Еркир-медиа”

	8
	Вилен Хачатрян
	экономист
	“Блиц инфо”
	24.11.2015
	“Кентрон”

	9
	Лерник Алексанян
Сос Гимишян
	РПА
Председатель партии “Христианско-народное возрождение”
	“Энаран”
	25.11.2015
	“Кентрон”

	10
	Левон Барсегян
Ваан Бабаян
	Руководитель Клуба журналистов “Аспарез”
Депутат фракции “Баргавач Айастан”
	“Аели”
	27.11.2015
	“Еркир-медиа”

	11
	Раффи Ованесян
	Председатель партии “Жарангутюн”
	Офис “Жаран-гутюн”
	27.11.2015

	“Шант”

	12
	Арам Карапетян
Ованес Саакян
Агаси Енокян

	“Новые времена”
РПА
политолог
	“Айацк”
	28.11.2015
	“Шант”

	13
	Мкртич Минасян
	РПА
	“Пастарк”
	30.11.2015
	“Шант”

	14
	Эдуард Шармазанов
	РПА
	“Медиа-центр”
	01.12.2015
	“Кентрон”, “Шант”

	15
	Меружан Тер-Гуланян
Абгар Апинян
	публицист
писатель
	“Тесакет”
	01.12.2015
	“h3”

	16
	Армен Мартиросян
	Зампредседателя партии “Жарангутюн” 
	“Пастарк”
	01.12.2015
	“Еркир-медиа”

	17
	Сукиас Аветисян
Паруйр Айрикян
	РПА
Председатель ОНС
	“Энаран”
	01.12.2015
	“Шант”

	18
	Арменак Довлатян
	Партия “Зеленые”
	“Ноян Тапан”
	02.12.2015
	“Кентрон”, “Ар”

	19
	Лариса Алавердян
	Фонд “Против правового произвола”
	“Пастарк”
	03.12.2015
	“Арарат”, “h1”, “h2”

	20
	Агарон Адибекян
	социолог
	“Айацк”
	03.12.2015
	“Ар”

	21
	Заруи Постанджян
	Партия “Жарангутюн” 
	“Айацк”
	03.12.2015
	“h1”

	22
	Агван Варданян
Армен Рустамян
	АРФД
АРФД
	Офис АРФД
	04.12.2015
	“Кентрон”, “h3”

	23
	Агарон Адибекян
	социолог
	“Энаран”
	04.12.2015
	“h1”

	24
	Левон Мартиросян

	РПА

	“Аели”
	04.12.2015
	“Еркир-медиа”

	25
	Хосров Арутюнян
	РПА

	“Пост-скриптум”
	04.12.2015
	“Кентрон”

	26
	Слава Рафаэлидис
Князь Гасанов
Арсен Михаелов

	Председатель общины ереванских греков
Руководитель курдской общины Армении
Представитель ассирийской общины “Атур”
	“Тесакет”
	04.12.2015
	“Кентрон”


Приложение 3
Пресс-конференции, на которых не было съемочной группы ни одной из телекомпаний
	N
	Выступающие
	Партии, блоки, движения, организации
	Места (клуб, пресс-центр)
	Даты

	1
	Манук Сукиасян, Грач Саргсян
	Партия “Аракелутюн”
	“Айацк”
	27.10.2015



	2

	Сона Айвазян
Вардине Григорян
Заруи Ованесян

	“Трансперенси Интернэшнл”
Ванадзорский офис Хельсинской гражданской ассамблеи
публицист
	“Медиа-центр”
	05.11.2015



	3
	Карине Даниелян
Грануш Харатян
	эколог
этнограф
	“Аели”
	03.11.2015

	4

	Ашот Манучарян
	Член Комитета “Карабах”
	“Пастарк”
	13.11.2015

	5
	Ваге Энфиаджян
	 “Баргавач Айастан”
	“Пост-скриптум”
	18.11.2015

	6
	Саркис Аветисян
	Партия “Амерашхутюн”
	“Пастарк”
	17.11.2015

	7
	Ваан Бабаян
	“Баргавач Айастан”
	“Айацк”
	17.11.2015

	8
	Паруйр Айрикян
	Объединение “Национальное самоопределение”
	“Айацк”
	17.11.2015

	9
	Агарон Адибекян
	социолог
	“Аналитик”
	23.11.2015

	10
	Нарек Галстян
Андриас Гукасян
	Социал-демократическая Гнчакская партия
Фронт “Новая Армения”


	“Медиа-центр”
	23.11.2015

	11
	Левон Барсегян
Тигран Егорян
	Клуб журналистов “Аспарез”
НПО “Правовая Европа”
	“Медиа-центр”
	20.11.2015

	12

	Жанна Алексанян
Артур Сакунц
Варужан Аветисян

	НПО “Журналисты во имя прав человека”
Ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи
Штаб “Нет!“” 
	Офис Учредитель-ного Собрания
	20.11.2015



	13
	Лариса Алавердян
	Фонд “Против правового произвола”
	“Аналитик”
	27.11.2015

	14
	Сасун Сарибекян
	Научно-образовательный центр “Верелк”
	“Ноян Тапан”
	27.11.2015

	15
	Вардан Хачатрян
	Инициатива “Айк”
	“Пастарк”
	04.12.2015


( В условную группу “Другие” вошли пресс-конференции, которые касались темы референдума, но не предполагали выражения отношения к конституционным изменениям, поэтому они не анализируются в рамках данного мониторинга.





( Согласно законодательству РА и постановлению №69-А от 29 октября 2015 Центральной комиссии по референдуму РА, для агитации на Общественном телевидении предоставлено 60 минут бесплатного и 120 минут платного эфирного времени, а на Общественном радио - соответственно 120 и 180 минут.





8

