Аудит радиочастот, предназначенных для вещания, оказался пустышкой

Комитетом по защите свободы слова на основе официального запроса, направленного в Министерство экономики РА, получен отчет о результатах аудита радиочастот, проведенного в Армении канадской компанией “Аэросистемс Интернэшнл”. В документе, состоящем из 141 страницы, вещательной сфере отведено лишь полторы страницы, и здесь нет ответов на главные вопросы, интересующие общественность. А именно: сколько частот в Армении предназначено для теле- и радиовещания, какие из них заняты и какие свободны?

Этими вопросами журналистские организации страны интересуются, по меньшей мере, уже третий год. А поводом послужил доклад эксперта Совета Европы Алека Томаса на состоявшихся в октябре 2009 в Национальном Собрании РА слушаниях по теме “Процесс дигитализации телерадиовещания и перспективы ее внедрения в Армении”. Здесь европейский эксперт заявил, что в Ереване есть неиспользованные частоты, и предложил провести аудит. Таким образом, по сути, были опровергнуты утверждения местных официальных лиц относительно того, что в тот период конкурсы по лицензированию вещания не проводились из-за отсутствия свободных частот. Более того, заявление эксперта Совета Европы стало косвенным обоснованием мнения ряда журналистских объединений о том, что объявленный в 2008-2010 мораторий на эти конкурсы преследовал цель сохранить статус-кво в тотально контролируемой вещательной сфере и не допустить появления здесь новых “игроков”.

Тем не менее, в связи с переходом с аналогового на цифровое вещание в стране был организован аудит радиочастот. Однако его результаты в течение продолжительного времени оставались недоступными – как для местной, так и для международной общественности.

В частности, в 2010 году Комитет по защите свободы слова дважды отправлял официальные запросы на имя занимавшего тогда пост председателя Межведомственной комиссии по внедрению на территории РА цифровой системы трансляции теле- и радиопередач, министра экономики РА Нерсеса Ерицяна с просьбой предоставить данные аудита, касающиеся вещательной сферы. Но в первом случае был получен ответ, что проект итогового отчета по проведенному аудиту обсуждается и после обобщения результатов будет представлен заинтересованным организациям. Во втором – что армянская сторона отклонила документ и вернула его канадской компании на доработку.

С тех пор прошло более года, и КЗСС направил в Министерство экономики новый запрос. На сей раз вместе с ответным письмом, подписанным министром Тиграном Давтяном, к нам поступил 141-страничный отчет по аудиту радиочастот. Как уже отмечалось, здесь вещательной сфере отведено лишь полторы страницы, и, по сути, эта часть документа не содержит ничего нового – лишь небольшой набор общеизвестных сведений, точнее – краткий обзор, причем крайне сомнительного качества. Отчет не дает абсолютно никакого представления об объективном состоянии вещательного спектра, его возможностях и неиспользованных ресурсах.

Так, в небольшом параграфе, касающемся телевещания, говорится лишь о том, что телевидение – основное средство информации в Армении, что “90% граждан доверяет(подчеркнуто нами — КЗСС) новостям и развлекательным программам”, что в стране имеются общественные и частные вещатели, большая часть которых сконцентрирована в столице; здесь указана тройка лидирующих по рейтингу телекомпаний, приведен перечень ряда региональных телекомпаний, а также отмечается, что в отдаленные районы страны телесигнал передается посредством Общественного телевидения Армении и ретранслируется с помощью местных передатчиков. Больше – ничего!

Судя по всему, авторы отчета хорошо понимали, что эта часть документа крайне неполноценна, поэтому в конце раздела отметили: “Из-за отсутствия современных автоматизированных данных трудно получить сведения об общем числе разрешений, предоставленных лицензий, о распределении спектра среди различных служб, а также относительно того, какая часть спектра используется в рамках данного распределения”.

Очень существенное замечание! То есть получается, что в вещательной сфере страны нет почти никакого учета и контроля, если аудиторы не смогли получить столь элементарных сведений. А может, канадской компании просто не предоставили этих данных? Во всяком случае, тот факт, что отчет в течение долгих месяцев обсуждался, а потом был возвращен на доработку (весьма странный шаг с точки зрения проведения независимого аудита, не так ли?), вызывает серьезные сомнения в искренности намерений получить объективную картину вещательной сферы.

А раз так, то зачем нужно было проводить аудит? Чтобы угодить международным структурам? Или чтобы имитировать бурную деятельность по переходу с аналогового на цифровое вещание? Может, нужно было создать дополнительные аргументы и при необходимости ссылаться на них, реализуя заранее разработанный сценарий дигитализации? Скорее всего, все эти предположения – и вместе взятые, и по отдельности – вполне уместны. И сегодня уже вполне очевидно, что когда в 2010, при обсуждении нового законопроекта “О телевидении и радио”, Нерсес Ерицян утверждал, что все технические решения по переходу на цифровое вещание приняты с учетом результатов аудита, это, мягко говоря, не соответствовало действительности. По двум простым причинам: во-первых, тогда еще аудит не был завершен; во-вторых, в подготовленном на его основе отчете нет достаточных сведений для принятия ответственных решений.

Ашот Меликян,

председатель КЗСС.

P.S. Ниже представлены отсканированные страницы отчета, касающиеся сферы вещания.

Читайте также

Этот сайт зарегистрирован на wpml.org как сайт разработки. Переключитесь на рабочий сайт по ключу remove this banner.