ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСКРЕДИТАЦИИ ЕВРОПЕЙСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В СМИ
(Итоговый доклад по результатам медиа-мониторинга)

С 1 сентября 2019 по 30 апреля 2020 Комитет по защите свободы слова при поддержке Правительства Нидерландов провел мониторинг ряда армянских и российских СМИ. Исследование было нацелено на выявление публикаций, дискредитирующих европейские ценности посредством различных методов пропаганды[footnoteRef:1]. Мониторинг состоял из двух этапов. Первый из них проведен с 1 сентября по 31 декабря 2019, и по его результатам подготовлен и опубликован промежуточный отчет, второй - с 1 января по 30 апреля 2020. В настоящем докладе представлены данные за весь период мониторинга. [1:  Мнения и оценки, содержащиеся в этом докладе, принадлежат Комитету по защите свободы слова и могут не совпадать с позицией Правительства Нидерландов.] 


ИСХОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Мониторингом было охвачено 13 СМИ - 5 телекомпаний (в том числе одна российская - “РТР-Планета”, имеющая в Армении наземное эфирное вещание и покрывающая всю территорию страны), 3 общенациональные газеты и 5 онлайн порталов (один из них российский - “Sputnik-Armenia”, но создающий контент на армянском языке). Отбор армянских медиа осуществлен таким образом, чтобы по возможности были представлены СМИ, аффилируемые с различными политическими силами. Так, если иметь в виду газеты, то в мониторинг включены проправительственная “Айкакан жаманак” и две подчеркнуто оппозиционной направленности - “Иравунк” и “Рапарак”. Что касается телекомпаний, то помимо Общественного телевидения Армении и российской “РТР-Планета”, исследовались программы (основные информационные и следующие за ними общественно-политические передачи) еще трех вещательных СМИ - “5-й канал”, “Еркир-медиа”, “Кентрон”, первый из которых аффилируется со вторым президентом РА Робертом Кочаряном, а два других, соответственно, с партиями АРФ “Дашнакцутюн” и “Процветающая Армения”. По тому же принципу - с учетом разных политических ориентаций - в мониторинг были включены следующие онлайн медиа: “Tert.am”, “1-in.am”, “24news.am”, “News.am”, “Sputnik-Armenia”.

Поскольку методы ведения пропаганды многообразны, в рамках мониторинга они были разделены на следующие условные категории (они могли проявляться и в отдельности, и в комплексе):
1) манипуляции различных форм (подтасовка и/или искажение фактов, тенденциозное комментирование, ссылки на несуществующий источник информации и др.);
2) использование выражений ненависти (hate speech) по различным тематическим категориям: национальной, политической, социальной, религиозной, расовой и др.;
3) применение негативных стереотипов и клише.

Замеры в ходе мониторинга велись в единицах. При этом фиксировались: а) общее количество исследованных материалов; б) вычлененные из этого общего количества материалов публикации, которые касались европейской тематики и европейских ценностей, в) вычлененные из группы публикаций по европейской тематике материалы пропагандистского толка, нацеленные на дискредитацию европейских ценностей. Содержание этой последней группы публикаций анализировалось более детально: что говорится, кто говорит, каково отношение к сказанному - нейтральное (0), позитивное (+), негативное (-). Более подробно методология мониторинга представлена в соответствующем разделе.


РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА

В течение 8 месяцев мониторинга в 13 СМИ было исследовано 208975 материалов (103735 на первом этапе, 105240 - на втором). Число публикаций по европейской тематике составило 48445 (30110 на первом этапе, 18335 - на втором), или немногим более 23% (на первом этапе 29%, на втором -17%). Из общего числа материалов по европейской тематике только в 301 (или 0,6%) обнаружены различные элементы и приемы пропаганды, нацеленной на дискредитацию европейских ценностей (см. таблицу 1 в приложении 2). Это, конечно, чрезвычайно низкий показатель, и он свидетельствует о том, что европейская тематика в Армении освещается главным образом нейтрально или позитивно. Тем не менее, даже выявленное незначительное количество публикаций антиевропейского толка нуждается в изучении, поскольку анализ их содержания позволяет выявить весьма интересные тенденции в информационном поле страны.

Из приведенных выше цифр видно, что на первом этапе мониторинга (в сентябре-декабре 2019) исследуемые СМИ значительно больше внимания уделили европейской тематике, чем на втором (в январе-апреле 2020). Это, прежде всего, связано с распространением нового коронавируса. Пандемия затмила собой все остальные темы, не говоря уже о том, что из-за угрозы заражения отменялись международные встречи, конференции, переговоры на разных уровнях, и в событийном плане все сферы жизни - от большой политики до спорта - оказались значительно беднее. Однако сложившиеся условия повлияли лишь на количественное сокращение материалов, касающихся Европы и европейцев. А в содержательном плане, как свидетельствуют данные мониторинга, заметных изменений не произошло, и каждое СМИ продолжало освещать события, исходя из своих приоритетов и задач.

Примечательно, что из указанных выше 301 материала, где использованы приемы по дискредитации европейских ценностей, наибольшее количество - 161 публикация - приходится на печатные издания. По результатам первого этапа мониторинга это соотношение было 213:116, второго - 88:45. За газетами следуют телекомпании, у которых за весь период исследования зафиксировано 94 материала с антиевропейским нарративом (65 и 29 на первом и втором этапах соответственно). И наименьшее число таких публикаций обнаружено в онлайн медиа - 46 (32 и 14 на первом и втором этапах соответственно). Эти данные отражены в таблице 2 приложения 2.

В упомянутых 301 материале мониторинговой группой зафиксировано 352 обращения к тем или иным методам пропаганды со стороны различных категорий авторов (последняя цифра больше, чем число материалов, поскольку одна публикация может содержать комментарии нескольких авторов или мнения авторов по нескольким темам). При этом, если рассматривать данные всех исследуемых СМИ за 8 месяцев, в большинстве случаев - 164 - авторами выражений, содержащих негативные стереотипы, “язык вражды” и манипуляционные приемы, стали сами журналисты, в 103-х – эксперты/ общественные деятели, в 44-х – политики, в 27-ти – официальные лица, в 5-ти – представители науки и культуры, два случая приходится на религиозных деятелей, один - на рядового гражданина, еще 6 - на категорию “другие”.

Как правило, авторы высказываний позитивно относились к использованным негативным стереотипам, выражениям ненависти, манипуляциям. Несогласие и нейтральность проявлялись крайне редко. Так, среди журналистов зафиксировано лишь 8 случаев отрицательного отношения к искажениям фактов, тенденциозным комментариям, “языку вражды” и др. В 150 случаях выражено согласие и в 6-ти - нейтральное отношение. У экспертов/общественных деятелей несогласие с манипуляциями и стереотипами проявлено в 3-х случаях из 103-х, у официальных лиц - в 2-х из 24-х, у политиков - в одном из 43-х. У всех остальных категорий авторов - полное согласие с негативным контентом, дискредитирующим европейские ценности (см. таблицу 3 в приложении 2).

Среди используемых пропагандистских приемов наиболее распространенным является тенденциозно-манипуляционное комментирование событий и явлений. Эта особенность наблюдалась как на первом, так и на втором этапе мониторинга. В течение 8 месяцев журналисты применили его в 147-ми случаях, эксперты/общественные деятели - в 100, политики – в 39-ти, официальные лица – в 24-х, представители науки и культуры – в 5-ти, религиозные деятели – в 2-х, рядовые граждане - в одном, представители авторской категории “другие” – в 4-х случаях (см. таблицу 4 в приложении 2).

Вторым по степени распространенности приемом информационных манипуляций по европейской тематике является искажение фактов, использование ложных сведений. На обоих этапах мониторинга это зафиксировано среди журналистов 23 раза, среди политиков – 9, среди экспертов/общественных деятелей - 8. У других категорий авторов искажения фактов наблюдались в единичных случаях.

В общем потоке информации 13-ти СМИ мониторинговой группой зафиксировано, что, как правило, журналисты чаще, чем все остальные категории авторов, вместе взятые, распространяют негативные стереотипы о Европе и европейских ценностях. Так, за 8 месяцев исследования в публикациях сотрудников СМИ выявлено 37 случаев использования таких стереотипов. Значительно меньше они обнаружены в высказываниях экспертов/общественных деятелей (8), политиков (3), представителей науки и культуры (3), официальных лиц (2) и других категорий авторов.

Журналисты являются безусловными лидерами и по числу ссылок на анонимные (предположительно - несуществующие) источники информации, что может рассматриваться как прием манипуляции - с тем, чтобы вызвать нужный эффект среди аудитории. У этой авторской категории за весь период мониторинга обнаружено 15 таких ссылок, еще один факт зафиксирован у политиков, остальные авторы воздержались от подобных ссылок (см. ту же таблицу).

Что касается использования выражений ненависти, то хотя и это носило эпизодический характер (в течение 8 месяцев в исследуемых СМИ выявлено лишь 24 случая), тем не менее и здесь больше они обнаружились у журналистов (9), чуть меньше у политиков (7) и экспертов/общественных деятелей (5). При этом большая часть выражений ненависти относилась к сексуальной/гендерной тематической категории (14), заметно меньше - к политической (5), в единичных случаях - к социальной, расовой и другим.

Впрочем, если ограничиться анализом только обобщенных данных по всем исследованным СМИ, то возникнет большая вероятность того, что оценки и выводы окажутся недостаточно объективными. Так, результаты по отдельным видам СМИ, например, показывают, что по количеству обращений к различным методам пропаганды журналисты опережают представителей других категорий авторов только в печатных изданиях. Здесь, по результатам 8 месяцев мониторинга, на долю сотрудников самих газет приходится около 74 процентов (125 из 169 единиц) тенденциозных комментариев, искаженных фактов, негативных стереотипов и др. А вот по телекомпаниям картина совершенно иная: эксперты/общественные деятели более чем в 2 раза больше использовали в своих публикациях и комментариях пропагандистские приемы, чем журналисты, - 69 против 31-го. Причем эти 69 единиц составляют свыше половины общего числа (128) авторских обращений к упомянутым приемам, дискредитирующим европейские ценности (см. таблицу 5 в приложении 2).

Примерно то же самое наблюдается и в онлайн медиа. По числу тенденциозных комментариев, использования негативных стереотипов и искаженных фактов журналистов почти в 2 раза превзошли не только эксперты/общественные деятели (8 против 15), но и политики (15). Даже официальные лица больше прибегали к дискредитирующим выражениям (13), чем журналисты. Таким образом, в онлайн-изданиях среди всех категорий авторов на долю экспертов, политиков и официальных лиц приходится свыше 78 процентов (43 из 55 единиц) применения различных пропагандистских приемов, направленных на дискредитацию европейских ценностей (см. ту же таблицу).

