[image: image1.jpg]


[image: image2.jpg]@ Open Society Foundations - Armenia



  КОМИТЕТ ПО ЗАЩИТЕ                                                

  СВОБОДЫ СЛОВА              
Освещение общенациональными и столичными телекомпаниями пресс-конференций политических и общественных деятелей в связи с изменениями в Конституции РА и референдумом 

6 декабря 2015 
С 26 октября по 27 декабря 2015 Комитет по защите свободы слова осуществил мониторинг деятельности общенациональных и столичных телекомпаний Армении по освещению пресс-конференций представителей политических сил и общественных деятелей по поводу конституционных изменений и референдума 6 декабря. Исследование состояло из двух этапов: первый проведен в период агитационной кампании - с 26 октября по 4 декабря, второй - после референдума, с 7 по 27 декабря 2015. 
Мониторинг был нацелен: а) на выявление уровня интереса/внимания общенациональных и столичных телекомпаний к пресс-конференциям представителей различных политических сил и общественных деятелей (экспертов, аналитиков и др.) в период агитационной кампании по проекту конституционных изменений, а также после референдума 6 декабря; б) на изучение и оценку адекватности и беспристрастности освещения этих пресс-конференций непосредственно в эфире.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МОНИТОРИНГЕ
На первом этапе мониторинг проводился на 10 общенациональных и столичных телеканалах, имеющих общественно-политические информационные программы и освещавших в них пресс-конференции, посвященные конституционным изменениям: “Ар”, “Арарат”, “Армньюс”, “Армения”, Второй армянский телеканал (“h2”), “Еркир-медиа”, “Кентрон”, Первый канал Общественного телевидения Армении (“h1”), “h3”, “Шант”. На втором этапе к ним прибавилась телекомпания “A-TV”, которая лишь после референдума стала освещать пресс-конференции на тему конституционных изменений. 
В период агитационной кампании в ходе мониторинга были исследованы все связанные с конституционными изменениями и референдумом пресс-конференции, состоявшиеся в 13 столичных пресс-клубах и пресс-центрах - “Айацк”, “Айели”, “Аналитик”, “Андрадарц”, “Блиц инфо”, “Ерку ерес”, “Заркерак”, “Медиа-центр”, “Ноян Тапан”, “Пастарк”, “Постскриптум”, “Тесакет”, “Энаран”. После референдума к ним прибавился пресс-центр “Арменпресс”, где состоялась 1 пресс-конференция на исследуемую тему. В некоторых случаях пресс-конференции организовывались в партийных офисах, государственных органах, других зданиях,  и эти встречи с журналистами тоже включались в мониторинг. В целом, количество пресс-конференций первого этапа исследования, согласно местам их проведения (пресс-центрам, клубам, партийным офисам и др.), представлено в приложении 1, второго этапа - в приложении 4.

В соответствии с методологией исследования, члены мониторинговой группы, посещая столичные пресс-клубы, фиксировали факты присутствия на данной пресс-конференции съемочных групп телекомпаний. Затем отслеживалось наличие или отсутствие материалов с исследуемых пресс-конференций в основных (вечерних) выпусках информационных программ этих телекомпаний. При наличии - по специально разработанной анкете - фиксировалась также форма освещения: с синхронными аудиовизуальными цитатами главных действующих лиц или без них (“немое” цитирование, посредством авторского закадрового текста), с авторскими (или иными) комментариями или без них.

Вместе с тем, анализировалось содержание сюжетов и репортажей, а именно: отношение выступающего на пресс-конференции к конституционным изменениям, чье мнение он выражает - свое (личное) или коллективное (партии, организации), отношение автора репортажа/сюжета к позиции выступающего на пресс-конференции - позитивное (+), негативное (-), нейтральное (0), наличие или отсутствие в материале другого (противоположного) мнения.

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА В ПЕРИОД 

АГИТАЦИОННОЙ КАМПАНИИ
На первом этапе мониторинга течение 40 дней было исследовано 110 пресс-конференций, посвященных конституционным изменениям и референдуму 6 декабря. В 55 из этих пресс-конференций участвовало 2 и более политических и общественных деятеля, поэтому в приведенных ниже таблицах и в тексте будет видно, что общее число участников превышает количество пресс-конференций.

Из этих 55 пресс-конференций 34 были дискуссионными, то есть в них участвовали представители различных по взглядам политических сил, общественных движений или организаций, а в остальном 21 случае участники выражали одинаковые или, по крайней мере, близкие мнения и позиции. В целом же, на 110 пресс-конференциях выступили 172 представителя политических сил и движений, а также общественных деятелей (экспертов, аналитиков и др.).

Уровень активности участия политических сил и общественных деятелей в пресс-конференциях
Особенностью данного мониторинга является то, что он позволяет не только изучить и оценить деятельность телекомпаний по освещению пресс-конференций представителей различных партий, движений и блоков, но и выявить уровень активности самих политических сил в период агитационной кампании. Это важно, если учесть характерные для таких кампаний взаимные упреки политических деятелей и СМИ: первые часто выражают недовольство недостаточным вниманием к ним со стороны медиа, а последние жалуются, что политики избегают общения с журналистами, особенно если существует риск каверзных вопросов.

Итак, количественные данные об участии представителей различных политических сил, а также общественных деятелей в пресс-конференциях, посвященных конституционным изменениям и референдуму 6 декабря, выглядят следующим образом:

Таблица 1

	N


	Участники пресс-конференций
	Количество участия в пресс-конференциях

	1. 
	Республиканская партия Армении
	39

	2.
	Партия “Жарангутюн” (“Наследие”)
	7

	3.
	АРФ “Дашнакцутюн”
	6

	4.
	Партия “Баргавач Айастан” (“Процветающая Армения”) 
	5

	5.
	Армянский национальный конгресс
	4

	6.
	Партия  “Оринац еркир” (“Страна законности”)
	0

	7.
	Демократическая партия Армении
	4

	8.
	Коммунистическая партия Армении
	3

	9.
	Социал-демократическая Гнчакская партия
	3

	10.
	Объединение “Национальное самоопределение”
	3

	11.
	Партия “Христианско-народное возрождение”
	3

	12.
	Партия “Свободные демократы”
	2

	13.
	Партия “Национальное согласие” 
	2

	14.
	Партия “Новые времена”
	2

	15.
	Партия “Альянс”
	2

	16.
	Фронт “Новая Армения”
	2

	17.
	Движение “Не проведете!”
	2

	18.
	Партия “Аракелутюн” (“Миссия”)
	2

	19.
	Армянское общенациональное движение 
	1

	20. 
	Объединенный штаб оппозиции 
	1

	21.
	Партия “Амерашхутюн” (“Солидарность”)
	1

	22.
	Партия “Арменакан-Рамкавар” 
	1

	23.
	Партия “Айазн” 
	1

	24.
	Либерально-демократический союз Армении 
	1

	25.
	Партия “Зеленые”
	1

	26.
	Общественные деятели (руководители НПО, эксперты, аналитики и др.)
	66

	27.
	Объединения национальных меньшинств
	5

	28.
	Другие (начальник паспортно-визового управления Полиции РА, организаторы реалити-шоу “Да” и “Нет”, командир отряда ополченцев “Талин”)
	4


Отраженные в таблице данные мониторинга показывают, что из политических сил правящая Республиканская партия в период агитационной кампании оказалась лидером по числу участия в пресс-конференциях, организованных в столичных пресс-центрах и клубах. Представленные в парламенте РА остальные политические силы (их данные отражены во 2-6 строках таблицы), вместе взятые, более чем в 1,5 раза отстают от РПА. Примечательно, что показатель правящей партии превышает также участие в пресс-конференциях всех внепарламентских политических сил и движений вместе взятых (39 против 37).

