Уголовное дело, заведенное по факту нападения на корреспондента телекомпании “А1+” Марине Хачатрян и воспрепятствования ее профессиональной деятельности, вопреки всем оптимистическим прогнозам, увы, пока не дало никаких результатов. Мы говорим “пока”, потому что вряд ли возможно мириться с, мягко говоря, странными постановлениями Специальной следственной службы РА об отсутствии состава преступления и еще более странной “игрой” Прокуратуры РА, которая несколько раз отменяла эти постановления и отправляла дело на новое расследование, но в конце концов согласилась с позицией ССС, отклонив жалобу представителя потерпевшей журналистки. Теперь, скорее всего, предстоит обратиться в судебные инстанции страны. И если это тоже ничего не даст, нужно будет готовить материалы для представления в Европейский суд.
Инцидент с Марине Хачатрян произошел 9 сентября прошлого года у входа в Национальное Собрание РА и вызвал широкий общественный резонанс. На журналистку, находившуюся здесь для освещения акции группы активистов “Контрудар”, напал начальник службы безопасности парламента Карен Айрапетян, он ударил корреспондента “А1+” по рукам и выбил планшет, которым осуществлялась видеосъемка.
В связи с этим с осуждающими заявлениями выступили и местные журналистские объединения, и представители ряда международных организаций. Десятки СМИ осветили факт насилия в отношении журналиста, разместив на своих сайтах видеозапись инцидента, где все происходящее отчетливо видно.
Поначалу реакция Прокуратуры РА была вполне адекватной: она направила публикации в Специальную следственную службу, и когда эта служба постановила не возбуждать уголовное дело — “ввиду отсутствия состава преступления”, прокуратура отменила постановление ССС и обязала ее возбудить уголовное дело по статье 164 УК РА (“Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста”).
Появилась надежда, что виновный будет наказан. Но в дальнейшем это дело, как футбольный мяч, оказывалось то на “поле” следственной службы, то на “поле” прокуратуры. Так, 20 ноября 2014 ССС постановила прекратить уголовное дело — с той же мотивировкой, но уже 28 ноября Прокуратура РА сообщила, что отменила это постановление, поскольку расследование проведено с грубыми процессуальными нарушениями. В частности, корреспондент “А1+” не признана потерпевшей “несмотря на достаточные основания”. Отправив дело на новое расследование, прокуратура потребовала признать Марине Хачатрян потерпевшей. И хотя 1 декабря ССС выполнила это требование, тем не менее 26 декабря вновь прекратила уголовное дело, не выявив в действиях начальника службы безопасности парламента состава преступления.
Та же история продолжилась и в 2015: в январе Прокуратура РА отменила упомянутое постановление Специальной следственной службы и отправила дело на новое расследование, но ССС 22 апреля снова, уже в третий раз, приняла постановление о прекрацении уголовного дела.
Казалось, образовался правовой и межведомственный тупик: следственная служба упорно пыталась оградить Карена Айрапетяна от ответственности и при этом бесцеремонно игнорировала позицию прокуратуры, а последняя не могла найти выхода из сложившейся ситуации, которая уже всерьез угрожала ее репутации. Создавалось впечатление, что защита прав журналиста становится невозможной из-за противостояния двух ведомств и их руководителей, о чем неоднократно писали СМИ.
В этих условиях 7 журналистских организаций подготовили открытое письмо президенту РА, где содержался призыв вмешаться и принять действенные меры для преодоления межведомственных противоречий и привлечения к ответственности лица, применившего силу в отношении корреспондента “А1+”. Предполагалось, что письмо будет оглашено на специально созванной пресс-конференции. Однако необходимость этого вскоре отпала: юрист Ольга Сафарян, представляющая интересы Марине Хачатрян, 6 июня получила из Прокуратуры РА письмо, в котором сообщалось, что ее жалоба на последнее постановление Специальной следственной службы отклонена, что ни по одному из целого ряда обвинений не выявлено состава преступления и, следовательно, нет оснований для отмены постановления ССС от 22 апреля.
Таким образом, Прокуратура РА, проявив беспринципность и заняв абсурдную позицию, оказалась в очень смешном положении. Ведь после того, как она несколько раз отменяла постановления Специальной следственной службы, указала ей, под какие статьи Уголовного кодекса подпадают деяния Карена Айрапетяна, и обязала, чтобы Марине Хачатрян была признана потерпевшей, по сути, ничего не изменилось. Но прокуратура вдруг соглашается с доводами ССС, не имеющими ничего общего с профессионализмом, объективностью, законностью и справедливостью, и расписывается в собственной несостоятельности противостоять деструктивизму и капризам следственной службы и обеспечить беспристрастное расследование.
Но эта история была бы смешной, если бы не приводила к нескольким печальным выводам. Первый из них — правоохранительная система страны абсолютно не готова защищать журналистов, если их права нарушили представители силовых структур: честь мундира оказывается важнее закона. Об этом свидетельствует и ряд других инцидентов (например, когда полицейские применили насилие против корреспондента газеты “Чоррорд ишханутюн” Ани Геворкян и других журналистов).
Вывод второй — власти страны, в целом, сквозь пальцы смотрят на нарушения прав журналистов и в качестве своего оправдания не без доли ехидства заявляют, что представители СМИ сами провоцируют насилие в отношении себя. Печальная статистика: из зафиксированных в прошлом году 9 случаев физического насилия против журналистов ни по одному виновный не выявлен и не наказан. То же самое касается аналогичных фактов нынешнего года.
И наконец, вывод третий — этот произвол вряд ли прекратится, пока само журналистское сообщество (возможно, при поддержке международных структур) не выработает защитные механизмы и не станет более последовательно отстаивать свои интересы. Конкретно по делу Марине Хачатрян, как уже отмечалось, необходимо обратиться с жалобой в суд и, если понадобится, дойти до Европейского суда. А медиа должны (и даже обязаны!) держать это дело в центре внимания и постоянно освещать развитие связанных с ним событий. Потому что ни одно СМИ не застраховано от аналогичных проблем, если, конечно, оно позволяет себе критиковать власть.
Ашот Меликян,
председатель КЗСС