Переход с аналогового на цифровое вещание в Армении вызвал новые проблемы в этой сфере. Более 10 телекомпаний остались вне процесса дигитализации, а 34 действующих оказались в одной сети цифрового вещания — в государственном мультиплексе. Частный мультиплекс так и не был создан.
“Если есть только общественная сеть и нет частного мультиплекса — значит, это единственный существующий вариант, что нарушает идею “социального пакета” как таковую. В результате — наземное вещание становится привилегией, а не правом”, — говорит президент Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян.
Переход с аналогового на цифровое вещание — международный процесс, предполагающий, что параллельно с государственной сетью должны создаваться также частные вещательные сети (мультиплексы), что важно для развития конкуренции и модернизации отношений в данной сфере. Однако этого не произошло.
По мнению исполнительного директора телекомпании “ГАЛА” Карине Арутюнян, в любой момент власть может просто не включить какую-либо телекомпанию в общественный (государственный) мультиплекс. “А частный мультиплекс, особенно на местном уровне, дает любому телеканалу, в первую очередь, независимость. Во всём мире в результате оцифровки число вещателей увеличивается. В Армении же решили сократить число телекомпаний. Это – нонсенс”.
Выдав лицензию на цифровое вещание из каждой области только одной телекомпании, государство вытеснило из процесса более десятка вещателей. Конечно, в 2015 году, с изменением Закона РА “О телевидении и радио”, им была предоставлена возможность продолжить вещание в аналоговом режиме, чтобы произошедшее не считалось политическим решением. Тем не менее, будущее этих телекомпаний туманно. По словам президента ЕПК Бориса Навасардяна, когда не знаешь, что ждет тебя завтра, то не можешь разработать программы развития, понять — как формируется спрос и как его удовлетворить.
В этой связи свою озабоченность выразил учредитель Армавирской телекомпании “АЛТ” Хачик Даниелян: “Наши лицензии продлили на неопределенный срок — до появления частного мультиплекса. Но были поставлены такие условия, которые де-факто исключили формирование частного мультиплекса. Я даже предложил, чтобы нам позволили своими силами создать частный мультиплекс, но согласия не получил. Посредством незначительных инвестиций, а также новых переходных положений в вещательном законе, можно было решить этот вопрос. Из 14 местных телекомпаний 4 уже не функционируют, осталось 10. Если так будет продолжаться, мы тоже закроемся. Пусть прямо скажут: мы решили закрыть вас, вы существуете только потому, что мы таким образом обманываем европейцев”.
В Гегаркуникской области в результате объединения местных телекомпаний Севана, Мартуни и Гавара была создана и действует одна оцифрованная телекомпания “Гегама”. Её директор Сурен Барсегян полагает, что это может стать хорошим примером для других. Между тем, по утверждению основателя Ванадзорской телекомпании “МИГ” Самвела Арутюняна, в Лорийской области это невозможно: “Положительный момент в случае с “Гегама» заключался в том, что в каждом городе Гегаркуникской области функционировала одна телекомпания. В нашем же случае в одном городе — Ванадзоре — есть 3 телекомпании. Как они должны объединиться? Пусть дадут мне возможность работать в своём офисе и на своей телебашне создать свой мультиплекс. Пусть закон не ограничивает нас”.
Для сравнения: в соседней Грузии ни одна областная телекомпания не осталась вне процесса оцифровки. Параллельно с государственным изначально были созданы частные мультиплексы.
Исполнительный директор Ресурсного центра журналистики Грузии Натия Купрашвили, сыгравшая в своей стране большую роль в процессе оцифровки вещания, так описывает грузинский опыт: “Предоставление телекомпаниям новых возможностей развития — обязанность государства, и вещатели не должны страдать от реформ. Это — самое важное. Если речь идет о безопасности информации, то необходимо, чтобы было несколько мультиплексов. Ведь если действует лишь один мультиплекс, с ним может что-то случиться. А если работают несколько, они страхуют друг друга. Наш опыт показывает, что очень важно иметь диверсифицированную инфраструктуру”.
В Грузии действуют 1 государственный и 3 частных мультиплекса, которые покрывают всю территорию страны, и 20 областных мультиплексов, собственниками которых являются сами областные вещатели. При этом государство подарило им эти мультиплексы, а также вернуло ту сумму, которую эти телекомпании заплатили за переход к оцифровке. Натия Купрашвили подчеркивает, что в государственном мультиплексе, обеспечивающем общественное вещание, существуют свободные места, но они не могут быть проданы, пока в частном мультиплексе есть свободные места. Это закреплено в законе. То есть приоритет отдается частному мультиплексу. А в Армении государственной цифровой сети нет альтернативы. И пока неизвестно, когда частник войдет в рынок.
Исполнительный директор Центра медиа инициатив Нуне Саркисян ссылается на альтернативный подход: “Мы предлагаем, чтобы общественный мультиплекс выполнял только, так сказать, общественный заказ и чтобы транслировался только “социальный пакет”. Это создаст ситуацию, которая будет более благоприятной для появления частного мультиплекса. Следовательно, у нас будет довольно большая группа телекомпаний, которые создадут спрос на частный мультиплекс”.
После законодательных изменений 2015 года три конкурса по лицензированию частного мультиплекса были объявлены несостоявшимися — из-за отсутствия заявителя. Что мешает, чтобы параллельно с государственным появились частные мультиплексы? Первым препятствием является именно закон.
“В законе созданы такие условия, чтобы ни один частный инвестор не занимался этим делом”, — отмечает председатель Комиссии по телевидению и радио Тигран Акопян.
Генеральный директор ЗАО “Телевизионная и радиовещательная сеть Армении” Гагик Алоян считает важным, что в законе закреплена идея частного мультиплекса. Другой вопрос, что процесс усложнен: “Это — проблема законодателя: требования не должны быть очень упрощенными или очень сложными. Необходимо найти золотую середину. Претендентами должны быть известные компании, которые занимались этим делом”.
Согласно действующему закону, частный мультиплекс должен охватывать всю территорию страны, быть полностью собственностью (аренда исключается), а государственная пошлина установлена в размере 100 миллионов драмов.
В эти дни три журналистские организации — Комитет по защите свободы слова, Центр медиа-инициатив и Ереванский пресс-клуб разрабатывают проект нового Закона РА “О телевидении и радио”, согласно которому вопрос предлагается решить следующим образом. Во-первых, мультиплекс может включать одну или несколько общин, одну или несколько областей, а также всю территорию страны. Кроме того, не обязательно, чтобы вся сеть принадлежала частному владельцу, возможна аренда определенной инфраструктуры. Предполагается также в несколько раз снизить государственную пошлину.
Таким образом, в отличие от требований действующего закона, государственные структуры и крупный бизнес не будут занимать доминирующее положение в этой сфере. Широкие возможности для деятельности и развития получат также малый и средний бизнес. При этом главная цель — либерализация отношений в вещательной сфере и стимулирование конкуренции.
Асмик Будагян,
эксперт Комитета по защите свободы слова