Обращает на себя внимание активное участие в пресс-конференциях общественных деятелей (в эту условную группу включены руководители НПО, эксперты, аналитики, представители науки и культуры). Но при этом лишь менее половины ораторов (28 из 66) выразили четкое отношение к проекту конституционных изменений. Остальные либо воздержались от этого, либо посвятили свои выступления темам организации референдума, участия в нем различных слоев общества, либо представляли свои исследования, связанные с конституционными изменениями.

Отношение к конституционным изменениям:

 “за” и “против”
Анализ данных мониторинга свидетельствует, что в ходе пресс-конференций, организованных в период агитационной кампании, сторонники конституционных изменений, в целом, достигли небольшого перевеса по сравнению с противниками. Так, 67 выступающих на различных пресс-конференциях высказывались в пользу этих изменений, 59 - призывали сказать “нет”, остальные 46 не выразили четкого отношения (“да” или “нет”) к проекту, представляя различные проблемы процесса организации референдума, агитационной кампании и т. д. В процентах это выглядит следующим образом: 39% - “да”, 34,3% - “нет”, 26,7% - не выразили отношения. При этом из 126 сказавших на пресс-конференциях “да” или “нет” проекту конституционных изменений 28 выразили личное мнение, 98 - коллективное (партии, объединения, движения и проч.).

Если участников пресс-конференций, представленных в таблице 1, разделить на 5 условных групп - политические силы, представленные в Национальном Собрании РА; внепарламентские партии, движения и объединения; представители общественных организаций; объединения национальных меньшинств; другие участники(, - то по отдельности отношение этих групп к конституционным изменениям будет выглядеть следующим образом:

Парламентские фракции: РПА - 39 (“да”), “Жарангутюн” - 7 (“нет”), АРФ “Дашнакцутюн” - 6 (“да”), “Баргавач Айастан” - 5 (“да”), Армянский национальный конгресс - 4 (“нет”), “Оринац еркир” - 0.
Внепарламентские силы: “Да” - 9 - Социал-демократическая Гнчакская партия (3), Коммунистическая партия Армении (3), Армянское общенациональное движение (1), Либерально-демократический союз Армении (1), партия “Арменакан-Рамкавар”(1).

“Нет” - 28 - Демократическая партия Армении (4), Объединение “Национальное самоопределение” (3), Христианско-народное возрождение (3), партия “Новые времена” (2), партия “Аракелутюн” (2), партия “Альянс” (2), партия “Свободные демократы” (2), партия “Национальное согласие” (2), Движение “Не проведете!” (2), Фронт “Новая Армения” (2), партия “Айазн” (1), партия “Амерашхутюн” (1),Объединенный штаб оппозиции – (1), партия “Зеленые” – (1). 

НПО/Общественные деятели: “да” – 5, “нет” – 23, не выразили отношения – 38.

Объединения национальных меньшинств: “Да” – 3 (Езидская община Армении, Греческая община Еревана, Ассирийская община “Атур”), не выразили отношения – 2 (Федерация ассирийских организаций Армении “Хаядта” и общественная организация понтийских греков).  

В группе политических сил, имеющих парламентские фракции, очевидны, прежде всего, перевес Республиканской партии и полное отсутствие пресс-конференций с участием “Оринац еркир”, представители которой, по сути, отказались выразить посредством пресс-конференций свое отношение к конституционным изменениям и референдуму. И хотя представители остальных фракций выразили свои позиции от 4 до 7 раз, тем не менее, прежде всего за счет показателя РПА преимущество агитации в пользу изменений (“да!”) оказалось значительным по сравнению с противниками (“нет!”).

Что касается внепарламентских политических сил, то они в течение агитационной кампании дали, в основном, по 1-2 пресс-конференции (исключение здесь составили Демократическая партия с 4 пресс-конференциями, а также Компартия Армении, “Христианско-народное возрождение”, Объединение “Национальное самоопределение” и Социал-демократическая Гнчакская партия, у которых по 3 выступления). На наш взгляд, пресс-конференции внепарламентских партий в большинстве своем были нацелены не столько на агитацию, сколько на представление общественности своих позиций. Как бы то ни было, в данной группе голоса противников конституционных изменений (“нет!”) оказались в 3 раза больше, чем сторонников (“да!”).

Еще более значительно преимущество числа противников конституционных изменений над сторонниками в группе общественных деятелей (руководители НПО, эксперты, аналитики, представители науки и культуры и т. д.) – более 4 раз. Но при этом число тех, кто в ходе пресс-конференций не выразил своего отношения к конституционным изменениям, оказалось больше, чем число сторонников и противников вместе взятых - соответственно 38 и 28.

В группе национальных меньшинств представители 3-х объединений - Езидской общины Армении, Греческой общины Еревана, Ассирийской общины “Атур” - поддержали (“да!”) конституционные изменения, а 2-х - Федерации ассирийских организаций Армении “Хаядта” и Общественной организации понтийских греков - не выразили своего отношения.

Присутствие на пресс-конференциях 

и факты их освещения и игнорирования
В целом, в период агитационной кампании общенациональные и столичные телекомпании проявили недостаточное внимание к пресс-конференциям, посвященным столь судьбоносному для страны общественно-политическому событию, как референдум по поводу конституционных изменений. Если составить рейтинг вовлеченных в мониторинг вещателей по числу отснятых и освещенных в эфире пресс-конференций, состоявшихся с 26 октября по 4 декабря 2015, то выявится следующая картина:

Таблица 2
	Телекомпания
	Съемка
	Освещение

	 1. “Кентрон”
	62
	55

	2. “Ар”
	38
	36

	3. Первый канал Общественного телевидения (“h1”)
	38
	35

	4. “Арарат”
	36
	34

	5. “h3”
	23
	19

	6. “Шант”
	21
	13

	7. Второй армянский телеканал  (“h2”)
	12
	11

	8. “Еркир-медиа”
	14
	9

	9. “Армения”
	8
	8

	10. “Армньюс”
	1
	1


Как видно из таблицы, пресс-конференциям, посвященным конституционным изменениям, больше всех уделила внимание телекомпания “Кентрон”. Но если учесть общее число этих пресс-конференций (110), то получится, что она осветила лишь половину из них. Остальные телеканалы проявили к этим мероприятиям еще меньший интерес.