Отмеченные выше тенденции проявились как на первом, так и на втором этапе мониторинга. С той лишь разницей, что в период с сентября по декабрь 2019, как уже отмечалось, число материалов по европейской тематике было на 60% больше, чем с января по апрель 2020. Соответственно, и по другим параметрам в количественном плане результаты первого этапа существенно превосходят показатели второго.

Далее мы рассмотрим данные мониторинга внутри каждого вида СМИ - по конкретным телекомпаниям, интернет-изданиям, газетам, поскольку именно этот подход позволяет обеспечить наиболее объективный анализ полученных результатов.



Печатные издания

Правильность указанного выше подхода проиллюстрируем на примере печатных изданий. Как уже отмечалось, во включенных в мониторинг газетах “Айкакан жаманак”, “Иравунк” и “Рапарак”, в целом, выявлено больше публикаций, дискредитирующих европейские ценности, чем в телекомпаниях и онлайн медиа, вместе взятых: 161 против 94 и 46. Однако, если рассматривать данные газет по отдельности, то выясняется, что, например, в “Айкакан жаманак” за 8 месяцев исследования выявлено всего 10 материалов (см. таблицу 6 в приложении 2), содержащих антиевропейские комментарии, и при этом в 8 случаях авторы использовали их, чтобы выразить свое несогласие, негативное отношение к таким высказываниям. Соответственно, можно сделать вывод, что “Айкакан жаманак” крайне редко публикует негативный нарратив по поводу европейских ценностей, а если и публикует, то, как правило, использует такой контент для выражения несогласия с ним.

В отличие от этого, газета “Иравунк” на обоих этапах мониторинга стала безусловным лидером по числу материалов, имеющих антиевропейскую направленность. На ее долю приходится около 74 процентов (119 из 161) выявленных в печатных СМИ публикаций, нацеленных на формирование у читателей негативного отношения к европейским ценностям (см. ту же таблицу). За весь период исследования ни в одном СМИ не зафиксировано столько стереотипов и манипуляций по этой тематике, сколько в “Иравунк”. Причем, согласно полученным данным, основную миссию по антиевропейской пропаганде здесь выполняют сами журналисты. Так, из упомянутых 119 публикаций в 87 случаях авторами выражений ненависти, тенденциозных комментариев, искажения фактов, распространителями негативных стереотипов становились сами сотрудники издания (см. таблицу 7 в приложении 2). И, как правило, они позитивно относились к публикуемому антиевропейскому контенту.

Значительно меньше, чем журналисты, использовали различные приемы информационных манипуляций эксперты/общественные деятели (17) и политики (12), единичные случаи зафиксированы в комментариях представителей науки и культуры (5), а также официальных лиц (3). У последних в двух из трех случаев негативный контент по европейской тематике был приведен для выражения несогласия с ним.

Что касается газеты “Рапарак”, то она занимает среднее положение между воздерживающейся от выпадов против европейских ценностей “Айкакан жаманак” и явно выраженным антизападным изданием “Иравунк”. Так, за 8 месяцев мониторинга в “Рапарак” обнаружено 32 публикации, в которых содержатся негативные стереотипы и различные манипуляции по европейской тематике. Здесь, как и в “Иравунк”, их авторами главным образом являются журналисты и лишь в двух случаях - эксперты/общественные деятели. В публикациях сотрудников газеты выявлено 28 единиц тенденциозного комментирования событий и фактов, 7 негативных стереотипов, 6 ссылок на сомнительные источники информации, 3 выражения ненависти и др. (поскольку в одном материале может быть использовано несколько приемов пропаганды, их число больше, чем количество публикаций).


Телекомпании

Из включенных в мониторинг пяти телекомпаний за 8 месяцев наибольшее число материалов, дискредитирующих европейские ценности, зафиксировано на российском канале “РТР-Планета” - 60. Это больше, чем у остальных четырех армянских вещателей, вместе взятых, - 34 (см. таблицу 8 в приложении 2). Причем, такое преобладание наблюдалось на обоих этапах исследования. В выпусках информационной программы “Вести” российского телеканала, а также в общественно-политических ток-шоу “Вечер с Владимиром Соловьевым” и “60 минут” зафиксировано 92 комментария или высказывания, в которых содержались различные элементы пропаганды. Их авторами в подавляющем большинстве случаев были эксперты/общественные деятели (51) и журналисты (31), в том числе ведущие ток-шоу и информационных программ (см. таблицу 9 в приложении 2). У официальных лиц и политиков выявлено соответственно 5 и 3, у других категорий авторов 2 единицы применения элементов пропаганды, когда речь шла о Европе и европейских ценностях.

Примечательно, что почти во всех зафиксированных случаях слова упомянутых авторов квалифицированы мониторинговой группой как тенденциозное (предвзятое) комментирование событий и явлений. Лишь в одном случае у журналистов и в двух - у экспертов/общественных деятелей выражено несогласие с выражениями, дискредитирующими европейские ценности.

Среди исследованных армянских телекомпаний наибольшее количество материалов антиевропейской направленности - 23 - выявлено на “5-м канале”. Особенностью этого СМИ стало то, что здесь, в отличие, скажем, от “РТР-Планета”, ни на первом, ни на втором этапе мониторинга не зафиксировано ни одного случая, чтобы из уст журналиста прозвучали выражения, дискредитирующие европейские ценности (здесь и ниже см. те же таблицы - 8 и 9). Но зато такую миссию берут на себя приглашаемые телеканалом эксперты/общественные деятели и политики: на их долю приходятся все, без исключения, тенденциозные комментарии, искажения фактов и выражения ненависти (у экспертов 13, у политиков 10 единиц). В выступлениях других категорий авторов такого контента не обнаружено.

В материалах, касающихся европейской тематики, воздерживались от применения пропагандистских приемов и журналисты других армянских телеканалов. Так, в эфире телекомпании “Еркир-медиа”, где за 8 месяцев мониторинга зафиксировано 7 единиц текста, содержащих антиевропейский контент, их авторами стали эксперты/общественные деятели (3), политики (2), религиозный деятель (1) и официальное лицо (1).

То же самое касается телекомпании “Кентрон”, где выявлено 3 материала, в которых с тенденциозными комментариями, дискредитирующими европейские ценности, выступили эксперт/ общественный деятель и официальные лица. При этом в эфире обоих телеканалов не было проявлено несогласия с подобными высказываниями.

В противоположность этому на Общественном телевидении Армении единственный за весь период мониторинга негативный стереотип относительно европейских ценностей, прозвучавший из уст эксперта/общественного деятеля, был использован им для выражения несогласия с его содержанием.


Онлайн медиа

За 8 месяцев исследования в онлайн медиа выявлено 46 публикаций, дискредитирующих европейские ценности, что в 2 раза меньше, чем в телекомпаниях, и в 3,5 раза меньше, чем в печатных изданиях. Однако и в этом виде СМИ важно анализировать данные по конкретным интернет-изданиям, потому что в некоторых из них (например, в “News.am”) число таких публикаций больше, чем, скажем, в трех телекомпаниях - Общественном телевидении Армении, “Еркир-медиа” и “Кентрон”, вместе взятых. При этом важно сделать одну существенную оговорку: в онлайн медиа, где за весь период мониторинга материалы по европейской тематике составили от 3317 единиц в “Sputnik Армения” до 13581 в “News.am” (для сравнения: в газетах от 707 до 1040), публикации с элементами пропаганды в них в процентном отношении особенно низки.

[bookmark: _Hlk40648614][bookmark: _Hlk40640316]Так, в “News.am” из 58857 рассмотренных материалов 13581 касались европейской тематики, из которых только 20 содержали приемы по дискредитации европейских ценностей. В “Tert.am” это соотношение составило 33247:7249:9, а в “24news.am” - 36046:7280:9. Что же касается остальных двух интернет-изданий – “1in.am” и “Sputnik Армения”, то за весь период мониторинга в них обнаружены по 4 публикации с элементами антиевропейской пропаганды (см. таблицу 10 в приложении 2).

[bookmark: _Hlk40640366]Из различных категорий авторов в “News.am” и “Tert.am” больше остальных применяли манипуляции эксперты/общественные деятели (зафиксировано по 6 таких случаев), чуть меньше – политики (в “Tert.am” - 5, в “News.am” - 4), официальные лица (в “Tert.am” - 2, в “News.am” – 5) и журналисты (в “Tert.am” - 2, в “News.am” – 4).

Несколько иная картина в “24news.am”: здесь больше других элементы пропаганды использовали политики (4 единицы текста), у официальных лиц выявлено 2 единицы, по одной – у эксперта/общественного деятеля, религиозного деятеля и других. Примерно таков же круг авторов, использовавших приемы манипуляции, в “1in.am” и “Sputnik Армения” (см. таблицу 11 в приложении 2). При этом во всех упомянутых интернет-изданиях авторы выражений, дискредитирующих европейские ценности, были уверены в собственной правоте: здесь мониторинговой группой не зафиксировано ни одного случая выражения несогласия с таким контентом.


Содержание манипуляций и негативных стереотипов

В ходе первого этапа мониторинга основным поводом для выражения в ряде армянских СМИ антиевропейских настроений стал вопрос возможной ратификации Национальным Собранием РА Конвенции Совета Европы “О предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием”. Этот документ, принятый 11 мая 2011 в Стамбуле и вступивший в силу 1 августа 2014, больше известен как Стамбульская конвенция. Армения подписала ее 18 января 2018. Шум вокруг документа имел явную политическую подоплеку и был инспирирован нынешними оппозиционными силами, отстраненными от власти в результате бархатной революции 2018. И хотя именно их лидеры, в свое время представляя Армению, решили подписать упомянутую конвенцию, тем не менее, сейчас ее ратификацию пытаются представлять как подрыв национальных традиций со стороны правительства Никола Пашиняна. Естественно, при этом используется ультраконсервативный сегмент общества, который идентифицирует европейские ценности преимущественно с однополыми браками, гей-парадами и другими подобными явлениями и по-своему интерпретирует права меньшинств.

В ряде исследуемых СМИ, как уже отмечалось, подобного рода настроения не только отражались посредством высказываний и комментариев политиков, экспертов/общественных деятелей, представителей науки и культуры, других категорий авторов, но и нередко подпитывались манипуляциями со стороны самих журналистов. В частности, именно в результате последовательной дискредитации Стамбульской конвенции и частого использования таких ничем не подтвержденных суждений, как “печально известная Стамбульская конвенция”, “отвергнутая подавляющим большинством армянского общества Стамбульская конвенция” и др., эти выражения приобрели устойчивую форму и превратились в негативный стереотип.

