Похоже, в ближайшее время телезритель ощутит еще большее засилье рекламы в эфире армянских телеканалов. 26 мая Национальное Собрание страны приняло пакет изменений и дополнений в законы РА “О телевидении и радио” и “О рекламе”, в результате чего упразднен запрет на так называемую “зонтичную” (скрытую) рекламу, а также увеличен допустимый объем рекламы в течение одного часа эфирного времени – с 10 до 14 минут.
Как это бывало не раз, вновь законопроекты, касающиеся вещательной сферы, принимались в чрезвычайной спешке: первое чтение документов состоялось 25 мая, а уже на следующий день парламент одобрил их во втором чтении и окончательно. И вновь – без обсуждения с общественными организациями, хотя в свое время с представителями правящей элиты была достигнута договоренность, что ни один законопроект, относящийся к деятельности СМИ, не будет принят без совместного рассмотрения с журналистскими объединениями.
Возможно, в данном случае об этом можно было бы и не вспомнить, если бы законодательные изменения парламентом вносились с учетом запросов телеаудитории или данных изучения общественного мнения, показывающих, скажем, что у большинства граждан нынешний уровень рекламы, по крайней мере, не вызывает отторжения. Между тем, по нашим наблюдениям и результатам мониторингов, проведенных партнерскими организациями, армянские телеканалы (и общественный, и большинство частных) явно превышают предусмотренные законом нормы, и выдаваемая ими в эфир реклама сильно надоедает зрителю – как по содержанию, так и по объему.
В этих условиях принятие законопроектов, предоставляющих, по сути, карт-бланш телекомпаниям на размещение рекламы, означает полное игнорирование общественного мнения и интересов рядового телезрителя ради увеличения и без того немалой коммерческой выгоды. Понятно, что подобного рода изменения могли лоббироваться, прежде всего, теми политико-олигархическими группами, которые стоят за так называемыми “рейтинговыми” телеканалами и которые фактически позволяли им транслировать рекламы больше, чем предусмотрено законом.
В этом смысле принятые изменения лишь узаконили то, что существовало де-факто. То есть, закон в очередной раз подгоняется под образ действий заинтересованных кругов. Но удовлетворятся ли этим растущие аппетиты последних? Существующая практика вольного обращения с требованиями закона заставляет усомниться в этом. Во всяком случае, нет никаких гарантий, что вскоре некоторые телеканалы не перешагнут далеко за 14-минутный предел. Причем совершенно безнаказанно, как в прошлые годы.
Впрочем, к увеличению потока рекламы в эфире, наверное, можно было бы отнестись более спокойно, если бы это каким-то образом оказывало позитивное воздействие на содержание телепередач, повышало бы их качество, развивало бы плюрализм. Поскольку этого не происходит, финансовая выгода деятельности телекомпаний становится самоцелью. Последствием такого развития событий может стать то, что значительная часть аудитории отвернется от тех самых ”рейтинговых” телеканалов и начнет искать альтернативу. Хотя выбирать особо не из чего… Далеко не все граждане страны в состоянии приобрести спутниковые антенны или пользоваться кабельными сетями. А большинство телекомпаний, получивших лицензии на эфирное вещание, мало что интересного могут предложить зрителю…
Кстати, об опасности чрезмерной коммерциализации в ущерб гуманитарным аспектам деятельности телекомпаний, снижения уровня плюрализма и свободы слова неоднократно говорили и эксперты международных организаций – ОБСЕ и Совета Европы. В частности, на это указывалось и в Анализе концепции перехода Армении на цифровое вещание, подготовленном – по инициативе Представителя ОБСЕ по вопросам СМИ – профессорами Кетрин Найман-Меткалф и Андреем Рихтером. Однако, как и многие другие рекомендации, эти также были проигнорированы властями страны.
Принятый пакет вызывает недоумение еще и потому, что созданная по инициативе главы государства и действующая под эгидой Защитника прав человека рабочая группа по совершенствованию Закона РА ”О телевидении и радио” еще не завершила подготовку своего законопроекта, а парламент продолжает вносить изменения на свой лад. И при этом власти портят вещательное законодательство быстрее, чем предпринимаются попытки его спасения.
Ашот МЕЛИКЯН,
председатель КЗСС