Занявшие последние строчки таблицы телекомпании “Армения” и “Армньюс”, которые входят в холдинг “ПанАрмениан медиа груп”, в период агитационной кампании почти не уделили внимания пресс-конференциям политических и общественных деятелей. Съемочная группа “Армньюс” лишь однажды присутствовала на пресс-конференции, связанной с референдумом, да и то, когда ее давали организаторы транслировавшегося на этом канале реалити-шоу “Да и Нет” - директор телекомпании Грач Кешишян и продюсер Карен Кочарян. Кстати, еще одна телекомпания, входящая в “ПанАрмениан медиа груп”, - “ATV” - за рассматриваемый период не побывала ни на одной из пресс-конференций, посвященных конституционным изменениям, хотя в сетке вещания имеет общественно-политические информационные программы.

Примечательно, что телекомпания “Армения” (наряду с “Шант”) объявила самую высокую цену на политическую рекламу в своем эфире в период нынешней агитационной кампании - 110 000 драмов за 1 минуту. Это всерьез сузило возможности небольших партий и объединений представить обществу свои позиции относительно конституционных изменений. А если учесть игнорирование “Арменией” подавляющего большинства пресс-конференций, то получается, что здесь были весьма неблагоприятные условия для агитации. То же самое касается и “Шант”, но справедливости ради нужно отметить, что эта телекомпания осветила больше пресс-конференций, чем “Армения”.

Впрочем, как показывают данные мониторинга, факт присутствия сотрудников ряда телеканалов на той или иной пресс-конференции еще не означает, что она обязательно будет освещена. Так, большинство исследуемых телекомпаний (8 из 10) в ряде случаев, хотя и присутствовали на пресс-конференциях, все же не дали в эфир отснятый материал. В частности, телекомпания “Шант” не осветила 8 из 21 пресс-конференций, на которых присутствовали ее съемочные группы, “Кентрон” - 7 из 62, “Еркир-медиа” - 5 из 14, “h3” - 4 из 23, Первый канал Общественного телевидения (“h1”) – 3 из 38, “Ар” – 2 из 38, “Арарат” - 2 из 36, Второй армянский телеканал  (“h2”) - 1 из 12.

Например, в эфире “Шант” не появились пресс-конференции лидера партии “Жарангутюн” Раффи Ованисяна; депутата от РПА Мкртича Минасяна; тройки – Арам Карапетян (“Новые времена”), Ованес Саакян (РПА), Агаси Енокян (политолог); дискуссионной пары - лидера Объединения “Национальное самоопределение” Паруйра Айрикяна и депутата фракции РПА Сукиаса Аветисяна и т. д. “Кентрон” не представила зрителям пресс-конференции заместителя председателя парламента и спикера РПА Эдуарда Шармазанова; дискуссионной пары - Лерник Алексанян (депутат от РПА) и Сос Гимишян (лидер партии “Христианско-народное возрождение”); депутата парламентской фракции РПА Хосрова Арутюняна; депутатов от АРФ “Дашнакцутюн” Агвана Варданяна и Армена Рустамяна и др. “Еркир-медиа” не дала в эфир пресс-конференции заместителя председателя партии “Свободные демократы” Ануш Седракян; дискуссионной пары Левон Барсегян (председатель Совета Клуба журналистов “Аспарез”) и Ваан Бабаян (депутат от “Баргавач Айастан”); заместителя председателя партии “Жарангутюн” Армена Мартиросяна и др. Телекомпания “h3” не представила зрителю пресс-конференции председателя Совета Клуба журналистов “Аспарез” Левона Барсегяна; депутатов от АРФ “Дашнакцутюн” Агвана Варданяна и Армена Рустамяна и др. В эфире телекомпании “Арарат” не появились пресс-конференции первого Защитника прав человека РА, руководителя Фонда “Против правового произвола” Ларисы Алавердян; дискуссионной пары - Андриас Гукасян (Фронт “Новая Армения”) и Хосров Арутюнян (депутат парламентской фракции РПА) и др. Кстати, пресс-конференцию Ларисы Алавердян не осветил и Второй армянский телеканал  (“h2”). В целом, перечень отснятых в период агитационной кампании, но не освещенных пресс-конференций - с указанием телекомпаний - представлен в приложении 2. 

В контексте рассматриваемых вопросов особого внимания заслуживает деятельность Первого канала (“h1”), поскольку статьей 27 действующей Конституции РА (и статьей 42 нового проекта Основного Закона), а также статьей 19 Избирательного кодекса РА и статьей 20 Закона РА “О референдуме” предусматриваются специальные требования к общественному вещателю по обеспечению свободной агитации, объективности и недискриминационных условий. С этой точки зрения совершенно непонятным выглядит игнорирование Первым каналом подавляющего большинства пресс-конференций, посвященных конституционным изменениям и референдуму 6 декабря 2015. Еще более неприемлемым является то, что на общественном телеканале зафиксированы факты присутствия, но не освещения пресс-конференций - в частности, депутата фракции “Жарангутюн” Заруи Постанджян, а также руководителя Фонда “Против правового произвола” Ларисы Алавердян. 

Из исследованных в период агитационной кампании 110 пресс-конференций на 15-ти не было ни одной телекомпании. При этом в 10 случаях проигнорированы пресс-конференции политических и общественных деятелей, выступающих против конституционных изменений или критикующих процесс организации и проведения референдума; в 2-х - сторонников реформы; в 2-х – экспертов, анализирующих содержание изменений; в 1 - дискуссионной пары, состоящей из сторонника и противника проекта конституционных изменений. Например, среди проигнорированных оказались пресс-конференции лидера ОНС Паруйра Айрикяна (кстати, когда этот деятель дал пресс-конференцию в паре с депутатом от правящей РПА Артаком Давтяном, а позже - с другим депутатом-республиканцем Сукиасом Аветисяном, то в обоих случаях телекомпании присутствовали и осветили), члена Комитета “Карабах” Ашота Манучаряна, депутатов от “Баргавач Айастан” Ваана Бабаяна и Ваге Энфиаджян, трех общественных деятелей - Соны Айвазян (заместитель председателя антикоррупционного центра “Трансперенси интернэшнл”), Заруи Ованесян (публицист) и Вардине Григорян (эксперт Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи). В целом, зафиксированные на первом этапе мониторинга пресс-конференции, на которых не было съемочной группы ни одной из телекомпаний, представлены в приложении 3.

Содержание освещения пресс-конференций 

в агитационный период
В целом, освещение общенациональными и столичными телеканалами пресс-конференций представителей политических сил и общественных деятелей в период агитационной кампании, посвященной референдуму по конституционным изменениям, было нейтральным. Авторы сюжетов и репортажей, как правило, беспристрастно представляли мнения и позиции как сторонников, так и противников этих изменений, воздерживаясь от собственных комментариев.

Примечательно, что все без исключения пресс-конференции освещены с прямым цитированием выступавших - с синхронами, что придавало репортажам и сюжетам больше достоверности и доверия.

По сути, в период нынешней агитационной кампании продолжилась тенденция, сформировавшаяся во время нескольких предыдущих общенациональных выборов, когда телекомпании, сознавая, что находятся под мониторингом местных и международных организаций, стремятся демонстрировать объективность и беспристрастность, обеспечивать плюрализм, который далеко не всегда характерен для армянского телеэфира.