В ходе мониторинга отчетливо прослеживалась тенденция, когда СМИ, скептически относящиеся к европейским ценностям, тщательно выбирали для комментариев и оценок тех авторов, которые усматривали бы в Стамбульской конвенции угрозу для национальной самобытности страны. Причем, аргументация иногда доходила до абсурда - например, “документ, принятый во вражеской стране, не может не быть угрозой для Армении”.

В этом смысле характерен комментарий лидера Компартии Армении Ерджаника Казаряна, согласно которому посредством Стамбульской конвенции осевшие во властных структурах соросовцы “вместе с Советом Европы пытаются разрушить традиционную армянскую семью, церковь и наши устои” (газета “Иравунк”, 5 ноября 2019). С мнением политического деятеля совпадает и высказывание композитора Србуи Стамболцян о том, что конвенция нацелена на ликвидацию семей, а не на защиту сексуальных меньшинств (газета “Иравунк”, 6 сентября 2019). Руководитель информационно-аналитического центра “Луйс” Айк Айвазян утверждает, что посредством конвенции “в Армении внедряется преступная система отчуждения детей от семьи” (газета “Иравунк”, 23 октября 2019). Спортсмен Эдуард Пореян делает еще более далеко идущие выводы: “Играя в Европу, мы теряем армянскую самобытность, моего и твоего ребенка, его будущее” (газета “Иравунк”, 15 ноября 2019). А газета “Рапарак” в связи с этим выражается образно: “… почему европейские сточные воды мы импортируем в нашу страну?” (газета “Рапарак”, 12 ноября 2019).

Между тем, при ознакомлении с самой Стамбульской конвенцией становится очевидно, что в ней нет ничего, что может быть нацелено на разрушение традиционной семьи, отчуждение детей, легализацию однополых браков и другие подобные явления, относительно которых строят свои предположения авторы таких заявлений. Наоборот, документ защищает членов семей от домашнего насилия, и если он предусматривает предоставление приютов для жертв такого насилия, то это совершенно не означает, что традиционные семьи будут разрушаться, а дети - отчуждаться от родителей. По такой логике получается, что насилие является неотъемлемой частью взаимоотношений в традиционной армянской семье и что любое вмешательство государства приведет к ее распаду. А это не соответствует действительности.

К подобного рода пропагандистско-тенденциозным комментариям относятся и утверждения о том, что Стамбульская конвенция противоречит Конституции Армении. Об этом, в частности, заявил бывший глава Высшего судебного совета РА Геворг Даниелян (телекомпания “5-й канал”, информационная программа “Айлур”, 28 ноября 2019). Понятно, что и данный тезис, активно распространяемый представителями отстраненных от власти сил, имеет очевидный политический подтекст и нацелен на дискредитацию постреволюционного правительства. И не случайно, что Министерство юстиции РА выступило с официальным заявлением[footnoteRef:2], подчеркнув, что ни по одному пункту конвенция не противоречит Конституции страны. [2:  https://armenpress.am/rus/news/983126.html?fbclid=IwAR36_Vm25p1-DS5_RABw4wCzQ-dYW3SdxYm6LOXtqwvR5Z7pgEH_6YfhV1M] 


Примечательно, что представленные тенденциозные комментарии, искажения фактов и негативные стереотипы появлялись и в ряде других исследуемых СМИ - у тех же или других авторов. Например, упомянутый тезис о том, что Стамбульская конвенция противоречит Конституции Армении, использовал в своих комментариях и депутат парламентской фракции “Процветающая Армения” Геворг Петросян (“News.am”, 1 ноября 2019, “Пытаетесь все нации опустить до вашего уровня”: шествие против Стамбульской конвенции дошло до офиса Совета Европы”).

Впрочем, тема ратификации конвенции оказалась не единственной, ставшей поводом для манипуляций, дискредитирующих европейские ценности. Так, состоявшиеся в конце октября обсуждения между представителями Совета Европы и Национального Собрания РА относительно внесения изменений в Закон РА “О свободе совести и религиозных организациях” газета “Иравунк” прокомментировала в том духе, что “Запад пытается обязать снижение роли Армянской апостольской святой церкви и зажечь зеленый свет для сектантских организаций”. При этом в качестве источника информации было указано - “по нашим сведениям” (газета “Иравунк”, 25 октября 2019).

Темами для манипуляций стали также производство фильма про известную армянскую тяжелоатлетку, решившую сменить пол; участие Армении в музыкальном конкурсе Евровидения; постановка у одной из станций ереванского метро танцевальной композиции в стиле перформанс. Все это представлялось, как “тлетворное влияние Запада”, и утверждалось, что новая власть, являясь ставленником Запада, выполняет его волю.

Однако по степени негативной заряженности, агрессивности антиевропейских и антизападных комментариев, интенсивности их повторения в различных формах особое внимание привлекли программы российской телекомпании “РТР-Планета”. Причем, как уже отмечалось, авторами высказываний, содержащих выражения ненависти, искажения фактов и тенденциозные оценки, становились не только целенаправленно выбираемые и неоднократно приглашаемые эксперты и общественные деятели, но и сами журналисты.

Так, Владимир Соловьев, ведущий авторского ток-шоу “Вечер с Владимиром Соловьевым”, игнорируя нормы беспристрастности и объективности, заявляет: “Западная модель не может обеспечить мир и развитие человека” (“Вечер с Владимиром Соловьевым”, выпуск от 13 ноября 2019). Еще пример: “НАТО – это идеальная форма колонизации современного мира” (“Вечер с Владимиром Соловьевым”, выпуск от 14 ноября 2019). Через несколько дней на ту же тему НАТО еще более хлестко высказывается ведущий программы “Воскресные вести” Дмитрий Киселев: “Страны НАТО для Америки - просто дойные коровы” (“Воскресные вести”, выпуск от 17 ноября 2019).

Соответственно этому своему настрою телекомпания и приглашает экспертов. Так, в гостях у Владимира Соловьева член Зиновьевского клуба Международного информационного агентства “Россия сегодня” Дмитрий Куликов заявил: “НАТО – это форма политической оккупации США западноевропейского континента – вот что такое НАТО” (“Вечер с Владимиром Соловьевым”, выпуск от 20 ноября 2019). А общественный деятель из Израиля Яков Кедми в той же передаче сказал: “Единая армия Европы - это четвертый рейх. “Майн кампф” - вот это европейские ценности. Нацизм – это квинтэссенция европейских ценностей, которые Европа насаждала во всем мире за всю свою историю”.

Тот же строго негативный настрой прослеживался и при обсуждении других тем - например, религии и нравственности. Известный российский кинорежиссер Никита Михалков, в частности, заявил, что “Европа предала христианство”, и продолжил: “Сегодня Европой, большими странами руководят люди, у которых нет детей… - это нету инстинкта сохранить, уберечь, помочь, спасти, вылечить…” (“Вечер с Владимиром Соловьевым”, выпуск от 18 ноября 2019). В том же духе высказался и заместитель директора Центра исторической экспертизы при Российском университете дружбы народов Борис Якеменко: “Европа, которая стремится к комфорту, сегодня отказывается от детей и порождает всякие движения типа “чайлдфри”, потому что это для них проблема: ребенок - это отсутствие комфорта” (“Вечер с Владимиром Соловьевым”, выпуск от 12 ноября 2019). А лидер движения “Суть времени” Сергей Кургинян утверждал, что в западном мире “нет закона, ценностей нет, вместо них есть каша - с апофеозом извращения, деморализации, дегуманизации” (“Вечер с Владимиром Соловьевым”, выпуск от 3 октября 2019).

Второй этап мониторинга совпал по времени со стремительным распространением нового коронавируса по всей планете. Пандемия стала главной темой для мировых СМИ, и армянские медиа не были исключением. К тому же, и международная жизнь оказалась значительно менее насыщенной событиями, поскольку из-за опасности заражения отменялись встречи, саммиты, форумы и, в лучшем случае, они переносились в виртуальное пространство.

Именно этим объясняется то, что в ходе второго этапа мониторинга было зафиксировано в 1,6 раза меньше публикаций по европейской тематике, чем на первом этапе. Соответственно, в количественном отношении меньше было и антиевропейского нарратива.

Однако второй этап исследования был интересен и важен тем, что, по сути, подтвердились тенденции, оценки и выводы, касающиеся предыдущего этапа. Так, газета “Иравунк”, в которой и в январе-апреле 2020 выявилось наибольшее количество публикаций, дискредитирующих европейские ценности, продолжала настраивать своих читателей против Стамбульской конвенции. В номере от 14 января в разных публикациях авторы называли этот документ “уродливым проектом” (статья “В 2020 ждите репрессий, но Никол уйдет”) и “мусором” (статья “Кто заменит Никола?”). При этом премьер-министра Никола Пашиняна издание по-прежнему представляет как ставленника Запада, по указанию которого якобы тот может “даже раньше времени утвердить любую антиармянскую и антинациональную конвенцию…” (газета “Иравунк”, 14 февраля 2020, “Как референдумом сменить премьер-министра?”).

Точно такую же позицию “Иравунк” заняла и при ратификации парламентом страны другой конвенции Совета Европы - “О защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия”. В этом смысле характерным является интервью руководителя информационно-аналитического центра “Луйс” Айка Айвазяна, мнения которого довольно часто и охотно тиражирует газета. В публикации под броским заголовком “Конвенции о педофилии депутаты дали положительное заключение” интервьюируемый, искажая факты и сам смысл международного документа, говорит: “Конвенция обязывает включить в школьные программы материалы о половом воспитании для того, чтобы с раннего возраста вызывать у детей интерес к сексуальным отношениям”. Разумеется, ничего такого в конвенции нет. Но для редакции важно другое: то, что говорит Айк Айвазян, полностью соответствует тому, что проповедует газета, - мол, европейские структуры сеют в Армении разврат.   

Тезис о том, что определенные круги извне помогли Пашиняну прийти к власти и управляют им, активно использует и газета “Рапарак”. Причем, для большего эффекта подобного рода умозаключения “подкрепляются” уже получившими распространение в обществе стереотипами. Например, в номере от 14 января в материале “Кто выстрелит в Пашиняна, выстрелит в Армению” издание пишет: “Они (эти круги - КЗСС) известны под разными названиями – “соросовцы”, “западные шпионы”, “антироссийские элементы” … Пашинян даже не понял, как он стал защитником таких чуждых явлений, как проблемы трансгендеров и однополых пар, Стамбульская конвенция, развращение традиционной армянской семьи…”.

А вот на телеканале “Еркир-медиа” тезис о том, что Пашиняна привели к власти внешние силы, в том числе европейские, преподносится уже под другим ракурсом: это сделано геополитическими центрами для того, чтобы решить карабахскую проблему по их сценарию. Такое мнение выразил соучредитель объединения “Адеквад” Константин Тер-Накалян в выпуске передачи “Еркри арц” (“Вопрос страны”) от 21 февраля, который был повторен 25 февраля. 

