В мрачной истории лишения телекомпании “А1+” эфира, похоже, появляется небольшой луч надежды на восстановление справедливости. Основанием для осторожного оптимизма могут служить два обстоятельства. Первое – удовлетворение Конституционным судом РА требования учредителя “А1+” – ООО “Мелтекс” о признании противоречащим Основному Закону страны положения Гражданского процессуального кодекса (пункт 1 статьи 204’28), позволяющего суду не пересматривать дела в связи с появлением новых обстоятельств, оставляя в силе прежние решения. Ссылаясь именно на это положение, Кассационный суд РА в феврале нынешнего года отклонил просьбу ООО “Мелтекс” о пересмотре постановлений от 23 февраля и 23 апреля 2004 по его искам против Национальной комиссии по телевидению и радио. Теперь учредитель “А1+” может вновь обратиться в Кассационный суд с тем же требованием и на основе того же аргумента – постановления Европейского суда по правам человека от 17 июня 2008, признавшего непредоставление лицензии “А1+” нарушением права на свободное распространение информации и идей.
Второе важное обстоятельство – Комитет министров Совета Европы решил рассмотреть, как выполняются постановления Европейского суда по правам человека, в том числе и по делу “А1+”. Причем на соответствующий запрос Комитета правительство РА сообщило, что в июле нынешнего года будет объявлен конкурс по предоставлению лицензий на использование радиочастот, в котором может участвовать и телекомпания “А1+”. В связи с этим руководящей структурой Совета Европы был принят документ, в котором содержится призыв к властям Армении обеспечить эффективность и прозрачность процедуры лицензирования и подробно информировать Комитет о ходе организации конкурса и о том, насколько национальными судебными инстанциями применяются средства правовой защиты “А1+”.
По признанию руководителя ООО “Мелтекс” Месропа Мовсесяна, для него постановление Конституционного суда страны оказалось во многом неожиданным, поскольку за прошедшие 8 лет все попытки восстановить справедливость и вернуть “А1+” в эфир не дали результатов, а армянская судебная система продемонстрировала здесь полную свою несостоятельность. “Тем не менее это решение КС РА дало нам шанс усилить давление на соответствующие структуры – с тем, чтобы непременно был проведен конкурс с нашим участием, причем чтобы он был объективным и прозрачным. По сути, Конституционный суд указал Национальной комиссии по телевидению и радио, что есть постановление Европейского суда, и его надо выполнять”, – отмечает Месроп Мовсесян.
Вместе с тем, несмотря на свою разочарованность судебной системой, учредитель “А1+” намерен воспользоваться появившейся возможностью вновь обратиться в Кассационный суд РА для обжалования решений по своим искам – начиная с 2004 по сегодняшний день. Юристы компании работают над этим. По словам Месропа Мовсесяна, возможно, и на сей раз предпринимаемые усилия не дадут ожидаемых результатов, но, как он утверждает, “пройденный путь закалил нас, и мы будем продолжать добиваться нашего возвращения в эфир”.
Надо признать, что и власти Армении приобрели весьма стойкий иммунитет против резолюций, рекомендаций, постановлений и прочих документов различных международных организаций, в том числе Совета Европы. Иногда от содержащихся в этих документах настойчивых призывов и требований рядовым гражданам становится стыдно и обидно за страну. А правящей элите – хоть бы что…
Так, если иметь в виду проблему “А1+”, сделано ли что-то существенное для выполнения положений известных Резолюций ПАСЕ 1609 и 1620? Ровным счетом ничего. А вслед за постановлением Европейского суда от 17 июня 2008, требующим от армянских властей создания благоприятных условий для возвращения телекомпании в эфир, парламент страны предпринял прямо противоречащий этому шаг – внес дополнение в Закон РА “О телевидении и радио”, предусматривающее не проводить конкурсы по лицензированию телерадиовещания до 20 июля 2010. Более того, европейских экспертов в Ереване убедили, что это законодательное изменение продиктовано необходимостью подготовки к переходу от аналогового вещания к цифровому.
То, что это был блеф, окончательно прояснится уже совсем скоро – в июле нынешнего года, когда истечет срок действия упомянутого дополнения и ничего существенного не будет сделано по дигитализации вещательной сферы, кроме, конечно, представления весьма сомнительной концепции. И если армянские власти в июле все-таки выполнят обещание, данное Комитету министров Совета Европы, и объявят конкурс по предоставлению лицензий вещателям, то подтвердятся мнения тех экспертов, которые изначально говорили, что одно никак не обусловлено другим и что пресловутый мораторий на эти конкурсы преследовал совершенно иные цели.
Впрочем, сегодня это уже не столь важно. Главное, чтобы конкурс с участием “А1+” все-таки состоялся и чтобы его результаты не вызывали сомнений в обществе. Но весь вопрос в том, захочет ли этого власть и, прежде всего, президент? Ведь сегодня все чаще говорят о грядущих выборах. А “А1+” лишилась эфира как раз за год до выборов 2003, ровно 8 лет назад, в начале апреля 2002…
Ашот Меликян,
председатель Комитета по защите свободы слова