Тем не менее, несмотря на общее нейтральное освещение пресс-конференций, в ходе мониторинга был выявлен ряд случаев, когда телекомпании проявляли тенденциозный подход. В частности, это зафиксировано 2 ноября на канале “Арарат”, когда в информационной программе представлялась дискуссионная пресс-конференция депутата от Республиканской партии Армении, председателя постоянной парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам Ованеса Саакяна и эксперта антикоррупционного центра “Трансперенси интернэшнл” Эрикназ Тигранян, которые говорили о проблемах допуска граждан к голосованию на основании идентификационных карточек. При этом в течение всего сюжета в титре демонстрировалась цитата из слов депутата - “Чтобы граждане прибегли к фальсификации, 6 членов комиссии и доверенные лица должны закрыть глаза”, - даже когда свое отношение выражала его оппонент. Таким образом создавался фон, будто доводы представителя правящей партии весомее, чем аргументы эксперта известной общественной организации.

Другой такой пример выявлен в эфире Первого канала общественного телевидения (“h1”) . На состоявшейся 17 ноября пресс-конференции группы деятелей науки и культуры скульптор Фердинанд Аракелян задал по одному острому вопросу как сторонникам, так и противникам конституционных изменений. Однако в сюжете прозвучал только вопрос, содержащий обвинение в адрес тех, кто говорит “нет” предлагаемому проекту реформ.

Еще один пример зафиксирован 11 ноября в эфире телекомпании “Ар”, когда автор репортажа о дискуссионной пресс-конференции, в которой выступали и сторонники, и противники конституционных изменений, рассказывала об этом на фоне большого плаката, призывающего сказать “да!” преобразованиям.

Однако такие факты носили единичный характер, и их, очевидно, можно считать исключениями из общей картины нейтрального освещения выступлений. Во всяком случае, как свидетельствуют данные мониторинга, в эфире упомянутых 3 телекомпаний больше не встречались подобного рода проявления тенденциозности, и все остальные сюжеты и репортажи оценены как нейтральные. Что же касается остальных 7 телеканалов, включенных в мониторинг, то у них по этой категории содержания недостатков не выявлено. 

Особенностью нынешней агитационной кампании стало то, что пресс-центры и клубы, организовавшие у себя пресс-конференции представителей политических сил и общественных деятелей, стремились придать этим мероприятиям дискуссионный характер и приглашали на них представителей разных лагерей. Это во многом облегчило задачу телекомпаний по обеспечению плюрализма при освещении агитационной кампании. Даже в тех случаях, когда дискуссия не предполагалась и когда, например, руководители общественных организаций, эксперты, аналитики должны были представить результаты своих исследований по конституционной тематике или проблемам организации референдума, пресс-центры все равно приглашали нескольких ораторов.     

Именно этим обусловлено то, что по большинству пресс-конференций, освещенных телекомпаниями, зритель получал 2 и более мнения относительно обсуждаемых вопросов. Такой подход стал настолько распространенным, что нередко, когда та или иная пресс-конференция проходила с одним оратором, журналисты или редактора телеканалов совмещали несколько таких выступлений в одном сюжете, создавая таким образом заочную дискуссию и пытаясь сопоставить ряд мнений и позиций по конституционным изменениям и проведению референдума. Данные этого аспекта мониторинга наглядно представлены в следующей таблице:
Таблица 3

	Телекомпании
	Количество освещений
	Пресс-конференции с 2 и более участниками
	Дискусси-онные пресс-конферен-ции
	Совмещен-ные сюжеты

	1. “Кентрон”
	55
	45
	29
	16

	2. “Ар”
	36
	34
	21
	13

	3. Первый канал Общественного телевидения (“h1”)
	35
	26
	22
	4

	4. “Арарат”
	34
	32
	22
	10

	5. “h3”
	19
	15
	14
	1

	6. “Шант”
	13
	10
	7
	3

	7. Второй армянский телеканал  (“h2”)
	11
	5
	5
	0

	8. “Еркир-медиа”
	9
	7
	5
	2

	9. “Армения”
	8
	5
	2
	0

	10. “Армньюс”
	1
	1
	0
	0


Впрочем, в ходе мониторинга были выявлены случаи, когда телекомпании явно переусердствовали с совмещением нескольких пресс-конференций, что приводило к неадекватному освещению каждой из них. В частности, 16 ноября в основной информационной программе телеканала “Арарат” была предпринята попытка объединить четыре дискуссионные пресс-конференции, в которых участвовали следующие пары: заместитель председателя партии “Свободные демократы” Ануш Седракян и депутат от Республиканской партии Армении, председатель постоянной парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам Ованес Саакян; секретарь парламентской фракции Армянского национального конгресса Арам Манукян и депутат от РПА Левон Мартиросян, депутат от АРФ “Дашнакцутюн” Арцвик Минасян и председатель Демократической партии Армении Арам Саркисян, пресс-секретарь объединения “Армянское возрождение” Ваге Мосинян и лидер Социал-демократической Гнчакской партии Нарек Галстян. Неумело сопоставляя мнения участников различных пресс-конференций и перебегая с одной из них на другую, авторы сюжета так и не сумели представить телезрителю суть дискуссии и адекватно осветить каждую из этих пресс-конференций. Аналогичный недостаток зафиксирован и на Втором армянском телеканале (“h2”).

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ПОСЛЕ РЕФЕРЕНДУМА 6 ДЕКАБРЯ
Мониторинг освещения общенациональными и столичными телекомпаниями пресс-конференций политических и общественных деятелей продолжился и после референдума 6 декабря. Как уже отмечалось, эта часть исследования была осуществлена с 7 по 27 декабря 2015. Теперь мониторинг был нацелен на выявление уровня интереса/внимания вещательных СМИ к озвученным на пресс-конференциях мнениям и оценкам представителей различных политических сил, а также экспертов и аналитиков относительно конституционных изменений и проведенного референдума уже после этой кампании. Вместе с тем, как и в предыдущий период, предусматривалось изучить адекватность и беспристрастность освещения пресс-конференций непосредственно в эфире.

В ходе второго этапа мониторинга была зафиксирована 41 пресс-конференция на тему конституционных изменений и референдума. Это более 2,5 раза меньше, чем в период агитационной кампании. Однако нужно учесть, что и продолжительность данной части исследования была вдвое меньше, чем первой. В целом, на этих пресс-конференциях выступило 66 ораторов. Число последних превышает количество пресс-конференций, поскольку в 13 из них участвовало 2 и более выступающих. Но из этих 13 пресс-конференций лишь 5 были дискуссионными, то есть в них участвовали различные по взглядам деятели, а в остальных 8 случаях ораторы выражали одинаковые или близкие мнения и позиции.

Пресс-конференции проходили, в основном, в тех же столичных пресс-клубах, что и в период агитационной кампании, но после референдума некоторые из них не организовали встреч политических и общественных деятелей с журналистами по поводу конституционных изменений. На данном этапе мониторинга к действовавшим клубам прибавился и пресс-центр государственного информационного агентства “Арменпресс”, где состоялась 1 пресс-конференция по рассматриваемой теме. В некоторых случаях пресс-конференции организовывались не в пресс-центрах и клубах, а в партийных офисах, государственных органах и др., и эти встречи с журналистами тоже включались в мониторинг. В целом, количество пресс-конференций после референдума 6 декабря, согласно местам их проведения, представлено в приложении 4.

