Комитет по защите свободы слова готовит апелляционную жалобу
То, что произошло в Административном суде РА 27 сентября 2011, очень похоже на фарс. Хотя на этот день было назначено оглашение решения по делу Комитета по защите свободы слова против Национальной комиссии по телевидению и радио, судья Карине Багдасарян не пришла в зал заседаний. Лишь в коридоре здания, через секретаря, представителям истца и ответчика вручили текст судебного решения, из которого стало ясно, что иск КЗСС, требующий признать действия НКТР неправомерными и обязать ее предоставить запрошенную информацию в полном объеме, отклонен.
Комитет намерен обратиться с жалобой в Апелляционный суд РА, а при необходимости – и в другие инстанции. Основанием для этого служат не только нарушения процессуальных норм, но и, что самое главное, пристрастность и тенденциозность, проявленные судом при рассмотрении фактов и аргументов.
Напомним, что 21 февраля 2011 КЗСС направил запрос на имя председателя НКТР Григора Амаляна с просьбой предоставить копии ряда заявок и прилагаемых к ним документов, представленных в 2010 на конкурсы по лицензированию вещания на территории РА посредством цифровой сети, а также связанной с этими конкурсами переписки с соответствующими организациями. В ответ из НКТР сообщили, что готовы предоставить документы, за исключением тех, которые содержат коммерческую тайну. Когда в следующем письме Комитет попросил уточнить, что именно под этим подразумевается, Национальная комиссия пояснила: договоры об осуществлении ретрансляции (они, мол, не подлежат опубликованию без согласия сторон). Кроме того, НКТР отказалась предоставить копии резюме (CV) сотрудников телекомпаний, усмотрев в них тайну частной жизни.
Поскольку на основе конкурсных заявок, в том числе указанных документов, КЗСС намеревался подготовить экспертные заключения о творческой, финансово-экономической и технической состоятельности телекомпаний, профессиональном уровне их персонала, был подготовлен судебный иск, чтобы обязать НКТР предоставить всю запрашиваемую информацию. Однако, проведя лишь два коротких заседания – 22 июня и 13 сентября, Административный суд отклонил выдвинутые требования.
При этом совершенно не были учтены ни требования Закона РА ”О телевидении и радио” о прозрачности источников финансирования телекомпаний (статья 20) и обеспечении демократичности и открытости деятельности самой НКТР (статья 37), ни то обстоятельство, что запрашиваемые документы вместе с соответствующими заявками были представлены на состоявшихся в декабре 2010 конкурсных презентациях. То есть сами конкурсанты не делали из этого тайны. Кроме того, не был принят во внимание тот факт, что нет какого-либо правового акта, в котором бы говорилось, что CV является секретным документом. Наоборот, он широко используется для краткого представления полученного образования, профессионального опыта и других навыков специалиста. Не возымел действия и аргумент о том, что медийное сообщество по роду своей деятельности должно быть максимально открытым и что CV сотен журналистов и экспертов представлены на веб-сайте Ереванского пресс-клуба.
По сути, логика Административного суда в данном случае заключается в следующем: так как государственная структура считает, что в договорах содержится коммерческая тайна, а в CV – тайна частной жизни, а по закону получение, использование и распространение таких документов запрещается, то отказ НКТР в предоставлении информации обоснован.
Между тем, суд даже не попытался выяснить: а действительно ли в запрашиваемых документах содержатся сведения, представляющие собой тайну? По мнению юриста КЗСС Ольги Сафарян, Административный суд по своему статусу обязан востребовать от государственного органа документы, проверить и проанализировать факты, убедиться в их достоверности. Всего этого не было сделано. ”Решение было принято на ”честном слове” ответчика. Но при этом создается опасный прецедент, когда даже CV считается секретным документом”, – отмечает юрист.
Впрочем, суд вряд ли задумывался о негативном прецеденте. Зато он отдал дань сложившейся печальной традиции – ни один иск против Национальной комиссии по телевидению и радио на местном уровне не должен быть удовлетворен. Даже при вопиющем нарушении закона, как в случае с телекомпанией ”А1+”…
Ашот Меликян,
председатель КЗСС