О том, что все эти темы являются предметом острой политической полемики, свидетельствует то, что в период агитационной кампании по референдуму относительно конституционных изменений известные представители прежней власти заявляли: “Кто на референдуме скажет “да”, тот скажет “да” Стамбульской конвенции, трансгендерной пропаганде и т. д.”. В частности, так выразился спикер Республиканской партии Эдуард Шармазанов. И его слова привела газета “Айкакан жаманак”, которую возглавляет супруга премьер-министра Анна Акопян. Но как в этом случае, так и в 7-ми других, издание использовало различные манипуляционные высказывания для того, чтобы выразить свое несогласие или критическое отношение к ним.

Между тем, тенденциозные комментарии различных политиков и экспертов по поводу Стамбульской конвенции на втором этапе мониторинга зафиксированы также в эфире телекомпании “5-й канал” (программа “Интервью”, выпуски от 5, 10 и 11 марта), на информационном портале “Sputnik-Армения” (выпуск от 17февраля, публикация “Родитель №1 и №2: армянские деятели о решении Путина”) и др.

Поскольку внутриполитические проблемы Армении нередко увязываются со взаимоотношениями с европейскими структурами, противники Никола Пашиняна пытаются дискредитировать и его, и эти структуры. Так, интернет-издание “Tert.am”, являющееся частью медиа-холдинга, принадлежащего четырем бывшим депутатам от Республиканской партии, 7 февраля опубликовало фейсбуковский статус гражданского активиста Артура Даниеляна, который написал: “Никол Пашинян существует благодаря ПАСЕ (Парламентской ассамблее Совета Европы - КЗСС). ПАСЕ является причиной того, что Никол не осужден пожизненно”. Более того, по мнению активиста, Пашинян станет причиной деморализации ПАСЕ, поскольку эта организация кроме протокольных осуждающих формулировок ничего против него не предпримет.

Хотя эти рассуждения не имеют под собой никакой фактической базы и лишены элементарной логической связи, тем не менее они используются в расчете на то, что можно будет оказать воздействие на недостаточно информированную часть аудитории.

Некоторые армянские СМИ - как правило, без комментариев - публикуют и заявления зарубежных политиков и экспертов, нацеленные на дискредитацию европейских институтов. В частности, информационный портал “News.am” 15 апреля разместил материал “Алиев: Резолюции ПАСЕ для меня не более чем клочок бумаги”, в котором азербайджанский лидер обвиняет эту организацию в том, что она “на протяжении 20 лет делает все возможное, чтобы очернить, оклеветать Азербайджан, подорвать его авторитет. “По словам Алиева, докладчики по Азербайджану “с пеной у рта поливают … страну ложью и клеветой”. Конечно, это заявление президента не что иное, как попытка дискредитации ПАСЕ в ответ на ее критику Азербайджана. Но когда СМИ, не представляя мнение другой стороны, тиражируют подобные заявления, они становятся трибуной манипуляций.

[bookmark: _Hlk41223225]В целом, армянские медиа при освещении международной тематики чаще всего используют российские источники, в том числе государственные.  И, как следствие, многие материалы пропагандистского толка попадают в местные СМИ. Примером этого может служить опубликованная 11 апреля в “News.am” информация под заголовком “СМИ: США модернизировали размещенные в Германии ядерные боеголовки”. Ссылаясь на ТАСС, “News.am” сообщает о замене старых боеголовок новыми как о свершившемся факте и добавляет, что состоялись секретные учения НАТО, которые предполагали сценарий начала атомной войны. При этом дата учений не указывается, и создается впечатление, что замена боеголовок и учения – взаимосвязанные события, а информация о них - свежая. Однако, как выяснила мониторинговая группа посредством проверки фактов (fact-checking), упомянутые учения, согласно бюллетеню Бундесвера[footnoteRef:3], состоялись в октябре 2019, а что касается замены боеголовок, то по состоянию на апрель США еще не осуществили это, хотя и заявляли о таком намерении[footnoteRef:4]. [3:  http://www.bundeswehr-journal.de/2019/geheime-atomwaffenuebung-steadfast-noon/
]  [4:  https://bulgarianmilitary.com/2020/04/06/us-will-send-new-nuclear-bombs-to-germany-russia-claims/] 


[bookmark: _Hlk41225053]Особой темой является освещение проблемы распространения коронавируса в Европе. Перепечатки армянскими СМИ материалов из российских источников вольно или невольно приводят к преобладанию мысли о том, что пандемия угрожает самому существованию Евросоюза. В частности, тот же “News.am”, активно представляя позицию итальянских политиков, обвиняющих ЕС в недостатке солидарности и помощи Италии (“La Reppublica: В Италии некоторые политики свернули флаги ЕС, протестуя против недостатка солидарности”, “News.am” от 3 апреля 2020; “Глава МИД Италии сравнил последствия пандемии в мире с уроном от войны”, “News.am” от 13 апреля 2020), мало внимания уделяет позициям официального Брюсселя, Германии и стран Северной Европы, ратующих за совместную борьбу против пандемии.

Однако тему коронавируса в антиевропейском контексте больше всех из исследованных СМИ использовала российская телекомпания “РТР-Планета”.  Причем, как в информационных программах, так и в ток-шоу. Так, 22 марта ведущий передачи “Большие вести” Дмитрий Киселев не без злорадства говорил: “…Рухнула Шенгенская зона… контроль над своими границами установили Германия, Швейцария, Австрия, Венгрия, Чехия, Дания, Литва, то есть Шенгенской зоны со свободой передвижения внутри 26 стран теперь нет. Фактически это крах европейской идеи... Всю эту мишуру слов - о солидарности, взаимопомощи, общих ценностях, правах человека и гуманизме - как ветром сдуло”. Через неделю, 29 марта, тот же ведущий в своей передаче продолжил: “Шенгену на этой неделе исполнилось 25 лет. Но юбилей этот, скорее всего, похож на похороны, болезненное прощание с мечтой о единой Европе без пограничных шлагбаумов...”.

При обсуждении темы пандемии ту же самую линию проводил и ведущий авторского ток-шоу “Вечер с Владимиром Соловьевым”. В частности, в выпуске от 29 марта Соловьев, процитировав слова итальянского оппозиционера Маттео Сальвини о том, что ЕС – это гнездо змей и шакалов, заявил: “Вирус угрожает смертью Шенгенской зоне”. Более того, он выразил уверенность, что ни о какой объединенной Европе уже и речи быть не может. “А что, Европа не умерла? Она не разбилась на маленькие квартирки? Она не запретила ездить внутри себя”, - спрашивал Соловьев. 

По сути, предпринятые внутри Евросоюза вынужденные меры борьбы против пандемии российские журналисты, манипулируя фактами, поспешили представить как развал Шенгенской зоны и крах ЕС. Даже такой глобальный вызов, как коронавирус, не заставил их воздержаться от антиевропейской пропаганды. Между тем, уже в середине мая страны Шенгенской зоны начали открывать свои внутренние границы, и ни одно из этих государств не заявило об отказе от тех ценностей, на которых основывается ЕС.

Впрочем, пандемия была далеко не единственной темой, использованной российским телеканалом для антиевропейской пропаганды. Так, говоря о фашизме и массовых убийствах в годы Второй мировой войны, Соловьев взваливает вину на всю Европу: “…Это позволила себе цивилизованная Европа, которая с радостью отправляла на убийство и заклание своих сограждан… Европа за это покаялась? Нет!” (“РТР-Планета”, “Вечер с Владимиром Соловьевым”, выпуск от 12 февраля 2020). Во время той же передачи, продолжая свои размышления, Соловьев сделал дискриминационное заявление: “…на восстания были способны только советские люди и евреи, западные люди ломались… они моментально сдавались. А советские люди и евреи были способны на сопротивление”. Конечно, наивно полагать, что Соловьев не знает о французском сопротивлении, о немецком антифашистском движении, о партизанской борьбе других народов. Но вспоминать об этом ему не надо, его задача - очернить Европу и европейцев, дискредитировать их.

Примечательно, что у Владимира Соловьева образовался круг “экспертов-антизападников”, которых он регулярно приглашает на свои ток-шоу и которые из передачи в передачу повторяют одни и те же мысли об аморальности и обреченности Европы, о нежизнеспособности Евросоюза и западной модели в целом, об угасании демократии и т. д. Этот круг гостей Соловьева отчетливо проявился как на первом этапе мониторинга, так и на втором, - Дмитрий Куликов, член Зиновьевского клуба Международного информационного агентства “Россия сегодня”; Борис Якеменко, заместитель директора Центра исторической экспертизы при Российском университете дружбы народов; Сергей Михеев, политолог; Яков Кедми, общественный деятель из Израиля; Сергей Кургинян, лидер движения “Суть времени”, Карен Шахназаров, кинорежиссер и другие.

Например, миссия последнего - утверждать, что Европейский Союз нежизнеспособен и что его постигнет та же участь, что и СССР (“РТР-Планета”, “Вечер с Владимиром Соловьевым”, выпуск от 1 апреля 2020). О слабой управляемости, рыхлости и неэффективности ЕС, пренебрежении его ценностями периодически говорит и политолог Сергей Михеев (“РТР-Планета”, “Вечер с Владимиром Соловьевым”, выпуски от 31 марта, 6 апреля, 14 апреля 2020). “Мифическое единство Евросоюза оказалось ложным”, - в контексте пандемии коронавируса утверждает Борис Якеменко (“РТР-Планета”, “Вечер с Владимиром Соловьевым”, выпуск от 16 марта 2020). Подобного рода цитаты можно продолжить. Однако в ходе мониторинга не было зафиксировано ни одного случая, чтобы эти эксперты говорили что-то позитивное о Европе и деятельности европейских структур.