Участие политических и общественных деятелей в пресс-конференциях после референдума

Как мы уже отмечали, проведенный мониторинг позволил не только оценить работу телекомпаний по освещению пресс-конференций политических и общественных деятелей, но и выявить уровень активности последних в представлении гражданам страны своих мнений и позиций относительно конституционных изменений и референдума. Полученные на втором этапе мониторинга данные об участии представителей различных политических сил, а также общественных деятелей в пресс-конференциях выглядят следующим образом:

Таблица 4

	N


	Участники пресс-конференций
	Количество участия в пресс-конференциях

	1.
	Республиканская партия Армении
	6

	2.
	Армянский национальный конгресс
	3

	3.
	Партия “Жарангутюн” (“Наследие”)
	2

	4.
	Партия “Баргавач Айастан” (“Процветающая Армения”) 
	1

	5.
	АРФ “Дашнакцутюн”
	0

	6.
	Партия  “Оринац еркир” (“Страна законности”)
	0

	7.
	Объединение “Национальное самоопределение”
	2

	8.
	Демократическая партия Армении
	1

	9.
	Социал-демократическая Гнчакская партия
	1

	10.
	Фронт “Новая Армения”
	1

	11.
	Партия “Новые времена”
	1

	12.
	Партия “Национальное согласие” 
	1

	13.
	Коммунистическая партия Армении
	0

	14.
	Партия “Христианско-народное возрождение”
	0

	15.
	Партия “Альянс”
	0

	16.
	Партия “Свободные демократы”
	0

	17.
	Движение “Не проведете!”
	0

	18.
	Партия “Аракелутюн” (“Миссия”)
	0

	19.
	Армянское общенациональное движение 
	0

	20.
	Объединенный штаб оппозиции 
	0

	21.
	Партия “Амерашхутюн” (“Солидарность”)
	0

	22.
	Партия “Арменакан-Рамкавар” 
	0

	23.
	Партия “Айазн” 
	0

	24.
	Либерально-демократический союз Армении 
	0

	25.
	Партия “Зеленые”
	0

	26.
	Общественные деятели (руководители НПО, эксперты, аналитики и др.)
	42

	27.
	Объединения национальных меньшинств
	0

	28.
	Другие (заместитель начальника Специальной следственной службы РА, заместитель председателя Следственного комитета РА, первый заместитель начальника Полиции РА, начальник юридического управления Полиции РА, начальник паспортно-визового управления Полиции РА)
	5


Из таблицы видно, что Республиканская партия Армении, как и в агитационный период, после референдума 6 декабря также больше других политических сил участвовала в пресс-конференциях. Показатель РПА равен сумме данных остальных парламентских фракций (см. со 2-й по 6-ую строчки таблицы) и сопоставим с числом участия в пресс-конференциях представителей всех внепарламентских сил, вместе взятых, - 6:7.

В целом, после референдума активность политических сил резко снизилась. Даже с учетом приведенной выше оговорки о том, что продолжительность второй части мониторинга вдвое меньше первой, тем не менее, нельзя не заметить, что, например, лидер агитационной “гонки” (РПА) до референдума дал 39 пресс-конференций, а в последующие 3 недели - 6, то есть в 6,5 раза меньше. Представленные в парламенте две партии - АРФД и “Оринац еркир” - не сочли необходимым посредством пресс-конференций выразить свое отношение к референдуму по конституционным изменениям. То же самое можно сказать и о подавляющем большинстве внепарламентских политических сил.

По сравнению с политиками, значительно более активными после референдума оказались общественные деятели, которые по числу участия в пресс-конференциях обошли все партии и движения, вместе взятые. 

Примечательно, что те политические силы и общественные объединения, которые в период агитации поддерживали конституционные изменения, как правило, позитивно отнеслись и к проведенному референдуму. Но, как свидетельствуют данные второго этапа мониторинга, после процесса голосования далеко не все участники агитационной кампании выразили свою позицию посредством пресс-конференций. 

В группе парламентских фракций 7 участников пресс-конференций положительно оценили конституционные изменения и итоги референдума, 5 - негативно. При этом, как уже, отмечалось представители двух парламентских партий (АРФД и “Оринац еркир”) вообще не дали пресс-конференций. В группе внепарламентских партий 1 оратор поддержал конституционные изменения и результаты референдума, 6 - выразили негативное отношение, а 13 - не участвовали в пресс-конференциях. В группе общественных деятелей 6 ораторов дали позитивную оценку, 24 - негативную, 12 - не выразили четкого отношения. В целом же, из 66 ораторов 14 поддержали конституционные изменения и результаты референдума, 35 - высказались против, 17 - не выразили отношения. То есть, в отличие от агитационного периода, после референдума перевес оказался на стороне тех, кто негативно относится к конституционным изменениям и проведенному референдуму. При этом 31 оратор выразил личное мнение, 35 - коллективное (партии, организации и проч.)

Уровень внимания телекомпаний к пресс-конференциям 

после 6 декабря

После референдума интерес общенациональных и столичных телекомпаний к пресс-конференциям политических и общественных деятелей по поводу конституционных изменений, по сравнению с агитационным периодом, еще более снизился. Причем и на этом этапе у большинства исследуемых вещателей зафиксированы случаи, когда не давались в эфир даже уже отснятые материалы. То есть факт присутствия сотрудников телекомпаний на пресс-конференции не всегда означал, что она обязательно будет освещена. Об этом свидетельствуют данные, отраженные в следующей таблице.

Таблица 5

	Телекомпания
	Съемка
	Освещение

	 1. “Арарат”
	15
	13

	2. “h3”
	14
	12

	3. “Кентрон”
	11
	11

	4. Второй армянский телеканал  (“h2”)
	9
	9

	5. Первый канал Общественного телевидения (“h1”)
	9
	8

	6. “Ар”
	7
	6

	7. “Армения”
	6
	5

	8. “Шант”
	5
	3

	9. “Еркир-медиа”
	2
	2

	10. “А-TV”
	2
	2

	11. “Армньюс”
	1
	1


В отличие от периода агитационной кампании, после референдума наибольшее внимание к пресс-конференциям политических и общественных деятелей проявила телекомпания “Арарат”, ассоциируемая с правящей РПА. Однако этот вещатель осветил менее 1/3 зафиксированных в ходе второй части мониторинга пресс-конференций (41). Остальные уделили еще меньше внимания пресс-конференциям. Например, телекомпания “Кентрон”, которая по итогам первого этапа исследования оказалась лидером, осветив 55 пресс-конференций, теперь выпустила в эфир в 5 раз меньше сюжетов и репортажей о пресс-конференциях, посвященных конституционным изменениям.

Примечательно, что после референдума телекомпания “А-TV” проявила интерес, хотя и небольшой, к пресс-конференциям по поводу конституционных изменений, тогда как в период агитационной кампании ее сотрудники не побывали и не осветили ни одну из подобных встреч политических и общественных деятелей с журналистами.

