“…Борьба против Конвенции — это духовная Аварайрская битва армянского народа новой эпохи”. Это отрывок из интервью известного общественного деятеля Хачика Стамболцяна, опубликованного газетой “Иравунк” 7 июля нынешнего года. Речь идет о “Конвенции Совета Европы по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием”, иными словами — о Стамбульской конвенции. Хачик Стамболцян в отчаянии: “Не сможем ставить разницу между гомиком и нормальным человеком”.
Уже шестой месяц Стамбульская конвенция продолжает оставаться одним из главных поводов для манипуляций против властей Армении. Нет недостатка в преднамеренных искажениях фактов: онлайн и печатные СМИ, социальные сети предвещают, что Стамбульская конвенция открывает двери для извращенных нравов, разрушения армянской семьи и армянской церкви, разрешения однополых браков, отрывает ребёнка от родителей, ломает национальные традиции и т. д. При этом “специализирующиеся” на этой тематике СМИ довольно легко находят людей, которые готовы исказить реальность, предвзято комментировать, использовать выражения ненависти.
Приведем еще несколько цитат из публикаций последних месяцев. “Иравунк” от 9 июля с. г., стр. 3, “Кто является поборником злополучной Стамбульской конвенции?”, интервью руководителя информационно-аналитического центра “Луйс” Айка Айвазяна, который заявляет: “За ратификацию Стамбульской конвенции выступают (…) извращенцы, защитники их прав, иностранные агенты, педофилы”.
В той же газете, в номере от 5 ноября, в статье под заголовком “Осуществляется преднамеренное разрушение страны” исполняющий обязанности первого секретаря ЦК Компартии Армении Ерджаник Казарян говорит: “…тем самым соросовцы вместе с Советом Европы пытаются разрушить традиционную армянскую семью, церковь и наши обычаи, которые мы имели на протяжении многих веков”. И, подводя итог, предлагает “…чтобы Армения вообще вышла из состава Совета Европы”.
Но действительно ли Стамбульская конвенция содержит опасные для страны и общества положения? Ответы на этот вопрос мы попытались найти в беседах экспертами. «Большинство из тех, кто считает своим долгом высказаться по данному вопросу, вообще не знакомы с документом, — уверен главный редактор газеты» “Аравот” Арам Абрамян. — Иногда люди действительно верят, что в нем есть опасность. Таких где-то 10%. Однако остальные попросту цинично играют на чувствах общества”. По словам Арама Абрамяна, манипуляция имеет два основных направления: “ Во-первых, идет спекуляция вокруг того, что если исключается насилие в отношении человека любого пола и при этом полы не уточняются, то можно предположить, что имеется в виду также некий “третий пол”. Между тем, в Стамбульской конвенции нет такого понятия”.
Страсти накаляются также из-за термина “партнер”. Арам Абрамян видит в данном термине иной смысл: “ Это очень просто, поскольку как в советские времена, так и сегодня, есть множество пар — мужчин и женщин, — которые живут вместе, имеют детей, но они не зарегистрировали брак в ЗАГСе. И именно о них говорится “партнер””.
По этому поводу приведем еще одну цитату: в номере газеты “Рапарак” от 15 октября с. г. на 3-ей странице председатель Палаты адвокатов Армении Ара Зограбян заявляет: “Конвенция считает семейным насилием и насилие, происходящее между гомосексуальной парой. Это означает, что неестественное партнерство лиц ЛГБТ-сообщества Конвенция приравнивает к семейному статусу”.
Между тем, в документе ничего подобного нет, и цитируемая мысль построена на очевидном искажении фактов и необоснованных предположениях. Председателя правозащитного объединения “Правовая Европа”, адвоката Лусине Акопян беспокоят суждения Ара Зограбяна: “Тем самым он демонстрирует свою несовместимость с занимаемой должностью. Его утверждения основаны на том, что, поскольку для защиты партнеров от насилия Конвенция предусматривает те же механизмы защиты, что и для членов семьи, то документ идентифицирует гомосексуальные пары с понятием семьи. Это комментарий, не имеющий ничего общего со здравой логикой”.
И все же, чем же объясняется этот шум? По мнению Арама Абрамяна, эти спекуляции — не просто сказки о том, что однополые браки якобы будут разрешены, а выражение недовольства со стороны той части армянских мужчин, которая действительно считает, что имеет право поднимать руку на членов своей семьи.
Лусине Акопян полагает, что критики Стамбульской конвенции — это, в первую очередь, представители прежнего режима и их сторонники: “Провозгласив любую инициативу нынешней власти как антинародную и разрушающую нацию, они распространяют ложную информацию, в том числе относительно содержания Конвенции и процесса ее принятия”. Адвокат придает важное значение проведению кампании по информированию общественности со стороны соответствующих государственных органов и должностных лиц, в том числе Защитника прав человека, что поможет сформировать объективное представление о Конвенции.
Специалист по информационной безопасности Самвел Мартиросян считает, что в Армении “есть несколько тем, которые обычно используются для политических спекуляций. Одна из них – карабахская проблема, а другая — все те темы, которые так или иначе связаны с сексуальной проблематикой. Поэтому, в случае со Стамбульской конвенцией, сугубо содержательных обсуждений крайне мало. Люди, в основном, обращают внимание на третьестепенные вопросы, не имеющие никакого отношения к самой теме, и на этой основе продвигают чисто пропагандистские тезисы”.
Напомним, что Стамбульская конвенция может быть включена в повестку Национального Собрания только после одобрения со стороны Конституционного суда и правительства страны.
Асмик Будагян,
медиа-эксперт