1 апреля стало известно имя нового председателя Совета Общественной телерадиокомпании Армении (ОТА). Из подавших заявки 23-х кандидатов конкурсная комиссия отдала предпочтение Ара Шириняну.
В предыдущие шесть лет должность председателя Совета занимал Рубен Джагинян, который был назначен по совершенно иной процедуре. Так, если раньше на конкурсной основе членов Совета назначал президент Армении, то после внесения в Закон РА “О телевидении и радио” изменений и дополнений от 23 марта 2018 года конкурс организовывает регулирующий сферу орган, а победителя назначает на должность премьер-министр.
Таким образом, сформированная Комиссией по телевидению и радио конкурсная комиссия из 5 человек, которая будет действовать в течение 6 лет, в случае возникновения вакантных мест в Совете Общественной телерадиокомпании будет проводить конкурсы по установленному КТР порядку.
Согласно Закону “О телевидении и радио”, членами конкурсной комиссии могут быть авторитетные деятели в области журналистики, управления телерадиовещанием, науки, культуры и искусства, а также представители общественных организаций. Комиссия по телевидению и радио попыталась проявить в этом деле инклюзивность, обеспечив участие в конкурсной комиссии представителей государственных органов, гражданского общества, творческих союзов. Однако примененные при этом процедуры вызвали вопросы даже у победившего кандидата.
— По правде говоря, так и не было разъяснено, по какой логике избраны члены конкурсной комиссии. Казалось бы, все они — известные в своей сфере люди, но какие-то принципы нарушены, — говорит новоизбранный председатель Совета Общественной телерадиокомпании Ара Ширинян. — Возникает вопрос: можно ли сформировать комиссию по какому-либо приемлемому принципу? Регламент конкурсной комиссии должен быть изменен, и контроль со стороны общества должен быть предусмотрен уже на этапе формирования комиссии.
Член конкурсной комиссии, председатель совета Клуба журналистов “Аспарез” Левон Барсегян так описывает сложившуюся ситуацию: “Без какого-либо умысла получилось так, что Комиссия по телевидению и радио сформировала нашу комиссию, а затем три члена КТР подали заявки на участие в конкурсе. Меня лично это сковывало: я вынужден был изучить заявки трех членов комиссии, которая утвердила мою кандидатуру, и принять по ним решение. Конфликт интересов налицо, и его следует исключить”.
Для кандидата в председатели Cовета ОТА, руководителя телекомпании “А1+” Месропа Мовсесяна также было непонятно участие в конкурсе членов Комиссии по телевидению и радио: “Перчатка была брошена всем. Задействована следующая схема: я организовал этот конкурс, я и должен его выиграть”.
Впрочем, этим вопросы не исчерпываются. Месропу Мовсесяну не были ясны и критерии, которыми руководствовалась конкурсная комиссия: “Очень похоже на схему конкурсов 2003-2008 годов. По моему впечатлению, беседа со мной была проведена формально. И уже через полчаса было объявлено имя победителя. Я, конечно, поздравляю своего коллегу. Но проблема в том, что наблюдалась дискриминация. Было сообщено, что с некоторыми проведут беседу, а с некоторыми — нет. Предусматривалось представить программу и концепцию, которые затем предстояло обсудить с комиссией. Эти обсуждения были половинчатыми. Мы так и не узнали, с кем они были проведены, а с кем – нет”.
Левон Барсегян по этому поводу сказал: “Я ожидал несколько больше критики, чем это имело место. С одной стороны, это удивительно, а с другой, конечно, хорошо. Если есть подозрения относительно коррупции, диктата, непотизма, — об этом непременно должно стать известно общественности. Лично мне тоже было бы интересно получить ответ на данный вопрос”. Вместе с тем, член конкурсной комиссии признает, что при отсутствии четких критериев увеличивается вероятность субъективизма: “КТР нам не предоставила конкретные критерии или же какую-то систему оценки. Мы обсудили, как будем выбирать. Изучили представленный каждым кандидатом конкурсный пакет, посчитали, что есть технические трудности, чтобы выслушать всех, составили шорт-лист, выбрали девять человек, с каждым побеседовали в течение пятнадцати-двадцати минут, предупредили, что записали наши беседы для архива. Затем мы выбрали троих кандидатов, и было проведено закрытое голосование”.
Победитель конкурса Ара Ширинян полагает, что сформировать абсолютно беспристрастную комиссию невозможно, поскольку, с одной стороны, ее члены должны быть специалистами данной сферы, а с другой — будучи таковыми, они здесь знают всех. Более того, они или коллеги, или друзья.
Кстати, участники конкурса согласились передать свои концепции победителю, чтобы он мог воспользоваться представленными идеями. Что и будет сделано, заверяет Ара Ширинян: “Очень важно, что люди участвовали в конкурсе не только для того, чтобы удовлетворить собственные амбиции — политические, общественные, творческие, но и чтобы идеи, основанные на опыте их деятельности, могли бы послужить развитию сферы. Я тоже считаю, что все это мы должны осуществить вместе. Хотя, конечно, ответственность ляжет на победителя”.
Как в будущем избежать конфликта интересов, как обеспечить беспристрастный выбор? Месроп Мовсесян считает, что в конкурсе должны участвовать специалисты, которые хотя бы опытом и профессиональным уровнем близки друг к другу: “Если у одного из кандидатов есть телекомпания, а у другого нет какого-либо опыта, уже это не позволяет руководствоваться одинаковыми критериями. Конкурсная комиссия должна состоять из профессионалов, людей, которые знают участников конкурса. Возможно, формированием комиссии должен заниматься парламент, а Комиссия по телевидению и радио может взять на себя техническое обеспечение работы”.
В дальнейшем при организации конкурсов на замещение вакантных мест членов или председателя Совета Общественной телерадиокомпании Армении, по словам Левона Барсегяна, сначала нужно постараться установить четкие критерии: “Думаю, что в этом деле могут быть полезны различные специалисты сферы. Не считаю, что разработкой таких критериев должен заниматься исключительно регулирующий орган”. Кроме того, член комиссии придает важное значение публикации конкурсных пакетов кандидатов, что повысит прозрачность самого процесса избрания: “Хорошо было бы установить законом, что конкурсные пакеты с биографиями и концепциями претендентов должны быть опубликованы — с тем, чтобы затем инициировать публичные обсуждения. Необходимо обеспечить максимальную прозрачность конкурса”.
В эти дни три журналистские организации — Комитет по защите свободы слова, Ереванский пресс-клуб и Центр медиа-инициатив разрабатывают проект нового Закона РА “О телевидении и радио”. После того, как сформированная специальная Рабочая группа завершит его подготовку, документ будет введен в обращение, а также представлен на рассмотрение всех трех фракций Национального Собрания РА и профильной парламентской комиссии.
Асмик Будагян,
медиа-эксперт