Из вовлеченных во второй этап мониторинга 11 телекомпаний 6 в некоторых случаях, как уже отмечалось, не освещали уже отснятые материалы пресс-конференций. По два таких факта зафиксировано на телеканалах “Арарат”, “h3”, “Шант”, по одному - на “h1”, “Ар” и “Армения”. В целом, зафиксированный на втором этапе мониторинга перечень отснятых, но не освещенных пресс-конференций - с указанием телекомпаний - представлен в приложении 5.

Из исследованных после референдума 41 пресс-конференции на 11 не было сотрудников ни одной из телекомпаний. При этом в 5 случаях проигнорированы пресс-конференции тех политических и общественных деятелей, которые негативно относятся к конституционным изменениям и проведенному референдуму, в одном - сторонника изменений, в пяти - дискуссионных пар или троек, состоящих из сторонников и противников конституционных изменений. В целом, перечень проведенных после референдума 6 декабря пресс-конференций, на которых не было съемочной группы ни одной из телекомпаний, представлен в приложении 6.

Содержание освещения пресс-конференций после референдума
В отличие от периода агитационной кампании, после референдума 6 декабря столичные пресс-центры и клубы стали значительно меньше организовывать пресс-конференций с участием 2-х и более ораторов. Но даже те, что проводились, особенно дискуссионные (когда на встречи с журналистами приглашались представители политических сил или общественных объединений, придерживающиеся различных позиций относительно конституционных изменений), нередко игнорировались со стороны телекомпаний. Вместо освещения таких дискуссий вещательные СМИ предпочитали готовить совмещенные материалы, в которые по собственному выбору включали несколько репортажей с других пресс-конференций на ту же тему. Об этом свидетельствуют данные следующей таблицы: 

Таблица 6

	Телекомпании
	Количество освещений
	Пресс-конференции с 2 и более участниками
	Дискусси-онные пресс-конферен-ции
	Совмещен-ные сюжеты

	1. “Арарат”
	13
	5
	3
	3

	2. “h3”
	12
	4
	1
	0

	3. “Кентрон”
	11
	3
	0
	2

	4. Второй армянский телеканал  (“h2”)
	9
	2
	0
	3

	5.  Первый канал Общественного телевидения (“h1”)
	8
	4
	1
	0

	6. “Ар”
	6
	3
	0
	4

	7. “Армения”
	5
	2
	0
	2

	8. “Шант”
	3
	1
	0
	3

	9. “Еркир-медиа”
	2
	1
	0
	0

	10. “A-TV”
	2
	1
	0
	2

	11. “Армньюс”
	1
	0
	0
	0


В приведенных данных особенно обращает на себя внимание полное игнорирование подавляющим большинством телекомпаний (8 из 11) дискуссионных пресс-конференций. При этом, как отмечалось выше, из 11 пресс-конференций, на которых не было ни одной съемочной группы, еще в 5 случаях ораторами были политические и общественные деятели, негативно оценивающие конституционные изменения и проведенный референдум.

По сути, после 6 декабря телекомпании проявляли избирательный, тенденциозный подход к освещению пресс-конференций, сведя к минимуму возможность появления в эфире критических оценок и максимально используя выступления, с помощью которых можно пропагандировать необходимость конституционных изменений и легитимность результатов референдума. Примечательным в этом смысле является следующий пример: 7 декабря телекомпания “Армения” в основном выпуске информационной программы “Жам” осветила пресс-конференцию наблюдателей от СНГ, которые позитивно оценили организацию и ход голосования, однако состоявшуюся в тот же день другую пресс-конференцию, на которой выступали местные и европейские эксперты, давшие негативную оценку референдуму, телекомпания отсняла, но не дала в эфир. Кстати, Первый канал Общественного телевидения (“h1”), рассказывая о второй из этих пресс-конференций, ограничился лишь констатацией, что в связи с выявленными нарушениями местные эксперты обратятся в правоохранительные органы, а критические оценки европейских экспертов были проигнорированы.

Впрочем, в самих сюжетах и репортажах такой тенденциозный подход проявлялся редко - зафиксированы единичные случаи. Как правило, пресс-конференции, которые удостаивались внимания телекомпаний, освещались нейтрально, без положительных или отрицательных оценок авторов. При этом почти все сюжеты (за исключением одного случая на телеканале “Арарат”) содержали синхронные цитаты из выступлений ораторов, что придавало материалам больше достоверности.

Однако тенденциозность проявлялась изначально, когда телекомпании “отсеивали” пресс-конференции, в том числе дискуссионные, на которых ожидались критические оценки политических или общественных деятелей. Это привело к тому, что в армянском телеэфире не был объективно представлен весь спектр мнений и позиций, озвученных на пресс-конференциях, организованных после референдума 6 декабря, и не был должным образом обеспечен плюрализм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В период агитационной кампании общенациональные и столичные телекомпании проявили недостаточно внимания к пресс-конференциям, посвященным столь судьбоносному для страны общественно-политическому событию, как референдум по поводу конституционных изменений. Наиболее активной была телекомпания “Кентрон”, которая осветила лишь половину из 110 пресс-конференций. Остальные вещатели проявили к ним еще меньший интерес. Кроме того, большинство исследуемых телекомпаний (8 из 10) в ряде случаев, хотя и присутствовали на пресс-конференциях, все же не дали в эфир отснятый материал.

После референдума 6 декабря те же вещательные СМИ уделили еще меньше внимания пресс-конференциям политических и общественных деятелей. Согласно данным второго этапа мониторинга, наиболее активной была телекомпания “Арарат”, которая, однако, осветила менее 1/3 пресс-конференций - 13 из 41. В этот период также у большинства телекомпаний зафиксированы случаи, когда съемочные группы присутствовали на пресс-конференциях, но отснятый материал не выходил в эфир.

2. Освещение общенациональными и столичными телеканалами пресс-конференций представителей политических сил и общественных деятелей в период агитационной кампании, посвященной референдуму по конституционным изменениям, в основном, было нейтральным. В этот период выявлено лишь несколько проявлений тенденциозности.

На втором этапе мониторинга зафиксирована принципиально иная ситуация. Тенденциозность проявлялась вещателями изначально: пресс-конференции освещались избирательно, и при их отборе большинство телекомпаний игнорировало те, на которых могли звучать негативные оценки относительно конституционных изменений и результатов референдума. Прежде всего, это касалось пресс-конференций оппозиционных политиков, а также экспертов и общественных деятелей, критикующих упомянутые изменения и проведенный референдум. Те же пресс-конференции, которые удостаивались внимания телекомпаний, как правило, освещались нейтрально. 

3. Особенностью агитационной кампании стало то, что пресс-центры и клубы, организовавшие у себя пресс-конференции представителей политических сил и общественных деятелей, стремились придать этим мероприятиям дискуссионный характер и приглашали на них представителей разных лагерей. Это во многом облегчило задачу телекомпаний по обеспечению плюрализма при освещении агитационной кампании.

Однако после референдума количество дискуссионных пресс-конференций значительно сократилось, а те, что организовывались, очень часто игнорировались со стороны телекомпаний.