Эти и многие подобные манипуляции, нацеленные на дискредитацию европейских ценностей, таят в себе серьезную угрозу дезориентации аудитории, формирования у определенной ее части превратного представления о Европе и европейцах. Несомненно, материалы такого пропагандистского толка имеют политическую мотивацию. Тем они и опаснее, поскольку при этом почти полностью игнорируется право людей на получение достоверной и объективной информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как свидетельствуют результаты мониторинга, европейская тематика освещается исследованными СМИ, в основном, нейтрально или позитивно. Негативные материалы составляют незначительную долю - всего 0,6% от общего числа публикаций, касающихся Европы и европейцев. Но при этом мониторинг позволил выявить следующие тенденции:

· Наибольшее количество публикаций, дискредитирующих европейские ценности, зафиксировано в печатных изданиях - 161 или 53,5% от общего числа материалов, содержащих элементы пропаганды. У телекомпаний и онлайн медиа соответственно 94 (31,2%) и 46 (15,3%).
· Среди используемых пропагандистских приемов наиболее распространенным является тенденциозное, предвзятое комментирование событий и явлений. Наиболее часто его применяют журналисты (46%), эксперты/общественные деятели (31%) и политики (12%), остальные авторские категории - значительно реже. Вторым по степени распространенности приемом информационных манипуляций является искажение фактов. Меньше, чем эти два, используются ссылки на анонимные (предположительно - несуществующие) источники, распространение выражений ненависти и негативных стереотипов.
· Анализ данных мониторинга по видам СМИ показал, что по количеству обращений к различным методам пропаганды журналисты опережают представителей других категорий авторов только в печатных изданиях. Здесь на долю самих сотрудников газет приходится около 74% тенденциозных комментариев, искаженных фактов, негативных стереотипов о Европе и европейцах.
· В отличие от печатной периодики, в эфире телекомпаний по числу использования в своих комментариях пропагандистских приемов эксперты/общественные деятели более чем в 2 раза превзошли журналистов. Примечательно, что в вещательных СМИ приглашенные эксперты/общественные деятели больше использовали выражений, дискредитирующих европейские ценности, чем все остальные категории авторов, вместе взятые.
· В онлайн медиа по числу тенденциозных комментариев, использования негативных стереотипов и искаженных фактов журналистов почти в 2 раза превзошли не только эксперты/общественные деятели, но и политики, а официальные лица - в 1,5 раза. В целом, на долю последних трех категорий авторов приходится свыше 78% применения пропагандистских приемов.
· В ходе мониторинга выявились лидеры по числу материалов, имеющих антиевропейскую направленность. Среди газет – это “Иравунк”, среди телекомпаний - “РТР-Планета”, среди онлайн медиа - “News.am”.
· В содержательном плане в ходе первого этапа мониторинга основной темой, послужившей поводом для публикаций, дискредитирующих европейские ценности, стала возможная ратификация Арменией Стамбульской конвенции. На втором этапе исследования, который по времени совпал с распространением коронавируса, главной темой стала пандемия. Даже предпринимаемые странами Евросоюза вынужденные меры (в частности, закрытие границ) преподносились некоторыми СМИ как отказ от европейских ценностей и развал ЕС.

Данные мониторинга показывают, что авторы тенденциозных комментариев и прочих манипуляций, как правило, позитивно относились к своим словам, то есть подтверждали их. Несогласие выражалось крайне редко. Только проправительственная газета “Айкакан жаманак” приводила такие комментарии, чтобы выразить свое негативное отношение к ним. Следовательно, в этих условиях невозможно будет что-либо изменить, если сами СМИ не проявят желания отказаться от антиевропейской пропаганды. При наличии же у них доброй воли мониторинговая группа рекомендует следующее:

· Поскольку, как уже отмечалось, из выявленных пропагандистских приемов наиболее распространенным является тенденциозное, предвзятое комментирование фактов и явлений, очень важно пользоваться несколькими источниками информации и представлять разные мнения и позиции.
· Если искажения фактов по европейской тематике не носят преднамеренный характер и есть желание убедиться в достоверности полученных сведений, то при современных технологиях их легко можно уточнить. При этом нужно исходить из того, что по мере распространения медиа-грамотности все больше людей овладевают навыками проверки фактов, и при обнаружении полуправды или заведомо ложных сведений аудитория перестает или, по крайней мере, начинает меньше доверять данному СМИ.
· То же самое касается ссылок на анонимные (предположительно - несуществующие) источники. Следует учесть, что выражения типа “по нашим сведениям”, “как нам стало известно” и др., которые использовались в ряде исследованных СМИ, значительно снижают доверие к публикуемой информации. И если какое-либо сведение, несмотря на предпринятые усилия, не уточнено и существуют сомнения в его достоверности, аудитория должна знать об этом.
· При подготовке публикаций, касающихся Европы и европейцев, важно, помимо использования местных данных, опираться также на цифры, факты и оценки, содержащиеся в докладах и резолюциях международных европейских организаций и структур.
· В целом, необходимо откааться от умышленного искажения сведений, выдергивания фактов из общего контекста и их тенденциозной подачи, а также прямой дезинформации. О том, что это возможно, свидетельствует то, что в ходе мониторинга выявлено незначительное количество публикаций, нацеленных на дискредитацию европейских ценностей.
· Поскольку все предыдущие пункты непосредственно связаны с нормами журналистской этики, чрезвычайно важно следить за их соблюдением посредством вовлечения в систему саморегулирования СМИ.
· Негативный заряд публикаций, дискредитирующих европейские ценности, может быть еще более снижен, если эксперты и общественные деятели, политики и официальные лица, представители науки и культуры, другие авторы воздержатся от тенденциозных комментариев и манипуляций, распространения выражений ненависти и негативных стереотипов.
· Что же касается российских телекомпаний (в том числе включенной в мониторинг “РТР-Планета”), которые вещают в Армении по каналам наземного эфирного вещания, ведут пропагандистскую деятельность и не подчиняются регулирующему органу - Комиссии по телевидению и радио РА, то они, как и другие иностранные вещатели, должны быть переведены в кабельную сеть.     


МЕТОДОЛОГИЯ

Данный мониторинг СМИ предполагал изучение источников информации, ведущих среди армянской аудитории пропаганду по дискредитации европейских ценностей, выявление и анализ публикаций, служащих - вольно или невольно - именно этой цели.

Для проведения мониторинга основными ориентирами явились положения Конституции и законодательства РА, касающиеся недопустимости дискриминации, оскорбления и клеветы, разжигания вражды и ненависти, а также ряд рекомендаций Комитета министров Совета Европы, в частности:
- Рекомендация R (97) 20 “По вопросам разжигания ненависти”,
- Рекомендация R (97) 21 “О СМИ и формировании культуры толерантности”,
- Рекомендация R (99) 1 “Относительно мер по стимулированию плюрализма в СМИ”.

Поскольку методы ведения пропаганды многообразны, мы разделили их на следующие условные категории (они могут проявляться и в отдельности, и в комплексе):
1) использование выражений ненависти (hate speech);
2) манипуляции различных форм;
3) применение негативных стереотипов и клише.
При этом каждая из этих категорий имела свои подкатегории. Так, выражения ненависти исследовались по тематическим подкатегориям, соответствующим основным видам дискриминации и разжигания вражды:
- расовой,
- национальной,
- политической,
- социальной (в том числе имущественной),
- языковой,
- религиозной, 
- сексуальной/гендерной,
- другой.

Манипуляции выявлялись и делились на следующие подкатегории:
- подтасовка и/или искажение фактов, использование заведомо ложных сведений;
- тенденциозное (предвзятое) комментирование, нацеленное на достижение “нужного” эффекта;
- ссылки на анонимный авторитет или не существующий (не идентифицированный) источник информации (или создание мнимого эффекта присутствия);
- отвлечение внимания общественности от важной проблемы (превращение актуальной темы в будничную историю, “забалтывание” этой темы, концентрирование внимания на менее значительных вопросах, стремление воздействовать на эмоции). 
  
Негативные стереотипы и клише условно дифференцировались по следующему принципу: клише - это слова или словосочетания с негативным или уничижительным подтекстом (например, применяемое в некоторых российских СМИ слова “хачики” вместо нейтрального “армяне”), а стереотипы - повторяемые с определенной частотой мысли, идеи, характеристики, облаченные в разные слова и выражения с негативным подтекстом или прямым негативным содержанием (например, “европейские ценности разрушают национальную самобытность”).

Мониторингом было охвачено 13 СМИ - 5 телекомпаний (в том числе одна российская, включенная в “социальный пакет” эфирного вещания и покрывающая всю территорию Армении), 3 общенациональные газеты и 5 онлайн портала (один из них - “Спутник-Армения” - российский). Их отбор осуществлен таким образом, чтобы по возможности были представлены СМИ, аффилируемые с различными политическими силами. Так, если иметь в виду газеты, то исследовались проправительственная “Айкакан жаманак” и две подчеркнуто оппозиционные – “Рапарак” и “Иравунк”. Последние две газеты включены в мониторинг и с учетом того, что в них, по некоторым наблюдениям, больше встречается выражений ненависти, манипуляций, стереотипов и клише, касающихся европейских ценностей.

В мониторинг были включены следующие телекомпании:
- Общественное ТВ (“h1”),
- “Еркир-медиа”,
- “Кентрон”,
- “5-й канал”,
- “РТР-Планета”.
А также интернет-издания:
- “Tert.am”,
- “1-in.am”,
- “24news.am”,
- “News.am”,
- “Sputnik Армения”.

Объектом мониторинга в печатных и онлайн-изданиях стали содержащиеся в них публикации, в том числе несущие смысловую нагрузку фотографии (рисунки, шаржи, карикатуры) с заголовками и/или текстовками, за исключением коммерческой, политической, социальной рекламы и объявлений, а также “чистых” фотографий (вне публикаций, без заголовка и текстовки). В онлайн медиа мониторингу подлежали и видеоматериалы, являющиеся частью публикаций или дополняющие их, а также преподносимые как отдельный материал со своим заголовком и/или текстовкой.

В телекомпаниях объектами мониторинга стали материалы основных информационных программ, выходящих в эфир в прайм-тайм, а также следующих за ними общественно-политических передач (ток-шоу) - “Правила игры” на Общественном ТВ, “Перед зеркалом” на канале “Кентрон” (передача на этом канале не выходит с середины октября 2019), “Вопрос страны” в эфире “Еркир-медиа”, “Лицом к лицу” на “5-м канале”, “Вечер с Владимиром Соловьевым” и “60 минут” на канале “РТР-Планета”.

При этом под телематериалом понимается тематически, композиционно и оформительски выделенная единица эфира, то есть:
а) отдельный сюжет в информационной программе,
б) отдельное информационное сообщение, передаваемое дикторским текстом,
в) тематически, композиционно и оформительски (перебивка, блюм и пр.) выделенная часть (раздел, сюжет) передачи, затрагивающая различные темы/проблемы.

Под газетной публикацией понимается тематически, композиционно и оформительски выделенная единица текста, то есть:
- отдельная статья, заметка, интервью и т. д.,
- отдельный фотоснимок с заголовком и/или текстовкой,
- как отдельный материал рассматривается также редакционный комментарий к той или иной публикации, выделенный словами “от редакции”, “комментарий редакции” и др.

То же самое понимается и под онлайн публикацией, но к ним причислены также видеоматериалы. При этом те видеоматериалы, которые служили иллюстрацией текста или дополняли его, рассматривались как часть данной публикации, а те, которые поданы вне текстов - с собственным заголовком и/или текстовкой, считались как отдельные единицы.