4. Как свидетельствуют данные мониторинга, в ходе пресс-конференций, проведенных в период агитационной кампании, сторонники конституционных изменений, в целом, достигли перевеса по сравнению с противниками. После 6 декабря картина кардинально изменилась: на встречах с журналистами большинство ораторов выражало негативное отношение к конституционным изменениям и проведенному референдуму.

5. Из политических сил правящая Республиканская партия Армении в период агитационной кампании оказалась лидером по числу участия в пресс-конференциях, организованных в столичных пресс-центрах и клубах. Представленные в парламенте РА другие политические силы, вместе взятые, более чем в 1,5 раза отстали от РПА. А представители “Оринац еркир” не дали ни одной пресс-конференции.

На втором этапе мониторинга зафиксирована почти такая же картина - с той лишь разницей, что количество пресс-конференций с участием политических сил, представленных в парламенте, значительно сократилось. Кроме того, после референдума не дали ни одной пресс-конференции не только представители “Оринац еркир”, но и АРФ “Дашнакцутюн”. 

6. В период, предшествующий референдуму, пресс-конференции внепарламентских партий в большинстве своем были нацелены не столько на агитацию, сколько на представление общественности своих позиций. После 6 декабря большинство этих партий не сочло необходимым дать пресс-конференции, только 5 из них провели по одной  и лишь ОНС - две встречи с журналистами.  

7. Обращает на себя внимание активное участие в пресс-конференциях, организованных в период агитационной кампании, общественных деятелей - руководителей НПО, экспертов, аналитиков, представителей науки и культуры. Но при этом лишь менее половины из них выразили четкое отношение к проекту конституционных изменений.

После 6 декабря общественные деятели продолжали активно участвовать в пресс-конференциях. Теперь большинство этих деятелей (30 из 42) выразило четкое отношение к конституционным изменениям и проведенному референдуму, причем 24 - негативное, 6 - позитивное.

***

Подготовка этого доклада стала возможной благодаря  поддержке организации “Фонды открытого общества – Армения”  (грант N19270). Представленные в докладе мнения и оценки выражают позиции авторов и могут не совпадать с мнениями и позициями  организации “Фонды открытого общества – Армения”. 
ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1
Количество пресс-конференций - по местам их проведения - в период агитационной кампании*
	N
	Клубы/пресс-центры
	Количество пресс-конференций

	1
	“Аели”
	19

	2
	“Айацк”
	18

	3
	 “Медиа-центр”
	17

	4
	“Энаран”
	16

	5
	“Пастарк”
	10

	6
	“Ноян Тапан”
	8

	7
	“Постскриптум”
	6

	8
	“Аналитик”
	3

	9
	“Блиц инфо”
	2

	10
	“Андрадарц”
	2

	11
	“Тесакет”
	2

	12
	“Заркерак”
	1

	13
	“Ерку ерес”
	1


* Еще 5 пресс-конференций партии организовали в своих офисах: 

Коммунистическая партия - 2, АРФД - 1, “Жарангутюн” - 1,  

Социал-демократическая Гнчакская партия - 1.

Приложение 2
Перечень отснятых, но не освещенных пресс-конференций - по телекомпаниям - в период агитационной кампании 

	 N
	Выступающие


	Партии, блоки, движения, организации
	Места (клуб, пресс-центр)
	Даты
	Телекомпании  

	1
	Эдгар Ованесян

Габриел Балаян
	историк

правовед
	“Энаран”
	29.10.2015
	“Еркир-медиа”

	2
	Мкртич Минасян
	РПА
	“Пост-скриптум”
	03.11.2015
	“Шант”

	3
	Левон Барсегян
	Руководитель Клуба журналистов “Аспарез”
	“Блиц инфо”
	10.11.2015
	“h3”

	4
	Андриас Гукасян

Хосров Арутюнян


	Член Совета фронта “Новая Армения”

РПА
	“Энаран”
	13.11.2015
	“Арарат”

	5
	Арарат Зурабян
	Председатель АОД
	“Энаран”
	20.11.2015
	“Шант”

	6
	Тачат Вардапетян
	РПА


	“Пастарк”
	20.11.2015
	“Шант”

	7
	Ануш Седракян
	Зампредседателя партии “Свободные демократы”
	“Пастарк”
	20.11.2015
	“Еркир-медиа”

	8
	Вилен Хачатрян
	экономист
	“Блиц инфо”
	24.11.2015
	“Кентрон”

	9
	Лерник Алексанян

Сос Гимишян
	РПА

Председатель партии “Христианско-народное возрождение”
	“Энаран”
	25.11.2015
	“Кентрон”

	10
	Левон Барсегян

Ваан Бабаян
	Руководитель Клуба журналистов “Аспарез”
Депутат фракции “Баргавач Айастан”
	“Аели”
	27.11.2015
	“Еркир-медиа”

	11
	Раффи Ованесян
	Председатель партии “Жарангутюн”
	Офис “Жаран-гутюн”
	27.11.2015

	“Шант”

	12
	Арам Карапетян

Ованес Саакян

Агаси Енокян


	“Новые времена”

РПА

политолог
	“Айацк”
	28.11.2015
	“Шант”

	13
	Мкртич Минасян
	РПА
	“Пастарк”
	30.11.2015
	“Шант”

	14
	Эдуард Шармазанов
	РПА
	“Медиа-центр”
	01.12.2015
	“Кентрон”, “Шант”

	15
	Меружан Тер-Гуланян

Абгар Апинян
	публицист

писатель
	“Тесакет”
	01.12.2015
	“h3”

	16
	Армен Мартиросян
	Зампредседателя партии “Жарангутюн” 
	“Пастарк”
	01.12.2015
	“Еркир-медиа”

	17
	Сукиас Аветисян

Паруйр Айрикян
	РПА

Председатель ОНС
	“Энаран”
	01.12.2015
	“Шант”

	18
	Арменак Довлатян
	Партия “Зеленые”
	“Ноян Тапан”
	02.12.2015
	“Кентрон”, “Ар”

	19
	Лариса Алавердян
	Фонд “Против правового произвола”
	“Пастарк”
	03.12.2015
	“Арарат”, “h1”, “h2”

	20
	Агарон Адибекян
	социолог
	“Айацк”
	03.12.2015
	“Ар”

	21
	Заруи Постанджян
	Партия “Жарангутюн” 
	“Айацк”
	03.12.2015
	“h1”

	22
	Агван Варданян
Армен Рустамян
	АРФД

АРФД
	Офис АРФД
	04.12.2015
	“Кентрон”, “h3”

	23
	Агарон Адибекян
	социолог
	“Энаран”
	04.12.2015
	“h1”

	24
	Левон Мартиросян


	РПА

	“Аели”
	04.12.2015
	“Еркир-медиа”

	25
	Хосров Арутюнян
	РПА

	“Пост-скриптум”
	04.12.2015
	“Кентрон”

	26
	Слава Рафаэлидис

Князь Гасанов

Арсен Михаелов


	Председатель общины ереванских греков

Руководитель курдской общины Армении

Представитель ассирийской общины “Атур”
	“Тесакет”
	04.12.2015
	“Кентрон”