При мониторинге как телематериалов, так и онлайн и газетных публикаций анонсы и лиды рассматривались как часть материалов, к которым они относились.

Замеры в ходе исследования велись в единицах. При этом фиксировались:
- общее количество исследованных материалов,
- вычлененные из этого общего количества материалов публикации, которые касались европейской тематики и европейских ценностей, 
- вычлененные из группы публикаций по европейской тематике материалы пропагандистского толка, нацеленные на дискредитацию европейских ценностей.

В свою очередь, пропагандистские публикации оценивались по следующим параметрам:

- содержание пропаганды (что говорится?), то есть к какой из указанных выше категорий и их подкатегорий, в том числе тематических, относится эта публикация;
- автор пропагандистских выражений или публикации в целом (кто говорит?) - журналист, эксперт/общественный деятель, политик, госчиновник, представитель науки и культуры, религиозный деятель, vox-populi, другие;
- отношение автора к конкретному выражению, дискредитирующему европейские ценности (согласен, не согласен, нейтральное отношение); 
- знак отношения конкретного СМИ к пропагандистским выражениям и приемам - негативный (-), позитивный (+), нейтральный (0). 

На начальном этапе проекта организован 1-месячный пилотный мониторинг, на основе которого методология приведена в окончательный вид для осуществления основной части исследования.
Мониторинг был проведен в 2 этапа, продолжительность каждого из которых 4 месяца. При этом после первого этапа был подготовлен и опубликован промежуточный отчет, а после завершения мониторинга в целом - итоговый аналитический доклад.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примеры негативных стереотипов, выявленных в ходе мониторинга:

· Новая власть Армении - агенты Запада;
· Никол Пашинян действует под диктовку Европы/Запада;
· По указанию Запада/Европы пропагандируется и насаждается разврат;
· Европейские ценности разрушают национальные традиции и самобытность/ чужды этим традициям;
· Стамбульская конвенция подрывает национальные ценности;
· Стамбульская конвенция отвергнута подавляющим большинством общества;
· Печально известная/уродливая/развратная Стамбульская конвенция;
· Стамбульская конвенция призвана разрушить традиционную семью;
· Традиционная семья на Западе пала;
· Запад пытается присвоить себе право на истину;
· Европа не самостоятельна – она выполняет волю США;
· В Евросоюзе нет демократии;
· НАТО – форма колонизации современного мира;
· Европа предала Украину;
· Армении нечему учиться у Европы;
· Коронавирус развалит Евросоюз;


Примеры манипуляции – искажения или подтасовки фактов, тенденциозного комментирования:

· “Стамбульская конвенция противоречит Конституции Армении”, (“5-й канал” информационная программа “Айлур”, 28 ноября 20192019). Искажение: на самом деле Министерство юстиции РА выступило с официальным заявлением, подчеркнув, что ни по одному пункту эта конвенция не противоречит Конституции Армении.
· “Стамбульская конвенция - составная часть арсенала по разложению общества: предполагается создание приютов, и общественные организации будут отбирать детей у семей и отдавать в эти приюты” (“5-й канал” предача “Интервью”, 16 октября 2019). Искажение: приюты в Армении давно существуют - как для детей, так и для женщин, ставших жертвами насилия. Приюты предоставляются государством, а общественные организации лишь оказывают содействие в этом деле. Естественно, без серьезных оснований никто не будет отчуждать детей от семей.
· “Стамбульская конвенция предполагает наличие третьего пола и узаконивает его. В детских садах будут 3 типа горшка, три туалета” (“5-й канал” предача “Интервью”, 24 октября 2019). Искажение: в тексте Стамбульской конвенции нет понятия “третий пол”, эта манипуляция используется для дискредитации документа.
· “Стамбульская конвенция призвана разрушить традиционную армянскую семью” (“News.am”, 1 ноября 2019). Искажение: Конвенция нацелена на предотвращение домашнего насилия и защиту жертв насилия. Применяемая манипуляция нацелена на дискредитацию документа.
· “Стамбульская конвенция - подозрительный, размытый документ и может представлять угрозу ценностям армянской нации” (“24news.am”, 1 ноября 2019). Искажение: Конвенцию подписали десятки стран, что свидетельствует о качестве этого документа. Кроме того, ни одно из подписавших государств не заявило о какой-либо угрозе национальным ценностям, и если бы такая опасность существовала, они бы не присоединились к конвенции.
· “Если мы - христиане, последователи Армянской апостольской церкви, то Стамбульскую конвенцию должны отвергнуть” (“24news.am”, 10 ноября 2019). Искажение: документ не имеет какого-либо противоречия с христианством, доказательством чего может служить тот факт, что большинство населения европейских стран, подписавших конвенцию, проповедует христианство.
· “Совместное обсуждение Стамбульской конвенции, организованное делегацией Совета Европы и парламентариями Армении, является вмешательством во внутренние дела страны” (“Tert.am”, 1 ноября 2019). Искажение: Стамбульская конвенция - международный документ, и Армения как член Совета Европы может обсуждать с представителями этой организации вопросы, представляющие взаимный интерес. Это никак не является вмешательством во внутренние дела страны.
· “Подавляющее большинство общества крайне отрицательно относится к Стамбульской конвенции” (“1in.am”, 20 декабря 2019). Искажение: нет ни одного исследования или социологического опроса, данные которого свидетельствовали бы об этом. Предпринятый противниками документа сбор подписей также не дал убедительных результатов. Ряд СМИ искусственно создаваемым ими негативным фоном вокруг Стамбульской конвенции пытаются убедить аудиторию, что большинство граждан против этого документа, что является известным приемом манипуляции.
· “Западные извращенские нравы (в контексте Стамбульской конвенции - КЗСС)” (газета “Рапарак”, 24 сентября 2019). Искажение: Запад идентифицируется с извращенством, тогда как многие страны, в том числе Армения, стремятся интегрироваться с Европой и перенять европейские ценности, касающиеся развития демократии и соблюдения прав человека. Что касается Стамбульской конвенции, в контексте которой применено выражение “извращенские нравы”, то достаточно внимательно прочесть этот документ, чтобы убедиться, что он нацелен исключительно на предотвращение домашнего насилия и защиту жертв такого насилия.
· “Почему европейские сточные воды мы импортируем в нашу страну? (в контексте Стамбульской конвенции - КЗСС)” (газета “Рапарак”, 12 ноября 2019). Искажение: пользуясь негативным фоном, созданным рядом СМИ вокруг Стамбульской конвенции и европейских ценностей в целом, газета в иносказательной форме называет их “сточными водами”, что является продолжением манипуляций, искажающих действительность для достижения определенного пропагандистского эффекта.
· “Стране (Армении) навязываются ценности, которые чужды традициям армянского народа (в контексте Стамбульской конвенции - КЗСС)” (газета “Иравунк”, 10 сентября 2019). Искажение: Армения активно участвует в европейской интеграции, является членом Совета Европы, подписала с Евросоюзом Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве, сделала это по своему выбору, что свидетельствует об отсутствии противоречий между европейскими ценностями и национальными традициями.
· “Запад пытается обязать снижение роли Армянской апостольской святой церкви и зажечь зеленый свет для сектантских организаций” (газета “Иравунк”, 25 октября 2019). Искажение: ни в одном документе, подписанном между Арменией и европейскими структурами, не говорится о необходимости снижения роли Армянской апостольской церкви. С представителями Совета Европы армянские парламентарии в октябре обсуждали изменения в Законе РА “О свободе совести и религиозных организациях” с точки зрения их соответствия европейским стандартам. Важно заметить, что приведенное оценочное суждение преподносится как факт, причем со ссылкой на сомнительный (или, возможно, несуществующий) источник информации - “по нашим сведениям”, что является приемом манипуляции.
· “Западный мир - это апофеоз извращения, деморализации, дегуманизации” (“РТР-Планета”, “Вечер с Владимиром Соловьевым”, 3 октября 2019). Это суждение одного из участвующих в ток-шоу экспертов не что иное, как очернительство, тенденциозное комментирование с целью дискредитации европейских ценностей.
· “В Евросоюзе на фашизм смотрят сквозь пальцы” (“РТР-Планета”, “Воскресные вести”, 13 октября 2019). Искажение: В Евросоюзе на законодательном уровне запрещена пропаганда фашизма, что свидетельствует о принципиальной позиции и неприятии этого явления.
· “Западная модель не может обеспечить мир и развитие человека” (“РТР-Планета”, “Вечер с Владимиром Соловьевым”, 13 ноября 2019). Искажение: Западные страны составляют большинство в числе 20 развитых экономик мира (G20) и обеспечили высокий уровень жизни. Западные лидеры, как правило, предпринимают усилия для предотвращения глобального конфликта и выступают с посредническими инициативами для урегулирования локальных противостояний. Представленное суждение вызывает вопрос: а какая, если не западная, модель обеспечивает мир и развитие человека?
· “Единая армия Европы - это четвертый рейх. “Майн кампф” - вот это европейские ценности. Нацизм - это квинтэссенция европейских ценностей…” (“РТР-Планета”, “Вечер с Владимиром Соловьевым”, 20 ноября 2019). Искажение: как известно, единая армия Европы задумана европейскими лидерами как альтернатива НАТО, где США играют главную роль. После Второй мировой войны была создана новая архитектура Европы и сформирована новая система ценностей, основанная на принципах демократии и уважении прав и свобод человека. В Евросоюзе на законодательном уровне запрещена пропаганда фашизма. В этих условиях книга Гитлера “Майн кампф” и сам нацизм никоим образом не могут быть причислены к европейским ценностям и, тем более, не могут считаться их квинтэссенцией.
· “Европа предала Украину” (“РТР-Планета”, “60 минут”, 22 ноября 2019). Искажение։ к этому тенденциозному выводу автор приходит на основе весьма сомнительного сравнения - мол, Европа принимает в качестве беженцев “всякую чернь” из Азии и Африки, а перед Украиной, несмотря на майдан, двери в ЕС оказались закрыты. Между тем, Украина и Евросоюз подписали договор об ассоциации, чем ускорили процесс интеграции; установлен безвизовый режим для поездок граждан Украины в страны ЕС; в Украину направлены многомиллионные европейские инвестиции; лидеры двух ведущих стран Евросоюза участвуют с посреднической миссией в “Нормандской четверке” для урегулирования противостояния в Донецкой и Луганской областях. В этих условиях утверждение “Европа предала Украину” может быть квалифицирована как манипуляция, рассчитанная на достижение определенного пропагандистского эффекта.
· “НАТО является новой формулой колонизации, и страны-члены альянса не понимают, что де-факто находятся в колониальной зависимости, так как их безопасность полностью находится в руках США” (“РТР-Планета”, “Вечер с Владимиром Соловьевым”, 4 декабря 2019). Искажение: несмотря на неформальную лидирующую роль США в НАТО, тем не менее эта организация создавалась и действует для коллективной защиты свободы и безопасности государств-участников политическими и военными средствами. Бюджет альянса формируется за счет взносов стран-членов, а стратегические задачи и текущая деятельность осуществляются на основе совместно принимаемых решений. Государства, входящие в блок, заинтересованы в коллективном обеспечении безопасности в Евроантлантическом регионе, и если бы альянс таил в себе угрозу “колониальной зависимости”, в него не вошли бы новые члены, число которых за последние 20 лет увеличилось с 15 до 28.
· “Европейские ценности - это как дышло: можно повернуть то в одну сторону, то в другую (в контексте применения двойных стандартов - КЗСС)”, (“РТР-Планета”, “60 минут”, 6 декабря 2019). Искажение: ценности, на которых основано европейское сообщество, сформулированы в ряде основополагающих документов, прежде всего - в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. И если кто-то пытается манипулировать ими и применять двойные стандарты, то это не означает, что нет четкого представления о европейских ценностях.
·  “США модернизировали размещенные в Германии ядерные боеголовки” (“News.am”, 11 апреля 2020). Искажение: “News.am” со ссылкой на ТАСС сообщает об этом как о свершившемся факте, однако в результате факт-чекинга (см. стр.16) выяснилось, что по состоянию на апрель замена боеголовок еще не произошла, а США лишь выразили такое намерение.
· “Алиев: Парламентская ассамблея Совета Европы на протяжении 20 лет делает все возможное, чтобы очернить, оклеветать Азербайджан, подорвать его авторитет” (“News.am”, 15 апреля 2020). Искажение: это заявление президент Азербайджана сделал в связи с тем, что ПАСЕ не осудила проведение президентских выборов в Нагорном Карабахе. Поскольку официальный Баку не признает наличие в своей стране политзаключенных и находящихся в тюрьмах журналистов, то критику ПАСЕ воспринимает как клевету и очернительство.
· “В последнее время из разных европейских структур - от Венецианской комиссии, от ПАСЕ - поступают все более тяжелые порицания в адрес Пашиняна” (“Иравунк”, 18 февраля 2020) Искажение: в постреволюционный период ни в одном документе, касающемся Армении, - будь то резолюция ПАСЕ или заключение Венецианской комиссии - нет порицания, а есть предложения и призывы.
· “В геополитической сирийской проблеме США были, по меньшей мере, в роли пассивного наблюдателя. А вот Европа - испуганного просителя” (“Иравунк”, 10 марта 2020). Искажение: чтобы опровергнуть этот тенденциозный комментарий, приведем цитату из информации Ройтерс: “Брюссель (Reuters) - лидеры Германии и Франции в четверг позвонили президенту России Владимиру Путину, чтобы выразить свою озабоченность по поводу гуманитарной ситуации в сирийском районе Идлиб, призвав положить конец конфликту. Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон в ходе саммита Евросоюза в Брюсселе имели телефонный разговор с российским лидером. Оба они потребовали немедленного прекращения военных действий и возможности гуманитарной помощи населению”. (https://www.reuters.com/article/us-syria-security-europe/merkel-macron-urge-putin-to-end-conflict-in-syrias-idlib-idUSKBN20E2R6). Как видно из цитаты, европейские лидеры никого ни о чем не просят, они выражают озабоченность, призывают и требуют прекращения военных действий.
· “Одной из основных функций “Трансперенси Интернэшнл” является обеспечение проникновения западных транснациональных компаний в другие страны” (“Иравунк”, 13 марта 2020). Искажение: ни в Уставе, ни в других документах этой организации нет упоминания о такой миссии, более того - в практической деятельности армянского подразделения “Трансперенси Интернэшнл” также нет ничего, что бы дало основания для подобного умозаключения.
· “Евросоюз дает гранты правительству Никола, чтобы оно похоронило понятие “армянский коньяк”” (“Иравунк”, 20 марта 2020). Искажение: на самом деле условия поставок “армянского коньяка” на европейский рынок обсуждаются не первый год, и проблема состоит в том, что “коньяк” как бренд является французским и соответствует географическому названию города во Франции. Вместе с тем, “армянский коньяк” является брендом и для Армении. Этот вопрос регулируется Лиссабонским соглашением об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации, а также принятым в рамках Всемирной торговой организации Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, к которому присоединилась и Армения. Предполагается, что в течение предстоящих 25 лет армянские производители еще могут пользоваться названием “коньяк”, после чего напиток должен быть переименован в “бренди”.
· “Депутаты дали положительное заключение ратификации конвенции о педофилии” (“Иравунк”, 28 апреля 2020). Искажение: на самом деле Национальное Собрание РА ратифицировало Конвенцию Совета Европы “О защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия”. Этот документ также использовался отстраненными от власти силами для политической спекуляции и дискредитации постреволюционной власти, как и в случае со Стамбульской конвенцией.
· В “охоте на ведьм” Пашиняну помогли “приведшие его к власти и в полной мере пользующиеся его властью круги. Они известны под разными названиями – “соросовцы”, “западные шпионы”, “антироссийские элементы”, “мнимые менеджеры антикоррупционной борьбы”, “роющие прошлое клопы” и т. д.” (“Рапарак”, 14 января 2020). Использованы негативные клише, в том числе носящие оскорбительный характер. Применено искажение: Пашинян пришел к власти в результате бархатной революции, которую он изначально возглавлял, и утверждения о том, что какие-то “круги” привели его к власти, лишены каких-либо оснований.
· Газета “Рапарак”, ссылаясь на неназванный источник и сообщая о видеобеседе председателя Конституционного суда РА Грайра Товмасяна и главы Венецианской комиссии Джанни Букиккио, утверждает, что последний заявил следующее: “Венецианская комиссия - защитник конституционного строя в Европе, председатели конституционных судов являются партнерами комиссии, следовательно, они не допустят, чтобы в отношении них были применены давление и беспочвенные преследования, нарушения норм неприкосновенности” (“Рапарак”, 18 января 2020). Искажение: ссылка на анонимный (предположительно - несуществующий) источник вызывает серьезные сомнения в достоверности цитаты. Эти сомнения еще более усиливаются в связи с тем, что в распространенной пресс-службой КС официальной информации об упомянутой беседе нет таких подробностей. Ситуация вокруг КС такова, что, если бы Букиккио действительно выразил столь лестные заверения, пресс-служба, очевидно, не упустила бы возможности процитировать их.
· “Если бы власти Армении работали хорошо, возможно, в этом меняющемся мире мы бы встретили весну 2020 с ратифицированным соглашением (подписанным между ЕС и Арменией Соглашением о всеобъемлющем и расширенном партнерстве - КЗСС)… Многие граждане Армении обеспокоены, что эта неопределенная ситуация все больше и больше поведет нас в зону российского влияния и все больше оторвет от Европы” (“Рапарак”, 15 апреля 2020). Искажение: 16 стран Евросоюза уже ратифицировали упомянутое соглашение, и процесс продолжается. За последние месяцы он замедлился по объективным причинам, связанным с пандемией коронавируса. Однако это не может стать основанием для увеличения российского влияния и отрыва от Европы. Тем более, что после бархатной революции Армения ведет вполне самостоятельную внешнюю политику.
· Официальный представитель Министерства обороны России, генерал-майор Игорь Конашенков заявил, что “граждане Сирии и не сомневались в наличии такого количества мнимых защитников в Европе и США, а также якобы отправленной ими щедрой гуманитарной помощи за все эти годы” (“Sputnik-Армения”, 4 марта 2020). Искажение: Евросоюз и США играют важную роль в урегулировании ситуации в Сирии, в том числе в решении гуманитарных вопросов, и данное высказывание российского генерала свидетельствует о стремлении России единолично и по своему усмотрению решать сирийскую проблему.
· Духовный лидер Ирана Хоменеи: “Нельзя доверять Европе, переговоры с ними всегда сопровождаются обманом и фальшью” (телекомпания “Еркир-медиа”, передача “Еркирн айсор” (“Страна сегодня”), 17 января 2020). Искажение: если бы это утверждение соответствовало действительности, официальный Тегеран не продолжал бы переговоры с ЕС относительно смягчения санкций против Ирана.
· “Те геополитические силы, которые привели Никола к власти, привели для решения Арцахского вопроса, поэтому реакция Европы (на политику Пашиняна - КЗСС), да и США, России, довольно сдержанна” (телекомпания “Еркир-медиа”, передача “Еркри арц” (“Вопрос страны”), 21 февраля и повтор 25 февраля 2020). Искажение: Никол Пашинян пришел к власти в результате бархатной революции, которую сам изначально возглавил, и упомянутые автором геополитические центры не вмешивались в этот процесс и внимательно наблюдали за развитием событий. Вместе с тем, с приходом Пашиняна к власти Арцахская (нагорно-карабахская) проблема не решилась и вряд ли решится в обозримом будущем. Соответственно, в этих условиях утверждение о том, что Пашиняна “привели” для решения карабахского вопроса, не более чем манипуляция.
· Руководитель движения “Вето” Нарек Малян: “И в Европейском суде по правам человека есть судьи, которым Сорос давал суммы” (телекомпания “5-й канал”, передача “Интервью”, 11 марта 2020). Искажение: заведомо ложное обвинение, нацеленное на дискредитацию международной судебной инстанции.
· “Украина угробила ассоциацию с Евросоюзом” (“РТР-Планета”, “Вечер с Владимиром Соловьевым”, 3 февраля 2020). Искажение: подписанное между Украиной и ЕС Соглашение об ассоциации служит ориентиром для интеграционного процесса, который в настоящее время продолжается.
· “Там (на Западе - КЗСС) вообще отсутствует мораль и нравственность” (“РТР-Планета”, “Вечер с Владимиром Соловьевым”, 12 февраля 2020). Искажение: понятия морали и нравственности нередко по-разному трактуются, но утверждение об их отсутствии в странах Запада лишено сколь-нибудь веских оснований и носит чисто дискредитирующий характер. 
· “…На самом деле у европейцев ценностей нету, есть рационализм” (“РТР-Планета”, “Вечер с Владимиром Соловьевым”, 12 февраля 2020). Искажение: Евросоюз и другие европейские структуры сформировались на базе таких ценностей, как свобода, равенство, соблюдение основополагающих прав человека. И не случайно, что Европа последовательно выступает за защиту этих ценностей. Что же касается рационализма, то он является составной частью решения любого политического вопроса и, как правило, применяется европейцами исходя из упомянутых ценностей.
· “Нацизм породила Европа… это – плоть от плоти европейской цивилизации” (“РТР-Планета”, “Вечер с Владимиром Соловьевым”, 27 февраля 2020). Искажение: идентификация нацизма с европейской цивилизацией является пропагандистской манипуляцией. В годы Второй мировой войны подавляющее большинство европейцев боролось против нацистских режимов, спасая цивилизацию от фашизма. А после войны пропаганда фашизма была запрещена на законодательном уровне.
· “Европа заперлась в границах, то есть мифическое единство Евросоюза оказалось ложным…” (“РТР-Планета”, “Вечер с Владимиром Соловьевым”, 16 марта 2020). Искажение: если для борьбы против пандемии коронавируса страны Евросоюза были вынуждены закрыть границы, это совершенно не означает, что единство разрушено, и ЕС перестал существовать. Доказательством того стало то, что спустя 2 месяца страны Шенгенской зоны вновь открыли свои границы. 
· “Где эта европейская солидарность, где эти евроатлантические ценности, в чем они вообще выражаются, если они друг другу в этой ситуации отказались помогать?” (“РТР-Планета”, “Вечер с Владимиром Соловьевым”, 23 марта 2020). Искажение: временное закрытие границ европейских государств, связанное с пандемией, а также некоторая задержка с оказанием поддержки наиболее пострадавшим странам не дают основания утверждать об отсутствии солидарности и отказе от европейских ценностей. Как показало дальнейшее развитие событий, границы стран Шенгенской зоны вновь были открыты, а Евросоюз выделил многомиллиардные инвестиции для глобальной борьбы против коронавируса.
· “Какое отношение сегодня Европа имеет к демократии? Они могут себе вернуть демократию только перекрыв границы... И народовластия там нету, потому что там все решает чиновник, сидящий в Брюсселе” (“РТР-Планета”, “Вечер с Владимиром Соловьевым”, 23 марта 2020). Искажение: гость телепередачи подвергает сомнению демократию в Европе, игнорируя тот факт, что именно Европа и является колыбелью демократии, на основополагающих принципах которой сформирован Евросоюз. ЕС является добровольным объединением государств, согласившихся делегировать часть своих полномочий структурам этого объединения. А чиновник в Брюсселе лишь выполняет то, что решают лидеры стран ЕС.
· “В НАТО считают, что главная цель России - безнаказанно бомбить страны альянса” (“РТР-Планета”, “Вечер с Владимиром Соловьевым”, 1 апреля 2020). Искажение: ни в одном документе НАТО и ни в одном публичном выступлении представителей альянса нет такого утверждения. Эти слова ведущего ток-шоу не что иное, как манипуляция, направленная на дискредитацию НАТО.
· “Закрыли церкви по всей Европе… и получается, что Европа к этому была давным-давно готова, что церкви были не нужны уже давно” (“РТР-Планета”, “Вечер с Владимиром Соловьевым”, 6 апреля 2020). Искажение: достаточно съездить в любую европейскую страну, чтобы убедиться, что церкви существуют и продолжают функционировать.
· [bookmark: _Hlk41825712]“Европа отказалась помогать Украине с пандемией” (“РТР-Планета”, “Вечер с Владимиром Соловьевым”, 14 апреля 2020). Искажение: на самом деле Евросоюз предоставил Украине 1,2 миллиарда евро на борьбу с коронавирусом.
· “Западная система ценностей… с человеком в центре композиции - рухнула” (“РТР-Планета”, “Вести недели с Дмитрием Киселевым”, 26 апреля 2020). Искажение: даже в условиях пандемии Евросоюз продолжает существовать, основываясь на тех же ценностях - свободы, равенства, демократии, соблюдения прав человека. 
 