Приложение 3
Пресс-конференции, на которых не было съемочной группы ни одной из телекомпаний (в период агитационной кампании)
	N
	Выступающие
	Партии, блоки, движения, организации
	Места (клуб, пресс-центр)
	Даты

	1
	Манук Сукиасян, Грач Саргсян
	Партия “Аракелутюн”
	“Айацк”
	27.10.2015



	2

	Сона Айвазян

Вардине Григорян
Заруи Ованесян

	“Трансперенси Интернэшнл”

Ванадзорский офис Хельсинской гражданской ассамблеи

публицист
	“Медиа-центр”
	05.11.2015



	3
	Карине Даниелян

Грануш Харатян
	эколог

этнограф
	“Аели”
	03.11.2015

	4

	Ашот Манучарян
	Член Комитета “Карабах”
	“Пастарк”
	13.11.2015

	5
	Ваге Энфиаджян
	 “Баргавач Айастан”
	“Пост-скриптум”
	18.11.2015

	6
	Саркис Аветисян
	Партия “Амерашхутюн”
	“Пастарк”
	17.11.2015

	7
	Ваан Бабаян
	“Баргавач Айастан”
	“Айацк”
	17.11.2015

	8
	Паруйр Айрикян
	Объединение “Национальное самоопределение”
	“Айацк”
	17.11.2015

	9
	Агарон Адибекян
	социолог
	“Аналитик”
	23.11.2015

	10
	Нарек Галстян

Андриас Гукасян
	Социал-демократическая Гнчакская партия

Фронт “Новая Армения”


	“Медиа-центр”
	23.11.2015

	11
	Левон Барсегян

Тигран Егорян
	Клуб журналистов “Аспарез”

НПО “Правовая Европа”
	“Медиа-центр”
	20.11.2015

	12

	Жанна Алексанян

Артур Сакунц

Варужан Аветисян


	НПО “Журналисты во имя прав человека”

Ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи

Штаб “Нет!“” 
	Офис Учредитель-ного Собрания
	20.11.2015



	13
	Лариса Алавердян
	Фонд “Против правового произвола”
	“Аналитик”
	27.11.2015

	14
	Сасун Сарибекян
	Научно-образовательный центр “Верелк”
	“Ноян Тапан”
	27.11.2015

	15
	Вардан Хачатрян
	Инициатива “Айк”
	“Пастарк”
	04.12.2015


Приложение 4
Количество пресс-конференций - по местам их проведения - после референдума 6 декабря*
	N
	Клубы/пресс-центры
	Количество пресс-конференций

	1
	 “Медиа-центр”
	6

	2
	“Энаран”
	6

	3
	“Аели”
	4

	4
	“Аналитик”
	4

	5
	“Постскриптум”
	4

	6
	“Тесакет”
	4

	7
	“Блиц инфо”
	3

	8
	“Пастарк”
	2

	9
	“Айацк”
	1

	10
	“Арменпресс”
	1

	11
	“Ерку ерес”
	1

	12
	“Андрадарц”
	0

	13
	“Заркерак”
	0

	14
	“Ноян Тапан”
	0


* После референдума к 13 столичным пресс-клубам прибавился и пресс-центр “Арменпресс”, где прошла 1 пресс-конференция по поводу конституционных изменений. Еще 5 пресс-конференций состоялись: в офисе Армянского национального конгресса (1); в отеле “Ани плаза” (1); в зданиях Специальной следственной службы РА (1), Следственного комитета РА (1), Полиции РА (1) - пресс-конференции касались деятельности этих ведомств в связи с референдумом. 

Приложение 5
Перечень отснятых, но не освещенных пресс-конференций - по телекомпаниям – после референдума 6 декабря
	 N
	Выступающие


	Партии, блоки, движения, организации
	Места (клуб, пресс-центр)
	Даты
	Телекомпании  

	1
	Артур Сакунц

Лене Ветеланд

Сергей Ткаченко

Роман Удот

Тигран Егорян
	Ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи 

Европейская платформа демократических выборов

Европейская платформа демократических выборов

Ассоциация защиты избирательного права “Голос”

НПО “Правовая Европа”
	“Медиа-центр”
	07.12.2015
	“h3”

	2
	Александр Маркаров
	Политолог
	“Арменпресс”
	09.12.2015
	“h3”

	3
	Лерник Алексанян
	Депутат фракции РПА
	“Аели”
	11.12.2015
	“h3”

	4
	Ваагн Хачатрян
	Экономист
	“Пастарк”
	14.12.2015
	“Ар”

	5
	Александр Искандарян
	Институт “Кавказ”
	“Тесакет”
	14.12.2015
	“Арарат”

	6
	Левон Зурабян
	Армянский национальный конгресс
	“Пастарк”
	16.12.2015
	“Шант”

	7
	Ваан Бабаян
	“Баргавач Айастан”
	“Пост-скриптум”
	25.12.2015
	“h1”

	8
	Александр Маркаров
	Политолог
	“Энаран”
	22.12.2015
	“h1”
“Арарат”


Приложение 6
Проведенные после референдума 6 декабря пресс-конференции, на которых не было съемочной группы ни одной из телекомпаний 
	N
	Выступающие
	Партии, блоки, движения, организации
	Места (клуб, пресс-центр)
	Даты

	1
	Аршак Садоян
	Общественный Совет 
	“Тесакет”
	08.12.2015



	2

	Варужан Октанян
	Антикоррупционный центр “Трансперенси Интернэшнл”
	“Медиа-центр”
	09.12.2015

	3
	Александр Искандарян

Арам Арутюнян
	Институт “Кавказ”

Партия “Национальное согласие”
	“Аналитик”
	10.12.2015

	4

	Армен Бадалян

Виген Акопян

Армен Багдасарян
	Политтехнолог

Политтехнолог

Политический обозреватель
	“Медиа-центр”
	10.12.2015

	5
	Айк Мартиросян
	Доктор политологии Сорбонского университета
	“Айацк”
	10.12.2015

	6
	Андриас Гукасян
	Фронт “Новая Армения”


	“Аналитик”
	11.12.2015

	7
	Вардан Айвазян

Азат Аршакян
	РПА

Депутат бывшего Верховного Совета
	“Аели”
	14.12.2015

	8
	Вардан Айвазян

Айк Геворкян

Бабкен Тунян
	РПА

Газета “Айкакан жаманак” 

Экономический обозре-ватель
	“Медиа-центр”

	16.12.2015

	9
	Арам Карапетян
	Партия “Новые времена”
	“Энаран”
	17.12.2015

	10
	Сергей Минасян

Армен Бадалян
	Институт “Кавказ”
Политтехнолог
	“Энаран”
	18.12.2015

	11
	Левон Зурабян

Тигран Егорян
	Армянский национальный конгресс

НПО “Правовая Европа”
	Офис АНК
	19.12.2015


( В условную группу “Другие” вошли пресс-конференции, которые касались темы референдума, но не предполагали выражения отношения к конституционным изменениям, поэтому они не анализируются в рамках данного мониторинга.








PAGE  
25