[bookmark: _GoBack]ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 1

	
Месяцы
	Общее количество рассмотренных материалов
	Количество материалов, касающихся европейской тематики
	Количество материалов, содержащих элементы пропаганды

	Сентябрь 2019
	24471
	13542
	48

	Октябрь 2019
	29515
	1879
	49

	Ноябрь 2019
	24985
	13456
	91

	Декабрь 2019
	24764
	1233
	25

	Январь 2020
	23208
	1108
	14

	Февраль 2020
	25458
	1543
	29

	Март 2020
	28676
	1287
	26

	Апрель 2020
	27898
	13859
	19

	Всего
	208975
	48445
	301



Таблица 2
	

Виды СМИ
	Общее количество рассмотренных материалов
	Количество материалов, касающихся европейской тематики
	Количество материалов, содержащих элементы пропаганды

	Телекомпании
	23727
	6908
	94

	
	1-й этап
	2-й этап
	1-й этап
	2-й этап
	1-й этап
	2-й этап

	
	11472
	12255
	4041
	2867
	65
	29

	Газеты
	9880
	2683
	161

	
	1-й этап
	2-й этап
	1-й этап
	2-й этап
	1-й этап
	2-й этап

	
	4873
	5007
	1732
	951
	116
	45

	Онлайн медиа
	175368
	38854
	46

	
	1-й этап
	2-й этап
	1-й этап
	2-й этап
	1-й этап
	2-й этап

	
	87390
	87978
	24337
	14517
	32
	14



Таблица 3

	
Авторы высказываний, 
содержащих элементы пропаганды

	
Количество обращений к элементам пропаганды
	
Отношение автора к высказыванию, содержащему элементы пропаганды



	
	
	
Согласен
	
Не согласен
	
Нейтральное

	Журналист
	164
	150
	8
	6

	Эксперт/
Общественный деятель
	103
	98
	3
	3

	Политик
	44
	43
	1
	0

	Официальное лицо
	27
	24
	2
	1

	Представитель науки/культуры
	5
	5
	0
	0

	Религиозный деятель
	2
	2
	0
	0

	Рядовые граждане/
vox populi
	1
	1
	0
	0

	Другой
	6
	6
	0
	0

	ИТОГО
	352
	329
	14
	10




Таблица 4

	Авторы высказываний, 
содержащих элементы пропаганды

	Манипуляция
	

Стереотип/
Клише

	
	
Искажение фактов/ложные сведения

	
Тенденциозное комментирование
	
Ссылка на анонимный (не идентифицированный) источник информации
	
Отвлечение внимания от важности темы
	

	Журналист
	23
	147
	15
	3
	37

	Эксперт/
Общественный деятель
	8
	100
	0
	1
	8

	Политик
	9
	39
	1
	1
	3

	Официальное лицо
	1
	24
	0
	3
	2

	Представитель науки/культуры
	1
	5
	0
	0
	3

	Религиозный деятель
	0
	2
	0
	0
	0

	Рядовые граждане/
vox populi
	0
	1
	0
	
0
	0

	Другой
	2
	4
	0
	0
	2

	ИТОГО
	44
	322
	16
	8
	55






Таблица 5

	
Авторы высказываний, 
содержащих элементы пропаганды

	
Количество обращений к элементам пропаганды


	
	
Газеты
	
Телекомпании
	
Онлайн медиа

	Журналист
	125
	31
	8

	Эксперт/
Общественный деятель
	19
	69
	15

	Политик
	14
	15
	15

	Официальное лицо
	5
	9
	13

	Представитель науки/культуры
	5
	0
	0

	Религиозный деятель
	0
	1
	1

	Рядовые граждане/
vox populi
	0
	0
	1

	Другой
	1
	3
	2

	ИТОГО
	169
	128
	55




Таблица 6

	
Газеты
	Общее количество рассмотренных материалов
	Количество материалов, касающихся европейской тематики
	Количество материалов, содержащих элементы пропаганды

	“Айкакан жаманак”
	4152
	1040
	10

	“Иравунк”
	2159
	707
	119

	“Рапарак”
	3569
	936
	32



Таблица 7

	
Авторы высказываний, 
содержащих элементы пропаганды

	
Количество обращений авторов к элементам пропаганды по каждой газете


	
	
“Айкакан жаманак”
	
“Иравунк”
	
“Рапарак”

	Журналист
	7
	87
	31

	Эксперт/
Общественный деятель
	0
	17
	2

	Политик
	2
	12
	0

	Официальное лицо
	2
	3
	0

	Представитель науки/культуры
	0
	5
	0

	Религиозный деятель
	0
	0
	0

	Рядовые граждане/
vox populi
	0
	0
	0

	Другой
	0
	1
	0

	ИТОГО
	11
	125
	33



Таблица 8

	
Телекомпании
	Общее количество рассмотренных материалов
	Количество материалов, касающихся европейской тематики
	Количество материалов, содержащих элементы пропаганды

	“Еркир-медиа”
	4103
	1078
	7

	“Кентрон”
	4192
	1276
	3

	Общественное ТВ Армении
	5903
	1660
	1

	“5-ый канал”
	4244
	1102
	23

	“РТР-Планета”
	5285
	1792
	60



Таблица 9.

	Авторы высказываний, 
содержащих элементы пропаганды

	Количество обращений авторов к элементам пропаганды по каждой телекомпании


	
	“Еркир-медиа”
	“Кентрон”
	Общественное ТВ Армении
	“5-ый канал”
	“РТР-Планета”

	Журналист
	0
	0
	0
	0
	31

	Эксперт/
Общественный деятель
	3
	1
	1
	13
	51

	Политик
	2
	0
	0
	10
	3

	Официальное лицо
	1
	3
	0
	0
	5

	Представитель науки/культуры
	0
	0
	0
	0
	0

	Религиозный деятель
	1
	0
	0
	0
	0

	Рядовые граждане/
vox populi
	0
	0
	0
	0
	0

	Другой
	0
	0
	1
	0
	2

	ИТОГО
	7
	4
	2
	23
	92





Таблица 10.

	
Онлайн медиа
	Общее количество рассмотренных материалов
	Количество материалов, касающихся европейской тематики
	Количество материалов, содержащих элементы пропаганды

	“1in.am”
	34408
	7437
	4

	“24news.am”
	36046
	7280
	9

	“News.am”
	58857
	13581
	20

	“Tert.am”
	33247
	7249
	9

	“Sputnik Armenia”
	12810
	3317
	4




Таблица 11.

	Авторы высказываний, 
содержащих элементы пропаганды

	Количество обращений авторов к элементам пропаганды по каждому онлайн изданию


	
	“1in.am”
	“24news.am”
	“News.am”
	“Tert.am”
	“Sputnik Armenia”

	Журналист
	2
	0
	4
	2
	0

	Эксперт/
Общественный деятель
	0
	1
	6
	6
	2

	Политик
	1
	4
	4
	5
	1

	Официальное лицо
	3
	2
	5
	2
	1

	Представитель науки/культуры
	0
	0
	0
	0
	0

	Религиозный деятель
	0
	1
	0
	0
	0

	Рядовые граждане/
vox populi
	0
	0
	1
	0
	0

	Другой
	0
	1
	1
	0
	0

	ИТОГО
	6
	9
	21
	15
	4



38

